Как православная церковь относится к толкованию снов
В Священном Писании часто рассказывается, как Бог через сновидения открывает Свою волю. Да и в житиях святых встречаются повествования об этом. Вот и каждый из нас без труда припомнит, как ему или его близким приснился «пророческий» сон, а то и не один. Как относиться к таким явлениям? Стоит ли доверять увиденному во сне? Разъясняют пастыри Русской Церкви.
Никифор Крылов. Спящий мальчик
Протоиерей Игорь Шумилов:
– Не так уж и часто Господь открывает Свою волю через сновидения. И всегда это события чрезвычайной важности, а отнюдь не рядовые. И люди, которые получают такие откровения, тоже не совсем обычные. Кроме того, это скорее свойственно ветхозаветному времени.
Отношение к сновидениям должно быть крайне осторожным. Об этом согласно учит святоотеческое предание. Без духовного рассуждения, а для него нужно иметь жизнь высокодуховную, очень опасно доверять сновидениям.
Священник Петр Гурьянов:
– Святые отцы говорили так: «Не отвергать и не принимать!» Проснулся, умылся, пошел на работу и не обращай особого внимания на сон. А вот те, кто слишком увлекается снами, находятся в большой опасности, потому что через сны человеком может начать руководить диавол, если видит, что у этого человека есть какое-то пристрастие. Диавол начнет показывать определенные образы, а результатом может стать духовная смерть. Поэтому верить снам – очень опасное дело.
Бывает, что во сне людям являются и святые, даже Сам Господь! Если сон от Бога, то Он найдет способ объяснить человеку суть.
НАДО БОЛЬШЕ БОГУ ДОВЕРЯТЬ, А НЕ СНАМ!!!
Священник Димитрий Шишкин:
– Святые отцы говорят, что сон – явление сложное с духовной точки зрения. То есть сон может быть и богооткровенным, и следствием естественной работы ума и сердца человека, но может быть и внушен демонами, которые, как мы помним, стремятся принять «вид ангела светла», то есть стараются прельстить человека той или иной видимостью добра, и во сне им это делать особенно удобно, потому что человек в меньшей степени контролирует свои реакции во сне, чем наяву.
Если сон навязчиво «стоит перед глазами», надо мгновенно переключить внимание с него на молитву
Так что обычному человеку, не искушенному и не «отточенному» аскетической и трезвенной духовной жизнью, трудно распознать происхождение и уж тем более значение своих сновидений. Поэтому многие святые отцы советуют снам никакого значения не придавать, не разбираться в них, не «копаться». А если по пробуждении станет понятно, что какой-то сон навязчиво «стоит перед глазами», то надо мгновенно переключить внимание с него на пусть даже короткую, но внимательную молитву, обратиться всецело к Господу, и, как правило, уже через несколько минут этот сон или забывается полностью, или оставляет слабый и незначительный след в душе.
Вообще как в отношении «духовных видений», так и в отношении «духовных снов» актуальна известная монашеская формула: «не принимай и не отвергай». И даже если сон действительно был по внушению свыше, но мы благоразумно и смиренно воздержимся от того, чтобы верить ему, но и не дерзнем отвергать его как прелесть, то этим не согрешим, а явим похвальное благоразумие. А если действительно Господь желает через сон внушить человеку ту или иную мысль, то такой сон, как правило, повторяется, и Господь находит возможность удостоверить человека в истинности этого сонного видения. Так было, например, с девочкой Матроной, обретшей на пепелище Казанский образ Пресвятой Богородицы. Да и много других подобных случаев мы знаем из истории Церкви. Но это всё-таки исключения, а общепринятой нормой можно признать сдержанное и осторожное отношение к снам.
Не стоит забывать простую истину: мы не библейские персонажи, не праведники
Священник Михаил Гапоненко:
– Святые отцы не рекомендуют верить снам и делать на основании сновидений какие-либо выводы, потому что у снов могут быть различные причины. К снам, которые не напоминают нам о покаянии и грядущем Страшном суде, нужно относиться очень настороженно. Да, Господь открывает Свою волю человеку иногда и через сон. Но в этом случае у того, кто получил такое откровение, после пробуждения, как правило, не остается вопросов: верить или не верить? от Бога этот сон или нет? Все предельно очевидно и ясно.
Священник Святослав Шевченко:
– Святые отцы предлагают христианам с осторожностью относиться к сновидениям и делят их на три вида. К первой категории относят сны, которые являются физиологической особенностью мозга, то есть это бессвязные картинки без какого-либо глубокого смысла. Ко второй категории – сны, которые являются воздействием падших духов. Их главная цель – уловить зрителя этих снов в свои сети, манипулировать им через сны или ввергнуть в духовную прелесть. В третью категорию входят сны-откровения. Именно об этих снах по большей части говорит Священное Писание. Но такие сны доступны в большинстве случаев людям праведным, имеющим чистое сердце и чем-то угодившим Богу. Нам, грешным людям, зачастую доступны первые две категории снов, вторая из которых таит в себе духовную опасность, поэтому в традиции православного христианства есть недоверие к снам и разным их толкованиям.
Священник Георгий Мерзликин:
Нужно иметь целомудрие ветхозаветного Иосифа и чистоту новозаветного Иосифа, чтобы дерзать рассуждать о значении снов
– Есть исполненный святоотеческой мудрости монашеский принцип в отношении снов: «не принимай и не отвергай». Безусловно, духовная жизнь человека продолжается во сне, но нужно иметь целомудрие ветхозаветного Иосифа и чистоту новозаветного Иосифа, чтобы дерзать рассуждать о значении снов. Ожидайте от ночи лишь «ослабу души и телу» и не придавайте сновидениям никакого мистического значения, ведь сны подчас – это просто сны.
Священник Павел Коньков:
– Сновидениям в современном обществе придается слишком большое значение. Многие люди думают, что сны – это отголосок если не высшего «промысла», то хотя бы интуиции или подсознания. Часто приходится слышать, что после того или иного сна случалось какое-либо яркое событие в жизни, и в качестве подтверждения приводят в пример библейские повествования о вещих снах или фрагменты из житий святых. Это все, конечно, хорошо, но люди забывают простую истину: мы не библейские персонажи. В Библии Господь через сон (и то очень редко) указывал Свою волю через Своих же посланников. А мы разве являемся Его посланниками, пророками или апостолами?!
