Как вы думаете зачем автор описывает сны чарткова
11 февраля 2018г.
Одним из знаковых мотивов в мировой художественной литературе является мотив сна. Природа сновидений всегда порождала множество вопросов у человека: сон трактовали с точки зрения религиозного, психологического, физиологического, философского и других аспектов.
Истоки данного мотива в отечественной культуре связаны с народной поэзией. В русском фольклоре тема сна и сновидений возникает в колыбельных песнях как оберег от смерти и болезней. Явление волшебного сна появляется в народном эпосе. Распространенный сюжет русских народных сказок – помощь посторонних сил во время сна главных героев («Василиса Прекрасная», «Вещий сон»). В древнерусской литературе преобладает сакральная трактовка сновидения, что наиболее характерно для агиографических жанров: в житиях в сновидениях к святым приходит Бог, Богоматерь или святой угодник с целью предостеречь героя от беды или направить его по истинному духовному пути.
В начале XIX века сновидения в литературных произведениях приобретают мистический характер, что связано с влиянием романтизма. На это указывает А.М. Ремизов в книге «Огонь вещей»: «Редкое произведение русской литературы обходится без сна» [5, с. 129]. Исследуемый мотив становится ключевым во многих произведениях В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского и других авторов. Важное место он занимает в творчестве Н.В. Гоголя, который наполняет сны своих персонажей глубоким психологизмом, нравственно-философским и религиозно-мистическим содержанием. А.М. Ремизов, анализируя тему сновидений, следующим образом отзывался о творчестве Н.В. Гоголя: «Все творчество Гоголя от “Красной свитки” до “Мертвых душ” можно представить, как ряд сновидений с пробуждениями во сне же по образу трехступенного сна Чарткова (Портрет)…» [5, с. 24]. Действительно, мотив мистического сна главного героя повести Гоголя «Портрет» весьма необычен. Сновидения молодого художника носят характер сна во сне. О мистике свидетельствует символический троекратный повтор сна и связь с потусторонними силами, скрывающимися в образе таинственного старика с портрета.
Условно сон Чарткова делится на три части. В первый раз граница сна и яви не обозначена автором: читатель уверен, что главный герой повести видит происходящее наяву. Только после описания сцены со стариком, сошедшим с портрета, Гоголь раскрывает главную особенность сцены – ее происхождение во сне художника: «вскрикнул – и проснулся» [1, с. 75].
Возникает вопрос: когда заснул Чартков, и реальность уступила место сну? В медицине есть специальные термины, обозначающие особенности состояния человека, балансирующего между сном и бодрствованием. В процессе засыпания у человека могут возникнуть гипнагогические галлюцинации или видения в полудреме [4, с. 228]. Похожим симптомом можно объяснить состояние Чарткова: на первый взгляд природа мистики сна вполне объяснима восприимчивостью психики творческого человека.
«Неужели это был сон?» – спрашивает Чартков. Этот же вопрос прозвучит при последующем пробуждении главного героя повести. Возникают сомнения: был ли это сон или реальность? Стоит отметить важную деталь второго сна Чарткова – продолжение в нем первого сновидения: «Он видел, уже пробудившись, как старик ушел в рамки, мелькнула даже пола его широкой одежды, и рука его чувствовала ясно, что держала за минуту пред сим какую-то тяжесть» [1, с. 75]. Опять же возникает двоякая ситуация: находящееся на границе сна и бодрствования сознание главного героя рисует ему образы страшного старика или же потусторонние силы вторгаются в жизнь художника Чарткова. Кроме того, на втором этапе мистического сна сменяется пространственный континуум: главный герой не лежит в кровати, а стоит возле портрета.
