Как сон уходит летний день анализ стихотворения

Как сон уходит летний день анализ стихотворения thumbnail

– Испытанный, стою на грани…

– Их было много — дев прекрасных…

– Ищи разгадку ожиданий…

– Ищу огней — огней попутных…

– Ищу спасенья… (Ante Lucem)

– К вечеру вышло тихое солнце… (Город)

– К Музе (+ анализ)

– К ногам презренного кумира… (Ante Lucem)

– К чему бесцельно охранять…

– Как всякий год, ночной порою…

– Как день, светла, но непонятна… (+ анализ)

– Как из сумрачной гавани…

– Как мимолетна тень осенних ранних дней…

– Как мучительно думать о счастьи былом… (Ante Lucem)

– Как океан меняет цвет…

– Как прощались, страстно клялись…

– Как растёт тревога к ночи…

– Как свершилось, как случилось…

– Как сон молитвенно-бесстрастный…

– Как сон, уходит летний день… (Стихи о Прекрасной Даме)

– Как старинной легенды слова…

– Как тяжело ходить среди людей… (+ анализ)

– Какая дивная картина…

– Какому богу служишь ты… (Стихи о Прекрасной Даме)

– Клеопатра (Город)

– Когда вы стоите на моем пути…

– Когда докучливые стоны…

– Когда же смерть? Я всё перестрадал… (Ante Lucem)

– Когда замрут отчаянье и злоба…

– Когда кончается тетрадь моих стихов… (Ante Lucem)

– Когда мы встретились с тобой…

– Когда мы любим безотчетно… (Ante Lucem)

– Когда с безжалостным страданьем…

– Когда святого забвения… (Стихи о Прекрасной Даме)

– Когда толпа вокруг кумирам рукоплещет… (Ante Lucem)

– Когда ты загнан и забит… (+ анализ)

– Когда я был ребёнком, — лес ночной… (Ante Lucem)

– Когда я вспоминал о прошлом, о забытом… (Ante Lucem)

– Когда я вышел — были зори…

– Когда я одинок и погружен в молчанье…

– Когда я прозревал впервые…

– Когда я создавал героя…

– Когда я стал дряхлеть и стынуть…

– Когда я уйду на покой от времён…

– Когда-то гордый и надменный… (+ анализ)

– Когда-то долгие печали…

– Когда, вступая в мир огромный…

– Колыбельная песня (+ анализ)

– Кольцо существованья тесно…

– Комета

– Королевна

– Коршун (+ анализ)

– Кошмар

– Кругом далекая равнина… (Стихи о Прекрасной Даме)

– Крыльцо Её словно паперть…

– Крылья

– Кто заметил огненные знаки…

– Кто плачет здесь? На мирные ступени… (Стихи о Прекрасной Даме)

– Кто-то вздохнул у могилы…

– Кто-то с богом шепчется… (Стихи о Прекрасной Даме)

– Кто-то шепчет и смеется… (Стихи о Прекрасной Даме)

– Курятся алтари, дымят паникадила… (Ante Lucem)

– Лазурью бледной месяц плыл…

– Легенда (Город)

– Лениво и тяжко плывут облака… (Ante Lucem) (+ анализ)

– Летний вечер (Ante Lucem) (+ анализ)

– Ловлю дрожащие, хладеющие руки… (Стихи о Прекрасной Даме)

– Ловлю я тонкий прах надежды… (Стихи о Прекрасной Даме)

– Ловя мгновенья сумрачной печали… (Ante Lucem)

– Луна проснулась. Город шумный… (Ante Lucem)

– Люблю высокие соборы… (Стихи о Прекрасной Даме) (+ анализ)

– Любопытство напрасно глазело…

– Май жестокий с белыми ночами!..

