Иванов иосиф толкующий сны виночерпию и хлебодару

Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:

  • Главная
  • »

  • Искусство
  • »

  • Бытие
  • »

  • “Иосиф, толкующий сны заключённым с ним в темнице виночерпию и хлебодару”, Иванов

Иосиф, толкующий сны заключённым с ним в темнице виночерпию и хлебодару

 Книга Бытия, глава 40, стихи 6-19

       “И пришел к ним Иосиф поутру, увидел их, и вот, они в смущении.       И спросил он царедворцев фараоновых, находившихся с ним в доме господина его под стражею, говоря: отчего у вас сегодня печальные лица?       Они сказали ему: нам виделись сны; а истолковать их некому. Иосиф сказал им: не от Бога ли истолкования? расскажите мне.
       И рассказал главный виночерпий Иосифу сон свой и сказал ему: мне снилось, вот виноградная лоза предо мною; на лозе три ветви; она развилась, показался на ней цвет, выросли и созрели на ней ягоды; и чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову и подал чашу в руку фараону.
       И сказал ему Иосиф: вот истолкование его: три ветви – это три дня; через три дня фараон вознесет главу твою и возвратит тебя на место твое, и ты подашь чашу фараонову в руку его, по прежнему обыкновению, когда ты был у него виночерпием; вспомни же меня, когда хорошо тебе будет, и сделай мне благодеяние, и упомяни обо мне фараону, и выведи меня из этого дома, ибо я украден из земли Евреев; а также и здесь ничего не сделал, за что бы бросить меня в темницу.
       Главный хлебодар увидел, что истолковал он хорошо, и сказал Иосифу: мне также снилось: вот на голове у меня три корзины решетчатых; в верхней корзине всякая пища фараонова, изделие пекаря, и птицы клевали ее из корзины на голове моей.
       И отвечал Иосиф и сказал: вот истолкование его: три корзины – это три дня; через три дня фараон снимет с тебя голову твою и повесит тебя на дереве, и птицы будут клевать плоть твою с тебя”.

Автор: Иванов Александр Андреевич (1806-1958г.г.)

Время создания: 1827 г.

Место создания: Италия,Рим

Материалы: холст, масло

Размеры: 1,78 м х 2,13 м

Экспозиция: Россия, Санкт-Петербург, Государственный Русский музей

История картины

       В картине воплощена тема столкновения человека с Судьбой. Сюжет взят из Библии (Книга Бытия).
Иосиф Прекрасный, проданный братьями в рабство, попал в египетскую темницу, где вместе с ним оказались заключены виночерпий и хлебодар фараона. Оба бывших царедворца видели загадочные сны, которые они и рассказали Иосифу.
 

       Юноша предсказал скорое освобождение виночерпию и казнь хлебодару. В подтверждение своего пророчества, Иосиф указывает рукой на стену темницы, где высечен египетский рельеф – казнь четырех человек. Все исполнилось согласно словам Иосифа.
 

       Интересно, что и виночерпий, и хлебодар написаны с одного натурщика, но в их облике художник изобразил противоположные чувства.

       Сюжет был задан Иванову обществом поощрения художеств; в сентябре 1827 года картина была представлена на совет Академии художеств. В 1827 году за эту картину и за картон “Лаокоон с детьми” Иванов получил от Академии художеств из средств общества поощрения художеств золотую медаль первого достоинства, а в 1828 году – звание художника.
       Картина экспонировалась на академической выставке в 1827 году.

Источник

Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару. 1827 г.

Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина. 1831–1833 гг.

Девочка-альбанка в дверях. Начало 1830-х гг.

Мальчик пифферари. Начало 1830-х гг.

Жених Campagnuolo, выбирающий кольцо для невесты. 1839 г.

Ветка. Конец 1840-х — начало 1850-х гг.

В парке Аричча. 1841 г.

Октябрьский праздник. Сцена в лоджии. Подготовительный этюд. 1842 г.

Октябрьский праздник в Риме у Понте Молле. Эскиз. 1842 г.

Путешественник (предполагаемый автопортрет). 1840-е гг.

Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения. 1834–1836 гг.

Явление Мессии. Фрагмент.

Голова Иоанна Крестителя. 1840-е гг.

Явление Мессии. 1837–1857 гг.

Голова раба. 1840-е гг.

Фарисеи. Этюд к картине «Явление Мессии». 1840-е гг.

