Иллюстрация чудесный сон к хору римского корсакова на севере диком

Иллюстрация чудесный сон к хору римского корсакова на севере диком thumbnail
Римский-КорсаковН.А. Римский-Корсаков

Настоящим чародеем музыкальной живописи был Николай Андреевич Римский-Корсаков. И великим сказочником в русской музыке.

Композитор с детства боготворил природу. Он открывал в ней очарование сказки. А когда стал музыкантом, выразил свою любовь в звуках. В его музыке зазвучала даже радуга, нарисованная звуками оркестра в опере «Млада»:

Один конец в леса вонзила»
Другим за облака ушла —
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.

Ф. Тютчев

В музыкальных картинках Римский-Корсаков воспроизводил трепет и пробуждение весны, роскошь красок осени, картины южного лета и таинственные пейзажи русской зимы. Но особенно по душе ему было море. Он любовался им не только с берега. Еще юношей, учась в Морском корпусе, он бывал в походах на Балтике. А молодым морским офицером три года провел в плавании по Атлантике и Средиземноморью. Испытал все повадки океана и впитал в себя его красоту.

Море оживет в его симфонических поэмах «Садко» и «Антар», в сюите «Шехеразада», в оркестровых картинах сказочных и былинных опер. Его море, по образному определению Асафьева, величаво плещет, взметываясь раскидистыми волнами, а через мгновение спокойно дышит, нежно и ласково колышется, как бы баюкая себя своим собственным ровным дыханием. А потом снова порыв, снова налет ветра: бурно пенясь, в яростном приливе взметываются волны, и выходят на берег тридцать три богатыря, во главе с дядькой Черномором.

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
«Сказка о царе Салтане» А. Пушкина.

Сказка царе салтанеСказка царе Салтане

Римский-Корсаков написал на ее основе свою, музыкальную, сказку — оперу о Салтане, его сыне царевиче Гвидоне и Царевне-Лебеди. В опере сказочно все — и сюжет, и вокальные партии, и симфонические картины. Вот где музыка поистине живописна. Или симфонические картины «Море и звезды» и «Три чуда». Слушаешь их и представляешь себе полотна Виктора Васнецова, Михаила Врубеля или рисунки Ивана Билибина. Музыкальному вступлению ко второму акту «Море и звезды» композитор предпослал эпиграф из сказки Пушкина:

Бочка по морю плыветБочка по морю плывет

В синем море звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.

Эти строчки целиком воспроизведены в музыке. И последовательность музыкальных картин та же. Слушая «Море и звезды», будто видишь каждую деталь» нарисованную поэтом в стихах. Звучит фанфарный призыв, приглашая слушателем удвоить свое внимание. Фанфары начинают все картины
оперы. И возникает в оркестре широкая, величественная тема мерно колышущегося океана. Эта
тема точно «прокалывается» короткими аккордами челесты, и в холодноватых, «небесных» (челеста по-русски — «небесная») звуках мы слышим, нет, видим, как зажигаются звезды. Неожиданно тревожно загудели литавры, мрачно забасили фаготы и тромбоны. Идет по небу туча. Возникает новая тема в оркестре — тяжелая, неуклюжая. Она звучит на пульсирующем фоне скрипок. Так и чудится, что по волнам перекатывается тяжеленный предмет. Да это же бочка! Огромная дубовая бочка! А в ней плачет,
бьется царица: всхлипывают флейты и кларнеты, вскрикивают скрипки и гобои. А как же царевич?

«И растет ребенок там

не по дням, а по часам».

И растет ребенок там не по дням а по часамИ растет ребенок там не по дням а по часам

Неужели и это рисует музыка? Да. Светлая мелодия — тема Гвидона, зародившаяся в прозрачном звучании кларнета, переходит к валторнам, звучащим более низко, мужественно. Словно ломается голос подростка, который превращается в юношу. Постепенно напряжение в оркестре спадает. Грозный рокот стихий сменяется ласковым журчанием скрипок и деревянных духовых инструментов. Наши герои спасены. Занавес поднимается, и мы видим, как из разбитой бочки на берег неизвестного острова выходит Гвидон со своей матерью царицей Милитрисой.

Столь же живописны «Три чуда». Эта музыкальная картина предваряет последнее действие оперы «Сказка о царе Салтане». Ее содержание раскрывает большой стихотворный эпиграф, в котором описываются чудеса сказочного города Леденца, где княжит царевич Гвидон.

