Электрические сны филиппа к дика сериал
Пока в кинотеатрах идет «Бегущий по лезвию 2049» Дени Вильнева (основанный на романе Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»), на телеэкранах продолжается сериал «Электрические сны Филипа Дика» — сборник экранизаций разных произведений американского фантаста. Шоу началось в сентябре, в эфир уже вышли три эпизода. По просьбе «Медузы» кинокритик Егор Москвитин рассказывает, почему сериал, как и фильм Вильнева, лучше не пропускать и чем «Электрические сны» напоминают «Черное зеркало».
«Электрические сны Филипа Дика» — отражение «Черного зеркала». Оба сериала-антологии снимались разными производственными компаниями, но по заказу одного канала — британского Channel 4. В каком-то смысле для него «Электрические сны Филипа Дика» — это попытка заполнить лакуну после продажи «Черного зеркала» американцам из Netflix. Английская публика ценит футурологию и ожившую литературу, но еще больше ценит свое время, поэтому мини-сериалы и антологии — то, в чем британское телевидение по-прежнему опережает весь мир. История с перепродажей прав, кстати, может повториться: в Америке «Электрические сны» показывает интернет-гигант Amazon, которому в перспективе понадобится свой ответ Netflix.
Что касается содержания, то «Электрические сны Филипа Дика» похожи на «Черное зеркало» диапазоном тем и разнообразием жанров. Первая серия — фантастический триллер на фоне антиутопии. Вторая — любовная драма в интерьерах «Соляриса». Третья — безжалостная сатира на институт брака и семьи, разыгранная актером и сценаристом из «Гарри Поттера». Всего в сериале будет десять эпизодов. Первый блок из шести эпизодов закончится уже в октябре. Вторую часть покажут в 2018 году.
Кто в кадре и за кадром? Как и «Черное зеркало», новая антология сильно зависит от своих фронтменов: когда у каждого героя есть лишь 45-50 минут, чтобы привязать к себе зрителя, то без харизмы не обойтись. В первом эпизоде играют Ричард Мэдден и Холлидей Грейнджер — Робб Старк из «Игры престолов» и Бонни из мини-сериала «Бонни и Клайд» (2013). Во втором выпуске есть скромный двойник Криса Пратта Джек Рейнор и едва узнаваемая Джеральдина Чаплин — дочь Чарли Чаплина. В третьем — радикально похудевший для роли Тимоти Сполл, Питер Петтигрю в «Гарри Поттере». Впереди — встречи со Стивом Бушеми, Анной Пакуин, Брайаном Крэнстоном, Верой Фармигой и другими.
Среди постановщиков — театральные режиссеры из Королевской шекспировской компании, снимавшие эпизоды «Острых козырьков» и «Войны и мира», и даже ветераны, работавшие над «Коломбо». В телепроизводстве имя режиссера значит гораздо меньше, чем в кино, но и этих регалий достаточно, чтобы понять: сериал хочет быть максимально разносторонним и экспериментальным. И судя по первым трем эпизодам, ему это вполне удается.
О чем эпизод «Создатель капюшонов»? Первая серия любого шоу — декларация намерений на весь сезон, поэтому «Электрические сны» начинаются с размахом — и с отсылками к двум самым популярным экранизациям Дика: «Бегущему по лезвию» Ридли Скотта и «Особому мнению» Стивена Спилберга.
На дворе — постапокалипсис, главный герой — хмурый сыщик в сером пальто: очень похожий на молодого Харрисона Форда Ричард Мэдден. Вместе с девушкой-телепатом герой предотвращает преступления: она читает для него мысли подозреваемых, а он надевает наручники на еще ничего не совершивших людей. Героиня — в некотором роде репликант: представитель касты изгоев, наделенных и проклятых сверхчеловеческой силой. Но вместо того, чтобы стать ремейком «Бегущего по лезвию», эта серия цитирует чуть ли не «Гадких лебедей» Лопушанского по Стругацким — пронзительную историю о даре как инвалидности и о жесткости, которой может обернуться для ребенка родительская любовь. В финале эпизод делает финт в духе «Черного зеркала» — и мы понимаем, что перед нами сериал, который будет обманывать ожидания и водить за нос. Главное — заранее не читать соответствующие повести Дика: тогда радость неофита перекроет разочарование от неуверенной режиссуры и проблем с темпоритмом.
