Как сон уходит летний день анализ

Как сон уходит летний день анализ thumbnail

Пейзажи А. Блока восхищают яркими красками и эмоциональным наполнением. Не исключение и «Летний вечер», который изучают в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Летний вечер» по плану.

Анализ стихотворения «Летний вечер» Блока

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Летний вечер.

История создания – произведение появилось в 1898 г. под впечатлением от лета, проведенного в подмосковном имении.

Тема стихотворения – летний вечер, опускающийся на деревенские просторы.

Композиция – Условно стихотворение можно поделить на две части: вечерний пейзаж и обращение к читателю. Формально оно состоит из трех катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«лучи заката лежат на поле сжатой ржи», «дремотой розовой объята трава», «красный диск луны», «умчись… навстречу ночи и луне».

Эпитеты«последние лучи», «розовая дремота», «некошеная трава», «вечерняя тишина».

История создания

«Летний вечер» относится к раннему периоду творчества А. Блока. История создания стихотворения связана с пребыванием поэта в родовом имении под Москвой. Произведение Александр Александрович написал в декабре 1898 г. спустя несколько месяцев после поступления в Петербургский университет. Лето этого года юноша провел в имении Шахматово. Безмятежные теплые дни надолго сохранились в его памяти, а позже воплотились в стихотворении.

Тема

В произведении развиваются традиционные для литературы летние мотивы. Они тесно переплетаются с эмоциями лирического героя. Сквозь призму его восприятия автор раскрывает тему летнего деревенского вечера.

Фоном для создания пейзажа – поле ржи. И это не удивительно, ведь у многих оно ассоциируется с русской деревней. Поле нежится в последних солнечных лучах, а трава уже «дремотой розовой объята». Этот цвет намекает на беззаботное, веселое настроение лирического героя.

Пейзаж, воспроизведенный Блоком статичный, поэтому прекрасно передает вечернюю атмосферу. Даже ветерок не тревожит природу. Вокруг царит тишина: смолкли и пернатые и жницы. Детали пейзажной зарисовки подсказывают читателю, что лирический герой наблюдает за августовским вечером.

Последний катрен стихотворения обращен к невидимому слушателю. Невозможно понять, кто является его адресатом: читатель или же сам лирический герой. В этих строках лирическое «Я» призывает забыть о своих печалях и полностью отдаться природе. Он стремится убежать от повседневной серости, рутины. Чтобы сделать это, нужно хоть на миг забыть о своих целях и тревожных мыслях. Последние строки подсказывают, что под маской лирического героя скрывается беззаботный юноша, желающий свободы и приключений. Таким образом, в третьем четверостишии поднимаются две проблемы: душевной свободы от суетной человеческой жизни и единения человека и природы.

В «Летнем вечере» реализуется идея о том, что природа дарит человеку умиротворение и спокойствие, а также помогает ему почувствовать себя свободным.

Композиция

Композиция стихотворения несложная. Условно его можно поделить на две части: вечерний летний пейзаж и обращение к читателю. Первая часть занимает больше строк, чем вторая. Формально стихотворение состоит из трех катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.

Жанр

Жанр стихотворения – элегия. Несмотря на то, что в основе произведения пейзаж, чувствуются философские нотки. Первые катрены имеют ярко выраженный созерцательный характер. Последние строки подталкивает к раздумьям о настоящей свободе. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. А. Блок использовал перекрестную рифмовку АВАВ. В произведении есть и мужские, и женские рифмы.

Средства выразительности

Набор средств выразительности, использованных в стихотворении, ограниченный. Тем не менее, они являются главным помощником автора в воспроизведении картин природы и передачи настроения лирического героя. В тексте есть метафоры – «лучи заката лежат на поле сжатой ржи», «дремотой розовой объята трава», «красный диск луны», «умчись… навстречу ночи и луне» и эпитеты – «последние лучи», «розовая дремота», «некошеная трава», «вечерняя тишина». Тропы поражают простотой, некоторые – банальностью. Тем не менее, эта особенность не обедняет художественное оформление стихов. Она помогает читателю приблизиться к природе.

В стихотворении преобладает спокойная, плавная интонация. Она соответствует содержанию, подчеркивает безмятежность окружающего героя мира. Только последний катрен оформлен как восклицательное предложение. Такой интонации требуют его содержание и форма.

В некоторых строках поэт использовал аллитерацию «ж», «с», «ч», «з»: «последние лучи заката лежат на поле сжатой ржи». Создается впечатление, что природа шепотом раскрывает лирическому герою какие-то тайны.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 121.

Читайте также:  Сон турецкий сериал 2017 1 серия 3 сезон

Источник

Прочитать стих

По этой ссылке можно прочитать – cтихотворение Летний вечер, А. Блок

Краткий анализ

История создания: Произведение было написано в 1898 году под впечатлением от лета, проведенного в подмосковном имении.

