Электрические сны филипа к дика обзор
Пока в кинотеатрах идет «Бегущий по лезвию 2049» Дени Вильнева (основанный на романе Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»), на телеэкранах продолжается сериал «Электрические сны Филипа Дика» — сборник экранизаций разных произведений американского фантаста. Шоу началось в сентябре, в эфир уже вышли три эпизода. По просьбе «Медузы» кинокритик Егор Москвитин рассказывает, почему сериал, как и фильм Вильнева, лучше не пропускать и чем «Электрические сны» напоминают «Черное зеркало».
«Электрические сны Филипа Дика» — отражение «Черного зеркала». Оба сериала-антологии снимались разными производственными компаниями, но по заказу одного канала — британского Channel 4. В каком-то смысле для него «Электрические сны Филипа Дика» — это попытка заполнить лакуну после продажи «Черного зеркала» американцам из Netflix. Английская публика ценит футурологию и ожившую литературу, но еще больше ценит свое время, поэтому мини-сериалы и антологии — то, в чем британское телевидение по-прежнему опережает весь мир. История с перепродажей прав, кстати, может повториться: в Америке «Электрические сны» показывает интернет-гигант Amazon, которому в перспективе понадобится свой ответ Netflix.
Что касается содержания, то «Электрические сны Филипа Дика» похожи на «Черное зеркало» диапазоном тем и разнообразием жанров. Первая серия — фантастический триллер на фоне антиутопии. Вторая — любовная драма в интерьерах «Соляриса». Третья — безжалостная сатира на институт брака и семьи, разыгранная актером и сценаристом из «Гарри Поттера». Всего в сериале будет десять эпизодов. Первый блок из шести эпизодов закончится уже в октябре. Вторую часть покажут в 2018 году.
Кто в кадре и за кадром? Как и «Черное зеркало», новая антология сильно зависит от своих фронтменов: когда у каждого героя есть лишь 45-50 минут, чтобы привязать к себе зрителя, то без харизмы не обойтись. В первом эпизоде играют Ричард Мэдден и Холлидей Грейнджер — Робб Старк из «Игры престолов» и Бонни из мини-сериала «Бонни и Клайд» (2013). Во втором выпуске есть скромный двойник Криса Пратта Джек Рейнор и едва узнаваемая Джеральдина Чаплин — дочь Чарли Чаплина. В третьем — радикально похудевший для роли Тимоти Сполл, Питер Петтигрю в «Гарри Поттере». Впереди — встречи со Стивом Бушеми, Анной Пакуин, Брайаном Крэнстоном, Верой Фармигой и другими.
Среди постановщиков — театральные режиссеры из Королевской шекспировской компании, снимавшие эпизоды «Острых козырьков» и «Войны и мира», и даже ветераны, работавшие над «Коломбо». В телепроизводстве имя режиссера значит гораздо меньше, чем в кино, но и этих регалий достаточно, чтобы понять: сериал хочет быть максимально разносторонним и экспериментальным. И судя по первым трем эпизодам, ему это вполне удается.
О чем эпизод «Создатель капюшонов»? Первая серия любого шоу — декларация намерений на весь сезон, поэтому «Электрические сны» начинаются с размахом — и с отсылками к двум самым популярным экранизациям Дика: «Бегущему по лезвию» Ридли Скотта и «Особому мнению» Стивена Спилберга.
На дворе — постапокалипсис, главный герой — хмурый сыщик в сером пальто: очень похожий на молодого Харрисона Форда Ричард Мэдден. Вместе с девушкой-телепатом герой предотвращает преступления: она читает для него мысли подозреваемых, а он надевает наручники на еще ничего не совершивших людей. Героиня — в некотором роде репликант: представитель касты изгоев, наделенных и проклятых сверхчеловеческой силой. Но вместо того, чтобы стать ремейком «Бегущего по лезвию», эта серия цитирует чуть ли не «Гадких лебедей» Лопушанского по Стругацким — пронзительную историю о даре как инвалидности и о жесткости, которой может обернуться для ребенка родительская любовь. В финале эпизод делает финт в духе «Черного зеркала» — и мы понимаем, что перед нами сериал, который будет обманывать ожидания и водить за нос. Главное — заранее не читать соответствующие повести Дика: тогда радость неофита перекроет разочарование от неуверенной режиссуры и проблем с темпоритмом.
