Какие сказочные персонажи упоминаются во сне обломова
Глава 9 «Сон Обломова» Гончарова является одним из ярких эпизодов романа «Обломов», написанного в 1859 году. Сон Обломова, состоящий из нескольких периодов жизни главного героя, помогает лучше раскрыть его характер, понять мотивы поступков.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Сна Обломова» на нашем сайте, а после – пройти тест для проверки знаний. Пересказ отрывка будет полезен при подготовке к уроку литературы.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.
Главные герои
Илья Ильич Обломов – мужчина средних лет, дворянин, который во сне попадает в свое детство и отрочество.
Другие персонажи
Родители Ильи – добродушные, любящие родители, которые всячески оберегали сына от внешних проявлений жизни.
Няня – старушка, которая на всю жизни привила Илюше любовь к сказкам.
Штольц – немец, учитель Ильи, строгий и требовательный человек.
Краткое содержание
Обломову снился чудный край, который «представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей». Казалось, все там сулило счастье, мир и спокойствие. Уголок тот состоял из нескольких деревушек, и среди местных крестьян царили «тишина и невозмутимое спокойствие», не нарушаемые никакими мирскими страстями. Дважды в год они ездили на ярмарку, и больше ни с кем не имели никаких связей. Крестьяне «слыхали, что есть Москва и Питер, что за Питером живут французы или немцы», а дальше следовал мрак, населенный чудовищами, великанами и «людьми о двух головах».
Именно в этот удивительный край и перенесся в своем сне Обломов. Две деревеньки – Сосновка и Вавиловка – «были наследственной отчиной рода Обломовых», и часто их называли Обломовкой. Илья Ильич проснулся ранним утром в своей детской постельке, ему было всего семь лет. Добрая няня тут же принялась его одевать, умывать и причесывать. Мать осыпала любимого сына поцелуями, после чего все отправились пить чай. За столом маленький Илюша был в центре внимания многочисленных родственников, каждый из которых старался приласкать мальчика и угостить его чем-то вкусненьким.
Затем любознательный, живой мальчик отправлялся на прогулку под строгим надзором няни. Женщине приходилось целый день бегать за резвым воспитанником, который так и норовил оказаться в самых «опасных» местах. Она любила Илюшу всем сердцем, и эта ежедневная суматоха не утомляла ее.
Вдосталь набегавшись и напрыгавшись, Илюша принимался пристально наблюдать за окружающим его миром. Словно губка, впитывал он различные явления, которые глубоко западали в его душу, росли и зрели вместе с ним.
Родители Илюши также не сидели без дела: старик Обломов, сидя у окна, контролировал каждый шаг челяди, а мать давала им бесконечные поручения. Ее «главною заботою была кухня и обед», подготовка к которому начиналась сразу после утреннего чая. В Обломовке большое внимание уделяли заботе о пище. Здесь выращивали самых жирных гусей и индюшат, пекли самые вкусные пироги, делали лучшие в округе соленья и варенья.
После обеда наступал «час всеобщего послеобеденного сна». Весь дом словно впадал в оцепенение, и этим неизменно пользовался Илюша. Он беспрепятственно взбирался на голубятню, исследовал сад, канаву, выбегал за ворота. После сна все домашние собирались к чаю, а затем занимались своими делами. С наступлением сумерек наступало время ужина, после которого дом погружался в сладостный, безмятежный сон.
Затем Обломову приснилась иная пора. Зимними снежными вечерами, когда за окном бушевала метель, няня рассказывала ему изумительные сказки, которые на всю жизнь овладели его воображением. В этих сказках всё совершалось само, по щучьему велению. Уже будучи взрослым, Илья Ильич нередко грустил от того, «зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».
Далее Обломов «увидел себя мальчиком лет тринадцати или четырнадцати». Он учился в пансионе немца Штольца, который не только учил его грамоте, но и пытался перевоспитать изнеженного барчука. «Немец был человек дельный и строгий», и, возможно, у него Илюша набрался бы ума-разума, если бы родная Обломовка не находилась недалеко от пансиона. Мальчик перенимал неспешный образ жизни своих родителей, которые ни к чему не стремились, не ставили перед собой никаких целей. «Другой жизни и не хотели и не любили бы они». В воспитании сына они переживали лишь о том, «чтоб дитя было всегда весело и кушало много».
Отправляя Илюшу на неделю в пансион, мать снабжала его всевозможными яствами, и все потому, «что у немца не жирно кормят». При каждом удобном случае, будь то праздник, приезд гостей или плохая погода, она надолго оставляла сына дома.
Осознав, что приобрести чины, кресты и деньги можно «не иначе, как только путем ученья», любящие родители хотели «добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусства».
