Юнг алхимия снов и четыре архетипа скачать

Юнг алхимия снов и четыре архетипа скачать thumbnail

Карл Густав Юнг
«Алхимия снов. Четыре Архетипа». «Человек и его символы». «Архетип и символ». «Душа и миф. Шесть архетипов»

«Однажды жил-был чудаковатый старик. Жил он в пещере, спасаясь от шума поселений. Его считали колдуном, и поэтому у него были ученики, которые надеялись научиться у него искусству колдовства. Но сам он совсем не заботился об этом. Он только стремился узнать, что же это такое, чего он не знал, но что, как он был уверен, всегда происходило. После долгих размышлений о том, что в принципе недоступно размышлениям, он решил, что единственный способ выйти из затруднения — это взять кусочек красного мела и нарисовать на стене пещеры все возможные диаграммы для того, чтобы найти ту, на которую могло быть похоже то, чего он не знает. После многочисленных попыток ему пришло в голову нарисовать круг. «Это верно, — почувствовал он. — И теперь еще квадрат внутри! Это будет еще лучше». Его ученики были любопытны; но все, что они могли понять, это то, что старик обладал какими-то способностями, и они бы отдали все, чтобы узнать, что он делает. Но когда они спрашивали его: «Что ты там делаешь?», он не отвечал. Потом они обнаружили на стене диаграммы и сказали: «Вот оно!». И они все стали их срисовывать. Но, копируя, они перевернули весь процесс задом наперед, не замечая этого: они предвосхитили результат в надежде, что удастся повторить сам процесс, который привел к этому результату. Вот как это произошло тогда и как происходит по сей день». Карл Густав Юнг «Душа и миф. Шесть архетипов»

Алхимия снов. Четыре Архетипа

В книгу включены основополагающие работы, связанные с ключевыми понятиями психоанализа К.Г.Юнга — понятиями архетипа и коллективного бессознательного. Работа «Индивидуальный символизм снов в отношении к алхимии» посвящена исследованию архетипического смысла снов. Материал книги включает описание более тысячи снов и визуальных впечатлений с разработкой персональных рядов символов индивидуации — воссоздания полноты индивидуальности. В этом процессе происходит формирование нового центра личности (Самости), включающего в себя и сознательное, и бессознательное. Круговой символизм, или символизм мандалы, оказывается действенным инструментом в терапии и самопознании. Во вторую часть книги включены разделы, которые детально рассматривают наиболее значимые и часто встречающиеся архетипы коллективного бессознательного: архетипы Матери, Духа, Тени, а также Анимы и Анимуса.

Человек и его символы

Предлагаемая книга является последним прижизненным трудом прославленного психоаналитика, а также единственным, популярным изложением его теории, адресованным самым широким кругам читателей. Используя метод «аналитической психологии» Юнга, его ближайшие сподвижники и ученики наглядно демонстрируют влияние подсознания, опосредованное символами, на древние мифы и современное искусство, на научный поиск и человеческую жизнь от младенчества до старости.

Архетип и символ

Данный однотомник издательство «Ренессанс» выпустило в серии «Страницы мировой философии». Авторы рассматривают книгу как пролог Собрания сочинений К.Г.Юнга.

В настоящий сборник вошли работы К.Г.Юнга: «Подход к бессознательному», «Об архетипах коллективного бессознательного», «Психология и религия», «Проблема души современного человека», «Йога и Запад» «Введение в религиозно-психологическую проблематику алхимии», «Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству».

Душа и миф. Шесть архетипов

Серию «Бестселлеры психологии» продолжает сборник ранее не переводившихся работ одного из самых значительных философов и психологов XX в. — Карла Густава Юнга. Настоящее издание отличается от многих других «осевой темой, неслучайность которой позволяет увидеть в новом свете основные элементы философии Юнга. Проблема мифа — от «Введения в сущность мифологии», написанного на античном материале, до «Архетипики мифа», составленной из работ, охватывающих широчайший географический и тематический ареал, — разворачивается предельно полно и разнообразно. Читатель знакомится с такими архетипами коллективного бессознательного, как Младенец и Дева, Мать и Возрождение, Дух и Трикстер.

Человек и его символы: royallib.com/book/yung_karl/chelovek_i_ego_simvoli.html

Архетип и символ: royallib.com/book/yung_karl/arhetip_i_simvol.html

Об архетипе и в особенности о понятии анима: royallib.com/book/yung_karl/ob_arhetipe_i_v_osobennos..