Для того чтобы сон действительно был вещим, необходимо несколько условий: святость жизни, четкое повеление Божие и экстраординарная ситуация. А в тех случаях, когда человек ищет какую-либо связь между своим сном и жизненной ситуацией, часто нет никакого смысла. Даже современные подвижники не всем снам верят. Пример: монаху-пустыннику во сне явился ангел и сказал, чтобы тот пошел вглубь пустыни и выполнил одно дело. Монах проснулся и не пошел. В следующую ночь монаху опять явился ангел и сказал, чтобы тот срочно шел и исполнил его волю. Монах опять проигнорировал это. И только после третьего явления, когда ангел чуть ли не слезно просил исполнить волю Божию и прочитал Символ веры, – только после этого монах пошел исполнять то поручение. А мы во сне увидели что-то непонятное и сразу ищем какой-либо сверхъестественный смысл!
Не стоит усложнять себе жизнь. Сон – это просто сон!
Источник
Ñàìî ñîñòîÿíèå ñíà óïîìèíàåòñÿ â Ñâÿùåííîì
Ïèñàíèè êàê íå÷òî åñòåñòâåííîå äëÿ ÷åëîâåêà. Ïåðâîå
óïîìèíàíèå îá ýòîì ñîñòîÿíèè âñòðå÷àåòñÿ â ðàññêàçå î
âðåìåíè äî ãðåõîïàäåíèÿ: Ãîñïîäü íàâîäèò íà Àäàìà ñîí,
ïðåæäå ÷åì ñîçäàòü èç íåãî Åâó (ñì.: Áûò. 2: 21).
Âîò ÷òî ãîâîðèòñÿ î õîðîøåì ñíå: «Áîã ïîñëàë öàðþ
êðåïêèé ñîí, ýòîò äîáðûé äàð, îò âåêà íèñïîñûëàåìûé Èì è â
íîùè è âî äíè âñåì, êîìó Îí õî÷åò» (3 Ìàê. 5: 6). Íà
òî, êàêîâ ñîí, îêàçûâàåò âëèÿíèå æèçíü ÷åëîâåêà:
«Ñëàäîê ñîí òðóäÿùåãîñÿ, ìàëî ëè, ìíîãî ëè îí ñúåñò;
íî ïðåñûùåíèå áîãàòîãî íå äàåò åìó óñíóòü» (Åêêë. 5:
11); òàêæå è â äðóãîì ìåñòå ãîâîðèòñÿ: «Çäîðîâûé ñîí
áûâàåò ïðè óìåðåííîñòè æåëóäêà» (Ñèð. 32: 22).
Åñòü óêàçàíèÿ íà òî, ÷òî Áîã èñïîëüçóåò ñîí ëþäåé èëè åãî
îòñóòñòâèå. Òàê, ÷òîáû Äàâèä ìîã âûñêîëüçíóòü èç
îêðóæåíèÿ, íà Ñàóëà è âñåõ, êòî áûë ñ íèì, íàïàë
«ñîí îò Ãîñïîäà» (1 Öàð. 26: 12); íàïðîòèâ,
÷òîáû ïðèâåñòè íà ïàìÿòü öàðþ Àðòàêñåðêñó áëàãîäåÿíèå
ïðàâåäíîãî Ìàðäîõåÿ, «Ãîñïîäü îòíÿë ñîí îò
öàðÿ» (Åñô. 6: 1).
×òî æå êàñàåòñÿ ñíîâèäåíèé, òî î íèõ ñêàçàíî, ÷òî
«ñíîâèäåíèÿ áûâàþò ïðè ìíîæåñòâå çàáîò» (Åêêë.
5: 2), è ÷òî «âî ìíîæåñòâå ñíîâèäåíèé, êàê è âî
ìíîæåñòâå ñëîâ, ìíîãî ñóåòû» (Åêêë. 5: 6).
Ýòî îòíîñèòñÿ ê îáû÷íûì ñíîâèäåíèÿì.
Íî â Ïèñàíèè íåðåäêî âñòðå÷àþòñÿ óêàçàíèÿ íà òî, ÷òî Áîã
èíîãäà òàê èëè èíà÷å îáúÿâëÿåò ÷åëîâåêó ÷åðåç ñîí Ñâîþ
âîëþ èëè ïðåäóïðåæäåíèå î ãðÿäóùèõ ñîáûòèÿõ.
Ñîí Èàêîâà |
Âî
ñíå Ãîñïîäü ãîâîðèë Àâðààìó (ñì.: Áûò. 15: 12) è
ÿçû÷åñêîìó öàðþ Àâèìåëåõó (ñì.: Áûò. 20: 36);
âèäåíèå îò Ãîñïîäà âî ñíå ïîëó÷èë ïàòðèàðõ Èàêîâ (ñì.:
Áûò. 28: 12); ïîñðåäñòâîì ñíà Áîã âðàçóìèë Ëàâàíà (ñì.:
Áûò. 31: 24); âåùèé ñîí âèäåë â þíîñòè ïàòðèàðõ Èîñèô
(ñì.: Áûò. 37: 69), îí æå äàâàë òîëêîâàíèå âåùèì
ñíàì åãèïåòñêèõ âèíî÷åðïèÿ è õëåáîäàðà (ñì.: Áûò.
40), à çàòåì è ôàðàîíà (ñì.: Áûò. 41: 1532);
âåùèé ñîí ðàäè Ãåäåîíà áûë ïîñëàí îäíîìó èç âîéñêà
ìàäèàìñêîãî (ñì.: Ñóä. 7: 13); «â Ãàâàîíå ÿâèëñÿ
Ãîñïîäü Ñîëîìîíó âî ñíå íî÷üþ» (3 Öàð. 3: 5);
ïðîðîê Äàíèèë òîëêîâàë âåùèé ñîí Íàâóõîäîíîñîðà (ñì.:
Äàí. 2) è ñàì âèäåë âî ñíå «ïðîðî÷åñêèå
âèäåíèÿ» (Äàí. 7: 1).
Ñðåäè ýòèõ ñëó÷àåâ åñòü ïðèìåðû òîãî, êàê Ãîñïîäü ãîâîðèò
âî ñíå ïðÿìî, à åñòü ïðèìåðû, êîãäà ÷åëîâåê ïîëó÷àåò
îòêðîâåíèå ïîñðåäñòâîì âèäåíèÿ, êîòîðîå, êàê ïðàâèëî,
íóæäàåòñÿ â èñòîëêîâàíèè. Òàêèå ñíû îò Áîãà ñëó÷àëèñü êàê
ñ ïðàâåäíèêàìè, òàê è ñ ãðåøíèêàìè è äàæå ñ ÿçû÷íèêàìè,
êàê ñ öàðÿìè è ïðîðîêàìè, òàê è ñ ïðîñòûìè ëþäüìè. Ìîæíî
äàæå ãîâîðèòü î òàêèõ ñíàõ íå ñòîëüêî êàê îá èñêëþ÷åíèÿõ,
ñêîëüêî êàê î íåêîòîðîì ïðàâèëå: Ãîñïîäü ãîâîðèò «ñ
ëþäüìè âî ñíå, â íî÷íîì âèäåíèè, êîãäà ñîí íàõîäèò íà
ëþäåé
òîãäà Îí îòêðûâàåò ó ÷åëîâåêà óõî è
çàïå÷àòëåâàåò Ñâîå íàñòàâëåíèå, ÷òîáû îòâåñòè ÷åëîâåêà îò
çàäóìàííîãî äåëà è óäàëèòü îò íåãî ãîðäîñòü, ÷òîáû îòâåñòè
äóøó åãî îò ïðîïàñòè è æèçíü åãî îò ïîðàæåíèÿ ìå÷îì»
(Èîâ 33: 1518).
