Как относится православная церковь к снам

Как относится православная церковь к снам thumbnail

В подростковом возрасте вопросов о вере бывает ничуть не меньше, чем в детском, но подростки зачастую стесняются их задать. Тем более ценно, когда это все же происходит. На вопрос 13-летнего мальчика отвечает протоиерей Александр Елатомцев, настоятель храма Рождества Христова в селе Рождествено Истринского района Московской области, духовник православной школы «Рождество».

Как можно различить смысл снов? Один священник сказал, что сны от лукавого, а как же тогда сны святых старцев? 

Как относится православная церковь к снамФото Марии Митрониной

Для начала давайте поймем, о чем мы вообще говорим, обсуждая сны. С точки зрения науки, сон — это особое состояние человеческого организма, когда его некоторые отделы мозга отдыхают, а некоторые работают, но, так сказать, в другом режиме. Когда мы спим, мы не перестаем думать, не перестаем вспоминать, но делаем это иначе, чем когда бодрствуем. Подробнее можно об этом прочитать в медицинской и биологической литературе, но все это я говорю к тому, что ничего мистического в сне нет — он объясняется вполне естественными причинами.

Но гораздо важнее поговорить о том, как относиться к снам с духовной точки зрения. Потому что всё, происходящее с человеком, спит ли он или бодрствует, имеет отношение к его духовной жизни. И вот тут есть большая опасность, о которой нужно знать: опасность придать своим снам те духовные смыслы, которых там чаще всего нет.

Да, мы знаем из Библии, что Бог может посылать человеку особые сны, пророческие. Например, в Ветхом Завете мы читаем о снах Иосифа Прекрасного и его отца Иакова, в Новом Завете Иосиф Обручник, муж Пресвятой Девы Марии, получил во снах откровение, как поступить с ней, а затем и с Богомладенцем: как ему их охранять и беречь. Также мы знаем из церковного Предания, что и злые духи, то есть бесы, могут насылать человеку искусительные сны, чтобы навредить его душе.

Как относится православная церковь к снам

Но и то, и другое бывает крайне редко, с людьми святой жизни, а в подавляющем большинстве случаев наши сны — это просто сны, имеющие естественное происхождение. Если мы их запоминаем, то не надо искать в них какие-то сигналы свыше или, наоборот, «сниже». Даже если благодаря таким снам мы что-то видим по-новому, находим решение каких-то казавшихся неразрешимыми задач (как, например, Дмитрий Иванович Менделеев, придумавший во сне свою периодическую таблицу химических элементов) — все равно это происходит благодаря нам самим. Нет тут никакой сверхъестественной составляющей.

Если же мы будем ждать каких-то мистических откровений во сне, это может кончиться очень печально. Это называется «прелесть» (проверочное слово — «лесть», то есть лукавый обман). В православном Предании описаны случаи, когда святые подвижники видели во сне или в видениях светлых ангелов, предлагавших поклониться им, обещавшим огромные духовные дары, аудиенцию с Богом, и так далее. Если подвижник принимал все это за чистую монету, то мог погинуть духовно. Если же ему хватало трезвости и смирения перекреститься и воззвать к Господу, «ангелы» тут же принимали свой подлинный облик, поскольку то были замаскировавшиеся бесы.

Если мы считаем, что в наши сны действительно приходят Бог, Богородица, ангелы, или же, напротив, злые духи — то не слишком ли мы о себе возомнили?

Те подвижники, о которых я только что говорил, были людьми огромной духовной силы, они двигались к святости, а потому и представляли особый интерес для бесов, мечтавших их погубить. Мы, обычные в духовном отношении люди, не настолько им интересны, чтобы они к нам во сны ходили. Они считают, что мы, с нашими постоянными мелкими грешками, и без того их законная добыча.

Если же с тобой и впрямь случилось такое редчайшее событие (а лучше сказать, чудо), что Бог послал тебе некое откровение во сне — то, проснувшись, ты не станешь сомневаться. У тебя будет глубочайшая внутренняя уверенность, что сон — от Бога. Но вот мне таких снов не снилось.

Что же касается того священника, сказавшего, что сны от лукавого — батюшка, скорее всего, имел в виду не то, что все сны обязательно «насылаются» бесами, а то же, что говорю и я: не надо придавать своим снам какое-то значение, видеть в них намеки и указания свыше. Приснилось — ну и приснилось, живем дальше.