Третье пробуждение Чарткова возвращает читателя к первому этапу странного сна. Герой повести «Портрет» снова просыпается в своей постели, то есть возникает цикличность пространства во сне: в первый свой сон и последний он находится в одинаковом положении в одном и том же месте. О цикличности сновидений свидетельствует не только местонахождение главного героя повести, но и другие детали. Простыня, которой был прикрыт портрет старика, как и при засыпании Чарткова, оказывается на своем месте. Однако ощущение присутствия в руке чего-то постороннего и тяжелого снова заставляют его задуматься над действительностью всего происходящего. Художнику кажется, что простыня на портрете вновь начинают шевелиться. Возникает другой ряд видений, предшествующих окончательному пробуждению главного героя. Весь сон главного героя начинается видениями и заканчивается ими. В последнем случае можно говорить о так называемых гипнопомпических галлюцинациях, возникающих перед пробуждением [4, с. 228], что тоже подтверждает кольцевую композицию сна.
Таким образом, на каждом из отдельных этапов раскрываются новые детали состояния героя произведения и окружающей его обстановки. С одной стороны, природа ряда необычных сновидений Чарткова носит мистический характер. Начиная со странных живых глаз старика, изображенного на портрете, и заканчивая мешочком монет, спрятанных за рамкой портрета. Более того, если рассматривать сон с точки зрения абсолютной мистики, то именно портрет является переходом между двумя мирами: потусторонним и реальным. Образ потусторонних сил воплощается в образе старика, некогда захотевшего изменить порядок привычных вещей с помощью собственного портрета. В русском религиозном сознании любое нарушение привычного уклада жизни рассматривалось как исключительное зло. Из этого следует вывод, что сам портрет изначально носит демонический характер, на что указывают черты внешности его хозяина.
Важную роль во сне гоголевского персонажа играет оживающий и покидающий рамки картины образ умершего старика. В таком случае портрет выполняет роль проводника из мира мертвых в мир живых, а Чартков сталкивается наяву с необъяснимыми явлениями, изменившими его последующую жизнь. Аналогичные явления возникают при столкновении героя с феноменом призрака, что является частотным явлением в системе романтического двоемирия (см. подробнее [2]).
С другой стороны, сон может быть объяснен восприимчивой фантазией молодого художника и простым совпадением. Переживания о нехватке средств за оплату квартиры, тревожные размышления о дальнейшем будущем – все это могло послужить причиной галлюцинаций, возникших в возбужденном сознании главного героя произведения Гоголя. Тогда легко объясняются его ночные видения призрака и другие неподдающиеся логическому объяснению вещи, например, барахтанье рук под простыней на портрете, перемещение Чарткова к портрету (версия о лунатизме). Тем не менее, остается загадкой случайное обнаружение мешочка с червонцами, о существовании которых главный герой узнает в результате встречи с таинственным стариком.
Творчество Н.В. Гоголя отличается уклоном в мистицизм и нравственно-религиозные поиски. При рассмотрении любой из двух предложенных версий, мистические мотивы сохраняются в произведении писателя. Сновидения персонажа (мистического или психологического генезиса) играют важную сюжетообразующую роль в повести «Портрет». Сон определяет дальнейшую судьбу молодого художника Чарткова, исход которой заранее предопределен проникновением в виде портрета внешних посторонних сил. Нарушение привычности, начавшееся с необычного сна, вызвано влиянием потустороннего начала на жизнь и судьбу главного героя, что в свою очередь свидетельствует о мистическом характере произведения.
Перспектива данного исследования связана с изучением религиозно-христианского вектора русской словесности, в частности православной литературы сегодняшнего дня, ориентированной на традиции Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. Идейно-тематическое своеобразие, ключевые мотивы и образы, отраженные в прозе современных духовных писателей ([3]), требуют отдельного глубокого изучения.
Список литературы
1. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений и писем: в 17 т. Т. 3-4 / Сост. и подгот. текстов и комент. И.А. Виноградова, В.А. Воропаева. М.; Издательство Московской Патриархии, 2009. с. 65- 116.
2. Леонов И.С. Изучение современной русской духовной прозы в рамках проекта «Русский язык, литература и культура сегодня» (гуманитарный мир современной России) // Studia Humanitatis. 2013. № 1. URL: https://st-hum.ru/en/node/53 (Дата обращения: 29.01.18).