Источник

Карл Густав Юнг, его символы и архетипы

1. «Архетип и символ»
2. «Алхимия снов. Четыре Архетипа»
3. «Человек и его символы»
4. «Душа и миф. Шесть архетипов»
5. «Психология переноса. Интерпретация на основе алхимических изображений»
6. «Воспоминания, сны, размышления»

Чем гениален Юнг

Комплексы, архетипы и коллективное бессознательное

По Юнгу, структура личности (он называл её душой) состоит из Эго, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного. Эго — это то, что мы привыкли называть сознанием, или всё, что мы имеем в виду, когда говорим «Я». Личное бессознательное — личный опыт, по каким-то причинам забытый или вытесненный, а также всё то, что мы как будто не замечаем вокруг себя. Личное бессознательное состоит из комплексов — это эмоционально заряженные группы мыслей, чувств и воспоминаний. У каждого из нас есть материнский и отцовский комплексы — эмоциональные впечатления, мысли и чувства, связанные с этими фигурами и сценариями их жизни и взаимодействия с нами. Распространённый в наше время комплекс власти — это когда человек очень много своей психической энергии посвящает мыслям и чувствам о контроле, доминировании, долге, подчинении. Хорошо также известен комплекс неполноценности и т. д.

Читайте также:  Ирина круг и алексей брянцев приходи ко мне во сне клип

Коллективное бессознательное содержит мысли и чувства, общие для всех людей, являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг: «В коллективном бессознательном содержится всё духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума». Таким образом, коллективное бессознательное передаётся из поколения в поколение и является общим для всех людей. Примером могут служить мифология, народный эпос, а также понимание добра и зла, света и тени и т. д.

По аналогии, как комплексы составляют содержание личного бессознательного, коллективное бессознательное состоит из архетипов — первичных образов, которые все люди представляют себе одинаково. К примеру, мы все примерно одинаково реагируем на родителей или незнакомцев, смерть или змею (опасность). Юнг описал много архетипов, среди которых стоят мать, ребёнок, герой, мудрец, плут, Бог, смерть и т. д. В его трудах многое посвящено тому, что архетипические образы и идеи нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. Юнг подчёркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство именно потому, что они восходят к общим для всего человечества архетипам.

Концепция психологических типов

Юнг ввёл понятия экстраверсии и интроверсии как основных видов направленности личности (эго-ориентации). Согласно его теории, которая богато подкреплена практикой по всему миру вот уже около 100 лет, обе ориентации существуют в человеке одновременно, но одна из них обычно лидирует . Всем известно, что экстраверт — более открытый и общительный, а интроверт — весь в себе. Это популярная версия этих понятий. На самом же деле всё не совсем так, экстраверты тоже бывают замкнутыми. У экстраверта психическая энергия направлена вовне — на ситуацию и окружающих людей, партнёров. Он воздействует сам на всё это, как будто приводя ситуацию и окружающее в «нужный вид». Интроверт же действует прямо противоположно, так, как будто ситуация и окружающее воздействуют на него, и он вынужден всё время отступать, оправдываться или обороняться. В своей книге «Психологические типы» Юнг приводит возможное биологическое объяснение. Он говорит, что есть два способа приспособления к окружающей среде у животных: неограниченное размножение при подавленном защитном механизме (как у блох, кроликов, вшей) и немногочисленное потомство при великолепных защитных механизмах (как у слонов, ежей и большинства крупных млекопитающих). Таким образом, в природе существует две возможности взаимодействия с окружающей средой: вы можете защищаться от неё, строя свою жизнь максимально независимо (интроверсия), или можете устремиться во внешний мир, преодолевая трудности и завоёвывая его (экстраверсия).

Позже Юнг дополняет свою теорию психотипов четырьмя основными психическими функциями. Это мышление и чувство (рациональные), ощущение и интуиция (иррациональные). Каждая из этих функций есть у каждого из нас, кроме этого, каждая функция бывает ориентирована вовне или вовнутрь и бывает экстравертной или интроверной. Итого получается 8 разных психических функций. Одна из них является наиболее удобной для адаптации, потому считается ведущей и определяет одноимённый тип личности по Юнгу: мыслящий, чувствующий, ощущающий или интуитивный (экстравертный или интровертный).

