И во сне мне снятся чудные края и иван царевич это будто я

И во сне мне снятся чудные края и иван царевич это будто я thumbnail

Вот моя деревня:
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;

Вот свернулись санки,
И я на бок — хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!

Но меж тем уж село
Солнышко давно;
Поднялася вьюга,
На небе темно.

Весь ты перезябнешь, —
Руки не согнёшь, —
И домой тихонько,
Нехотя бредёшь.

Ветхую шубёнку
Скинешь с плеч долой;
Заберёшься на печь
К бабушке седой.

И сидишь, ни слова…
Тихо всё кругом;
Только слышишь: воет
Вьюга за окном.

В уголке, согнувшись,
Лапти дед плетёт;
Матушка за прялкой
Молча лён прядёт.

Избу освещает
Огонёк светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца…

И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнёт мне бабка
Сказку говорить:

Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал,
Как ему невесту
Серый волк достал.

Слушаю я сказку —
Сердце так и мрёт;
А в трубе сердито
Ветер злой поёт.

Я прижмусь к старушке…
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит.

И во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич —
Это будто я.

Вот передо мною
Чудный сад цветёт;
В том саду большое
Дерево растёт.

Золотая клетка
На сучке висит;
В этой клетке птица
Точно жар горит;

Прыгает в той клетке,
Весело поёт,
Ярким, чудным светом
Сад весь обдаёт.

Вот я к ней подкрался
И за клетку — хвать!
И хотел из сада
С птицею бежать.

Но не тут-то было!
Поднялся шум-звон;
Набежала стража
В сад со всех сторон.

Руки мне скрутили
И ведут меня…
И, дрожа от страха,
Просыпаюсь я.

Уж в избу, в окошко,
Солнышко глядит;
Пред иконой бабка
Молится, стоит.

Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.

Анализ стихотворения «Детство» Сурикова

Детство в жизни каждого — незабываемая пора. Детские впечатления человек проносит через всю жизнь, возвращаясь к ним в минуты грусти. Именно об этом рассказывает стихотворение И. З. Сурикова «Детство».

Стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Детство» было написано в 1866 году. Поэт практически всю жизнь находился в затруднительном материальном положении. Неудивительно, что он создал произведение, вызывающее щемящую тоску по беззаботному детству.

Жанр, тема и идея

«Детство» относится к лирическим стихотворениям с чётким сюжетом. Его тема отражена в названии. Идея произведения — показать глубину переживаний лирического героя, рисующего чудесные моменты своего счастливого детства.

Образы стихотворения

Невидимый образ стихотворения — взрослый мужчина, вспоминающий себя мальчиком. Этот мальчик — главный герой произведения. Второстепенные персонажи, с любовью описанные автором, — бабушка, матушка и дед.

Композиция

Произведение состоит из 23 четверостиший (строф). Логически его можно поделить на 4 смысловые части:

  • зимние катания (первые 6 строф);
  • семейный вечер (следующие 8 строф);
  • сладкий сон (с 15 по 22 строфы);
  • возвращение в реальность.

Последняя строфа содержит вывод с риторическим обращением к детству лирического героя.

Ритмический строй

«Детство» написано трёхстопным хореем с перекрёстной рифмовкой. Данный факт создаёт быстрый ритм при прочтении.

Художественные средства

И. З. Суриков для более глубокого воздействия на читателя использует множество фонетических, лексических, синтаксических и художественных средств:

  • анафору (единоначатие): первые 3 строки начальной строфы начинаются одинаково;
  • однородные члены: «тихонько, // Нехотя»;
  • риторическое обращение: «Весело текли вы, // Детские года!»;
  • эпитеты: «родной», «тихонько», «сердито»;
  • антонимы: «Мне в сугробе горе, // А ребятам смех!»;
  • синонимы: «Горе и беда»;
  • просторечные формы слов: «качуся», «мрёт», «Поднялася»;
  • междометия и звукоподражательные слова: «хвать!», «хлоп!»;
  • звукопись (аллитерацию и ассонанс): в 7 строфе постоянно повторяется звук [ш], а в 8 — звуки [о] и [а];
  • лексический повтор: «Зимний вечер длится, // Длится без конца…».

