Я крепко сплю мне снится плащ твой синий
О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе.
Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.
Летели дни, крутясь проклятым роем…
Вино и страсть терзали жизнь мою…
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою…
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.
Не знаю, где приют твоей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла…
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла…
Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.
Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе» Блока
Стихотворение Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» относится к любовной лирике поэта. Оно посвящено реальному событию в жизни. Блок написал его в 1908 г., сразу же после того, как его покинула жена. Следует заметить, что их отношения были очень странными. Супруга поэта, Л. Менделеева, была актрисой, что накладывало очень большой отпечаток на ее жизнь. Между творческими людьми редко складываются прочные семейные отношения. Бурная жизнь постоянно толкает их на поиски новых сильных впечатлений. Так и произошло в семье Блока. Менделеева покинула его ради другого поэта – А. Белого. Блок тяжело переживал измену жены, которая долгое время была для него творческой музой.
В стихотворении чувствуется глубокое личное переживание автора. Он не использует сложную символику, присущую его раннему творчеству. За каждой строчкой ощущается боль обманутого человека. Образ «лица в простой оправе» — портрет жены, который постоянно находился на рабочем столе поэта. В нем он находил источник своего вдохновения.
Первое время после измены жены автор был во власти охватившей его злобы и непонимания. Он выбрасывает «заветное кольцо» и уверяет себя, что навсегда забыл о неблагодарной женщине. Лирический герой ищет выхода в «вине и страсти». Но постепенно его захлестывают воспоминания о счастливом прошлом. Брак был заключен в раннем возрасте, поэтому измена жены ассоциируется у Блока с потерей молодости.
Поэт пытается вернуть любимую. Но его мольбы и слезы остается без ответа. Здесь появляется еще один символ произведения – «синий плащ», в котором жена ушла из дома. В душе Блока уже нет злобы, он обращается к бывшей супруге с ласковыми словами: «милая, нежная». Даже во сне его постоянно преследует образ «синего плаща», который в одну ночь переломил надвое всю жизнь поэта.
Стихотворение завершается признанием того, что и молодость и любовь безвозвратно прошли. Беззаботные мечты навсегда покинули поэта. Символическим прощальным действием становится очищение стола от «лица в простой оправе».
Произведение все же не стало финальной точкой. Поддавшись на мольбы Блока, жена вернулась к нему, но вновь ушла через какое-то время. До самой смерти поэта продолжались эти загадочные отношения. Он сам, разуверившись в чистой любви, заводил кратковременные романы. Но первая жена навсегда осталась для него символом первой непорочной любви.
- Следующий стих → Александр Блок — О, весна без конца и без краю
- Предыдущий стих → Владимир Маяковский — Необычайное приключение
Читать стих поэта Александр Блок — О доблестях, о подвигах, о славе на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Источник
Из всех деятелей серебряного века очень часто выделяется один поэт. Он смог стать номинальным символом всей поэзии, а его стихи блистают в топах и подборках, так и в школьных учебниках литературы. Приуменьшить его влияние на нашу поэзию было бы неуважительно с моей точки зрения, так что сейчас мы отдадим небольшую дань гению русской поэзии. Представляю вашему вниманию топ 5 стихов Александра Александровича Блока.
5. “Россия”. Блок всегда имел особенный взгляд на мир. Он менялся под давлениями разных факторов, иногда те или иные моменты он освещал по разному или трактовал в своей особенной манере. Единственной вещью, которая не затронула такая особенность мышления стала тема Родины. Отношения Блока и родной земли всегда строилась на любви и бесконечной привязанности. У Александра Александровича есть множество разных стихотворений на тему Родины, но это я выделяю именно этот стих.
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи…
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,-
Как слезы первые любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет,-
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…
Ну что ж? Одной заботой боле —
Одной слезой река шумней
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
4. “Осенний вечер так печален”. Тема осени очень часто проскальзывает в творчестве Блока. Осень очень четко ассоциируется с темой печали. грусти, увядания жизни. Но так же осень имеет под собой тему любви, нежной печали, чувственности и неосязаемости природы. Данный стих прекрасно играет красками и показывает весь литературный талант Блока.
Осенний вечер так печален;
Смежает очи тающий закат…
Леса в безмолвии холодном спят
Над тусклым золотом прогалин.
Озер затихших меркнут дали
Среди теней задумчивых часов,
И стынет всё в бесстрастьи бледных снов,
В покровах сумрачной печали!