О чем эпизод «Планета, которой не было»? О любви, которая была у каждого, но всего раз в жизни. По космосу плывет круизный лайнер с жуликоватыми туроператорами в капитанской рубке. Пока туристы просаживают деньги в казино и спа-салонах, организаторы путешествий меняют слайды в иллюминаторе. Но однажды на борт поднимется немногословный робот с загадочной спутницей (Джеральдина Чаплин) — женщиной, уверяющей, что ей почти триста лет. Она предложит туроператорам баснословные деньги с одним условием: те доставят ее на Землю и спустятся с ней на планету. Проблема в том, что колыбель человечества давно сгорела.
«Планета, которой не было» — пока что сильнейший из трех эпизодов сериала. И вновь все дело в том, что он обманывает ожидания, созданные первой частью. Готовишься к циничной антиутопии о том, что в будущем люди окончательно согласятся на подмену настоящих переживаний приятной симуляцией, а получаешь мелодраму, чуть ли не «Титаник» и «Касабланку» в безвоздушном пространстве. Настраиваешься на элегическое сновидения — но на заднем плане все время маячит жуткий робот, готовый превратиться в HAL из «Космической одиссеи 2001» и подменить грезы кошмаром.
О чем эпизод «Проездной билет»? О станционном смотрителе. Место действия — современная Англия. Главный герой — продавец билетов на поезда (Тимоти Сполл). После работы его ждут только проблемы: грязный район, охладевшая жена, больной сын. Но на работе еще скучнее — до тех пор, пока настойчивая пассажирка не потребует билет на поезд до места, которого не существует. И не растворится в воздухе, прежде чем продавец успеет съязвить на этот счет. Когда герой отважится отправиться на поиски города-призрака, его жизнь вдруг начнет меняться: болезни исчезнут, жена позовет в спальню, а в детской комнате не останется от сына и следа.
«Проездной билет» — пока что самая хулиганская из выходок сериала. Сценарист эпизода — Джек Торн, драматург, написавший пьесу «Гарри Поттер и проклятое дитя». Его звезда Тимоти Сполл — актер из кинематографической «поттерианы». А сама концепция «станции, которой нет» — хоть и была выдумана Диком, но сегодня звучит как издевательство над платформой «девять и три четверти» — тоже известно откуда. Только вот «Гарри Поттер» — это сага о том, как потерявший семью ребенок десятилетием труда и отваги создает эту семью заново. А «Проездной билет» — вопрос зрителю прямо в лоб: а нужна ли вообще семья? не лучше ли в принципе обойтись без детей?
Не то чтобы в этих вопросах есть какая-то смелая новизна: американское телевидение задает их в каждом втором сериале. Но одно дело получать индульгенцию от безупречных голливудских звезд, а другое — от неказистого старичка из билетной кассы. Электрические сны могут присниться каждому, что тут добавишь.
Егор Москвитин
Источник
Отвечает ли сериал духу произведений писателя.
Кино по мотивам книг Филипа Дика снимали не раз: из фантастов чаще экранизировали только Жюля Верна и Герберта Уэллса. Вот только практически все киноадаптации очень далеки от первоисточников. Причём не только сюжетно, но и идейно: мало кто хотел связываться с психоделическим стилем Дика и концептами иллюзорных реальностей.
В середине сентября на Channel 4 стартовал сериал-антология по мотивам рассказов фантаста. Из запланированных десяти серий уже вышло шесть. Разберёмся, удалось ли авторам передать дух оригинала.
Стиль Филипа Дика
Условно творчество Дика можно разделить на три категории.