Благодаря средствам, используемым поэтом, стихотворение И. З. Сурикова возвращает героя (и читателя) в то время, когда он был счастлив. Образ маленького человека, катающегося на санках с горы и слушающего сказки бабушки, прорисован поэтом очень чётко и правдоподобно.

  • Следующий стих → Арсений Тарковский — Эвридика
  • Предыдущий стих → Иван Суриков — Садко

Читать стих поэта Иван Суриков — Детство на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

       Äåòñòâî â æèçíè êàæäîãî — íåçàáûâàåìàÿ ïîðà. Äåòñêèå âïå÷àòëåíèÿ ÷åëîâåê ïðîíîñèò ÷åðåç âñþ æèçíü, âîçâðàùàÿñü ê íèì â ìèíóòû ãðóñòè. Èìåííî îá ýòîì ðàññêàçûâàåò ñòèõîòâîðåíèå È. Ç. Ñóðèêîâà «Äåòñòâî». . .

Âîò ìîÿ äåðåâíÿ;
Âîò ìîé äîì ðîäíîé;
Âîò êà÷óñü ÿ â ñàíêàõ
Ïî ãîðå êðóòîé;

Âîò ñâåðíóëèñü ñàíêè,
È ÿ íà áîê – õëîï!
Êóáàðåì êà÷óñÿ
Ïîä ãîðó, â ñóãðîá.

È äðóçüÿ-ìàëü÷èøêè,
Ñòîÿ íàäî ìíîé,
Âåñåëî õîõî÷óò
Íàä ìîåé áåäîé.

Âñ¸ ëèöî è ðóêè
Çàëåïèë ìíå ñíåã…
Ìíå â ñóãðîáå ãîðå,
À ðåáÿòàì ñìåõ!

Íî ìåæ òåì óæ ñåëî
Ñîëíûøêî äàâíî;
Ïîäíÿëàñÿ âüþãà,
Íà íåáå òåìíî.

Âåñü òû ïåðåçÿáíåøü,
Ðóêè íå ñîãí¸øü
È äîìîé òèõîíüêî,
Íåõîòÿ áðåä¸øü.

Âåòõóþ øóá¸íêó
Ñêèíåøü ñ ïëå÷ äîëîé;
Çàáåð¸øüñÿ íà ïå÷ü
Ê áàáóøêå ñåäîé.

È ñèäèøü, íè ñëîâà…
Òèõî âñ¸ êðóãîì;
Òîëüêî ñëûøèøü – âîåò
Âüþãà çà îêíîì.

 óãîëêå, ñîãíóâøèñü,
Ëàïòè äåä ïëåò¸ò;
Ìàòóøêà çà ïðÿëêîé
Ìîë÷à ë¸í ïðÿä¸ò.

Èçáó îñâåùàåò
Îãîí¸ê ñâåòöà;
Çèìíèé âå÷åð äëèòñÿ,
Äëèòñÿ áåç êîíöà…

Читайте также:  К чему снится обручальное кольцо поцарапанное

È íà÷íó ó áàáêè
Ñêàçêè ÿ ïðîñèòü;
È íà÷í¸ò ìíå áàáêà
Ñêàçêè ãîâîðèòü:

Êàê Èâàí-öàðåâè÷
Ïòèöó-æàð ïîéìàë;
Êàê åìó íåâåñòó
Ñåðûé âîëê äîñòàë.

Ñëóøàþ ÿ ñêàçêó,—
Ñåðäöå òàê è ìð¸ò;
À â òðóáå ñåðäèòî
Âåòåð çëîé ïî¸ò.

ß ïðèæìóñü ê ñòàðóøêå.
Òèõî ðå÷ü æóð÷èò,
È ãëàçà ìíå êðåïêî
Ñëàäêèé ñîí ñìåæèò.

