Йога сновидений и йога сна и сновидений
Содержание
#1. Как войти в такое состояние?
#2. В чем ценность такого состояния?
#3. Авторские работы восточных мудрецов
Треть жизни человек проводит в состоянии сна. Со сном связывают важный период, во время которого осуществляются процессы восстановления. Именно поэтому людям, требующим реабилитации, рекомендуют следовать постельному режиму. Сном можно называть не только отдых. Он предполагает активную умственную деятельность, указывающую путь решения проблем. Народная пословица гласит о том, что утро вечера мудренее, подразумевая возможность видеть во сне способы выхода из сложных ситуаций.
О свойствах сна, имеющих тайный и глубокий смысл, можно узнать из источников восточной медицины, а также тибетской медитативной практики. Благодаря сну человек способен выполнять непростые задачи – тренировать ум, делать осознанный выбор, предвидеть новый формат взаимоотношений с окружающими. Во сне возможно продвижение по пути саморазвития, конечная цель которого – просветление, освобождение от негативных эмоций.
Предаваясь обычному сну, человек не способен сохранять осознанность восприятия. Такого эффекта можно ждать только от сна, в котором происходит естественный процесс единения с Вселенной. В нем спящий благодаря особенностям сновидения получает нужную информацию.
Как войти в такое состояние?
Практики, занимающиеся тибетской йогой сна и сновидений, делят сны на:
- кармические;
- ясности, которые являются сродни снам просветления;
- естественного света, приносящие человеку высокий энергетический заряд.
Для того, чтобы стать обладателем сновидения, наполненного божественным светом, нужно познакомиться с практикой тибетской древней йоги. В религиозных школах Тибета практикуют йогу сна и йогу сновидений как неделимое целое.
Йога сновидений подразумевает процесс подготовки разума и физического тела к встрече с практикой осознанного сновидения. Без такой работы человек не способен использовать мощный метод саморазвития в виде умиротворяющего сна. Желая стать созерцателем естественного света, практикующий следует подготовительному алгоритму:
- осознает желание освоить йогу сна и сновидений;
- входит в состояние покоя, помогающее обрести ясный разум;
- искореняет страсти, как один из факторов, препятствующих проведению практики;
- начинает верить в то, что окружающее бытие является сном;
- развивает память, которая позволит благодаря сну, сновидению узнать, что такое книга истины, наполненная естественным светом.
Йогу, который занимается практикой, помогающей предаться завораживающему сну и озариться его светом, хорошо известны правила погружения в такое состояние. Сознание и физическое тело йога постепенно готовятся к переходам от бодрствования к снам озарения. Предварительная работа йога, желающего управлять сновидением, требует больших душевных и физических сил.
Если прислушаться к медитирующему йогу, можно услышать важные наставления для новичков, пытающихся заняться практикой естественного сновидения. Суть их заключается в том, что неподготовленный разум не увидит осознанного сна, сновидений, залитых естественным светом. К тому же восточная традиция стоит на страже здоровья человека, оберегая его от необдуманных шагов.
К занятиям йогой сновидений и практикой естественного погружения в мир, подвластный сну на уровне подсознания, следует подходить осторожно. Лучше проводить такую практику под руководством наставника или йога, который хорошо знает суть тибетского умиротворяющего сновидения.
В чем ценность такого состояния?
Йога сновидений и практика естественного света представляют собой тибетскую йогу, занимаясь которой можно решить ряд важных задач:
- получить благодаря управляемому сну источник жизненной энергии;
- исцелиться посредством йоги от болезней;
- увидеть во сне, залитым светом, методы лечения другого человека;
- посредством практики сновидений найти решение проблем.
Тибетская йога сна и сновидений является практикой, благодаря которой человек становится мудрым. Практикуя йогу, сон, наполненный божественным смыслом, со временем способен увидеть любой человек. Но у сновидения йога, посвященного в тайны практики, есть много отличительных характеристик. Ему дается во сне больше ярких откровений. В совершенстве овладев практикой сновидений, можно пользоваться сном как первоисточником вселенской информации.