Íî â íàèáîëüøåé è çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè ýòî áûëî
ñâîéñòâåííî ïðîðî÷åñêîìó ñëóæåíèþ: «åñëè áûâàåò ó
âàñ ïðîðîê Ãîñïîäåíü, òî ß îòêðûâàþñü åìó â âèäåíèè, âî
ñíå ãîâîðþ ñ íèì» (×èñ. 12: 6). Åñëè ïðîñòîìó
÷åëîâåêó, êàê ïðàâèëî, áûâàþò âåùèå ñíû, êàñàþùèåñÿ òîëüêî
åãî ñóäüáû, òî ïðîðîê ïîëó÷àåò îòêðîâåíèÿ î ñóäüáàõ âñåãî
íàðîäà è äàæå âñåãî ÷åëîâå÷åñòâà.
È â Íîâîì Çàâåòå ìû âèäèì, ÷òî Ãîñïîäü ïðîäîëæàåò
âðàçóìëÿòü ëþäåé ÷åðåç ñíîâèäåíèÿ. Äâàæäû âî ñíå ÿâëÿëñÿ
àíãåë Èîñèôó, èçâåùàÿ åìó âîëþ Áîæèþ; âî ñíå áûëè
ïðåäóïðåæäåíû âîëõâû, ÷òîáû íå âîçâðàùàòüñÿ ê Èðîäó;
íàêîíåö, æåíà Ïèëàòà âèäåëà ñòðàøíûé ñîí, êîãäà ìóæ åå
âåðøèë ñóä íàä Èèñóñîì Õðèñòîì. Òîò ñîí áûë äàí åé êàê
çíàê ïðàâåäíîñòè Èèñóñà. Îíà ñêàçàëà Ïèëàòó: «Íå
äåëàé íè÷åãî Ïðàâåäíèêó Òîìó, ïîòîìó ÷òî ÿ íûíå âî ñíå
ìíîãî ïîñòðàäàëà çà Íåãî» (Ìô. 27: 19).
Ïðîðîê Èîèëü ïðåäñêàçûâàåò: «È áóäåò ïîñëå òîãî,
èçëèþ îò Äóõà Ìîåãî íà âñÿêóþ ïëîòü, è áóäóò
ïðîðî÷åñòâîâàòü ñûíû âàøè è äî÷åðè âàøè; ñòàðöàì âàøèì
áóäóò ñíèòüñÿ ñíû, è þíîøè âàøè áóäóò âèäåòü
âèäåíèÿ» (Èîèë. 2: 28). Íà ïðîïîâåäè, ïðîèçíåñåííîé
â äåíü Ïÿòèäåñÿòíèöû, àïîñòîë Ïåòð çàñâèäåòåëüñòâîâàë, ÷òî
ýòî ïðîðî÷åñòâî èñïîëíèëîñü â íîâîçàâåòíîé Öåðêâè,
îáðàòèâøåé àïîñòîëüñêîå áëàãîâåñòèå êî âñåì íàðîäàì:
«Ìóæè Èóäåéñêèå, è âñå æèâóùèå â Èåðóñàëèìå!.. Ýòî
åñòü ïðåäðå÷åííîå ïðîðîêîì Èîèëåì: È áóäåò â ïîñëåäíèå
äíè, ãîâîðèò Áîã, èçëèþ îò Äóõà Ìîåãî íà âñÿêóþ
ïëîòü
è þíîøè âàøè áóäóò âèäåòü âèäåíèÿ, è ñòàðöû
âàøè ñíîâèäåíèÿìè âðàçóìëÿåìû áóäóò» (Äåÿí. 2: 14,
1617).
Îäíàêî ýòî âîâñå íå îçíà÷àåò, ÷òî ëþáîé ñîí ÷åëîâåêà
âåùèé. Â Ïèñàíèè íåîäíîêðàòíî óïîìèíàåòñÿ î ëîæíûõ
ñíàõ è î òîì, êàê ïàãóáíî äîâåðèå èì è ïîïûòêà âûäàòü èõ
çà îòêðîâåíèÿ: «Âåùóíû âèäÿò ëîæíîå è ðàññêàçûâàþò
ñíû ëæèâûå; îíè óòåøàþò ïóñòîòîþ» (Çàõ. 10: 2).
«Äóìàþò ëè îíè äîâåñòè íàðîä Ìîé äî çàáâåíèÿ èìåíè
Ìîåãî ïîñðåäñòâîì ñíîâ ñâîèõ, êîòîðûå îíè ïåðåñêàçûâàþò
äðóã äðóãó?» (Èåð. 23: 27); «âîò, ß íà
ïðîðîêîâ ëîæíûõ ñíîâ, ãîâîðèò Ãîñïîäü, êîòîðûå
ðàññêàçûâàþò èõ è ââîäÿò íàðîä Ìîé â çàáëóæäåíèå ñâîèìè
îáìàíàìè è îáîëüùåíèåì, òîãäà êàê ß íå ïîñûëàë èõ è íå
ïîâåëåâàë èì, è îíè íèêàêîé ïîëüçû íå ïðèíîñÿò íàðîäó
ñåìó, ãîâîðèò Ãîñïîäü» (Èåð. 23: 32); «äà íå
îáîëüùàþò âàñ ïðîðîêè âàøè, êîòîðûå ñðåäè âàñ, è ãàäàòåëè
âàøè; è íå ñëóøàéòå ñíîâ âàøèõ, êîòîðûå âàì ñíÿòñÿ»
(Èåð. 29: 8).
 åùå áîëüøåé âíèìàíèÿ êàê ñîñòîÿíèþ ñíà, òàê è ôåíîìåíó
ñíîâèäåíèé óäåëÿåòñÿ â òðóäàõ ñâÿòûõ îòöîâ Öåðêâè.
Ñîñòîÿíèå ñíà
Ñìûñë ñíà
Áëàæåííûé Àâãóñòèí òàê îïèñûâàåò ñîñòîÿíèå ñíà: «Òî,
÷òî ïðîèçâîäèò ñîí, âîçíèêàåò èç òåëà è äåéñòâóåò â òåëå.