À âî ñíå ìíå ñíÿòñÿ
×óäíûå êðàÿ.
È Èâàí-öàðåâè÷ —
Ýòî áóäòî ÿ.

Âîò ïåðåäî ìíîþ
×óäíûé ñàä öâåò¸ò;
 òîì ñàäó áîëüøîå
Äåðåâî ðàñò¸ò.

Çîëîòàÿ êëåòêà
Íà ñóêå âèñèò;
 ýòîé êëåòêå ïòèöà
Òî÷íî æàð ãîðèò.

Ïðûãàåò â òîé êëåòêå,
Âåñåëî ïî¸ò;
ßðêèì, ÷óäíûì ñâåòîì
Ñàä âåñü îáäà¸ò.

Âîò ÿ ê íåé ïîäêðàëñÿ
È çà êëåòêó — õâàòü!
È õîòåë èç ñàäà
Ñ ïòèöåþ áåæàòü.

Íî íå òóò-òî áûëî!
Ïîäíÿëñÿ øóì, çâîí;
Íàáåæàëà ñòðàæà
 ñàä ñî âñåõ ñòîðîí.

Ðóêè ìíå ñêðóòèëè
È âåäóò ìåíÿ…
È, äðîæà îò ñòðàõà,
Ïðîñûïàþñü ÿ.

Óæ â èçáó, â îêîøêî,
Ñîëíûøêî ãëÿäèò;
Ïðåä èêîíîé áàáêà
Ìîëèòñÿ, ñòîèò.

Âåñåëî òåêëè âû,
Äåòñêèå ãîäà!
Âàñ íå îìðà÷àëè
Ãîðå è áåäà.

     * * * * * * *

Ñòèõîòâîðåíèå Èâàíà Çàõàðîâè÷à Ñóðèêîâà «Äåòñòâî» áûëî íàïèñàíî â 1866 ãîäó. Ïîýò ïðàêòè÷åñêè âñþ æèçíü íàõîäèëñÿ â çàòðóäíèòåëüíîì ìàòåðèàëüíîì ïîëîæåíèè. Íåóäèâèòåëüíî, ÷òî îí ñîçäàë ïðîèçâåäåíèå, âûçûâàþùåå ùåìÿùóþ òîñêó ïî áåççàáîòíîìó äåòñòâó.

     Èâàí Çàõàðîâè÷ Ñóðèêîâ (25 ìàðòà [6 àïðåëÿ] 1841 — 24 àïðåëÿ [6 ìàÿ] 1880) — ðóññêèé ïîýò-ñàìîó÷êà, ïðåäñòàâèòåëü «êðåñòüÿíñêîãî» íàïðàâëåíèÿ â ðóññêîé ëèòåðàòóðå. Àâòîð õðåñòîìàòèéíîãî ñòèõîòâîðåíèÿ «Äåòñòâî». Äðóãîå åãî ñòèõîòâîðåíèå, «Â ñòåïè», â íàðîäíîé ïåðåðàáîòêå ñòàëî ïîïóëÿðíåéøåé ïåñíåé «Ñòåïü äà ñòåïü êðóãîì». Íà åãî ñòèõè Ï.È.×àéêîâñêèé íàïèñàë ðîìàíñ «ß ëè â ïîëå äà íè òðàâóøêà áûëà».