Теория сновидений

С точки зрения теории Юнга, воздействие сновидений постоянно компенсирует и дополняет видение реальности человеком в сознании. Поэтому осознавание и интерпретация сновидений в аналитическом процессе с психологом позволяет обратить явное внимание на неосознаваемое в психике. Например, человек может рассердиться на своего друга, но гнев его быстро проходит. Во сне он может ощущать сильную злость на этого друга. Сохранившийся в памяти сон возвращает сознание человека к уже пережитой ситуации, чтобы привлечь его внимание к сильному чувству гнева, которое было подавлено в силу каких-то причин.

Так или иначе, сновидение рассматривается как прорыв бессознательного содержания в сознание.

Когда пациент рассказывает психоаналитику свой сон, последний может использовать не только ассоциативный ряд пациента, но и знания об архетипах, иерархии и структуре символов. Также интерпретировать сновидения позволяют ещё и сказочные, мифологические сценарии. (Анна Хныкина, психолог)

Книги

1. Карл Густав Юнг. «Архетип и символ»

Данный однотомник издательство «Ренессанс» выпустило в серии «Страницы мировой философии». Авторы рассматривают книгу как пролог Собрания сочинений К.Г. Юнга. В настоящий сборник вошли работы Юнга: «Подход к бессознательному», «Об архетипах коллективного бессознательного», «Психология и религия», «Проблема души современного человека», «Йога и Запад» «Введение в религиозно-психологическую проблематику алхимии», «Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству».

2. Карл Густав Юнг. «Алхимия снов. Четыре Архетипа»

В книгу включены основополагающие работы, связанные с ключевыми понятиями психоанализа К.Г. Юнга — понятиями архетипа и коллективного бессознательного. Работа «Индивидуальный символизм снов в отношении к алхимии» посвящена исследованию архетипического смысла снов. Материал книги включает описание более тысячи снов и визуальных впечатлений с разработкой персональных рядов символов индивидуации — воссоздания полноты индивидуальности. В этом процессе происходит формирование нового центра личности (Самости), включающего в себя и сознательное, и бессознательное. Круговой символизм, или символизм мандалы, оказывается действенным инструментом в терапии и самопознании. Во вторую часть книги включены разделы, которые детально рассматривают наиболее значимые и часто встречающиеся архетипы коллективного бессознательного: архетипы Матери, Духа, Тени, а также Анимы и Анимуса.

Читайте также:  Как избавиться от храпа во сне мужчине в домашних условиях форум

3. Карл Густав Юнг. «Человек и его символы»
Соавторы Хендерсон Джозеф Льюис, Мария-Луиза фон-Франц

Предлагаемая книга является последним прижизненным трудом прославленного психоаналитика, а также единственным, популярным изложением его теории, адресованным самым широким кругам читателей. Используя метод «аналитической психологии» Юнга, его ближайшие сподвижники и ученики наглядно демонстрируют влияние подсознания, опосредованное символами, на древние мифы и современное искусство, на научный поиск и человеческую жизнь от младенчества до старости.

4. Карл Густав Юнг. «Душа и миф. Шесть архетипов»

Серию «Бестселлеры психологии» продолжает сборник ранее не переводившихся работ одного из самых значительных философов и психологов XX в. — Карла Густава Юнга. Настоящее издание отличается от многих других «осевой темой, неслучайность которой позволяет увидеть в новом свете основные элементы философии Юнга. Проблема мифа — от «Введения в сущность мифологии», написанного на античном материале, до «Архетипики мифа», составленной из работ, охватывающих широчайший географический и тематический ареал, — разворачивается предельно полно и разнообразно. Читатель знакомится с такими архетипами коллективного бессознательного, как Младенец и Дева, Мать и Возрождение, Дух и Трикстер.

5. Карл Густав Юнг. «Психология переноса. Интерпретация на основе алхимических изображений»

В книге впервые представлены лучшие терапевтические работы К.Г. Юнга, в частности, «Шизофрения», «Практическое использование анализа сновидений», а также монография «Психология переноса», в которой он на базе алхимического трактата рассматривает принципы и теорию переноса и контрпереноса, их природу и символизм, дает ценные терапевтические советы.

6. Карл Густав Юнг. «Воспоминания, сны, размышления»

В этой книге Юнг делится с читателями своими воспоминаниями, спокойно и объективно анализируя собственный жизненный и творческий путь.