3. Леонов И.С., Якушев Д.А. Феномен призрака в творчестве В.А. Жуковского // О вопросах и проблемах современных гуманитарных наук. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Челябинск, ИЦРОН, 2015. С. 15-18.
4. Ревонсуо А. Психология сознания. СПб: Питер, 2013. С. 309.
5. Ремизов А.М. Огонь вещей. Париж: Оплешник, 1954. 230 с.
Источник
Возраст Чарткова – 22 года: “…заговорили в нем двадцать два года и горячая юность.” Чартков – бедный молодой человек: “Что ж, если нет денег? Подождите, я заплачу. <…> Да чем платить? – вопрос. У меня нет теперь ни гроша.” “…должен был выслушать терпеливо бедный живописец.” Чартков – обедневший дворянин. У него есть один единственный крепосной крестьянин – слуга Никита: “Парень назывался Никитою и проводил всё время за воротами, когда барина не было дома.” Художник Чартков одевается бедно и не заботится о своей внешности: “Старая шинель и нещегольское платье…” “…не имел времени заботиться о своем наряде…” “…надел свой крепко и сильно заношенный халат.” Чартков снимает скормную комнату в доме на 15-ой линии Васильевского острова: “…в своей лачужке на Васильевском острове.” “…дотащился он к себе в Пятнадцатую линию на Васильевский остров. С трудом и с отдышкой взобрался он по лестнице, облитой помоями и украшенной следами кошек и собак.” “…в свою студию, квадратную комнату, большую, но низенькую, с мерзнувшими окнами, уставленную всяким художеским хламом…” “…уселся он на своем оборванном диване…” Художник Чартков обладает многообещающим талантом. Его учитель пророчит Чарткову большое успех в искусстве, если тот будет работать над собой и развиваться: “Молодой Чартков был художник с талантом, пророчившим многое…” “Смотри, брат, – говорил ему не раз его профессор, – у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь.”
Молодой живописец Чартков живет бедно, но преданно служит искусству: “…показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду…” К сожалению, Чартков нетерпелив и эта черта становится для него роковой. Бедный художник мечтает поскорее разбогатеть. Он не хочет жить в нищете ради искусства: “Но ты нетерпелив.” “Да! терпи, терпи! – произнес он с досадою. – Есть же, наконец, и терпенью конец. Терпи! а на какие деньги я завтра буду обедать?” “Зачем я мучусь и, как ученик, копаюсь над азбукой, тогда как мог бы блеснуть ничем не хуже других и быть таким, как они, с деньгами.” Однажды Чартков покупает портрет одного старика. В раме портрета он обнаруживает 1000 червоных (то есть 3000 рублей) – эти деньги переворачивают всю его жизнь: “Таким образом Чартков совершенно неожиданно купил старый портрет…” На деньги из портрета Чартков начинает новую жизнь. Он покупает хорошую одежду, нанимает роскошную квартиру в центре и т.д.: “Прежде всего зашел к портному, оделся с ног до головы и, как ребенок, стал обсматривать себя беспрестанно; накупил духов, помад, нанял, не торгуясь, первую попавшуюся великолепнейшую квартиру на Невском проспекте…” Пользуясь деньгами, Чартков решает прославиться. Для этого он заказывает в газете рекламную статью о своих картинах. В результате у него появляются богатые клиенты, которые заказывают ему свои портреты: “В душе его возродилось желанье непреоборимое схватить славу сей же час за хвост и показать себя свету. <…> На другой же день, взявши десяток червонцев, отправился он к одному издателю ходячей газеты, прося великодушной помощи…” Вскоре Чартков становится модным художником и вращается в светском обществе: “Чартков сделался модным живописцем во всех отношениях. Стал ездить на обеды, сопровождать дам в галереи и даже на гулянья, щегольски одеваться… <…> одним словом, скоро нельзя было в нем вовсе узнать того скромного художника, который работал когда‑то незаметно в своей лачужке на Васильевском острове.” Слава Чарткова растет, но вместе с тем умирает его талант. Ему надоедает рисовать одни и те же портреты. Его кисть “охладевает” и “тупеет”: “Слава его росла, работы и заказы увеличивались. Уже стали ему надоедать одни и те же портреты и лица, которых положенье и обороты сделались ему заученными. Уже без большой охоты он писал их…” “Кисть его хладела и тупела…” “А некоторые, знавшие Чарткова прежде, не могли понять, как мог исчезнуть в нем талант… напрасно старались разгадать, каким образом может угаснуть дарованье в человеке…” us.ru : Мир русской литературы
Источник
Кто не знает повесть Гоголя «Портрет»? Анализ произведения очень интересен и поучителен – приходит понимание того, какую смысловую нагрузку выполняет центральный образ – художник Чартков. Данный персонаж – индикатор конфликта между настоящим искусством и искусством коммерческим, заведомо оплаченным, сытым, принципиально повернутым филейной частью к жизни большинства порядочных людей. Гибельные метаморфозы, вызванные Портретом и произошедшие с талантливым человеком, аллегорически показаны в произведении.
