Как к снам относится церковь к
В Священном Писании часто рассказывается, как Бог
через сновидения открывает Свою волю. Да и в житиях святых
встречаются повествования об этом. Вот и каждый из нас без
труда припомнит, как ему или его близким приснился
«пророческий» сон, а то и не один. Как
относиться к таким явлениям? Стоит ли доверять увиденному
во сне? Разъясняют пастыри Русской Церкви.
Никифор Крылов. Спящий мальчик
Протоиерей Игорь
Шумилов:
– Не так уж и часто Господь открывает Свою волю
через сновидения. И всегда это события чрезвычайной
важности, а отнюдь не рядовые. И люди, которые получают
такие откровения, тоже не совсем обычные. Кроме того, это
скорее свойственно ветхозаветному времени.
Отношение к сновидениям должно быть крайне осторожным. Об
этом согласно учит святоотеческое предание. Без духовного
рассуждения, а для него нужно иметь жизнь высокодуховную,
очень опасно доверять сновидениям.
Священник Петр
Гурьянов:
– Святые отцы говорили так: «Не отвергать и не
принимать!» Проснулся, умылся, пошел на работу и не
обращай особого внимания на сон. А вот те,
кто слишком увлекается снами, находятся в большой
опасности, потому что через сны человеком может начать
руководить диавол, если видит, что у этого человека есть
какое-то пристрастие. Диавол начнет показывать
определенные образы, а результатом может стать духовная
смерть. Поэтому верить снам – очень опасное дело.
Бывает, что во сне людям являются и святые, даже Сам
Господь! Если сон от Бога, то Он найдет способ объяснить
человеку суть.
НАДО БОЛЬШЕ БОГУ ДОВЕРЯТЬ, А НЕ СНАМ!!!
Священник Димитрий
Шишкин:
– Святые отцы говорят, что сон – явление
сложное с духовной точки зрения. То есть сон может быть и
богооткровенным, и следствием естественной работы ума и
сердца человека, но может быть и внушен демонами, которые,
как мы помним, стремятся принять «вид ангела
светла», то есть стараются прельстить человека той
или иной видимостью добра, и во сне им это делать особенно
удобно, потому что человек в меньшей степени контролирует
свои реакции во сне, чем наяву.
Если сон навязчиво «стоит перед глазами»,
надо мгновенно переключить внимание с него на молитву
Так что обычному человеку, не искушенному и не
«отточенному» аскетической и трезвенной
духовной жизнью, трудно распознать происхождение и уж тем
более значение своих сновидений. Поэтому многие святые
отцы советуют снам никакого значения не придавать, не
разбираться в них, не «копаться». А если по
пробуждении станет понятно, что какой-то сон навязчиво
«стоит перед глазами», то надо мгновенно
переключить внимание с него на пусть даже короткую, но
внимательную молитву, обратиться всецело к Господу, и, как
правило, уже через несколько минут этот сон или забывается
полностью, или оставляет слабый и незначительный след в
душе.
Вообще как в отношении «духовных видений», так
и в отношении «духовных снов» актуальна
известная монашеская формула: «не принимай и не
отвергай». И даже если сон действительно был по
внушению свыше, но мы благоразумно и смиренно воздержимся
от того, чтобы верить ему, но и не дерзнем отвергать его
как прелесть, то этим не согрешим, а явим похвальное
благоразумие. А если действительно Господь желает через
сон внушить человеку ту или иную мысль, то такой сон, как
правило, повторяется, и Господь находит возможность
удостоверить человека в истинности этого сонного видения.
Так было, например, с девочкой Матроной, обретшей на
пепелище Казанский образ Пресвятой Богородицы. Да и много
других подобных случаев мы знаем из истории Церкви. Но это
всё-таки исключения, а общепринятой нормой можно признать
сдержанное и осторожное отношение к снам.
