Как бороться со сном за рулем ночью
Сон за рулем, порой внезапно «накрывающий» водителя, представляет собой реальную угрозу для его жизни. Печальная статистика подтверждает факт, что примерно 30% серьезных автомобильных аварий с трагическим исходом возникают из-за усталости водителей, которые управляли машиной в полусонном состоянии. Интенсивное городское движение, монотонное укачиванием, постоянное напряжение глаз – всё это негативно действует на нервную систему человека, перегружая её. Как не заснуть за рулем, ведь езда в ночное время суток очень утомительна, даже для опытного водителя с большим стажем вождения?
Проверенные способы борьбы со сном за рулем: напитки, таблетки, еда
- Крепкие напитки, содержащие кофеин и теин – кофе, чай, какао, горячий шоколад. Чашка бодрящего горячего напитка помогает не заснуть за рулем: она способна эффективно освежить восприятие и придать бодрости. Однако их употребление допустимо тогда, когда нет медицинских противопоказаний. «Бодрящий» эффект зависит от индивидуальных особенностей организма – кому то достаточно одной чашки крепкого кофе или чая, а кому то нужно выпить их несколько.
- Природные стимуляторы – женьшень, лимонник, элеутерококк. Тонизирующее действие данных растительных экстрактов, которые оказывают непосредственное влияние на нервную систему, краткосрочное и не превышает 2-3 часов. Таблетки с женьшенем активизируют мозговую деятельность, тем самым улучшая внимание и восприятие.
- Энергетические напитки. Как быстро добиться того, чтобы не заснуть за рулем? Энергетические напитки, сильно возбуждающие нервную систему, начинают действовать буквально через несколько минут. В состав «энергетиков», пользующихся большой популярностью у молодежи, помимо основного действующего вещества – кофеина, входят различные добавки – таурин, экстракт гуараны, полезные аминокислоты, витамины. По сравнению с природными стимуляторами, они знают, что «делать» – тонизирующий эффект сохраняется продолжительное время.
Энергетические напитки не заряжают организм дополнительной энергией, а активизируют собственные энергетические запасы организма. Не стоит забывать о том, что они оказывают негативное влияние на состояние здоровья. Из-за выброса большого количества адреналина в кровь, «энергетики» повышают давление, вызывают тахикардию, провоцируют головную боль. Их чрезмерное употребление способно серьезно подорвать энергетический баланс организма. Перед употреблением напитков желательно получить медицинскую консультацию. - Энергетические таблетки. От энергетических напитков таблетки отличаются только агрегатным состоянием и компактной, удобной для автомобильного путешествия, упаковкой. Из-за выраженных побочных эффектов производители не рекомендуют выпивать больше 2-3 таблеток за 24 часа. Наиболее популярны энергетические таблетки на основе кофеина – «Кофеинимум» и «Каффетин».
- Пища, обладающая тонизирующим эффектом. Опытные водители-дальнобойщики, отправляясь в ночные поездки, всегда берут с собой определенные пищевые продукты – орехи, небольшие конфетки, сухофрукты, семечки, леденцы, жевательный мармелад, сухарики, печенье, миниатюрные кексы, вафли, лимонные дольки, мандарины, ягоды. Такая еда дает прилив энергии, на время активизирует мозговую деятельность организма. Миндальный орех содержит много магния, который стимулирует обменные процессы, тем самым заряжая человека недостающей энергией. Фруктовые кислоты, попадая на язык, мгновенно «пробуждают » организм посредством воздействия на вкусовые рецепторы. Обязательно, чтобы «закуска» обладала ярким вкусом и была небольшого объема – переедание может спровоцировать сонливость.
Физиологические способы борьбы со сном во время поездки
- Разговоры. Как не уснуть за рулем, не имея под рукой специальных средств? Ответ прост – нужно разговаривать, ведь общение является простым, доступным, но при этом эффективным способом, чтобы не спать за рулем. Ничто так не возбуждает головной мозг, как содержательный и эмоциональный разговор на интересную тему. Неоспоримое преимущество данного метода в том, что собеседник может вовремя заметить полусонное состояние водителя по рассеянным ответам, замедленной реакции и принять меры.