3 ” Летний вечер”. Стих рассказывающий о летнем вечере в усадьбе Блока. Молодой блок, закончив все свои дела наслаждается вечером. данный стих передает все красоту юности, ее живительные силы и ту радость, которую Блок испытывает на середине земного пути.
Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи.
Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей — красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди вечерней тишины.
Забудь заботы и печали,
Умчись без цели на коне
В туман и в луговые дали,
Навстречу ночи и луне!
2. “О доблестях, о подвигах, о славе”. Данный стих Александр написал после событий расставания со своей женой. Менделеева ушла к другому знаменитому поэту А. Белому. Данный стих любовной лирике стоит отнести к очень печальной и трагичной, перенесенной в серые и пасмурные тона.
Блок со своей женой Любовь Менделеевой
О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Перед мной сияло на столе.
Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.
Летели дни, крутясь проклятым роем…
Вино и страсть терзали жизнь мою…
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою…
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.
Не знаю, где приют твоей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла…
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла…
Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.
1. “Незнакомка”. Сильнейший из стихов любовной лирики Блока. Данный стих был так же написан Блоком после расставания с женой. Он был сильно опечален, грустил, жизнь шла под откос. В этот сложный период он искал смысл жизни, утраченный в печали. И именно в такой момент ему приходит образ незнакомки. Той самой музы, принцессы, которой он пытался добиваться. Обретя в ней новое дыхание, он ищет смысл в наших вещах.
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бессмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!»* кричат.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
На этом мы завершаем статью со стихами Блока. Пишите, подборку каких авторов вы хотите увидеть дальше. Подписывайтесь на канал и оставляйте отзывы. Каждое мнение важно, каждый комментарий я читаю. Всего вам лучшего и оставайтесь здоровья.
Источник
Отрывок из романа “…”
… Игорь опрокинул в себя рюмку и артистичным жестом выхватил с полки синий том.
– С вашего разрешения, господа и дамы, возьмем Блока. Прошу прощения, Сан Саныч, я слегка поколеблю ваш треножник с фимиамом. Какое самое известное стихотворение великого поэта? Ну, кроме поэмы «Двенадцать»? Конечно, вот это: «О доблестях, о подвигах, о славе». Но! Вдумайтесь: стихотворение сплошь основано на логических ляпах. Читаем первую строфу:
«О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твоё лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе.»
– О чем это? – Игореша обвел взглядом публику. – Некоторое время назад лирический герой был влюблён. Забывал даже о том, что обычно занимает мужчин куда больше, чем какая-то там любимая женщина – о славе. Разумеется, со своей любимой он находился в разлуке. От дамы сердца осталось лишь «лицо в простой оправе» – фотография или портрет.
«Но час настал, и ты ушла из дому…»
Здрасьте-пожалуйста! Оказывается, в предыдущей строфе она жила с ним, эта женщина? Сидела рядом, смотрела, например, в окно, а он в это время – на её портрет, сияющий на столе. Видимо, портрет сиял лучше. И он пялился на портрет, а не на свою даму. Ха, дорогой лир. герой! Я знаю, почему она от вас ушла. Я на её месте сделал бы то же самое.
«Но час настал, и ты ушла из дому,
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо».
Забыл? Значит, портрет выбросил? Ага, в ночь вместе с заветным кольцом. Если бы портрет продолжал стоять на столе, герой лица не забыл бы. Об эпитетах «заветное» (кольцо) и «прекрасное» (лицо) я уж молчу.
– Это стилистика жестокого романса, – наконец подала голос Люся. – В ней такие вещи допустимы.
– А далее ваще мрак, – отмахнулся Игорек:
«Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла,
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла».
Да это полный провал! Четыре глагольных рифмы подряд! И какие! «Снизошла-ушла», «оглянулась-завернулась»! “Я слезы лил…” – хорош слезливый герой, мечтающий о славе! Любой редактор, видя такую беспомощную технику, обязан закрыть рукопись и вернуть автору. Но это же Блок! Гений! Ему можно! А, кстати, по логике развития сюжета – получается, что героиня опять (опять!) ушла. Когда ж она успела вернуться? Об этом в тексте ничего нет!
«Не знаю, где приют своей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла…
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла..».