Тут и белочка, что грызет золотые орешки и с присвисточкой поет: «Во саду ли, в огороде», и тридцать три богатыря «в чешуе, как жар горя», и несказанной красоты Царевна-Лебедь. И все эти три чуда оживают в чудесной музыке Н. Римского-Корсакова.

Белка песенки поет, и орешки все грызетБелка песенки поет, и орешки все грызет

Грациозно-игривая белочка — звонкие, щелкающие звуки ксилофона, челесты, флейт и гобоев. Не забыта и «присвисточка» белочки — флейта-пикколо (маленькая флейта). И ее песенка звучит, знакомый народный мотив «Во саду ли…» Увесисто шагают под мужественный марш богатыри, выходящие из бурлящего моря, чтобы охранять столицу. Сказочно-загадочная тема Царевны-Лебеди, невесты юного Гвидона, покожа перезвон колокольчиков. И в конце симфонического антракта «Три чуда» в ослепительных и мощных звуках всего оркестра проходят перед нашим воображением картины
чудо-города Леденца.

Полет на черте ВакулыПолет на черте Вакулы

Почти в каждом сочинении Римского-Корсакова, будь то опера или симфония, романс иди обработка народной песни, и всюду мы найдем картины, нарисованные звуками, музыкальную живопись. Взять хотя бы полет на черте  кузнеца Вакулы в опере «Ночь перед рождеством». Музыка точно воспроизводит картину из повести Гоголя: «Все было светло в вышине. Воздух в легком серебряном тумане был прозрачен. Все было видно; и даже можно было заметить, как вихрем пронесся мимо их, сидя в горшке, колдун; как звезды, собравшись в кучу, играли в жмурки; как клубился в стороне облаком целый рои
духов». В музыке вы услышите и «увидите» все подробности этой фантастической картины.
Поистине музыкальным кудесником был Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Загрузка…

Источник

«На севере диком», композитор С.И. Танеев. МГДМШ им. Гнесиных – старший хор

«На севере диком стоит одиноко…» — не один романс, а несколько романсов на одноименное стихотворение М. Ю. Лермонтова.

Романс известен с музыкой очень многих композиторов.

Читать стихотворение Лермонтова «На севере диком стоит одиноко».

Стихотворение было создано великим поэтом по просьбе князя Вяземского в марте 1841 года незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ[1][2][3].

Это был перевод стихотворения немецкого поэта Гейне «Ein Fichtenbaum steht einsam» («Сосна стоит одиноко»), сочиненного Гейне в 1822 году[1] или в 1827 году[3] (по немецким источникам: сочинено в 1822/1823 г., впервые опубликовано в 1827 г.). Причем Лермонтов сделал два варианта перевода этого стихотворения[3].

Это стихотворение об одиночестве, о боли, о страдании, о неразделенной любви, о несбывшихся мечтах… Это — стихотворение-тоска.

Однако правильнее было бы назвать стихотворение «На севере диком…» самостоятельным произведением, навеянным лирикой Гейне[2][1] — уж слишком много в него своего, собственной боли вложил Лермонтов.

Через четыре месяца после создания этого стихотворения, 27 (15) июля 1841 года, в неожиданно разразившуюся грозу, был убит на дуэли поэт Михаил Лермонтов.

Стихотворение впервые было опубликованно уже после смерти поэта — в 1842 году в «Отечественных записках»[3].

До Лермонтова свой перевод этого стихотворения сделал А. А. Фет, и его перевод был опубликован в 1841 году в журнале «Москвитянин», № 12[3]. Существуют и более поздние переводы того же стихотворения Гейне, и к ним сочиняли музыку разные композиторы.

Но наибольшую известность получил перевод Лермонтова. Его стихотворение вошло в классику русской литературы. В лермонтовском переводе в стихотворении особенно зазвучала главная его тема — боль одиночества, безысходность.

