Как сон уходит летний день блок анализ стихотворения

Как сон уходит летний день блок анализ стихотворения thumbnail

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Летний вечер.
История создания – произведение появилось в 1898 г. под впечатлением от лета, проведенного в подмосковном имении.

Тема стихотворения – летний вечер, опускающийся на деревенские просторы.

Композиция – Условно стихотворение можно поделить на две части: вечерний пейзаж и обращение к читателю. Формально оно состоит из трех катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «лучи заката лежат на поле сжатой ржи», «дремотой розовой объята трава», «красный диск луны», «умчись… навстречу ночи и луне».

Эпитеты – «последние лучи», «розовая дремота», «некошеная трава», «вечерняя тишина».

Анализ стихотворения Александра Блока «Летний вечер»

17 февраля 2016

Произведение А.Блока «Летний вечер» относится к ярким примерам пейзажной лирики поэта. Писатель восхищался красотой русской земли, ему очень реалистично удалось отобразить красоту природы.

Блок смог увидеть мелкие детали и украсить свое стихотворение слегка уловимыми моментами. В каждом мгновении и детали автор искал знаки. Это произведение не относится к периоду увлечения писателем символизмом. Стихотворение описывает реальную картину летнего вечера.

Произведение было навеяно посещением родового имения в Переделкино. Стихи источают легкость, казалось бы простые рифмы, но как точно передана атмосфера заката. Стихотворение написано в традиционном стиле. Оно динамично и понятно. Каждый наблюдал закат за городом, но вряд ли каждый мог уловить последние лучи на ржаном поле.

Поэт описывает невероятное спокойствие и гармонию природы. Вся природа застыла в ожидании, будто бы каждый листочек наблюдал этот закат и ловил на себе последние отблески солнечного диска. Все звуки, слова и песни замерли, это сравнение усиливает впечатление от прекрасной картины.

Такая атмосфера позволяет забыть обо всех заботах и перенестись в бесконечное лоно природы. Уже ничего так не важно, как равновесие, которое нам дарит природа. И человек как часть этого мира может остаться с ним в гармонии. Произведение дарит такую умиротворенность, что невозможно больше быть частью суеты и бесконечного бега современного общества. Хочется умчаться без цели на коне «Навстречу ночи и луне!».

Тема

В произведении развиваются традиционные для литературы летние мотивы. Они тесно переплетаются с эмоциями лирического героя. Сквозь призму его восприятия автор раскрывает тему летнего деревенского вечера.

Фоном для создания пейзажа – поле ржи. И это не удивительно, ведь у многих оно ассоциируется с русской деревней. Поле нежится в последних солнечных лучах, а трава уже «дремотой розовой объята». Этот цвет намекает на беззаботное, веселое настроение лирического героя.

Пейзаж, воспроизведенный Блоком статичный, поэтому прекрасно передает вечернюю атмосферу. Даже ветерок не тревожит природу. Вокруг царит тишина: смолкли и пернатые и жницы. Детали пейзажной зарисовки подсказывают читателю, что лирический герой наблюдает за августовским вечером.

Последний катрен стихотворения обращен к невидимому слушателю. Невозможно понять, кто является его адресатом: читатель или же сам лирический герой. В этих строках лирическое «Я» призывает забыть о своих печалях и полностью отдаться природе. Он стремится убежать от повседневной серости, рутины. Чтобы сделать это, нужно хоть на миг забыть о своих целях и тревожных мыслях. Последние строки подсказывают, что под маской лирического героя скрывается беззаботный юноша, желающий свободы и приключений. Таким образом, в третьем четверостишии поднимаются две проблемы: душевной свободы от суетной человеческой жизни и единения человека и природы.

В «Летнем вечере» реализуется идея о том, что природа дарит человеку умиротворение и спокойствие, а также помогает ему почувствовать себя свободным.

Природа в стихах А. А. Блока: анализ стихотворения «Летний вечер»

Анализ стихотворения «Летний вечер»

Александр Александрович Блок – известный российский поэт, соединивший в своем творчестве русскую классику и новое искусство. Его дореволюционная поэзия отличалась удивительными лирическими пейзажами, в которых автор описывал красоту родного края. Поэт видел в природе бескрайние просторы, которые манили своим величием и неповторимостью. В его стихах присутствует описание дали, которая чарует и обещает необыкновенные красоты, поэт искусно передает это читателю, приглашая в путь. Дореволюционное творчество Блока имеет яркий окрас покоя, мира, наслаждения и прекрасной песни жизни.