Первая из них — рассказы. Подавляющее большинство из них написаны в ранние годы творчества автора для дешёвых научно-фантастических журналов. Их стиль сильно отличается от всего остального, что писал Дик, но именно из них берут исток темы, любимые автором.
Ко второй категории относятся реалистичные романы. Их было в разы меньше, чем сугубо фантастических работ Филипа Дика. Большинство таких книг он написал в пятидесятые, устав от фантастики и желая перейти к чему-то более серьёзному. Но ни одна из «мейнстримных» новелл автора (за исключением «Исповеди недоумка») так и не была издана при жизни: никто не решался публиковать мрачные, отчасти психоделичные и психологичные работы писателя, увязшего в «фантастическом гетто».
В третью категорию попадают все фантастические романы. Дик начал писать их со второй половины пятидесятых, когда тиражи тематических литературных журналов резко упали, а сам писатель уже отчаялся прославиться как автор мейнстримной литературы. Тогда-то и родился знаменитый стиль автора, совмещающий весь его предыдущий писательский опыт.
Фантастические книги Филипа Дика созданы из самых китчевых элементов фантастики. Получившиеся в них вселенные всегда оказывались мрачными и странными, а в любом из миров человечество всегда было так или иначе проклято. По сравнению с ними, наш мир — наилучший из всех.
Герои этих романов — простые люди, не выделяющихся из своего социума. Они не способны что-то изменить в сложившихся бесчеловечных порядках и вынуждены мириться с ними. Во многом Филип Дик делал их похожими на современников.
В мейнстримных работах писателя было лишь лёгкое ощущение иллюзорности действительности. Но в своих фантастических произведениях Дик окончательно рушил реальности, зачастую порождённые новыми технологиями. Осознание иллюзорности мира — главное, что выбивало героев из их привычной жизни.
Адаптация
Многим режиссёрам произведения Филипа Дика приглянулись именно концепцией: люди, попавшие в необычную ситуацию, всё это в фантастическом окружении. Так что в большинстве голливудских работ просто вырезали из сценариев всю психоделику, игры с реальностью и психологические метания героев.
Немалую роль в становлении такого отношения сыграла и изначальная версия первой экранизации Дика — «Бегущего по лезвию». В восьмидесятых многие посчитали фильм просто неонуаром в фантастическом сеттинге, берущем из первоисточника лишь основы. Хотя в режиссёрской версии это именно адаптация стиля автора, пускай и идущая на компромисс с более массовым кинематографом. Такой подход к экранизации книг Филипа Дика окупился слабо — в своё время критики плохо приняли «Бегущего», да и сборы у фильма были так себе.
«Бегущий по лезвию» (1982)
Казалось бы, переезд экранизаций на телевидение должен был развязать руки сценаристов и помочь показать тот самый стиль Филипа Дика. Особенно на канале, где создали «Чёрное зеркало», во многом идейно схожее с творениями «великого разрушителя реальности».
Для экранизации выбрали ранние рассказы Филипа Дика. Это стало первой проблемой. Во-первых, эти произведения были слишком коротки, чтобы быть экранизированными в формате 40-минутных серий. Во-вторых, далеко не все из них стилистически хоть как-то соприкасались с остальным творчеством Дика. Нужно было переделывать сюжеты, придерживаясь атмосферы, обещанной названием сериала.
Кадр из серии «Реальная жизнь»
Но в том самом стиле сделали только две серии из шести — «Проездной билет» и «Реальную жизнь». В обоих эпизодах окружение давит на героев, заставляя их усомниться в реальности своего мира. В первом случае из-за унылой действительности и психического заболевания сына героя, во втором — благодаря идеальности быта героини, подогревающего её чувство вины.
Иллюзорный город и устройство, создающее сновидения, окончательно рушат представления персонажей о реальности и предоставляют выбор, в каком из миров остаться. И все предложенные варианты обещают мучения.
Но такие сценарии — во многом заслуга первоисточников. Из всех шести экранизируемых рассказов лишь они напрямую меняли выстроенные в тексте реальности. Именно это и направило сценаристов в нужное русло для расширения сюжета «Проездного билета» и изменения «Реальной жизни» почти целиком, кроме самой сути.