Петербуржский живописец-жанрист Чартков пишет хорошие картины, но прозябает на Васильевском острове в бедности. Он не покладая рук развивается как художник. В его картинах просматриваются мазки нелицеприятной правды. Последнее вызывает раздражение у платежеспособных граждан. (В период работы над “Потретом” Гоголь находился в Италии, временно покинув Россию из-за травли “Ревизора”). Но он упорно идет к своей цели.
Все изменил случай. Однажды на Щукинском дворе Чартков видит изображение мужчины-азиата с поразительно написанными (просто живыми) глазами. И покупает за последние деньги этот портрет. Произведение Гоголя далее повествует о последовавших таинственных метаморфозах личности Чарткова. Ему начали сниться страшные сны, где неизменно присутствовал старик, написанный на портрете. Даже завесив эти удивительные глаза на ночь, художник наутро обнаруживает сорванное покрывало. Однажды ему приснилось, как старик, пошевелившись, вылез из рамы и принялся пересчитывать свои деньги, упакованные в мешочки. Писатель незаметно спрятал один из мешков с надписью «тысяча червонцев» за раму портрета.
(Как вы, дорогие читатели понимаете, анализ повести Гоголя «Портрет» определяет ее жанр как мистическую повесть, повесть-аллегорию). Проснулся Чартков от стука в дверь. Хозяин доходного дома, заручившись поддержкой квартального, пришел выгонять его за неуплату. Квартальный, забирая написанные портреты в учет квартплаты, случайно взялся за раму портрета старика – внезапно на пол свалился мешок, увиденный во сне Чартковым. Обнаруженные деньги позволяют художнику не только расплатиться, но и начать новую жизнь. Он снимает дорогое жилье на Невском, обновляет свой гардероб, дает объявления о приеме заказов.
Первой заказчицей оказывается состоятельная дама, заказавшая портрет своей дочери. Чартков берется за работу, но она не ладится. Задумаемся, что нам подскажет на этом этапе анализ повести Гоголя «Портрет»? Что-то внутри художника изменилось. Если говорить предельно кратко – пропал талант. Слегка изменив свой более ранний портрет Психеи, он все-таки выполняет работу. Внезапно ему везет, его картины входят в моду. Заказы идут один за другим. Чартков теперь состоятелен, приглашаем. Однако его новые полотна, не отмеченные талантом, удивляют восторгавшихся им ранее знатоков искусства. Творческий кризис сопровождается кризисом личностным, теперь он – скряга и брюзга. Однажды его приглашают в Академию Художеств на презентацию полотна старого друга.
Стоящего перед талантливой картиной Чарткова охватывает потрясение. Анализ повести Гоголя «Портрет» в этом символическом эпизоде показывает: автор сводит лицом к лицу настоящее искусство и его антагониста. Сперва Чартков желает вернуть себе способность творить, но не может. Закрывшись в мастерской и работая без сна, он ощущает бессилие своей кисти. Окончательное осознание утраченного таланта лишает его рассудка. Дни художника сочтены. Чертков лихорадочно начинает скупать доступные талантливые картины. Когда же его находят дома умершим от чахотки и нервного истощения, то обнаруживают, что все выкупленное он уничтожал. Все, кроме портрета.