О чем эпизод «Планета, которой не было»? О любви, которая была у каждого, но всего раз в жизни. По космосу плывет круизный лайнер с жуликоватыми туроператорами в капитанской рубке. Пока туристы просаживают деньги в казино и спа-салонах, организаторы путешествий меняют слайды в иллюминаторе. Но однажды на борт поднимется немногословный робот с загадочной спутницей (Джеральдина Чаплин) — женщиной, уверяющей, что ей почти триста лет. Она предложит туроператорам баснословные деньги с одним условием: те доставят ее на Землю и спустятся с ней на планету. Проблема в том, что колыбель человечества давно сгорела.
«Планета, которой не было» — пока что сильнейший из трех эпизодов сериала. И вновь все дело в том, что он обманывает ожидания, созданные первой частью. Готовишься к циничной антиутопии о том, что в будущем люди окончательно согласятся на подмену настоящих переживаний приятной симуляцией, а получаешь мелодраму, чуть ли не «Титаник» и «Касабланку» в безвоздушном пространстве. Настраиваешься на элегическое сновидения — но на заднем плане все время маячит жуткий робот, готовый превратиться в HAL из «Космической одиссеи 2001» и подменить грезы кошмаром.
О чем эпизод «Проездной билет»? О станционном смотрителе. Место действия — современная Англия. Главный герой — продавец билетов на поезда (Тимоти Сполл). После работы его ждут только проблемы: грязный район, охладевшая жена, больной сын. Но на работе еще скучнее — до тех пор, пока настойчивая пассажирка не потребует билет на поезд до места, которого не существует. И не растворится в воздухе, прежде чем продавец успеет съязвить на этот счет. Когда герой отважится отправиться на поиски города-призрака, его жизнь вдруг начнет меняться: болезни исчезнут, жена позовет в спальню, а в детской комнате не останется от сына и следа.
«Проездной билет» — пока что самая хулиганская из выходок сериала. Сценарист эпизода — Джек Торн, драматург, написавший пьесу «Гарри Поттер и проклятое дитя». Его звезда Тимоти Сполл — актер из кинематографической «поттерианы». А сама концепция «станции, которой нет» — хоть и была выдумана Диком, но сегодня звучит как издевательство над платформой «девять и три четверти» — тоже известно откуда. Только вот «Гарри Поттер» — это сага о том, как потерявший семью ребенок десятилетием труда и отваги создает эту семью заново. А «Проездной билет» — вопрос зрителю прямо в лоб: а нужна ли вообще семья? не лучше ли в принципе обойтись без детей?
Не то чтобы в этих вопросах есть какая-то смелая новизна: американское телевидение задает их в каждом втором сериале. Но одно дело получать индульгенцию от безупречных голливудских звезд, а другое — от неказистого старичка из билетной кассы. Электрические сны могут присниться каждому, что тут добавишь.
Егор Москвитин
Источник
Филипу Дику повезло. Мало какой фантаст так часто вдохновлял режиссёров большого кино. «Вспомнить всё», «Бегущий по лезвию», «Особое мнение» — это лишь самые известные экранизации его книг. Главная тема, пронизывающая творчество писателя, — человечность, где она начинается и где заканчивается, и это неизменно привлекает киностудии. Недавно вышел сериал «Электрические сны Филипа Дика» — успешная экранизация ранних рассказов фантаста. Сериал чем-то напоминает «Чёрное зеркало»: он снят в формате антологии — отдельные серии не связаны друг с другом. Если вы ещё не смотрели его, сделайте это хотя бы ради актёров. Стив Бушеми и Брайан Крэнстон — это уже знак качества.
Как это часто бывает в экранизациях Филипа Дика, сюжеты эпизодов довольно сильно расходятся с первоисточником. Мы решили сравнить сериал с книгами — и постарались избежать больших спойлеров. Впрочем, даже если вы читали все десять рассказов, антология всё равно вас удивит. Начнём по порядку.
Осторожно, спойлеры!Предполагаем, что вы смотрели сериал. Если нет и у вас обострённая спойлерофобия — вернитесь к этой статье позже. Впрочем, больших спойлеров мы постарались избежать. |
Мир «Капюшонщика» раздирают социальные конфликты. Среди людей появились могущественные телепаты, и властям приходится с этим считаться. Только специальные «Капюшоны», надетые на голову, защищают от чтения мыслей. Обаятельный офицер полиции получает в напарники девушку-телепата. По неизвестным причинам мысли именно этого копа остаются для неё скрытыми.
Телепаты Дика — злые и коварные манипуляторы, разрушающие общество изнутри. Так же карикатурно в семидесятые изображали коммунистов. А в сериале это угнетённое страдающее меньшинство, очень похожее на мутантов из «Людей Икс», и для пущей драмы есть романтическая линия.
