Исчезли юные забавы как сон как утренний туман сочинение
Стихотворение “К Чаадаеву” Александра Пушкина проникнуто вольнолюбивым духом и явно выражает политические и гражданские взгляды поэта. Чтобы лучше понять его и увидеть детали, стоит прочесть краткий анализ “К Чаадаеву” по плану. Представленный разбор произведения можно использовать для объяснения материала на уроке литературы в 9 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением К Чаадаеву.
История создания – написано стихотворение в ранний период творчества поэта, в 1818 году. Оно адресовано другу молодого Пушкина, Петру Чаадаеву. Опубликовано альманахе “Северная звезда” в 1829 году, с искажениями и без согласия автора.
Тема стихотворения – свобода и борьба с самодержавным правлением, надежда на то, что Россия “пробудится ото сна”.
Композиция – произведение построено по принципу “теза – антитеза”, основанном на контрасте. Первая часть говорит о прошлом, которое автор считает наивной юностью. Вторая посвящена настоящему, а третья – будущему. Мотив пробуждения ото сна открывает и закрывает произведение, закольцовывая композицию.
Жанр – послание другу, которое становится посланием всему обществу, жанровое новаторство Пушкина.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб с кольцевой и перекрестной рифмовкой.
Метафоры – “горит еще желанье“.
Эпитеты – “юные забавы“, “утренний туман“, власти роковой“.
Оксюморон – “тихой славы“.
Сравнение – “как сон, как утренний туман“, “как ждет любовник молодой минуты первого свиданья“.
Обращение – “мой друг”.
Инверсия – “власти роковой“.
История создания
Написан стих в 1818 году, когда автор, позже несколько разошедшийся со своим старшим другом Петром Чаадаевым во взглядах на жизнь, пока еще видел в нем умудренного годами, мудрого наставника и лицейского друга. Свободолюбивые идеи Петра Яковлевича были близки и Пушкину. Чаадаев состоял в декабристском обществе, а за свое “Философское письмо”, в котором излагались взгляды Петра Яковлевича на общественное устройство, был объявлен сумасшедшим.
Свой отпечаток на произведение наложило и то, что в 1818 году Пушкин состоял в либеральном сообществе “Зеленая лампа”, члены которого критиковали режим правящего российского императора.
Тема
Главная тема произведения – отнюдь не дружба, хотя фактически это дружеское послание. Но это только формально – на самом деле Пушкин говорит о свободе, о свержении самодержавия и возможном пробуждении России ради лучшего будущего. Это действительно политическое произведение, поэтому оно использовалось как средство агитации. До опубликования (версия в журнале “Северная звезда” искажена по сравнению с оригиналом) распространялось в списках. В нем рассмотрены все проблемы, волнующие как Чаадаева, так и самого Пушкина.
Несмотря на доверительный дружеский тон, в стихотворении чувствуется твердая гражданская позиция. Поэт сам готов отойти от частных интересов ради дела восстановления России и призывает к тому же других. Он абсолютно убежден, что в будущем страна станет свободной.
Композиция
Композиционно это произведение подразделяется на три части.
В первой автор, еще юный и наивный, ждет любви и славы, но постепенно “утренний туман” его жизни рассеивается. Во второй части он уже избавился от иллюзий юности, но это не значит, что он смирился – он ждет и надеется на лучшее будущее. Наконец, третья часть – это взгляд в будущее, где “Россия вспрянет ото сна“.
Мотив пробуждения присутствует и в первой части – таким образом композиция закольцовывается.
Эмоциональный настрой стихотворения также изменяется – если в начале лирический герой печален, он огорчен тем, что надежды его юности не оправдались, то в конце он бодр, несмотря на то, что реальная жизнь пока печальна. Но он настойчиво призывает всех членов общества к тому, чтобы постараться изменить ситуацию.
Лирический герой воплощает собой идеи самого Пушкина, так что его образ можно считать автобиографическим. Поэт считает, что государство может развиваться и преуспевать, но для этого необходимо изменить существующий жизненный уклад.
Средства выразительности
В своем послании Пушкин использует многочисленные средства выразительности. Метафора в нем всего одна – “горит еще желанье“, но также есть и другие:
- Эпитеты – “юные забавы“, “утренний туман“, власти роковой“, “святая вольность”, “нетерпеливою душой”.