«Я крепко сплю». Люси, вот как бы вы отнеслись к такому признанию со стороны кавалера? Мужики, если вам когда-нибудь захочется поведать любимой о том, что вам без неё плохо, не говорите ей, что у вас крепкий сон и хороший аппетит! Далее, по психологии лир. героя: он то слезы льет, то крепко спит. Позвольте напомнить Станиславского: не ве-рю!
«Уж не мечтать о нежности, о славе,
Всё миновалось, молодость прошла!
Твоё лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола».
Как можно ставить «нежность» и «славу» в один смысловой ряд? Это – словно «теплое» и «зеленое» – слова не стыкуются. Классическая ошибка неопытных стихотворцев. Что касается «лица в простой оправе» – то оно, по идее, было убрано со стола ещё три строфы назад. Помните, когда лир. герой забыл лицо? Как же оное лицо снова оказалось на столе?
А эпитеты?! Плащ – синий, оправа – простая, ночь – сырая. Банальность на банальности. А где символизм, коим столь славен Блок? Где, в каких строках его можно здесь обнаружить и оценить? И сие творение выдается за образец поэзии? По-моему, все это – лицо-кольцо, нашла-ушла, ушла-снизошла – не выдерживает ни малейшей критики.
– Разделал Блока, как селедку, – скупо улыбнулась Люся. – Забавно.
– Понятное дело, – Димка наконец прорвался сквозь монолог Игоря, – чтобы оценить эти стихи, нужно понимать их контекст, а именно, иметь представление о личностях Александра Блока и Любови Менделеевой. Читатели – а это были люди из их же круга – видели в этих стихах нечто большее, чем просто слова. Символизм как раз и подразумевает, что есть некий скрытый, сакральный смысл. Считалось, что это тайное знание доступно «посвященным» современникам Блока. А ты, Игорек, анатомировал текст как набор слов, по их первому плану. При таком анализе испарился весь дух эпохи.
– Спасибо, что объяснил, блин. Но позволь, старик, немного похулиганить, развлечь Люси. Да и согласись, Димыч: если бы сегодня тебе кто-нибудь принес такие стихи, не называя автора, ты бы раздолбал их почище меня! Я отнюдь не хотел развенчать Сан Саныча. У меня иная цель: показать, насколько могут меняться критерии совершенства и красоты в зависимости от эпохи. Даже в такой подробно обжитой среде, как поэтика. Люси права: сегодня такой текст можно воспринимать разве что как жестокий романс. Многие шедевры прежних времен сегодня, скажем так, не актуальны. Но парадокс истории в том, что произведение, по сути, давно ушло, а слава его автора длится.
– А мне в этом стихотворении больше всего жаль его героиню – Любу Менделееву, – повела плечом Люся. – Из нее при жизни сделали идола и водрузили на пьедестал. О ее трагедии на этом столпе никто не вспоминает. Все – ах, Блок! А она?
– Как сказала по поводу ее воспоминаний Анна Ахматова, «тебя любили Блок и Белый. Помолчи!» – подкинул дров Игорек.
– А ну, знатоки, скажите, кто из гениев русской поэзии рифмовал «себя-тебя» и «не мог-занемог»?
– Пу-шкин, – хором протянули мы с Димычем, переглянулись и рассмеялись. – Это из первой строфы «Онегина».
– Наливайте, мальчики! Так за что пьем?
– А кто в ладу с эпохою, тому проблемы пОбоку! – тут же выдал Димыч.”
Источник
Âî âðåìÿ ìîåé ïîåçäêè â ïðåäðîæäåñòâåíñêóþ Ïðàãó â äåêàáðå 2018 ã. ðîäèëñÿ íîâûé êàðìåí-ðîìàíñ íà ìóçûêó èíñòðóìåíòàëüíîãî ôà-ìèíîðíîãî ðîìàíñà Ï.È.×àéêîâñêîãî (òî÷íåå, åãî ôðàãìåíòîâ). Ýòîãî îäíîãî èç ðàííèõ è ñàìûõ ìóçûêàëüíî-ïîýòè÷åñêèõ åãî ïðîèçâåäåíèé (Op.5, 1868).  2018 ã. èñïîëíèëîñü 150 ëåò ñ ìîìåíòà åãî ñîçäàíèÿ.
