Я видел то что вам людям и не снилось

«Я видел такое, что вам людям и не снилось..». Умер Рутгер Хауэр.

“I’ve seen things you people wouldn’t believe. Attack ships on fire off the shoulder of Orion. I watched C-beams glitter in the dark near the Tannhäuser Gate. All those moments will be lost in time, like tears in rain. Time to die”.

Roy Batty (model number N6MAA10816, a Nexus-6 combat model replicant)

Время умирать действительно пришло – вчера, 24 июля , только в день похорон стало известно, что умер актёр Рутгер Хауэр. Умер 19 июля 2019 года в возрасте 75 лет, что по нынешним временам просто смешно – кто-то ещё только женится да заводит детей в эти годы…

Но нас не спрашивают, когда захлопнется эта дверь… Time to die всегда приходит внезапно …

«Бегущий по лезвию» (Blade Runner), 1982. Режиссёр: Ридли Скотт

Рутгер Хауэр за свою жизнь, начиная с 1968 года снялся в 150 ролях – именно столько я насчитал по официальным данным, был режиссёром нескольких фильмов, играл в театре, писал сценарии и даже был продюсером..

Но мне он запомнился прежде всего по невероятной роли главного репликанта Роя Батти из первого «Бегущего по лезвию» – ошеломляющий образ, яркая вспышка и один из самых культовых монологов в истории кинематографа:

“Я видел такое, что вам, людям, и не снилось… Атакующие корабли, пылающие над Орионом; лучи Си, пронизывающие мрак близ ворот Тангейзера… Все эти мгновения затеряются во времени, как слёзы в дожде. Время… умирать”.

«Я видел такое, что вам людям и не снилось..». Умер Рутгер Хауэр.

Актёр сам много раз говорил, что эта роль в «Бегущем..» Ридли Скотта была самой значимой в его карьере – по его мнению не каждому артисту доводится сниматься в этапных вехах кинематографа, в картинах которые раз и навсегда меняют не только историю кино, но даже сознание людей, поглядевших этой нестареющий шедевр. Между прочим, не все знают, что самая пронзительная фраза из финального монолога насчет слёз под дождём («All those moments will be lost in time, like tears in rain» ) принадлежит именно Рутгеру Хауэру – в первоначальной версии сценария этих строк не было, он сам добавил их, написав поздно ночью перед съёмками самой главной сцены на крыше… Представляете, насколько он сросся с главной ролью своей жизни!

Я уже не так давно в своем ЖЖ писал, что текущий 2019 год – это как раз тот самый год, который 37 лет назад впервые был представлен событиями первого “Бегущего по лезвию“…

«Я видел такое, что вам людям и не снилось..». Умер Рутгер Хауэр.

Сколько же мне было лет, когда я посмотрел « Блэйдраннера» первый раз? Меньше тридцати – точно, в эпоху триумфального шествия видеосалонов, в дикие 90е, когда я все дни коротал, перебегая от одного салону к другому, умудряясь иногда за вечер посмотреть аж три фильма…
И вдруг в куче мутной дребедени, наполняющей основной репертуар этих так сказать «очагов культуры» – этот блистающий шедевр, определивший тренд кинофантастики на многие годы вперед: чего стоит один только этот дождливый футуристичный Лос-Анжелес 2019 года, растиражированный на реплики в десятках других фильмов-подражателей, даже близко не подобравшихся с безупречному оригиналу.

«Я видел такое, что вам людям и не снилось..». Умер Рутгер Хауэр.

Ридли Скотт в те годы подходил к процессу съёмок, гораздо тщательнее, чем сейчас, просто изматывая съёмочную команду своим крайним перфекционизмом, но при этом Рутгера Хауэра он утвердил сразу, даже не встречаясь с актёром… Вот это харизма!