Ñîí ïðèâîäèò â áåñ÷óâñòâåííîå ñîñòîÿíèå è íåêîòîðûì
îáðàçîì çàñëîíÿåò òåëåñíûå ÷óâñòâà. Äóøà æå óñòóïàåò ýòîìó
èçìåíåíèþ ñ óäîâîëüñòâèåì, ïîòîìó ÷òî îíîå èçìåíåíèå,
âîçîáíîâëÿþùåå òåëåñíûå ñèëû ïîñëå òðóäîâ, ïðîèñõîäèò ïî
çàêîíó ïðèðîäû
òåëåñíîå èçìåíåíèå, êàêîå
ïðåäñòàâëÿåò ñîáîþ ñîí, ìîæåò îòíèìàòü ó äóøè ïîëüçîâàíèå
òåëîì, íî íå åå ñîáñòâåííóþ æèçíü»[1].
Áëàæåííûé Ôåîäîðèò Êèðñêèé óêàçûâàåò íà ïðîìûñëèòåëüíîå
çíà÷åíèå ñíà êàê îòäûõà äëÿ òåë òðóäÿùèõñÿ:
«Ñìîòðåíèå Áîæèå
äàëî
ñîí ñëàäêèé è
ïðîäîëæèòåëüíûé, êîòîðûé ìîæåò óñïîêîèòü òåëî ïîñëå
óñòàëîñòè è ñäåëàòü åãî áîëåå êðåïêèì äëÿ òðóäîâ
ñëåäóþùåãî äíÿ. Ïîýòîìó íå ñìîòðè íà îäíè òîëüêî òðóäû, íî
îáðàòè âíèìàíèå è íà óòåøåíèÿ ïîñëå òðóäîâ è çà âñå
âîñõâàëÿé Ïðàâèòåëÿ âñÿ÷åñêèõ»[2].
Ñâÿòèòåëü Ãðèãîðèé Íèññêèé ãîâîðèò î ñîñòîÿíèè ñíà êàê
åñòåñòâåííîì ÿâëåíèè, îáóñëîâëåííîì èçìåí÷èâîñòüþ êàê
íåïðåìåííûì àòðèáóòîì çåìíîé æèçíè: «Ñîí îñëàáèë
íàïðÿæåííîå â áîäðñòâîâàíèè, ïîòîì áîäðñòâîâàíèå ïðèâåëî â
íàïðÿæåíèå òî, ÷òî áûëî îñëàáëåíî. È íèêàêîå èç ýòèõ
ñîñòîÿíèé íå ïðîäîëæàåòñÿ âìåñòå ñ äðóãèì íåïðåñòàííî, íî
îáà óñòóïàþò ìåñòî äðóã äðóãó ïðè ïîÿâëåíèè òîãî è
äðóãîãî, è, òàêèì îáðàçîì, åñòåñòâî ýòèìè ïåðåìåíàìè
îáíîâëÿåò ñàìî ñåáÿ
Åñëè âîâðåìÿ è óìåðåííî áûòü â
òîì è äðóãîì ñîñòîÿíèè, òî ýòî äàåò åñòåñòâó ñèëó ê
ïîääåðæàíèþ ñåáÿ
Áëàãîâðåìåííûé îòäûõ äëÿ
òåëåñíîãî ñîñòàâà íåîáõîäèì, ÷òîáû ïèùà áåñïðåïÿòñòâåííî
ðàçîøëàñü íî âñåìó òåëó èçâåñòíûìè â íåì äëÿ ýòîãî ïóòÿìè,
òîãäà êàê íèêàêîå íàïðÿæåíèå íå ìåøàåò ýòîìó
ïåðåõîäó»[3].
Ñâÿòûå îòöû îáðàùàëè âíèìàíèå íà òî, ÷òî âîïëîòèâøèéñÿ
Ãîñïîäü Èèñóñ Õðèñòîñ ñïàë. Ïî ìûñëè áëàæåííîãî Ôåîäîðèòà
Êèðñêîãî, «ãîëîä, æàæäà, à ñâåðõ òîãî è ñîí
ñâèäåòåëüñòâóþò, ÷òî òåëî Ãîñïîäíå åñòü òåëî
÷åëîâå÷åñêîå»[4].
À ñâÿòèòåëü Ãðèãîðèé Áîãîñëîâ îáúÿñíÿåò, ÷òî Ãîñïîäü
«èíîãäà è ñîí âêóøàåò, ÷òîáû è ñîí áëàãîñëîâèòü,
èíîãäà óòðóæäàåòñÿ, ÷òîáû è òðóä îñâÿòèòü, èíîãäà è
ïëà÷åò, ÷òîáû è ñëåçû ñäåëàòü
ïîõâàëüíûìè»[5].
Ãîâîðÿ î ñîñòîÿíèè ñíà, êîòîðîìó ïîäâåðæåíû îáû÷íûå ëþäè,
ïðåïîäîáíûé Èîàíí Ëåñòâè÷íèê óêàçûâàåò, ÷òî îíî ìîæåò
îâëàäåâàòü ÷åëîâåêîì ïî ðàçíûì ïðè÷èíàì: «Ñîí åñòü
íåêîòîðîå ñâîéñòâî ïðèðîäû, îáðàç ñìåðòè, áåçäåéñòâèå
÷óâñòâ. Ñîí ñàì ïî ñåáå îäèí è òîò æå; íî îí, êàê è
ïîõîòü, èìååò ìíîãèå ïðè÷èíû: ïðîèñõîäèò îò åñòåñòâà, îò
ïèùè, îò áåñîâ, è, ìîæåò áûòü, îò ÷ðåçìåðíîãî è
ïðîäîëæèòåëüíîãî ïîñòà, êîãäà èçíåìîãàþùàÿ ïëîòü õî÷åò
ïîäêðåïèòü ñåáÿ ñíîì»[6].
Ñîñòîÿíèå ñíà êàê ìåòàôîðà
Ñîí ÷àñòî óïîòðåáëÿëñÿ ñâÿòûìè îòöàìè êàê ìåòàôîðà,
îáîçíà÷àÿ íå÷òî ïðèçðà÷íîå, íåïîñòîÿííîå è íåíàñòîÿùåå.