– Медленно в двери церковные… (Стихи о Прекрасной Даме)

– Медленно, тяжко и верно… (Ante Lucem) (+ анализ)

– Медлительной чредой нисходит день осенний…

– Между страданьями земными… (Ante Lucem)

– Меня пытали в старой вере…

– Милая девушка, что ты колдуешь…

– Милый брат! Завечерело…

– Милый друг, и в этом тихом доме… (О чём поёт ветер)

– Милый друг! Ты юною душою… (Ante Lucem)

– Миры летят. Года летят. Пустая… (+ анализ)

– Митинг (Город) (+ анализ)

– Мне битва сердце веселит… (Стихи о Прекрасной Даме)

– Мне гадалка с морщинистым ликом…

– Мне снилась смерть любимого созданья… (Ante Lucem)

– Мне снилась снова ты, в цветах, на шумной сцене… (Ante Lucem)

– Мне снились весёлые думы… (+ анализ)

– Мне страшно с Тобой встречаться… (Стихи о Прекрасной Даме) (+ анализ)

– Многое замолкло. Многие ушли…

– Моей матери (Друг, посмотри, как в равнине небесной…) (Ante Lucem)

– Моей матери (Помнишь думы? Они улетели…)

– Моей матери (Спустилась мгла, туманами чревата…) (+ анализ)

– Моей матери (Тихо. И будет всё тише…)

– Моей матери (Чем больней душе мятежной…) (Стихи о Прекрасной Даме)

– Мой бедный, мой далёкий друг…

– Мой вечер близок и безволен… (Стихи о Прекрасной Даме)

– Мой любимый, мой князь, мой жених… (+ анализ)

– Мой месяц в царственном зените…

Источник

Пейзажи А. Блока восхищают яркими красками и эмоциональным наполнением. Не исключение и «Летний вечер», который изучают в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Летний вечер» по плану.

Анализ стихотворения «Летний вечер» Блока

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Летний вечер.

История создания – произведение появилось в 1898 г. под впечатлением от лета, проведенного в подмосковном имении.

Тема стихотворения – летний вечер, опускающийся на деревенские просторы.

Композиция – Условно стихотворение можно поделить на две части: вечерний пейзаж и обращение к читателю. Формально оно состоит из трех катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«лучи заката лежат на поле сжатой ржи», «дремотой розовой объята трава», «красный диск луны», «умчись… навстречу ночи и луне».

Эпитеты«последние лучи», «розовая дремота», «некошеная трава», «вечерняя тишина».

История создания

«Летний вечер» относится к раннему периоду творчества А. Блока. История создания стихотворения связана с пребыванием поэта в родовом имении под Москвой. Произведение Александр Александрович написал в декабре 1898 г. спустя несколько месяцев после поступления в Петербургский университет. Лето этого года юноша провел в имении Шахматово. Безмятежные теплые дни надолго сохранились в его памяти, а позже воплотились в стихотворении.

Тема

В произведении развиваются традиционные для литературы летние мотивы. Они тесно переплетаются с эмоциями лирического героя. Сквозь призму его восприятия автор раскрывает тему летнего деревенского вечера.

Фоном для создания пейзажа – поле ржи. И это не удивительно, ведь у многих оно ассоциируется с русской деревней. Поле нежится в последних солнечных лучах, а трава уже «дремотой розовой объята». Этот цвет намекает на беззаботное, веселое настроение лирического героя.

Пейзаж, воспроизведенный Блоком статичный, поэтому прекрасно передает вечернюю атмосферу. Даже ветерок не тревожит природу. Вокруг царит тишина: смолкли и пернатые и жницы. Детали пейзажной зарисовки подсказывают читателю, что лирический герой наблюдает за августовским вечером.

Последний катрен стихотворения обращен к невидимому слушателю. Невозможно понять, кто является его адресатом: читатель или же сам лирический герой. В этих строках лирическое «Я» призывает забыть о своих печалях и полностью отдаться природе. Он стремится убежать от повседневной серости, рутины. Чтобы сделать это, нужно хоть на миг забыть о своих целях и тревожных мыслях. Последние строки подсказывают, что под маской лирического героя скрывается беззаботный юноша, желающий свободы и приключений. Таким образом, в третьем четверостишии поднимаются две проблемы: душевной свободы от суетной человеческой жизни и единения человека и природы.

В «Летнем вечере» реализуется идея о том, что природа дарит человеку умиротворение и спокойствие, а также помогает ему почувствовать себя свободным.

Композиция

Композиция стихотворения несложная. Условно его можно поделить на две части: вечерний летний пейзаж и обращение к читателю. Первая часть занимает больше строк, чем вторая. Формально стихотворение состоит из трех катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.