Стихотворение «Последние лучи заката», написано в 1898 году, когда он наслаждался природой родного края, когда его увлекала тишина и простор. В этом стихотворении Блок ярко и красочно описывает вечер теплой летней поры, когда «лучи заката лежат на поле сжатой ржи». В описании картины природы летней поры, присутствует некая умиротворенность и благодать, она заполняет собою все вокруг, и луга, и рощи, и людей. Укрывает собою, как бы пряча от неурядиц и тягот судьбы. Это слегка настораживает, будто автор что-то предчувствовал, какую-то беду и хотел все, что дорого его сердцу укрыть, защищая от проблем.

Полная тишина, которая присутствует в этом стихотворении, не один раз отмечается автором: «ни ветерка, ни крика птицы», «и замирает песня жницы среди вечерней тишины». Однако поэт призывает забыть всё: все проблемы, которые нагромоздились и не дают покоя, обстоятельства, которые тянут к себе и все видимые причины для беспокойства. Блок говорит: «забудь заботы и печали». Он не хочет видеть тех проблем, которые уже витают в воздухе и чувствуются многими, предрекая катастрофу.

И дальше поэт продолжает: «умчись без цели на коне в туман и луговые дали, навстречу ночи и луне». Используя описание летней природы, Блок приоткрывает свои внутренние переживания, предлагая укрыться от проблем в более постоянном и незыблемом – чудесной природе бескрайних просторов. Именно там возможно откроются невидимые нити вселенной, которые покажут путь «навстречу ночи и луне».

Средства выразительности

Набор средств выразительности, использованных в стихотворении, ограниченный. Тем не менее, они являются главным помощником автора в воспроизведении картин природы и передачи настроения лирического героя. В тексте есть метафоры – «лучи заката лежат на поле сжатой ржи», «дремотой розовой объята трава», «красный диск луны», «умчись… навстречу ночи и луне» и эпитеты – «последние лучи», «розовая дремота», «некошеная трава», «вечерняя тишина». Тропы поражают простотой, некоторые – банальностью. Тем не менее, эта особенность не обедняет художественное оформление стихов. Она помогает читателю приблизиться к природе.

В стихотворении преобладает спокойная, плавная интонация. Она соответствует содержанию, подчеркивает безмятежность окружающего героя мира. Только последний катрен оформлен как восклицательное предложение. Такой интонации требуют его содержание и форма.

В некоторых строках поэт использовал аллитерацию «ж», «с», «ч», «з»: «последние лучи заката лежат на поле сжатой ржи». Создается впечатление, что природа шепотом раскрывает лирическому герою какие-то тайны.

«Летний вечер» А.Блок

«Летний вечер» Александр Блок

Последние лучи заката Лежат на поле сжатой ржи. Дремотой розовой объята Трава некошенной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы, Над рощей — красный диск луны, И замирает песня жницы Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали, Умчись без цели на коне В туман и в луговые дали, Навстречу ночи и луне!

Анализ стихотворения Блока «Летний вечер»

Александр Блок на протяжении многих лет считал себя символистом и очень трепетно относился к знакам судьбы, пытаясь распознать их даже тем, где они отсутствовали. Однако до наших дней дошли стихотворения этого поэта, в которых он выражал свои мысли прямо и открыто, не впадая в мистицизм и не пытаясь приписывать несуществующие качества предметам и явлениям только потому, что видел в этом некое знамение. Примечательно, что символизмом Блок увлекся в начале 20 века и был верен этому направлению до конца жизни. Однако его ранние стихи лишены налета мистификации, они просты по своему содержанию и не предусматривают двоякой трактовки. К ним, в частности, относится стихотворение «Летний вечер», написанное в 1898 году спустя несколько месяцев после того, как Блок благополучно закончил гимназию и был зачислен в ряды студентов Петербургского университета. Лето поэт провел в Подмосковье, где располагалось родовое имение Шахматово, принадлежащее семье его матери. Воспоминания об этой безмятежной поре оказались настолько сильными и яркими, что уже в Санкт-Петербурге, незадолго до Нового года, было написано стихотворение «Летний вечер», которое поражает своей легкостью, изысканностью и простотой. Это произведение выдержано в духе лучших русских поэтических традиций, в нем присутствует динамика и образность. Но, вместе с тем, стихотворение «Летний вечер» доступно для восприятия любого человека, который хотя бы раз в жизни бывал за городом и мог наблюдать, как размеренно и плавно течет сельская жизнь.

