Как сон григория раскрывает его честолюбивые замыслы

Как сон григория раскрывает его честолюбивые замыслы thumbnail

Тема «А.С.Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре».

Поэт обращается к истории, чтобы разобраться в настоящем, чтобы понять. Вся наша история проходит перед читателями Пушкина.

Итак, Пушкин-поэт-историк, поэтому с позиции истории и литературы одновременно мы будем рассматривать произведение, написанное в период Михайловской ссылки – трагедию «Борис Годунов», которая рассказывает о таком периоде русской истории, который называли «смутное время». Почему время называли «смутным»? Как создавалась трагедия? Кто её действующие лица? На эти вопросы ответят ваши одноклассники.

Словарная работа: трагедия, инок

  1. Смутное время

В 1584 году умер русский царь Иван Грозный. На престоле оказался его сын Федор Иоаннович, отличавшийся кротким добродушным нравом, но недалеким умом, поэтому он мало подходил на роль правителя огромной державы. Подлинным правителем страны стал царский шурин (брат жены) Борис Годунов, на сестре которого был женат Федор Иоаннович. После Ивана Грозного остался еще один сын, маленький царевич Дмитрий, который вместе с матерью был отправлен в город Углич на Волге. Здесь в 1591 году произошло потрясающее событие. В соборной церкви ударили в набат. Народ сбежался, думая, что пожар. На дворцовом дворе увидели тело царевича Димитрия, над убитым вопила в отчаянии мать и кричала, что убийцы подосланы Борисом Годуновым, называла Битяговских – отца и сына. Рассвирепевший народ убил их По стране же поползли слухи, будто в смерти Дмитрия повинен Борис Годунов

(Слайд 5)

Смутное время

После того, как в 1598году царь Федор Иоаннович скончался, царская династия Рюриковичей пресеклась. (слайд-схема) Годунов, показавший себя умелым правителем, был избран главой страны. Но царствование Бориса оказалось несчастливым. Из-за трех неурожайных лет на страну обрушился страшный голод, там и тут вспыхивали крестьянские мятежи, устраивались боярские заговоры. Не прекращались слухи об убийстве царевича людьми Годунова. ( Смута)

В 1603 году до Москвы дошел новый слух, вскоре подтвердившийся, что в Польше объявился человек, выдающий себя за чудом спасшегося Дмитрия. Человеком этим был беглый инок Чудова монастыря Григорий Отрепьев.

(Слайд 6)

  1. Григорий Отрепьев

Григорий Отрепьев родился в Галиче.(Костромская область) Считается, что Григорий был на год или два старше царевича. В монастыре, расположенном неподалеку от родительского поместия, постригся в монахи

Однако простая и непритязательная жизнь монаха его не привлекала: после скитания по монастырям он поступил в аристократический Чудов монастырь в Москве.

Именно там будущий претендент начинает подготовку к своей роли: он расспрашивал чудовских монахов о подробностях убийства царевича, а также о правилах и этикете придворной жизни. Позже «чернец Гришка» начинает весьма неосмотрительно хвалиться тем, что когда-нибудь займёт царский престол. Похвальбу эту донесли до царских ушей, и Борис приказывает сослать монаха в отдалённый Кириллов монастырь, но кем-то предупреждённый Григорий бежит в Польшу, где и объявляет себя «чудесно спасшимся царевичем».

  1. История создания трагедии «Борис Годунов»

С начала 19 века в России резко возрос интерес к собственной истории в связи с появлением «Истории Государства Российского» Н.М.Карамзина, старшего друга Пушкина. Его многотомный труд А.С.Пушкин хорошо знал и высоко ценил. Он не мог пройти мимо такого сюжета как «смутное время».

Ценя труд Карамзина, Пушкин следовал в своей драме в изложении исторических событий за историком. Но драма Пушкина – это не иллюстрация к карамзинской истории, а оригинальное, самобытное произведение, содержание которого составляют события последних лет правления неординарного царя Бориса Годунова. Нам с вами предстоит прочесть одну из сцен этого произведения, в которой главными персонажами являются старец Пимен, монах- летописец Чудова монастыря, под началом которого состоит молодой инок Григорий Отрепьев, будущий Дмитрий Самозванец.

А.С.Пушкин «Сцена в Чудовом монастыре»

А сейчас я предлагаю вашему вниманию монолог Пимена (читает заранее подготовленный ученик). Но перед прослушиванием познакомьтесь с вопросами, на которые вы должны будете ответить.