Воскресение. Эскиз. 1845 г.

Три женские головы. 1830–1840-е гг.

Фрагмент картины «Явление Мессии».

Аппиева дорога при закате солнца. 1845 г.

Вода и камни под Палаццуоло. Начало 1850-х гг.

Дерево в парке Гиджи. 1840-е гг.

Пляска перед золотым тельцом. 1850-е гг.

Хождение по водам. 1850-е гг.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. ИВАНОВА

1806 16/28 июля — родился в Петербурге в семье академика Академии художеств Андрея Ивановича Иванова. Крещен в православной церкви.

1817, октябрь — определен в Петербургскую академию художеств «посторонним учеником».

1822, 23 декабря — удостоен первой серебряной медали за рисунок двух натурщиков (ГТГ).

1823 — помогает отцу в росписи иконостаса в церкви Правв. Захарии и Елизаветы.

1824, февраль — пишет эскиз «Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне». Выполняет рисунок обнаженного натурщика (ГТГ).

16 сентября — получает золотую медаль за картину «Приам, испрашивающий у Алиллеса тело Гектора» (ГТГ).

1826 заканчивает эскиз «Благоденствие России».

1827 награжден золотой медалью 1-й степени за картину «Иосиф, толкующий сны в темнице виночерпию и хлебодару» (Русский музей) и за картон со слепка Лаокоона.

1828, сентябрь — совет Академии определяет: «представить г. президенту исходатайствовать чрез мин. Нар. Просв. всемилостивейшее соизволение на пожалование Иванова в звание художника 14 кл. — в воздаяние его неусыпного старания об усовершенствовании себя в живописном искусстве».

1829 — отказывается от мысли о женитьбе на дочери учителя музыки Гюльпена ради поездки пенсионером в Италию. Заканчивает картину «Беллерофонт, отправляющийся в поход против Химеры» (Русский музей).

1830, лето — отъезд за границу вместе с Григорием Лапченко. Посещение Германии, Австрии, городов Северной Италии, Флоренции. Знакомство с музеями, частными собраниями картин и художественными галереями Европы. Копирует голову Сикстинской мадонны Рафаэля и Венеру Медицейскую.

Октябрь-ноябрь — прибытие в Рим. Знакомство с городом.

30 ноября — кончина папы Пия VIII. Закрытие Ватикана до избрания нового папы. Поездка Иванова по городам Италии. Посещение Флоренции.

1831, начало года — возвращение в Рим. Получение известия об отставке отца.

1831–1832 копирование фрески Микеланджело «Адам» в Сикстинской капелле. Карандашные эскизы к «Иосифу и жене Потифара».

1831–1833 работа над эскизами к картине «Братья Иосифа находят чашу в мешке у Вениамина».

1831–1834 — работа над картиной «Аполлон, Гиацинт и Кипарис». Пишет первые эскизы на тему «Иоанн Креститель и Христос». Знакомство с Н. Рожалиным.

1833, март — смерть сестры Елизаветы. Прошение в Общество поощрения художников о поездке в Палестину. Отказ Совета общества.

1834, май — поездка по городам Северной Италии. Посещение Болоньи, Феррары. Венеции, Падуи, Вероны, Милана, Пармы. Пишет портрет Виттории Лапченко.

1834–1835 работает над картиной «Явление Христа Магдалине после Воскресения».

1834–1837 — работа над композицией и эскизами к картине «Явление Христа народу».

1835–1836 рисует обнаженную натуру во Французской академии в Риме.

1836, лето — смерть сестры Марии.

Осень — получает звание академика за картину «Явление Христа Магдалине после Воскресения». Приступает к работе над картиной «Явление Христа народу». Смерть О. Кипренского.

1837, лето — путешествие по Средней и Северной Италии. Посещение Флоренции, Орвиетто, Ассизи и других городов.

Октябрь — возвращение в Рим.

1838 — знакомство с Н. В. Гоголем. Путешествие по Северной Италии. Написаны два варианта акварели «Жених, выбирающий серьги для своей невесты» (Русский музей и ГТГ).

4 декабря — приезд в Рим великого князя Александра Николаевича.

12 декабря — государь наследник посетил мастерскую А. Иванова и пожаловал художнику трехлетнее содержание на окончание картины «Явление Христа народу».

1838–1839 — написаны акварель «Ave Maria» (датирована 1839 г., Русский музей) и пейзаж «Понтийские болота» (ГТГ).