И ведь оно того стоило – снятый за копейки и провалившийся в первом прокате фильм «Бегущий по лезвию» с годами расцвёл невиданными красками, приобрёл статус культового и несколько раз переиздавался в нескольких версиях. Я точно знаю про пять из них:

  • США Denver/Dallas Preview/Workprint (113 мин): наиболее короткая, есть отличия в некоторых сценах, закадровый голос, используемый после смерти Батти отличается от других версий. Фильм заканчивается закрытием дверей лифта, после того как Декард и Рэйчел входят в него.
  • США Сан Diego Предварительный просмотр (115 мин): мелкие отличия в паре сцен и хэппи-энд: Декард и Рэйчел уезжают в неизведанное будущее..
  • Европейский Театральный Релиз (1982): более жёсткие некоторые сцены и тоже хэппи-энд
  • Режиссёрская Версия (1992) (117 мин): полностью убран закадровый голос, хэппи-энда – нет, оставлено многоточие с закрывающимися дверьми лифта.
  • Финальная версия (2007) (113 мин) – личная версия Ридли Скотта к 25-тилетию премьеры, снова добавлены наиболее жёсткие сцены, изменены некоторые ключевые диалоги, чтобы исключить досужие вымыслы про шестого репликанта – «А не Декард ли им был?», подчищены некоторые кадры, в том числе финальная сцена на крыше – Рой Батти выпускает голубя в грозовое небо (вместо ясного, как в предыдущих версиях)

Наверно, самый правильный подход именно в последнем варианте – грядут мрачные перемены..

«Я видел такое, что вам людям и не снилось..». Умер Рутгер Хауэр.

Фильм-магия, на самом деле! И заслуга Рутгера Хауэра в этом эффекте стоит на одном из первых мест – наверно самый сильный и запоминающийся образ из фильма, все остальные просто меркнут на его фоне – искусственное создание, чьим предназначением было убийство, вдруг начинает ценить жизнь человека сильнее своей, в которой ему самому, увы, было отказано…

Без компьютерных спецэффектов, из фанеры и прочих подручных материалов был создан этот удивительный мир будущего, не устаревший до сих пор! Хотя весь этот антураж ошеломительный – все равно лишь фон для тех же вечных вопросов, что всегда будут будоражить все новые и новые поколения, сменяющие друг друга, волна за волной…
И все так же – без ответов, но с неясным щемящим чувством: смеси восторга и горечи от этого потрясающего симбиоза музыки, сомнамбулического видеоряда и пронизанных неземной тоской и болью фраз Роя Батти в финале:

Как всегда – поторопились с предсказаниями: ни тебе летающих машин, ни андроидов-репликантов, ни пылающих кораблей над поясом Ориона…. Практически всё то же самое, что и в год выхода картины – хаос, мрак и безнадёга.. Но одно не изменилось – эти мгновения тоже затеряются во времени, как слёзы…под дождем… Для репликанта Роя Батти и актёра Рутгера Хауэра этот путь закончился, теперь уже окончательно..

Рутгер Хауэр (1944-2019)

Источник

“— На небе только и разговоров, что о море и о закате. Там говорят о том, как чертовски здорово наблюдать за огромным огненным шаром, когда он тает в волнах. И еле видимый свет, словно от свечи, горит где-то в глубине…” (с) “Достучаться до небес”

Один из моих любимых актеров.

Рутгер Хауэр (23 января 1944 – 19 июля 2019)

Рыцарь Флорис из голландского сериала “Флорис” (режиссер. Пауль Верхувен). 1969 год.

“Оранжевый солдат” (он же “Солдат королевы”), 1977, режиссер Пауль Верховен. Это фильм о Голландском Сопротивлении, основанный на реальных событиях.

Один из начальных кадров “Оранжевого солдата”. Это так в голландских университетах новичков принимают в студенты.

Erik Hazelhoff Roelfzema — прообраз героя фильма вместе с Рутгером Хауэром, который играет его самого в фильме “Оранжевый солдат” (1977). Foto: Nationaal Archief/Collectie Spaarnestad/Henk Hilterman.

Обложка журнала к выходу фильма “Оранжевый солдат” (он же “Солдат королевы”).

“Бегущий по лезвию” (1982) , режиссер Ридли Скотт. Безусловная классика кинофантастики.

Критики отмечали невероятную игру Рутгера в роли лидера андроидов, в конце осознающего свою человечность и уязвимость.

Рутгер 80-х.

“Леди-ястреб” (1985), режиссер Ричард Доннер. Фэнтези и сказка. Рутгер в роли заколдованного рыцаря-оборотня. Прекрасный фильм.

“Плоть + кровь” (1985), режиссер Пауль Верховен. Один из лучших фильмов Рутгера (да и Верховена). Лучший фильм о ландскнехтах.