Âåñüìà ìíîãèå èç íèõ ñðàâíèâàëè íàñòîÿùóþ æèçíü ñî ñíîì. Â
êà÷åñòâå èëëþñòðàöèè äîñòàòî÷íî ïðèâåñòè îäíó öèòàòó èç
ïðåïîäîáíîãî Åôðåìà Ñèðèíà: «Êàê ñîí îáîëüùàåò äóøó
ïðèçðàêàìè è âèäåíèÿìè, òàê ìèð îáîëüùàåò ñâîèìè
óäîâîëüñòâèÿìè è áëàãàìè. Îáìàí÷èâ áûâàåò íî÷íîé ñîí; îí
îáîãàùàåò òåáÿ íàéäåííûìè ñîêðîâèùàìè, äåëàåò âëàñòåëèíîì,
äàåò òåáå âûñîêèå ÷èíû, îáëåêàåò â ïûøíûå îäåæäû,
íàäìåâàåò ãîðäîñòüþ è â ìå÷òàòåëüíûõ ïðèçðàêàõ
ïðåäñòàâëÿåò, êàê ïðèõîäÿò è ÷åñòâóþò òåáÿ ëþäè. Íî
ìèíîâàëà íî÷ü, ñîí ðàññåÿëñÿ è èñ÷åç: òû îïÿòü
áîäðñòâóåøü, è âñå òå âèäåíèÿ, êàêèå ïðåäñòàâëÿëèñü òåáå
âî ñíå, ñòàëè ÷èñòîé ëîæüþ. Òàê è ìèð îáìàíûâàåò ñâîèìè
áëàãàìè è áîãàòñòâàìè; îíè ïðîõîäÿò, êàê íî÷íîå
ñíîâèäåíèå, è îáðàùàþòñÿ â íè÷òî. Òåëî çàñûïàåò â ñìåðòè,
à äóøà ïðîáóæäàåòñÿ, ïðèïîìèíàåò ñâîè ñíîâèäåíèÿ â ýòîì
ìèðå, ñòûäèòñÿ èõ è êðàñíååò»[7].
Äîñòîéíà âíèìàíèÿ è åùå îäíà ìåòàôîðà, ìåíåå
ðàñïðîñòðàíåííàÿ, íî íå ìåíåå ÿðêàÿ. Áëàæåííûé Àâãóñòèí
ñðàâíèâàë ñâîå îáðàùåíèå ê âåðå ñ ïðîöåññîì ïðîáóæäåíèÿ:
«Ìèðñêîå áðåìÿ íåæíî äàâèëî íà ìåíÿ, ñëîâíî âî ñíå;
ðàçìûøëåíèÿ ìîè î Òåáå ïîõîäèëè íà ïîïûòêè òåõ, êòî õî÷åò
ïðîñíóòüñÿ, íî, îäîëåâàåìûå ãëóáîêèì ñíîì, âíîâü â íåãî
ïîãðóæàþòñÿ. È õîòÿ íåò íè îäíîãî ÷åëîâåêà, êîòîðûé
ïîæåëàë áû âñåãäà ñïàòü, áîäðñòâîâàíèå, ïî
çäðàâîìó è âñåîáùåìó ìíåíèþ, ëó÷øå, íî ÷åëîâåê
îáû÷íî ìåäëèò ñòðÿõíóòü ñîí: ÷ëåíû åãî îòÿæåëåëè, ñîí óæå
íåïðèÿòåí, è, îäíàêî, îí ñïèò è ñïèò, õîòÿ ïðèøëà óæå ïîðà
âñòàâàòü. Òàê è ÿ óæå òâåðäî çíàë, ÷òî ëó÷øå ìíå ñåáÿ
ëþáâè Òâîåé îòäàòü, ÷åì çëîìó æåëàíèþ óñòóïàòü; îíà âëåêëà
è ïîáåæäàëà, íî îíî áûëî ìèëî è äåðæàëî. Ìíå íå÷åãî áûëî
îòâåòèòü íà Òâîè ñëîâà: “Ïðîñíèñü, ñïÿùèé; âîññòàíü
èç ìåðòâûõ, è îçàðèò òåáÿ Õðèñòîñ”»[8].
 ýòèõ ìåòàôîðàõ âèäíî è îòíîøåíèå ê ñíîâèäåíèÿì êàê ê
òîìó, ÷åìó íå ñëåäóåò äîâåðÿòü è ê ÷åìó íå ñëåäóåò
ïðèâÿçûâàòüñÿ, è ê ïðîöåññó ñíà êàê ê òîìó, ÷åìó íå äîëæíî
ïðåäàâàòüñÿ ñâåðõ ìåðû.
Àñêåòè÷åñêîå îòíîøåíèå ê ïðîöåññó
ñíà
Îïèñûâàÿ îïàñíîñòè îò ñíà, ïðåïîäîáíûé Âàðñîíîôèé Âåëèêèé
ãîâîðèò: «Ñîí áûâàåò äâóõ ðîäîâ: èíîãäà òåëî
îòÿãîùàåòñÿ ìíîãîÿäåíèåì, à èíîãäà ÷åëîâåê è îò áåññèëèÿ
íå ìîæåò èñïîëíèòü ñâîåãî ñëóæåíèÿ, è íà íåãî íàõîäèò ñîí;
çà ìíîãîÿäåíèåì æå ñëåäóåò áðàíü áëóäà, èáî (âðàã)
îòÿãîùàåò òåëî ñíîì äëÿ òîãî, ÷òîáû îñêâåðíèòü
åãî»[9].
Ïðåïîäîáíûé Èîàíí Êàññèàí óêàçûâàåò äâà âèäà âðåäà, êàêèå
ìîíàõ ìîæåò ïîëó÷èòü îò ñíà: «Äèàâîë, íåíàâèäÿùèé
÷èñòîòó
ñèëèòñÿ îñêâåðíèòü íàñ âî âðåìÿ ïîêîÿ è
ïîâåðãíóòü â îò÷àÿíèå îñîáåííî ïîñëå òîãî, êàê ìû ïðèíåñëè
Áîãó ïîêàÿíèå
è åìó óäàåòñÿ èíîãäà è â êðàòêîå
âðåìÿ ýòîãî ÷àñà ñíà óÿçâèòü òîãî, êîãî îí íå ìîã óÿçâèòü
â ïðîäîëæåíèå âñåé íî÷è. Âî-âòîðûõ
è ÷èñòûé ñîí
áåç îïàñíûõ ãðåç ìîæåò ðàññëàáèòü ìîíàõà, êîòîðîìó íóæíî
ñêîðî âñòàòü, ïðîèçâîäèò â äóõå ëåíèâóþ âÿëîñòü, îñëàáëÿåò
åãî áîäðîñòü íà öåëûé äåíü, èññóøàåò ñåðäöå, ïðèòóïëÿåò
çîðêîñòü ðàçóìà, êîòîðûå íà âåñü äåíü ìîãëè áû ñäåëàòü íàñ
áîëåå îñòîðîæíûìè è áîëåå ñèëüíûìè ïðîòèâ âñåõ íàâåòîâ
âðàãà»[10].