Два туристических гида получают предложение, от которого трудно отказаться. Трёхсотлетняя старушка обещает золотые горы тому, кто доставит её на Землю. Есть один нюанс: родина человечества давно уничтожена в катастрофе. Но это же не повод отказываться от чемодана с деньгами? В итоге бабушка летит совсем в другую галактику.
Обе истории большую часть времени тонко намекают, что точка назначения и есть настоящая Земля, но сериал более лиричен. Один из гидов разочарован в жизни, и неосуществимая мечта старушки, которую играет дочка Чарли Чаплина, становится для него важнее собственного благополучия. Концовка рассказа гораздо более однозначна и не так сильно напоминает об «Интерстелларе».
Скромный продавец билетов жил скучной жизнью, пока в его окошко не постучала уставшая девушка. Гостья попросила билет в Мэкон Хайтс, несуществующий город. Заинтригованный служащий в итоге сам решил проехать по маршруту и, спрыгнув с поезда, обнаружил маленький уютный городок, где остановилось время. В несуществующем городе рады всем, но, как ни странно, не каждый готов порвать с серыми буднями.
В рассказе несколько главных героев, а визиты в Мэкон Хайтс приводят к изменению нашей реальности, например, исчезают или появляются новые дети. В сериале такого не происходит — на первый план выходит метания персонажа Тимоти Сполла между местом, где тебе всегда рады, и семьёй, полной проблем.
Самый сумбурный и непонятный эпизод сериала не имеет с рассказом практически ничего общего. Совпадают лишь имена героев и завязка: к семейной паре, в которой намечается разлад, приходит незваный гость и предлагает, нет, прямо-таки втюхивает не самую выгодную сделку.
В рассказе герой пытается спасти от незадачливого продавца собственный дом, в сериале всё сложнее. Здесь таинственная женщина просит примерного семьянина пойти на преступление и достать ей искусственную душу. Дом готов обрушиться сам, а ещё здесь люди с генами животных, и всё стоит на тонком слое почвы над листовым металлом.
Передовые технологии позволяют отдыхать, буквально жить во сне. Преуспевающий историк из будущего перемещается в прошлое и становится офисным работником… только чтобы начать сомневаться в своём выборе. История Филипа Дика — это вопрос предназначения человека, готовности бросить всё ради чего-то простого, но более близкого.
Экранизация предлагает гораздо больше интриги. Главная героиня, полицейская из будущего, перемещается между двумя мирами во сне, с помощью устройства виртуальной реальности, попадая в жизнь геймдизайнера из настоящего. Очень скоро они перестают понимать, какой из двух миров настоящий. В обоих случаях герой делает выбор, в каком времени жить, и в обоих случаях последствия этого выбора оказываются страшными.
В серии «Человек» люди ведут войну с коварными инопланетянами, способными принимать человеческий облик. После одной из военных операций офицер возвращается домой с изменившимся характером — в лучшую сторону. Возможно, инопланетяне подменили полковника. Распознать шпиона сможет только жена офицера. А она, стараясь не думать, кто перед ней, пытается спасти разваливающийся брак.
Это самая близкая к первоисточнику история. У персонажей поменялись только имена. И некоторые мелочи: в сериале герои заметно старше, у них нет детей, а роль бдительного брата героини играет другой персонаж, генерал Олин в исполнении Лиама Каннингема.
А вот тут рассказ не имеет ничего общего с сериалом — разве что возрастающее чувство паранойи у героя. По замыслу Дика, герой обнаруживает, что инопланетяне, похожие на насекомых, подменили двойниками население целого штата. Захватчики использовали подвешенные на видных местах трупы как ловушки, чтобы справиться с оставшимися людьми. В сериале же предвыборная кампания с единственнным кандидатом становится с каждым днём всё агрессивнее. Но не все готовы убивать «всех иных» по первому призыву политика… или все? Эпизод убедительно показывает, что авторитарное правительство и равнодушие общества куда страшнее инопланетян.
В далёком будущем человечество пережило войну и откатилось в развитии далеко назад. Но автоматические фабрики золотого века промышленности продолжают высасывать из планеты последние соки. Так ли нужны айфоны и модные туфли людям, которые стремятся просто выжить и прокормить семью? Машины не задаются вопросом, пока юная хакерша не взламывает службу поддержки огромной фабрики. Повод помириться с машинами…или устроить диверсию.
«Автофак» — это насмешка над обществом потребления, где из цепочки этого самого потребления выпадает человек. И если в рассказе фабрики всего лишь научились воспроизводить сами себя, то в сериале… скажем так, они нашли новые рынки сбыта.