Автор рассказывает о том, как лучи заходящего солнца окрашивают сжатое поле и еще нескошенные луга, даря ощущение спокойствия и умиротворения. В этот час заката кажется, что замирает сама природа – ветер больше не шелестит в листве, не слышно щебета птиц и даже «замирает песня жницы среди вечерней тишины». Однако в душе автора происходит борьба совершенно противоположных чувств. С одной стороны, ему хочется насладиться красотой и безмятежностью летнего вечера, который принес с собой прохладу и терпкий аромат луговых трав. Но при этом внутренний голос словно бы нашептывает поэту: «Забудь заботы и печали, умчись без цели на коне». И эта противоречивость чувств доставляет Блоку огромное удовольствие. Он по-настоящему свободен и может оседлать коня, чтобы встретить на лугу восход луны, а может любоваться закатом из окна поместья, понимая, что в этот миг весь мир лежит у его ног.

Ожидание зимы

Стих написан в 1947 году, однако события в романе развивались ранее, в годы революции. В это время голод познали многие и проблема куска хлеба перед человеком стояла остро, что нельзя было опустить в романе. Поэт описывает в стихотворение не только закат лета и ожидание зимы, но и подготовку человека к суровой поре года.

В это время природа трансформируется, а человек готовится к зиме – ставит закатки и соленья, которые пригодятся в холода. У каждого своя забота.

В доме хохот и стекла звенят, В нем шинкуют, и квасят, и перчат.

Процесс сопровождается весельем, так как он гарантирует, что зиму удастся пережить и это бабье лето не будет последним. Природа смотрит на потуги человека и улыбается его суете последними тёплыми лучами солнца.

Текст

Лист смородины груб и матерчат. В доме хохот и стекла звенят, В нем шинкуют, и квасят, и перчат, И гвоздики кладут в маринад. Лес забрасывает, как насмешник, Этот шум на обрывистый склон, Где сгоревший на солнце орешник Словно жаром костра опален. Здесь дорога спускается в балку, Здесь и высохших старых коряг, И лоскутницы осени жалко, Все сметающей в этот овраг. И того, что вселенная проще, Чем иной полагает хитрец, Что как в воду опущена роща, Что приходит всему свой конец.

Что глазами бессмысленно хлопать, Когда все пред тобой сожжено И осенняя белая копоть Паутиною тянет в окно.

Ход из сада в заборе проломан И теряется в березняке. В доме смех и хозяйственный гомон, Тот же гомон и смех вдалеке.

1947 год

Философские нотки

Подготовка человека к зиме не является основной темой, главное, что хочет сказать Пастернак – это бренность всего живого, люди приходят в этот мир, смеются, плачут и уходят. На смену им идут другие поколения, всё повторяется снова, а природа смотрит на это со стороны своего величия. Что ей до суеты индивидуума, который всё чаще отрицает её законы, пытается повернуть реки вспять и осушить болота, пытаясь за счёт нового клочка земли увеличить урожай.

Человек думает о насущном, природа вечна, являясь частью божьего промысла, созданного, чтобы люди видели могущество Бога. Не забываем, что автором строк «является» доктор Живаго, которому жизнь подкинула немало ребусов и далеко не все из них герою романа удалось решить. Он ни раз сжигал мосты, но сила жизни возвращала Живаго назад, поэтому он понял, что року и силе Провидения не стоит сопротивляться. Вместе с тем доктор не может не видеть бренность сущего, он знает:

Что приходит всему свой конец.

Как лето медленно умирает, на смену ему приходит осень, так и человек рано или поздно уходит в иные миры, а ему на смену приходят его дети и внуки. Если взять этот круговорот за истину, то всё становится просто и понятно – надо прожить свою жизнь так, чтобы уходить из неё без стыда, как лето уходит после того, как дало урожай и отогрело солнечными лучами человека.

Анализ коротко

В стихотворении «Бабье лето» Пастернак описывает красоту осенней природы и между строк сравнивает человеческую жизнь с её цикличностью. Жанр стиха – лирика с элементами пейзажного описания, композиция линейная и состоит из одной части.

Написаны строки анапестом с переходом на пиррихий, имея при этом перекрёстную рифмовку (матерчат – перчат – звенят – маринад). Метафоры отсутствуют, так как у автора нет необходимости использовать выражения в переносном значении. В стихотворении имеется несколько сравнений (словно жаром костра опалён, как насмешник) и эпитетов (хозяйственный гомон, старые коряги и т д.).

В школах стих изучают в средних классах, но стихотворение имеет ценителей среди поклонников поэзии всех возрастов, так как оно красиво, гармонично и имеет срытый подтекст.

Источник

Пейзажи А. Блока восхищают яркими красками и эмоциональным наполнением. Не исключение и «Летний вечер», который изучают в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Летний вечер» по плану.

Анализ стихотворения «Летний вечер» Блока

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Летний вечер.