Источник

Каждый человек, во время ночного отдыха видит сны и, некоторые люди даже считают, что они бывают вещими. На тему снов и того, воплощаются ли они в жизни, являются ли какими-то знаками, есть очень много информации, поэтому человек не всегда понимает, чему конкретно верить. Но все же, есть человек является верующим христианином, тема того, можно ли верить снам, является для него очень важной, поэтому ее и стоит рассмотреть детальнее, с точки зрения православия.

Что говорят о снах святые и учителя церкви?

Спящий мальчикФото: Pravoslavie.ru

В Священном Писании можно встретить фрагменты, где говорится, что Господь через сновидения открывает Свою Волю, поэтому многие христиане думают, что верить снам стоит обязательно. Можно понять, как относиться к снам, если внимательно познакомиться с мнением, высказанным в свое время святыми, которые явно были к Богу максимально близко. К примеру, протоирей Игорь Шумилов говорил, что Свою волю через сны, Господь открывает нечасто, а такие откровения даются не совсем обычным людям, поэтому относиться к снам стоит осторожно.

Православные священники говорили о том, что принимать сны, как чистую монету, либо полностью отвергать их, тоже нельзя, а люди, чрезмерно увлекающиеся снами, находятся в большой опасности. Отцы церкви учат, что доверять нужно Господу, а не сновидениям, поскольку именно через сновидения, человеком может руководить дьявол. Сон – это явление сложное, а если он постоянно находится перед глазами, то священники рекомендуют переключиться на молитву. Учителя церкви не рекомендуют на основании снов делать какие-то выводы. Священники говорят, что видят вещие сны только святые, а простым людям это явно не дано.

Что говорится о снах в Священном Писании?

Сон ИосифаФото: Pravlife.org

Внимательно рассмотрев Священное Писание, можно найти крайне редкие моменты, когда говорилось о вещих снах. В основном, в Священном Писании четко высказано негативное отношение к снам, поскольку они внушают человеку пустые надежны и отдаляют его от реальности. Сны – это то, что наполняет сердце пустыми мечтами и надеждами, заставляет человека углубиться в свои мечтания, отойти от Бога и реальной жизни, поэтому в Библии есть много строчек о том, что доверять снам не стоит.

Читайте также:  Что делать если собака храпит во сне

На страницах Священного Писания можно прочитать, что именно сны ввели многих людей в заблуждение, из-за чего, они подверглись духовному падению. Доверие к снам имеет негативный смысл в том случае, когда это не соответствует Воли Божьей, что стоит четко понимать. В зависимости от того, каким именно является духовное состояние человека, можно рассуждать, стоит ли доверять снам либо нет. Да, в Библии было много доказательств того, что сны были проявлением Воли Божьей, но также есть много доказательств того, что именно сны вводили людей в заблуждение. Неопытным в духовной жизни людям и неверующим, Господь открывает Себя в снах крайне редко, что обязательно стоит понимать.

Стоит ли верить снам – как относиться к сновидениям?

Отношение православия к сновидениямФото: Hram-troicy.prihod.ru

Если человеку приснился какой-то сон и, он считает его крайне важным либо полезным, а посоветоваться по поводу этого не с кем, то рекомендовано забыть такой сон вообще. Что касается других советов, касательно того, как человеку поступать со снами, то они являются следующими:

  • можно поговорить о своем сне с людьми, которые являются сильными в духовных вопросах;
  • стоит распознать, негативный или позитивный окрас имеет сновидения, заручившись поддержкой духовного отца;
  • нужно понять, наполнил сон радостью душу или заставил думать об удовлетворении плотских пристрастий, что поможет понять, плохим он является либо хорошим;
  • не стоит рассказывать о своем сне всем вокруг.

Конечно же, священники в один голос говорят о том, что лучше не верить снам, но никто не исключает и того факта, что они бывают вещими, посланными от Бога, правда, такое случается крайне редко. Ко снам стоит отнестись позитивно, если они пробуждают христианина к добрым поступкам, если же сон касается неважных и приземленных вещей, то обращать на него внимание не стоит. В большинстве случаев, сны – это чисто физиологическое явление, поэтому именно так их и стоит воспринимать.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Загрузка…

Источник

Каждый человек видит сны. Некоторые люди пытаются истолковывать увиденное, искать определенный смысл, знаки. Однако Православная Церковь считает сонники ложной литературой. Мы собрали изречения святых и старцев Афона о том, как православным людям относиться к снам.