(Вопросы к монологу Пимена)

Звучит пролог к опере. Выходит Пимен, читает свой монолог

– В какой период жизни изображен Пимен? (Пимен говорит о последнем сказании. Монах изображен в период жизни, когда он осознает, что ему пора «отдохнуть», «Погасить свечу», он чувствует близость смерти и осознает, что скоро предстанет «пред Всевышним», и это придает особую убедительность его речам).

– Как Пимен относится к своему труду летописца? ( …долг, завещанный от Бога», он понимает необходимость сохранения памяти: «Да ведают потомки православных / Земли родной минувшую судьбу…») Труд летописца – исполнение долга, завещанного Богом.)

Послушаем диалог Пимена и Григория в исполнении учащихся. (инсценировка) До слов «И в тихую обитель затвориться…

В 1866 году М.П.Мусоргский создал оперу «Борис Годунов». Послушайте продолжение сцены в Чудовом монастыре в исполнении оперных певцов. Следите по тексту. (Звучит акт 1 Келья в Чудовом монастыре с 23 секунды)

Каждое лицо в драматическом произведении говорит само за себя, чувствует и поступает в соответствии со своим характером

ВОПРОСЫ К ОБРАЗУ ПИМЕНА.

  1. – Кратко восстановите биографию Пимена. (Её легко восстановить по тексту)

– Какое событие изменило судьбу Пимена ( С тех пор как Пимен стал свидетелем «злого дела, кровавого греха – убийства царевича Дмитрия, он «Мало вникал в дела мирские).

– Как Пимен относится к Григорию? (Покровительственно, с заботой, как учитель к ученику)

– Как характеризуют Пимена раздумья и размышления Григория? («как я люблю его спокойный вид, когда, душой в минувшем погруженный, он летопись свою ведет» «все тот же вид смиренный, величавый, добру и злу внимая равнодушно»)

– Прав ли Григорий , сравнивая Пимена с дьяком, который»не ведает ни жалости , ни гнева». (Нет, не прав. Пимен не равнодушен к людям. Это проявляется в его отношении к Ивану Грозному, смиренному царю Федору, общему греху, нареченного царя – убийцы «владыкою»).

– Только ли царей винит в преступлениях Пимен? ( «Прогневали мы Бога, согрешили…») Пимен – носитель народной мудрости. Как горе воспринимает Пимен совершенное противно всем законам «венчание Бориса на престол»

ВОПРОСЫ ПО ОБРАЗУ ОТРЕПЬЕВА

– Что за сон видит Григорий ? Не пророческий ли он?

– Как сон Григория раскрывает его честолюбивые замыслы ? (Москва видится ему «с высоты», людей он воспринимает, как обитателей «муравейника»)

– Что послужило причиной решения Григория выдать себя за наследника престола? (Кроме честолюбивых помыслов, слова Пимена о том, что царевич Дмитрий – ровесник Григория)

– Какие слова Григория говорят о том, что он готов продолжать цепь преступлений ? («…Зачем и мне не тешиться в боях,/ Не пировать за царскою трапезой?»; «А мой покой бесовскиое мечтанье тревожило,/ И враг меня мутил…»).

– Как Григорий оправдывает свое желание стать самозванцем ? (Григорий мысленно обращается к царю Борису:»И не уйдешь ты от суда мирского,/ Как не уйдешь от Божьего суда»).

– Какие черты мы замечаем в Григории ? (подтвердите текстом). (Жажда власти, стремление к богатству, неразборчивое честолюбие).

– Мог ли по вашему автор симпатизировать им ?

– Как выражается отношение автора к своим героям и к самозванству? (Самозванство, по Пушкину, безнравственно и жестоко).

Смутное время потому и названо «смутным», что о престоле стал мечтать и бедный «чернец». Раз власть правящим царем достигнута незаконно и везде и всюду говорят о том, почему не сыграть роль Димитрия? И Отрепьев начинает игру. Докажите цитатой из текста

ИТОГ.

В трагедии «Борис Годунов» отразился взгляд Пушкина на историю, в истории есть цель. В трагедии «Борис Годунов» цель состоит в пробуждении совести людей, стремлении покаянием остановить преступления. Выразителем этой идеи становится смиренный монах, летописец, тот, кто пишет историю народа. В опере М.П.Мусоргский тоже звучит высокая нравственная тема ответственности человека за свои поступки

Начало ноября 1612 года считается завершением Смутного времени. Русское ополчение под руководством Минина и Пожарского одержали победу над поляками. В память об этой победе 4 ноября объявлен в России Днем народного единства.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Прочитать повесть «Станционный смотритель».

Источник

Ответ или решение 1

1. Во сне Григорий видит, что он по лестнице поднимается на башню и смотрит с её высоты на Москву, которая кажется ему кишащим муравейником. Башня символизирует власть и трон, которые он хочет получить.