“Попутчик” (1986), режиссер Роберт Хармон. Рутгер в классической роли невероятно обаятельного маньяка, демонического исчадия зла.

Но не всегда герои Рутгера были на стороне зла. В телефильме “Побег из Собибора” (1987) Рутгер великолепно сыграл лидера восстания, советского лейтенанта Александра Печерского, настоящего героя.

“Слепая ярость” (1989), режиссер Филип Нойс. Классика видеосалонов 90-х.

Рутгер играет ветерана Вьетнамской войны, потерявшего зрение. Камбоджийцы выучили его вьетнамскому варианту каратэ (или как его там?). И вот он возвращается домой, в США, и сталкивается в бандой жадных уродов. И побеждает.

Рутгер слеп, но крут. И добр к детям и животным. “Слепая ярость” — боевик категории Б, но очень интересное применение для отрицательного обаяния Рутгера Хауэра.

Благодаря тому, что дальнейшая голливудская кинокарьера Рутгера Хауэра не задалась, появилось несколько любопытных постапокалиптических фильмов с этим (без всяких кавычек) великолепным актером:

Кто-нибудь помнит это чудо? “Кровь героев” (1989), режиссер Дэвид Уэбб Пиплз. Оно же “Приветствие джаггера”.
Что будет, если Кин-дза-дза скрестить с Безумным Максом.

“Считанные секунды” (1992), режиссер Тони Мэйлэм. Малобюджетный, но очень крутой боевик. Лондон недалекого будущего уходит под воду. В подземке заводится маньяк, вырывающий сердца жертвам. Нуар-постап-фантастика, где постоянно идет дождь, а хорошие люди умирают первыми… И только “плохой коп” Рутгер, плотно сидящий на сигарах, кофе и шоколаде, может это остановить.

Рутгер и молодой актер Matteo van der Grijn, что заменил его в роли Soldaat van Oranje (“Оранжевого солдата”). Современный ремейк фильма Верховена. И это… мюзикл.

Просто Рутгер Хауэр. Просто крутой.

“Я видел такое, что вам, людям, и не снилось… Атакующие корабли, пылающие над Орионом; лучи Си, пронизывающие мрак близ ворот Тангейзера… Все эти мгновения затеряются во времени, как слёзы в дожде. Время… умирать” (с) Бегущий по лезвию.

Я признаться, почему-то думал, что он бессмертен.

Прощай, Рутгер.

Источник

Последними словами Карла Маркса якобы были: “Последние слова — для дураков, которые недостаточно сказали при жизни”. Большинство сценаристов с этим не согласятся. Они пытаются в уста героя, в его финальной сцене, вложить максимально трогательные слова, чтобы зрители выходили из кинотеатра потрясенными.

Предсмертная поэтика Роя Батти в “Бегущем по лезвию”

В классическом научно-фантастическом фильме “Бегущий по лезвию” Харрисон Форд играет Декарда, полицейского, который “увольняет” роботов-рабочих, называемых репликантами, когда они убегают от своих хозяев и скрываются среди людей.

Сбежавшие репликанты, возглавляемые Роем Батти (Рутгер Хауэр), отчаянно хотят продлить свою четырехлетнюю жизнь, что приводит к финальной схватке между Батти и Декардом, где уже Рой охотится за Декардом в огромном отеле, давая ему почувствовать вкус страха, в котором живет каждый репликант. Затем, когда Декард оказывается на грани жизни и смерти, Рой спасает его.

Это последние минуты четырехлетней жизни Роя, и он оставляет прощальное послание, говоря: Я видел такое, что вам, людям, и не снилось… Атакующие корабли, пылающие над Орионом; лучи Си, пронизывающие мрак близ ворот Тангейзера… Все эти мгновения затеряются во времени, как слёзы в дожде. Время… умирать“.

Это прекрасное отражение трагедии его смерти. За свою короткую жизнь Рой успел познать чудеса и красоту Вселенной. Если бы ему позволили остаться в живых, он мог бы рассказать свою историю. Но вместо этого все эти мысли умирают вместе с ним.