Как относится православная церковь к снам

«Снам значения придавать не нужно. Какими бы ни были сны, приятными или неприятными, им не нужно верить, потому что есть опасность впасть в прелесть. Ведь девяносто пять процентов снов лживы. Поэтому Святые Отцы говорят, что снам не надо придавать значения…».

(Преподобный Паисий Святогорец)

*  *  *

«…Здесь нужны внимание и рассуждение, чтобы он не верил некоторым снам, но знал бы, от Бога они или от беса. Но так как не все имеют такое рассуждение, то пусть он снам не верит вовсе. Впрочем, сновидения от Бога распознаются. Иногда они видятся в глубоком сне, иногда в тонком, как бы то ли спящему, то ли нет, и в краткое время. А когда человек просыпается, то полон радости, виденное увлекает ум и вызывает созерцание. И целые годы он вспоминает об этом, и оно незабываемо. А сны от бесов наполняют душу смятением. И когда человек просыпается и ум хочет вспомнить виденное, то наполняется страхом. И сердце этого не принимает. Но и если он это видит во сне, видения не останавливаются, но изменяются в видах и образах, в местах и способах, в поступках и движениях. И по этим изменениям, и мятежным и бесстыдным, ты можешь узнать, откуда они».

(Преподобный Иосиф Исихаст)

*  *  *

«Наипаче должно соблюдать себя во время сна, благоговейно, с помышлениями, внутрь себя собранными, и с благочинием в самом положении наших членов; ибо сон сей маловременный есть образ вечного сна, т.е. смерти, и возлежание наше на одре должно напоминать нам положение наше во гроб. И при всем этом всегда должно иметь пред очами своими Бога… Поступающий так всегда в молитве пребывает».

(Преподобный Нил Сорский)

*  *  *

«Увидев грязный сон, никогда не нужно вспоминать, что и как ты видела. Ведь если лукавый не смог искусить тебя днем, он придет ночью. Иногда и Бог попускает лукавому искушать нас во сне, для того чтобы мы увидели, что наш ветхий человек еще жив. А бывает и так, что враг приближается к человеку во сне и показывает ему разные сны, для того чтобы, проснувшись, такой человек впал в расстройство. Поэтому снам не надо придавать совершенно никакого значения: осени себя крестным знамением, осени крестным знамением подушку, положи на нее крест и пару иконочек и, засыпая, произноси Иисусову молитву».

(Преподобный Паисий Святогорец)

*  *  *

«Все ветхозаветные откровения, согласно мнению святого Исаака Сирина, относятся к первой ступени: «Есть две ступени в Божественных откровениях. Во-первых, видения откровения в образах. Даже чувственные видения, как Неопалимая купина. Или духовные видения, как Лестница Иакова. Иногда в восхищении духа. Таковы и прозрения пророков, и та мудрость, о которой говорит апостол Павел (см. Кол. 1, 9; Еф. 1, 17–19). И наконец – вещие сны. Все эти откровения имеют педагогический смысл (воспитательное значение). Это только знаки и символы…».

(Святитель Григорий Палама)

*  *  *

«Диавол приходит даже к спящим малышам, несмотря на то, что они маленькие ангелы. Они в ужасе подскакивают и испуганно, со слезами бегут в объятия матери. А иногда к спящим детям приходят Ангелы, и они от радости смеются во сне или, испытывая великую радость, просыпаются. Таким образом, приносимые лукавым сны есть внешнее вражеское воздействие на человека в то время, когда он спит».

(Преподобный Паисий Святогорец)

*  *  *

«Бывают и другие сны, от фантазии ума и от многоядения, впрочем, нет нужды о них рассказывать. Но сердце подвижника, когда он спит, непрестанно занято молитвами, как мы сказали в другом месте».

(Преподобный Иосиф Исихаст)

«…сон заставил меня призадуматься: не хотелось бы застрять в таких сновидениях, где меня обманывают жалким образом. Собрав все силы, я твердо наказал себе спать как можно меньше, чтобы не попадать в уловки сновидений. Пришлось сделать пугающий своим реализмом вывод: сон – это сильнейшее оружие диавола, которым он удерживает душу в рабстве».

