Как меняется общая продолжительность сна в онтогенезе

В
последние недели беременности периоды
быстрого сна у плода
занимают 30-60% сна, остальное время
составляет медленный
сон.
Общая
характеристика сна детей. Основная
тенденция сна детей
– постепенное уменьшение
общей его продолжительности и
значительное
снижение
доли БДГ-фазы (рис.
6.17). Последовательность и
длительность остальных фаз, не указанных
на рис. 6.17, у детей грудного
и младшего возраста также иные, чем у
взрослых. Значительная
доля БДГ-фазы в самом раннем возрасте
наводит на мысль, что
этот сон, сопровождающийся повышенной
активностью нервных
клеток (такая же десинхронизация ЭЭГ,
как и при сосредоточении
внимания), играет важную роль в
онтогенетическом развитии ЦНС:
поскольку грудные дети получают гораздо
меньше информации
об окружающем мире, чем взрослые, их
сновидения обеспечивают
внутреннюю стимуляцию, компенсирующую
недостаток
внешней.
Продолжительность
сна у
детей зависит от возраста. Новорожденный
спит около 20 ч в сутки, в возрасте 6 мес
– 15 ч. Естественная
потребность во сне с годами уменьшается.
К концу первого
года жизни продолжительность сна
сокращается до 13 ч в сутки.
Средняя продолжительность сна у детей
2-го года – 12 ч, – 9 лет-
10 ч, 13-15 лет-9 ч, 16-19 лет -8 ч в сутки.
Характер
сна
детей – многоразовый.
Новорожденные
спят 9 раз
в сутки, смены сна и бодрствования мало
зависят от времени суток.
Однако отчетливое преобладание ночного
сна за счет сокращения дневного сна
возникает уже в конце первого месяца
жизни
и после этого стабилизируется. В возрасте
1 года дети обычно
спят 3 раза в сутки, причем наиболее
продолжительным остается
сон в ночное время. В ясельный и дошкольный
периоды сон
обычно становится двухразовым, а с
начала школьного возраста
– одноразовым, как у взрослых.
Соотношение
быстрого и медленного сна у детей
также с возрастом
изменяется. У грудного ребенка быстрый
сон и медленный сон по протяженности
фаз примерно равны. У ребенка 2-го года
жизни быстрый
сон занимает 30-40% от общего времени сна,
а с 5 лет формируются соотношения,
свойственные взрослому человеку:
20-25%-быстрый
сон, 75-80%- медленный сон.
Этапы формирования внд у детей
А.
В антенатальный период
возможность выработки условных рефлексов
не доказана. Даже у недоношенных детей
условные рефлексы
не вырабатываются в течение (примерно)
срока недоношенности.
Однако структура коры большого мозга
достигает высокой
дифференцировки уже к концу антенатального
периода развития,
что связано с ее интенсивным
функционированием. За 2-3
мес до рождения плод, реагируя отчетливыми
движениями на внезапное
звуковое раздражение, при повторении
звука постепенно
снижает двигательную реакцию, а затем
и совершенно прекращает движения.
Если же после этого дать другие
раздражители,
в том числе и другие звуки, можно вновь
наблюдать двигательную реакцию
плода. Таким образом, во второй половине
антенатального
онтогенеза функции коры следует
определять уже как
ориентировочно-исследовательские,
аналитические.
Б.
Неонатальный период
(от рождения до 1 мес). К концу первой
недели
жизни у ребенка возникает условный
рефлекс на время кормления.
Так, при строгом режиме за 30 мин до
кормления обнаруживаются
лейкоцитоз и усиление газообмена, а
затем ребенок
просыпается. Мигательный условный
рефлекс (условный раздражитель
– яркий свет, безусловный – вибрация),
двигательно-оборонительный на звук
(безусловный стимул – электрокожное
раздражение)
также образуются в конце первой – начале
второй недели
жизни ребенка.
К
концу второй недели
жизни появляется условный сосательный
рефлекс на «положение кормления»
(рефлекс Бехтерева -Шелованова).
Условными раздражителями служат
положение тела
ребенка, типичное для кормления, а также
тактильные, проприоцептивные и
вестибулярные раздражения, которые
возникают
при предшествующем кормлению пеленании;
подкреплением является
кормление. Условный рефлекс проявляется
в искательных
движениях головы, сосательных движениях
и приоткрывании рта.