История создания – произведение появилось в 1898 г. под впечатлением от лета, проведенного в подмосковном имении.

Тема стихотворения – летний вечер, опускающийся на деревенские просторы.

Композиция – Условно стихотворение можно поделить на две части: вечерний пейзаж и обращение к читателю. Формально оно состоит из трех катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«лучи заката лежат на поле сжатой ржи», «дремотой розовой объята трава», «красный диск луны», «умчись… навстречу ночи и луне».

Эпитеты«последние лучи», «розовая дремота», «некошеная трава», «вечерняя тишина».

История создания

«Летний вечер» относится к раннему периоду творчества А. Блока. История создания стихотворения связана с пребыванием поэта в родовом имении под Москвой. Произведение Александр Александрович написал в декабре 1898 г. спустя несколько месяцев после поступления в Петербургский университет. Лето этого года юноша провел в имении Шахматово. Безмятежные теплые дни надолго сохранились в его памяти, а позже воплотились в стихотворении.

Тема

В произведении развиваются традиционные для литературы летние мотивы. Они тесно переплетаются с эмоциями лирического героя. Сквозь призму его восприятия автор раскрывает тему летнего деревенского вечера.

Фоном для создания пейзажа – поле ржи. И это не удивительно, ведь у многих оно ассоциируется с русской деревней. Поле нежится в последних солнечных лучах, а трава уже «дремотой розовой объята». Этот цвет намекает на беззаботное, веселое настроение лирического героя.

Пейзаж, воспроизведенный Блоком статичный, поэтому прекрасно передает вечернюю атмосферу. Даже ветерок не тревожит природу. Вокруг царит тишина: смолкли и пернатые и жницы. Детали пейзажной зарисовки подсказывают читателю, что лирический герой наблюдает за августовским вечером.

Последний катрен стихотворения обращен к невидимому слушателю. Невозможно понять, кто является его адресатом: читатель или же сам лирический герой. В этих строках лирическое «Я» призывает забыть о своих печалях и полностью отдаться природе. Он стремится убежать от повседневной серости, рутины. Чтобы сделать это, нужно хоть на миг забыть о своих целях и тревожных мыслях. Последние строки подсказывают, что под маской лирического героя скрывается беззаботный юноша, желающий свободы и приключений. Таким образом, в третьем четверостишии поднимаются две проблемы: душевной свободы от суетной человеческой жизни и единения человека и природы.

В «Летнем вечере» реализуется идея о том, что природа дарит человеку умиротворение и спокойствие, а также помогает ему почувствовать себя свободным.

Композиция

Композиция стихотворения несложная. Условно его можно поделить на две части: вечерний летний пейзаж и обращение к читателю. Первая часть занимает больше строк, чем вторая. Формально стихотворение состоит из трех катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.

Жанр

Жанр стихотворения – элегия. Несмотря на то, что в основе произведения пейзаж, чувствуются философские нотки. Первые катрены имеют ярко выраженный созерцательный характер. Последние строки подталкивает к раздумьям о настоящей свободе. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. А. Блок использовал перекрестную рифмовку АВАВ. В произведении есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Набор средств выразительности, использованных в стихотворении, ограниченный. Тем не менее, они являются главным помощником автора в воспроизведении картин природы и передачи настроения лирического героя. В тексте есть метафоры – «лучи заката лежат на поле сжатой ржи», «дремотой розовой объята трава», «красный диск луны», «умчись… навстречу ночи и луне» и эпитеты – «последние лучи», «розовая дремота», «некошеная трава», «вечерняя тишина». Тропы поражают простотой, некоторые – банальностью. Тем не менее, эта особенность не обедняет художественное оформление стихов. Она помогает читателю приблизиться к природе.

В стихотворении преобладает спокойная, плавная интонация. Она соответствует содержанию, подчеркивает безмятежность окружающего героя мира. Только последний катрен оформлен как восклицательное предложение. Такой интонации требуют его содержание и форма.

В некоторых строках поэт использовал аллитерацию «ж», «с», «ч», «з»: «последние лучи заката лежат на поле сжатой ржи». Создается впечатление, что природа шепотом раскрывает лирическому герою какие-то тайны.

Тест по стихотворению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    

  • Инна Тюникова

    7/8

  • Даниил Кулешов

    8/8

  • Егор Васильев

    8/8

  • Павел Шальнев

    8/8

  • Дима Лапин

    8/8

  • Анатолий Хасанов

    6/8

  • Марина Шамина

    8/8

  • Семен Сомов

    8/8

  • Валерия Ходанович

    8/8

  • Кирилл Ромадановский

    7/8

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.5. Всего получено оценок: 64.

Источник