Жанр

Жанр стихотворения – элегия. Несмотря на то, что в основе произведения пейзаж, чувствуются философские нотки. Первые катрены имеют ярко выраженный созерцательный характер. Последние строки подталкивает к раздумьям о настоящей свободе. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. А. Блок использовал перекрестную рифмовку АВАВ. В произведении есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Набор средств выразительности, использованных в стихотворении, ограниченный. Тем не менее, они являются главным помощником автора в воспроизведении картин природы и передачи настроения лирического героя. В тексте есть метафоры – «лучи заката лежат на поле сжатой ржи», «дремотой розовой объята трава», «красный диск луны», «умчись… навстречу ночи и луне» и эпитеты – «последние лучи», «розовая дремота», «некошеная трава», «вечерняя тишина». Тропы поражают простотой, некоторые – банальностью. Тем не менее, эта особенность не обедняет художественное оформление стихов. Она помогает читателю приблизиться к природе.

В стихотворении преобладает спокойная, плавная интонация. Она соответствует содержанию, подчеркивает безмятежность окружающего героя мира. Только последний катрен оформлен как восклицательное предложение. Такой интонации требуют его содержание и форма.

В некоторых строках поэт использовал аллитерацию «ж», «с», «ч», «з»: «последние лучи заката лежат на поле сжатой ржи». Создается впечатление, что природа шепотом раскрывает лирическому герою какие-то тайны.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 121.

Источник

Прочитать стих

По этой ссылке можно прочитать – cтихотворение Летний вечер, А. Блок

Краткий анализ

История создания: Произведение было написано в 1898 году под впечатлением от лета, проведенного в подмосковном имении.

Тема стихотворения: Летний вечер, опускающийся на деревенские просторы.

Композиция: Условно стихотворение можно поделить на две части: вечерний пейзаж и обращение к читателю. Формально оно состоит из трех катренов.

Жанр: Элегия.

Стихотворный размер: Четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры: «красный диск луны», «дремотой розовой объята трава», «лучи заката лежат на поле сжатой ржи», «умчись… навстречу ночи и луне».

Эпитеты: «некошеная трава», «розовая дремота», «последние лучи», «вечерняя тишина».

Полный анализ

1. История создания: Стихотворение “Летний вечер” (1898 г.) А. Блок написал, являясь студентом первого курса Петербургского университета. Оно посвящено воспоминаниям о летнем отдыхе в родовом подмосковном имении Шахматово.

2. Жанр: Жанр стихотворения – элегия. Несмотря на то, что в основе произведения пейзаж, чувствуются философские нотки. Первые катрены имеют ярко выраженный созерцательный характер. Последние строки подталкивает к раздумьям о настоящей свободе. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. А. Блок использовал перекрестную рифмовку АВАВ. В произведении есть и мужские, и женские рифмы.

3. Основная идея стихотворения: Природа дарит человеку умиротворение и спокойствие, помогает ему чувствовать себя свободным.

4. Темы и проблемы: Торжество молодости и ощущение абсолютной свободы. Молодой студент Блок чувствовал в себе переизбыток свежих сил. Отдых в Подмосковье произвел на него огромное впечатление.

Летом 1898 г. он вновь встретился и на этот раз влюбился в свою будущую жену – Любовь Менделееву. Это чувство повлияло на творчество Блока, на некоторое время заставив отойти его от символизма. Поэт описывал свои мысли и ощущения простым и доступным языком.

Блок с восторгом обращает внимание на красоту вечернего пейзажа. Природа уже постепенно погружается в благодатный и заслуженный сон. Воцаряется тишина и умиротворение (“ни ветерка, ни крика птицы”). О присутствии человека напоминает лишь умолкающая вдали “песня жницы”.

Автор выбирает для прогулки самый таинственный и неуловимый момент перехода дня в ночь, когда “последние лучи заката” внезапно сменяются “красным диском луны”. Лирический герой чувствует свое единение с природой. Он призывает отрешиться от всех человеческих “забот и печалей”. В таком состоянии возникает естественное желание вскочить на горячего коня и начать сумасшедшую поездку “навстречу ночи и луне”.

Склонность Блока к символизму и мистицизму ярко проявится позже, но уже в стихотворении “Летний вечер” присутствуют туманные намеки на это. Природа описана очень изысканно и лирично, но вот абстрактное путешествие верхом явно представляет собой какой-то символ. В этом желании скрывается будущая тяга Блока унестись в мечтах в какой-то другой неведомый мир. В какой-то степени ему это удалось. Широко известна житейская неприспособленность поэта и его “витание в облаках”.