- Прохлада. Как известно, высокая температура окружающей среды делает человека медлительным, так как способствует развитию нервного торможения. Поэтому во время ночной поездки нужно поддерживать прохладу и не допускать перегрева салона. В теплые месяцы в этом поможет кондиционер, осенью и зимой можно приоткрыть окно, обеспечив этим активную циркуляцию воздуха. Также в борьбе со сном полезно умываться холодной водой: для того, чтобы это сделать, в салоне всегда должны быть влажные салфетки и бутылка простой воды.
- Изменение положения тела, физическая активность. Даже незначительные телодвижения активизирует головной мозг, так как осуществляется под влиянием нервных импульсов. Для того, чтобы не уснуть за рулем, подойдут любые физические упражнения – можно сгибать и разгибать конечности, поднимать и опускать руки, делать массаж глазных яблок или пальчиковую гимнастику, тереть виски или мочки ушей, трясти головой и т.п. Любое изменение положения тела в пространстве способно подать в мозг сигнал о том, что нельзя спать.
- Переключение внимания. Во время поездки нужно переключать внимание на различные детали, так как концентрация внимания на мелочах сбивает монотонность и активизирует высшую нервную деятельность. Например, можно усваивать информацию, которая попадается на пути – дорожные знаки, плакаты, рекламные баннеры, вывески, номера и марки проезжающих мимо автомобилей. Не нужно концентрироваться на чем-то определенном – это способствует «убаюкиванию».
Современные способы борьбы со сном за рулем
- Аудиостимуяция – прослушивание аудиофайлов: песен, аудиокниг, аудиоспектаклей. Лучше отдать предпочтение бодрящим, зажигательным хитам, или интересным, захватывающим книгам. Подпевая, водитель неосознанно стимулирует определенные зоны головного мозга, так как подбирает нужные слова. Громкое пение улучшает кровообращение и, следовательно, дает прилив бодрости.
- Использование электронных сигнализаторов усталости нового поколения. Системы «Антисон», установленные во многих современных автомобилях, лучше всех знают, как бороться со сном: по изменению характера вождения и положению тела, а также по данным датчиков, следящих за поведением глаз, могут вовремя предупредить водителя о его уставшем состоянии или даже разбудить. Внешне такой гаджет представляет собой компактный прибор, который вешается на ухо. Вмонтированные в него датчики считывают движения головы, и если водитель начинает «клевать носом» издают громкий неприятный звук.
Правила для водителя, которые позволят не хотеть спать
- Перед тем, как отправиться в долгое ночное путешествие, нужно обязательно хорошо отдохнуть. Не стоит садиться за руль после бессонной ночи или утомительного рабочего дня. Полноценный сон накануне поездки – это лучший способ предотвращения сонливости за рулем.
- Необходимо заранее спланировать маршрут и выбрать самый короткий вариант пути. Порог утомляемости определяется индивидуальными особенностями организма, то есть у всех людей он разный. Некоторые могут спокойно проехать почти 1000 километров, не чувствуя усталости, другие устают уже после 300-400 километров пути.
- Важно учесть качество и загруженность автомобильной трассы. Большинство водителей отдают предпочтение хорошо освещенным трассам, но именно на таких дорогах усталость развивается гораздо быстрее, чем на ухабистых дорогах, где требуется максимальная концентрация внимания.
- Время от времени нужно делать остановки, так как не стоит переоценивать собственные силы, полагаясь на неисчерпаемые ресурсы организма. Если сонливость всё же настигает, необходимо остановиться в безопасном месте и поспать хотя бы 1,5 часа, после пробуждения ото сна выпить тонизирующий напиток и только тогда ехать дальше.
Список использованной литературы:
- Неврология. Справочник практического врача. Д. Р. Штульман, О. С. Левин. М. «Медпресс», 2008г.
- National Institutes of Health. NINDS Hypersomnia Information Page (June 2008). Архивировано 6 апреля 2012г. (англ.)
- Полуэктов М.Г. (ред.) Сомнология и медицина сна. Национальное руководство памяти А.Н. Вейна и Я.И. Левина М.: “Медфорум”, 2016г. 248 стр.