1839, 25 марта — мастерскую Иванова посещают Н. В. Гоголь, М. П. Погодин и С. П. Шевырев.

Источник

28 июля 1806 года родился русский художник Александр Иванов, известный широкой публике как автор грандиозного полотна «Явление Христа народу». Иванов был одним из крупнейших мастеров русского академизма, его произведения в основном отражают библейские и антично-мифологические сюжеты. Работа над своей главной картиной затянулась у художника на двадцать лет. За это время он создал огромный цикл библейских акварелей и рисунков, множество этюдов, пейзажей и портретов.

АиФ.ru предлагает читателям познакомиться с другими его работами.

С одиннадцати лет мальчик учился под руководством своего отца, профессора живописи Андрея Ивановича Иванова в Императорской Академии Художеств. За написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора» (1824) был награждён малой золотой медалью.

С одиннадцати лет мальчик учился под руководством своего отца, профессора живописи Андрея Ивановича Иванова в Императорской Академии Художеств. За написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора» (1824) был награждён малой золотой медалью.

В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару».

В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару».

Общество поощрения художников, покровительствовавшее Иванову, решило послать его за границу для дальнейшей учёбы, но предварительно потребовало, чтобы он написал ещё одну картину на тему «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры» (1829).

Общество поощрения художников, покровительствовавшее Иванову, решило послать его за границу для дальнейшей учёбы, но предварительно потребовало, чтобы он написал ещё одну картину на тему «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры» (1829).

В Италии первые работы Иванова состояли в копировании «Сотворения человека» Микеланджело в Сикстинской капелле и в написании эскизов на разные библейские сюжеты. «Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина» (1831-1833 годы).

В Италии первые работы Иванова состояли в копировании «Сотворения человека» Микеланджело в Сикстинской капелле и в написании эскизов на разные библейские сюжеты. «Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина» (1831-1833 годы).

«Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» (1834).

«Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» (1834).

Усердно изучая Священное Писание, в особенности Новый Завет, Иванов всё более увлекался мыслью изобразить на большом полотне первое явление Мессии народу, но прежде чем приступить к этой трудной задаче, хотел испробовать свои силы над менее масштабным произведением. Так появилась на свет картина «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» (1835).

Усердно изучая Священное Писание, в особенности Новый Завет, Иванов всё более увлекался мыслью изобразить на большом полотне первое явление Мессии народу, но прежде чем приступить к этой трудной задаче, хотел испробовать свои силы над менее масштабным произведением. Так появилась на свет картина «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» (1835).

За двадцать лет работы над «Явлением Христа народу», художник создал огромный цикл библейских акварелей и рисунков, а также множество этюдов, пейзажей и портретов. «Человек в шапочке, смотрящий вверх» (1830-е годы),

За двадцать лет работы над «Явлением Христа народу», художник создал огромный цикл библейских акварелей и рисунков, а также множество этюдов, пейзажей и портретов. «Человек в шапочке, смотрящий вверх» (1830-е годы),

«Николай Васильевич Гоголь» (1840-е),

«Николай Васильевич Гоголь» (1840-е),

«Виктория Марини» (1840-е),

«Виктория Марини» (1840-е),

«Храм Весты в Риме».

С одиннадцати лет мальчик учился под руководством своего отца, профессора живописи Андрея Ивановича Иванова в Императорской Академии Художеств. За написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора» (1824) был награждён малой золотой медалью.

С одиннадцати лет мальчик учился под руководством своего отца, профессора живописи Андрея Ивановича Иванова в Императорской Академии Художеств. За написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора» (1824) был награждён малой золотой медалью.

В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару».

В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару».

Общество поощрения художников, покровительствовавшее Иванову, решило послать его за границу для дальнейшей учёбы, но предварительно потребовало, чтобы он написал ещё одну картину на тему «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры» (1829).

Общество поощрения художников, покровительствовавшее Иванову, решило послать его за границу для дальнейшей учёбы, но предварительно потребовало, чтобы он написал ещё одну картину на тему «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры» (1829).

В Италии первые работы Иванова состояли в копировании «Сотворения человека» Микеланджело в Сикстинской капелле и в написании эскизов на разные библейские сюжеты. «Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина» (1831-1833 годы).