К
концу первого месяца
жизни образуются условные рефлексы
на обонятельные, вкусовые и звуковые
раздражители; в начале второго
месяца появляются условные рефлексы
на кожно-тактильные
раздражители, затем – на зрительные.
Условные
рефлексы у новорожденных неустойчивы,
вырабатываются значительно труднее,
чем в старшем возрасте ребенка. Внешнее
безусловное торможение условных
рефлексов проявляется раньше, чем
внутреннее (условное).
В.
Грудной возраст
(от 1 до 12 мес), У ребенка на 2-м
месяце жизни
возникает специфическая человеческая,
социальная по своей природе потребность
общения со взрослым человеком. В этот
период
в связи с созреванием ЦНС и анализаторов,
а также воздействием
внешней среды и окружающих ребенка лиц
ВНД бурно развивается:
быстро вырабатываются и становятся
более прочными
условные
рефлексы, вырабатывается их внутреннее
торможение, появляются эмоции на
окружающую обстановку и окружающих
лиц, после 6 мес начинает развиваться
речь.
К
концу 1-го года
или несколько позже, когда ребенок
делает первые
шаги, начинается очень важный этап
познания окружающей
среды. Передвигаясь самостоятельно,
натыкаясь на предметы,
ощупывая их и даже пробуя на вкус, ребенок
овладевает чувством
трехмерности пространства, существенно
дополняя свои зрительные и слуховые
восприятия, вырабатывает важные навыки
активного
познания мира. На этом этапе нередко
моторное развитие связано с речевым:
чем увереннее передвигается ребенок,
тем лучше он овладевает речью, хотя
возможны и отклонения в виде
диссоциации указанных функций.
Г.
Познавательная деятельность в возрасте
1-3 лет.
На 2-м году жизни
она нерасторжимо связана с мышечными
ощущениями, получаемыми
в результате манипулирования с предметом.
Мышление
ребенка на первых этапах формируется
как «мышление в действии».
На
2-м
году жизни
закладываются основы
психической
деятельности,
идет подготовка к самостоятельному
хождению, к речевой деятельности.
Восприятие различных раздражителей,
контакт с окружающим миром имеют для
них в этот период огромное значение.
Дефицит
раздражений, их монотонность заметно
сказываются на дальнейшем
психическом развитии. Существует мнение,
что в этот период
происходит так называемое первичное
обучение, т.е. формируются
«нейронные ансамбли», которые в дальнейшем
служат фундаментом для более сложных
форм обучения.
В
возрасте до 2-2,5 года ребенок, как правило,
общителен, дружелюбен,
легко вступает в контакт с незнакомыми,
редко испытывает чувство страха.
Поведение
ребенка 2-го и 3-го годов
жизни поражает бурной и настойчивой
исследовательской деятельностью.
Ребенок тянется к каждому
предмету, трогает его, ощупывает, толкает,
пробует поднять.
Ведущая роль принадлежит руке, поэтому
необходимо обучение
игровым навыкам (кубики, рисование),
бытовым навыкам
(самостоятельное одевание, застегивание
пуговиц, шнуровка ботинок и др.). В связи
с тем что проекция кисти руки занимает
огромную
площадь в коре больших полушарий,
активность и точность
работы мышц руки являются предпосылкой
активизации
корковых центров.
Постепенно
у ребенка вырабатывается система
адекватных действий с различными
предметами: на стул он садится, ложкой
ест,
из чашки пьет. Если
действия ребенка с
предметом ограничить,
его познавательная деятельность
оказывается обедненной,
при этом задерживается
в своем
развитии
и мышление.
На
3-м году
жизни в психологическом плане наблюдается
довольно
сформированное чувство «Л». У ребенка,
уже овладевшего фразовой
речью и имеющего хотя и небольшой, но
свой собственный
жизненный опыт, отмечается очень сильная
тяга к самостоятельности.
Одним из последствий такого стремления
является упрямство,
не всегда понятное родителям. Это
упрямство и своеволие
значительно возрастают, если родители
пытаются ограничить самостоятельность
ребенка. В этом возрастном периоде
могут наблюдаться различные
невротические реакции психогенного и
соматогенного характера.
Д.
В возрасте 3-5
лет
совершенствуется условнорефлекторная
деятельность,
увеличивается
число динамических стереотипов, ярко
выражена игровая деятельность, что
способствует развитию интеллекта.