Источник
Сонный водитель не менее опасен, чем выпивший — примерно четверть всех аварий происходит именно из-за засыпания за рулем. Причем человек часто может и не ощущать, что концентрация внимания у него сильно понизилась. Монотонная дорога, темное время суток и многочасовая езда утомляют постепенно, и переход ко сну водителем просто не фиксируется. По опыту автолюбителей, даже у хорошо отдохнувшего человека скорость реакции снижается в два раза уже через 4 часа непрерывной езды. Мы расскажем, как вовремя распознать опасность и какие меры предпринять, чтобы случайное засыпание не привело к трагедии.
Признаки засыпания за рулем
Водителям, отправляющимся в долгую дорогу, нужно четко знать признаки понижения концентрации внимания. Срочно предпринимать меры следует в том случае, если человек замечает за собой:
- Зевание.
- Медленное моргание, утяжеление век.
- Расслабленность мышц.
- Концентрацию на чем-то монотонном, например, когда водитель долго не переводит взгляд с дорожной разметки.
- Кратковременные потери контроля, например, машина немного съезжает со своей полосы.
- Замедленная реакция на любые раздражители, будь то вопросы попутчика или дорожные знаки.
Нужно также учитывать, что у очень уставших водителей иногда наблюдается так называемый микросон — отключение внимания и реакции на 10-30 секунд при отрытых глазах. Поэтому бороться с сонливостью нужно уже при первых признаках.
Совет 1: питание
Дальнобойщики часто рекомендуют в дороге что-то жевать. Важно, что речь идет о легких перекусах, а вовсе не о плотном ужине, после которого, наоборот, еще больше клонит в сон. Для питания в дороге подойдут продукты с выраженным вкусом, которые можно достаточно долго жевать или рассасывать:
- Кислое яблоко.
- Сухофрукты.
- Орешки (большой популярностью пользуются семечки).
- Цитрусовые. Если вы плохо переносите кислое, подойдет мандарин или апельсин. Но все же одним из самых эффективных способов проснуться считается небольшая долька лимона, положенная под язык.
- Горький шоколад (не менее 75% какао).
Если дорога предстоит дальняя, а полноценного отдыха не предвидится, лучше отказаться от мясных блюд и больших порций. В крайнем случае в придорожном кафе можно заказать тарелку салата или легкого супа.
Совет 2: питье
Очень часто для того чтобы взбодриться, люди берут в дорогу различные энергетики. Действительно, кофеин, который есть в их составе, способен на некоторое время избавить человека от сна. Но действие его не продержится более 1-2 часов, а пить больше одной банки в сутки просто опасно для здоровья. Кроме этого, на сильно уставшего человека они вообще не подействуют. Если водитель засыпает за рулем и проехал уже более 6 часов, кофеин скажется на нервной системе достаточно своеобразно — человек будет просто перевозбужден, а это еще больше понизит концентрацию внимания и скорость реакции. Поэтому в дороге не рекомендуется пить не только энергетики, но также чай и кофе.
Водителям подойдут такие напитки:
- Минеральная вода.
- Обычная вода со льдом и дольками лимона.
- Соки. Особенно хорошо бодрят цитрусовые — грейпфрутовый, апельсиновый и прочие.
- Отвары женьшеня, шиповника, элеутерококка, эхинацеи. Естественно, речь не идет о настойках на спирте — даже небольшое количество алкоголя опасно для водителя.
Совет 3: пение и музыка
Очень хорошо для длительных поездок составлять свой плейлист, в котором не будет медленных и расслабляющих песен. Важно подбирать композиции со знакомыми текстами, ведь многим водителям помогает избавиться от сна пение. Причин эффективности такого способа несколько:
- Во время пения легкие начинают работать интенсивнее, а значит, кровь лучше насыщается кислородом, и это тоже оказывает бодрящее действие на организм. Если есть возможность, нужно на короткое время открывать в машине окно — свежий воздух усилит эффект.
- Вспоминание текста песни — работа для мозга, а пока он занят, засыпания не произойдет.
Совет 4: попутчик
Пассажир, пожалуй — самый лучший способ не дать водителю заснуть за рулем. Общение идеально помогает избавляться от сонливости, к тому же попутчик сможет контролировать состояние автомобилиста, следить за глазами и реакциями и вовремя растормошить его. Если за рулем придется провести 4 и более часов, лучше не только разговаривать, но и играть в логические игры. Даже простая игра в слова поможет мозгу работать в нужном режиме.
