Как подготовить ребенка ко сну в детском саду

Как подготовить ребенка ко сну в детском саду thumbnail

Стоянова Елена
Консультация для родителей «Как подготовить ребенка ко сну в условиях детского сада»

Сколько часов необходимо для сна ребенку дошкольного возраста?

Однозначного ответа нет, все зависит от конкретного ребенка – его темперамента, состояния здоровья и особенностей проведенного дня.

Одним из важнейших факторов гармоничного развития ребенка является дневной сон. Результаты исследований показали, что дети в возрасте 3—4 лет, которых не укладывали на дневной отдых, проявляли более высокие уровни гиперактивности, тревожности и депрессии, чем дети, продолжавшие ежедневно спать 1- 2 ч в обеденное время. Ученые пришли к выводу, что дневной сон не только отлично замещает возможные недочеты ночного сна, но и важен сам по себе в качестве передышки для организма энергичного ребенка. Дневной сон – чудесная возможность восстановить силы и провести остаток дня в хорошем расположении духа.

Для детей раннего и дошкольного возраста физиологически полноценный сон составляет основу крепкого здоровья и правильного развития.

Потребность во сне в значительной мере связана с условиями окружающей среды с функциональным состоянием организма и зависит от множества других факторов.

Нервная система ребенка еще недостаточно сформирована, она не обладает большой выносливостью и подвержена сравнительно Быстрому истощению. Особенно неблагоприятно отражается на ее состоянии и состоянии организма в целом частое недосыпание, которое определяется не только недостаточной продолжительностью сна, но и плохим качеством сна, когда он неспокоен и часто прерывается.

Длительное недосыпание нередко бывает причиной невротических состояний, характеризующихся появлением у ребенка раздражительности, плаксивости, ослаблением внимания памяти. В одних случаях дети становятся возбужденными, драчливыми, в других, наоборот, вялыми и безучастными к окружающему. Невротические состояния могут сопровождаться и головными болями, снижением аппетита, сопротивляемости организма к заболеваниям, так как недостаточный сон отрицательно влияет на состояние всех физиологических систем и функций организма, тесно связанных с регулирующей деятельностью нервной системы.

. Дети дошкольного возраста должны спать в сутки не менее 11-12 ч. Дневной сон в зависимости от возраста длится до 2-2,5 ч. Он обязателен, так как нервная система ребенка быстро реагирует на внешние раздражители, относительно легкоранима и менее вынослива по сравнению с нервной системой взрослого. Именно поэтому активное непрерывное бодрствование дошкольников ограничено. Если ребенок в детском саду не спит, то мы должны выяснить причину этого, поговорить с родителями, врачом или медсестрой детского сада.

Создавая условия для хорошего сна ребенка, следует помнить о том, что свежий воздух является лучшим «усыпляющим» и оздоровительным средством. Поэтому перед сном следует проветрить комнату 15-20 минут.

Одежда для сна в помещении должна быть свободной, сшитой из мягких хлопчатобумажных тканей. Наиболее удобными для этой цели будут длинная рубашка или пижама без карманов с небольшим числом пуговиц. В жаркое время года дети могут спать в одних трусах, предназначенных специально для сна. Важно постоянно следить за тем, чтобы во время сна дети не переохлаждались и не перегревались. Поза, в которой спит ребенок, существенно влияет на качество сна. Лучше, если он будет засыпать лежа на правом боку или на спине. При таких положениях тела внутренние органы испытывают наименьшее давление веса тела.

Укладывание наиболее сложный и ответственный момент в организации сна, имеющий большое значение для его нормального протекания; необходимо доброжелательно и в тоже время настойчиво укладывать спать ребенка. Только так можно добиться быстрого засыпания. При организации сна в первую очередь укладывают ослабленных детей, детей, быстро засыпающих, тех, кто спокойно ведет себя перед сном. Детей возбудимых, беспокойных при засыпании укладывают в последнюю очередь, с тем, чтобы уделить им больше внимания (посидеть около них, погладить и т. д.).

Спокойная обстановка создаст общий положительный настрой перед сном, а тишина в спальне будет способствовать глубокому сну. Чтобы создать у детей положительное отношение ко сну, движения должны быть спокойные, мягкие, речь тихая, ласковая. Укладывание и подъем детей проводиться в спокойной обстановке.

Заранее нужно дать установку на сон: «Скоро будем спать. Давайте уберем игрушки. Они тоже устали и хотят отдохнуть. Молодец, Дашенька, – уложила куклу спать.» и т. п.