Кадр из серии «Безумный бриллиант»
Другим сериям повезло меньше — им достались первоисточники, слабо напоминающие традиционные произведения Филипа Дика. В серии «Безумный бриллиант» сценаристы сохранили лишь имя главного героя и его стремление уехать с женой подальше из своего фальшивого мирка.
В сюжете «Капюшонщика» остались лишь телепаты, люди в капюшонах (оберегают от чтения мыслей) и сам Капюшонщик, причём суть истории перевернули с ног на голову. «Планета, которой не было» сохранила почти всю основную фабулу с путешествием к несуществующей Земле. «Человек» почти дословно цитирует первоисточник. Но всё это не помогло созданию «атмосферы Филипа Дика».
Начнём с показанных в сериях миров. Все они более чем фантастичны, но их влияние на сюжет крайне слабо. К примеру, в уловившей дух диковских произведений «Реальной жизни» весь фантастический фон всего лишь подводит героиню к выводу, что её мир не может быть реальным. В «Безумном бриллианте» куда более странное окружение просто побуждает героя к желанию уплыть на яхте. Даже тот факт, что вмешавшаяся в его жизнь роковая женщина — репликант, влияет только на внешний облик макгаффина серии.
Кадр из серии «Капюшонщик»
Только в «Планете, которой не было» сюжет касается темы иллюзорности реальности, но сам мир там даже лучше нашего. Главного героя гнетут только отношения с его девушкой: она, в отличие от него, мечтает переехать на другую планету. Всё перемещение в другую реальность обусловлено лишь банальным желанием сменить девушку.
И это далеко не единичный случай того, как любовную линию в сериале ставят в центре сюжета. В «Капюшонщике» сюжет в конечном итоге концентрируется на любовной истории, заканчивающейся избитым «Ты теперь для меня больше, чем просто задание». Весь остальной сюжет с телепатами, их восстанием против создателя капюшонов, скрывающих мысли людей, и появлением человека, выработавшего у себя такую способность самостоятельно — лишь обслуживает истории влюбившихся персонажей.
В «Человеке» все метания жены по поводу изменившегося характера мужа заканчиваются выводом: даже если это инопланетянин, то главное, чтобы любил.
Кадр из серии «Человек»
Сами по себе любовные истории не плохи. Плохо, когда они пожирают все остальные сюжетные линии и смыслы, оставляя лишь банальные идеи. Особенно в адаптациях Филипа Дика. Просто представьте себе, если бы в «Бегущем по лезвию» все вопросы иллюзорности и природы человека под финал отмахнули выводом «просто главное кого-то любить».
Из четырёх будущих серий лишь одна будет основываться на рассказе, хоть как-то затрагивающем тему фантомных реальностей. Так что на неё вся надежда — сюжеты остальных рассказов сценаристы вряд ли смогут приблизить к главным книгам легендарного фантаста.
Парадоксальная ситуация: сериал, который рекламировался как адаптация Филипа Дика, берёт по большей части не особо типичные для автора произведения и переделывает их, вдохновляясь экранизациями, утратившими дух оригинала. Имя автора используется лишь для рекламы.
С таким же успехом под заголовком «Электрические сны Филипа К Дика» могли бы появиться экранизации рассказов Брэдбери.
Здесь могло быть другое описание
Источник
Филипу Дику повезло. Мало какой фантаст так часто вдохновлял режиссёров большого кино. «Вспомнить всё», «Бегущий по лезвию», «Особое мнение» — это лишь самые известные экранизации его книг. Главная тема, пронизывающая творчество писателя, — человечность, где она начинается и где заканчивается, и это неизменно привлекает киностудии. Недавно вышел сериал «Электрические сны Филипа Дика» — успешная экранизация ранних рассказов фантаста. Сериал чем-то напоминает «Чёрное зеркало»: он снят в формате антологии — отдельные серии не связаны друг с другом. Если вы ещё не смотрели его, сделайте это хотя бы ради актёров. Стив Бушеми и Брайан Крэнстон — это уже знак качества.