HAL 9000 молит о прощении в “Космической одиссея 2001 года”

Искусственный интеллект HAL 9000 (Дуглас Рейн) имеет достаточно времени, чтобы обдумать свою судьбу. Когда команда его корабля обсуждает его деактивацию, HAL решает сначала убить их. Дэйв (Кир Даллеа), последний выживший астронавт, умудряется проникнуть внутрь главного компьютера HALa и начинает разбирать его.

Раньше HAL был силен, он мог убить астронавтов, полностью контролируя системы корабля. Теперь он беспомощен, не в состоянии что-то сделать, кроме как умолять не убивать его. И страх перед бездушной машиной сменяется на сочувствие к искусственному интеллекту.

“Мой разум уходит. Я чувствую это. Я чувствую это”. Он даже поет начинает напевать грустные песни. Подобное поведение некогда бездушной машины превращает, в глазах зрителя, Дейва в убийцу, нежели в того, кто пытается спасти себя.

Мистер Оранж делает роковое признание в “Бешеных псах”

После провального ограбления, “псы” собираются в пустом ангаре и начинают выяснять причины их провала. В конце сюжет фокусируется на отношениях между мистером Белым (Харви Кейтель) и мистером Оранжевым (Тим Рот).

Белый становится наставником Оранжевого, когда команда готовится к ограблению, не понимая, что молодой человек-полицейский под прикрытием.

Однако боссы команды подозревают, что мистер Оранжевый – крот, но мистер Белый защищает его, что приводит к перестрелке между друг другом. Затем раненый мистер Белый подползает к мистеру Оранжевому, который истекает кровью от ран, полученных во время ограбления.

Когда вдалеке завывают сирены и Белый баюкает его, как ребенка. Оранжевый на последнем издыхании говорит: “Я — полицейский … Извини”.

Понимая, что он предал своих друзей, чтобы спасти предателя, мистер Белый издает ужасный животный вопль от отчаянья.

Его кодекс этики требует, чтобы он убил Оранжевого, но он уже окружен полицейскими, направившими на него пистолеты. Белый стреляет в Оранжевого и тут же погибает от рук полицейских.

Это лишь малая часть подобных примером в Голливуд ском кино. А какие подобные грустные фразы в конце фильмов знаете вы? Пишите в комментариях, а потом подписывайтесь на канал!

Источник

Литературный журнал “Ритмы вселенной”

Владимир Маяковский фигура в русской литературе неоднозначная. Его либо любят, либо ненавидят. Основой ненависти обычно служит поздняя лирика поэта, где он воспевал советскую власть и пропагандировал социализм. Но со стороны обывателя, не жившего в ту эпоху и потока времени, который бесследно унёс многие свидетельства того времени, рассуждать легко.

Маяковский мог бы не принять советскую власть и эмигрировать, как это сделали многие его коллеги, но он остался в России до конца. Конец поэта печальный, но он оставался верен своим принципам, хотя в последние годы даже у него проскальзывают нотки недовольства положением вещей.

То, что начнет творится в советской России после 30-х годов, поэт уже не увидит.

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» было написано в 1918 году. Это время, когда ещё молодой Маяковский с восторгом принимает происходящие в стране перемены и без капли сожаления прощается со своей богемной жизнью, которую вёл ещё несколько лет назад.

Кобыла по имени “Барокко”. Фото 1910 года.

Большой поэт отличается от малого не умением хорошо рифмовать или мастерски находить метафоры, и уж точно не количеством публикаций в газетах и журналах. Большой поэт видит то, чего обычные «рифмоплёты» не замечают. Он видит не просто голод, разруху, когда люди видят голод и разруху. Он видит не роскошь и сытую жизнь, когда люди видят роскошь и сытую жизнь. Большой поэт подмечает те детали, мимо которых простой обыватель пройдёт мимо и не заметит ничего.

А Маяковский всю жизнь презирал мещанство и угодничество и очень хорошо подмечал тонкости того времени.

О самой поэзии он выскажется так:

Поэзия — вся! — езда в незнаемое.
Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
тысячи тонн словесной руды.

В стихотворении (оно будет ниже) поэт напрямую обращается к животному. Но это обращение служит неким метафорическим мостом, который должен только усилить накал, происходящий в стихе и показать обычному обывателю всю нелепость и жестокость ситуации. Случаи жестокого обращения с лошадьми были часты в это время. Животных мучали до последнего пока те действительно не падали замертво прямо на дорогах и площадях. И никто этого не пресекал. Это считалось нормой.

