Как давно снятся нам только белые сны
…Стремясь к выработке своего понимания проблемы свободы, Высоцкий выбирает самые необычные и разнообразные сюжеты для своих произведений, поэтому каждый новый текст несет в себе новые грани смысла этой проблемы. Пытаясь абсолютизировать ее, поэт разрабатывает проблему свободы на материале мира природы («Белое безмолвие»). Образ птиц в этом плане становится наиболее удачным воплощением для раскрытия самой сути термина «свобода», так как они — из мира природы, где все законы естественны. Свобода в песне «Белое безмолвие» ассоциируется со свободой поэта, свободой звука вместо безмолвия, свободой горла. Нанизывание символических синонимов в пределах одного текста позволяет раскрывать все новые и новые грани смысла проблемы свободы в творчестве В.С. Высоцкого.
Двухуровневая структура конфликта в песне «Белое безмолвие» (1. тепло <-> холод (морозы, вьюги); 2. птицы летят на север <-> птицы должны лететь на юг (свобода / несвобода)) определяет многообразие всевозможных интерпретационных моделей, что позволяет раскрыть самые неожиданные ракурсы в раскрытии проблемы свободы. В данном произведении сомнению подвергаются самые коренные устои жизни, весь ход жизни меняет свои ориентиры вопреки всему. Вырисовывается и третья оппозиция: обычное <-> необычное (норма — антинорма, предсказуемость — непредсказуемость). Первая часть оппозиции выступает как знак устоявшегося, нормированного, не подлежащего вторжению личного начала и каким-либо новациям уклада жизни. Вторая часть оппозиции олицетворяет собой жизнь, не втиснутую в узкие рамки запретов, традиций, устоев. В ней главное — индивидуальное «Я», которое может поступать вопреки всем нормам и табу во имя утверждения собственного права на поведение по своему усмотрению. Конфликт разрабатывается и в нескольких других вариантах: несчастье <-> счастье, безмолвие <-> звук, ночь <-> день, одиночество <-> кто-нибудь. Глубокую разработку получает в тексте образ птиц, выступающих в символическом плане носителями свободного состояния духа…
…Борьба героя за свою свободу становится борьбой с условностями социальной действительности и искусственно созданными, чуждыми природе человека, законами. Герой здесь не виновен, а прав в своем стремлении к свободе, в желании проявления своей человеческой индивидуальности. Достижение этой цели перерастает в обличение социальных норм жизни. Здесь лирический герой Высоцкого — человек, пытающийся вырваться из обычных рамок, выйти за горизонт видимых возможностей человека. Эта позиция определяется совокупностью нравственных норм, установок, целей его жизни…
…Выбор, перед которым стоит герой, заключается в приятии или неприятии предлагаемой системы ценностей, позиции смирения или несмирения.
В процессе развития проблемы свободы в творчестве Высоцкого обнаруживается ее соотнесение с понятием судьбы — случая — Рока. Вторгаясь в жизнь субъекта, случай меняет ее коренным образом. Для Высоцкого отношения между понятиями свобода и судьба обусловливаются их соотношением с понятием правды. Тем самым, выстраивается триада Свобода — Правда — Судьба. Свобода (включая понятие ответственности) есть Правда в высшем своем проявлении. Однако ее истинной реализации подчас мешает конкретный случай, Судьба. Тем самым судьба у Высоцкого выступает в качестве силы, регулирующей наличие правды и лжи в мире, а значит, и степень свободы каждой личности…
…В песне «Белое безмолвие» судьба — это уже не Рок, преследующий человека, а истинное внутреннее существо жизни, определяющее ход жизни индивида. В данном случае человек не противится ей, а подчиняется ее зову…
Источник