Проникновенность и лиризм строчек Лермонтова привели к тому, что они вдохновили на создание музыки более 100 композиторов, вот неполный список их: Х. Г. Пауфлер (1845), А. С. Даргомыжский (1850), И. Маренич (1853), Н. А. Римский-Корсаков (1876), М. Н. Офросимов (1877), Э. Я. Длусский (1889), С. В. Рахманинов, женский хор без сопровождения (1895), М. А. Балакирев (1896), М. М. Ипполитов-Иванов (смешанный хор без сопровождения, 1896), Е. Безродная, В. И. Ребиков (двухголосный хор без сопровождения, 1900), А. Б. Гольденвейзер (1902), Г. А. Алчевский (1908); С. В. Панченко, смешанный хор без сопровождения (1909), Н. К. Метнер, Б. В. Асафьев, В. М. Богданов-Березовский, А. Ф. Гедике, С. И. Габель (1879, под названием «Сосна» с посвящением певице Вильгельмине Ивановне Рааб-Плющевской), К. Ю. Давыдов, А. А. Дерфельдт (под названием «Сосна и пальма»); З. А. Левина, А. В. Мосолов[4], Н. Д. Дмитриев (посвящен певцу Александру Додонову); В. Г. Агафонников (1965), Н. А. Маныкин-Невструев (1914) и т. д.[3][5].

И. Шишкин. «На севере диком»

В конце XIX — начале XX веков широкое распространение на русских сценах получил романс с музыкой Н. Д. Дмитриева (1829—1893), посвятившего свой романс певцу-тенору Александру Додонову (1837—1914)[6]. Однако романс вошел в репертуар и других певцов, особенным успехом пользовалось трио исполнителей[7][8]: Мария Михайлова (1864—1943), Александр Давыдов (1872—1944) , Владимир Касторский (1870—1948). Прослушать запись 1909 года — см. видеоролик; все трое певцов на тот момент были солистами Петербургской императорской труппы и с успехом выступали на сцене Мариинского театра и с камерным концертным репертуаром.

К 50-летию смерти Лермонтова (1891 г.) художник И. И. Шишкин создал иллюстрацию к этому стихотворению — картину «На севере диком».

Появляются новые поколения музыкантов, которые тоже, вдохновленные строками Лермонтова, кладут их музыку — уже собственную музыку, своего сочинения, на современное им звучание.

Романс продолжает существовать в разных музыкальных интерпретациях.

[править] Современные романсы

[править] Источники

  1. ↑ 1,01,11,2 Рассказы о шедеврах живописи // Шишкин И. «На севере диком»
  2. ↑ 2,02,1 Анализ стихотворения — На севере диком стоит одиноко…
  3. ↑ 3,03,13,23,33,43,5 НА СЕВЕРЕ ДИКОМ СТОИТ ОДИНОКО…
  4. ↑ Лермонтовская энциклопедия // «На севере диком стоит одиноко»
  5. ↑ Лермонтов в Музыке. Справочник (Москва, Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1983)
  6. ↑ Додонов Александр Михайлович
  7. ↑ Дмитриев Николай Дмитриевич (композитор)
  8. ↑ Большая биографическая энциклопедия // Дмитриев, Николай Дмитриевич

Источник

Сочинения Николая Андреевича Римского-Корсакова с указанием названия, тональности, номера опуса, года создания, жанра/исполнительского состава, с комментариями.

