Какой сон приснился раскольникову на каторге

Какой сон приснился раскольникову на каторге thumbnail

В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» множество символичных сцен, которые играют важную роль для смысла произведения. Ярким примером являются сны Раскольникова и их значение. Через образы, являющиеся герою во снах, к нему приходят важные решения, а читатель более точно понимает внутренние переживания героя.

Сны Раскольникова в романе занимают важное место. Каждый из них является знаковым для судьбы Раскольникова. Приходят они в особо ярких состояниях и имеют очень символичное значение. Наиболее удобно символику и значение снов героя отобразить таблица «Сны Раскольникова».

Сон

Содержание

Значение

Символика

Сон о лошади

Далекое детство Родиона. Они с отцом направляются в церковь и проходят мимо кабака. Родя видит, как выпившие мужики жестоко избивают маленькую слабую лошадь, которая запряжена в очень большую, несоразмерную ей телегу. Родя хочет заступиться за животное, но на его глазах лошадь убивают, прибив до конца железным ломом.

Сон как бы подготавливает Раскольникова, остерегает его, говорит о том, что задуманное злодеяние противоречит чистой душе и положительным качествам героя.

Церковь и кабак как противопоставление жизненных позиций, но находятся они совсем рядом друг с другом. Кабак является олицетворением зла и жестокости, пьянства, которое приводит к негативным последствиям. Церковь же – олицетворение чистого и светлого начала в человеке, Бога.

Церковь и кабак не случайно находят недалеко друг от друга: это показывает, что каждый человек волен сам выбирать, по каким принципам ему жить, а от добра до зла может быть всего один шаг.

Сон об Африке

Египет, оазис, голубая вода и теплый песок.

Жажда души, стремление к чистому и прекрасному. Сон снится на кануне убийства, герой все еще может остановиться и выбрать путь чистой жизни.

Оазис, голубая вода, тепло – как чистота побуждений и образа жизни среди океана нищеты и разрата, грязных мыслей и злобных затей.

Сон об Илье Петровиче и хозяйке

Сон происходит как в бреду. во сне приходит полицейский Илья Петрович и Родион якобы слышит, как внизу он бьет хозяйку квартиры.

Страх Родиона быть разоблаченным, пойманным за свое преступление. Раскольников боится, что его арестуют и ничего не предпринимает для спасения хозяйки.

Сцена выступает как композиционный двойник убийства старухи и Лизаветы. Родион мог остановить себя, одуматься, но ничего не сделал.

Сон о смеющейся старухе

По зову какого-то человека, Раскольников приходит в квартиру процентщицы и видит ее сидящей в углу. Герой пытается расправиться со старухой, но у него не получается, он слышит только ее смех.

Раскольников сбегает и оказывается под взглядом множества людей, которые притаились и молча ждут, что он будет делать.

Сон символизирует внутреннее состояние героя. Не зря сон снится именно перед приходом Свидригайлова, который сознается, что все знает.

Сон означает полный провал эксперимента над собой.

Смех выступает как победа старухи – убил ее, но не выиграл, а проиграл ей, испытывая муки совести.

Сон о конце света

Все люди подвержены страшной болезни. Они должны погибнуть, заражены злобой и жестокостью, убивают друг друга и плодят ужас на Земле. Только некоторые избранные могут выжить с помощью того, что несут в мир свет и чистоту.

Сон снится Раскольникову, когда он находится на каторге, после всех перенесенных им мук. Рядом с ним – Соня, которая умеет сострадать и несет в себе всю боль человечества, очищение и страдание.

Каторга и Соня становятся для героя началом новом жизни и искупления своего страшного греха.

Сон как символ обновления души, ее очищения.

С помощью данной таблицы можно написать сочинение на тему «Сны Раскольникова», указать их значение и символический смысл.