     Ñóðèêîâ ðîäèëñÿ 25 ìàðòà (6 àïðåëÿ) 1841 â äåðåâíå Íîâîñ¸ëîâî Óãëè÷ñêîãî óåçäà ßðîñëàâñêîé ãóáåðíèè â ñåìüå Çàõàðà Àíäðååâè÷à Ñóðèêîâà (óì. 1881), îáðî÷íîãî êðåïîñòíîãî ãðàôà Øåðåìåòåâà. Íåêîòîðîå âðåìÿ æèë â äåðåâíå, çàòåì âåñíîé 1849 ãîäà (â 8 ëåò) âìåñòå ñ ìàòåðüþ, Ô¸êëîé Ãðèãîðüåâíîé Ñóðèêîâîé, ïåðååõàë â Ìîñêâó, ãäå åãî îòåö ðàáîòàë ïðèêàç÷èêîì â ìåëî÷íîé ëàâêå. Ìàëü÷èê ïîìîãàë îòöó â ðàáîòå, ïàðàëëåëüíî îáó÷èëñÿ ãðàìîòå, ìíîãî ÷èòàë — ïîíà÷àëó â îñíîâíîì æèòèÿ ñâÿòûõ (ïî êîòîðûì åãî ó÷èëè). Î÷åíü ðàíî íà÷àë ïèñàòü ñòèõè, íî åãî ïåðâûå ïîýòè÷åñêèå îïûòû íå äîøëè äî íàñ — àâòîð óíè÷òîæèë èõ.

 íà÷àëå 1860-õ ãîäîâ ïîýò À. Í. Ïëåùååâ ïîìîã ìîëîäîìó Ñóðèêîâó îïóáëèêîâàòü ñòèõè â æóðíàëå «Ðàçâëå÷åíèå», çàòåì ïîñëåäîâàëè ïóáëèêàöèè â òàêèõ èçäàíèÿõ, êàê «Âîñêðåñíûé äîñóã», «Èëëþñòðèðîâàííàÿ ãàçåòà», «Äåëî», «Îòå÷åñòâåííûå çàïèñêè», «Ñåìüÿ è øêîëà», «Âîñïèòàíèå è îáó÷åíèå». . .

Источник

Автор Дарина Донецкая На чтение 6 мин. Просмотров 510 Обновлено 22 ноября, 2020

Делая полный анализ стихотворения «Детство», которое написал Иван Захарович Суриков, мы невольно возвращаемся в то самое беззаботное и прекрасное время, когда были детьми. Эта тема близка каждому из нас, и, скорее всего, именно этот период в жизни и запомнился как самый волшебный и беззаботный. Только в детстве мы умеем брать от жизни все. Не думая ни о чем, наслаждаемся каждой прожитой минуткой.

История создания

Жизнь Ивана Захаровича Сурикова была очень непростой, он постоянно испытывал материальные трудности, что, конечно же, негативно сказывалось на нём. Возможно поэтому, тема детства была для него особенно теплой и нежной, потому что в этот период жизни он был счастлив. Написано данное стихотворение было в 1866 году. В это произведение автор вложил все самое доброе и светлое, что осталось у него в памяти, относительно того периода жизни. Поскольку автор выходец из простого народа, он родился в семье крестьянина в небольшой деревушке, то внутренняя атмосфера стихотворения ему близка не понаслышке.

Жанр, размер

Это лирическое произведение, в котором хорошо прослеживается лирический герой и развитие событий. В роли лирического героя показан маленький мальчик, его судьба, увлечения, семья. Автор рисует прекрасную картину беззаботного детства. Мы можем видеть, что сам Иван Захарович испытывает неподдельную тоску, вспоминая те счастливые моменты своего детства.

Ритмическим строем автор избрал трехстопный хорей, рифмовка – перекрестная. Именно это и задает достаточно быстрый темп при прочтении данного произведения.

Композиция

Условно данное стихотворение можно разделить на несколько частей, связанных между собой по смыслу. В первой части стихотворения мы видим описание зимней прогулки ребенка, его забавы и катания. Этой части было посвящено первые шесть строф произведения.

Вот моя деревня:
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;

Вот свернулись санки,
И я на бок — хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

Иван Захарович показывает все прелести зимних развлечений, насколько весело и хорошо нашему лирическому герою. Ватага ребятишек весело резвится в снегу, не думая ни о чем. Читая данные строки, невольно возникает желание самому прокатиться с горки и скатиться кубарем в сугроб. Ведь именно в детстве мы не испытываем толком страха, и полностью отдаемся развлечениям, не думая о последствиях. В такие моменты ты получаешь от жизни абсолютно все. Наслаждаешься каждым её моментом, и никакая непогода не сможет остановить от веселых игр с друзьями.