Авторские работы восточных мудрецов
Известно несколько работ о практике погружения во сне в состояние общения с вселенским разумом. Они свидетельствуют о том, что практика вселенского естественного диалога человека и высших духовных сил не является вымыслом. Сегодня все больше людей пробует заняться йогой подсознательного сна, открыть механизмы управления сном, сделать его осознанным.
Автор труда «Тибетская йога сна и сновидений» Тензин Вангьял Ринпоче, характеризуя данную практику, говорит о сне не только, как о состоянии, несущем простые сновидения и естественный отдых. Высоко оценивая возможности практики, Ринпоче акцентирует внимание на том, что йогу осознанных сновидений следует воспринимать как ниточку, связывающую мир людей и высшие духовные инстанции.
По мнению Ринпоче, тибетская йога сна и сновидений является уникальной практикой, йогой подсознательного сна, несущей духовный смысл. Как убежденно считает Тендзин, тибетская йога сна и сновидений очищает карму, ведет по дороге просветления. В книге Ринпоче йога сна и сновидений описывается и с точки зрения житейского значения практики. Практика сновидений Ринпоче не изолирована от решения насущных проблем. Она, открывая перед человеком грани подсознания, превращает йогу сновидений в инструмент, помогающий выйти из сложных мирских ситуаций.
Как говорит Ринпоче, мудрая тибетская философия соответствует потребностям бытовой практики. Тензин уверен – тибетская мудрость через йогу сновидений показывает дорогу к самому себе. Занимаясь практикой, Ринпоче научился сохранять твердость духа и веру в свои силы. Йога сновидений, как пишет мастер, предоставляет возможность:
- используя разновидности практики, читать космические послания;
- совершенствуя практику, общаться с Вселенной;
- подготовиться к будущим перевоплощениям.
- трактует йогу сновидений как способ прикосновения к вселенской мудрости. Благодаря труду Ринпоче, йога предстает увлекательнейшей практикой, изменяющей наш внутренний мир. Конечной целью использования практики сновидений является полное очищение человеческого сознания.
Еще один известный труд, описывающий йогу сновидений и восхваляющий уникальную практику, создал Чогьял Намхай Норба. С его точки зрения такая йога является практикой приобретения знаний, закрытых для простого обывателя. Иными словами, осознанные сновидения являются практикой, помогающей открыться для потоков вселенской информации. Создатель книги йогу сновидений представляет как:
- практику, позволяющую понять себя;
- практику, способную открыть новые грани возможностей;
- практику, делающую человека счастливым.
Практикуя йогу сновидений, человек учится использовать увиденное в повседневной жизни, существенно менять ее качество.
Вы решили изучить йогу сновидений и заняться этой духовной практикой? В центре Арканум Arcanum.ru Вы можете научиться осознанным сновидениям. С нами вы достигнете новых духовных вершин. Опытные преподаватели смогут ответить на все вопросы и помогут получить новые важные знания.
К списку статей
Источник
Обычный человек, не зная принципов медитации, оставляет на ночь все дневные стрессы, эмоции, мысли и волнения. У такого человека нет в запасе ни специальной практики, ни специального времени, чтобы справиться с дневными невзгодами или успокоиться перед сном. Сон настигает его в разгар рассеянности, и отрицательные состояния сохраняются в уме на протяжении всей ночи. Когда из этих отрицательных состояний возникает сновидение, спящему недостает устойчивого присутствия и его увлекают за собой образы и волнения мира сновидений. Тело остается напряженным от тревоги или отягощенным печалью, прана — грубой и неуравновешенной, а ум беспорядочно мечется. Сон беспокоен, сновидения тревожны или помогают на время убежать от действительности, и утром человек просыпается усталым и разбитым, зачастую сохраняя на весь день дурное расположение духа.