(Монах Симеон Афонский)

*  *  *

«Великое, братие, бедствие есть сон: как мгла покрывает солнце, так многий сон закрывает созерцательную силу ума и, как завесу, налагает забвение на ум, который становится от того нечувствительным ко всему доброму духовному и непамятлив… Бесы, как тьмою ум омрачают и как водою погашают огонь, так дремотою и сном они одолевают, чтобы иметь возможность лишить душу всех добрых дел и навести на нее страсти».

Читайте также:  Закрывать дверь на ключ во сне для незамужней

(Преподобный Паисий Величковский)

*  *  *

«Многие сны происходят от тревоги. Когда человек тревожится или устал, то эта тревога или усталость гложет его изнутри и он видит тревожные сны. Я часто днем встречаюсь с людьми, выслушиваю их различные проблемы. А потом во сне ругаю кого-то: «Ах ты, безбожник, – кричу, – тебе на всех наплевать!» И просыпаюсь от собственных криков».

(Преподобный Паисий Святогорец)

фонд «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон»

Источник

Сон – особое состояние человека. В нем мы проводим около трети своей повседневной земной жизни. Человеческому телу, мозгу, необходим отдых. И наш Создатель так все разумно устроил, что на несколько часов в сутки сознание отключается и мы набираемся сил, чтобы жить дальше повседневной нашей жизнью. Так называемые фазы сна различны: глубокий сон, проходящий без сновидений и сон поверхностный, где мы видим некие картины, которые, собственно говоря, называются сновидениями.

Память человека способна зафиксировать далеко не все сновидения. Но некоторые врезаются в нее, запоминаясь на определенные отрезки времени, порой и на многие года. Человеческое миросозерцание во все времена уделяло сонным видениям определенное значение. Пытались толковать сны, создавались даже специальные книги, именуемые “Сонник”. Но стоит ли верить снам и воспринимать их так глубоко, а наутро просыпаясь судорожно читать сонник, ища смутные толкования? От кого приходят сны в наше сознание и память, в наше человеческое бытие?..

О снах говорилось среди прочего и в Священном Писании. Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению. Сир.34,7 говорится в Ветхом Завете. Несомненно были и сновидения, которые посылал Бог благочестивым людям. Вспомнить историю библейскую про Иосифа, верно растолковавшего сны царю. Другому Иосифу-Богоприимцу было также откровение от Бога во сне, которое привело в конце-концов ко спасению Божественного Младенца..

В житиях святых мы находим также многочисленные примеры различных откровений и прочих знамений во снах. Так благодаря сну одного из членов собора святитель Николай Чудотворец был избран епископом. Серафиму Саровскому, Сергию Радонежскому и многим другим великим святым являлась во сне Пресвятая Богородица, Ангелы Господни. Так Серафиму Саровскому было сделано предсказание о его смерти, что и сбылось. Но сны именно от Бога являются лишь праведным и святым людям и для современных людей представляют чрезвычайную редкость!

Святой Никита Стифат классифицирует все сновидения на три основных категории. В первую входят простые сны. Вторая – так называемые “зрения” и третьи – “откровения”. Простые сны по его словам подлежат презрению. В них порой проскальзывают и непотребные, нечистые моменты, кроме повседневных житейских. Такие сны точно не от Бога! Через них и враг рода человеческого может искушать нас и вводить во грех. Могут быть “простые сны” и простым следствием мозговой повседневной деятельности. “Зрения” могут быть посланы и Богом. Их цель заставить нас поразмышлять над земным конкретно нашим бытием, возможно в чем то исправиться. “Откровения” же большая редкость. Эти сны хоть и могут носить вид пророческих, но по словам святого Никиты “бывают людям совершенным, исполненным Св. Духа, которые крайним воздержанием достигли степени пророков Божиих.”

Осторожно следует относится ко всем снам. Ведь во время процесса сна человек отдыхает, а лукавый – не дремлет! В порядке очередного простого сна, он может подсунуть в наше сознание и лже-знамение и горе-намерение. В этом помогают дьявольским планам великое количество книжонок, расплодившихся и в печатном виде и онлайн, которые именуются сонниками. Пробудившись от сна, вопреки здравому смыслу и назиданию для каждого христианина, изложенного и в начале утренних молитв, сразу же вспомнить о Боге “прежде всякого другого дела”, некоторые начинают копаться в сонниках, ища истолкование тому или иному сну… Что и говорить – эта погоня за суеверием представляется опасной не только для души нашей, но и в определенной степени для сознания и разума, даже и психического состояния и здоровья..