- Оксюморон – “тихой славы“.
- Сравнение – “как сон, как утренний туман“, “как ждет любовник молодой минуты верного свиданья“.
- Обращение – “мой друг”.
- Инверсия – “власти роковой“.
- Метонимия – “звезда пленительного счастья”.
Любимый Пушкиным четырехстопный ямб делает стихотворение максимально простым и одновременно убедительным. Этот стихотворный размер позволяет просто и в то же время ярко выразить мысль. Но особенно выразительным его делает последняя строфа, которая состоит из пяти строк.
Тест по стихотворению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Дима Наседкин
7/7
Алёна Мельникова
7/7
Lilnait Student
7/7
Галина Генке
7/7
Оля Щукина
5/7
Динар Мифтахов
7/7
Любовь Александрова
6/7
Asiya Badjaeva
7/7
Светлана Григорьева
7/7
Артём Смоленский
7/7
Рейтинг анализа
Средняя оценка: 4.4. Всего получено оценок: 209.
Источник
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Краткое содержание
Стихотворение «К Чаадаеву», написанное в 1816 году, по жанру принадлежит к гражданской лирике, посланию с элементами философских размышлений. Поэтому в нем отсутствует сюжетная составляющая, оно практически не содержит ярких эмоций и образов. Пушкин всего лишь делится с другом своими взглядами, выражает свое отношение к сложившейся ситуации.
Уже в первых строках ощущается тенденция ухода поэта от недавнего, так любимого им романтизма. Все те чувства, которые раньше вызывали бурю эмоций – любовь, страдание, ревность, надежду сегодняшний Пушкин считает мальчишеством. Он уверен, что им уже не место в стране, раздираемой политическими разногласиями из-за отсутствия справедливости и свободы.
В стихотворении звучит призыв отдать всего себя служению России. В это понятие поэт вкладывает защиту родины и простого народа от ее поработителей-самодержцев. Слова, которые он использует (свобода, звезда, товарищ и др.) вполне можно назвать революционными.
Финальная фраза «И на обломках самовластья напишут наши имена!» говорит о решимости встать в один ряд с теми патриотами, задача которых – свержение самодержавия и проведение реформ.
Анализ
История создания
Это стихотворное послание поэт адресовал Петру Чаадаеву, философу и публицисту, дружба с которым началась еще в Царском Селе. Своими идейными убеждениями и взглядами на состояние общества Пушкин во многом обязан влиянию этого человека.
Знакомство юного Александра с Петром Чаадаевым состоялось в 1816 году, когда оба молодых человека встретились в доме русского литератора и историка Н.М. Карамзина. В ту пору Чаадаев был назначен адъютантом лейб-гвардейского полка в Царском Селе и имел за плечами военный опыт, приобретенный в сражениях с французами.
Его всесторонняя образованность покорила молодого лицеиста, разделявшего гражданскую позицию Петра Яковлевича. Молодых людей сблизила общность взглядов на многие вещи, хотя, они много и часто спорили о методах борьбы с монархией и о государственном устройстве.
Послание, написанное вскоре после окончания лицея, пропитано юношеским максимализмом, и его можно назвать продолжением этих споров. Молодой поэт отдавал предпочтение революционному методу борьбы, в чем с ним не соглашался Чаадаев, которому претило любое проявление насилия.
Вольнолюбивый характер послания стал причиной отказа в публикации, более того, стихотворение было внесено в список запрещенных. Несмотря на это, оно моментально распространилось в рукописном варианте, причем, каждый, кто переписывал текст, старался дополнить его чем-то своим. В итоге появилось почти семьдесят вариантов этого произведения. Стихотворение все-таки было опубликовано в 1829 году в «Северной звезде», несмотря на то, что Пушкин был категорически против искаженного варианта. В первозданном виде стихотворение появилось лишь в 1901 году.
Впоследствии друзья окончательно разошлись во взглядах, однако, сближало их то, что оба подвергались постоянным гонениям и считались опальными. В итоге, Петр Чаадаев был объявлен сумасшедшим, а Пушкин за свою недолгую жизнь неоднократно подвергался политическим репрессиям и ссылкам.