При этом пассажиры могут представлять и опасность для водителя. Происходит это в том случае, если они засыпают в машине. Поэтому сонных попутчиков лучше пересаживать на заднее сидение, а самим пассажирам все же стараться не отключаться и поддерживать того, кто за рулем. Также не стоит отвлекать водителя разговорами или чрезмерным шумом в первые часы дороги — это, наоборот, быстрее его утомит.
Совет 5: запахи
Один из способов, которые часто рекомендуют дальнобойщики — использовать против сна резкие запахи. Конечно, можно просто купить ароматизатор, но, как показывает практика, к их запаху водитель быстро привыкает и уже максимум через 2 часа практически на него не реагирует. Хорошей альтернативой могут стать натуральные эфирные масла. Пары капель на бумажной салфетке вполне хватит, чтобы эффективно отогнать сон на 1-1,5 часа. После этого можно использовать другое масло. К тонизирующим ароматам относятся:
- Грейпфрут.
- Лимон.
- Кардамон.
- Гвоздика.
- Эвкалипт.
- Сосна, ель.
- Корица.
- Тимьян.
Кроме этого, в салоне машины можно использовать и обычный апельсин или лимон — фрукт нужно порезать дольками и разложить в салоне. В самых крайних случаях водители нюхают нашатырный спирт, но применять его постоянно не рекомендуется.
Совет 6: движение
Заставить мозг проснуться помогает физическая активность. Поэтому если водитель чувствует, что постепенно проваливается в дрему, можно интенсивно подвигать плечами, сделать несколько наклонов головы. А лучше всего остановиться, выйти из машины и пару раз интенсивно присесть, наклониться, произвести несколько резких вдохов-выдохов. Такая зарядка займет всего 2-5 минут, а бодрости хватит еще на несколько часов дороги.
Кроме этого, во время остановки можно выполнить зарядку для глаз, даже не выходя из машины, — последовательно переводить и фиксировать взгляд на руле, дальней точке дороги, в зеркале заднего вида, в боковом зеркале, на встречной полосе и так далее. И после того как глаза отдохнули, продолжать движение.
Совет 7: остановки и сон
Водителю всегда нужно адекватно оценивать свои возможности. Большие расстояния лучше разбивать на несколько дней и делать полноценную остановку с ночевкой. Если же маршрут планируется проехать за день, то нужно помнить о режиме — каждые 2-4 часа обязательно делать остановки. В это время лучше выйти из машины, подвигаться, выпить воды, подышать свежим воздухом.
Если все средства борьбы со сном не помогают дольше, чем на 30 минут, это значит, что организм уже предельно изможден. Продолжать езду в таком состоянии крайне опасно: что бы ни делал водитель, его мозг в ближайшее время все равно отключится. Даже если микросон займет 5-10 секунд, этого хватит для трагических последствий.
Лучшее, что можно сделать в такой ситуации — остановиться у обочины и дать себе поспать хотя бы 15 минут. Это, конечно, не заменит полноценного отдыха, но даст возможность продержаться до места с подходящим ночлегом.
Источник
Источник
Есть вещи страшные, но не опасные. Например, американские горки или прыжки с парашютом.
А есть наоборот, очень опасные, но совсем не страшные. Например, вести машину когда хочется спать.
Очень часто уснувшие водители просыпаются вверх колесами, либо улетают на встречку и вообще не просыпаются. Но самое обидное то, что перед аварией им совсем не страшно было ехать в таком вот сонном виде. То есть, сонливость — очень обманчивое состояние. И надо это очень четко понимать и вспоминать каждый раз, когда хочется спать, но срочно надо куда-то ехать.
Во время путешествий нам очень часто приходится ездить ночью, либо вообще рулить круглые сутки, поэтому со временем у нас с Оксаной сложилась своя методика борьбы со сном и самоконтроля состояния водителя.