Рассказ «Фостер, ты мёртв», в отличие от сериала, отправляет нас в прошлое, а не в будущее. Страх перед ядерной войной заставлял поколение шестидесятых разоряться. Главный герой, Фостер, не в меру впечатлительный мальчик, живёт в непопулярной семье. Его отец привык экономить деньги и не готов выбрасывать их на ветер, снаряжая и без того дорогое убежище всё новым и новым оборудованием.
В сериале холодная война давно закончилась. Но правительство продолжает придумывать всё новые и новые угрозы, чтобы заставить людей покупать дорогие гаджеты и шпионить друг за другом в пользу частных компаний и государства. Мать и дочь прибывают в город с дипломатическим визитом. Девочка без разрешения подключает электронный браслет — и становится участницей шпионской операции. В одном эпизод и книга едины: на войне можно хорошо заработать, а если не с кем воевать, врага нужно придумать.
Последний эпизод аккуратно следует сюжету рассказа. Храбрый мальчик подозревает, что его отца заменил пришелец. Он пытается выяснить правду и начинает с ним бороться — сначала сам, а потом вместе с друзьями. Маме — ни слова! В сериале уделено больше внимания флешбэкам: разговорам за столом, игрой в бейсбол. Впрочем, до уровня «Очень странных дел» серии добраться не удалось, хотя актёры старались. Кстати, эпизодического персонажа, директора школы, совершившего самоубийство, зовут Филип Дик.
* * *
Одни эпизоды «Электрических снов» следуют букве рассказов, другие — следуют их духу. Создатели третьих пытаются придумать что-то новое, лишь прикрываясь именем писателя. Но в этом нет ничего плохого: новое прочтение получилось очень интересным для тех, кто уже читал Филипа Дика, а посмотревшие, возможно, захотят прочитать оригинальные рассказы, чтобы выстроить полную картину. Напоминаем, что сборник «Электрические сны» можно приобрести со скидкой по ссылке под этим видео. Смотрите и читайте только лучшее, а мы постараемся найти для вас и другие хорошие сериалы.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Математик, игрок, ролевик, руководитель студии разработки настольных игр.
Показать комментарии
Источник
Антология британского канала Channel 4 впервые перенесла на экран малоизвестные произведения Филипа Дика: «Невозможная планета», «Капюшонщик» и другие. Серии не связаны друг с другом сюжетно, действие разворачивается на Земле и в космосе, в наше время и в далёком будущем. У героев сериала не так много общего, но всех мучают одни и те же вопросы: что делает нас людьми, что заставляет человека рисковать жизнью и благополучием и где граница между мечтой и реальным миром.
Philip K. Dick’s Electric Dreams
Жанр: социальная фантастика
Шоураннеры: Майкл Диннер, Том Харпер, Алан Тейлор
В ролях: Брайан Крэнстон, Стив Бушеми, Холлидей Грейнджер, Джеральдина Чаплин
Премьерный показ: сентябрь 2017 — январь 2018, Channel 4 (6 серий), Amazon Prime (4 серии)
Продолжительность: 10 серий по 60 минут
Похоже на: «Чёрное зеркало», «Сумеречная зона»
Дерзкого и в меру безумного Чайну Мьевиля называют «новым странным» — место «старого странного» давно занято Филипом Диком. Экранизируют его книги часто, причём за что ни возьмутся, всё получается не так, как задумал писатель, но всегда интересно и оригинально — как и в этот раз. Одной только первой половиной сезона этот сериал уже заслужил место в нашем списке лучших за 2017 год, несмотря на скромный бюджет и пару неровных эпизодов. Вышедшие в январе финальные серии подтвердили высокую оценку, а восьмой эпизод Autofac и вовсе стал лучшим в сезоне — по мнению IMDb (и «Мира фантастики»).
Следуя давней традиции, «Электрические сны» добавляют историям Дика совершенно другие концовки. Нечто подобное мы видели в «Человеке в высоком замке»: сюжет первоисточника и сериал связывают лишь имена героев и несколько сцен из самого начала. Недостаток компьютерной графики и скудные интерьеры антология компенсирует отличными актёрами и драматичными поворотами.
Вопреки ожиданиям, неон, провода, нейроинтерфейсы и прочие атрибуты «классического» Дика на экране почти не встречаются: это не киберпанк и не «Чёрное зеркало». Чарли Брукер пугал нас зависимостью от высоких технологий, показывал, как под руководством дурных людей прогресс перестаёт быть благом. «Электрические сны» не обличают общество. Вместо этого режиссёры антологии пытаются дать определение человеческой сущности и показать, как иллюзорна и недостоверна наша реальность, что гораздо ближе к «Сумеречной зоне».