Персонажи и образы
Несмотря на то, что послание адресовано конкретному человеку, образ Чаадаева вырисовывается очень смутно. Звучит лишь призыв-обращение посвятить отчизне «души прекрасные порывы». Скорее всего, у Пушкина была цель – этим неясным образом замаскировать истинное назначение произведения.
Образ России Пушкин олицетворяет фразой: «Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье». Светлому чувству любви к родине противопоставлена ненависть к царскому режиму, не позволяющему ей дышать и свободно развиваться. Пушкин страстно желает помочь ей сбросить оковы «гнета власти роковой».
Прибегая к ярким сравнениям, поэт описывает прекрасное время молодости, «пока сердца для чести живы», сравнивая ожидание перемен с томлением любовника, предвкушающего «минуты верного свиданья».
Композиция
Композиционно в произведении можно выделить три части. Первая – это прошлое, когда герои еще были полны ожиданием «любви, надежды, тихой славы». Но все растворилось, словно в тумане, и во второй части читатель видит суровую действительность – отчизна страдает и взывает к помощи. В третьей части автор пытается нарисовать светлое будущее, которое должно наступить после падения «самовластья». Стихотворение представляет собой монолитный текст, без деления на строфы.
Жанр
Определение жанра данного произведения не вызывает затруднений – это послание, но послание не только другу, но и обществу в целом. Литературное направление – реализм.
По роду литературы стихотворение относится к лирике. Здесь можно выделить несколько ее разновидностей: гражданская (переживания за судьбу отечества); любовная (томление влюбленного перед свиданием); философская (размышления о прошлом и будущем).
Размер и средства художественной выразительности
При написании «К Чаадаеву» Пушкин использовал четырехстопный ямб. Рифма в первых четырех стихах – перекрестная (АБАБ), в следующих четырех – опоясывающая (ВГГВ) и последние пять строк оформлены не совсем обычной рифмовкой по типу ДЕДЕД.
Произведение написано четким, выразительным языком. Использование таких слов, как «вольность», «власть», «свобода», «отчизна» еще раз подчеркивает его принадлежность к гражданской лирике.
Словосочетания «горит желанье» (единственная метафора в тексте), «свободою горим», «души прекрасные порывы» раскрывают душевное состояние поэта.
Художественные образы создаются с помощью эпитетов: «нетерпеливая душа», «юные забавы», «роковая страсть» и сравнений: «как ждет любовник молодой», «как сон, как утренний туман».
Проблематика и основная идея произведения
Пушкин поднимает в стихотворении очень важную для себя и для общества проблему свободы слова, мыслей и действий. Его эмоциональная смелость писать об этом практически не завуалированно, объясняется его молодостью, потому что зрелый и поздний Пушкин, уставший от постоянных преследований и ссылок, намного сдержаннее в выражении своих чувств.
Произведение принято рассматривать, как патриотический порыв и призыв к свержению существующего строя, побуждение декабристов к действию. Но основная идея была несколько иной. Для Пушкина это, прежде всего, послание к другу, отношениями с которым он очень дорожил. Он не сомневался, что Чаадаеву предначертано войти в историю России, как вершителю благих дел. Данное послание – это задушевная товарищеская беседа на волнующие поэта темы: состояние дел в обществе, положение в нем поэта, человеческое взросление и наступление зрелости.
Актуальность этого пушкинского творения бесспорна. Современному читателю оно демонстрирует пронзительную любовь к родине, стремление сделать ее лучше и счастливее, не взирая ни на какие обстоятельства.
Ирина Зарицкая | ???? Скачать PDF |
Источник
В послании «К Чаадаеву» различные поэтические средства помогают выразить идею произведения: борьбу за свободу и свержение самодержавия.
Одним из средств является эпитет, который поэт использует в первой части своего послания, рассказывая о том, что он юн, наивен и глуп, но исчезают «юные забавы, // Как сон, как утренний туман» из его жизни, избавляя его от иллюзий и ожидания счастья и славы. Во второй части стихотворения А.С.Пушкин пишет о настоящем, где использует метафору «горит еще желание», показывая, что все же надежды лирического герой не исчезли насовсем.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Как стать экспертом?