Беспокойное, длительное засыпание ребенка непосредственно отражается на дальнейшем течении всего сна, делает его неглубоким, тревожным. Поэтому так важно, чтобы перед сном дети находились в состоянии умеренной усталости от предшествующей деятельности, но не были переутомлены. Программой воспитания и обучения в режиме дня сну отводится постоянное время, что способствует выработке у ребенка устойчивого положительного рефлекса на время и облегчает процесс засыпания.

Суточная потребность ребенка в сне удовлетворяется, в основном, за счет ночного сна, который, как правило, проходит в домашней обстановке. Взрослые должны понимать значение ночного сна, создавать необходимые условия для его нормального протекания. Мы настойчиво разъясняем родителям, что необходимо своевременно укладывать детей, не устраивать непосредственно перед сном шумных, возбуждающих нервную систему игр.

Несколько советов родителям по подготовке малышей ко сну:

• Не допускайте шумных подвижных игр за несколько часов до сна.

• По возможности прогуляйтесь всей семьей около дома, чтобы организм получил как можно больше кислорода.

• В теплое время года форточку в спальне можно оставлять открытой всю ночь, зимой достаточно проветрить комнату перед сном.

• Создайте спокойную, умиротворяющую вечернюю обстановку.

Следуя этим несложным советам, вам не составит труда позволить своему ребенку насладиться здоровым сном, полезным и приятным.

Источник

Как приучить ребенка спать в садикеКак приучить ребенка спать в садике

Отсутствие дневного сна в детском саду – большая проблема большинства детей, особенно тех, чей возраст свыше 3-5 лет. Обычно тихий час для деток это такое сакраментальное время, когда можно либо тихонечко поболтать друг с другом, либо наоборот – подурачиться. Разумеется, дети, отказывающиеся спать, доставляют неудобство не только нянечкам и воспитателям, но и тем детишкам, которые вовсе не прочь вздремнуть в дневное время. Из этого вытекают дополнительные проблемы: воспитатели выдвигают претензии родителям впредь до того, что просят забрать ребенка из сада на время тихого часа. Как приучить ребенка спать в садике? Такой вопрос, наверняка, задает себе большинство мамочек и воспитателей.

Очень важно задумываться над этим заблаговременно, еще до того, как малыш начал посещать детский сад. Наверняка, родители, ставшие в очередь в садик, уже имели честь пообщаться с воспитателями, есть смысл задать педагогам вопрос, к каким методикам домашнего воспитания стоит прибегнуть заранее, чтобы у ребенка не возникло проблем со сном в садике в будущем. Специалисты вам расскажут о дневном распорядке дня и в процессе подготовки к детскому саду, вам придется немного изменить режим ребенка, например, начать приучать его спать днем дома в четко отведенные для этого часы. Такие меры выработают у малыша привычку и вопроса, как приучить ребенка спать в садике в будущем, скорее всего, не возникнет.

Однако если ваш ребенок уже посещает детский сад и такая проблема стоит ребром, то следует немедленно начать ее решать.

Как приучить ребенка спать в садике

Как приучить ребенка спать в садикеКак приучить ребенка спать в садике

Приучить ребенка спать в садике непросто, и зачастую этот процесс зависит вовсе не от родителей, а от подхода и строгости воспитателей. Однако мама с папой просто обязаны провести с малышом беседу, уточнить, по какой причине он не спит, и попробовать разъяснить пользу и необходимость дневного сна. Если ваш ребенок мал, вы можете посчитать, что беседы лишь пустая трата времени, но это вовсе не так. Малыши все прекрасно понимают, особенно если мысль пытаются донести не назидательным, а объясняющим тоном.

В процессе разговора следует также выяснить причины, почему ребенок не хочет спать в садике. Нередки случаи, что ему кто-то мешает или он чувствует себя неуютно или не защищенным. При первом раскладе крайне необходимо побеседовать с воспитателем. Кстати, процесс приучения ребенка ко сну в детском саду в любом случае должен контролироваться не только родителями, но и воспитательницей. Именно она и нянечка наблюдают за обстановкой в детском коллективе, в том числе и во время тихого часа, благодаря чему именно от них стоит ждать объективной оценки того, почему малыш отказывается спать.

В случае отсутствия уюта или ощущения незащищенности, рекомендуется давать ребенку в детский сад его любимую игрушку, скажем, ту, с которой он спит дома.