В следующих восьми строфах автор описывает семейный вечер мальчика. Как тепло и хорошо в доме, а за окном разошлась настоящая вьюга.

И сидишь, ни слова…
Тихо всё кругом;
Только слышишь: воет
Вьюга за окном.

Все описание дома создает тепло и уют. Ты чувствуешь исходящий жар от печки, огонек свечи придает мягкости очертаниям. Уставши с мороза, самое оно забраться на печь или прижаться к любимой бабушке, в ожидании того, что она расскажет интересную сказку. Возможно, ты её слышал много-много раз, но убаюкивающий голос бабушки и тепло в доме, медленно начинают тебя убаюкивать. Автор сумел передать ту незабываемую и уютную картину вечера, который в детстве мы проводили с семьей. Как же бесценны были эти минуты. Минуты, проведенные с самыми добрыми и любящими людьми в тепле и уюте.

Избу освещает
Огонёк светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца…

В следующих строфах автор передает то волшебство, в которое окунается мальчонка, когда уснул. Ведь сон – это всегда маленькая сказка.

И во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич —
Это будто я.

Вот передо мною
Чудный сад цветёт;
В том саду большое
Дерево растёт.

Маленький мальчик во сне начинает себя чувствовать героем сказки, которую рассказывала ему перед сном бабушка. Он переживает незабываемое приключение, которое ему, несомненно, нравится. Опять-таки, в детстве в основном всегда нам снятся яркие и интересные сны. Они полны красок, событий и чего-то необычного, волшебного.

Читайте также:  К чему снится сало с прослойкой порезанное

В заключительных строфах мы месте с нашим юным героем возвращаемся в реальность. Вовремя проснувшись, на самом страшном моменте, мальчишка радуется, что это был всего лишь сон. Наступило уже утро, и новый день обещает быть таким же насыщенным, ярким и интересным.

Уж в избу, в окошко,
Солнышко глядит;
Пред иконой бабка
Молится, стоит.

Последними строками автор передает свое отношение к детству, подчеркивая то, что это самый лучший период в жизни человека.

Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.

Образы произведения

Лирическим героем хоть и показан мальчик, но становится понятно, что автор описывает свое детство. Ведь оно значило для него так много. Он бережно хранил воспоминания о самом дорогом и сокровенном, что даже решил положить их на бумагу, тем самым делая их бессмертными.

Художественные средства выразительности

В тексте используются такие средства выразительности, как: эпитеты, синонимы, антонимы, риторические обращения и просторечные формы. Благодаря подобному написанию, мы можем переживать все чувства и эмоции вместе с нашим лирическим героем. Текст читается очень легко и свободно.

Темы и проблемы стихотворения

Основной темой стихотворения Иван Захарович Суриков выделяет цену детства, беззаботной жизни. Для него самого это было настолько важно, что он решает поделиться с нами тем, что необходимо ценить именно эти моменты больше всего. Они никогда не повторятся, поэтому  нужно успеть насладиться каждой минуткой.

Основная идея

Основная идея так же заключается в том, что вступая во взрослую жизнь, человек приобретает ряд проблем, которые мешают ему жить полной жизнью. В детстве у нас нет ограничений, которые в первую очередь происходят у нас в голове. Мы счастливые и беззаботные, что, кажется, никто и ничто не в состоянии омрачить данное состояние. А если и случаются какие-то невзгоды, дети очень быстро перестают переживать по этому поводу. Ведь вокруг столько интересного и неизведанного, что не следует зацикливаться на мелочах.

Возможно, так и нужно жить, проживая каждый день как последний. Жить на полную катушку. Но зачастую, к сожалению, на это способны только лишь дети. С возрастом человек черствеет, у него вечно скапливаются различные проблемы, которым он посвящает всю свою жизнь. Он не задумывается о том, что пока он с головой уходит в решение жизненных неурядиц, жизнь и проходит.