Тема стихотворения: Летний вечер, опускающийся на деревенские просторы.

Композиция: Условно стихотворение можно поделить на две части: вечерний пейзаж и обращение к читателю. Формально оно состоит из трех катренов.

Жанр: Элегия.

Стихотворный размер: Четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры: «красный диск луны», «дремотой розовой объята трава», «лучи заката лежат на поле сжатой ржи», «умчись… навстречу ночи и луне».

Эпитеты: «некошеная трава», «розовая дремота», «последние лучи», «вечерняя тишина».

Полный анализ

1. История создания: Стихотворение “Летний вечер” (1898 г.) А. Блок написал, являясь студентом первого курса Петербургского университета. Оно посвящено воспоминаниям о летнем отдыхе в родовом подмосковном имении Шахматово.

2. Жанр: Жанр стихотворения – элегия. Несмотря на то, что в основе произведения пейзаж, чувствуются философские нотки. Первые катрены имеют ярко выраженный созерцательный характер. Последние строки подталкивает к раздумьям о настоящей свободе. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. А. Блок использовал перекрестную рифмовку АВАВ. В произведении есть и мужские, и женские рифмы.

3. Основная идея стихотворения: Природа дарит человеку умиротворение и спокойствие, помогает ему чувствовать себя свободным.

4. Темы и проблемы: Торжество молодости и ощущение абсолютной свободы. Молодой студент Блок чувствовал в себе переизбыток свежих сил. Отдых в Подмосковье произвел на него огромное впечатление.

Летом 1898 г. он вновь встретился и на этот раз влюбился в свою будущую жену – Любовь Менделееву. Это чувство повлияло на творчество Блока, на некоторое время заставив отойти его от символизма. Поэт описывал свои мысли и ощущения простым и доступным языком.

Блок с восторгом обращает внимание на красоту вечернего пейзажа. Природа уже постепенно погружается в благодатный и заслуженный сон. Воцаряется тишина и умиротворение (“ни ветерка, ни крика птицы”). О присутствии человека напоминает лишь умолкающая вдали “песня жницы”.

Автор выбирает для прогулки самый таинственный и неуловимый момент перехода дня в ночь, когда “последние лучи заката” внезапно сменяются “красным диском луны”. Лирический герой чувствует свое единение с природой. Он призывает отрешиться от всех человеческих “забот и печалей”. В таком состоянии возникает естественное желание вскочить на горячего коня и начать сумасшедшую поездку “навстречу ночи и луне”.

Склонность Блока к символизму и мистицизму ярко проявится позже, но уже в стихотворении “Летний вечер” присутствуют туманные намеки на это. Природа описана очень изысканно и лирично, но вот абстрактное путешествие верхом явно представляет собой какой-то символ. В этом желании скрывается будущая тяга Блока унестись в мечтах в какой-то другой неведомый мир. В какой-то степени ему это удалось. Широко известна житейская неприспособленность поэта и его “витание в облаках”.

5. Композиция: Композиция стихотворения несложная. Условно его можно поделить на две части: вечерний летний пейзаж и обращение к читателю. Первая часть занимает больше строк, чем вторая. Формально стихотворение состоит из трех катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.

6. Выразительные средства: Набор средств выразительности, использованных в стихотворении, ограниченный. Тем не менее, они являются главным помощником автора в воспроизведении картин природы и передачи настроения лирического героя. В тексте есть:

  • метафоры – «лучи заката лежат на поле сжатой ржи», «дремотой розовой объята трава», «красный диск луны», «умчись… навстречу ночи и луне»;
  • эпитеты – «последние лучи», «розовая дремота», «некошеная трава», «вечерняя тишина».

Тропы поражают простотой, некоторые – банальностью. Тем не менее, эта особенность не обедняет художественное оформление стихов. Она помогает читателю приблизиться к природе.

В стихотворении преобладает спокойная, плавная интонация. Она соответствует содержанию, подчеркивает безмятежность окружающего героя мира. Только последний катрен оформлен как восклицательное предложение. Такой интонации требуют его содержание и форма.

В некоторых строках поэт использовал аллитерацию «ж», «с», «ч», «з»: «последние лучи заката лежат на поле сжатой ржи». Создается впечатление, что природа шепотом раскрывает лирическому герою какие-то тайны.