ПроизведениеТональностьНомер опусаДата созданияЖанр/исп.составКомментарийСимфония № 1es-moll (2-я редакция: e-moll)op. 11865 (2-я редакция: 1884)Для симфонического оркестраПосвящение: «Федору Андреевичу Канилле». Издание 1890 (2-я редакция)«Щекою к щеке ты моей приложись»ор. 2 № 11865Слова Гейне (перевод М. Михайлова). Посвящение М.П. Мусоргскому. Издание 1966«Пленившись розой, соловей»ор. 2 № 21866Слова Кольцова. Посвящение М.Р. Кюи«Колыбельная песня»ор. 2 № 31866Слова Мея (из драмы «Псковитянка»). Посвящение С.И. Беленицыной«Из слез моих»ор. 2 № 41866Слова Гейне (перевод М. Михайлова). Посвящение Л.И. Шестаковой«Ель и пальма» («На северном голом утесе»)ор. 3 № 11866, 2-я ред. 1888 для голоса с оркестромСлова Гейне (перевод М. Михайлова). Посвящение А.П. Бородину«На холмах Грузии»ор. 3 № 41866Слова Пушкина. Посвящение С.И. Беленицыной. Издание 1866Садкоор. 51867 (окончательная редакция — 1892)Музыкальная картина. Для симфонического оркестраПосвящение М. А. Балакиреву. Издание 1870 (1892 — окончательная редакция)Фантазия на сербские темы (Сербская фантазия)ор. 61867 (окончательная редакция — 1887)Для симфонического оркестраПосвящение А. П. Бородину. Издание 1870 (окончательная редакция 1895)«Еврейская песня» («Сплю, но сердце мое чуткое не спит»)ор. 7 № 21867Слова Мея (часть стихотворения из цикла «Еврейские песни»). Посвящение М.П. Мусоргскому«Где ты, там мысль моя летает»ор. 8 № 11870Слова неизвестного автора. Посвящение П.И. Чайковскому«Ночь»ор. 8 № 21868Слова Плещеева. Посвящение Н.Н. Римской-Корсаковой. Издание 1870«Тайна»ор. 8 № 31868Слова Шамиссо. Посвящение А.Н. Пургольд. Издание 1870«Встань, сойди, давно денница» («Еврейская песня»)ор. 8 № 41870Романс. Для голоса с фортепианоНа слова Мея. Посвящение Ф.А. Канилле«В царство розы и вина — приди!»ор. 8 № 51870Романс. Для голоса с фортепианоНа слова А. Фета. Посвящение Е.А. Бородиной«Я верю, я любим»ор. 8 № 61870Слова Пушкина. Посвящение М.А. Балакиреву. Издание 1870Сюита «Антар» (Симфония № 2)ор. 91868 (окончательная редакция — 1897)Для симфонического оркестраПо сказке Сенковского. Издание 1880Четыре пьесыор. 111877Для фортепиано1. Экспромт; 2. Новеллетта; 3. Скерцино; 4. Этюд. Посвящение П.А. ШостаковскомуСтрунный квартетF-durop. 121875Четыре вариации и фугетта на русскую песню «Надоели ночи, надоскучили»ор. 141875Для 4-голосного женского хораВальсCis-durop. 15 № 11875Для фортепианоРомансор. 15 № 21875Для фортепианоФугаcis-mollop. 15 № 31875Для фортепианоШесть хоров a cappellaop. 161876Для смешанного хора1. «На севере диком»; 2. «Вакхическая песня»; 3. «Старая песня» (Слова Кольцова); 4. «Месяц плывет и тих и спокоен» (Слова Лермонтова); 5. «Последняя туча развеянной бури»; 6. «Молитва»«Перед распятием»ор. 18 № 11876Для смешанного хора«Татарский полон»ор. 18 № 21876Для смешанного хораСтих об Алексее божьем человекеор. 201878Хор в сопровождении оркестраСлаваор. 211890Хор в сопровождении оркестраНа тему русской подблюдной песни«Крестьянская пирушка»ор. 23 № 11876Для 3-голосного мужского хораСлова А.В. Кольцова«К моей песне»ор. 25 № 11870Слова Гейне. Посвящение В.В. СтасовуУвертюра на русские темы (Увертюра на темы трех русских песен)ор. 281866 (окончательная редакция — 1880)Для симфонического оркестраПосвящение А. К. Лядову (2-я редакция). Издание 1886Сказкаор. 291880Для симфонического оркестраПосвящение А. К. Глазунову. Издание 1885Концерт для фортепиано с оркестромcis-mollор. 301882—1883Посвящение: «Памяти Ф. Листа». Издание 1886Симфониеттаa-mollор. 311884Для симфонического оркестраНа русские темы. Посвящение: «Георгию Оттоновичу Дютшу». Издание 1887Симфония № 3C-durop. 321872—1873 (окончательная редакция — 1886)Для симфонического оркестраИздание 1888 (2-я редакция)Концертная фантазия на русские темыор. 