Однако помня, что содержательные в том или ином смысле простые сны – это средство демонов, которые его по словам свт. Игнатия Брянчанинова “употребляют для возмущения и повреждения душ человеческих” не будем забывать и мудрый совет афонских старцев о снах. Он заключается в принципе для большинства из сонных видений: “Не принимай, но и не отвергай!” Может и Бог послать нам во сне какой-то знак, особенно если мы молились ему. В любом случае: если мучает вопрос о том или ином (а особенно повторяющемся) сновидении стоит посоветоваться с батюшкой-духовником в церкви, придя к нему на исповедь!

P.S. ищите втору часть данной публикации, которая называется “К чему нам снятся усопшие?” на нашем канале.

Просим Вас поставить лайк, подписывайтесь на канал
ВОПРОСЫ ПРАВОСЛАВИЯ Спаси вас Господи!

Источник

Как относится православная церковь к снам

Для меня новая статья – это не что-то выдуманное, а всегда пережитое. Наше священническое служение – это погружение в глубину жизни, где можно черпать самые разные темы для новых духовных бесед. А ещё – соприкосновение с народом, почти всегда с его горестями, и редко – с радостями. Священнику нужно уметь сопереживать людям. Лучше всего это удаётся на исповеди. За прошедший пост их было немало, а значит, были поводы о многом подумать. И хотя мы постоянно говорим, что на исповеди нужно каяться в грехах, а не разговаривать про жизнь, люди всё равно успевают задать вопросы и хотя бы кратко обсудить свои наболевшие проблемы. Говорят, что нет глупых вопросов, есть глупые ответы… И каждому вопрошавшему, согласно Св. Писанию, надо дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3, 15 ). Довольно много вопросов относительно снов. Иногда прямо цитируют Шекспира: «Ну и сон же мне приснился! Такой сон, что не хватит ума человеческого объяснить его!» («Сон в летнюю ночь»). Батюшка, помоги разобраться!!!

Довольно часто во сне людям являются усопшие сродники. Что это значит? Кто-то получает особые откровения и ответы на вопросы жизни, как, например, известный английский писатель Вальтер Скотт. Он говорил: «Многие из моих сюжетов так никогда и не увидели бы свет, если бы я не записывал все, что являлось мне во снах».

Читайте также:  Видеть синяки под глазами во сне

Кому-то снятся даже цветные сны, а многие композиторы во сне слышат музыку. Бывают такие сны, что, проснувшись, будильник хочется расцеловать… А кто-то повторит слова Золушки: «Сон – это желание, которое загадывает сердце, когда человек крепко спит».   И с таким сном совсем не хочется расставаться… Одним словом, сны и сновидения – тема для новой духовной беседы.

Давайте откроем «Лествицу» и немного её почитаем. В этой книге мы найдём много мудрых советов, а потому будем читать её не только Великим постом, но регулярно и понемногу. Итак, «сновидения есть движение ума при недвижности тела» (Лествица 3, 25).

В этих словах «Лествицы» говорится о важном свойстве нашего ума – его подвижности.

Остановить движение ума и сердца никто не может, но можно задать им правильное направление

Как источник не может не источать воду, а горящий огонь – свет и тепло, так и ум не может не рождать помышления. К сказанному добавим, что не только разум, но и сердце постоянно пребывает в движении. Оно порождает чувства. Остановить движение ума и сердца никто из людей не может, но зато можно задать им правильное, с точки зрения Евангелия, направление. Естественно, с Божией помощью.

Говоря о сновидениях, мы касаемся интересной духовной проблемы. Известно, что обычный человек 1/3 своей жизни проводит во сне. Для неверующих людей здесь всё просто. Сон – это время, необходимое для телесного отдыха и восстановления утраченных сил. Сон для большинства – бесплатное туристическое бюро, позволяющее за 8 часов попасть куда захочется.

Таким образом, жизнь для религиозного скептика представляется в виде пёстрого калейдоскопа, где следует чередование дней и ночей, времени труда и отдыха, когда сам человек уподобляется постоянно работающему механизму с интервалами для остановки и передышки.