Так и рос Илья, будто цветок в теплице. Он стремился жадно познавать мир, резвиться, играть в снежки вместе с деревенскими мальчишками, но родители видели в этой славной живости характера лишь угрозу его здоровью, и тщательно кутали мальчика в теплые одеяла.
Заключение
Сновидение главного героя играет большую роль в понимании его характера, раскрывает причины появления в обществе явления «обломовщины». Инертность, нежелание и неумение трудиться, душевная глухота Обломова были следствием его воспитания.
После ознакомления с кратким пересказом «Сна Обломова» рекомендуем прочесть отрывок в полной версии.
Тест по произведению
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Рейтинг пересказа
Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 1844.
Источник
Annet007 5 лет назад Данный вопрос является иной формулировкой одной из тем для написания сочинения по литературе, а именно фольклорные мотивы в романе Обломов (при переходе по ссылке будет открыто хорошее сочинение на данную тему). Если ответить вкратце, то няня Обломова рассказывала ему русские народные сказки про Емелю, Илью Муромца, Жар-птицу и др. И по сути, сказка “По щучьему велению” является отражением реальной жизни Обломова, который больше ленился, чем делал что-либо в своей жизни! И не смогли его “вытащить” из “сказочного мира” ни Штольц, ни Ольга Ильинская, ни Агафья Пшеницына… А ведь Ольга пыталась поначалу (как и Штольц) изменить Обломова и научить уму разуму. И у нее неплохо получалось. Но лень Обломова все же одержала победу… Няня рассказывала Обломову всегда только волшебные сказки, которые на самом деле были очень далеки от реальной жизни… Это были и народные сказки, да и сказки собственного сочинения, про Емелю-дурочка и про царевну-щуку, про неслыханную царевну-красавицу Милитрису Кирбитьевну, а так же были про славную троицу, состоящую из богатырей Ильи, Добрыни и Алёши, и никомк не известном Полкане-богатыре… Во всех сказках никто не работал, там по волшебству появлялись различные явства, одежда, оружие и прочее. По лесам, лугам, деревням и городам ходили лешие, мертвецы, ведьмы и прочие как положительные, так и отрицательные герои народных сказок, что на Обломова оставило впечатления на всю жизнь… татьяна1508 5 лет назад Няня была человеком добрым, и сказки ее были такие же добрые. Она рассказывала о русских богатырях,о Жар-птице, Емеле-дураке. Очень много в русских сказках волшебства, много хорошего, но они должны учит человека чему-то, не только, что можно бать храбрым и отважным, но еще нужно трудиться. Судя по тому какой стал Обломов, очень он любил сказку про Емелю -дурака. ВладиславСМ 5 лет назад Няня Обломова рассказывала своему воспитаннику, только русские – добрые сказки. Такие как: сказка о Жар-птице, Медведе на деревянной ноге, Емеле-дураке. И другие были, повести такие как: об Алеше Поповиче, Ильи Муромце, Добрыне Никитиче, о Колечище прохожем и Полкане-богатыре. Такие вот сказки и слыхал Обломов в своем детстве. [пользователь заблокирован] 5 лет назад Какие сказки рассказывала няня Обломову? Няня рассказывала Обломову только русские сказки такие как: о Добрыне Никитиче, о Емеле-дураке, о Алеши Поповиче, о Жар-птице, про Илью Муромца, о Медведе на деревянной ноге и много других. Delledi 5 лет назад Данный вопрос является очередной темой для написания сочинения по русскому языку. Поэтому в сочинение стоит написать о том, что няня рассказывала Обломову сказки об Илье муромце, Добрыне Никитиче, жар Птице и такая русская народная сказка как “по щучьему веленью” хорошо отображает не только поведение, повадки самого главного героя, но и его образ жизни в который он даже не стремится поменять. Асюшка 5 лет назад Обломову няня рассказывала сказки, которые мы все, абсолютно точно, хоть раз в жизни, да слышали. Это русские сказки, такие как: по щучьему велению, жар-птица, три богатыря. И другие. Может быть именно они заложили жизненную модель Обломова. Ведь всё в нас из детства. Я давно приметила, что многие старые русские сказки часто восхваляют лень и глупость. Слава Богу, что не все. Leona-100 5 лет назад Оболомову его няня рассказывала простые русские народные сказки. Это были такие сказки как: сказка о трех богатырях (Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче), о жар-птице, о Емеле, медведе с деревянной ногой и другие волшебные сказки. XRomanX 5 лет назад Она ему рассказывала очень хорошие и добрые сказки об “добрых волшебниц”,медовых и молочных рек”,о Алеши Поповиче,о Жар-птице,о Колечище прохожем,о Емеле-дураке, Добрыне Никитиче,и о других богатырях,а так же другие интересные сказки. Mishka22 5 лет назад Няня Обломову рассказывала очень добрые, волшебные русские сказки. Среди них были такие: былины о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче, о Жар-птице, о Емеле дураке и многие другие русские необычные сказки. Фенечка 7 лет назад “Она повествует ему… об удали Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, о Полкане-богатыре, о Колечище прохожем”. Здесь же сказка о Жар-птице, Емеле-дураке, Медведе на деревянной ноге. Знаете ответ? |