331887Для скрипки с оркестромПосвящение П. А. Краснокутскому. Издание 1887Испанское каприччио (Каприччио на испанские темы)ор. 341887Для симфонического оркестраПосвящение: «Гг. артистам оркестра С.-Петербургской русской оперы». Издание 1888Шехеразадаор. 351888Сюита. Для симфонического оркестраПо «Тысяче и одной ночи». Посвящение В. В. Стасову. Издание 1889Светлый праздник (Воскресная увертюра)ор. 361888Для симфонического оркестраНа темы из «Обихода». Посвящение: «Памяти А.П. Бородина и М.П. Мусоргского». Издание 1980«О, если бы ты могла»ор. 39 № 11897Слова А.К. Толстого. Посвящение Н.Н. Римской-Корсаковой«Запад гаснет в дали бледно-розовой»ор. 39 № 21897Слова А.К. Толстого. Посвящение Н.Н. Римской-Корсаковой«На нивы желтые нисходит тишина»ор. 39 № 31897Слова А. К. Толстого. Посвящение Н.Н. Римской-Корсаковой. Издание 1897«Усни, печальный друг»ор. 39 № 41897Слова А.К. Толстого. Посвящение Н.Н. Римской-Корсаковой«Когда волнуется желтеющая нива»ор. 40, № 11897Слова Лермонтова. Посвящение: «Дочери Соне»«По небу полуночи»ор. 40 № 21897Слова Лермонтова (стихотворение «Ангел»). Посвящение: «Дочери Соне»«О чем в тиши ночей»ор. 40 № 31897Слова Майкова. Посвящение А.К. Лядову«Я в гроте ждал тебя»ор. 40 № 41897Слова Майкова. Посвящение Ф.М. Блуменфельду«Шепот, робкое дыханье»ор. 42 № 11897Слова Фета. Посвящение: «Сыну Михаилу»«Я пришел к тебе с приветом»ор. 42 № 21897Слова Фета. Посвящение Н.С. Лаврову«Редеет облаков летучая гряда»ор. 42 № 31897Слова Пушкина. Посвящение В.В. Ястребцеву«Моя баловница»ор. 42 № 41897Слова А. Мицкевича (перевод Мея). Посвящение С.М. Блуменфельду. Издание 1897Свитезянкаор. 441897Кантата для сопрано, тенора, смешанного хора и оркестраНа слова А. МицкевичаДва дуэтаор. 471897Дуэты в сопровождении фортепиано№ 1. «Пан»; № 2. «Песнь песней». На слова А. К. Толстого. Издание 1898Моцарт и Сальериор. 481897Драматические сценыТекст одноименной маленькой трагедии Пушкина. Посвящение: «Памяти А.С. Даргомыжского». Исполнение 1898; издание 1897 (партитура), 1899 (клавир)«Анчар — древо смерти»ор. 49 № 11897 (первый набросок — 1882)Ариозо для басаНа слова Пушкина. Посвящение Ф.И.Стравинскому«Ненастный день потух»ор. 51 № 51897Слова Пушкина. Посвящение Н.Н. Римской-Корсаковой. Издание 1898Горный ключор. 52-bis1905Трио для женских голосов в сопровождении оркестраСлова А. МайковаСтрекозыор. 531897Трио для женских голосов с хором и оркестромНа слова А.К. ТолстогоБоярыня Вера Шелогаор. 541877, 1898Музыкально-драматический пролог к опере «Псковитянка» в 3-х сценахЛибретто Римского-Корсакова по драме «Псковитянка» Мея. Исполнение 1898; издание 1898 (партитура и клавир)«Нимфа»ор. 56, № 11898Слова Майкова. Посвящение Н.И. Забеле-Врубель«Сон в летнюю ночь»ор. 56 № 21898Слова Майкова. Посвящение: «Чете Врубелей»Картинки к «Сказке о царе Салтане»ор. 571900Сюита из вступлений к 1, 2 и 4 действиям оперы. Для симфонического оркестраИздание 1900Песня о вещем Олегеор. 581899Кантата для тенора, баритона, мужского хора и оркестраНа слова ПушкинаИз Гомераор. 601891Прелюдия-кантата для сопрано, меццо-сопрано, контральто, женского хора и оркестраНа текст из «Одиссеи»Над могилойор. 611904Прелюдия. Для симфонического оркестраПамяти В. М. БеляеваНеаполитанская песенка (Canzonetta napolitana)op. 631907Для симфонического оркестраОбработка итальянской народной песни «Funiculi Funicula»Золотой петушок (Небылица в лицах)1906—1907Опера в 3-х действиях с прологом и эпилогомЛибретто Бельского по «Сказке о золотом петушке» Пушкина. Исполнение 1909; издание 1907 (партитура), 1908 (клавир)Кащей бессмертный (Осенняя сказочка)1901—1902Опера в 1-м действии (3-х картинах)Либретто Римского-Корсакова и С.