Назначение человека намного выше трудов по снисканию хлеба насущного

Совсем другой взгляд на время ночного сна у христианина. В христианстве человек никогда не сравнивался с заведёнными часами. Назначение человека намного выше всевозможных трудов и хлопот по снисканию хлеба насущного и обустройству временной жизни. Каждый из нас призывается к Богоугождению, что достигается исполнением евангельских заповедей. Жизнь христианина воспринимается как важная и ответственная задача, поставленная Самим Богом каждому из людей. Верующий человек чувствует, что жить надо как-то по-особому, совсем не так, как живут все. Особенность нашей (христианской) жизни – в познании и исполнении воли Божией. Обучая себя в таком духовном делании, христианин со временем почувствует особую ценность земной жизни. Она для него будет подобна висящему над пропастью мосту, по которому следует пройти. Мост над бездной – единое целое, без всяких разрывов, так и дни земной жизни для христианина – неразрывная цепь, соединяющая временное с вечным. И это действительно так. В деле спасения нет остановок, перерывов на обед или выходных дней. Жизнь души и её развитие происходят и днём, и ночью, а значит, и во время сна. Об этом Христос говорит в Евангелии: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встаёт ночью и днём, и как семя всходит и растёт не знает он (Мк. 4, 26–27).

Процесс отпадения от Бога и начало духовного опустошения происходят по такому же принципу, когда человек, потерявший внутреннюю бдительность, делается жертвой диавольской злобы и хитрости. И снова мы читаем в Евангелии про сон: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своём; когда же люди спали, пришёл враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл (Мф. 13, 24–25).

Наша задача – сделать сон временем духовного накопления

В этих двух Евангельских текстах говорится о времени сна, когда менялось духовное состояние человека. В первом случае оно совершенствовалось, во втором – разрушалось. Таким образом, сон – это особый период христианской жизни, и наша задача – сделать его временем духовного накопления.

Что для этого требуется? Прежде всего, нужно опытно убедиться в различии нашего состояния в периоды бодрствования и ночного отдыха. Первый период можно назвать активным и сознательным, и потому полноценным, в то время как сон – это состояние заторможенности и бессознательности, что и определяет его неполноценность. Днём человек накапливает впечатления и переживания; ночью идёт их обработка и, что немаловажно, – особое воздействие на нашу внутреннюю жизнь. Можно уподобить дневное время киносъёмке, а ночное – просмотру записанного. Всё увиденное и услышанное в период бодрствования не исчезает, а откладывается в особом архиве, каковым является память. Ночью этот архив активизируется с помощью тонких душевных механизмов, полноценно работающих даже во сне.

Правильная религиозная жизнь – это всегда тонкое соприкосновение с духовным миром. На христианина и его внутренний мир влияют не только добрые ангелы, но и падшие злые духи.

Ученик преп. Макария Египетского, авва Евагрий Понтийский (IV в.), говорит, что бесы, как существа нематериальные, способствуют порождению нечистых образов, приводящих в движение страсти («О помыслах», 25). Бесы есть духи, имеющие способность проникать в сферу нашего сознания, а потому – они творцы многих наших снов. Примерно то же самое говорил древнегреческий мудрец и философ Платон: «Внутри каждого, даже самого лучшего из нас, дремлет неуправляемый дикий зверь, который просыпается, когда мы спим».

Во сне притупляется воля и утрачивается контроль над вниманием, и человек полностью отдаётся во власть сна. Сны рождаются в нашем сознании и могут принять любое направление не только от естественных причин, например, от болезни или переедания, но и от воздействия на человека злых духов – бесов. Тогда сновидения становятся опасными внушениями, кошмарами, ложными «вещими» знаками… Суеверный человек воспринимает увиденное в таком сне как откровение свыше, но христианин должен принимать это как искушение от падших духов.

Имея огромный опыт борьбы с человеком, бесы используют проверенный способ нашего смущения, когда через сны показывают наших родных и близких, пребывающих в скорбях и страданиях.

Преп. Иоанн Лествичник говорит о таком коварстве демонов в своих наставлениях: «Бесы стараются возмущать нас сновидениями, представляя нам сродников наших или сетующих, или за нас в заключении держимых и другие напасти терпящих».

А закончим нашу беседу важным советом из «Лествицы», который постараемся исполнить в нашей жизни. «Кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за своей тенью и старается схватить её».

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Источник