Однако Гоголь на этом не заканчивает свою повесть.
Уже после смерти Чарткова на петербургском аукционе возникает портрет азиата. Цена на него быстро возрастает в четыре раза. Молодой художник Б из Коломны заявляет, что имеет особое право на покупку. И рассказывает историю о человеке, изображенном на полотне – великане-азиате, дававшем ссуды. Кредиты были выгодны, но их неизменно сопровождала фатальная судьба заемщиков. Так, приближенный к Двору вельможа, взяв кредит, впал в немилость императрицы, потерял рассудок и погиб. Молодого помещика, взявшего ссуду для свадьбы, постигла полная деформация личности: буйство, покушение на жизнь невесты, и, наконец, самоубийство.
Портрет написал отец художника Б по заказу азиата. Заказывая свое изображение, тот объяснил замысел. Написанный необыкновенный портрет будет стареть, а ростовщик останется жить вечно. Уже начав работу, отец художника Б испугался, ведь получалось изображение духа тьмы. После прерывания работы зловещий заказчик скончался. Портрет выпросил приятель художника, но не задержалось полотно, несущее беды, и у него. С тех пор страшный портрет появляется то там, то здесь…
Конец рассказа – в духе американских триллеров. Увлеченные рассказом художника Б слушатели внезапно замечают что страшный портрет украден с аукциона. Литературоведческий анализ повести Гоголя «Портрет» указывает на неслучайность и логическую обусловленность такого сюжетного поворота. Ведь проблема, затронутая классиком – вечна.
Актуальны ли идеи «Портрета» сегодня? Несомненно. Проблема роли творческой личности и значимости художественных произведений сегодня действительно важна. Как не хватает сейчас «лучей света», освещающих «темное царство»!
Источник
Проза Николая Гоголя в русской литературе стоит на одном уровне с творчеством Пушкина, Тургенева и Толстого. Его повести позволяют нам погрузиться в быт жителей Российской империи, погрузиться в её атмосферу, понять, на какие вопросы пыталась найти ответы русская интеллигенция того времени.
Его повесть «Портрет» раскрывает нам не только проблемы общества, которые видел перед собой писатель, но и саму человеческую душу во всей её неоднозначности. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ «Портрета» по плану.
История создания
История написания повести «Портрет» — это интересные факты из жизни и творчества Гоголя, которые достойны Вашего внимания:
- Повесть «Портрет» стала одним из первых творений Гоголя. Идея для этого произведения возникла у него после его проживания в Санкт-Петербурге в двадцатых годах. В этот период Гоголь не смог поступить в театральное училище, жил в бедности и очень нуждался в деньгах. В связи с этим северная столица воспринималась им, как мрачный и холодный город, в котором нет места теплу и доброте.
- Сама идея произведения пришла писателю на ум в 1832 году, когда тот непростой период его жизни уже остался далеко позади. Работу над повестью Гоголь начал в 1833 году и закончил уже через год.
- Первая версия «Портрета» пришлась не по душе критикам, в частности, В.Г. Белинскому, поэтому Гоголь существенно переработал книгу и выпустил новую версию в журнале «Современник» в 1842 году. Ее-то мы и знаем как основную.
- В качестве прототипа художника, нарисовавшего роковой портрет, современники угадывали А.А. Иванова, который трудился над религиозным полотном «Явление мессии».
Жанр и направление
Повесть «Портрет» относится к литературному направлению фантастического реализма. Автор стремится к достоверному отражению действительности. Несмотря на некоторые фантастические допущения, сами характеры персонажей, их слова и действия выглядят достоверно и органично. Читатель может поверить в реальность описанных Гоголем событий.