В Италии первые работы Иванова состояли в копировании «Сотворения человека» Микеланджело в Сикстинской капелле и в написании эскизов на разные библейские сюжеты. «Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина» (1831-1833 годы).

«Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» (1834).

«Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» (1834).

Усердно изучая Священное Писание, в особенности Новый Завет, Иванов всё более увлекался мыслью изобразить на большом полотне первое явление Мессии народу, но прежде чем приступить к этой трудной задаче, хотел испробовать свои силы над менее масштабным произведением. Так появилась на свет картина «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» (1835).

Усердно изучая Священное Писание, в особенности Новый Завет, Иванов всё более увлекался мыслью изобразить на большом полотне первое явление Мессии народу, но прежде чем приступить к этой трудной задаче, хотел испробовать свои силы над менее масштабным произведением. Так появилась на свет картина «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» (1835).

За двадцать лет работы над «Явлением Христа народу», художник создал огромный цикл библейских акварелей и рисунков, а также множество этюдов, пейзажей и портретов. «Человек в шапочке, смотрящий вверх» (1830-е годы),

За двадцать лет работы над «Явлением Христа народу», художник создал огромный цикл библейских акварелей и рисунков, а также множество этюдов, пейзажей и портретов. «Человек в шапочке, смотрящий вверх» (1830-е годы),

«Николай Васильевич Гоголь» (1840-е),

«Николай Васильевич Гоголь» (1840-е),

«Виктория Марини» (1840-е),

«Виктория Марини» (1840-е),

«Храм Весты в Риме».

Оставить
комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Источник

профессор Александр Павлович Лопухин

Иосиф в темнице с двумя придворными фараона

Быт.40:1.
После сего виночерпий царя Египетского и хлебодар провинились пред господином своим, царем Египетским.

Евр. текст ст. 1 не называет виночерпия и хлебодара главными или начальствующими, но прибавка эта у LXX и слав. в ст. 1 вполне точна, так как ниже (ст. 2, 7–9) вельможи, провинившиеся перед фараоном, не раз называются и в еврейском тексте – начальником виночерпиев и начальником хлебодаров. Должности эти при восточных царских дворах считались и были очень важными; вся сила восточных деспотов опиралась на множество придворных, совмещавших личную службу царю со службой государственною. В чем состояла вина придворных фараона, библейский текст не говорит. Имея ввиду произвол восточных деспотов, каравших своих слуг и за ничтожные проступки, р. Ярхи полагал, что в чашу виночерпия могла попасть муха, в хлебе, подаваемом фараону хлебодаром, могли оказаться соринка, уголь и т.п. Таргум Ионафана, напротив, с большей вероятностью предполагает подозрение обоих вельмож в намерении отравить царя; в этом обвинении виночерпий оправдался, а хлебодар – нет.

Быт.40:2–4.
И прогневался фараон на двух царедворцев своих, на главного виночерпия и на главного хлебодара,

и отдал их под стражу в дом начальника телохранителей, в темницу, в место, где заключен был Иосиф.

Начальник телохранителей приставил к ним Иосифа, и он служил им. И пробыли они под стражею несколько времени.

Навлекшие на себя гнев фараона царедворцы царем были отданы, за неимением нарочитых государственных тюрем в древнем Египте (как и на всем Востоке, даже и в новое время), в темницу при доме Потифара, который получает теперь возможность смягчить участь не только этих вельмож, но и ранее заключенного здесь Иосифа: он приставляет его к вельможам для личных услуг их. Еврейское janim, дни, нередко означают: год (1Цар. 1:3, 7, 2:19), но здесь (ст. 4) слово это, вероятно, означает неопределенное и, может быть, небольшое число дней.

Быт.40:5–8.
Однажды виночерпию и хлебодару царя Египетского, заключенным в темнице, виделись сны, каждому свой сон, обоим в одну ночь, каждому сон особенного значения.

И пришел к ним Иосиф поутру, увидел их, и вот, они в смущении.

И спросил он царедворцев фараоновых, находившихся с ним в доме господина его под стражею, говоря: отчего у вас сегодня печальные лица?

Они сказали ему: нам виделись сны; а истолковать их некому. Иосиф сказал им: не от Бога ли истолкования? расскажите мне.

Эти стихи образуют вступление к пересказу и толкованию снов обоих придворных.