Источник
Одним из выдающихся произведений литературы XIX столетие есть роман и. А. Гончарова «Обломов». Произведение появилось своеобразным зеркалом своей эпохи. «Обломов» стал для российского общества «книгой итогов». Именно поэтому Добролюбов поздравил произведение Гончарова. Роман вскрыша страшную силу традиции, показал такое существование, при которому «норма жизни была готовая и препредставленная… родителями, а те приняли ее, тоже готовые, от дедушки, а дедушка от прадеда…». Образование Гончарова убеждало читателей, которые для живого жизни имело одной преемственности – ей необходимое восстановление
Лучше, что могла породить помещичью среду, – это Обломов с него «золотым сердцем». В личных проявлениях Илья Ильич чистый и благородный, но он весь запрятан только у них. Не случайно Ольга Ильинская все время ждет от героя выхода у мир общественный. Девушка, которая полюбилась Обломова и тщетно питавшаяся спасти его, спрашивает: «Что потеряло тебя? Нет имени этому злу…» – «Є… Обломовщина», – отвечает герой. Жизнь, похожая на сон, и сон, похожий насмерть, – вот судьба не только главного героя романа, но и многих других персонажей. События, описываемые в произведении, обычные для общественного жизни 1855 – 1862 лет. В этом состоит трагизм романа, в котором описанная уходящая в прошлое патриархальная Русь
Итак, Обломов лежит на диване в удобном домашнем халате, а жизнь идет бесповоротно. Покой – идеал жизни героя, « его нормальный залог».
Илья Ильич Обломов – российский помещик, который жил в Петербурге на доходы от своего имения. Это человек лет тридцати двух-трех от рода, среднего роста, приятной внешности, получил принятое в дворянском обществе образование, когда-то мечтал о службе, о путешествиях, захватывался поэзией. По уму и развитию он стоит выше своих знакомых – Волкова, Пенкина, Судьбинского, Тарантьева. Обломов имеет многими положительными качествами. «Это хрустальная, прозрачная душа», – говорит о нем Штольц. Попытки друга разбудить героя к жизни ни к чему не приводят. Много ответов на вопрос автор дает в «Сне Обломова» в девятом разделе романа
В Обломовке, в далекие детские года, сложилась важная и в следующей жизни во многом определяющего черта характера Ильи Ильича – поэтическая мечтательность. Здесь же Гончар, вслед за Пушкиным, подчеркивает, что дворянская культура неразрывно связана с народным грунтом. Эти становые традиции, с одной стороны, сыграют печальную роль в становлении характера Обломова, превратясь отчасти в черты 288
« обломовщины». Но эти же основания позволят герою сохранить естественность и свободный залог души, которая окажется выше жизненного практицизма Штольца. В обломовском сне, в него отношении к прошлому жизни таятся разгадки следующих действий героя. Обломова нельзя до конца понять, если не осознать сказочно-мифологической природы его характера, воспроизведенной именно в «Сне Обломова».
Сказка из «Сна Обломова» переходит у жизнь героя и поселяется вместе с ним на Выборгской стороне, «настоящее и прошлое слились и перемешались». И вловь герой погружается в «сонное царство», только оно уже именуется «жизни». Не случайно в романе Гончарова герой попадает с обломовского рая не куда-нибудь, а именно в Петербург – город напивросийський, напивевропейський, холодный, чиновничий, полный суеты. Все здесь противоположно характерам в Обяомовке: обтяжная служба, неискренние отношения между людьми, даже погода – пасмурная и унылая. Образ Ильи Ильича – это воплощенная ностальгия по прошлому. Как грустит человек о своем детстве, так грустит и народ о своем прошлом, которое всегда кажется лучшее настоящее
Обломов – лишь дитя в свое время. Царство крепостной России – вот источника обломовской апатии, бездеятельности, страха перед жизнью. Привычка получать все даром, не прикладывая никакой работы, – основа всех учинкив и действий Обломова.