2. Григорий — авантюрист, он ловок и удачлив. Это позволяет ему считать, что он должен заменить царевича Дмитрия, потому что так это его предначертано судьбой. Кроме того, он считает правильным узурпировать власть, так как другим (Борису Годунову) она так же досталась незаконным путём.

3. В своих действиях он равняется на своих предшественников, в первую очередь, на Годунова, поэтому говорит: “зачем и мне не тешиться в боях?”.

4. Да, сон Григория можно считать вещим, так как он действительно получает власть, но не надолго: через год его свергли.

Во сне самозванец испытывает совершенно разные эмоции:
“И стыдно мне и страшно становилось. ”
Вот настоящие эмоции!
Перед нами мыслящий, переживающий человек, эмоциональный
и тонко чувствующий, обладающий к тому же даром предвидения!
Падение.. .в конце сна — тоже эмоция, хотя немного
видоизменённая и, очевидно, самая сильная, поскольку
приводит к пробуждению.
Отрицательные эмоции Григория во сне предвещают трагический
финал произведения. “Кипящий” на площади народ “в ужасе молчит”
и отказывается приветствовать героя, то есть Лжедмитрия.
Это и является своеобразным предвестником “падения”.
Григорий боится наяву падения на глазах у смеющегося народа.
При этом он сам в своём сне пассивен: оказывается на башне
словно не по своей воле: лестница ведёт его наверх.
И точно так же, поневоле, самозванец стремительно падает вниз.
Но падение во сне предвещает и иное – грехопадение под
влиянием диавольских сил.
Интересна та интерпретация, которую получила
смерть Отрепьева (точнее – его падение) в народном предании:

Заглянул в окошко осевчато:
Обступила сила кругом вокруг,
Вся сила с копьями,
Гришка-рострижка, Отрепьев сын
Думает умом своим царским:
«Поделаю крылица диавольски,
Улечу нун я диаволом» .
Не успел Грешка сделать крыльицов,
Так скололи Гришку Отрепьева.

Пушкин мог знать это предание, параллели с которым явно
видны в сне Отрепьева: толпа народа, окружающая башню,
полёт и падение.

Во сне самозванец испытывает совершенно разные эмоции:
“И стыдно мне и страшно становилось. ”
Вот настоящие эмоции!
Перед нами мыслящий, переживающий человек, эмоциональный
и тонко чувствующий, обладающий к тому же даром предвидения!
Падение.. .в конце сна — тоже эмоция, хотя немного
видоизменённая и, очевидно, самая сильная, поскольку
приводит к пробуждению.
Отрицательные эмоции Григория во сне предвещают трагический
финал произведения. “Кипящий” на площади народ “в ужасе молчит”
и отказывается приветствовать героя, то есть Лжедмитрия.
Это и является своеобразным предвестником “падения”.
Григорий боится наяву падения на глазах у смеющегося народа.
При этом он сам в своём сне пассивен: оказывается на башне
словно не по своей воле: лестница ведёт его наверх.
И точно так же, поневоле, самозванец стремительно падает вниз.
Но падение во сне предвещает и иное – грехопадение под
влиянием диавольских сил.
Интересна та интерпретация, которую получила
смерть Отрепьева (точнее – его падение) в народном предании:

Заглянул в окошко осевчато:
Обступила сила кругом вокруг,
Вся сила с копьями,
Гришка-рострижка, Отрепьев сын
Думает умом своим царским:
«Поделаю крылица диавольски,
Улечу нун я диаволом» .
Не успел Грешка сделать крыльицов,
Так скололи Гришку Отрепьева.

Пушкин мог знать это предание, параллели с которым явно
видны в сне Отрепьева: толпа народа, окружающая башню,
полёт и падение.

Источник

0,

                  Открытый урок литературы в 7 классе.

                  Тема урока:

А.С.Пушкин «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре).

Учитель: Блохина Татьяна Юриевна.

                             МБОУ «Ситовская ООШ».

Цель урока:  учащиеся должны познакомиться с фрагментом драмы, углубить представление о драматических жанрах, развивать навыки анализа поэтического текста, уметь сопоставлять анализ текста, давать характеристику героям произведения, развивать навыки выразительного чтения, свои  творческие способности.

Методические приёмы: рассказ учителя, реализация межпредметных связей с историей, музыкой, изобразительным искусством, выразительное чтение, словарная работа, работа с иллюстрациями, элементы анализа текста, работа над выразительным чтением.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку; фрагмент оперы «Борис Годунов» М.П.Мусоргского; словари.