В состоянии тревоги за жизнь свою, всецело зависимую от каприза и произвола деспота-фараона, оба его царедворца, без сомнения, ожидали указания свыше на судьбу свою может быть именно во сне, так как египтяне, по Геродоту (2 кн., 83) гадание и предвидение будущего производили от божества и сновидения считали одним из средств откровения воли божества.

Мидраш (Beresch. r. Par. 88, s. 432), на основании конструкции предложения ст. 5, говорит, что каждый вельможа видел сон свой и вместе толкование сна своего товарища, чем будто бы и объясняется, что, по ст. 16, хлебодар нашел, что Иосиф хорошо истолковал сон виночерпия. Но, не говоря о неестественности такого предположения, против него прямо говорит ст. 8, по которому истолкования снов не было дано ни одному из вельмож фараона. В этом 8 ст. высказываются неодинаковые воззрения вельмож фараона и Иосифа на источник снотолкования: первые готовы видеть его в научной мудрости и изучении школьном, последний указывает на Бога, как на единственный источник всякой мудрости и просвещения человека, чем внушает им относить последующее свое снотолкование единственно к Богу.

Истолкование сна виночерпия

Быт.40:9.
И рассказал главный виночерпий Иосифу сон свой и то сказал ему: мне снилось, вот виноградная лоза предо мною;

Геродот отрицает существование и культуру виноградной лозы в Египте (2 кн., 77) и говорит, что египтяне вместо вина пьют пиво, приготовляемое из ячменя. Это свидетельство Геродота было одним из оснований для библейских критиков отодвигать составление кн. Бытия, рассказывающей в рассматриваемой главе (ср. Чис. 20:5; Пс. 77:47, 104:33) о виноградниках и виноградном вине в Египте, к позднейшему времени. Но свидетельство Геродота весьма неопределенно, в других же местах своей истории он говорит об употреблении виноградного вина (οῖνος ἀμπελίνος) жрецами и при жертвах (2 кн., 37,39), и даже, подобно Диодору Сицилийскому, Страбону, Плинию, отождествляет Озириса с Дионисом-Вакхом (2кн., 42,48,144). Вероятно, поэтому, в указанном месте Геродот говорит лишь о сравнительно меньшем развитии виноделия в Египте, в сравнении с Грецией. Если бы даже понимать это свидетельство в строгом смысле, то и тогда заключение от времен Геродота ко временам Иосифа было бы малостоятельно: 13 веков, разделяющих отца истории от библейского патриарха, могли существенно изменить физиономию Египта (теперь виноградничество в Египте не процветает вследствие запрещения вина исламом). Но наука египтология теперь имеет неоспоримое доказательство в пользу Библии и против Геродота: в окрестностях Бени-Гассана, Фив и великих пирамид на монументах найдены многочисленные изображения картин и виноградничества, и виноделия. То и другое, несомненно, восходит ко временам еще до Иосифа.

Быт.40:10–13.
на лозе три ветви; она развилась, показался на ней цвет, выросли и созрели на ней ягоды;

и чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову и подал чашу в руку фараону.

И сказал ему Иосиф: вот истолкование его: три ветви – это три дня;

через три дня фараон вознесет главу твою и возвратит тебя на место твое,

Выслушав живое и наглядное изображение виночерпием сна (10–11 ст.), в котором он являлся исполняющим обязанности своего звания, Иосиф дает толкование сна (12–13): через 3 дня фараон «вознесет главу» виночерпия, т.е., вспомнив о заслугах его и найдя его невиновным, восстановит его в прежнем достоинстве (ср. 4Цар. 25:27).

Быт.40:14–15.
и вспомни же меня, когда хорошо тебе будет, и сделай мне благодеяние, и упомяни обо мне фараону, и выведи меня из этого дома,

ибо я украден из земли Евреев; а также и здесь ничего не сделал, за что бы бросить меня в темницу.

К толкованию своему, в истинности которого Иосиф, очевидно, совершенно убежден, Иосиф присоединяет просьбу виночерпию – по освобождении своем напомнить фараону и содействовать его освобождению из темницы, причем, кратко и в общих чертах передавая свою историю, Иосиф говорит, что как продан («украден» – поступок братьев Иосифа был человекохищением) он из «земли евреев» (территории, занятой потомками Авраама в Ханаане) безвинно, так и в Египте попал в темницу без всякого преступления. Забвение виночерпием этой просьбы Иосифа (ст. 23) было последним тяжелым испытанием его.