Для этого возраста типичны бурные
проявления эмоции,
которые,
однако, имеют нестойкий характер, поэтому
данный
период называется возрастом
аффективности. Дети
пытаются утвердить себя, выделить
среди других детей, привлечь к себе
внимание. В этом возрасте существенно
изменяется характер ориентировочных
реакций: раньше они стремились все
потрогать, теперь
задают вопросы: «Что это такое?», «Как
зовут?» и т.п. Форму
предмета ребенок определяет уже «на
глаз».
Е.
Период с 5 до 7 лет характеризуется тем,
что существенно возрастают сила,
подвижность и уравновешенность
нервных
процессов.
Это
выражается в повышении работоспособности
коры головного мозга, большей стабильности
всех видов внутреннего торможения,
снижении генерации возбуждения. Именно
поэтому дети
способны теперь сосредоточить внимание
в течение 15-20 мин
и более. Выработанные условнорефлекторные
реакции менее поддаются
внешнему торможению. Дети начинают
читать, писать, рисовать,
весьма активно познают внешний мир,
окружающие предметы
– стремятся всё разобрать, отвинтить,
сломать, заглянуть «внутрь», по-прежнему
задают много вопросов. Дети уже в
состоянии управлять своим поведением
на основе предварительной словесной
инструкции. Они могут удерживать
программу действий, состоящую
из ряда двигательных операций. Как
известно, реакции с
предвидением результатов действия
формируются при участии лобной
коры. Именно
к 7-летнему возрасту происходит
морфологическое созревание лобного
отдела
коры больших
полушарий.
Слово
в этом возрасте приобретает обобщающее
значение, близкое
к тому, которое оно имеет для взрослого
человека, однако
процесс обобщения пока опирается на
главный признак предмета
(например, мебель – это то, на чем сидят).
В
возрасте от 5 до 7 лет повышается роль
абстрактного мышления. Если до сих
пор главным было мышление в действии,
то теперь начинает преобладать словесное
мышление с внутренней речью. Ребенок
начинает пользоваться понятиями, которые
уже абстрагированы
от действий. Семилетний
малыш оценивает себя как
важную личность, а собственную деятельность
– как общественно
значимую.
Ж.
Младший школьный период (у
девочек
от
7 до 11
лет,
у
мальчиков
от
7 до 13
лет).
У ребенка 7-8 лет уже хорошо развиты
моторика
и речь, он умеет тонко анализировать
ситуацию, у него развито
чувство «психологической дистанции»
в отношениях со взрослыми. В то же время
у него нет еще достаточных самокритики
и самоконтроля, не выработана способность
к длительному сосредоточению;
в деятельности преобладают игровые
элементы. При
поступлении в школу могут возникать
отклонения, связанные
с недостаточной психологической
подготовленностью ребен
ка к систематическим занятиям, к
коллективу. Некоторые дети не могут
спокойно сидеть в течение урока, не
могут сосредоточить внимание,
рассеянны. Это может напоминать картину
умственной недостаточности,
слабой сообразительности, сниженной
памяти. Для
дифференцировки подобных проявлений
необходимо тщательное
психоневрологическое обследование.
Следует отметить, что
начиная с 7-летнего возраста мальчики
в созревании систем организма
и развитии ВИД отстают от девочек
примерно на 2 года.
В этом возрасте основные нервные процессы
(возбуждение и торможение) обладают
значительной силой, подвижностью,
уравновешенностью и приближаются к
таковым взрослого человека. Все виды
внутреннего торможения развиты достаточно
хорошо. Данная возрастная группа
характеризуется быстрым упрочением
условных рефлексов и условного
(внутреннего) торможения,
устойчивостью к внешним воздействиям,
более быстрой концентрацией нервных
процессов. Любой раздражитель первой
сигнальной системы может быть увязан
с раздражителем второй сигнальной
системы. Обеспечивается формирование
любого сложного
условного рефлекса и условного
(внутреннего) торможения.
3.
Подростковый возраст (у
мальчиков
от 13 до 17 лет, у девочек от
11
до
15
лет).