      Эпиграф к уроку:                                              Два чувства дивно близки нам –                                                                  

 В них обретает сердце пищу –  

                                                                      Любовь к родному пепелищу,   

                                                                      Любовь к отеческим гробам.     

                                                                                           А.С.Пушкин.

                                            Ход урока:

Вступление.

Учитель. Здравствуйте, садитесь. Я рада видеть вас на уроке и надеюсь, что наш урок литературы пройдёт интересно, познавательно и в дружелюбной атмосфере.

 Ребята, перед вами хорошо известный портрет нашего национального гения Александра Сергеевича Пушкина (слайд 1). Это не первый урок изучения творчества Пушкина в 7 классе. С какими  творениями  Александра Сергеевича мы с вами познакомились в этом году?  

Дети. «Полтава», «Медный всадник», «Песнь о вещем Олеге».

Учитель.  Перед вами иллюстрации к произведениям Пушкина. Вы  узнаёте их?

Ученик. Первая  иллюстрация Полтавский бой к поэме «Полтава», в которой говорится о победе Петра 1 над шведами. Слайд 2.

Ученик: На второй  иллюстрации –  образ Пётра Первого к поэме Пушкина «Пётр Первый». Слайд 3.

Ученик.  Следующая иллюстрация изображает прощание князя Олега с конём из «Песни о вещем Олеге».

Учитель. Всё верно.

Учитель. Хочу напомнить вам, что мы на раз обращали внимание на то, что  А.С. Пушкин не только гениальный поэт, но и историк. Темы этих произведений – темы исторические. С ними вы знакомились и будете знакомиться на уроках истории.

  Ребята, какое домашнее задание вам было предложено приготовить к этому уроку ?

 Ученик. На дом было коллективное задание. Подготовить сообщение о начале правления Бориса Годунова, прочитать отрывок из «Бориса Годунова»  и нарисовать оформление книги «А.С.Пушкин «Борис Годунов».

Учитель. Как вы думаете, с какой целью вам было задано такое задание?

Ученик.   Я думаю, что на этом уроке мы будем говорить о произведении А.С.Пушкина  «Борис Годунов».

Учитель. Запишите тему рока.

  А.С.Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре (слайд 4).

 Пред вами  эпиграф к уроку (слайд 5). Читает ученик.

Как вы понимаете эти слова?  

Ребята, как вы думаете, что на уроке мы будем делать.

Ученик. Познакомиться с произведением Пушкина «Борис Годунов».

Ученик. Дать характеристику героям.

Ученик. Учиться выразительно читать.

Ученик. Словари на столе означают, что мы будем с ними работать.

 Учитель. Для себя я тоже определила цели и задачи. Сравните с теми, которые поставили.  Вы должны на это уроке: познакомиться с фрагментом драмы, углубить представление о драматических жанрах, развивать навыки анализа поэтического текста, уметь сопоставлять анализ текста, давать характеристику героям произведения, развивать навыки выразительного чтения, свои  творческие способности (слайд 6).

Итак сегодня мы знакомимся с ещё одним произведением Пушкина «Борис Годунов». И начнём мы с истории.

 Слово ученикам. В 1584 году умер русский царь Иван Грозный (слайд 7,8). На престол взошёл его сын Фёдор (слайд 9,10), который отличался кротким нравом, благочестием. Он не обладал большими интеллектуальными способностями и очень мало походил на роль правителя огромной страны. Подлинным правителем страны стал царский шурин (брат  жены) Борис Годунов,  на сестре которого был женат Фёдор Иоаннович. После Ивана Грозного остался ещё один сын, маленький царевич Дмитрий, который вместе с матерью был отправлен в город Углич на Волге. Здесь в 1591г. произошли страшные события, тайна которых не разгадана до сих пор. Восьмилетний царевич, страдавший от припадков эпилепсии (или, как тогда говорили, «падучей»), играя с ребятишками в ножички, неожиданно стал биться, кататься по земле – и сам себя убил ножом. По крайней мере, так гласила официальная версия. По стране поползли слухи, будто в смерти, Дмитрия повинен Борис Годунов, подославший к нему убийц.

  После того, как в 1598 г. Царь Фёдор Иоаннович скончался, царская династия Рюриковичей пресеклась. Годунов, показавший себя как искушённый и умелый правитель, был избран на царство (слайд11,12). Многие сильные люди оказались, однако, недовольны его избранием. Среди них бояре Романовы, князья Шуйские. К тому царствование Бориса  оказалось несчастливым. Из – за трёх неурожайных лет на страну обрушился страшный голод, тут и там вспыхивали крестьянские мятежи, устраивались боярские заговоры. Не прекращались слухи об убийстве царевича людьми Годунова.