 Не зря считается, что дети самые искренние создания. Они ничего не делают вынуждено. Если плачут – то навзрыд, если смеются – то от всей души. Они любят всем сердцем и умеют дружить. Нам очень многому стоит у них поучиться. Ведь принято считать, что взрослые учат ребенка, но не всегда это является верным утверждением. Чаще всего дети учат нас: жить, любить, радоваться и улыбаться. Мы разучились это делать, загрузив себя ненужными мыслями и проблемами. Так может быть стоит хоть на время убрать все свои дела и мысли в дальний ящик и скатиться кубарем в снег?

Источник

Вот моя деревня:
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;

Вот свернулись санки,
И я на бок — хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!

Но меж тем уж село
Солнышко давно;
Поднялася вьюга,
На небе темно.

Весь ты перезябнешь, —
Руки не согнёшь, —
И домой тихонько,
Нехотя бредёшь.

Ветхую шубёнку
Скинешь с плеч долой;
Заберёшься на печь
К бабушке седой.

И сидишь, ни слова…
Тихо всё кругом;
Только слышишь: воет
Вьюга за окном.

В уголке, согнувшись,
Лапти дед плетёт;
Матушка за прялкой
Молча лён прядёт.

Избу освещает
Огонёк светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца…

И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнёт мне бабка
Сказку говорить:

Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал,
Как ему невесту
Серый волк достал.

Слушаю я сказку —
Сердце так и мрёт;
А в трубе сердито
Ветер злой поёт.

Я прижмусь к старушке…
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит.

Читайте также:  К чему снится облили мочой

И во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич —
Это будто я.

Вот передо мною
Чудный сад цветёт;
В том саду большое
Дерево растёт.

Золотая клетка
На сучке висит;
В этой клетке птица
Точно жар горит;

Прыгает в той клетке,
Весело поёт,
Ярким, чудным светом
Сад весь обдаёт.

Вот я к ней подкрался
И за клетку — хвать!
И хотел из сада
С птицею бежать.

Но не тут-то было!
Поднялся шум-звон;
Набежала стража
В сад со всех сторон.

Руки мне скрутили
И ведут меня…
И, дрожа от страха,
Просыпаюсь я.

Уж в избу, в окошко,
Солнышко глядит;
Пред иконой бабка
Молится, стоит.

Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.

1865 или 1866

 1 вариант

Иван Захарович Суриков (1841 – 1880) – известный русский поэт XIX века. Основным направлением его творчества была так называемая «крестьянская лирика». Его работы были вдохновлены сюжетами из жизни простых русских людей – хлебопашцев, ямщиков, косарей, доярок, словом, всех тех, кому приходилось добывать свой хлеб тяжёлым трудом.

Поэту удивительно тонко удавалось подметить душевное состояние своих героев, тонко выписывать их характеры в своих стихотворениях. Одно из самых знаменитых произведений Сурикова, «Детство», в настолько живых и ярких красках воссоздаёт картины из жизни крестьянского ребёнка, что поневоле проникаешься его настроением, а его радости и горести воспринимаются как собственные.

Речь в стихотворении идёт от лица главного героя – деревенского мальчишки. По-детски кратко он знакомит читателя с окружающим его миром:

Вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой…

Правдоподобность повествования достигается благодаря междометиям, звукоподражаниям («хлоп!», «хвать!»), ошибкам в словах, выдающим неграмотность маленького героя («качуся», «на печь»). С наивной непосредственностью мальчик оценивает свои злоключения – падение в сугроб для него настоящее горе, хотя остальные ребята смеются над происшествием.

Звонкость и бодрый ритм этому произведению придаёт трёхстопный хорей. Юному читателю будет нетрудно заучить это произведение, так как четверостишия в нём короткие, строки содержат по два-четыре слова, а выражения, как и полагается речи ребёнка, незамысловатые и эмоциональные.