Материал подготовлен сообществом Art Traffic. Культура. Искусство

Иллюстрация: Красная книга Юнга

Источник

Об одном случае из психоаналитической практики Карла Густава Юнга

В книге «Психология и алхимия» Юнг детально проанализировал сны молодого человека в хронологическом порядке их появления. Он обработал 400 сновидений и ярких образов пациента, пришедших за девять месяцев. Важно, что Юнг, как человек, увлеченный алхимией и желавший увидеть связь между древним искусством и сновидениями, мог повлиять на содержание снов. Понимая это, Юнг не виделся с пациентом восемь месяцев, и за его интерпретацией следили ассистенты, которые должны были контролировать выводы, чтобы в них не было субъективизма и натянутых гипотез. По крайней мере, в своем предисловии Юнг заявил именно так.

Юнг алхимия снов и четыре архетипа скачать

Каждый сон — его причина — происходит из неизвестного источника. Юнг как психиатр установил, что активные архетипы коллективного бессознательного во снах человека пробуждаются в моменты религиозного и личностного кризиса, когда идеи, придававшие смысл жизни, утратили значение. Экзистенциальный вакуум, потеря ценностей и ориентиров, приводящая к депрессии, — это descensus ad inferos (сошествие в ад), с чего начинается opus alchymicum, алхимическое делание.

Анализируя сновидения пациентов, Юнг отметил, что похожие устойчивые образы возникают у разных людей, сны современных людей содержат точно такие же образы, что содержатся в древних мифах, ритуалах, сказках. Чтобы объяснить, почему люди чуждых друг другу культур видят одинаковые сны, Юнг ввел понятие «коллективное бессознательное». Человечество накопило огромную мудрость, но она закодирована в нашем бессознательном, с которым можно напрямую встретиться в видениях и сновидениях.

Общая функция снов заключается в попытке восстановить наш психический баланс посредством производства сновидческого материала, который восстанавливает — весьма деликатным образом — целостное психическое равновесие. Я назвал бы это дополнительной (или компенсаторной) ролью снов в нашей психической жизни.
Юнг К. Г. «Функция и анализ снов»

Юнг видел самоценность сновидений, и в этом принципиальное различие его подхода с подходом его учителя Фрейда. Сновидения — это часть бессознательного, а для Фрейда бессознательное воспринималось болотом, которое нужно осушить, чтобы не было темных мест в психике. Все противоположное сознательному требовало «всплытия на поверхность», прояснения и рационализации. Для Юнга, напротив, как и для алхимиков, имела самостоятельную ценность тайна.

Юнг алхимия снов и четыре архетипа скачать

Юнг считал историческими предшественниками аналитической психологии алхимиков и гностиков, осознанно работавших с собственным бессознательным и сновидениями, в частности. Бессознательное — сокровищница индивидуальных образов и древнейших архетипов, играющих первостепенную роль в процессе «индивидуации» — термин, введенный Юнгом, для обозначения развития личности через интеграцию сознания и бессознательного. С архетипами можно вступать в общение через сон и с их помощью достигать личностных трансформаций. Именно так он понимал и алхимический процесс. Процесс индивидуации захватывает человека целиком — и его сознательное эго, и бессознательные процессы, — ars requirit totum hominem («искусство требует человека целиком»). В алхимическом делании человек также имеет дело со всем содержанием собственной души:

Великое Делание затрагивает существование в его тотальности, по возможности не нарушая непрерывность его процессов.
Джаммария Г. «Эта неизвестная алхимия»

Алхимики, по мысли Юнга, подключаясь к бессознательному, часто проходили инициацию именно в сновидениях. Николай Фламель получил знак, как отыскать lapis philosophorum — философский камень, — во сне. К нему явился ангел с таинственным фолиантом, в котором раскрывались секреты алхимического делания. Согласно легенде, вскоре эта книга — книга Авраама — попала к нему в руки, и он вместе с женой сумел ее расшифровать и получить желаемый камень.

Читайте также:  Сонник убегать от змеи во сне

Евгений Всеволодович Головин, известный знаток алхимического искусства, привел такую историю, которая случилась с алхимиком Василием Валентином во сне:

Во сне действие происходит в пустыне, ему явился бог Меркурий и начал прыгать вокруг него. И говорит: «Вот смотри, какой я проворный и быстрый, а вообще говоря, мне лет-то не так мало». И тогда Валентин у него спрашивает: «Ну, а сколько, к примеру, тебе лет?» Меркурий говорит: «Сам я толком и не знаю, знаю что немало. Ты вот что сделай, — обращается он к автору, — ты сходи в лабораторию и принеси мне плащ, который я там забыл. А плащ мне важен, потому что он пропитан моей кровью. А кровь моя — такой состав, который никакой растворитель, никакая кислота не растворит. Возьми его и принеси». Заметим, что Валентин, видимо, был очень квалифицированный человек, поскольку из этого сна вышел в свою лабораторию, принес плащ, вернулся в сон, отдал плащ. Плащ Меркурий забрал и отдал кольцо. И Валентин проснулся, и кольцо оказалось у него. Он, собственно, даже особого удивления и не выказал, потому что знал прекрасно, что одна из трактовок алхимического термина «ребис» или «гермафродит» есть буквально «двойная вещь».
Головин Е. В. «Приближение к Снежной королеве»