Не стоит забывать простую истину: мы не библейские
персонажи, не праведники
Священник Михаил
Гапоненко:
– Святые отцы не рекомендуют верить снам и делать на
основании сновидений какие-либо выводы, потому что у снов
могут быть различные причины. К снам, которые не
напоминают нам о покаянии и
грядущем Страшном суде, нужно относиться очень
настороженно. Да, Господь открывает Свою волю человеку
иногда и через сон. Но в этом случае у того, кто получил
такое откровение, после пробуждения, как правило, не
остается вопросов: верить или не верить? от Бога этот сон
или нет? Все предельно очевидно и ясно.
Священник Святослав
Шевченко:
– Святые отцы предлагают христианам с осторожностью
относиться к сновидениям и делят их на три вида. К первой
категории относят сны, которые являются физиологической
особенностью мозга, то есть это бессвязные картинки без
какого-либо глубокого смысла. Ко второй категории –
сны, которые являются воздействием падших духов. Их
главная цель – уловить зрителя этих снов в свои
сети, манипулировать им через сны или ввергнуть в духовную
прелесть. В третью категорию входят сны-откровения. Именно
об этих снах по большей части говорит Священное Писание.
Но такие сны доступны в большинстве случаев людям
праведным, имеющим чистое сердце и чем-то угодившим Богу.
Нам, грешным людям, зачастую доступны первые две категории
снов, вторая из которых таит в себе духовную опасность,
поэтому в традиции православного христианства есть
недоверие к снам и разным их толкованиям.
Священник Георгий
Мерзликин:
Нужно иметь целомудрие ветхозаветного Иосифа и чистоту
новозаветного Иосифа, чтобы дерзать рассуждать о
значении снов
– Есть исполненный святоотеческой мудрости
монашеский принцип в отношении снов: «не принимай и
не отвергай». Безусловно, духовная жизнь человека
продолжается во сне, но нужно иметь целомудрие
ветхозаветного Иосифа и чистоту новозаветного Иосифа,
чтобы дерзать рассуждать о значении снов. Ожидайте от ночи
лишь «ослабу души и телу» и не придавайте
сновидениям никакого мистического значения, ведь сны
подчас – это просто сны.
Священник Павел
Коньков:
– Сновидениям в современном обществе придается
слишком большое значение. Многие люди думают, что сны
– это отголосок если не высшего
«промысла», то хотя бы интуиции или
подсознания. Часто приходится слышать, что после того или
иного сна случалось какое-либо яркое событие в жизни, и в
качестве подтверждения приводят в пример библейские
повествования о вещих снах или фрагменты из житий святых.
Это все, конечно, хорошо, но люди забывают простую истину:
мы не библейские персонажи. В Библии Господь через сон (и
то очень редко) указывал Свою волю через Своих же
посланников. А мы разве являемся Его посланниками,
пророками или апостолами?!
Для того чтобы сон действительно был вещим, необходимо
несколько условий: святость жизни, четкое повеление Божие
и экстраординарная ситуация. А в тех случаях, когда
человек ищет какую-либо связь между своим сном и жизненной
ситуацией, часто нет никакого смысла. Даже современные
подвижники не всем снам верят. Пример: монаху-пустыннику
во сне явился ангел и сказал, чтобы тот пошел вглубь
пустыни и выполнил одно дело. Монах проснулся и не пошел.
В следующую ночь монаху опять явился ангел и сказал, чтобы
тот срочно шел и исполнил его волю. Монах опять
проигнорировал это. И только после третьего явления, когда
ангел чуть ли не слезно просил исполнить волю Божию и
прочитал Символ
веры, – только после этого монах пошел исполнять
то поручение. А мы во сне увидели что-то непонятное и
сразу ищем какой-либо сверхъестественный смысл!
Не стоит усложнять себе жизнь. Сон – это просто сон!
Источник
В подростковом возрасте вопросов о вере бывает ничуть не меньше, чем в детском, но подростки зачастую стесняются их задать. Тем более ценно, когда это все же происходит. На вопрос 13-летнего мальчика отвечает протоиерей Александр Елатомцев, настоятель храма Рождества Христова в селе Рождествено Истринского района Московской области, духовник православной школы «Рождество».
Как можно различить смысл снов? Один священник сказал, что сны от лукавого, а как же тогда сны святых старцев?
