Какие черты характера обломова открыл сон обломова

Анна Чулкова

3 декабря 2015  · 67,4 K

Развиваю умение играть словами

Этот отрывок демонстрирует в каких условиях и среди какого окружения рос герой. И как эти факторы в будущем отразились на нем самом.

Атмосфера в Обломовке сонная, расслабленная, медлительная. Это то место, где жители даже не знают где Москва и Петербург. Все только и заняты приготовлениями кушаний, послеобеденным сном и разговорами.

Родители излишне опекают Обломова, не дают делать ему самому что-то , тем самым отбивают самостоятельность, порывы к деятельности и интерес к миру. Это делает его изнеженным и ленивым.

Он растет в окружении людей, которыми не движут никакие цели. Где все спят, как буквальном смысле, так и в переносном. Где люди живут в своем мирке, там ничего не происходит. Дни похожие друг на друга считаются нормой.

Однообразие жизни нисколько не смущает обитателей Обломовки, им не нужна активность и совершенно чужда любознательность. Другой жизни они себе не представляют.

Взрослые не показывают ребенку мир, когда ему хочется побольше увидеть и узнать.

Живость ума, активность гибнут в этом омуте сна, взамен приходит лень, беспечность, отсутствие интереса ко всему и силы воли.

Обломов становится мечтателем, философом, потому как обстановка и наличие времени к тому располагает.

Такая жизнь принимается как единственно верный путь и закладывается подсознательно в Обломова, в дальнейшем определяя его путь.

Как базаров проходит испытание любовью, в произведении И. С. Тургенева “Отцы и дети”(желательно коротко))?

Мои интересы: разнообразны, но можно выделить следующие: литература, история…

До встречи с Одинцовой, Базаров – человек трезвого ума, уверенный в себе, гордый и целеустремленный. Много спорит, активно отстаивает идеи нигилизма. Но, когда начинают развиваться их отношения, автор показывает, как меняется герой. Сначала Одинцова привлекала Базарова только внешне. Но, по мере общения, когда Бзаров понял, что их суждения и мысли во многом схожи, ему уже сложно при встречах с ней сохранить свою обычную выдержку и самообладание, он все больше начинает о ней думать. Он понимает это и злится на себя за такое проявление слабости, становится раздражителен, не может усидеть на месте. Любовь испытание для Базарова, потому что в данный момент он сам испытывает все те чувства, которые прежде отвергал и высмеивал. Раньше ко всему романтическому он относился только с презрением, и выходит, теперь он должен был презирать самого себя или понять, что ничего достойного презрения в этих чувствах нет. Позже выясняется, что чувства не взаимны и Одинцова отвергает Базарова. Это приводит его к глубокому духовному кризису. Теперь он не видит смысла жизни, ему все скучно, и прежние идеалы и рассуждения о нигилизме уже не привлекают его. Испытания любовью Базаров не выдерживает.

Прочитать ещё 1 ответ

Как развивается в романе “Герой нашего времени” тема смысла жизни?

Мои интересы: разнообразны, но можно выделить следующие: литература, история…

Печорин часто задумывается над тем, для чего он родился. Основная черта характера Печорина – стремление к самопознанию. Он постоянно анализирует свои мысли, поступки, желания, симпатии и антипатии. Печорин не сумел реализовать себя в чем-то, поэтому все его душевные и умственные силы направлены на самопознание, оно – этап становления его личности. Печорин теряет смысл своего существования, пытается найти его, никак не находит, и от этого страдает еще больше. Самой горькой и тяжелой для него является мысль, что, видимо, ему существовало «назначение высокое», но он его не угадал и поэтому оказался «выброшенным на обочину» жизни. В результате своих размышлений Печорин приходит к выводу, что живет исключительно для того, чтобы разрушать чужие надежды и губить судьбы. Думая о том, что ни один человек не оценит его верно после смерти, Печорин задается вопросом: зачем же в таком случае жить, что-то делать, чего-то добиваться? И сам же даст ответ: из любопытства. Любопытство и в самом деле – основное чувство, которое движет Печориным.

Прочитать ещё 2 ответа

Как в поэме “Кому на руси жить хорошо?” описывается проблема счастья?

Менеджер среднего звена, доброжелательная, позитивная.

Поэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”, которую он писал около 20 лет, — итог творческого пути поэта. В ней он раскрывает темы не только народного горя и счастья, но и затрагивает вопросы о общечеловеческих ценностях. Что же такое счастье, по мнению Некрасова, и как он отвечает на вопрос, поставленный еще в «Элегии»: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?”?

Использование автором фольклора и сказочных элементов позволяет связать поиски народом счастья с верой в победу добра над злом, правды над ложью, также делает поэму понятной для народа. Главные герои поэмы семеро мужиков, семь временно обязанных крестьян. Их главная цель — найти “счастье мужицкое”. И решили они шагать по матушке Руси до тех пор, пока не найдут того, «Кому живется весело, вольготно на Руси». В поэме Некрасова рассуждения о счастье описываются в виде спора. Каждый из путников говорит о счастье в его собственном понимании.

Первым на их пути встречается поп. Поп видит своё счастье в покое, чести и богатстве. Но так же говорит, что счастье одного человека в отрыве от всех остальных невозможно.
    Многих они встречают на пути. Для помещика Гаврилы Афанасьевича счастье в неограниченной власти над мужиком. Для крестьян счастье состоит в том, чтобы был урожайный год, чтобы все были здоровые и сытые, солдат считает себя счастливым потому, что он был в двадцати сраженьях и остался жив, старуха счастлива, так как у нее родилось реп до тысячи на небольшой гряде, для крестьянина-белоруса счастье в хлебушке. Крестьянка Матрена Тимофеевна, которая пронесла через все ужасы своей жизни человеческое достоинство, благородство и непокорность. Ермил Гирин – любимый односельчанами за честность, ум и бескорыстную преданностью интересам крестьян – бурмистр. Ермила за семь лет справедливой службы один раз «согрешил»: «…из рекрутчины Меньшого брата Митрия Повыгородил он», а вместо Митрия отдал в солдаты сына вдовы. От угрызений совести хотел Гирин повеситься. Но благодаря князю, сына вдовы все же вернули, а Митрия отправили служить. Так же, он встал на сторону бунтующих крестьян за это его посадили в острог. Счастье для него в помощи народу.
     Вопрос о том кто счастлив, плавно перетек в вопрос о том, что же такое Счастье.
     Проблему народного счастья Некрасов раскрывает в поэме при помощи образа народного заступника Гриши Добросклонова. Из-за тяжелой жизни он с самого детства решает, что будет бороться за счастье народа. Он верит в счастливое будущее своего родного края, и именно в этом — счастье самого Гриши. В его образе Некрасов показал свое отношение к счастью.
    Некрасов хотел сказать, что счастье не в том, чтобы сделать счастливым только себя, но и людей вокруг. Народ же, обретет его тогда, когда начнет бороться за него, научится «быть гражданином». Я полностью согласен с эти мнением. Именно так поступал герой романа И.А. Гончарова «Обломов» Андрей Иванович Штольц, он считал себя счастливым и пытался сделать таковым своего друга Обломова. В этом и состоит идея счастья в поэме. Счастье в одиночестве – неполное счастье.

Кто виновен в разрыве отношений Ольги и Обломова?

Мои интересы: разнообразны, но можно выделить следующие: литература, история…

Нельзя сказать, что виновен кто-то определенный, со временем им обоим стало понятно, что они очень разные люди. Обломов не смог найти в себе силы измениться ради Ольги, он знал, что когда она узнает его поближе, поймет, что счастья с таким человеком не будет. Ольга разочаровалсь в нем, посчитав слабым и малодушным человеком, когда Обломов написал ей письмо с объяснениями, почему им стоит прекратить отношения. В понимании Ольги, не стоит бояться жить, бояться будущего.

Прочитать ещё 1 ответ

Как проявили себя Гринёв и Швабрин в главе “Поединок”?