Жанр произведения «Портрет» можно определить, как фантастическую повесть. Повествование охватывает относительно небольшой промежуток времени, включает в себя малое число действующих лиц, при этом повествование насыщено большим количеством деталей и уточнений, призванных подчеркнуть атмосферу. В основе сюжета лежит фантастическое допущение.
Композиция и конфликт
Повесть «Портрет» делится на две части: первая повествует о Чарткове, а вторая — об истории приобретенного им портрета.
Композиция каждой части повести классическая и делится на экспозицию, в которой нам представляют главного героя, завязку, в которой в повествовании появляется злосчастный портрет, кульминацию, в которой конфликт героя с самим собой достигает своего апогея, развязку, в которой герой погибает и финал, в котором все сюжетные линии логично завершаются.
В основе конфликта произведения лежит противостояние индивида с обществом и самим собой. Мучительный выбор художника между истинным искусством и признанием со стороны толпы.
Смысл названия
В название повести «Портрет» вынесено название того предмета, который и запустил все события книги, коренным образом повлияв на судьбу героя. Таким образом, Гоголь сразу же выделяет главную деталь в своём произведении, которая объединяет вокруг себя обе части.
Также название несёт в себе и скрытый смысл. Гоголь стремился дать портрет общества, показать все его пороки читателям. Таким образом, название содержит основную идею всего произведения.
Суть: о чём повесть?
Повесть «Портрет» рассказывает нам о бедном, но крайне талантливом художнике Чарткове. Однажды в лавочке на Щукином дворе он видит портрет старика в азиатских одеждах. Картина завораживает Чарткова, и он покупает её на свои последние деньги.
Вернувшись домой, герой не может отделаться от тревожного ощущения. Ему кажется, что портрет следит за ним. Ночью ему сниться сон о том, как портрет оживает, и старик начинает пересчитывать свёртки с деньгами.
На утро с Чарткова начинают требовать плату за его убогое жилище. У героя нет денег, но вдруг в раме портрета оказывается спрятан свёрток, в котором лежала тысяча червонцев. У героя начинается светлая полоса жизни. Он расплачивается с долгами, покупает новую квартиру, покупает хвалебную статью в газете, и вскоре получает свой первый заказ.
Герой приступает к работе над портретом богатой девушки, он старается сделать свою работу качественно, идеально. Но заказчик требует иного, и в результате Чартков создаёт красивый, но бездушный продукт. Первоначальное смятение начинает улетучиваться после получения вознаграждения.
Спустя некоторое время Чартков становится известным живописцем: он зарабатывает много денег, пользуется популярностью, но его картины бездушны, а в нём самом угас огонь истинного творчества. Герой превратился в умелого, но ограниченного ремесленника, обслуживающего богачей.
Но однажды, посетив выставку и увидев картину ангела, созданную его давним знакомым, который посвятил всю свою жизнь искусству, Чартков понимает, что его творения ужасны.
Герой много работает, пытаясь вернуть утраченный талант, но оказывается уже не способным создать что-то по-настоящему прекрасное. Чартков повреждается рассудком, начинает скупать шедевры живописи и уничтожать их.
В итоге герой умирает. Через некоторое время на аукционе появляется тот самый портрет старика, и мы узнаём, что на нём изображён старый ростовщик. Туда приходит сын автора полотна и рассказывает историю своего отца. Художник решился работать с ростовщиком, который разорил и погубил многих людей. Но с каждым сеансом он ощущал, как дьявольская сила крепнет в этом портрете. Он стал ссориться с близкими, злиться и испытывать негативные чувства. Поняв причину, он бросил работу, несмотря на уговоры ростовщика. Тот послал ему картину, но не заплатил, а вскоре умер. Художник хотел уничтожить портрет, но ему помешал друг, унесший полотно, дескать, зачем добру пропадать? Но все обладатели картины сталкивались с несчастьями и умирали не своей смертью.