Как это часто бывает в экранизациях Филипа Дика, сюжеты эпизодов довольно сильно расходятся с первоисточником. Мы решили сравнить сериал с книгами — и постарались избежать больших спойлеров. Впрочем, даже если вы читали все десять рассказов, антология всё равно вас удивит. Начнём по порядку.
Осторожно, спойлеры!Предполагаем, что вы смотрели сериал. Если нет и у вас обострённая спойлерофобия — вернитесь к этой статье позже. Впрочем, больших спойлеров мы постарались избежать. |
Мир «Капюшонщика» раздирают социальные конфликты. Среди людей появились могущественные телепаты, и властям приходится с этим считаться. Только специальные «Капюшоны», надетые на голову, защищают от чтения мыслей. Обаятельный офицер полиции получает в напарники девушку-телепата. По неизвестным причинам мысли именно этого копа остаются для неё скрытыми.
Телепаты Дика — злые и коварные манипуляторы, разрушающие общество изнутри. Так же карикатурно в семидесятые изображали коммунистов. А в сериале это угнетённое страдающее меньшинство, очень похожее на мутантов из «Людей Икс», и для пущей драмы есть романтическая линия.
Два туристических гида получают предложение, от которого трудно отказаться. Трёхсотлетняя старушка обещает золотые горы тому, кто доставит её на Землю. Есть один нюанс: родина человечества давно уничтожена в катастрофе. Но это же не повод отказываться от чемодана с деньгами? В итоге бабушка летит совсем в другую галактику.
Обе истории большую часть времени тонко намекают, что точка назначения и есть настоящая Земля, но сериал более лиричен. Один из гидов разочарован в жизни, и неосуществимая мечта старушки, которую играет дочка Чарли Чаплина, становится для него важнее собственного благополучия. Концовка рассказа гораздо более однозначна и не так сильно напоминает об «Интерстелларе».
Скромный продавец билетов жил скучной жизнью, пока в его окошко не постучала уставшая девушка. Гостья попросила билет в Мэкон Хайтс, несуществующий город. Заинтригованный служащий в итоге сам решил проехать по маршруту и, спрыгнув с поезда, обнаружил маленький уютный городок, где остановилось время. В несуществующем городе рады всем, но, как ни странно, не каждый готов порвать с серыми буднями.
В рассказе несколько главных героев, а визиты в Мэкон Хайтс приводят к изменению нашей реальности, например, исчезают или появляются новые дети. В сериале такого не происходит — на первый план выходит метания персонажа Тимоти Сполла между местом, где тебе всегда рады, и семьёй, полной проблем.
Самый сумбурный и непонятный эпизод сериала не имеет с рассказом практически ничего общего. Совпадают лишь имена героев и завязка: к семейной паре, в которой намечается разлад, приходит незваный гость и предлагает, нет, прямо-таки втюхивает не самую выгодную сделку.
В рассказе герой пытается спасти от незадачливого продавца собственный дом, в сериале всё сложнее. Здесь таинственная женщина просит примерного семьянина пойти на преступление и достать ей искусственную душу. Дом готов обрушиться сам, а ещё здесь люди с генами животных, и всё стоит на тонком слое почвы над листовым металлом.
Передовые технологии позволяют отдыхать, буквально жить во сне. Преуспевающий историк из будущего перемещается в прошлое и становится офисным работником… только чтобы начать сомневаться в своём выборе. История Филипа Дика — это вопрос предназначения человека, готовности бросить всё ради чего-то простого, но более близкого.
Экранизация предлагает гораздо больше интриги. Главная героиня, полицейская из будущего, перемещается между двумя мирами во сне, с помощью устройства виртуальной реальности, попадая в жизнь геймдизайнера из настоящего. Очень скоро они перестают понимать, какой из двух миров настоящий. В обоих случаях герой делает выбор, в каком времени жить, и в обоих случаях последствия этого выбора оказываются страшными.