Н. Римской-Корсаковой по плану Петровского. Исполнение 1902; издание 1902 (партитура и клавир)Майская ночь1878— 1879Опера в 3-х действиях (4-х картинах)Либретто Римского-Корсакова по повести «Майская ночь, или Утопленница» Н. Гоголя. Посвящается Надежде Николаевне Римской-КорсаковойМлада1889—1890Волшебная опера-балет в 4-х действиях (7-ми картинах)Либретто Римского-Корсакова по сюжету и сценарию Гедеонова. Исполнение 1892; издание 1890 (партитура и клавир)Ночь перед рождеством (Быль-колядка)1894—1895Опера в 4-х действиях (9-ти картинах)Либретто Римского-Корсакова по одноименной повести Гоголя. Исполнение 1895; издание 1895 (партитура и клавир)Пан воевода1902— 1903Опера в 4-х действияхЛибретто Тюменева. Посвящение: «Памяти Фридерика Шопена». Исполнение 1904; издание 1903 (партитура), 1904 (клавир)Псковитянка1868 — 1872 (1-я редакция); 1876 — 1877 (2-я редакция); 1891 — 1894 (3-я редакция)Опера в 3-х действиях (6-ти картинах)Либретто Римского-Корсакова при участии В.В. Стасова, Мусоргского, В.В. Никольского по одноименной драме Мея. Посвящение: «Посвящается дорогому мне музыкальному кружку». Исполнение 1873 (1-я редакция); 1895 (3-я редакция); издание 1872 (1-я редакция, клавир); 1892 (3-я редакция, партитура); 1894 (3-я редакция, клавир)Садко1895 — 1896Опера-былина в 5-ти действиях (7-ми картинах)Либретто Римского-Корсакова при участии В.В. Стасова, Ястребцева, Штрупа, Финдейзена и Бельского по мотивам былины «Садко, богатый гость» и других русских былин и сказок. Исполнение 1897, издание 1896 (партитура и клавир)Сервилия1900 — 1901Опера в 5-ти действияхЛибретто Римского-Корсакова по одноименной драме Мея. Посвящение: «Памяти Л.А. Мея». Исполнение 1902; издание 1902 (партитура и клавир)Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии1904Опера в 4-х действиях (6-ти картинах)Либретто Бельского по мотивам древнерусских сказаний и легенд. Исполнение 1907; издание 1906 (партитура и клавир)Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди1899—1900Опера в 4-х действиях (6-ти картинах) с прологомЛибретто Бельского по одноименной сказке Пушкина. Исполнение 1900; издание 1900 (партитура и клавир)Снегурочка (Весенняя сказка)1880—1881Опера в 4-х действиях с прологомЛибретто Римского-Корсакова по одноименной пьесе Островского. Исполнение 1882; издание 1881 (партитура и клавир)Царская невеста1898Опера в 4-х действияхЛибретто Тюменева по одноименной драме Мея. Исполнение 1899; издание 1899 (партитура и клавир)Дубинушка1905 (2-я редакция — 1906)Русская народная песня в обработке для симфонического оркестра с хором ad libitumЗдравица А.К. Глазунову1907Для симфонического оркестраУвертюра и антракты к драме Мея «Псковитянка»1877 (1881—1882 — переработка)Для симфонического оркестраУвертюра к прологу; антракт к 1-му действию — «Ольга»; антракт ко 2-му действию — «Игра в бабки»; антракт к 4-му действию на тему напева стиха об Алексее божьем человеке. Посвящение А. К. ЛядовуВариации на тему романса Глинки «Что, красотка молодая»1877Для гобоя и духового оркестраКонцерт для тромбона и духового оркестра1877Концертштюк1877Для кларнета и духового оркестраМазурка на польские народные темы1888Для скрипки с оркестромСтрунный квартетG-dur1897Квартет струнный на русские темы18791 часть «В поле»; 2 часть «На диванчике»; 3 часть «В хороводе»; 4 часть «В монастыре». В 1884 первые три части переделаны в симфониеттуКвинтетB-dur1876Для фортепиано, флейты, кларнета, валторны и фаготаСекстетA-dur1876Для 2 скрипок, 2 альтов, 2 виолончелейТриоc-moll1897Для скрипки, виолончели и фортепиано«Сорок народных песен, собранных Т. И. Филипповым и гармонизованных Н. А. Римским-Корсаковым»1880Обработки народных песенСборник. Издание 1882«Сто русских народных песен»1876 — 1877Обработки народных песенСборник. Посвящение В.В. Стасову. Издание 1877

Источник