Источник

– Испытанный, стою на грани…

– Их было много — дев прекрасных…

– Ищи разгадку ожиданий…

– Ищу огней — огней попутных…

– Ищу спасенья… (Ante Lucem)

Читайте также:  Комплекс гимнастики после сна в средней группе на год по фгос по месяцам

– К вечеру вышло тихое солнце… (Город)

– К Музе (+ анализ)

– К ногам презренного кумира… (Ante Lucem)

– К чему бесцельно охранять…

– Как всякий год, ночной порою…

– Как день, светла, но непонятна… (+ анализ)

– Как из сумрачной гавани…

– Как мимолетна тень осенних ранних дней…

– Как мучительно думать о счастьи былом… (Ante Lucem)

– Как океан меняет цвет…

– Как прощались, страстно клялись…

– Как растёт тревога к ночи…

– Как свершилось, как случилось…

– Как сон молитвенно-бесстрастный…

– Как сон, уходит летний день… (Стихи о Прекрасной Даме)

– Как старинной легенды слова…

– Как тяжело ходить среди людей… (+ анализ)

– Какая дивная картина…

– Какому богу служишь ты… (Стихи о Прекрасной Даме)

– Клеопатра (Город)

– Когда вы стоите на моем пути…

– Когда докучливые стоны…

– Когда же смерть? Я всё перестрадал… (Ante Lucem)

– Когда замрут отчаянье и злоба…

– Когда кончается тетрадь моих стихов… (Ante Lucem)

– Когда мы встретились с тобой…

– Когда мы любим безотчетно… (Ante Lucem)

– Когда с безжалостным страданьем…

– Когда святого забвения… (Стихи о Прекрасной Даме)

– Когда толпа вокруг кумирам рукоплещет… (Ante Lucem)

– Когда ты загнан и забит… (+ анализ)

– Когда я был ребёнком, — лес ночной… (Ante Lucem)

– Когда я вспоминал о прошлом, о забытом… (Ante Lucem)

– Когда я вышел — были зори…

– Когда я одинок и погружен в молчанье…

– Когда я прозревал впервые…

– Когда я создавал героя…

– Когда я стал дряхлеть и стынуть…

– Когда я уйду на покой от времён…

– Когда-то гордый и надменный… (+ анализ)

– Когда-то долгие печали…

– Когда, вступая в мир огромный…

– Колыбельная песня (+ анализ)

– Кольцо существованья тесно…

– Комета

– Королевна

– Коршун (+ анализ)

– Кошмар

– Кругом далекая равнина… (Стихи о Прекрасной Даме)

– Крыльцо Её словно паперть…

– Крылья

– Кто заметил огненные знаки…

– Кто плачет здесь? На мирные ступени… (Стихи о Прекрасной Даме)

– Кто-то вздохнул у могилы…

– Кто-то с богом шепчется… (Стихи о Прекрасной Даме)

– Кто-то шепчет и смеется… (Стихи о Прекрасной Даме)

– Курятся алтари, дымят паникадила… (Ante Lucem)

– Лазурью бледной месяц плыл…

– Легенда (Город)

– Лениво и тяжко плывут облака… (Ante Lucem) (+ анализ)

– Летний вечер (Ante Lucem) (+ анализ)

– Ловлю дрожащие, хладеющие руки… (Стихи о Прекрасной Даме)

– Ловлю я тонкий прах надежды… (Стихи о Прекрасной Даме)

– Ловя мгновенья сумрачной печали… (Ante Lucem)

– Луна проснулась. Город шумный… (Ante Lucem)

– Люблю высокие соборы… (Стихи о Прекрасной Даме) (+ анализ)

– Любопытство напрасно глазело…

– Май жестокий с белыми ночами!..

– Медленно в двери церковные… (Стихи о Прекрасной Даме)

– Медленно, тяжко и верно… (Ante Lucem) (+ анализ)

– Медлительной чредой нисходит день осенний…

– Между страданьями земными… (Ante Lucem)

– Меня пытали в старой вере…

– Милая девушка, что ты колдуешь…

– Милый брат! Завечерело…

– Милый друг, и в этом тихом доме… (О чём поёт ветер)

– Милый друг! Ты юною душою… (Ante Lucem)

– Миры летят. Года летят. Пустая… (+ анализ)

– Митинг (Город) (+ анализ)

– Мне битва сердце веселит… (Стихи о Прекрасной Даме)

– Мне гадалка с морщинистым ликом…

– Мне снилась смерть любимого созданья… (Ante Lucem)

– Мне снилась снова ты, в цветах, на шумной сцене… (Ante Lucem)

– Мне снились весёлые думы… (+ анализ)

– Мне страшно с Тобой встречаться… (Стихи о Прекрасной Даме) (+ анализ)

– Многое замолкло. Многие ушли…

– Моей матери (Друг, посмотри, как в равнине небесной…) (Ante Lucem)

– Моей матери (Помнишь думы? Они улетели…)

– Моей матери (Спустилась мгла, туманами чревата…) (+ анализ)

– Моей матери (Тихо. И будет всё тише…)

– Моей матери (Чем больней душе мятежной…) (Стихи о Прекрасной Даме)

– Мой бедный, мой далёкий друг…

– Мой вечер близок и безволен… (Стихи о Прекрасной Даме)

Читайте также:  Голова болит после сна от чего

– Мой любимый, мой князь, мой жених… (+ анализ)

– Мой месяц в царственном зените…

Источник

Валент

Высший разум

(147793)

9 лет назад

Александр Блок

Летний вечер

Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей — красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали,
Умчись без цели на коне
В туман и луговые дали,
Навстречу ночи и луне!