Если случай тяжелый и ваш малыш не просто тихо валяется с открытыми глазами, а мешает другим детям, возможно, придется во время тихого часа наведываться в детский сад и контролировать ребенка. Неплохим способом будет отвести его в другую комнату и провести воспитательную беседу. Чтобы приучить ребенка спать в садике, нужно оговорить все нюансы с воспитателями: например, попробовать попросить их проводить активные игры с детьми за час до дневного сна, а также предупреждать, что скоро придется отправиться в спальню.

Не забывайте о режиме сна в выходные. Старайтесь полностью повторять распорядок, которому малыш следует в детском саду. Пожалуй, это самый лучший способ, с помощью которого родители могут повлиять на приучение ребенка спать в садике.

И не забывайте о благоприятной и уютной атмосфере дома. Часто проблемы малыша с дневным сном связаны с переживаниями из-за неспокойной атмосферы, царящей дома.

Как приучить ребенка спать в садике: видео

Источник

Тихий час в саду – испытание не только для ребенка, но и для его родителей. Часто именно из-за нежелания спать «по режиму» дети отказываются ходить в садик, и это становится настоящей проблемой. Расскажем, почему возникает такое явление и как родители могут его исправить.

Почему ребенку нужно спать днем?

Врачи и психологи настоятельно рекомендуют как можно дольше сохранять дневной сон – как минимум до пяти-шести лет. Еще лучше, чтобы и в начальной школе была возможность отдохнуть после уроков. Связано это с тем, что детский организм не приспособлен бодрствовать в течение всего дня, и с определенной периодичностью ребенок испытывает упадок сил. Если в такие моменты не дать организму восстановиться, то его биологические функции нарушаются – это приводит к эмоциональным, поведенческим или физическим расстройствам.

Преимущества тихого часа в возможности ограничить поток получаемой информации и дать время на ее переработку. В садике это особенно важно перед вечерними занятиями. Без сна, в ответ на слишком долгое бодрствование начинает вырабатываться кортизол (гормон, выделяемый надпочечниками в ответ на стресс), мешающий организму нормально расслабляться, тормозящий работу мозга и остроту памяти, снижающий иммунитет. Часто именно дети, которые не спят днем в садике, начинают часто болеть.

Ребенок не спит в садике: какие причины?

Существует несколько наиболее распространенных причин этой проблемы:

  • Тревога из-за непривычной обстановки и новых людей. Впервые оказавшись вдали от родителей, среди новых людей и в новой обстановке ребенок испытывает сильный стресс. С этим стрессом каждый справляется по-своему: кто-то плачет, кто-то становится чрезмерно активным, а кто-то, напротив, «замирает» в ожидании прихода родителей.
  • Страх разделения с близкими. Волнение из-за расставания с мамой или папой достаточно сильно влияет на пребывание в садике и особенно на дневной сон. В яслях и без опыта разлуки с мамой детям сложнее пережить разделение – каждый раз кажется, что мама ушла насовсем.
  • Отсутствие привычных ритуалов и ассоциаций «на засыпание». Если малыш привык засыпать дома только после укачивания на руках, с грудью или бутылочкой, под определенную музыку – ему будет сложнее привыкнуть к тому, что ситуация изменилась.
  • Позднее утреннее пробуждение и несоблюдение режима по выходным. Подъем за 10 минут до выхода из дома, пропуск завтрака в саду приводит к тому, что ко времени тихого часа усталость просто не возникает. Часто родители не соблюдают режим во время отпуска, на больничном или в выходные, что усложняет ситуацию.
  • Недостаточные навыки самообслуживания. В саду много детей, и воспитатели зачастую требуют, чтобы они сами раздевались и переодевались в пижаму. Если ребенок просто не в состоянии этого сделать, он начинает волноваться еще задолго до сна.
  • Конфликт или проблемы в отношениях с воспитателем или детьми влияют на настроение ребенка и его желание/нежелание спать в садике.
  • Физический дискомфорт. Некоторые дети отказываются спать в непривычной обстановке из-за того, что боятся не проснуться, когда захочется в туалет, или уже оказались в такой ситуации и столкнулись с негативными комментариями воспитателя по этому поводу. Иногда дискомфорт связан с плохим самочувствием, перееданием, голодом или же сухим воздухом в спальне.

Что делать родителям, если ребенок не спит днем в садике?

Во-первых, нужно успокоиться: рано или поздно практически все дети отказываются спать в садике днем. У кого-то это происходит в период адаптации, кому-то сложно вернуться в сад после отпуска или болезни, а кто-то перестает любить тихий час просто из-за того, что вырос и перестал нуждаться в нем.