  В 1603 году до Москвы дошёл новый слух, который вскоре подтвердился, что в Польше объявился человек, выдающий себя за чудом спасшегося Димитрия. Проведённое расследование показало, что человеком этим был беглый инок Чудова монастыря Григорий Отрепьев (слайд13).

  Чудов монастырь(слайд 14, 15)  находился прямо на территории Московского Кремля. Находясь здесь, Григорий Отрепьев, возможно, имел какие – то связи в боярской среде. Известно, что он был как – то близок к Романовым. Как написал историк В.О.Ключевский (слайд16), Лжедмитрий «был только испечён в польской печке, а заквашен в Москве».

   С начала ХIХ века в России резко возрос интерес к собственной истории, стимулированный появлением «Истории Государства Российского» Н.М.Карамзина (слайд 17), старшего друга Пушкина. Его многотомный труд А.С.Пушкин хорошо знал и высоко ценил и именно Карамзину он посвятил свою трагедию, так как не смог пройти мимо такого сюжета, как Смутное время. Это был период гражданских войн и иностранных вторжений, начавшихся, по сути, с появления в Польше Самозванца, который вступил с войском в Московское государство, взошёл после неожиданной смерти Бориса Годунова на русский трон, а спустя год был убит восставшими жителями Москвы.

  Трагедия «Борис Годунов» посвящена последним годам правления Годунова.

II. Чтение статьи учебника «Пушкин  – драматург».

Учитель. Перед вами статья учебника «Пушкин – драматург» (стр.86 – 89). Предлагаю вам прочитать её. (Чтение статьи учеником).

III. Углубление представления о драматических жанрах.

В статье выделены некоторые слова. Назовите их.

Учащиеся. Драматургия, драма.

Учитель. Сопоставим определения трагедии в словаре литературоведческих терминов, в словаре Ожегова.

 Запишите определения в тетрадь (слайд18).

IV. Чтение фрагмента «Сцена в Чудовом монастыре».

(Читает учитель).

V. Словарная работа.

  Учитель.  При чтении отрывка вы встретились с незнакомыми словами, архаизмами: днесь, присно, смирять, отрок, инок, келья, сетовать, ратный, блаженство, клобук, чернец, послушанье (слайд19,20,21,22).  Как вы их понимаете?

VI. Характеристика героев.

Учитель. Назовите героев Сцены в Чудовом монастыре.

Дет. Пимен. Григорий Отрепьев.

Вопросы по образу Пимена (слайд 23):

–  Как Пимен относится к своему труду летописца?

–  Свойственны ли были Пимену в молодости грехи?

–  Можем ли мы кратко восстановить судьбу Пимена?

–  Какое событие изменило судьбу Пимена?

–  Как Пимен относится к Григорию?

–  Прав ли Григорий, сравнивая Пимена с дьяком, который «не ведает ни жалости, ни гнева»?

–  Только ли царей винит в преступлениях Пимен?

2. Вопросы по образу Отрепьева (слайд 24):

–  Можно ли назвать сон Григория вещим?

–  Как сон Григория раскрывает его честолюбивые замыслы?

–  Какие слова Григория говорят о том, что он готов продолжать цепь преступлений?

–  Как Григорий оправдывает своё желание стать самозванцем?

VII. Беседа по вопросам.

Учитель. Ребята, подтвердите текстом те черты, которые Пушкин хотел подчеркнуть в летописце. («простодушие», умилительная кротость», мудрость и усердие).

Ученики. «Простодушие», умилительная кротость», мудрость и усердие.

Учитель. Прочитайте слова самого Пушкина (слайд25).

Учитель. Какие черты мы замечаем в Григории?  

Ученики. Жажда власти, стремление к богатству, неразборчивое честолюбие.

Учитель. А.С.Пушкин сравнивает Дмитрия Самозванца с Генрихом IV (слайд 26).

VIII. Итог урока.

Учитель: Ребята, понравился вам урок. Мы должны сделать вывод из всего сказанного на уроке.

Ученики. «Борис Годунов» –  пьеса не только о трагедии царя, но и народа, который по его вине перенёс очень много бед и испытаний.

Учитель. В завершение урока хочу предложить вам небольшой тест по теме урока. Его вы будете выполнять по музыку величайшего композитора Модеста Петровича Мусоргского, который тоже обратился к этой исторической теме и написал оперу «Борис Годунов».

 Проверка теста.

Учитель. Ребята, вы справились с заданием. Урок окончен. Всем спасибо!

(Выставление отметок).

Источник