Источник


Описание снов Раскольникова
из романа «Преступление и наказание»

Сон о лошади (часть 1 глава V)

Накануне преступления Раскольникову снится сон о лошади, которую забивают до смерти кнутом. Судя по всему, будучи маленьким мальчиком, Раскольников вживую видел убийство лошади и это воспоминание сохранилось в его голове. Этот сон как будто напоминает ему о том, что он способен чувствовать жалость и сострадание к живому существу:

«Страшный сон приснился Раскольникову. Приснилось ему его детство, еще в их городке…» 

«…в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка…» 

«Он проснулся весь в поту, с мокрыми от поту волосами, задыхаясь, и приподнялся в ужасе…»

Сон отражает двойственность натуры Раскольникова (как и любого человека): во сне молодой человек испытывает жалость к лошади, к животному, но при этом в реальной
жизни он замышляет убийство человека, к которому жалости не испытывает.

Сон об Африке (часть 1 глава VI)

Сон об Африке снится Раскольникову накануне преступления, когда герой находится в болезненном состоянии. В этом сне герой видит Египет, оазис, голубую воду, разноцветные камни, золотой песок:

«Ему все грезилось, и все странные такие были грезы: всего чаще представлялось ему,
что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе…
»

Этот сон представляет собой полный контраст реальной жизни Раскольникова — жалкой, бесцветной и серой.

Читайте также:  Что приятное сказать девушке перед сном

Сон об Илье Петровиче и хозяйке (часть 2 глава II)

После совершения преступления Раскольников впадает в бред и видит сон о том, как полицейский Илья Петрович бьет хозяйку квартиры Раскольникова. Во сне молодой челвоек чувствует страх, что за ним могут прийти, чтобы арестовать:

«Вдруг Раскольников затрепетал как лист: он узнал этот голос; это был голос Ильи Петровича. Илья Петрович здесь и бьет хозяйку…» 

«Но, стало быть, и к нему сейчас придут, если так, «потому что… верно, все это из того же… из-за вчерашнего…» 

«Страх, как лед, обложил его душу, замучил его, окоченил его…»

В этом сне воплощается страх Раскольникова за то, что его разоблачат и арестуют. В то же время во сне молодой человек не предпринимает ничего, чтобы сбежать,
закрыться и не сдаться полиции.

Сон о смеющейся старухе (часть 3 глава VI)

Раскольников видит бредовый сон о покойной старухе-процентщице перед тем, как к нему приходит Свидригайлов. Во сне Раскольников идет в квартиру старухи вслед за каким-то человеком, который зовет его за собой. В квартире в углу гостиной молодой человек видит сидящую старуху-процентщицу, которая смеется. Раскольников пытает расправиться со старухой, но ему это не
удается и смех старухи только усиливается:

«…старушонка сидела и смеялась, — так и заливалась тихим, неслышным смехом, из всех
сил крепясь, чтоб он ее не услышал…»

Не сумев совладать со старухой, Раскольников бежит прочь, но повсюду видит смотрящих на него людей – на лестнице, в помещениях и т.д.:

«…все смотрят, — но все притаились и ждут, молчат… Сердце его стеснилось, ноги
не движутся, приросли… Он хотел вскрикнуть и — проснулся…»

В этом сне Раскольников испытывает страх разоблачения и позора, которые мучают его и в реальности. 

Сон о конце света (Эпилог глава II)

Это последний сон Раскольникова. Этот сон снится герою уже на каторге. Отбывая срок на каторге, Раскольников однажды заболевает и попадает в больницу. В болезненном бреду он несколько раз видит сон о конце света:

«Он пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и в бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных…»

Этот сон снится Раскольникову в Сибири на каторге. Каторга становится для героя началом его новой жизни и искупления греха. Этот сон – символ очищения и обновления души героя. Это очень яркий и эмоциональный сон, который говорит об активной внутренней работе героя.

Это была таблица с описанием снов Раскольникова в романе “Преступление и наказание” по главам: суть, смыл, значение сновидений главного героя.

Источник

Но давайте по порядку. Попробуем, к примеру, узнать, о чем бы думал, если бы оказался реальным человеком, один из персонажей, которого Достоевский блестяще описал в романе «Преступление и наказание». Речь, конечно же, идет о Родионе Раскольникове. Нас прежде всего будут интересовать его сновидения. Обсуждаемое произведение включает в себя три таких эпизода.