Отношение к Швабрину и Гринёву у меня пока нейтральное. Гринёв — это сильный, уверенный в себе тип. В первой части он ведёт себя мягко и доброжелательно, а во второй его уже не остановить. Многие высказывания его откровенно грубоваты. Например, он говорит: ” Душа нашего народа вопиёт” — и приводит примеры из Лескова и Толстого. И главное, он употребляет слово ” нация” с непередаваемым презрением. Швабрин же, напротив, на такие вещи не отвечает, а просто смотрит исподлобья. У него всегда такой уверенный взгляд, будто он знает что- то такое, чего не знаю я. В целом же оба мне скорее нравятся. Они производят хорошее впечатление. Как раз вот эти два эпизода из Главы ” Поединок” и вызвали у меня смутные ассоциации с событиями в Павлодаре и Вьетнаме. Они сближают Гринёва и Швабрина, и это отчасти проясняет многое. Помните, как Гринёв спрашивает главного персонажа — знаешь ли ты, что есть русская душа? У Швабрина, судя по всему, не было особой национальной идеи, которую он хотел выразить. Если уж говорить откровенно, то он, как и Гринёв, по большому счёту противник народовластия. Но в отличие от последнего, он более склонен прощать врагов. Кроме того, Гринёв, конечно, не такой злой. Сам Швабрин так на это и смотрит: ” Смотреть легко, а сделать трудно”. В нём есть что- то простодушное, доброе и даже трогательное — но его индивидуальность слишком жёсткая, чтобы её удалось выделить в одну из множества ординарных психологических характеристик.

Источник

Характер у Ильи Обломова был двойственным,
поэтому и само произведение разделено на две части, к
оторые связывает глава”Сон Обломова”.
“Сон Обломова” является своего рода ответом на
множество вопросов, в частности, и почему сам
Обломов такой человек.
Он не только дает разъяснения, но еще и помогает
раскрыть самого героя, а также говорит, что сущность
Обломова идет из его иаленькой родины,
полной материнской заботы.
Обломовка заложила в главного героя множество
различных качеств и оказала большое влияние как на него
самого, так и на его жизнь.

“Сон Обломова” – своеобразная мечта Обломова,
воплощение, с его точки зрения, идеальной жизни.
Сон даёт представление об окружавшей маленького мальчика
атмосфере, описывается вся будущая жизнь главного героя.
Гончаров описал жизнь барина “от черты до черты”,показал,
как Обломов становится нравственно “мертвым”,постепенно
охладевает к жизни.
Благодатная земля, великолепная природа, ласковое солнце,
чистое небо.
Погода в том краю всегда прекрасная, лето жаркое,
но засух никогда не бывало, дождь шел в самое нужное
время, придавая новые силы и людям, и природе.
Зимы морозные, но ровно настолько, насколько нужно
крестьянину.
Никогда “… не дразнит ранними оттепелями и не гнет в три дуги
морозами… ”.
Всё идет по календарю.
В марте наступает, как положено, весна. Тает снег, греет солнце,
просыпается лес.
Никогда там не было ни бурь, ни страшных потрясений, ни эпидемий.
Горы в Обломовке – это не мрачные отвесные скалы, а плодородные
холмы.
Речка весело течет, шаля и играя своими водами.
“Все как будто было нарочно прибрано одно к другому и
мастерски нарисовано”.
Люди жили там счастливые, полагая, что весь мир живет
именно так, а не иначе.
Если кто и умирал, то от глубокой старости, а потом еще
долго дивились тому, как такое несчастье могло случиться.
В Обломовке царили свои естественные законы.
Никто и никогда не занимался там ни наукой, ни философией,
никто не писал ни книг, ни картин.
Главным наказанием для обломовцев был труд,
Илья Ильич воспринимал его также.
Всё время проходило в праздном поглощении пищи,
созерцании мира, а чаще всего во сне.
Сон и еда стали важными занятиями в доме.
Что приготовить на ужин, продумывалось весь день,
а готовка начиналась с обеда.
Ежедневный сон носил всеобщий характер, никто не мог
противиться возможности поспать часок-другой после о
бильного обеда.
Воспитание детей тоже проходило по определенным канонам.
Главной своей обязанностью родители считали накормить
и оградить любимое чадо от всего опасного.
Ильюша, росший в барской семье, ничем не был обременен.
Его естественное любопытство постепенно угасало,
он терял интерес ко всему необычному, начинал видеть идеал
жизни в гордом созерцании чужого труда.
Этому немало способствовали и вечные сказки о неведомой
стране, где текут реки молока и меда, где никто круглый год
ничего не делает, а только знай себе гуляют добрые молодцы
да красавицы. Где все делается “по щучьему велению” и
“по хотению” лентяя.
Где запросто тебя женят на неслыханной красавице
Милитрисе Кирбитьевне.
Из года в год, из десятилетия в десятилетие так воспитывали
детей.
Вырастали новые баре, все шло своим чередом.
Детство, отрочество – в них начало судьбы Обломова,
недаром картины патриархальной жизни в родном доме
(вечерние зимние часы, история с письмом, кормление
булочками… ) навсегда остались для Ильи
Ильича идеалом настоящей жизни – спокойной и сытой.
Герой отказывается от движения, он является
продолжением Обломовки.
И никакие последующие влияния – книги,
университетский быт,
служба в Москве – не смогли его серьезно поколебать.