Ïðåïîäîáíûé Èîàíí Ëåñòâè÷íèê åùå ïîäðîáíåå ïèøåò î òîì,
êàê áåñû èñïîëüçóþò ñîí â êà÷åñòâå ñïîñîáà áîðüáû ñ
ïîäâèæíèêîì: «Êîãäà, ïî ãëàñó äóõîâíîé òðóáû
(êîëîêîëà), âèäèìî ñîáèðàþòñÿ áðàòèÿ, íåâèäèìî ñòåêàþòñÿ
äóøåâíûå âðàãè. Îäíè ïðèñòóïàþò ê ïîñòåëè, êîãäà ìû
âñòàëè, è ïîäóùàþò íàñ ñíîâà ëå÷ü íà íåå, ãîâîðÿ:
“Ïîäîæäè, ïîêà êîí÷àòñÿ íà÷àëüíûå ïåñíè, è òîãäà
ïîéäåøü â öåðêîâü”. Äðóãèå ïðåäñòîÿùèõ íà ìîëèòâå
ïîãðóæàþò â ñîí»[11];
«íåèñêóñíûé ìîíàõ â áåñåäàõ áûâàåò áîäð; à êîãäà
íàñòàë ÷àñ ìîëèòâû, òîãäà è ãëàçà åãî îòÿãîòèëèñü ñíîì.
Íåðàäèâûé ìîíàõ èñêóñåí â ìíîãîñëîâèè; à êîãäà ïðèøëî
âðåìÿ ÷òåíèÿ, îò äðåìîòû ñìîòðåòü íå
ìîæåò»[12].
À âîò ÷òî ñâÿòîé îòåö ãîâîðèò î âðåäå ìíîãîñïàíèÿ:
«Áîäðñòâóþùåå îêî î÷èùàåò óì, à äîëãèé ñîí
îæåñòî÷àåò äóøó. Áîäðûé èíîê âðàã áëóäà, ñîíëèâûé
æå äðóã åìó. Áäåíèå åñòü ïîãàøåíèå ïëîòñêèõ
ðàçææåíèé, èçáàâëåíèå îò ñíîâèäåíèé
Èçëèøåñòâî ñíà
ïðè÷èíà çàáâåíèÿ; áäåíèå æå î÷èùàåò ïàìÿòü. Ìíîãèé
ñîí åñòü íåïðàâåäíûé ñîæèòåëü, ïîõèùàþùèé ó ëåíèâûõ
ïîëîâèíó æèçíè èëè åùå áîëüøå»[13].
Ïðåïîäîáíûé Ïàèñèé Âåëè÷êîâñêèé ïèøåò, ÷òî ñîí ïîðîæäàåò
ëåíîñòü, óíûíèå, îò÷àÿíèå, «è ìíîãèå äðóãèå
ñòðàñòè». «Âåëèêîå, áðàòèå, áåäñòâèå åñòü ñîí:
êàê ìãëà ïîêðûâàåò ñîëíöå, òàê ìíîãèé ñîí çàêðûâàåò
ñîçåðöàòåëüíóþ ñèëó óìà è, êàê çàâåñó, íàëàãàåò çàáâåíèå
íà óì, êîòîðûé ñòàíîâèòñÿ îò òîãî íå÷óâñòâèòåëüíûì êî
âñåìó äîáðîìó äóõîâíîìó è íåïàìÿòëèâ
Áåñû, êàê
òüìîþ óì îìðà÷àþò è êàê âîäîþ ïîãàøàþò îãîíü, òàê äðåìîòîþ
è ñíîì îíè îäîëåâàþò, ÷òîáû èìåòü âîçìîæíîñòü ëèøèòü äóøó
âñåõ äîáðûõ äåë è íàâåñòè íà íåå ñòðàñòè»[14].
Ó÷èòûâàÿ óêàçàííûå îïàñíîñòè îò èçëèøíåãî ñíà,
íåóäèâèòåëüíî, ÷òî ñâÿòûå îòöû óäåëÿëè âíèìàíèå òîìó, êàê
áîðîòüñÿ ñ íèì, è ýòî äîëæíî áûëî ñòàòü îäíèì èç ïåðâûõ
àñêåòè÷åñêèõ äåëàíèé íîâîíà÷àëüíîãî ìîíàõà. Ïðåïîäîáíûé
Èîàíí Ëåñòâè÷íèê ïèøåò: «Êàê ìíîãî ïèòü çàâèñèò îò
ïðèâû÷êè, òàê è ìíîãî ñïàòü. Ïîòîìó-òî è äîëæíî íàì,
îñîáåííî â íà÷àëå íàøåãî ïîäâèãà, ïîäâèçàòüñÿ ïðîòèâ ñíà;
èáî òðóäíî èñöåëèòü äàâíèé íàâûê»[15].
Ïðåïîäîáíûé Ïàèñèé äîáàâëÿåò, ÷òî «êàê
ìíîãîÿäåíèå è ìíîãîïèòèå ïåðåõîäèò â îáû÷àé
òàê
è ñîí: åñëè êòî îñëàáååò è íå áîðåòñÿ ñî ñíîì, à õî÷åò
ñïàòü äî íàñûùåíèÿ, ìíîãî òîãäà è ïðèðîäà òðåáóåò
ñíà
Åñëè æå êòî íàâûêíåò ìàëî ñïàòü, ìàëî è
ïðèðîäà òîãäà ñåãî ïðîñèò
Íè÷òî òàê íå ïîìîãàåò
ïðîòèâ ñíà, êàê ñëåäóþùèå ÷åòûðå äîáðîäåòåëè:
âîçäåðæàíèå, òðåçâåíèå, ìîëèòâà Èèñóñîâà è ïàìÿòü
ñìåðòíàÿ; ýòè äîáðîäåòåëè íàçûâàþòñÿ áîäðûì è òðåçâûì
ñòðàæåì
Áåç êíèãè è ðóêîäåëèÿ íèêîãäà íå
ñàäèñü; íå ïîòîìó, ÷òî íóæíî ðóêîäåëèå, íî äëÿ òîãî,
÷òîáû ïîñòàâèòü ïðîòèâîäåéñòâèå ñíó
Ìåðà ñíà â
ñóòêè: íîâîíà÷àëüíûì ñåìü ÷àñîâ, ñðåäíèì
÷åòûðå, ñîâåðøåííûì äâà ÷àñà è
âñåíîùíîå ñòîÿíèå»[16].