Óäàëîñü ìóçûêàëüíî àäàïòèðîâàòü äëÿ íåãî çíàìåíèòîå ñòèõîòâîðåíèå Àëåêñàíäðà Áëîêà “Î äîáëåñòÿõ, î ïîäâèãàõ, î ñëàâå”. Êñòàòè, ñòèõîòâîðåíèå íàïèñàíî â 1908 ã. (â ãîä 40-ëåòèÿ ðîìàíñà ×àéêîâñêîãî). Ê íåìó ìåòîäîì ïîýòè÷åñêîé èíêðóñòàöèè áûëè äîáàâëåíû ôðàãìåíòû äðóãîãî ñòèõîòâîðåíèÿ À.Áëîêà “Ìèðû ëåòÿò, ãîäà ëåòÿò” (1912).
Íàñêîëüêî ìíå èçâåñòíî, ýòî ïåðâûé è ïîêà åäèíñòâåííûé ðîìàíñ ×àéêîâñêîãî íà ñòèõè Áëîêà. Ïî ïîíÿòíûì ïðè÷èíàì ñàì ×àéêîâñêèé íå ìîã èñïîëüçîâàòü ïîýòè÷åñêîå òâîð÷åñòâî Áëîêà, ïîñêîëüêó óø¸ë èç æèçíè â 1893 ã., êîãäà þíîìó Áëîêó áûëî âñåãî 13 ëåò. Íî ìåòîä ïîýòè÷åñêîé èíêðóñòàöèè ïîçâîëÿåò îñóùåñòâëÿòü ïîäîáíóþ ðåêîíñòðóêöèþ.
Íîâûé ðîìàíñ âêëþ÷åí â ðåïåðòóàð Ìîñêîâñêîãî êàìåðíîãî àíñàìáëÿ BELSONECO (“Áëàãîçâó÷èå”).
Î ÄÎÁËÅÑÒßÕ, Î ÏÎÄÂÈÃÀÕ, Î ÑËÀÂÅ
ìóç. Ï.×àéêîâñêèé, ñë. À.Áëîê
Î äîáëåñòÿõ, î ïîäâèãàõ, î ñëàâå
ß çàáûâàë íà ãîðåñòíîé çåìëå,
Êîãäà òâî¸ ëèöî â ïðîñòîé îïðàâå
Ïåðåäî ìíîé ñèÿëî íà ñòîëå.
__
Íî ÷àñ íàñòàë, è òû óøëà èç äîìó.
ß áðîñèë â íî÷ü çàâåòíîå êîëüöî.
Òû îòäàëà ñâîþ ñóäüáó äðóãîìó,
È ÿ çàáûë ïðåêðàñíîå ëèöî.
__
ß çâàë òåáÿ, íî òû íå îãëÿíóëàñü,
ß ñë¸çû ëèë, íî òû íå ñíèçîøëà.
Òû â ñèíèé ïëàù ïå÷àëüíî çàâåðíóëàñü,
 ñûðóþ íî÷ü òû èç äîìó óøëà.
__
Ëåòåëè äíè, êðóòÿñü ïðîêëÿòûì ðîåì
Âèíî è ñòðàñòü òåðçàëè æèçíü ìîþ
È âñïîìíèë ÿ òåáÿ ïðåä àíàëîåì,
È çâàë òåáÿ, êàê ìîëîäîñòü ñâîþ
< èíòåðëþäèÿ >
__
Ìèðû ëåòÿò. Ãîäà ëåòÿò. Ïóñòàÿ
Âñåëåííàÿ ãëÿäèò â íàñ ìðàêîì ãëàç.
À òû, äóøà, óñòàëàÿ, ãëóõàÿ,
Î ñ÷àñòèè òâåðäèøü, êîòîðûé ðàç?
< èíòåðëþäèÿ >
__
Íå çíàþ, ãäå ïðèþò ñâîåé ãîðäûíå
Òû, ìèëàÿ, òû, íåæíàÿ, íàøëà
ß êðåïêî ñïëþ, ìíå ñíèòñÿ ïëàù òâîé ñèíèé,
 êîòîðîì òû â ñûðóþ íî÷ü óøëà
__
Óæ íå ìå÷òàòü î íåæíîñòè, î ñëàâå,
Âñ¸ ìèíîâàëîñü, ìîëîäîñòü ïðîøëà!
Òâî¸ ëèöî â åãî ïðîñòîé îïðàâå
Ñâîåé ðóêîé óáðàë ÿ ñî ñòîëà.