Животное же не человек…

Извозчики времён Маяковского.

Предлагаем вашему вниманию стихотворение «Хорошее отношение к лошадям», за которое по праву можно дать премию мира, ведь оно как раз о борьбе – борьбе за свободу и за равное существование на нашей планете. Будь ты хоть человек, а хоть лошадка, которая отдаёт всю себя ради общей цели. Пусть поэт и обращается к лошади, но главную свою мысль он хочет довести до людей, которые стали слишком чёрствыми и жестокими.

Хорошее отношение к лошадям

Били копыта,
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.-
Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
— Лошадь упала!
— Упала лошадь! —
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные…

Улица опрокинулась,
течет по-своему…

Подошел и вижу —
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…

И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
Может быть,
— старая —
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось —
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.

И стоило жить, и работать стоило!

Лайк и подписка – лучшая награда для канала.

Источник

В связи с дискуссией о трансгуманизме, которая буйным цветом сейчас живёт в комментариях к прошлой статье, позволю себе небольшое пояснение к финальной фразе.

В оригинале «Бегущего по лезвию» киборг-репликант Рой Батти, которого играет Рутгер Хауэр, говорит следующую фразу:

I’ve seen things you people wouldn’t believe. Attack ships on fire off the shoulder of Orion. I watched C–beams glitter in the darkness at Tannhauser Gate. All those moments will be lost in time like tears in rain.
Time to die.

В переводе на русский это звучит так:
«Я видел нечто, во что вы, люди, просто не поверите. Горящие боевые корабли на подступах к Ориону. Я видел Си-лучи…мерцающие во тьме близ врат Тангейзера. И все эти мгновения исчезнут во времени как слёзы под дождём. Пора умирать.»

Происходит этот диалог на крыше здания, под дождём. В этот момент фильма происходит кульминация сюжета: полицейский агент Рик Декард повержен киборгом-репликантом Батти и находится полностью в его власти.
При этом, в общем-то, репликанту не надо ничего делать для гибели Рика — герой Харрисона Форда беспомощно висит на карнизе здания и может сорваться вниз с громадной высоты, если киборг-Батти не подаст ему руку.

Слова Батти имеют в себе сразу две аллюзии: на роман «Так говорил Заратустра» основоположника иррационализма — немецкого философа Фридриха Ницше, и на оперу Рихарда Вагнера «Тангейзер».

Слова Ницше о сверхчеловеке прекрасно ложаться на речь героя Хауэра: в мире воображаемого будущего киборг-репликант Рой Батти создан корпорацией «Тайрелл» под звучным девизом More human than human — «Больше человек, чем сам человек».
Перевод же имени киборга «Рой» с французского звучит именно как «властитель, царь», с отсылкой на концепцию сверхчеловека (Übermensch), которую как раз и ввёл в оборот Ницше в своём романе «Так говорил Заратустра».
Если вы не читали этого романа, то уж увертюру Рихарда Штрауса с одноимённым названием вы уж точно слышали:

Да, это не «Что? Где? Когда?» на котором в СССР лепили образ советского сверхчеловека-интеллектуала, а музыка немецкого романтизма XIX века.
Кроме этой передачи, конечно же, мы знаем и ещё одно произведение, где звучит музыка Штраусса — это «Космическая Одиссея 2001 года» режиссёра Стенли Кубрика.

Причём в «Космической Одиссеи 2001 года» Стенли Кубрик похулиганил с музыкой двух Штрауссов — старшего (Иоганна) и младшего (Рихарда) ещё больше, чем Риддли Скотт с фразой Батти, положив на саундтрек фильма вдобавок к музыке Рихарда Штраусса ещё и вальс Иоганна Штрауса «На прекрасном голубом Дунае», который звучит во время стыковки челнока с Земли с космической станцией на околоземной орбите.

Но, вернёмся к «Бегущему по лезвию».