Для начала давайте поймем, о чем мы вообще говорим, обсуждая сны. С точки зрения науки, сон — это особое состояние человеческого организма, когда его некоторые отделы мозга отдыхают, а некоторые работают, но, так сказать, в другом режиме. Когда мы спим, мы не перестаем думать, не перестаем вспоминать, но делаем это иначе, чем когда бодрствуем. Подробнее можно об этом прочитать в медицинской и биологической литературе, но все это я говорю к тому, что ничего мистического в сне нет — он объясняется вполне естественными причинами.
Но гораздо важнее поговорить о том, как относиться к снам с духовной точки зрения. Потому что всё, происходящее с человеком, спит ли он или бодрствует, имеет отношение к его духовной жизни. И вот тут есть большая опасность, о которой нужно знать: опасность придать своим снам те духовные смыслы, которых там чаще всего нет.
Да, мы знаем из Библии, что Бог может посылать человеку особые сны, пророческие. Например, в Ветхом Завете мы читаем о снах Иосифа Прекрасного и его отца Иакова, в Новом Завете Иосиф Обручник, муж Пресвятой Девы Марии, получил во снах откровение, как поступить с ней, а затем и с Богомладенцем: как ему их охранять и беречь. Также мы знаем из церковного Предания, что и злые духи, то есть бесы, могут насылать человеку искусительные сны, чтобы навредить его душе.
Но и то, и другое бывает крайне редко, с людьми святой жизни, а в подавляющем большинстве случаев наши сны — это просто сны, имеющие естественное происхождение. Если мы их запоминаем, то не надо искать в них какие-то сигналы свыше или, наоборот, «сниже». Даже если благодаря таким снам мы что-то видим по-новому, находим решение каких-то казавшихся неразрешимыми задач (как, например, Дмитрий Иванович Менделеев, придумавший во сне свою периодическую таблицу химических элементов) — все равно это происходит благодаря нам самим. Нет тут никакой сверхъестественной составляющей.
Если же мы будем ждать каких-то мистических откровений во сне, это может кончиться очень печально. Это называется «прелесть» (проверочное слово — «лесть», то есть лукавый обман). В православном Предании описаны случаи, когда святые подвижники видели во сне или в видениях светлых ангелов, предлагавших поклониться им, обещавшим огромные духовные дары, аудиенцию с Богом, и так далее. Если подвижник принимал все это за чистую монету, то мог погинуть духовно. Если же ему хватало трезвости и смирения перекреститься и воззвать к Господу, «ангелы» тут же принимали свой подлинный облик, поскольку то были замаскировавшиеся бесы.
Если мы считаем, что в наши сны действительно приходят Бог, Богородица, ангелы, или же, напротив, злые духи — то не слишком ли мы о себе возомнили?
Те подвижники, о которых я только что говорил, были людьми огромной духовной силы, они двигались к святости, а потому и представляли особый интерес для бесов, мечтавших их погубить. Мы, обычные в духовном отношении люди, не настолько им интересны, чтобы они к нам во сны ходили. Они считают, что мы, с нашими постоянными мелкими грешками, и без того их законная добыча.
Если же с тобой и впрямь случилось такое редчайшее событие (а лучше сказать, чудо), что Бог послал тебе некое откровение во сне — то, проснувшись, ты не станешь сомневаться. У тебя будет глубочайшая внутренняя уверенность, что сон — от Бога. Но вот мне таких снов не снилось.
Что же касается того священника, сказавшего, что сны от лукавого — батюшка, скорее всего, имел в виду не то, что все сны обязательно «насылаются» бесами, а то же, что говорю и я: не надо придавать своим снам какое-то значение, видеть в них намеки и указания свыше. Приснилось — ну и приснилось, живем дальше.
Источник
Каждый человек видит сны. Некоторые люди пытаются истолковывать увиденное, искать определенный смысл, знаки. Однако Православная Церковь считает сонники ложной литературой. Мы собрали изречения святых и старцев Афона о том, как православным людям относиться к снам.
«Снам значения придавать не нужно. Какими бы ни были сны, приятными или неприятными, им не нужно верить, потому что есть опасность впасть в прелесть. Ведь девяносто пять процентов снов лживы. Поэтому Святые Отцы говорят, что снам не надо придавать значения…».