Также родителям важно определиться, насколько посещение детского сада необходимо для семьи именно сейчас. Дети очень хорошо чувствуют родительскую неуверенность в каких-либо решениях, поэтому сначала нужно расставить приоритеты для себя. Если мама не работает и не хочет «отпускать» от себя сына или дочь, если бабушки изъявляют желание проводить время с внуками и ругают садик, адаптация будет проходить сложнее и тем более сложнее будет засыпать днем в саду.

Во-вторых, нужно выяснить, почему ребенок не спит днем в садике и плачет. Для этого нужно поговорить и с малышом, и с персоналом (желательно наедине). Хорошо зарекомендовал себя способ «проигрывания проблемы», которым часто пользуются психологи. Чтобы выяснить причину, влияющую на сон, поиграйте дома в садик. Пусть куклы или машинки станут группой, кто-то будет воспитателем, кто-то няней. Дайте полную свободу действий и наблюдайте за ходом игры, принимая в ней пассивное участие. Часто в процессе такой игры выявляются проблемы в отношениях с другими детьми или воспитателем, а также некомфортные условия для сна.

Ребенок не спит днем в садике: как исправить ситуацию?

Большинство проблем со сном родители вполне могут решить:

  • Дома еще до первого похода в детский сад должен быть введен тихий час. В садике обычно дети укладываются спать после обеда, в 13 часов и спят до 15 часов.
  • Откажитесь от сложных ритуалов перед сном. В садике никто не будет укачивать малыша на руках, давать ему смесь (если это не ясли) или кормить сцеженным грудным молоком, включать любимый мультик или песенку. Если вы считаете такие ассоциации необходимыми, «перенесите» их на вечер. Укладывание на дневной сон может сопровождаться чтением книги, поглаживанием по спинке, «шептанием» с любимой игрушкой – такие ритуалы будет достаточно просто повторять где угодно.
  • Чтобы ребенку было проще переодеваться в саду, тренируйтесь делать это дома. Можно одеваться наперегонки или придумать специальную считалочку, которая сделает процесс переодевания увлекательным. Не покупайте одежду со сложными застежками или узкой горловиной, постарайтесь максимально упростить этот процесс.
  • В период адаптации не спешите оставлять ребенка на тихий час. Постепенно увеличивайте время пребывания в саду и лишь на вторую неделю пробуйте остаться на дневной сон. Если первая попытка прошла неудачно, сделайте шаг назад – продолжайте забирать после обеда, пока он не будет готов остаться спать в садике.
  • Отрегулируйте режим. Оптимальное время бодрствования для детей трех-шести лет – пять-шесть часов, поэтому, чтобы к 13 часам возникла усталость, вставать нужно в семь часов утра или раньше. Соблюдайте режим и в выходные – если это очень трудно сделать всей семьей, устройте с близкими «дежурства»: назначьте человека, который будет следить за соблюдением режима в эти выходные, и поменяйтесь в следующие.
  • Всегда обозначайте время, когда вы придете, и выполняйте обещание. Причем говорите понятными словами – например, «я приду за тобой сразу после тихого часа», «ты поспишь, оденешься, перекусишь на полднике, и я приду за тобой». Рассказывайте, чем вы будете заниматься после сада, – так малышу будет легче ждать встречи с вами. Если время после сада будет проходить в активном общении с родителями, будет проще их «отпускать» по утрам.
  • Общайтесь с воспитателем. Обязательно здоровайтесь, прощайтесь, спрашивайте, как прошел день, что сегодня было интересного. Если ребенок видит, что вы доверяете воспитателю, ему будет спокойнее находиться рядом с ним.

Не игнорируйте нарушения сна ни дома, ни в саду. Слушайте, спрашивайте, рассказывайте, общайтесь с малышом. Часто нежелание оставаться на сон – временное явление, но, если оно затягивается или у вас не получается справиться своими силами, обязательно проконсультируйтесь с педагогами или психологом.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Источник

С удивлением узнала, сразу на нескольких сайтах, что для многих воспитателей стало большой трудностью усыпить детей в «тихий час».

Согласна, что сегодня ускорился темп жизни, родители часто бывают придирчивыми, нервными, недоброжелательными, а среди детей увеличилось количество гиперактивных и легко возбудимых детей.

Как быть современному воспитателю, если в группе не хотят #спать во время «тихого часа» сразу несколько детей?

☺ Ниже предложу оригинальный способ – как помочь детям побыстрее заснуть, с большой пользой для них.

В “тихий час” должны спать все дети

Все дети в группе должны спать во время “тихого часа”

Когда я работала воспитателем, все дети в «тихий час» обязательно спали – это было общее правило для персонала детского сада.

Потому что #хороший сон – залог крепкого здоровья детей и их хорошего самочувствия.