В своем произведении Гончар создал обобщенный образ. Это литературный тип, система пороков дворянского общества. В обиде Обломова воплощенные типичные черты российского характера. Автор показал российского господина – ленивца с широкой душой и добрым сердцем, высокими чувствами. В отличие от окружающих его людей, Обломов осознает свою непригодность для нового жизни, при этом мучаеться, сегодняшняя жизнь его также не устраивает: «Стоит ради такой жизни вставать из дивана». Превратившись в ненужное и горькое прозябания, жизнь Обломова заканчивается, так и не завершившись чем-нибудь значимым. Будущее страны не за такими людьми, как Илья Ильич
В своем романе, которому можно назвать центральным в творчестве писателя, Гончар сумел реалистически отбить все те сложные процессы, которые проходили в российском обществе во второй половине XIX век. В лице Обломова, с одной стороны, воспроизведенный образ российского господина, а с другого, – пороки современной автору действительности – « обломовщины».
Захар, слуга Ильи Ильича, как бы повторяет собой своего хозяина. И если дорогой восточный халат Обломова «засалился», то у Захара – постоянная дыра под подмышкой, из которой торчит кусок нижней рубашки. Сам ленивый, он спекулирует на лине господина, и для своей нерадивости и лине он всегда находит оправдание. «Обломову и хотелось бы, чтобы было чисто, так он только желал, чтобы это делалось как-нибудь незаметно, само собой, а Захар всегда заводил иск, как только начинали требовать от него сметания пыли, мытье полов и т.п…”
Илья Ильич по характеру честный, добрый, кроткий. Его друг Андрей Штольц говорит о нем: «Это хрустальная, прозрачная душа». Но эти черты дополняются такими качествами, как безволие и линь. «Лежание у Ильи Ильича было его нормальным состоянием».
Жизнь Обломова лишенное стремлений к изменениям, преобразованием. Более всего на миру он ценит покой, не имея сил и желания бороться, если можно жить и так. Как только судьба ставит перед ним проблему выбора, который возникает рано или поздно перед любым человеком, Обломов пасует перед жизненными проблемами и трудностями
И только иногда, в редкую сознательную минуту, он начинает с грустью и болью понимать свое положение. «А тем временем он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, которое хорошее, светлое начало…» «Однако… интересно бы знать…, отчего я такой?» – задает себе вопрос Обломов. Ответ на этот вопрос Гончар дает в IX главе первой части «Сон Обломова», что переносит читателя в пору детства Илюши, в село Обломовка, где происходит формирования характера героя, к источникам такого явления, как «обломовщина».
Село – это особый мир, далекий суетности и потрясением жизни. Картины природы представляют собой идиллический пейзаж, который не может быть затронут никакими бурами и стихиями. Солнце светит ровно, осадки выпадают в свое время в нужном количестве, мороз крепчает, как и положено у Крещение. Ничего не нарушает сформированный порядок. В природе присутствующая гармония
Точно так же была устроенная и жизнь в Обломовке, где и хозяева, и слуги жилы в «сонном царстве», где «норма жизни была готовая и препредставленная им родителями, а те переняли ее, тоже готовую, от дедушки, а дедушки от прадеда, с заветом соблюдать ее ценность и неприкосновенность» Любая попытка и инициатива Илюши к самостоятельному действию прекращалась, так как для этого был «Захар и еще триста Захаров». «Все началось из неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить». Покинув Обломовку, «этот рай на земле», Илья Ильич оказался несостоятельным к жизни, далекой от мира детства. Появилась необходимость в самостоятельном выборе и принятии собственных решений. Попав на службу, он пасует перед теми проблемами, с которыми сталкивается. Испугавшись ответственности за допущенную ошибку (отправляет письмо с документами вместо Архангельска в Астрахань), Обломов сказывается больным, а после идет вотставку.
Используя уже известный прием в литературе, Гончар подвергает своего героя испытанию любви. Ведь именно в любви и дружбе личность проявляется более всего ярко.
Обломов влюбляется в Ольгу Ильинскую. Ольга ценит и любит в Обломове его доброту, его нежное сердце и тонкую душу. Она верит у него, верит в то, что он способен возродиться к новому жизни, которая именно ее любовь изменит его. «Поэма любви» с ее страстями, взлетами и падениями сдалась Обломову «претрудной школой жизни». Он пугается тех высоких свойств души, которыми он должен владеть, чтобы стать достойным любви Ольги, пугается тех бытовых трудностей, которые возникают вокруг него. А преодолеть, отстранить их он не может – не знает как.
Свой идеал он находит на Выборгской стороне, в доме Агафьи Матвеевны Пшенициной, что ничего не требует от него, как Ольга, а просто слепо любит его, потворствуя ему во всем. Такая любовь не только не способна возродить Обломова к новому жизни, а, наоборот, губит и уничтожает окончательно. Ольга «сняла» с него халат, Агафья же снова «надела». Но именно в доме Агафьи Пшенициной Обломов счастливый, потому что именно здесь он находит свою Обломовку.
Загрузка…
Источник