Опера Вагнера, название которой изящно вплетено Риддли Скоттом в слова Роя Батти, повествует о ещё одном сюжете, который противоположен идее сверхчеловека Ницше: о том, что невозможно жить в мире перманентной неги и наслаждений, что у любого человека есть в жизни сверхцели и сверхзадачи, без постоянного решения которых он не просто не может превратится в сверхчеловека — а, скорее всего, просто потеряет и те остатки человечности, которые есть у него и которые отличают его от обычной обезьяны.

Фигура же Рика Декарда, который противостоит Рою Батти в финальной сцене, ещё более загадочна. Во-первых, в его имени есть прямая отсылка к фигуре родоначальника рационализма — Рене Декарта. То есть, на самом деле это не просто драка между «белокурой бестией»-сверхчеловеком в исполнении Рутгера Хауэра и обычным, рациональным человеком в исполнении Харрисона Форда: это и вопрос морального и нравственного выбора — и вопрос схватки между рационализмом (Декарт) и иррационализмом (Ницше) в мозгах людей.

В руке Батти в момент финальной сцены всё ещё торчит гвоздь с момента его драки с Декардом, порождая ещё один мостик — к другому, христианскому сюжету. Сюжету распятия Иисуса Христа.

Батти ставится режиссёром в нелёгкий выбор: либо следовать доктрине самого Ницше («Падающего толкни!», которую следует всё же понимать не в том упрощённом смысле, что не следует помогать ближним, но в том, что самая действенная помощь ближнему — дать ему возможность достигнуть крайности, в которой можно будет положиться только на свои инстинкты выживания, чтобы возродиться или погибнуть) — или же помочь и спасти Декарта, чтобы он осознал свою ответственность за смерть друзей Батти от его рук. Поступок репликанта кажется в итоге нам иррациональным: он спасает Декарда, несмотря на то, что ему пришло время умирать согласно его внутренней киборг-программе, и несмотря на то, что на протяжении фильма полицейский-Декард убвает по очереди всех его друзей и только что пытался убить и самого Батти.

Однако, за этим простым поступком Батти, который не просто ставит его выше Декарда, но и перечёркивает всю конструкцию «эмоциональной ущербности» репликантов, на которой строился весь фильм, есть двойное дно. Вот оно:

В последних кадрах оригинальной версии «Бегущего по лезвию» мы видим фигурку единорога, сделанную в виде оригами из листа фольги. Вот этот общепринятый, окончательно выбранный Скоттом финал для его фильма:

Казалось бы, причём здесь глупая фигурка бумажного единорога?
Для понимания того двойного дна, который спрятал Риддли Скотт в «Бегущем по лезвию» надо вспомнить, как назывался роман Филиппа Дика, по которому и был поставлен «Бегущий по лезвию».
Название романа Дика — «Снятся ли андроидам электроовцы?»

Всё дело в том, что одним из фундаментальных отличий между репликантами и людьми описывается отсутствие у репликантов настоящей памяти и истинных чувств и эмоций: корпорация и общественность постулируют, что «это не люди».
Однако, в жизни никто из обычных людей неспособен отличить репликанта от настоящего человека, для чего и приходится выдумывать многоступенчатые психологические тесты, один из которых и показан в начале фильма:

Декард отправляется в корпорацию «Тайрелл», где производятся репликанты, чтобы узнать, работает ли этот тест Войта-Кампфа на модели «Нексус−6», к которой и относятся сбежавший Рой Батти и его друзья. Президент корпорации Тайрелл, чтобы испытать и Декарда, и возможности новой модели репликанта, вынуждает его вместо репликанта сначала провести тест Войта-Кампфа на своей секретарше Рейчел, которую играет Шон Янг. К удивлению Декарда, Рейчел не проходит тест, хотя Декарду потребовалось задать ей около ста вопросов. После этого откровения Декарду сообщают, что Рейчел — это экспериментальный репликант с имплантированной памятью и эмоциональностью, но практически идентичный человеку и в этой ипостаси.

Пытаясь доказать свою человеческую природу, Рейчел показывает ему свою детскую фотографию с матерью. Декард с ходу перечисляет Рейчел и другие её «воспоминания», на деле позаимствованные Тайреллом у своей племянницы и имплантированные в её сознание, чем приводит девушку в полное отчаяние.