В этот критический период, который также
называют переходным (пубертатным),
существенно изменяется условнорефлекторная
деятельность подростков, а их поведение
характеризуется
явным преобладанием
возбуждения. Реакции
по силе и характеру
часто неадекватны вызвавшим их
раздражителям и сопровождаются
избыточными дополнительными сопутствующими
движениями рук, ног и туловища (особенно
у мальчиков), подобно
тому как это было в раннем возрасте.
Условное торможение, особенно
дифференцировочное, ослабевает. Это
объясняется повышенной
возбудимостью ЦНС, ослаблением процесса
торможения
и как следствие иррадиацией возбуждения.
Скорость
образования условных рефлексов на
непосредственные (зрительные,
звуковые, тактильные) раздражители
теперь возрастает,
в то время как процесс образования
условных рефлексов
на словесные сигналы затрудняется, т.е.
наблюдается ослабление
значения второй сигнальной системы.
Речь в подростковом возрасте отчетливо
замедляется, ответы на вопросы, как
правило, становятся очень лаконичными
и стереотипными, словарь как бы обедняется.
Для того чтобы получить исчерпывающий
ответ по какому-то
поводу, необходимо задать ряд дополнительных
вопросов.
Стремление быть взрослым может проявляться
в подражании
привычкам взрослых, в ниспровержении
всех авторитетов, активном сопротивлении
любым мерам принуждения. У подростков
появляется интерес к таким проблемам,
как смысл жизни, любовь,
счастье. В этом периоде вегетативная
регуляция несовершенна:
отмечаются избыточная потливость,
неустойчивость артериального
давления, кожно-трофические нарушения,
лабильность сосудистых
реакций.
Явления
акселерации, наблюдавшиеся в последние
десятилетия,
вероятно, оказывают влияние и на
формирование нервно-психических
функций. Однако соматическое развитие
в пубертатном периоде несколько
опережает нервно-психическое, что может
приводить к функциональным расстройствам
нервной системы.
Перечисленные
изменения объясняются гормональной
перестройкой
организма (период полового созревания),
ухудшением питания
и снабжения головного мозга кислородом.
Это происходит
вследствие того, что развитие
сердечно-сосудистой системы отстает
от роста тела; кроме того, повышение
функций надпочечников и других желез
внутренней секреции приводит к
повышенному
содержанию адреналина в крови и,
естественно, к сужению сосудов.
Поэтому у подростков в переходном
периоде отмечается быстрая
утомляемость как при умственных, так и
при физических нагрузках
(головокружение, иногда одышка, часто
– головная боль, усиление
сердцебиения).
У
девочек этот период проходит более
тяжело, чем у мальчиков,
у которых функциональные расстройства
выражены слабее. По-видимому,
эти различия объясняются большей
двигательной активностью мальчиков,
тренировкой сердечно-сосудистой системы
и ЦНС, что частично сглаживает указанные
функциональные
нарушения.
Примерно
в середине переходного периода у
подростков наблюдаются
психическая неуравновешенность с
резкими переходами
из одного состояния в другое – от эйфории
к депрессии и наоборот, резкое критическое
отношение к взрослым, негативизм,
аффективные
состояния, чрезвычайная обидчивость;
у девочек – склонность
к слезам.
Период
гормональной перестройки организма
требует разумного отношения взрослых
к подросткам. Конфликты между подростками
и их родителями нередко возникают из-за
недооценки особенностей
ВНД в период полового созревания.
Правильный, здоровый ритм, спокойная
обстановка, доброжелательность,
интересные
для подростков занятия, в том числе
физическая культура,
являются хорошей профилактикой
функциональных расстройств.
Постепенно
начинает нивелироваться гормональный
дисбаланс,
ликвидируется отставание в развитии
сердечно-сосудистой
системы, улучшаются условия деятельности
ЦНС. Нейроны становятся
более зрелыми, увеличиваются синтез
нуклеиновых кислот, метаболизм
нервных клеток, возрастает роль лобных
областей коры, завершается специализация
различных отделов коры большого
мозга в восприятии и оценке информации,
межполушарная
интеграция, и, как следствие, оптимизируется
ВНД. Уменьшаются
латентные периоды реакций на словесные
раздражители,
усиливается внутреннее торможение. В
возрасте 17-18 лет улучшается
память, ВНД достигает
своего
совершенства, организм считается
созревшим.