Художник, создавший его, ушёл в монастырь и поручил своему сыну уничтожить портрет, утверждая, что в портрете осталась дьявольская часть души старика. Сын того самого художника посещает аукцион, намереваясь исполнить волю отца, но портрет таинственным образом исчезает.
Подробнее о сюжете «Портрета» Многомудрый Литрекон написал в кратком содержании по главам.
Главные герои и их характеристика
Система образов и характеристика героев «Портрета» отражены Многомудрым Литреконом в таблице:
Главные герои «Портрета» | Характеристика |
Чартков | Беспечный и одаренный юноша двадцати двух лет, который проходит путь от талантливого, но бедного художника, служащего искусству, до популярного, но бездарного живописца, пекущегося лишь о деньгах. Портрет пробуждает в герое худшие черты его характера: тщеславие, алчность и слабость духа. Чартков — маленький человек, которому не хватило силы для развития своего дара. Он пал жертвой суетного и холодного города. |
Старик | ненавидимый всеми ростовщик, умерший до начала действия повести. Это умный, хитрый и властный человек, которого все боялись. Деньги, данные им, приносили лишь несчастья. Символизирует собой всё зло и порочность людей. |
Образ портрета | Портрет обладал гипнотическим действием, наводил ужас на наблюдателей. Особенно герои повести отмечают глаза старика, которые следят за жертвой с любого ракурса. В них заключена магическая сила картины, высвобождающая темные силы души. |
Художник, автор картины | Совестливый и одаренный живописец, примерный семьянин, глубоко верующий человек, всю жизнь посвятивший искусству. Согласился писать портрет только ради того, чтобы потом изобразить библейского персонажа. Когда он осознал действие картины, то сразу бросил дело, несмотря на деньги. Потом долго жил в монастыре и искупал грех в молитве. Только так ему удалось вернуть чистоту кисти. |
Образ Петербурга | Город нечестных и алчных людей, где все живут обманом. Здесь от Вас всем нужны только деньги, поэтому любой горожанин готов продать себя за признание толпы и материальное благополучие. Петербург губит и развращает. |
Образы героев «Портрета» могут быть дополнены, если Вы напишите в комментариях, чего именно не хватает.
Темы
Тематика повести «Портрет» близка каждому, кто имеет отношение или интерес к искусству:
- Искусство – по мнению писателя, творческий человек, выбравший путь служения настоящему искусству, взваливает на себя тяжёлую ношу. Настоящий творец становится обладателем огромной силы искусства, которая способна менять сами человеческие души. Зачастую сам творец так и не обретает своего счастья, но, для Гоголя, это стоит того.
- Ремесло – в лице Чарткова автор изобразил типичного ремесленника, который работает ради денег и популярности, а не ради того, чтобы изменить мир. Такой ремесленник, оставивший настоящее искусство ради наживы, может стать богатым и обожаемым, но он никогда не будет по-настоящему счастливым. Он обречён на разочарование и духовную гибель. Взгляд Гоголя на искусство продиктован его собственной биографией: он так и не завел семью, а все силы посвятил литературному поприщу.
- Судьба художника – Гоголь показывает, что у творца есть два пути: служение настоящему искусству или погоня за наживой. Писатель без сомнения выбирает путь настоящего художника, несмотря на все несчастья, которые ждут на нём человека.
- Петербург – как обычно, Санкт-Петербург изображён Гоголем, как мрачное и холодное место, где нет места жалости и состраданию, а люди подвержены многочисленным порокам.
- Маленький человек. Чартков является не хозяином, а жертвой города. Он слаб, зависим от общественного мнения и даже сходит с ума в конце повести. Его путь к мечте оборвался полным разочарованием, ведь ложные ценности запутали его и завели в чащу, из которой герою не суждено было найти выхода. В отличие от настоящего творца, он не смог побороть соблазны.
- Вера. Религия служит путеводной звездой для творца. Она помогает ему очистить душу и кисть для настоящих шедевров.