Даже если вы не практикуете йогу сна или сновидений, полезно готовиться ко сну, относиться к нему серьезно. Если перед сном, как и перед медитацией, постараться очистить ум, это углубляет присутствие и другие полезные качества. Нужно не оставлять отрицательные эмоции на ночь, а использовать все свои умения, чтобы освободиться от таких эмоций. Если вы умеете предоставлять эмоциям возможность самоосвободиться, раствориться в пустоте, займитесь этим. Если вы умеете их преображать или прибегать к противоядиям, воспользуйтесь этим умением. Постарайтесь установить связь с ламой, йидамом* и дакини, молитесь буддам и божествам, зарождайте сострадание. Делайте всё возможное, чтобы избавиться от напряженности тела и отрицательных состояний ума. Если вы свободны от тревог, если на душе у вас светло и безмятежно, сон ваш будет более спокойным и целительным. Даже если вы неспособны выполнять остальные практики, эта практика — полезное средство, которое каждый может взять на вооружение в повседневной жизни.
Ниже приведены некоторые общие способы подготовки к ночи, но не ограничивайте себя только ими. Важно осознавать, что происходит у вас в уме, как это влияет на вас, и использовать это знание, чтобы обрести покой и присутствие, а также открыть для себя возможности ночной практики.
ДЕВЯТЬ ОЧИСТИТЕЛЬНЫХ ДЫХАНИЙ
Возможно, вы замечали, какое большое напряжение накапливается в теле и как напряженность влияет на дыхание. Когда в комнату входит человек, с которым нам трудно ладить, тело каменеет, а дыхание становится более коротким и жестким. Когда мы пугаемся, дыхание становится быстрым и поверхностным. Когда нам грустно, дыхание часто бывает глубоким и перемежается вздохами. Если же в комнату входит человек, которого мы искренне любим, тело расслабляется, а дыхание становится легким и открытым.
Можно не ждать подходящих переживаний, чтобы дыхание изменилось, а намеренно изменить дыхание, чтобы изменить переживания. Девять очистительных дыханий — это короткая практика, направленная на очищение каналов и расслабление ума и тела.
Сядьте в позу медитации со скрещенными ногами. Опущенные руки сложите ладонями вверх, левую поверх правой. Голову слегка опустите, чтобы выпрямить шею.
Представьте в теле три энергетических канала. Центральный канал — синий и проходит точно посередине тела: он толщиной со стебель тростника и слегка расширяется кверху, начиная от уровня сердца и до макушки, где заканчивается отверстием. Боковые каналы толщиной с карандаш; они соединяются с центральным каналом у его основания, сантиметров на десять пониже пупка. Эти каналы поднимаются вертикально вверх по обе стороны от центрального, делают изгиб под черепной коробкой, проходят позади глаз и впадают в ноздри. У женщин правый канал красный, а левый белый. У мужчин правый канал белый, а левый красный.
Три первых дыхания
Для мужчин: Поднимите правую руку, прижав большой палец к основанию безымянного. Закрыв безымянным пальцем правую ноздрю, вдохните через левую зеленый свет. Затем, закрыв левую ноздрю безымянным пальцем правой руки, сделайте полный выдох через правую ноздрю. Сделайте три таких вдоха и выдоха.
Для женщин: Поднимите левую руку, прижав большой палец к основанию безымянного. Закрыв безымянным пальцем левую ноздрю, вдохните через правую зеленый свет. Затем, закрыв правую ноздрю безымянным пальцем левой руки, сделайте полный выдох через левую ноздрю. Сделайте три таких вдоха и выдоха.
С каждым выдохом представляйте, что все препятствия, связанные с мужскими качествами, выходят из белого канала в виде голубоватого воздуха. К ним относятся болезни ветра (праны), а также препятствия и омрачения, имеющие отношение к прошлому.
Три вторых дыхания
Для мужчин и женщин: Поменяйте руку и ноздрю и сделайте еще три вдоха и выдоха. С каждым выдохом представляйте, что все препятствия, связанные с женскими качествами, выходят из красного канала в виде светло-розового воздуха. К ним относятся болезни желчи, а также препятствия и омрачения, имеющие отношение к будущему.