(Преподобный Паисий Святогорец)
* * *
«…Здесь нужны внимание и рассуждение, чтобы он не верил некоторым снам, но знал бы, от Бога они или от беса. Но так как не все имеют такое рассуждение, то пусть он снам не верит вовсе. Впрочем, сновидения от Бога распознаются. Иногда они видятся в глубоком сне, иногда в тонком, как бы то ли спящему, то ли нет, и в краткое время. А когда человек просыпается, то полон радости, виденное увлекает ум и вызывает созерцание. И целые годы он вспоминает об этом, и оно незабываемо. А сны от бесов наполняют душу смятением. И когда человек просыпается и ум хочет вспомнить виденное, то наполняется страхом. И сердце этого не принимает. Но и если он это видит во сне, видения не останавливаются, но изменяются в видах и образах, в местах и способах, в поступках и движениях. И по этим изменениям, и мятежным и бесстыдным, ты можешь узнать, откуда они».
(Преподобный Иосиф Исихаст)
* * *
«Наипаче должно соблюдать себя во время сна, благоговейно, с помышлениями, внутрь себя собранными, и с благочинием в самом положении наших членов; ибо сон сей маловременный есть образ вечного сна, т.е. смерти, и возлежание наше на одре должно напоминать нам положение наше во гроб. И при всем этом всегда должно иметь пред очами своими Бога… Поступающий так всегда в молитве пребывает».
(Преподобный Нил Сорский)
* * *
«Увидев грязный сон, никогда не нужно вспоминать, что и как ты видела. Ведь если лукавый не смог искусить тебя днем, он придет ночью. Иногда и Бог попускает лукавому искушать нас во сне, для того чтобы мы увидели, что наш ветхий человек еще жив. А бывает и так, что враг приближается к человеку во сне и показывает ему разные сны, для того чтобы, проснувшись, такой человек впал в расстройство. Поэтому снам не надо придавать совершенно никакого значения: осени себя крестным знамением, осени крестным знамением подушку, положи на нее крест и пару иконочек и, засыпая, произноси Иисусову молитву».
(Преподобный Паисий Святогорец)
* * *
«Все ветхозаветные откровения, согласно мнению святого Исаака Сирина, относятся к первой ступени: «Есть две ступени в Божественных откровениях. Во-первых, видения откровения в образах. Даже чувственные видения, как Неопалимая купина. Или духовные видения, как Лестница Иакова. Иногда в восхищении духа. Таковы и прозрения пророков, и та мудрость, о которой говорит апостол Павел (см. Кол. 1, 9; Еф. 1, 17–19). И наконец – вещие сны. Все эти откровения имеют педагогический смысл (воспитательное значение). Это только знаки и символы…».
(Святитель Григорий Палама)
* * *
«Диавол приходит даже к спящим малышам, несмотря на то, что они маленькие ангелы. Они в ужасе подскакивают и испуганно, со слезами бегут в объятия матери. А иногда к спящим детям приходят Ангелы, и они от радости смеются во сне или, испытывая великую радость, просыпаются. Таким образом, приносимые лукавым сны есть внешнее вражеское воздействие на человека в то время, когда он спит».
(Преподобный Паисий Святогорец)
* * *
«Бывают и другие сны, от фантазии ума и от многоядения, впрочем, нет нужды о них рассказывать. Но сердце подвижника, когда он спит, непрестанно занято молитвами, как мы сказали в другом месте».
(Преподобный Иосиф Исихаст)
«…сон заставил меня призадуматься: не хотелось бы застрять в таких сновидениях, где меня обманывают жалким образом. Собрав все силы, я твердо наказал себе спать как можно меньше, чтобы не попадать в уловки сновидений. Пришлось сделать пугающий своим реализмом вывод: сон – это сильнейшее оружие диавола, которым он удерживает душу в рабстве».
(Монах Симеон Афонский)
* * *
«Великое, братие, бедствие есть сон: как мгла покрывает солнце, так многий сон закрывает созерцательную силу ума и, как завесу, налагает забвение на ум, который становится от того нечувствительным ко всему доброму духовному и непамятлив… Бесы, как тьмою ум омрачают и как водою погашают огонь, так дремотою и сном они одолевают, чтобы иметь возможность лишить душу всех добрых дел и навести на нее страсти».