Проблемы
Проблематика в повести «Портрет» не менее значима для понимания текста:
- Добро и зло – зло в романе олицетворяет собой портрет старого ростовщика. По мнению Гоголя, самый страшный грех человечества – алчность. Именно алчность одолевает Чарткова, убивает в нём добро и в итоге приводит его к столь трагичному финалу. В итоге портрет исчезает, Гоголь даёт понять, что борьба света и тьмы ещё не закончена. Добро мы видим в авторе портрета, который унял в себе дьявольские искушения и смог очиститься от скверны в монастыре, который противопоставлен греховной столице.
- Алчность – по мнению писателя, деньги – главная причина всего зла. Погнавшись за деньгами, поддавшись соблазнам материального мира, человек уже не сможет найти пути назад. Он обречён на медленное погружение в бездну.
- Тщеславие – Чартков, сумев добиться популярности и богатства, возгордился, начав считать себя настоящим художником. Однако созидательная мощь всего одной картины, созданной настоящим художником, разрушила его иллюзии, показала ему самому низость его падения.
- Талант и его утрата – Гоголь показал, что талант можно с огромным трудом найти и развить, однако стоит только один раз оступиться, и настоящий талант будет утрачен навсегда.
Какие проблемы ставит Гоголь в «Портрете», кроме вышеперечисленных? Многомудрый Литрекон дополнит раздел и ответит на этот вопрос, если необходимо. Напишите ему в комментарии.
Основная идея
Повесть «Портрет» показывает нам общество Российской империи девятнадцатого века глазами Гоголя. Писатель показал порочность и бездушность своих современников, ту атмосферу всеобщего разложения, которую он чувствовал, живя в Петербурге. Ей он противопоставил силу православной веры и чистоту истинного искусства. Такова главная мысль повести «Портрет».
Также книга является рефлексией Гоголя о том, каким должен быть настоящий творец. Писатель приходит к выводу, что служение искусству – это трудный путь, но только идя по этому пути, можно по-настоящему изменить мир и обессмертить своё имя. Смысл повести «Портрет» — необходимость нравственной чистоты для художника, который несет ответственность за то, что создает для людей.
Чему учит?
Повесть «Портрет» учит нас презирать жадность и скупость. Говорит нам о том, как важно думать не только о теле, но и о душе. Таковы нравственные уроки книги и ее автора.
«Портрет» показывает нам силу настоящего искусства, которое способно оказать огромное влияние на человека, и рассказывает нам о цене, которую приходится платить художнику, чтобы обрести такую силу. Мораль повести «Портрет» свидетельствует о наличии ответственности творца за то, что он оставляет после себя для потомков.
Критика
Виссарион Григорьевич Белинский оценил «Портрет» не очень высоко. Он отметил юмор и атмосферу произведения, но в итоге посчитал повесть не выдающейся и в целом не оригинальной.
«Портрет» есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом, падении остается талантом.
Того же мнения придерживался рецензент из журнала «Отечественные записки»:
…должно быть, чувствуя ее [повести «Портрет»] недостатки, Гоголь недавно переделал ее совсем. И что же вышло из этой переделки? Первая часть повести, за немногими исключениями, стала несравненно лучше, именно там, где дело идет об изображении действительности (одна сцена квартального, рассуждающего о картинах Чарткова, сама по себе, отдельно взятая, есть уже гениальный эскиз); но вся остальная половина повести невыносимо дурна и со стороны главной мысли и со стороны подробностей
Однако у писателя нашлись и единомышленники. Например, С.П. Шевырев:
«Во время болезни я прочел и «Портрет», тобою переделанный. Ты в нем так раскрыл связь искусства с религией, как еще нигде она не была раскрыта. Ты вносишь много света в нашу науку и доказываешь собою назло немцам, что творчество может быть соединено с полным сознанием своего дела.» (письмо С. П. Шевырева к Н. В. Гоголю, 26 марта 1843 г.)
Спустя уже много лет знаменитый журналист Короленко увидел в «Портрете» не только одну из первых фантастических повестей Гоголя, но ключ к пониманию души писателя и его трагедии, как писателя и человека.
Автор: Михаил Щепин
Источник