5. Композиция: Композиция стихотворения несложная. Условно его можно поделить на две части: вечерний летний пейзаж и обращение к читателю. Первая часть занимает больше строк, чем вторая. Формально стихотворение состоит из трех катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.

6. Выразительные средства: Набор средств выразительности, использованных в стихотворении, ограниченный. Тем не менее, они являются главным помощником автора в воспроизведении картин природы и передачи настроения лирического героя. В тексте есть:

  • метафоры – «лучи заката лежат на поле сжатой ржи», «дремотой розовой объята трава», «красный диск луны», «умчись… навстречу ночи и луне»;
  • эпитеты – «последние лучи», «розовая дремота», «некошеная трава», «вечерняя тишина».

Тропы поражают простотой, некоторые – банальностью. Тем не менее, эта особенность не обедняет художественное оформление стихов. Она помогает читателю приблизиться к природе.

В стихотворении преобладает спокойная, плавная интонация. Она соответствует содержанию, подчеркивает безмятежность окружающего героя мира. Только последний катрен оформлен как восклицательное предложение. Такой интонации требуют его содержание и форма.

В некоторых строках поэт использовал аллитерацию «ж», «с», «ч», «з»: «последние лучи заката лежат на поле сжатой ржи». Создается впечатление, что природа шепотом раскрывает лирическому герою какие-то тайны.

Источник

Природа летом в стихах богата сочными зелеными красками и благородным летним настроением. Стихи о лете в творчестве русских поэтов передают красоту русской природы, шум леса, пение птиц и благодать погожего летнего дня. Стихи насыщены теплом летней красоты и полны любви к родной природе.

Лето в стихах русских поэтов благоухает и цветет. Летнее настроение, как и стихи, то знойное и жаркое, то порывистое и грозовое. Лето наполнено красками и запахами, полными гармонии с природой, чередуясь солнечными днями с внезапными дождливыми капризами, словно нити волшебных строк, такие разные, в стихах о природе.

С. А. Есенин. С добрым утром

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
“С добрым утром!”

(1914)

И. А. Бунин. На пруде

Ясным утром на тихом пруде
Резво ласточки реют кругом,
Опускаются к самой воде,
Чуть касаются влаги крылом.

На лету они звонко поют,
А вокруг зеленеют луга,
И стоит, словно зеркало, пруд,
Отражая свои берега.

И, как в зеркале, меж тростников,
С берегов опрокинулся лес,
И уходит узор облаков
В глубину отраженных небес.

Облака там нежней и белей,
Глубина – бесконечна, светла…
И доносится мерно с полей
Над водой тихий звон из села.

(1887)

Л. А. Мей “Лето красное, росы студёные …”

Лето красное, росы студёные
Изумрудом все листья цвечённые;
По кустам, по ветвям потянулися
Паутинки серебряной проволокой;
Зажелтели вдоль тына садового
Ноготки, янтарём осмолённые;
Покраснела давно и смородина;
И крыжовник обжёг себе усики;
И наливом сквозным светит яблоко.

(1857 отрывок из Песни про княгиню Ульяну Андреевну Вяземскую)

А. К. Толстой. “Клонит к лени полдень жгучий”

Клонит к лени полдень жгучий ,
Замер в листьях каждый звук,
В розе пышной и пахучей,
Нежась, спит блестящий жук;
А из камней вытекая,
Однозвучен и гремуч,
Говорит, не умолкая,
И поет нагорный ключ.

Смотри, все ближе с двух сторон
Нас обнимает лес дремучий;
Глубоким мраком полон он,
Как будто набежали тучи,
Иль меж деревьев вековых
Нас ночь безвременно застигла,
Лишь солнце сыплет через них
Местами огненные иглы.
Зубчатый клен, и гладкий бук,
И твердый граб, и дуб корнистый
Вторят подков железный звук
Средь гама птичьего и свиста;
И ходит трепетная смесь
Полутеней в прохладе мглистой,
И чует грудь, как воздух весь
Пропитан сыростью душистой.
Вон там украдкой слабый луч
Скользит по липе, мхом одетой,
И дятла стук, и близко где-то
Журчит в траве незримый ключ…