Ñâÿòûå îòöû òàêæå äàâàëè è êîíêðåòíûå ñîâåòû î òîì, êàê
ïîäâèæíèêó íàäëåæèò êàæäûé äåíü ãîòîâèòüñÿ êî ñíó, ÷òîáû
âî âðåìÿ åãî íå ïîëó÷èòü âðåäà. Ïðåïîäîáíûé Àíòîíèé
Âåëèêèé ñîâåòóåò: «Êîãäà ñêëîíÿåøüñÿ íà ñâîå ëîæå, ñ
áëàãîäàðåíèåì âñïîìèíàé áëàãîäåÿíèÿ è ïðîìûñë Áîæèé.
Òîãäà
ñîí òåëà áóäåò äëÿ òåáÿ òðåçâåíèåì äóøè,
ñìåæåíèå î÷åé òâîèõ èñòèííûì âèäåíèåì Áîãà, è
ìîë÷àíèå òâîå, áóäó÷è ïðåèñïîëíåíî ÷óâñòâîì áëàãà, îò âñåé
äóøè è ñèëû âîçäàñò âîñõîäÿùóþ ãîðå ñåðäå÷íóþ ñëàâó Áîãó
âñÿ÷åñêèõ»[17].
À ïðåïîäîáíûé Íèë Ñîðñêèé ñîâåòóåò îáðàùàòü âíèìàíèå è íà
ïîëîæåíèå òåëà, ãîòîâÿñü êî ñíó: «Íàèïà÷å äîëæíî
ñîáëþäàòü ñåáÿ âî âðåìÿ ñíà, áëàãîãîâåéíî, ñ ïîìûøëåíèÿìè,
âíóòðü ñåáÿ ñîáðàííûìè, è ñ áëàãî÷èíèåì â ñàìîì ïîëîæåíèè
íàøèõ ÷ëåíîâ; èáî ñîí ñåé ìàëîâðåìåííûé åñòü îáðàç âå÷íîãî
ñíà, ò.å. ñìåðòè, è âîçëåæàíèå íàøå íà îäðå äîëæíî
íàïîìèíàòü íàì ïîëîæåíèå íàøå âî ãðîá. È ïðè âñåì ýòîì
âñåãäà äîëæíî èìåòü ïðåä î÷àìè ñâîèìè Áîãà
Ïîñòóïàþùèé òàê âñåãäà â ìîëèòâå ïðåáûâàåò»[18].
Ïðåïîäîáíûé Âàðñîíîôèé äàåò òàêîé ñîâåò î òîì, êàê ìîíàõó
íàäî áîðîòüñÿ ñ èçëèøíåé ñîíëèâîñòüþ: «Ïðîèçíîñè íà
êàæäóþ ïåñíü ïî òðè ïñàëìà è äåëàé çåìíîé ïîêëîí, è ñîí íå
îâëàäååò òîáîþ, èñêëþ÷àÿ íåìîùè. Òàê äîëæåí òû ïîñòóïàòü
êàæäóþ íî÷ü»[19].
Âûñêàçàííûå àñêåòè÷åñêèå ïðåäïèñàíèÿ êàñàþòñÿ íå òîëüêî
ìîíàõîâ, íî â îáùèõ ïðèíöèïàõ ïîëåçíû è äëÿ ìèðÿí. Ýòî
ñëåäóåò, âî-ïåðâûõ, èç òîãî, ÷òî íåêîòîðûå èç óêàçàííûõ
âûøå ïðèíöèïîâ îòíîøåíèÿ êî ñíó íàøëè âûðàæåíèå â óòðåííåì
è âå÷åðíåì ìîëèòâåííîì ïðàâèëàõ, êîòîðûå ÷èòàåò êàæäûé
ïðàâîñëàâíûé õðèñòèàíèí.
Òàê, â ïåðâîé ìîëèòâå íà ñîí ãðÿäóùèé (ïðåïîäîáíîãî
Ìàêàðèÿ Âåëèêîãî) âåðóþùèé ïðîñèò: «Äàæäü ìè,
Ãîñïîäè, â íîùè ñåé ñîí ïðåéòè â ìèðå», à â
÷åòâåðòîé ìîëèòâå (òîãî æå ñâÿòîãî) ãîâîðèò:
«Áëàãîâîëè, Ãîñïîäè, èçáàâèòè ìÿ îò ñåòè
ëóêàâàãî
è íåîñóæäåííà íûíå ñíîì óñíóòè ñîòâîðè, è
áåç ìå÷òàíèÿ: è íåñìóùåí ïîìûñë ðàáà Òâîåãî ñîáëþäè, è âñþ
ñàòàíèíó äåòåëü îòæåíè îò ìåíå
äà íå óñíó â
ñìåðòü. È ïîñëè ìè àíãåëà ìèðíà
äà èçáàâèò ìÿ îò
âðàã ìîèõ, äà âîñòàâ ñî îäðà ìîåãî, ïðèíåñó òè
áëàãîäàðñòâåííûÿ ìîëüáû». Â ìîëèòâå ïðåïîäîáíîãî
Èîàííà Äàìàñêèíà ìîëÿùèéñÿ âñïîìèíàåò î ñìåðòè:
«Âëàäûêî ×åëîâåêîëþá÷å, íå óæå ëè ìíå îäð ñåé ãðîá
áóäåò?.. Ñå ìè ãðîá ïðåäëåæèò, ñå ìè ñìåðòü
ïðåäñòîèò». À ïîñëå ïðîáóæäåíèÿ õðèñòèàíèí â øåñòîé
èç óòðåííèõ ìîëèòâ (ñâÿòèòåëÿ Âàñèëèÿ Âåëèêîãî) áëàãîäàðèò
Áîãà, «ïîäàâøàãî íàì ñîí âî óïîêîåíèå íåìîùè íàøåÿ,
è îñëàáëåíèå òðóäîâ ìíîãîòðóäíûÿ ïëîòè».
Âî-âòîðûõ, îá àêòóàëüíîñòè äëÿ ìèðÿí àñêåòè÷åñêîãî
îòíîøåíèÿ êî ñíó ïðÿìî ïèñàëè íåêîòîðûå ñâÿòûå. Òàê,
ñâÿòèòåëü Àìâðîñèé Ìåäèîëàíñêèé ïðåäïèñûâàåò òîìó, êòî
õî÷åò êàÿòüñÿ âî ãðåõàõ, «ñïàòü ìåíüøå, íåæåëè
òðåáóåò ïðèðîäà, ñîí ïðåðûâàòü ñòîíàìè è ðàçäåëÿòü åãî ñ
ìîëèòâîé»[20].