Первый из них намечает канву душевного конфликта. Начало сновидения отсылает нас к детству Родиона. «И вот снится ему: они идут с отцом по дороге к кладбищу и проходят мимо кабака; он держит отца за руку и со страхом оглядывается на кабак». Беспокойство мальчика всем понятно: «кладбище» напоминает о бренности человеческой жизни, «питейное заведение» — о бездумном прожигании последней людьми. Далее разыгрывается настоящая трагедия: «Смех в телеге и в толпе удвоивается, но Миколка сердится и в ярости сечет учащенными ударами кобылку, точно и впрямь полагает, что она вскачь пойдет».

Образ старой лошади как бы расширяет смысловое поле, связанное с мрачным кладбищенским ландшафтом. Этот бессловесный персонаж символизирует те границы, которые установила перед человеком сама природа. И потому избиение беспомощного существа означает бунт против природных ограничений и человеческой судьбы в целом. В прошлом веке такие умонастроения назывались «богоборческими». Психологически же такого рода взглядам соответствуют подверженность иллюзиям, тайное чувство собственной ущербности, зависть к успехам ближнего.

В чем же все-таки состоит главное преступление Раскольникова? В том, что этот опустившийся молодой человек совершил убийство, или же в его намерении самоутвердиться любым способом? Второй сон о старухе-процентщице, приснившийся ему уже после известного события, показывает, что осуществить такие замыслы не так-то просто: «Но странно: она даже и не шевельнулась от ударов, точно деревянная. … Он пригнулся тогда совсем к полу и заглянул ей снизу в лицо, заглянул и помертвел: старуха сидела и смеялась…».

Причина провала — присутствие на площадке и лестнице людей, которые вдруг заполнили все свободное пространство. В этом случае старуха олицетворяет совесть, а люди — общественный характер такого переживания. Оказывается, перешагнуть через внутренние преграды не так-то просто.

С этой минуты в Родионе начинает пробуждаться чувство виновности, которое, христианские мыслители называли «первородным грехом». Это — своеобразный общечеловеческий долг, который прямо или косвенно заставляет каждого из нас принять на себя ответственность за все происходящее в мире. В том числе, и за его несовершенство. Другими словами, человек должен всегда оставаться самим собой.

Читайте также:  Ехать во сне с покойником в машине во сне

В конце романа мы сталкиваемся с третьим сновидным эпизодом. Точнее, это даже и не сон, а некое помрачение рассудка, пережитое Раскольниковым на каторге во время поразившей его лихорадки. Тогда перед глазами Родиона развернулись грандиозные фантастические картины.

«Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве… Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные».

Описание этой галлюцинации обнажает перед нами внутреннюю сторону всего случившегося с Раскольниковым. Именно в этот момент мы начинаем понимать уродливый характер непомерной человеческой гордыни, следствием которой является неугасаемое желание подчинить своей воле все окружающее.

Отсюда — борьба за власть, агрессивность, стяжательство, неразборчивость в средствах, которые используются для достижения цели. Однако готов ли наш герой принять столь простую истину? «Вот в чем одном признавал он свое преступление, — отвечает на этот вопрос Достоевский, — только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною».

Видеть мир таким, какой он есть — задача, безусловно, не из простых и далеко не из самых приятных. А примириться с собственным несовершенством — на это способны немногие. Но можно ли двигаться вперед, не имея достоверных сведений относительно того, хватит ли у тебя сил на оставшуюся дорогу?

Источник

Сны Раскольникова – важная составляющая романа «Преступление и наказание». В них он более полно раскрывается как личность, как многогранная фигура. Так какова же суть снов Раскольникова?

Сон как художественный прием

На протяжении всего романа Раскольникову часто снятся сны. Введение автором сна в произведение – излюбленный литературный прием многих авторов. С помощью сновидений лучше раскрывается сущность героев, их страхи и желания.