Привал. Дымяся, огонек
Трещит под таганом дорожным,
Пасутся кони, и далек
Весь мир с его волненьем ложным.
Здесь долго б я с тобою мог
Мечтать о счастии возможном!
Но, очи грустно опустив
И наклонясь над крутизною,
Ты молча смотришь на залив,
Окружена зеленой мглою…
Скажи, о чем твоя печаль?
Не той ли думой ты томима,
Что счастье, как морская даль,
Бежит от нас неуловимо?
Нет, не догнать его уж нам,
Но в жизни есть еще отрады;
Не для тебя ли по скалам
Бегут и брызжут водопады?
Не для тебя ль в ночной тени
Вчера цветы благоухали?
Из синих волн не для тебя ли
Восходят солнечные дни?
А этот вечер? О, взгляни,
Какое мирное сиянье!
Не слышно в листьях трепетанья,
Недвижно море; корабли,
Как точки белые вдали,
Едва скользят, в пространстве тая;
Какая тишина святая
Царит кругом! Нисходит к нам
Как бы предчувствие чего-то;
В ущельях ночь; в тумане там
Дымится сизое болото,
И все обрывы по краям
Горят вечерней позолотой…

(1856 отрывки из Крымских очерков)

И. А . Бунин. Детство

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок – как шелк… Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол – гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,
Но как тепла, как солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.

(1985)

А. А. Блок. “Есть в дикой роще, у оврага…”

Есть в дикой роще, у оврага,
Зеленый холм. Там вечно тень.
Вокруг – ручья живая влага
Журчаньем нагоняет лень.
Цветы и травы покрывают
Зеленый холм, и никогда
Сюда лучи не проникают,
Лишь тихо катится вода.
Любовники, таясь, не станут
Заглядывать в прохладный мрак.
Сказать, зачем цветы не вянут,
Зачем источник не иссяк? –
Там, там, глубоко, под корнями
Лежат страдания мои,
Питая вечными слезами,
Офелия, цветы твои!

(3 ноября 1898)

Ф. И. Тютчев. “В небе тают облака …”

* * *

В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное…

Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.

Чудный день! Пройдут века –
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.

(2 августа 1868)

Ф. И. Тютчев. “Неохотно и несмело …”

* * *

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.

Ветра теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой…
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя –
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Все сердитей и смелей.

Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля,
И в сияньи потонула
Вся смятенная земля.

(1849)

А. А. Фет. “Зреет рожь над жаркой нивой”

* * *

Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.

Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.

(Конец 1850-х)

А. А. Блок. Летний вечер

Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей – красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали,
Умчись без цели на коне
В туман и в луговые дали,
Навстречу ночи и луне!

(13 декабря 1898)

p/s (от редактора сайта https://сезоны-года.рф)
Вместо последнего абзаца часто можно встретить вот такой фрагмент, звучащий в стихах для детей Блока в виде колыбельной песни малышам:

Спят луга, спят леса,
Пала свежая роса.
В небе звездочки горят,
В речке струйки говорят,
К нам в окно луна глядит,
Малым деткам спать велит.

С. Я. Надсон. “Заря лениво догорает…”

***

Заря лениво догорает
На небе алой полосой ;
Село беззвучно засыпает
В сияньи ночи голубой;
И только песня, замирая,
В уснувшем воздухе звучит,
Да ручеек, струей играя,
С журчаньем по лесу бежит…
Какая ночь! Как великаны,
Деревья сонные стоят,
И изумрудные поляны
В глубокой мгле безмолвно спят…
В капризных, странных очертаньях
Несутся тучки в небесах;
Свет с тьмой в роскошных сочетаньях
Лежит на листве и стволах…
С отрадой жадной грудь вдыхает
В себя прохладные струи,
И снова в сердце закипает
Желанье счастья и любви…

(1879)

С. Д. Дрожжин “Всё зазеленело…”

* * *

Всё зазеленело…
Солнышко блестит,
Жаворонка песня
Льется и звенит.

Бродят дождевые
В небе облака,
И о берег тихо
Плещется река.

Весело с лошадкой
Пахарь молодой
Выезжает в поле,
Ходит бороздой.

А над ним всё выше
Солнышко встает,
Жаворонок песню
Веселей поет.


Левитан И. И. Июньский день (Лето). 1890-е

А. Н. Майков “Летний дождь”

* * *

“Золото, золото падает с неба!” –
Дети кричат и бегут за дождем…
– Полноте, дети, его мы сберем,
Только сберем золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба!