Также поэт использует сравнение во второй части «Как ждет любовник молодой// Минуты верного свидания», описывая внутренний протест герой, который хочет свободы слова, хочет выражать свои мысли и чувства, но не может «под гнетом власти роковой», и инверсия, присутствующая в этих строках, это усиливает. В третей строфе он все также надеется на светлое будущее, используя метафору «Россия вспрянет ото сна», он ждет свержения самовластия.
Таким образом, поэтические средства помогают А.С.Пушкину выразить главную идею стихотворения и показать стремления героя, который борется за свободу и счастливое будущие.
15. Как раскрывается философская лирика в стихотворении А.А. Блока “Опять над полем Куликовым?
“Философская лирика – это раздумья о смысле жизни или о вечных человеческих ценностях. Это дает основание отнести стихотворение А.А. Блока к поэзии, полной скрытого смысла.
Поэт затрагивает тему вечной борьбы России за свободу. А Куликовская битва становится символом освобождения. В приведенном фрагменте Блок чувствует надвигающиеся перемены в жизни и судьбе России: «Опять над полем Куликовым взошла и расточилась мгла». Являясь представителем литературного течения «серебряного века» – символизма, он придает символам многозначность: «мгла» в его строках это не только надвигающаяся революция, но и отголоски прошлого, которые снова повторяются. Используя аллюзию, автор предвещает то, что скоро произойдет что-то страшное.
Несмотря на то, что «не слышно грома битвы», поэт сразу узнает начало «мятежный дней». Предчувствия лирического героя сопровождают изменениями природы: мгла, которая окутала небо, «словно облаком суровым», «трубы лебедей», улетавших, почувствовав приближения беды, «тучи», – все это говорит о том, что «час настал», и страна должна быть снова готова потерпеть переворот. Поэтому Блок призывает всех тех, кто хочет защитить Родину от гражданской войны, уповать лишь на волю бога: «Молись!»
Таким образом, стихотворение «На поле Куликовом» можно отнести к философской поэзии, ведь поэт размышляет о будущем еще дореволюционной России.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id60071
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
.
Источник
ПУШКИНСКИЙ ДОМ ПОРОЧИТ ПУШКИНА
О том, кто и когда переделал пушкинскую «зарю» в советскую «звезду»
«Мы ленивы и нелюбопытны», — писал в свое время
А.С. Пушкин. И он прав. Его
слова справедливы уже на протяжении почти
двух столетий. В том числе и в отношении меня (в порядке самокритики).
Более тридцати лет в Моей домашней
библиотеке лежал мертвым грузом большой
том А.С. Пушкина за 1907 год «Полное собрание сочинений в одном томе» под редакцией А.
Скабичевского. Но яза это время даже ни разу не удосужился
посмотреть, насколько дореволюционный текст соответствует советскому (остальные издания у меня советского периода
40-х — 60-х гг.). И только в этом
году обнаружил, что многие тексты не
соответствуют и иногда очень значительно.
Когда
же было написано стихотворение «К ЧЕДАЕВУ» и его точное название. Такое политически
зрелое стихотворение написано совсем юным Пушкиным 6 января 1818 года.
Побывав
в Пушкинском доме, узнал, что в начале 20-х годов XX
века шли споры, кому принадлежит стихотворение. Пушкиновед Гофман выдвинул версию, что
стихотворение
написал К. Рылеев. Эту точку зрения разделял и В. Брюсов, стоявший
тогда во главе издательства «Художественная литература». Поэтому до 1925 года
стихотворение «К Чаадаеву» не включалось в пушкинские издания. Именно тогда Л. Гроссман
доказал, что стихотворение написано А. Пушкиным, и его опять стали включать в
собрание сочинений поэта.
Я решил
проверить, соответствует ли советский текст дореволюционному и каково первоначальное
название.
Неожиданно
для меня оказалось, что и название, и текст довольно значительно отличаются. Я стал
внимательно сравнивать каждую строчку и сделал вывод, что дореволюционное издание
во всех отношениях лучше. Судите сами
1-я строфа Любви, надежды, ТИХОЙ славы Недолго НЕЖИЛ нас Исчезли юные забавы, Как СОН, как | печать 1907 года: Любви, надежды, ГОРДОЙ Недолго ТЕШИЛ нас Исчезли юные забавы, Как ДЫМ, как |
Выделенные слова не соответствуют. В одной строфе целых три слова.