Но, затем, в одном из эпизодов фильма мы видим уже и самого Декарда, смотрящего на старые, чёрно-белые фотографии своей семьи. Поскольку в этот момент Декард находится на подпитии, он, перебирая эти старые фотографии под музыку Вангелиса, которой пронизан весь фильм, медленно погружается в сон.
В своём сне он и видит фигуру скачущего единорога, который привязан к его воспоминаниям об усопших родственниках. Об этом говорит и сам Риддли Скотт, ставя уже окончательную точку в том, что Декард — это репликант-киборг. Которому таки снятся электроовцы:

Но ещё больше загадок раскидано в других местах фильма. Когда Декард стал охотником за репликантами? В его воспоминаниях он занимается этим давным-давно. Однако, у создателя репликантов — изобретателя Себастьяна мы тоже видим фигуру единорога, стоящую на полу среди прочих игрушек, что наводит нас на мысль, что единорог — это стандартный сюжет для программирования репликанта.
В начале фильма нам сообщают, что на Землю сбежали шесть репликантов: трое мужчин и трое женщин. Декард охотится за четырьмя: командиром боевого отряда Роем Батти, базовой моделью для удовольствий Прис, солдатом Леоном и танцовщицой Зорой. Двое мужчин и двое женщин.
Кроме того, нам сообщают, что «два репликанта проникли в здание корпорации и были там уничтожены». Мужчина и женщина.

Однако, по ходу фильма происходит странное: при первой встречи Роя с Декардом, тот сразу же называет его по имени: Рик. Ну а Прис встречает Рика фразой из произведения его далёкого тёзки, Рене Декарта.

Кроме того, при увеличении фотографии из комнаты Леона, Декард обнаруживает на ней человека, подозрительно похожего на себя, и алкогольный напиток, к которому неравнодушен и он сам.
Поэтому, судя по массе всех этих намёков, Декард был одним из тех шести сбежавших на Землю киборгов, а затем корпорация «Тайрелл» просто перепрограммировала Декарда, для того, чтобы он выступал против своих друзей-репликантов, захватив его при попытке проникновения в штаб-квартиру корпорации.
Та же участь постигла, судя по всему, и Рейчел, поскольку её нахождение даже в штаб-квартире «Тайрелла» на должности секретарши тоже противозаконно: киборги-репликанты запрещены на всей территории Земли.
Поэтому общественности и было объявлено, что два репликанта просто сгорели в защитном поле.

Ну и тогда, в общем-то, становится понятной и последняя фраза напарника Декарда — охотника Гаффа, которую он походя бросает Декарду:
«Ей не суждено долго жить. А впрочем, кто живёт?».
Он всё знает о Рейчел.

И, наконец, когда Декард вместе с Рейчел покидают квартиру, Рик на площадке перед дверью своей квартиры находит оригами-единорога. Оригами, которых непрерывно мастерит из обрывков бумаги его напарник Гафф.
Гафф знает и кто такой Декард. Он знает, что ни Рейчел, ни Декард не проживут долго — ведь оба они — лишь репликанты-андроиды из той же серии, что и убитые (отправленные в отставку) Риком Леон, Зора и Прис и погибший от ускоренного старения Рой Батти. Спасший своего друга Декарда.

Ну и в этом случае, в общем-то первоначальный, якобы «счастливый» конец, отвергнутый в итоге Скоттом, в котором Декард отвечает на вопрос Рейчел о том, когда она умрёт, фразой «никогда», оказывается ещё более трагичным и мрачным, нежели «открытый» конец итогового варианта фильма:

Декард и Рейчел едут по горной дороге, уверенные в том, что им предстоит долгая жизнь, но на деле двигаясь к своей скорой и неизбежной смерти. Смерти сверхлюдей, созданных людьми. Бегущих по тонкому лезвию. Прорывающихся через ворота Тангейзера к далёкому Ориону.

И да, оригинальные кадры съёмок горной дороги у Скотта никак не получались, в итоге чего он позаимствовал пейзаж у Стенли Кубрика. Из начальных кадров его фильма «Сияние»:

В общем, если вы уже смотрели «Бегущего по лезвию» — можете смело его пересматривать ещё раз. Увидите снова массу деталей, которые раньше ускользнули от вас.
Трансгуманизм — он вот такой. Важный во всех деталях.
Ошибаться нельзя — ибо цена ошибки — это жизнь разумного существа.

Источник