Поэт использует рефрены, чтобы рассказ героя звучал реалистичнее:

И начну у бабки

Сказки я просить;

И начнёт мне бабка

Сказку говорить:

С помощью ассонансов (повторы гласных «о», «у») оживает не только речь мальчика, но и окружающая природа. Несколько раз упоминается голос стихии («вьюга воет», «трубе», «ветер злой поёт», «за окном»), которая противопоставляется тишине и безопасности в доме. Часто поэт использует слово «тихо», чтобы подчеркнуть спокойствие крестьянского жилища:

И сидишь, ни слова…

Тихо всё кругом…

Я прижмусь к старушке…

Тихо речь журчит…

Противопоставлен этому покою живо переданный сон мальчика. В отличие от крестьянский будней он яркий и динамичный, наполнен сказочными образами.

Лирический герой знакомит читателя не только с собственными приключениями наяву и во сне, но и незаметно раскрывает особенности жизни взрослых людей: прядение льна женщинами, плетение лаптей старшими членами семьи.

К финалу читатель понимает, что на самом деле повествование ведётся от лица взрослого, который вспоминает беззаботную детскую пору, но благодаря поэтическому таланту, использованию литературных приёмов оно приобрело черты живого рассказа ребёнка.

Анализ стихотворения «Детство» Сурикова

2 вариант

Детство в жизни каждого — незабываемая пора. Детские впечатления человек проносит через всю жизнь, возвращаясь к ним в минуты грусти. Именно об этом рассказывает стихотворение И. З. Сурикова «Детство».

Стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Детство» было написано в 1866 году. Поэт практически всю жизнь находился в затруднительном материальном положении. Неудивительно, что он создал произведение, вызывающее щемящую тоску по беззаботному детству.

Жанр, тема и идея

«Детство» относится к лирическим стихотворениям с чётким сюжетом. Его тема отражена в названии. Идея произведения — показать глубину переживаний лирического героя, рисующего чудесные моменты своего счастливого детства.

Образы стихотворения

Невидимый образ стихотворения — взрослый мужчина, вспоминающий себя мальчиком. Этот мальчик — главный герой произведения. Второстепенные персонажи, с любовью описанные автором, — бабушка, матушка и дед.

Композиция

Произведение состоит из 23 четверостиший (строф). Логически его можно поделить на 4 смысловые части:

зимние катания (первые 6 строф);

семейный вечер (следующие 8 строф);

сладкий сон (с 15 по 22 строфы);

возвращение в реальность.

Последняя строфа содержит вывод с риторическим обращением к детству лирического героя.

Ритмический строй

«Детство» написано трёхстопным хореем с перекрёстной рифмовкой. Данный факт создаёт быстрый ритм при прочтении.

Художественные средства

И. З. Суриков для более глубокого воздействия на читателя использует множество фонетических, лексических, синтаксических и художественных средств:

анафору (единоначатие): первые 3 строки начальной строфы начинаются одинаково;

однородные члены: «тихонько, // Нехотя»;

риторическое обращение: «Весело текли вы, // Детские года!»;

эпитеты: «родной», «тихонько», «сердито»;

антонимы: «Мне в сугробе горе, // А ребятам смех!»;

синонимы: «Горе и беда»;

просторечные формы слов: «качуся», «мрёт», «Поднялася»;

междометия и звукоподражательные слова: «хвать!», «хлоп!»;

звукопись (аллитерацию и ассонанс): в 7 строфе постоянно повторяется звук [ш], а в 8 — звуки [о] и [а];

лексический повтор: «Зимний вечер длится, // Длится без конца…».

Благодаря средствам, используемым поэтом, стихотворение И. З. Сурикова возвращает героя (и читателя) в то время, когда он был счастлив. Образ маленького человека, катающегося на санках с горы и слушающего сказки бабушки, прорисован поэтом очень чётко и правдоподобно.

Источник