Источник

«Сон Обломова». (Анализ эпизода из романа И.А.Гончарова «Обломов».)

План.

I. Место эпизода «Сон Обломова» в произведении.

II. Сон Обломова как шаг к уяснению обломовщины.

1. Идиллический пейзаж Обломовки.

2. Гармоничность и размеренность жизни «благословенного богом уголка»:

3. Время и пространство Обломовки:

а) ограниченность пространства;

б) неизменность жизни обломовцев.

4. Обычаи и обряды обломовцев:

а) мифическое сознание людей;

б) особое отношение к приметам.

5. Мифический характер сна.

III. Сон Обломова – ключ к пониманию характера героя.

В романе И. А. Гончарова «Обломов» ключевое место занимает эпизод «Сон Обломова». Он помогает более полно и глубоко

раскрыть образ главного героя. Рассмотреть его мечты представления о жизни на подсознательном уровне, то есть с помощью

сна.

Сон Обломова переносит нас в Обломовку. Там человеку уютно жить, у него не возникает ощущения неустроенности быта,

незащищённости перед огромным миром. Природа и человек слиты, едины, и, кажется, небо, которое способно защитить

обломовцев от всех внешних проявлений, “там ближе к земле”, и это небо распростёрлось над землёй, как домашняя кровля.

Нет там ни моря, которое будоражит человеческое сознание, ни гор и пропастей, которые похожи на зубы когти дикого зверя,

а вся территория вокруг представляет собой «ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей». Такая атмосфера мира

Обломовки передаёт полное согласие, гармонию в этом мире, а «сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми

уголок и жить никому неведомым счастьем».

«Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю». В газетах не прочесть чего-нибудь страшного об этом

«благословенном богом уголке». Не было там никаких «странных небесных знамений»; не водится там ядовитых гадов; «саранча

не залетает туда; нет ни львов, ни тигров, ни даже волков и медведей, потому что нет лесов. Все в Обломовке спокойно,

ничто не отвлекает и не угнетает. Нет в ней ничего необычного, даже «поэт или мечтатель не остались бы довольны общим

видом этой скромной и незатейливой местности». В Обломовке царит полная идиллия.

Идиллический пейзаж неотделим от конкретного пространственного уголка, где жили отцы и деды, будут жить дети и внуки.

Пространство Обломовки ограничено, оно не связано с другим миром. Конечно, обломовцы знали о том, что в восьмидесяти

верстах от них находится губернский город, но редко ездили туда, знали и о Саратове, и о Москве, Питере, “что за Питером

живут французы или немцы, а далее уже начинался для них, как для древних, тёмный мир, неизвестные страны, населённые

чудовищами, людьми о двух головах, великанами; там следовал мрак — и, наконец, всё оканчивалось той рыбой, которая

держит на себе землю”.

Никто из жителей Обломовки не стремится выйти из этого мира, ибо там — чужое, враждебное, их вполне устраивает

счастливое “житьё-бытьё”, и их мир — самостоятельный, целостный и завершённый.

Жизнь в Обломовке протекает как будто по ранее запланированной схеме, спокойно и размерено. Ничто не тревожит ее

жителей. Даже «правильно и невозмутимо совершается там годовой круг».

Строго ограниченное пространство живёт по своим вековечным традициям, ритуалам. Любовь, рождение, брак, труд, смерть —

вся жизнь Обломовки сводится к этому кругу и так же неизменна, как смена времён года.

Любовь в Обломовке носит совсем иной характер, чем в реальном мире, она не может стать каким-то переворотом в душевной

жизни человека, она не противостоит другим сторонам жизни. Любовь-страсть противопоказана миру обломовцев, они “плохо

верили… душевным тревогам, не принимали за жизнь круговорота вечных стремлений куда-то, к чему-то; боялись, как огня,

увлечения страстей”. Ровное, спокойное переживание любви естественно для обломовцев.