(1856)

А. А. Фет “Я пришел к тебе с приветом…”

* * *

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь – но только песня зреет.

(1843)

Левитан И.И. Туман над водой. 1890-е

С. А. Есенин “Колокол дремавший…”

* * *

Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.

Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.

Скрылась за рекою
Белая луна,
Звонко побежала
Резвая волна.

Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.

Щербаков Б. В. Июнь в Подмосковье. 1984 г.

И. А. Бунин “Ещё от дома на дворе…”

* * *

Еще от дома на дворе
Синеют утренние тени,
И под навесами строений
Трава в холодном серебре;
Но уж сияет яркий зной,
Давно топор стучит в сарае,
И голубей пугливых стаи
Сверкают снежной белизной.

С зари кукушка за рекою
Кукует звучно вдалеке,
И в молодом березняке
Грибами пахнет и листвою.
На солнце светлая река
Трепещет радостно, смеется,
И гулко в роще отдается
Над нею ладный стук валька.

(1892)

С. А. Есенин “По лесу леший кричит…”

* * *

По лесу леший кричит на сову.
Прячутся мошки от птичек в траву.
Ау!

Спит медведиха, и чудится ей:
Колет охотник острогой детей.
Ау!

Плачет она и трясет головой:
— Детушки-дети, идите домой.
Ау!

Звонкое эхо кричит в синеву:
— Эй ты, откликнись, кого я зову!
Ау!

(1914 – 1916)

И. С. Никитин “Ярко звёзд мерцанье…”

* * *

Ярко звезд мерцанье
В синеве небес;
Месяца сиянье
Падает на лес.

В зеркало залива
Сонный лес глядит;
В чаще молчаливой
Темнота лежит.

Слышен меж кустами
Смех и разговор;
Жарко косарями
Разведен костер.

По траве высокой,
С цепью на ногах,
Бродит одиноко
Белый конь впотьмах.

Вот уж песнь заводит
Песенник лихой,
Из кружка выходит
Парень молодой.

Шапку вверх кидает,
Ловит — не глядит,
Пляшет-приседает,
Соловьем свистит.

Песне отвечает
Коростель в лугах,
Песня замирает
Далеко в полях…

Золотые нивы,
Гладь да блеск озер,
Светлые заливы,
Без конца простор,

Звезды над полями,
Глушь да камыши…
Так и льются сами
Звуки из души!

(1858)

И. А. Бунин “Гаснет вечер, даль синеет…”

* * *

Гаснет вечер, даль синеет,
Солнышко садится,

Степь да степь кругом – и всюду
Нива колосится!

Пахнет медом, зацветает
Белая гречиха…

Звон к вечерне из деревни
Долетает тихо…

А вдали кукушка в роще
Медленно кукует…

Счастлив тот, кто на работе
В поле заночует!

Жуковский С. Ю. Июльская ночь. 1916 г.

Гаснет вечер, скрылось солнце,
Лишь закат краснеет…

Счастлив тот, кому зарею
Теплый ветер веет;

Для кого мерцают кротко,
Светятся с приветом

В темном небе темной ночью
Звезды тихим светом;

Кто устал на ниве за день
И уснет глубоко

Мирным сном под звездным небом
На степи широкой!

С. А. Есенин “Топи да болота…”

* * *

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Вззвенивает лес.

Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.

По лугу со скрипом
Тянется обоз —
Суховатой липой
Пахнет от колес.

Слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.

(1914)

И. А. Бунин “Из окна”

* * *

Ветви кедра – вышивки зеленым
Темным плюшем, свежим и густым,
А за плюшем кедра, за балконом –
Сад прозрачный, легкий, точно дым:

Яблони и сизые дорожки,
Изумрудно-яркая трава,
На березах – серые сережки
И ветвей плакучих кружева,

А на кленах – дымчато-сквозная
С золотыми мушками вуаль,
А за ней – долинная, лесная,
Голубая, тающая даль.

Н. А. Некрасов “Конец лета”

* * *

Вся овощь огородная
Поспела: дети носятся
Кто с репой, кто с морковкою,
Подсолнечник лущат,
А бабы свёклу дёргают,
Такая свёкла добрая!
Точь-в-точь сапожки красные
Лежат на полосе.

Источники:

https://сезоны-года.рф/стихи о лете.html
Фотографии с Яндекс-Фотки

Источник