Истолкование сна хлебодара

Быт.40:16–17.
Главный хлебодар увидел, что истолковал он хорошо, и сказал Иосифу: мне также снилось: вот на голове у меня три корзины решетчатых;

в верхней корзине всякая пища фараонова, изделие пекаря, и птицы [небесные] клевали ее из корзины на голове моей.

Услышав благоприятное для товарища (евр. tob здесь – счастливый, благоприятный, неточно LXX: ὀρθῶς, Vulg.: prudenter; слав.: «прямо», – хлебодар не мог быть убежден в правильности толкования, которое еще ничем не могло быть проверено), хлебодар рассказывает Иосифу свой сон, представляющий и черты сходства с сном виночерпия – несение служебных обязанностей, число 3 («корзины решетчатые», ст. 16; так вероятнее всего следует передавать евр. sallejchori, а не «корзины хлебные», как у LXX, Vulg. и др. переводах). Несение корзин на голове – совершенно в духе древне-египетских житейских обычаев: по Геродоту (2 кн., 38) мужчины у египтян носят тяжести на головах, женщины – на плечах.

Быт.40:18–19.
И отвечал Иосиф и сказал [ему]: вот истолкование его: три корзины – это три дня;

через три дня фараон снимет с тебя голову твою и повесит тебя на дереве, и птицы [небесные] будут клевать плоть твою с тебя.

В своем толковании второго сна Иосиф обращает внимание на то обстоятельство, что хлебодар в несении своего служебного долга встретил препятствие, ущерб от птиц, и истолковывает, по внушению Божию, последний сон в неблагоприятном смысле: через 3 дня фараон обезглавит (в евр. «вознесет голову», как и в ст. 13, но в смысле прямо противоположном) этого вельможу и птицы будут пожирать сам труп его.

Исполнение толкования Иосифом снов

Быт.40:20–22.
На третий день, день рождения фараонова, сделал он пир для всех слуг своих и вспомнил о главном виночерпии и главном хлебодаре среди слуг своих;

и возвратил главного виночерпия на прежнее место, и он подал чашу в руку фараону,

а главного хлебодара повесил [на дереве], как истолковал им Иосиф.

День рождения древние цари и другие знатные люди всегда пировали устроением пиров и проч.; Геродот (1 кн., 133) свидетельствует это о царях персидских; ср. евангелский рассказ об Ироде (Мф. 14:6–7). У египетских царей день рождения был вместе и днем объявления амнистии разным преступникам; в данном случае, вспомнив об обоих заключенных вельможах, фараон дает амнистию, восстановление в прежнем достоинстве, только виночерпию, согласно изъяснению его сна Иосифом (ст. 21); хлебодара же, по противоположному объяснению Иосифа, казнил (казнь эта со днем рождения фараона совпала случайно и не была постоянной принадлежностью этого дня).

Быт.40:23.
И не вспомнил главный виночерпий об Иосифе, но забыл его.

Психологически вполне понятно забвение знатным и теперь вполне счастливым вельможей бедного раба – Иосифа, его услуги и просьбы. Талмудисты в этом обстоятельстве видели божественное наказание Иосифу за его грех человеконадеяния, вместо надежды на одного Бога, и ссылались при этом на Пс. 39:5. Но подлинный высший прагматизм истории Иосифа, бесспорно, лучше понимает святой Иоанн Златоуст, говоря: «Иосифу нужно было (2 года) ожидать благоприятного времени, чтобы выйти из темницы со славой. Если бы виночерпий, вспомнив о нем прежде сновидений фараона, своим ходатайством освободил его из темницы, то его добродетель для многих, быть может, осталась бы неизвестной. А теперь благопромыслительный и премудрый Господь, как искусный художник, зная, сколько времени золото должно оставаться в огне и когда его нужно вынимать оттуда, попускает виночерпию забыть об Иосифе в продолжение двух лет, для того, чтобы настало время и для сновидения фараона, и по требованию самой нужды праведник сделался известным по всему царству фараона» (Бес. 63, с. 675).

Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. – Изд. 4-е. – Москва : Дар, 2009. / Т. 1: Ветхий Завет / [ред. группа: М. В. Грацианский и др.]. – 1055 с. / Книга Бытия. 28-385 с. ISBN 978-5-485-00270-1

Комментарии для сайта Cackle

Источник

Читайте также:  Сны с четверга на пятницу сбываются или нет и что они означают