Легендарный Христиан Розенкрейц, основатель братства розенкрейцеров, согласно аллегорическому произведению Валентина Андреа «Химическая свадьба Христиана Розенкрейца», также прошел алхимическую инициацию через череду снов, приснившихся ему за несколько дней перед Королевской свадьбой, куда был приглашен в качестве гостя.

Юнг также прошел посвящение в алхимию через сон.

Прежде чем состоялось мое знакомство с алхимией, у меня была целая серия сновидений, в которых все время возникала одна и та же тема. Рядом с моим домом стоял еще один или это было другое его крыло или пристройка, что казалось мне во сне очень странным. Каждый раз во сне я недоумевал, почему мой дом мне незнаком, хотя он явно стоял тут всегда. В конце концов, мне приснилось, что я попал в это другое крыло дома. Там оказалась прекрасная библиотека, книги в которой начинались с XVI и XVII веков. На полках стояли огромные толстые тома, переплетенные в свиную кожу. Среди них было некоторое количество книг, украшенных медными гравировками странного вида и иллюстрациями с изображениями незнакомых символов, подобных которым я никогда не видел. В то время я не имел ни малейшего понятия, что они означают, только значительно позднее я распознал в них алхимические символы.
(Юнг К. Г. «Воспоминания, сновидения, размышления»).

И эти сны послужили сигналом, что ему необходимо начать штудировать алхимические трактаты. С помощью них Юнгу удалось сформировать концепцию индивидуации, светский вариант духовного саморазвития.

Юнг алхимия снов и четыре архетипа скачать

Был у швейцарского психиатра период, когда он стал практиковать анализ собственных сновидений, а также вызывать видения с помощью метода активного воображения, чтобы преодолеть личный кризис. Юнг серьезно переживал разрыв с Фрейдом, который считал его своим главным учеником, продолжателем его учения. Расхождение взглядов с учителем его потрясло.

Юнг довольно подробно описал этот критический период жизни. Порой, читая написанное, не веришь глазам, как европейский просвещенный психиатр пишет о том, как его работа с собственным бессознательным — общение с персонифицированными архетипами — привела к тому, что привидения заселились в его дом, пугая его самого, его детей и служанок.

Дом наводнили призраки, они бродили толпами. Их было так много, что я едва мог дышать и без конца спрашивал себя: «Бог мой, что же это такое?». — Призраки отвечали мне: «Мы вернулись из Иерусалима, там мы не нашли того, что искали». — Эти слова я сделал началом «Septem Sermones».

И далее он пишет:

Это невероятное событие следовало принимать таким, каким оно было, или, по крайней мере, таким, каким я его себе представлял. Оно, вне всякого сомнения, было связано с моим эмоциональным состоянием, которое и спровоцировало парапсихологические феномены. Это скопище бессознательных образов натолкнуло меня на мысль о присутствии некоего архетипического нумена».

Паранормальные явления, связанные с его погружением в бессознательное, встреча в сновидениях с образами, пугающими и возвышенными, — все это в период кризиса стало частью его повседневности.

Юнг алхимия снов и четыре архетипа скачать

Смысл здесь просматривался четко: душа, анима, устанавливала связь с бессознательным, и это была связь с миром мертвых — бессознательное соответствует мифологической «стране мертвых», земле предков. И если в моей фантазии душа отлетала, это означало, что она возвращается в бессознательное, в «страну мертвых». Подобное явление еще называют «потерей души», оно нередко встречается у примитивных народов. В «стране мертвых» душе дана таинственная способность «оживлять» призраков и облекать в видимые формы древние инстинкты, т. е. коллективное бессознательное. Подобно медиуму, она дает мертвым возможность соприкоснуться с нашим миром.

Девять месяцев его дом был полон призраков, а в его снах отчетливо проявлялись алхимические символы трансформации. Этот глубоко личный опыт послужил основой для книги «Психология и алхимия», в которой Юнг выступил в качестве пациента для самого себя.

Источник