21
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
4. СОН В ОТНО- И ФИЛОГЕНЕЗЕ
В онтогенезе соотношение «сон–бодрствование» изменяется. Так, у новорождённых состояние бодрствования составляет лишь незначительную часть суток, и значительную часть сна занимает быстрый сон. По мере взросления уменьшается общее количество сна, изменяется соотношение фаз внутри цикла сна – сокращается быстрый сон и относительно возрастает медленный сон, к 14 годам цикл сна достигает 90 мин. У взрослого человека, как уже говорилось, быстрый сон занимает около 1/4 всего времени сна. В старческом возрасте происходит уменьшение общего количества сна, при этом сокращается и медленный, и быстрый сон. После 75 лет часто наблюдается невротическая бессонница – редуцируется медленный сон, сон становится прерывистым, нарушаются циклы сна.
Чередование периодов активности и покоя происходит у всех живых существ; возможно, периоды покоя – это аналоги медленного сна. В том или ином виде сон наблюдается у всех позвоночных. Но сон, состоящий из нескольких циклов, внутри которых развёртываются стадии медленного и быстрого сна, присущ только теплокровным. По своей организации сон млекопитающих и птиц не отличается от сна человека, хотя медленный сон у животных менее дифференцирован, процентное соотношение медленного и быстрого сна различно у разных животных, а циклы сна, как правило, короче. «Короткая интенсивная жизнь идёт рука об руку с долгим сном и коротким циклом сна» [Борбели, 1989, с. 97]. У крысы цикл сна продолжается 12 мин, у собаки – 30 мин, у слона – около 2 ч. Особенности организации сна связаны с экологией животных.
У птиц периоды быстрого сна очень короткие – при этом, в связи с полной мышечной атонией, опускается голова, падают крылья. Если птица сидит на ветке, то при падении тонуса мышц ног сжимаются пальцы, и птица может спать, не падая с ветки.
Сон копытных также связан с их образом жизни – стадностью, боязнью хищников – и имеет характер «рваного» сна (после каждого цикла сна животное поднимает голову и осматривается, поэтому в каждый данный момент некоторые особи обязательно бодрствуют). Характер растительной пищи требует длительного пережёвывания, и поверхностные стадии сна протекают у жвачных во время жевания.
У норковых млекопитающих хорошо выражена цикличность, они много спят, и быстрый сон занимает до 1/3 всего времени сна. Для многих из них характерна сезонная спячка. Она характеризуется потерей способности к терморегуляции, резким уменьшением количества дыхательных движений и сердечных сокращений, падением общего уровня обмена веществ. У некоторых крупных млекопитающих (медведи, еноты, отчасти барсуки) наблюдается сезонный сон, или факультативная спячка. В этом случае температура тела, количество дыхательных движений и общий уровень обменных явлений снижаются мало. При изменении внешних условий подобный сон легко может быть прерван.
Особенности сна морских млекопитающих также связаны с их экологией. Для каждого дыхательного акта как во время сна, так и во время бодрствования они должны всплыть, чтобы выставить ноздри в воздух. В зависимости от образа жизни возникли разные формы адаптации. Так, при электрофизиологической регистрации сна у дельфинов Л. Мухаметов [1985] обнаружил феномен «однополушарного» сна – дельта-волны возникали только в одном полушарии (поочерёдно в правом или левом). При этом в другом полушарии картина ЭЭГ соответствовала поверхностным стадиям медленного сна или бодрствованию. ЭЭГ, соответствующая поверхностным стадиям медленного сна, могла наблюдаться и в обоих полушариях одновременно; признаков быстрого сна выявить не удалось. Такой же «однополушарный» медленный сон появляется у так называемых ушастых тюленей (котики и сивучи), когда они находятся в бассейне и не могут выйти на сушу. Когда же они спят на суше, в обоих полушариях у них наблюдается ЭЭГ, свойственная обычному медленному сну; регистрируется много эпизодов быстрого сна.
У тюленей и морских львов, которые только часть жизни проводят в воде, весь цикл сна развивается в течение дыхательной паузы. Они хорошо «продыхиваются», делая несколько глубоких вдохов, и ныряют. За 15–20 мин происходит смена стадий медленного сна и быстрый сон, и они выныривают для следующего «продыхивания».
Таким образом, сон является жизненно необходимым для высокоорганизованных животных. При этом особенности сна различных животных отражают его приспособительный характер к условиям обитания и факторам внешней среды.
Источник