Три третьих дыхания
Для мужчин и женщин: Сложите опущенные руки ладонями вверх, левую поверх правой. Через обе ноздри вдохните целительный зеленый воздух. Представьте, как он движется по боковым каналам вниз, к соединению трех каналов, расположенному на четыре пальца ниже пупка. Выдыхая, представляйте, как энергия поднимается по центральному каналу и выходит из макушки. Сделайте три таких вдоха и выдоха. На каждый выдох представляйте, что все предрасположенности к болезням, вызванным злыми духами, выходят из отверстия в макушке в виде черного дыма. Сюда же относятся болезни слизи, а также препятствия и помрачения, имеющие отношение к настоящему.
ГУРУ-ЙОГА
Во всех школах тибетского буддизма и учения Бон гуру-йога считается одной из важнейших практик. Это справедливо для Сутры, Тантры и Дзогчена. Благодаря гуру-йоге развивается сокровенная связь с учителем. Постоянно укрепляя свою преданность, мы обретаем в самих себе центр чистой преданности, которая становится прочной и неколебимой опорой практики. Сущность гуру-йоги состоит в слиянии ума практикующего с умом учителя.
Что такое подлинный учитель? Это не имеющая облика коренная природа ума, изначальное осознавание всеобщей основы. Но поскольку мы пребываем в двойственности, нам легче представить это в каком-то облике. Поступая так, мы умело используем двойственность обычного ума, чтобы еще больше укреплять преданность, способствовать устремленности к практике и создавать благие качества.
В традиции Бон мы часто созерцаем учителя в облике Тапихрицы* или Будды Шенлха Одкара*, который олицетворяет единство всех учителей. Если вы уже занимаетесь практикой, можно созерцать и другое божество, скажем, Гуру Ринпоче, какого-то йидама или дакини. Поскольку важно работать с той линией передачи, с которой у вас установлена связь, нужно понимать, что учитель, которого вы созерцаете, является воплощением всех учителей, с которыми вы связаны, всех наставников, у которых вы учились, всех божеств, перед которыми у вас есть обязательства. В гуру-йоге учитель — это не просто один из людей, а сущность просветления, изначальное осознавание, то есть ваша истинная природа.
Учитель — это еще и наставник, от которого вы получаете учения. В тибетской традиции говорится, что учитель важнее Будды. Почему? Потому что учитель — это непосредственный глашатай учений, тот, кто передает ученику мудрость Будды. Без учителя мы не смогли бы найти дорогу к Будде. Поэтому мы должны испытывать по отношению к учителю такую же преданность, какую испытали бы к Будде, появись он внезапно перед нами.
Смысл гуру-йоги не только в том, чтобы вызвать некое чувство к воображаемому образу. Ее выполняют для того, чтобы обнаружить природу своего ума, которая тождественна природе ума всех ваших учителей, всех будд и всех реализовавших существ, которые когда-либо жили. Обретая нераздельность с гуру, вы становитесь нераздельны со своей изначальной истинной природой — подлинным учителем и наставником. Но эта практика не должна быть абстрактной. Выполняя гуру-йогу, старайтесь испытать такую сильную преданность, чтобы волосы зашевелились, по лицу потекли слезы, а сердце раскрылось и наполнилось великой любовью. Слейтесь в единстве с умом гуру — своей просветленной природой будды. Именно так нужно практиковать гуру-йогу.
ПРАКТИКА
После девяти дыханий, по-прежнему сидя в позе медитации, представьте вверху перед собой своего учителя. Это не должно быть плоское двухмерное изображение — вы должны видеть реального человека в трех измерениях, чистого, сотканного из света, обладающего сильным присутствием, которое оказывает влияние на ваше тело, энергию и ум. Ощущая глубокую преданность, подумайте о великом даре учений и огромной удаче, которая выпала на вашу долю, позволив вам установить связь с ними. Обратитесь к учителю с искренней молитвой и попросите об устранении препятствий и омрачений, о развитии добрых качеств и реализации йоги сновидений.