В русской литературе писатели уделяли снам особое внимание. Ведь пока человек спит, он общается со своим подсознанием. Этот прием использовали Пушкин (сон Татьяны Лариной в «Онегине»), Гончаров (сон Ильи Ильича в «Обломове»), Жуковский («Светлана») и многие другие. Сны могли быть вещими или, наоборот, не иметь смысла. Они могли нести радость или предвещать горе.

Ф. М. Достоевский также использует сновидения, чтобы лучше открыть перед читателем душу и характер главного героя. Сны Раскольникова до преступления скрыты его метания, страх лишить кого-то жизни и обесценить свою собственную. После преступления его сновидения граничат с бредом психически нездорового человека, и только после раскаяния приходит умиротворение.

Сны Раскольникова до преступления

Первый сон, который снится Раскольникову накануне преступления – сон о замученной лошади. Сновидение относит его на много лет назад к временам своего детства. Он идет с отцом мимо кабака и видит, как мужики до смерти забивают кнутом маленькую лошадь. во сне герой испытывает жалость к животному, старается ее защитить и в ужасе просыпается. Этот сон раскрывает противоречивую натуру персонажа. С одной стороны он задумал жестокое преступление, с другой – способен на жалость к слабым и обездоленным. Во сне важными объектами являются церковь и кабак, которые находятся недалеко друг от друга. Кабак олицетворяет грязь и безобразие всего мира, а церковь – путь к очищению.

Еще один сон перед преступлением- сон про оазис. Ему снится Африка, золотой песок, голубая вода. Во сне все спокойно и прекрасно, что является полной противоположностью реальной жизни Раскольникова. Не случайно именно Египет снится Родиону. Таким образом вводится культ Наполеона, как человека, которому позволено больше остальных (поход на Египет – один из первых походов Наполеона).

Сны Раскольникова после преступления

После убийства, находясь в возбужденном и бредовом состоянии, Раскольникову снится сон, где полицейский совершает избиение хозяйки квартиры, в которой живет герой. несмотря на совершенное преступление, он сам плохо относится к насилию над людьми. Кроме того во сне выражается страх перед заслуженным наказанием. Раскольников очень боится, что его разоблачат и отправят в тюрьму.

В другом сновидении Родион практически повторяет совершенное наяву. Он отправляется в дом старухи-процентщицы и собирается ее убить. Только старуха не боится его, а лишь смеется над его попытками. Благодаря этому сну главный герой понимает, что он не «особенный человек», которому позволено быть вершителем судеб.

Последний сон Раскольников видит уже на каторге. он окончательно рушит его теорию о «сверхлюдях», так как если следовать ей, то в мире окончательно теряются нравственные основы и становится трудно разобрать, где добро, а где зло.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему «Сон Раскольникова». Сны являются отражением нашей души и переживаний, и главный герой не стал исключением. Сновидения мучают его, заставляют переживать ужасные моменты, что ведет к саморазрушению в реальной жизни.

Читайте также:  Малыш во сне вздрагивает и просыпается

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Источник

осень

Гений

(52190)