♥ Если слова «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» для вас не пустой звук – подписывайтесь на мой канал «За семью, детство, образование!»

Во время «тихого часа» дети отдыхают, восстанавливаются, и набираются сил на активную деятельность в течение второй половины дня.

Общие правила подготовки и проведения «тихого часа»

Вначале перечислю традиционные способы, которые используют #воспитатели в своей практике, чтобы легче и быстрее усыпить детей.

● Первая половина дня должна быть очень активной, наполненной подвижными играми, физическими упражнениями, танцами и так далее. Слегка уставшие дети хорошо едят, отлично спят и прекрасно развиваются.

Статья в тему:

Мои экстремальные прогулки в детском саду. Лайфхаки для повышения двигательной активности детей

После активных подвижных игр на прогулке дети будут прекрасно спать

● Необходимо знать своих детей, и обязательно (!) нужно сидеть в спальне рядом с каждым плохо засыпающим ребёнком, пока он не заснёт. Нежелательно оставлять никому даже малейшей возможности пошалить в спальне. Иначе эта #привычка легко закрепляется в группе.

● Плохо засыпающего ребёнка можно погладить по головке, по спинке – он так быстрее уснёт.

Можно предложить ему рассматривать «узоры» на стене или на потолке, посоветовать “наполнять сказками (вспоминать все сказки, какие знает) подушку “, или даже поиграть с ним в пальчиковые игры.

Воспитатель должен помочь уснуть каждому ребёнку.

● Необходимо также посидеть у изголовья каждого вновь поступившего ребёнка, успокаивая его ласковыми словами, чтобы он легче перенёс недолгую разлуку с мамой.

В первые несколько дней поступления в детский сад, #родители должны забирать ребёнка домой сразу после обеда, не оставляя его на «тихий час».

● Иногда слышны рекомендации разрешать плохо спящим детям играть в группе, пока остальные #дети спят . Не думаю, что это правильно.

Во-первых, это несправедливо по отношению к другим детям (кому-то из них тоже захочется не спать);

а во-вторых – даже плохо засыпающему ребёнку нужен #отдых .

Позволять не спать какому-либо ребёнку – несправедливо по отношению к остальным

● С родителями плохо засыпающего ребёнка нужно поговорить – узнать особенности укладывания спать, которых придерживается семья #в домашних условиях .

Быть может, ему поют #колыбельные , рассказывают сказки, читают книжки, делают что-то ещё. Необходимо прислушаться к информации родителей и использовать её в своей работе.

● Петь колыбельные, рассказывать сказки, читать детские книжки во время “тихого часа” воспитатели могут и должны обязательно, разумно чередуя эти способы, а иногда, увязывая их с Программой.

● Лучше – рассказывать детям сказки, а не читать их. И, желательно рассказывать не самые известные сказки, порой прерываясь на самом интересном месте.

Можно пересказывать сказки великого сказочника Г.Х.Андерсена, которых более 150 (это только известных). Ещё с полусотни считаются малоизвестными.

А мы, к сожалению, кроме «Снежной королевы» и «Дюймовочки», порой ничего и не знаем.

“Дюймовочка” сладко спит в своей кроватке из ореховой скорлупы

Я иногда думаю (в шутку, конечно), что во время экзамена “на должность воспитателя” надо бы спрашивать – сколько данный претендент знает сказок Андерсена?)))

● Предполагая, что в семье не соблюдается #режим дня , из-за чего ребёнок плохо спит во время “тихого часа”, воспитателю нужно периодически, ненавязчиво, говорить с родителями о пользе режима дня.

Несмотря на то, что иногда родители считают этот вопрос банальным, не требующим внимания, если необходимые знания подавать не тривиально – они воспринимаются лучше.

♥ Если слова «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» для вас не пустой звук – подписывайтесь на мой канал «За семью, детство, образование!»

Нужно сопровождать беседу интересными примерами, фактами из жизни великих людей, мнением авторитетных врачей – родители перестают быть равнодушными к вопросу о режиме дня.

/продолжение здесь/

_________________________________________________

P.S. (добавлено 19.10.20. После прочтения комментариев, поняла, что времена сильно изменились… Читайте:

Почему раньше растить и воспитывать детей было намного легче, чем сегодня?

Для сравнения: тихий час в китайском детском саду. /Есть ли на кроватках матрасы?))) /

Китайских детишек много, но все сладко спят

Спасибо, что дочитали!

Буду благодарна за ЛАЙКИ и КОММЕНТАРИИ.

Всем мира и добра!

Источник