Потом представьте, что вы получаете от учителя благословения в виде лучей трех цветов, которые струятся из его трех врат мудрости — врат тела, речи и ума — в ваши. Эти лучи света следует получать в такой последовательности: белый свет струится из чакры, расположенной во лбу учителя, между бровей, в такую же вашу чакру, очищая и расслабляя все ваше тело и материальное измерение. Потом красный свет струится из горлового центра учителя в ваш, очищая и расслабляя ваше энергетическое измерение. Наконец, синий свет струится из сердечной чакры учителя в вашу, очищая и расслабляя ваш ум.
Когда эти лучи света входят в ваше тело, почувствуйте их. Пусть ваши тело речь и ум расслабятся, наполняясь светом мудрости. Используйте воображение, чтобы ощутить подлинность благословений во всем своем переживании, в теле, энергии и образах ума.
Получив благословения, представьте, что учитель растворяется в свете, который входит вам в сердце и пребывает там как ваша сокровенная сущность. Представьте, что сами вы растворяетесь в этом свете и пребываете в чистой осознанности, ригпа.
Есть и более пространные наставления по гуру-йоге, которые могут быть посвящены простираниям, подношениям, мудрам, мантрам и более сложным визуализациям, но суть практики в том, чтобы нераздельно слить свой ум с умом учителя — чистым недвойственным осознаванием. Гуру-йогу можно выполнять в любое время дня, чем чаще, тем лучше. Многие учителя говорят, что самая важная из всех практик — гуру-йога. Она дарует благословения линии передачи и способна открыть и смягчить сердце и усмирить непокорный ум. Полностью завершить гуру-йогу — значит завершить путь.
ЗАЩИТА
Погружение в сон немного похоже на смерть, на путешествие в неведомое, которое мы совершаем в одиночку. Обычно сон не внушает нам опасений, потому что он нам знаком, но задумайтесь о том, что с ним сопряжено. На какой-то период времени мы полностью исчезаем в пустоте, пока снова не возникнем в сновидении. При этом мы можем обрести другую личность и другое тело. Можем оказаться в незнакомом месте, в окружении чужих людей, в гуще неблагоприятных событий, грозящих нам опасностью.
Даже если приходится ночевать в непривычном месте, это может стать причиной беспокойства. Само место может быть совершенно безопасным и удобным, но нам не спится так же хорошо, как дома, в привычной обстановке. Возможно, нам не подходит энергия этого места. А может быть, нам не дает покоя собственная незащищенность. Даже в знакомом месте мы можем ощущать тревогу, ожидая прихода сна, или испугаться того, что увидим в нем. Если мы засыпаем в беспокойстве, наши сновидения смешаны со страхом и напряжением, сон приносит меньше отдыха, а практика дается труднее. Поэтому хорошо перед сном создать чувство защищенности и превратить место, где мы спим, в священное пространство.
Для этого следует вообразить вокруг своей постели дакини-хранительниц. Представляйте дакини в облике прекрасных богинь, просветленных существ женского пола. Они зеленого цвета, излучают любовь и обладают мощной защитной силой. Дакини остаются рядом, когда вы засыпаете, и не покидают вас всю ночь, словно мать, оберегающая дитя, или стража, охраняющая царя и царицу. Представьте, что они повсюду: сторожат окна и двери, сидят рядом с вами на постели, прогуливаются по саду или двору и т. д. — и вы почувствуете себя в полной безопасности.
Эта практика — тоже нечто большее, чем попытка что-то вообразить: нужно не только мысленно представлять дакини, но и использовать воображение, чтобы ощутить их присутствие. Создание такого священного защитного окружения успокаивает, расслабляет и обеспечивает освежающий сон. Именно так живут мистики: видят чудеса, силой ума изменяют окружение и наполняют смыслом все действия, даже действия ума.
Ощущение покоя в своем спальном пространстве можно усилить, если держать в спальне священные предметы: изображения, исполненные покоя и любви, священные и религиозные символы и другие предметы, направляющие ум на путь.
В “Материнской тантре” говорится, что, готовясь ко сну, нужно сохранять осознавание источников сновидений, объекта сосредоточения, защитников и себя самого. Соедините все это в осознавании не как несколько предметов, а как единое целое — это окажет большое влияние на ваш сон и сновидения.
Источник