(Преподобный Паисий Величковский)
* * *
«Многие сны происходят от тревоги. Когда человек тревожится или устал, то эта тревога или усталость гложет его изнутри и он видит тревожные сны. Я часто днем встречаюсь с людьми, выслушиваю их различные проблемы. А потом во сне ругаю кого-то: «Ах ты, безбожник, – кричу, – тебе на всех наплевать!» И просыпаюсь от собственных криков».
(Преподобный Паисий Святогорец)
фонд «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон»
Источник
Для меня новая статья – это не что-то выдуманное, а всегда пережитое. Наше священническое служение – это погружение в глубину жизни, где можно черпать самые разные темы для новых духовных бесед. А ещё – соприкосновение с народом, почти всегда с его горестями, и редко – с радостями. Священнику нужно уметь сопереживать людям. Лучше всего это удаётся на исповеди. За прошедший пост их было немало, а значит, были поводы о многом подумать. И хотя мы постоянно говорим, что на исповеди нужно каяться в грехах, а не разговаривать про жизнь, люди всё равно успевают задать вопросы и хотя бы кратко обсудить свои наболевшие проблемы. Говорят, что нет глупых вопросов, есть глупые ответы… И каждому вопрошавшему, согласно Св. Писанию, надо дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3, 15 ). Довольно много вопросов относительно снов. Иногда прямо цитируют Шекспира: «Ну и сон же мне приснился! Такой сон, что не хватит ума человеческого объяснить его!» («Сон в летнюю ночь»). Батюшка, помоги разобраться!!!
Довольно часто во сне людям являются усопшие сродники. Что это значит? Кто-то получает особые откровения и ответы на вопросы жизни, как, например, известный английский писатель Вальтер Скотт. Он говорил: «Многие из моих сюжетов так никогда и не увидели бы свет, если бы я не записывал все, что являлось мне во снах».
Кому-то снятся даже цветные сны, а многие композиторы во сне слышат музыку. Бывают такие сны, что, проснувшись, будильник хочется расцеловать… А кто-то повторит слова Золушки: «Сон – это желание, которое загадывает сердце, когда человек крепко спит». И с таким сном совсем не хочется расставаться… Одним словом, сны и сновидения – тема для новой духовной беседы.
Давайте откроем «Лествицу» и немного её почитаем. В этой книге мы найдём много мудрых советов, а потому будем читать её не только Великим постом, но регулярно и понемногу. Итак, «сновидения есть движение ума при недвижности тела» (Лествица 3, 25).
В этих словах «Лествицы» говорится о важном свойстве нашего ума – его подвижности.
Остановить движение ума и сердца никто не может, но можно задать им правильное направление
Как источник не может не источать воду, а горящий огонь – свет и тепло, так и ум не может не рождать помышления. К сказанному добавим, что не только разум, но и сердце постоянно пребывает в движении. Оно порождает чувства. Остановить движение ума и сердца никто из людей не может, но зато можно задать им правильное, с точки зрения Евангелия, направление. Естественно, с Божией помощью.
Говоря о сновидениях, мы касаемся интересной духовной проблемы. Известно, что обычный человек 1/3 своей жизни проводит во сне. Для неверующих людей здесь всё просто. Сон – это время, необходимое для телесного отдыха и восстановления утраченных сил. Сон для большинства – бесплатное туристическое бюро, позволяющее за 8 часов попасть куда захочется.
Таким образом, жизнь для религиозного скептика представляется в виде пёстрого калейдоскопа, где следует чередование дней и ночей, времени труда и отдыха, когда сам человек уподобляется постоянно работающему механизму с интервалами для остановки и передышки.