È ñâÿòîé Èîàíí Êðîíøòàäòñêèé çàìå÷àåò: «Êòî äîëãî
ñïèò, äëÿ òîãî èíòåðåñû äóõîâíûå äåëàþòñÿ ÷óæäûìè,
ìîëèòâà òðóäíîþ, íàðóæíîþ è íåñåðäå÷íîþ, à èíòåðåñû
ïëîòè ñòàíîâÿòñÿ íà ïåðâîì ïëàíå
Èçëèøíèé ñîí
âðåäåí, ðàññëàáëÿåò äóøó è òåëî»[21].
Îäíàêî â áîðüáå ñ ìíîãîñïàíèåì íàäëåæèò ñîáëþäàòü ðàçóìíóþ
óìåðåííîñòü, ïîñêîëüêó âïàäåíèå â äðóãóþ êðàéíîñòü
÷ðåçìåðíûé îòêàç îò ñíà òàêæå ïðèíîñèò áîëüøîé
âðåä íå òîëüêî òåëó, íî è äóøå ìîíàõà, êàê î òîì
ïðåäóïðåæäàåò ïðåïîäîáíûé Èîàíí Êàññèàí, èçëàãàÿ îïûò
ïîäâèæíèêîâ èç Ñêèòñêîé ïóñòûíè: «Ïî êîâàðíîìó
äåéñòâèþ äèàâîëà ñîí äî òîãî óäàëèëñÿ îò ãëàç ìîèõ, ÷òî ÿ,
ïðîâåäøè ìíîãî íî÷åé áåç ñíà, ìîëèë Ãîñïîäà, ÷òîáû íåìíîãî
çàñíóòü ìíå. È ÿ áûë â áîëüøåé îïàñíîñòè îò íåóìåðåííîñòè
â ïîñòå è áäåíèè, íåæåëè îò ÷ðåâîóãîäèÿ è ìíîãîãî
ñíà
È ÷ðåçìåðíîå æåëàíèå ïëîòñêîãî óäîâîëüñòâèÿ, è
îòâðàùåíèå îò ïèùè è ñíà âîçáóæäàþòñÿ âðàãîì íàøèì; ïðèòîì
íåóìåðåííîå âîçäåðæàíèå âðåäíåå ïðåñûùåíèÿ; ïîòîìó ÷òî,
ïðè ñîäåéñòâèè ðàñêàÿíèÿ, ìîæíî îò ïîñëåäíåãî ïåðåéòè ê
ïðàâèëüíîìó ðàññóæäåíèþ, à îò ïåðâîãî
íåëüçÿ»[22].
Î òîé æå óìåðåííîñòè â ïîäâèãàõ ïèøåò è ñâÿòèòåëü Èãíàòèé
(Áðÿí÷àíèíîâ): «Äîëæíî äîâîëüñòâîâàòüñÿ ïèùåþ è ñíîì
ïîñòîÿííî óìåðåííûìè, ñîðàçìåðíûìè ñ ñèëàìè è çäîðîâüåì,
÷òîá ïèùà è ñîí äîñòàâëÿëè òåëó äîëæíîå ïîäêðåïëåíèå, íå
ïðîèçâîäÿ íåïðèñòîéíûõ äâèæåíèé, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ îò
èçëèøåñòâà, íå ïðîèçâîäÿ èçíåìîæåíèÿ, êîòîðîå ÿâëÿåòñÿ îò
íåäîñòàòêà»[23].
(Îêîí÷àíèå ñëåäóåò.)
[1]
Àâãóñòèí Èïïîíèéñêèé, áëàæåííûé. Î áåññìåðòèè
äóøè. 14.
[2]
Ôåîäîðèò Êèðñêèé, áëàæåííûé. Äåñÿòü ãëàâ î
ïðîìûñëå. 7.
[3]
Ãðèãîðèé Íèññêèé, ñâÿòèòåëü. Îá óñòðîåíèè
÷åëîâåêà. 13.
[4]
Ôåîäîðèò Êèðñêèé, áëàæåííûé. Ñîêðàùåííîå
èçëîæåíèå Áîæåñòâåííûõ äîãìàòîâ. 12.
[5]
Ãðèãîðèé Áîãîñëîâ, ñâÿòèòåëü. Ñëîâî 37.
[6]
Èîàíí Ëåñòâè÷íèê, ïðåïîäîáíûé. Ëåñòâèöà. 19.
12.
[7]
Åôðåì Ñèðèí, ïðåïîäîáíûé. Ñëîâî íà Åêêë. 1:
14.
[8]
Àâãóñòèí Èïïîíèéñêèé, áëàæåííûé. Èñïîâåäü. V.
12.
[9]
Âàðñàíóôèé Âåëèêèé è Èîàíí Ïðîðîê,
ïðåïîäîáíûå. Ðóêîâîäñòâî ê äóõîâíîé æèçíè. 500.
[10]
Èîàíí Êàññèàí, ïðåïîäîáíûé. Î ïîñòàíîâëåíèÿõ
êèíîâèòÿí. 2. 13.
[11]
Èîàíí Ëåñòâè÷íèê, ïðåïîäîáíûé. Ëåñòâèöà. 19. 3
[12]
Òàì æå. 20.1213.
[13]
Òàì æå. 20. 35, 9, 11
[14]
Ïàèñèé Âåëè÷êîâñêèé, ïðåïîäîáíûé. Êðèíû
ñåëüíûå. 30.
[15]
Èîàíí Ëåñòâè÷íèê, ïðåïîäîáíûé. Ëåñòâèöà. 19.
2.
[16]
Ïàèñèé Âåëè÷êîâñêèé, ïðåïîäîáíûé. Êðèíû
ñåëüíûå. 30.
[17]
Àíòîíèé Âåëèêèé, ïðåïîäîáíûé. Íàñòàâëåíèÿ î
äîáðîé íðàâñòâåííîñòè è ñâÿòîé æèçíè. 170.
[18]
Íèë Ñîðñêèé, ïðåïîäîáíûé. Î ñïàñåíèè äóøè.
[19]
Âàðñàíóôèé Âåëèêèé è Èîàíí Ïðîðîê,
ïðåïîäîáíûå. Ðóêîâîäñòâî ê äóõîâíîé æèçíè. 245.
[20]
Àìâðîñèé Ìåäèîëàíñêèé, ñâÿòèòåëü. Î ïîêàÿíèè
äâå êíèãè. II. 11.
[21]
Èîàíí Êðîíøòàäòñêèé, ïðàâåäíûé. Æèâîé êîëîñ.
III.
[22]
Èîàíí Êàññèàí, ïðåïîäîáíûé. Äåñÿòü
ñîáåñåäîâàíèé îòöîâ. 2. 17.
[23]
Èãíàòèé (Áðÿí÷àíèíîâ), ñâÿòèòåëü. Áåñåäà
ñòàðöà ñ ó÷åíèêîì. 2.
19 / 06 / 2008
Источник