Существенное место в жизни обломовцев занимают обряды и ритуалы. “И вот воображению спящего Ильи Ильича начали…

открываться сначала три главные акта жизни, разыгравшиеся как в его семействе, так и у родственников и знакомых: родины,

свадьба, похороны. Потом потянулась пёстрая процессия весёлых и печальных подразделений её: крестин, именин, семейных

праздников, заговенья, разговенья, шумных обедов, родственных съездов, приветствий, поздравлений, официальных слёз и

улыбок”.

Кажется, что вся жизнь обломовцев состоит только из одних обрядов и ритуальных праздников. Всё это свидетельствует об

особом сознании людей — мифическом сознании. То, что для обыкновенного человека считается вполне естественным, здесь

возведено в ранг мистического бытия — обломовцы смотрят на мир как на таинство, святость. Отсюда особое отношение к

времени суток: вечернее время особо опасное, послеобеденное время сна обладает могущественной силой, которая управляет

жизнью людей. Есть здесь и таинственные места — овраг, например. Отпуская Илюшу гулять с няней, мать строго наказывала

“не пускать его в овраг, как самое страшное место в околотке, пользовавшееся дурною репутацией”.

Особое отношение у обломовцев к приметам: в них мир подаёт человеку знаки, предупреждает его, диктует свою волю. Если в

зимний вечер погаснет свеча, то в ответ “все встрепенутся: “Нечаянный гость!” — скажет непременно кто-нибудь”, и дальше

начнётся самое заинтересованное обсуждение этого вопроса, кто бы это мог быть, но в том, что гость будет, в этом никто

не сомневается. Мир обломовцев абсолютно свободен от каких-либо причинно-следственных связей, которые очевидны для

аналитического ума. Вопрос “почему?” — это не обломовский вопрос. “Расскажут ли им, что копна сена разгуливала по полю,

— они не задумаются и поверят; пропустит ли кто-нибудь слух, что вот это не баран, а что-то другое, или что такая-то

Марфа или Степанида — ведьма, они будут бояться и барана, и Марфы: им и в голову не придёт спросить, отчего баран стал

не бараном, а Марфа сделалась ведьмой, да ещё накинутся на того, кто бы вздумал усомниться в этом”.

Мистическое восприятие мира уводит обломовцев от истинного его познания, следовательно, и от борьбы с ним, тем самым

обеспечивает миру какую-то надёжность, неизменность.

4. Мифический характер сна.

Масштаб сна позволяет разглядеть в нём черты античного мира. Античные реминисценции постоянно присутствуют в тексте

сна. Уже в самом его начале читаем: “Небо там, кажется… ближе жмётся к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее

стрелы, а разве только, чтоб обнять её покрепче, с любовью… чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяческих

невзгод”. Это описание точно рифмуется с мифом о браке Земли с Небом — Геи с Ураном. Отсюда возникает образ мира,

который весь заключён в любовные объятия; он несёт в себе утопию “золотого века”.

Вернёмся к начальным фрагментам сна. Почему стихия, “дикость и грандиозность” моря вызывает у автора неприятие? Всё это

не соответствует умиротворённости жизни обломовцев, романтический пейзаж не в их духе, он тревожит сердце, он может быть

опасен. Эта стихия не из “золотого века”, где всё говорит об идиллическом восприятии мира.

Детство Ильи Ильича Обломова. Какие внутренние силы Обломова увяли, какие развились его воспитанием, образованием?

Любознательность, активное участие в любых проявлениях жизни, сознательное отношение к жизни, трудолюбие — всё это

утрачено под влиянием чрезмерной опеки матери, няни, слуги.

В то же время развились черты мечтательности, воображения, поэтического восприятия жизни, широта души, добродушие,

мягкость, утончённость. Все эти черты — результат воздействия сказок, таинственного восприятия жизни, её мифологизация.

Сон Обломова выдержан в духе идиллии. Он не пророчествует, не предупреждает, он своеобразный ключ к пониманию характера

героя. “Сон Обломова — этот великолепнейший эпизод, который останется в нашей словесности на вечные времена, — был

первым, могущественным шагом к уяснению Обломова с его обломовщиной”, — писал критик Александр Васильевич Дружинин.

Источник