Сразу видно, что эпитет «гордой» гораздо больше подходит, чем «тихой».
Пушкин мечтал, конечно, о гордой славе, а не о тихой. Глагол «тешил» также более
уместен, чем «нежил». Ну, и сравнение «исчезли,
как дым» ярче, нагляднее, чем «как сон». К тому же восклицательный
знак в конце
больше соответствует тональности стихотворения, чем точка с запятой.
2-я Но в нас ГОРИТ еще Под гнетом власти Нетерпеливою душой Отчизны внемлем ПРИЗЫВАНЬЕ. | печать 1907 года: Но Под гнетом власти Нетерпеливою душой Отчизны внемлем ПРИЗЫВАНЬЯ. |
Опять
слова «кипят желанья» больше
соответствуют смыслу стихотворения, чем «горит
желанье». Много желаний кипит, а не одно горит. К тому же слово «гореть» повторяется в 4-й
строфе: «Пока свободою горим…»
3-я Мы ждем с Минуты вольности Как ждет любовник Минуты ВЕРНОГО свиданья. | печать Мы ждем, с Минуты вольности Как ждет любовник Минуты СЛАДКОГО свиданья. |
И здесь слово
«сладкого» уместнее, чем «верного». Обычно ждут «сладкого» свиданья, а верного и
ждать нечего.
4-я строфа «Пока свободою горим…»
полностью соответствует печатной 1907 года.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
5-ястрофа (советское изменение): Товарищ, верь: ЗВЕЗДА пленительного счастья, Россия вспрянет ото И на обломках НАПИШУТ наши имена. | печать 1907 года: Товарищ, верь: ЗАРЯ Россия вспрянет ото И на обломках НАПИШЕТ наши имена. |
Здесь
удивляет совершенно некстати появившееся в советском изменении слово «звезда»
вместо «заря». У Пушкина и в
других стихах «заря». Например, в стихотворении «Деревня»:
…И над отечеством
свободы просвещенной
Взойдет ли, наконец,
прекрасная заря?
Заря
всходит (занимается), окрашивая значительную часть неба, а звезда ничего не окрашивает. Поэтому и здесь «звезда» ухудшает качество. К тому же
более уместно, что «Россия вспрянет ото сна и напишет
наши имена», чем (в советском
изменении) кто-то «напишет».
И
название стихотворения издания 1907 года «Петру Яковлевичу Чаадаеву» звучит более
уважительно, чем просто «К Чаадаеву».
Итак, стихотворение явно искажено и испорчено.
Проблема
в том, что при Пушкине стихотворение не печаталось, а распространялось в
списках. Оригинал, по-видимому, не сохранился.
В
Пушкинском доме удалось выяснить, что последнюю версию (со звездой) впервые
опубликовал в 30-е гг. М. Цявловский, известный пушкиновед и редактор академического
издания 1937 года и 2-го тома (где помещено стихотворение «К Чаадаеву»). Он
где-то нашел список со словом «звезда». Причем пушкиноеды, почему-то считают, что
это изменение было самым достоверным. Даже если это так (в чем я очень сомневаюсь), то все
равно школьники должны учить лучший в художественном отношении подлинник, а
не самый «достоверный». Достоверный далеко не всегда лучший.
Вот
подлинное послание:
Любви,
надежды, гордой
славы
Недолго
тешил
нас обман,
Исчезли
юные забавы,
Как
дым,
как утренний туман!
Но в нас кипят еще желанья,
Под
гнётом власти роковой
Нетерпеливою
душой
Отчизны внемлем призыванья.
Мы
ждём с томленьем упованья
Минутывольности святой,
Как
ждёт любовник молодой
Минутысладкого свиданья.
Пока
свободою горим,
Пока
сердца для чести живы,
Мой
друг, Отчизне посвятим
Души
прекрасные порывы!
Товарищ,
верь: взойдёт она,
Заря пленительного счастья,
Россия
вспрянет ото сна,
И
на обломках самовластья
Напишет
наши имена!
М.Н. Мухаревский.
Рязань.
Источник