Мой хит-парад способов борьбы со сном за рулем выглядит так:
- Пятое место: кофе и энергетики. По нашей практике, это работающий, но наименее эффективный способ из пяти перечисленных. Если в целом я полон сил (выспался накануне), но в данный момент клонет ко сну, то кофе и энергетики могуть дать мне минут 20-30 дополнительного времени. Достаточно, чтобы доехать до стоянки, но мало, чтобы ехать всю ночь. Каждая следующая доза имеет все меньший эффект, и со временем можно уснуть прямо с кофе в руках.
- Четвертое место: выброс адреналина. Бодрит моментально и резко. Все чувства и реакции обостряются, эффект длится минут 30, не меньше. Вот только одна проблема — где его взять? Выскочит кто на дорогу — взбодришься, но специально очень сложно спровоцировать. Разве что на зимней дороге когда вокруг никого нет, можно немного похулиганить и пустить машину в занос. А еще можно резко дать по тормозам. Опять же, на пустой дороге. Лично мне помогает, но и то не всегда, а других способов искуственно создать адреналиновую ситуацию у меня нет. Раньше имел еще парочку очень надежных адреналиновых рецептов, но сейчас уже считаю их слишком опасными и вообще недопустимыми на дороге.
- Третье место: семечки. Как бы пошло это не выглядело, но помогают очень хорошо. Можно хоть всю ночь их грызть, при этом сон куда-то отступает пока их лузгаешь. А как только закончились, так сразу и выключает. Причем, все перепробовали: бутерброды, мюсли, орешки, чипсы — не то. Видимо, дело в непрерывности процесса … Если бы не ужасное состояние во рту и в животе после нескольких часов поедания семок, был бы вообще универсальный способ.
- Второе место: разговорить водителя. Затронуть волнующую тему. Заставить его рассказать вам что-то очень интересное. Поспорить с ним, в конце концов! Любой способ сгодится, лишь бы беседа была оживленной, и водитель бы в ней участвовал, а не просто слушал пассажира. Способ почти идеален. За интересной беседой, особенно на щекотливые или волнующие темы, ночь пролетает незаметно. Да и вообще общаться полезно, вот толко темы рано или поздно заканчиваются. Нам с Оксаной, например, уже сложно найти такую интересную тему, которую мы до сих пор не обсудили со всех сторон. Поэтому когда едем несколькими машинами, то меняем супругов на людей из других машин, чтобы было больше новых рассказов и свежих тем.
- Первое место: короткий сон. Дело в том, что в отличие от телефона, наш организм отключается вовсе не тогда, когда батарейка уже почти на нуле, а тогда, когда у нас еще чуть ли не семьдесят процентов заряда. Так уж устроено, что организм старается поддерживать нас все время полными сил, поэтому каждую ночь насильно укладывает спать. Но его легко обмануть. Достаточно всего минут двадцать поспать, а потом резко проснуться. Организм поставит нам зачёт и забудет уже про сон до следующей ночи. Этот способ у меня на первом месте, потому что эффективность его стопроцентная, а уж двадцать-то минут на сон всегда можно выделить, даже если куда-то торопишься. Но если спешить особо некогда, то я выделяю себе на короткий сон часа два.
А еще важно чувствовать грань, когда с усталостью еще можно бороться, а когда уже поздно что-либо делать, и спасет только сон. Вот мои признаки крайнего состояния (до которого лучше вообще не доводить), при появлении которых дальше ехать нельзя, и надо остановиться немедленно:
- Фигуры на обочине издалека кажутся чем-то одним, а при приближении либо оказываются чем-то совсем другим, либо исчезают вообще.
- В разговоре начинаешь терять ход мысли, с трудом находить нужные слова и формулировки, часто не можешь вспомнить нужные имена, названия, термины.
- Систематически забываешь переключаться с ближнего на дальний и обратно.
- Сложно быстро переключаться с дальнего фокуса на ближний. Например, смотреть на дорогу, потом быстро оглядеть приборы, и тут же вернуть взгляд снова на дорогу, держа в голове показания стрелок.
P.S. Пост навеян тем, что где-то между Москвой и Вильнюсом едет сейчас в ночи моя Оксана на нашей машине-избушке, вместе с большой компанией друзей, чтобы улететь оттуда в Испанию гулять по Барселоне и кататься на яхтах. А я догоню их самолетом только в понедельник (виза задержала). Поэтому желаю им, а также всем кто в данный момент в пути, успешно добраться до пункта назначения.
Источник