Герои большинства эпизодов — простые люди, живущие в непростое время. Они одиноки, несчастливы в отношениях, никто не хочет их слушать. Неважно, что приводит героев к внутреннему конфликту, — измены мужа, большой куш на горизонте событий или волшебная электричка, идущая к счастливому городу, где время остановилось и все тебе рады. Рано или поздно всем персонажам приходится выбирать между счастьем, страданием и смертью, и (вот сюрприз!) почти всегда они избегают первого. Общественные устои, навязанные нормы, слова родных и близких толкают несчастных всё дальше и дальше в сторону рискованных, даже безумных поступков, лишают их шанса на лучшее будущее.
Смысл жизни в настоящем и будущем ищут лучшие сериальные актёры с обеих сторон Атлантики, от Ричарда Мэддена до Стива Бушеми, часто — в неожиданных амплуа. Поневоле вспоминаешь, что Брайан Крэнстон начинал в ситкомах, — так хорошо ему даётся романтическая линия. Дуэт Джека Рейнора и Джеральдины Чаплин — это «Интерстеллар» в миниатюре, трогательная история о лишних людях, любви и путешествии в неизведанное. Тимоти Сполл в роли мелкого клерка вытягивает свой эпизод в одиночку.
Порой в один эпизод пытаются втиснуть слишком много. «Сумасшедший бриллиант» просто трещит от фантастических идей: здесь есть искусственные души, гибриды людей со зверьми, а за 10 сантиметрами почвы начинается листовой металл — из каждого пункта получилась бы хорошая серия, но вместе они не смотрятся совсем. Иногда серии просто не дотягивают до лучших образцов жанра. «Проблема с отцом», в которой мальчик подозревает в отце пришельца, после «Очень странных дел» выглядит блёкло, а обществу из «Целой и невредимой», помешанному на слежке и подозрениях, не хватает убедительности и прописанных второстепенных персонажей. Но эти серии — исключения, уровень остальных эпизодов гораздо выше.
Самым мрачным эпизодом стал «Убить всех иных». Выборы в тоталитарной стране, в которых участвует лишь один кандидат, а каждый ролик на телевидении, каждый рекламный щит призывает ненавидеть всех несогласных — для жителей постсоветского пространства это больше, чем социальная сатира.
Жемчужиной сериала можно назвать «Другую жизнь», единственный эпизод с «настоящим» киберпанком. Полицейская из будущего страдает от психологической травмы и решает воспользоваться устройством для глубокого сна. Но, закрывая глаза, она видит себя в теле мужчины XX века, только что похоронившего жену и изнурённого бесконечными погонями и перестрелками. А когда этот мужчина ложится спать, он видит во сне женщину, которая видит во сне… До самого конца неясно, какой из двух миров реален (и реален ли хоть один из них), и впечатляющий финал ставит «Другую жизнь» на один уровень с лучшими сериями «Чёрного зеркала».
Вторая великолепная серия, Autofac, интригует оригинальной завязкой. После опустошительной войны человечество выжило, но большую часть территорий контролируют роботы и дроны, продолжающие выпускать кроссовки, туфли и прочие товары для общества потребления. Люди и рады бы распахать поля на месте фабрик, но довоенные защитные системы не оставляют им шанса. И без того нетривиальная идея ближе к концу эпизода переворачивается с ног на голову.
Едва ли мы увидим следующий сезон — сериал не вызвал ажиотажа и остался незамеченным, собрав скромные похвалы критиков. Но всё же не проходите мимо: эти десять историй о человеческой душе и трудном выборе — лучшая альтернатива «Чёрному зеркалу». Рассказывайте об этом сериале друзьям, делитесь впечатлениями. Кто знает, может, тогда мы ещё увидим «Три закона Айзека Азимова» или «Историю будущего Роберта Хайнлайна»!
Что в оригинале?
Даже если вы хорошо знакомы с творчеством Филипа Дика, вы можете не узнать экранизированные рассказы — сценарии отошли от первоисточников очень далеко. Вот список рассказов, по мотивам которых создавались сценарии «Электрических снов».
1) «Капюшонщик»
2) «Планета, которой не было»
3) «Проездной билет»
4) «Спешите приобрести»
5) «Экспонат с выставки»
6) «Человек»
7) «Унылый незнакомец»
8) «Автофабрика»
9) «Фостер, ты мёртв!»
10) «Отец-двойник»
УДАЧНО
потрясающий актёрский ансамбль
гротескное будущее
неожиданные развязки
НЕУДАЧНО
выглядит дёшево
пара слабых эпизодов
местами очень далеко от оригинала
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Математик, игрок, ролевик, руководитель студии разработки настольных игр.
Показать комментарии
Источник