В серии «Человек» люди ведут войну с коварными инопланетянами, способными принимать человеческий облик. После одной из военных операций офицер возвращается домой с изменившимся характером — в лучшую сторону. Возможно, инопланетяне подменили полковника. Распознать шпиона сможет только жена офицера. А она, стараясь не думать, кто перед ней, пытается спасти разваливающийся брак.
Это самая близкая к первоисточнику история. У персонажей поменялись только имена. И некоторые мелочи: в сериале герои заметно старше, у них нет детей, а роль бдительного брата героини играет другой персонаж, генерал Олин в исполнении Лиама Каннингема.
А вот тут рассказ не имеет ничего общего с сериалом — разве что возрастающее чувство паранойи у героя. По замыслу Дика, герой обнаруживает, что инопланетяне, похожие на насекомых, подменили двойниками население целого штата. Захватчики использовали подвешенные на видных местах трупы как ловушки, чтобы справиться с оставшимися людьми. В сериале же предвыборная кампания с единственнным кандидатом становится с каждым днём всё агрессивнее. Но не все готовы убивать «всех иных» по первому призыву политика… или все? Эпизод убедительно показывает, что авторитарное правительство и равнодушие общества куда страшнее инопланетян.
В далёком будущем человечество пережило войну и откатилось в развитии далеко назад. Но автоматические фабрики золотого века промышленности продолжают высасывать из планеты последние соки. Так ли нужны айфоны и модные туфли людям, которые стремятся просто выжить и прокормить семью? Машины не задаются вопросом, пока юная хакерша не взламывает службу поддержки огромной фабрики. Повод помириться с машинами…или устроить диверсию.
«Автофак» — это насмешка над обществом потребления, где из цепочки этого самого потребления выпадает человек. И если в рассказе фабрики всего лишь научились воспроизводить сами себя, то в сериале… скажем так, они нашли новые рынки сбыта.
Рассказ «Фостер, ты мёртв», в отличие от сериала, отправляет нас в прошлое, а не в будущее. Страх перед ядерной войной заставлял поколение шестидесятых разоряться. Главный герой, Фостер, не в меру впечатлительный мальчик, живёт в непопулярной семье. Его отец привык экономить деньги и не готов выбрасывать их на ветер, снаряжая и без того дорогое убежище всё новым и новым оборудованием.
В сериале холодная война давно закончилась. Но правительство продолжает придумывать всё новые и новые угрозы, чтобы заставить людей покупать дорогие гаджеты и шпионить друг за другом в пользу частных компаний и государства. Мать и дочь прибывают в город с дипломатическим визитом. Девочка без разрешения подключает электронный браслет — и становится участницей шпионской операции. В одном эпизод и книга едины: на войне можно хорошо заработать, а если не с кем воевать, врага нужно придумать.
Последний эпизод аккуратно следует сюжету рассказа. Храбрый мальчик подозревает, что его отца заменил пришелец. Он пытается выяснить правду и начинает с ним бороться — сначала сам, а потом вместе с друзьями. Маме — ни слова! В сериале уделено больше внимания флешбэкам: разговорам за столом, игрой в бейсбол. Впрочем, до уровня «Очень странных дел» серии добраться не удалось, хотя актёры старались. Кстати, эпизодического персонажа, директора школы, совершившего самоубийство, зовут Филип Дик.
* * *
Одни эпизоды «Электрических снов» следуют букве рассказов, другие — следуют их духу. Создатели третьих пытаются придумать что-то новое, лишь прикрываясь именем писателя. Но в этом нет ничего плохого: новое прочтение получилось очень интересным для тех, кто уже читал Филипа Дика, а посмотревшие, возможно, захотят прочитать оригинальные рассказы, чтобы выстроить полную картину. Напоминаем, что сборник «Электрические сны» можно приобрести со скидкой по ссылке под этим видео. Смотрите и читайте только лучшее, а мы постараемся найти для вас и другие хорошие сериалы.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Математик, игрок, ролевик, руководитель студии разработки настольных игр.
Показать комментарии
Источник