< ïîñòëþäèÿ >
__
Audio (Ìèõàèë Ïëåòí¸â): https://www.youtube.com/watch?v=pkZdl2SYyNA
====
<< «Ðîìàíñ» îð. 5 áûë ñî÷èíåí ×àéêîâñêèì â ïåðèîä åãî ñòðàñòíîãî óâëå÷åíèÿ Äåçèðîé Àðòî. Ïüåñà ïîñâÿùåíà åé. Èñêðåííîñòü è ïðîíèêíîâåííîñòü ýòîé ìóçûêè íàâåÿíû ëè÷íûìè ïåðåæèâàíèÿìè êîìïîçèòîðà.
Ïüåñà íàïèñàíà â èçëþáëåííîé ×àéêîâñêèì òðåõ÷àñòíîé ôîðìå, òîé, â êîòîðîé íàïèñàíû áîëüøèíñòâî ïüåñ áîëåå ïîçäíåãî ôîðòåïèàííîãî öèêëà «Âðåìåíà ãîäà». Ñðåäíÿÿ ÷àñòü êîíòðàñòèðóåò êðàéíèì è èäåò â áîëåå îæèâëåííî äâèæåíèè.  «Ðîìàíñå» ëåãêî óçíàþòñÿ òèïè÷íûå ÷åðòû áóäóùåãî ôîðòåïèàííîãî ñòèëÿ ×àéêîâñêîãî: äóýòíîå ðàçâèòèå ìåëîäèè (ñîçäàåòñÿ âïå÷àòëåíèå ðàçãîâîðà äâóõ ïåðñîíàæåé: òåìå, ðàçâåðíóòîé â âåðõíåì ãîëîñå îòâå÷àåò ñðåäíèé ñàìîñòîÿòåëüíûé ãîëîñ), âî âñåé ôàêòóðå ïüåñû ìíîãî ìåëîäè÷åñêèõ ãîëîñîâ. Ñàìà òåìà «Ðîìàíñà» òèïè÷íà äëÿ ìåëîäè÷åñêîãî ñòèëÿ ×àéêîâñêîãî, èíûìè ñëîâàìè, äàæå åñëè íå çíàòü çàðàíåå, ÷òî ýòî ïðîèçâåäåíèå ×àéêîâñêîãî, ñ ïåðâîãî æå ïðîñëóøèâàíèÿ îá ýòîì ìîæíî ÿñíî äîãàäàòüñÿ.  öåëîì ðàçâèòèå ïåðâîãî ðàçäåëà «Ðîìàíñà» îðãàíè÷íî áëàãîäàðÿ âíóòðåííåé êîíòðàñòíîñòè, êîòîðàÿ è îáóñëàâëèâàåò ìåëîäè÷åñêîå å ðàçâèòèå áîëüøîãî äûõàíèÿ ñâîéñòâî, òèïè÷íîå äëÿ çðåëîãî ñòèëÿ ×àéêîâñêîãî.
Ñðåäíÿÿ ÷àñòü «Ðîìàíñà» – Allegro energico íàïèñàíà â èíîì õàðàêòåðå; îíà íàïîìèíàåò ñêåðöî â ðèòìå ïëÿñêè. Ñåðäå÷íîå èçëèÿíèå óñòóïàåò ìåñòî áûòîâîé êàðòèíêå. Ðàçâèòèå ìóçûêàëüíîãî îáðàçà ïðèâîäèò ê ãðàíäèîçíîìó ðàçðàñòàíèþ çâó÷àíèÿ, ê ÿðêîé, ïî÷òè ñèìôîíè÷åñêîé êóëüìèíàöèè. Ýòîò êîíòðàñò ñ êàíòèëåííûìè (ïåâó÷èìè) ðàçäåëàìè ïüåñû íåîáû÷àéíî óñèëèâàåò ýìîöèîíàëüíóþ âûðàçèòåëüíîñòü ìóçûêè.
Ýòà ðàííÿÿ ôîðòåïèàííàÿ ïüåñà ñ åå êîíòðàñòíûìè ðàçäåëàìè ïðè åäèíñòâå òåìàòè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, ïðè ñî÷åòàíèè ëèðèçìà è äðàìàòèçìà â îïðåäåëåííîé ìåðå ïðåäâîñõèùàåò õàðàêòåðíûå ÷åðòû áóäóùåãî òâîð÷åñòâà ×àéêîâñêîãî-ñèìôîíèñòà. >> (À.Ìàéêàïàð)
Источник