10 лет назад

Обратимся к первому из снов студента Родиона Романовича. Этот сон он видит еще до убийства старухи-процентщицы, “вши. бесполезной, гадкой, зловредной”, как он сам говорит после. Итак, перейдем ко сну. этот “страшный сон”, отрывок из детства, казалось бы, самого, что ни есть светлого, доброго и замечательного периода человеческой жизни, но далеко не это мы ощущаем, читая строки об избиении лошади “Но уж бедной лошаденке плохо. Она задыхается, останавливается, опять дергает, чуть не падает”. Все это мы видим глазами семилетнего мальчика, навечно запомнившего воплощение жестокости.
Избиение животного лишний раз напоминает ему о насилии в мире, укрепляет его убеждение в правильности его теории, которую он вынашивал, находясь в болезненном состоянии и мечтая о “роли властелина”, “Наполеона”.
Раскольников не видит разницы между человеком и животным. В образе лошади он вновь видит униженных и оскорбленных людей. В этом сне несколько раз упоминается слово “топор” и это не случайно. Ведь тут топор является орудием убийства, но не только лошади “Топором ее, чего! Покончить с ней разом”, но и старухи уже в реальном мире. Маленький Родион уже в семилетнем возрасте пытается вернуть справедливость, размахивая кулаками “в исступлении бросается с своими кулачонками на Миколку”, но уже поздно.
лошадь мертва “Кляча протягивает морду, тяжело вздыхает и умирает”. А это значит, что одних его усилий слишком мало для того, чтобы изменить сознание людей, искоренить инстинкт самоуничтожения человечества. Обилие насилия в этом сне стало очередным толчком, заставившим Раскольникова пойти на убийство.
Второй сон посещает Раскольникова уже после убийства. Он находится в полусознательном состоянии. Родиону Романовичу снится, что Илья Петрович избивает хозяйку “Он бьет ее ногами, колотит ее головою о ступени”.
Раскольников был поражен жестокостью людей, что и отразилось в этом сне:
“Он вообразить себе не мог такого зверства, такого исступления”. Скорее всего, здесь Раскольников подсознательно оправдывает себя, как бы говоря:
“не я один такой”. Читатель способен здесь понять, что не только Илья Петрович изображается здесь жестоким убийцей, но и любой человек способен на преступление, если на это толкнет его судьба или обстоятельства, а может даже искаженное понимание всего того, что происходит вокруг, того, что способно толкнуть на убийство.
В следующем сне студент Родион вновь совершает убийство старухи, он словно возвращается туда, где однажды совершил несправедливость, последовав принципам своей теории. Но теперь он чувствует свою вину, он видит как огромное количество людей смеются над ним. Даже старушка, которую он никак не может снова убить, смеется, но почему-то старается не показать смех нашему герою “.заглянул ей снизу в лицо, заглянул и помертвел: старушонка сидела и смеялась, – так и заливалась тихим, неслышным смехом, из всех сил крепясь, чтоб он ее не услышал”. В душе Радиона творится нечто ужасное, он чувствует гнет из-за убийства процентщицы и ее несчастной сестры Лизы, которая оказалась не в том месте и не в то время. Раскольников понимает, что, убив старушку, он не почувствовал себя свободней, он не стал “властелином”, не доказал правильность своей теории.
Последний сон Родион Раскольников, описанный в романе, вновь видит в бреду.
Он на каторге, лежа в больнице, подводит черту, которая обобщает все его страдания. Этот сон имеет важную роль не только в жизни Родиона, но и обобщает сущность общества и человека в целом. Достоевский смог предсказать на много лет вперед структуру человеческих взаимоотношений, а также раскрыть перспективы изменения человеческого сознания, но при этом говоря:
“Все и всё погибало. «.» Спастись во всем мире могли только несколько человек, «.» но никто и нигде не видел этих людей, никто не слыхал их слова и голоса”. Достоевский понимал, что таких людей может и не быть, поэтому в завершении сна нет той ясности, которую читатель хотел получить.

Источник: в композиционном отношении сны Раскольникова играют важную роль: они способствуют предельной концентрации читателя на развитии сюжета, на описываемой автором системе образов; подготавливают к последующим эпизодам, многие из которых имеют огромное значение для понимания основной идеи романа. Кроме того, введение в повествование таких элементов, как сны, имеет важное значение в художественно-изобразительном плане. Оно определяет психологизм в изображении главного героя романа Так, например, благодаря сну Раскольникова о пьяном вознице мы понимаем особенность душевного самочувствия героя, который в тот момент испытывал сильное отвращение к окружающей обстановке; пытался сопоставить нынешнее состояние с тем, какое будет у него после совершения преступления, воспринимаемого как нечто ужасное. Кто знает, если бы Раскольников прислушался тогда к своим ощущениям, то вряд ли бы оказался раздавленным ужасной трагедией, расколовшей надвое его сознание.

Источник