«Летний вечер» – данное произведение относится к жанру пейзажная лирика.
Стихотворение Александра Блока «Летний вечер» рассказывает о том, каким представился поэту летний, августовский закат в поле.

Это позднее лето. Об этом говорят « сжатая рожь» , « некошеная межа» , « песня жницы» , «луговые дали, освещённые закатным солнцем») .

Картина проникнута настроением покоя, грусти и туманной надежды. Автор использует олицетворения (лучи заката «лежат» , трава «объята дремотой») , метафоры («красный диск луны») , эпитеты («последние лучи заката» , «дремотой розовой» , «вечерней тишины» , «луговые дали») , обращение к неизвестному герою («Забудь заботы и печали, / Умчись без цели на коне…») .

Михаил Марулин

Ученик

(222)

3 года назад

«Летний вечер» – данное произведение относится к жанру пейзажная лирика.
Стихотворение Александра Блока «Летний вечер» рассказывает о том, каким представился поэту летний, августовский закат в поле.

Это позднее лето. Об этом говорят « сжатая рожь» , « некошеная межа» , « песня жницы» , «луговые дали, освещённые закатным солнцем») .

Картина проникнута настроением покоя, грусти и туманной надежды. Автор использует олицетворения (лучи заката «лежат» , трава «объята дремотой») , метафоры («красный диск луны») , эпитеты («последние лучи заката» , «дремотой розовой» , «вечерней тишины» , «луговые дали») , обращение к неизвестному герою («Забудь заботы и печали, / Умчись без цели на коне…») .

Нина Шагимуратова

Знаток

(458)

3 года назад

Анализ стихотворения Блока «Летний вечер»

Александр Блок на протяжении многих лет считал себя символистом и очень трепетно относился к знакам судьбы, пытаясь распознать их даже тем, где они отсутствовали. Однако до наших дней дошли стихотворения этого поэта, в которых он выражал свои мысли прямо и открыто, не впадая в мистицизм и не пытаясь приписывать несуществующие качества предметам и явлениям только потому, что видел в этом некое знамение. Примечательно, что символизмом Блок увлекся в начале 20 века и был верен этому направлению до конца жизни. Однако его ранние стихи лишены налета мистификации, они просты по своему содержанию и не предусматривают двоякой трактовки. К ним, в частности, относится стихотворение «Летний вечер», написанное в 1898 году спустя несколько месяцев после того, как Блок благополучно закончил гимназию и был зачислен в ряды студентов Петербургского университета. Лето поэт провел в Подмосковье, где располагалось родовое имение Шахматово, принадлежащее семье его матери. Воспоминания об этой безмятежной поре оказались настолько сильными и яркими, что уже в Санкт-Петербурге, незадолго до Нового года, было написано стихотворение «Летний вечер», которое поражает своей легкостью, изысканностью и простотой. Это произведение выдержано в духе лучших русских поэтических традиций, в нем присутствует динамика и образность. Но, вместе с тем, стихотворение «Летний вечер» доступно для восприятия любого человека, который хотя бы раз в жизни бывал за городом и мог наблюдать, как размеренно и плавно течет сельская жизнь.

Автор рассказывает о том, как лучи заходящего солнца окрашивают сжатое поле и еще нескошенные луга, даря ощущение спокойствия и умиротворения. В этот час заката кажется, что замирает сама природа – ветер больше не шелестит в листве, не слышно щебета птиц и даже «замирает песня жницы среди вечерней тишины». Однако в душе автора происходит борьба совершенно противоположных чувств. С одной стороны, ему хочется насладиться красотой и безмятежностью летнего вечера, который принес с собой прохладу и терпкий аромат луговых трав. Но при этом внутренний голос словно бы нашептывает поэту: «Забудь заботы и печали, умчись без цели на коне». И эта противоречивость чувств доставляет Блоку огромное удовольствие. Он по-настоящему свободен и может оседлать коня, чтобы встретить на лугу восход луны, а может любоваться закатом из окна поместья, понимая, что в этот миг весь мир лежит у его ног.

Источник