Назначение человека намного выше трудов по снисканию хлеба насущного
Совсем другой взгляд на время ночного сна у христианина. В христианстве человек никогда не сравнивался с заведёнными часами. Назначение человека намного выше всевозможных трудов и хлопот по снисканию хлеба насущного и обустройству временной жизни. Каждый из нас призывается к Богоугождению, что достигается исполнением евангельских заповедей. Жизнь христианина воспринимается как важная и ответственная задача, поставленная Самим Богом каждому из людей. Верующий человек чувствует, что жить надо как-то по-особому, совсем не так, как живут все. Особенность нашей (христианской) жизни – в познании и исполнении воли Божией. Обучая себя в таком духовном делании, христианин со временем почувствует особую ценность земной жизни. Она для него будет подобна висящему над пропастью мосту, по которому следует пройти. Мост над бездной – единое целое, без всяких разрывов, так и дни земной жизни для христианина – неразрывная цепь, соединяющая временное с вечным. И это действительно так. В деле спасения нет остановок, перерывов на обед или выходных дней. Жизнь души и её развитие происходят и днём, и ночью, а значит, и во время сна. Об этом Христос говорит в Евангелии: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встаёт ночью и днём, и как семя всходит и растёт не знает он (Мк. 4, 26–27).
Процесс отпадения от Бога и начало духовного опустошения происходят по такому же принципу, когда человек, потерявший внутреннюю бдительность, делается жертвой диавольской злобы и хитрости. И снова мы читаем в Евангелии про сон: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своём; когда же люди спали, пришёл враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушёл (Мф. 13, 24–25).
Наша задача – сделать сон временем духовного накопления
В этих двух Евангельских текстах говорится о времени сна, когда менялось духовное состояние человека. В первом случае оно совершенствовалось, во втором – разрушалось. Таким образом, сон – это особый период христианской жизни, и наша задача – сделать его временем духовного накопления.
Что для этого требуется? Прежде всего, нужно опытно убедиться в различии нашего состояния в периоды бодрствования и ночного отдыха. Первый период можно назвать активным и сознательным, и потому полноценным, в то время как сон – это состояние заторможенности и бессознательности, что и определяет его неполноценность. Днём человек накапливает впечатления и переживания; ночью идёт их обработка и, что немаловажно, – особое воздействие на нашу внутреннюю жизнь. Можно уподобить дневное время киносъёмке, а ночное – просмотру записанного. Всё увиденное и услышанное в период бодрствования не исчезает, а откладывается в особом архиве, каковым является память. Ночью этот архив активизируется с помощью тонких душевных механизмов, полноценно работающих даже во сне.
Правильная религиозная жизнь – это всегда тонкое соприкосновение с духовным миром. На христианина и его внутренний мир влияют не только добрые ангелы, но и падшие злые духи.
Ученик преп. Макария Египетского, авва Евагрий Понтийский (IV в.), говорит, что бесы, как существа нематериальные, способствуют порождению нечистых образов, приводящих в движение страсти («О помыслах», 25). Бесы есть духи, имеющие способность проникать в сферу нашего сознания, а потому – они творцы многих наших снов. Примерно то же самое говорил древнегреческий мудрец и философ Платон: «Внутри каждого, даже самого лучшего из нас, дремлет неуправляемый дикий зверь, который просыпается, когда мы спим».
Во сне притупляется воля и утрачивается контроль над вниманием, и человек полностью отдаётся во власть сна. Сны рождаются в нашем сознании и могут принять любое направление не только от естественных причин, например, от болезни или переедания, но и от воздействия на человека злых духов – бесов. Тогда сновидения становятся опасными внушениями, кошмарами, ложными «вещими» знаками… Суеверный человек воспринимает увиденное в таком сне как откровение свыше, но христианин должен принимать это как искушение от падших духов.
Имея огромный опыт борьбы с человеком, бесы используют проверенный способ нашего смущения, когда через сны показывают наших родных и близких, пребывающих в скорбях и страданиях.
Преп. Иоанн Лествичник говорит о таком коварстве демонов в своих наставлениях: «Бесы стараются возмущать нас сновидениями, представляя нам сродников наших или сетующих, или за нас в заключении держимых и другие напасти терпящих».
А закончим нашу беседу важным советом из «Лествицы», который постараемся исполнить в нашей жизни. «Кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за своей тенью и старается схватить её».
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Источник