И видел я сон и сон ускользнул от меня
Если углубиться в философию фильма, то мне не совсем понятно, какие цели преследовали авторы. Фильм пропитан символами: христианскими, буддийскими, гностическими, языческими, поэтому в этой каше очень сложно разобраться.
1. Нео встречает Морфеуса или Морфея (Морфей – в греческой мифологии – бог сна. Мог принимать любую форму и являться людям во сне. От него название наркотика – Морфия по аналогии с его действием). Морфей – лидер сопротивления для освобождения людей от рабства.
Название корабля – “Навуходоносор”. Тоже, видимо, не случайно. Навуходоносор 1 и 2 – вавилонские цари династии Иссина и нововавилонской (халдейской) династии. (Во времена их правления была война с Ассирией, Эламом, Египтом, покорение Заречья, Иудеи, взятие Иерусалима, подчинение Тира). По легенде сны сыграли огромную роль в правлении этих царей. Морфей говорит, что сейчас не 20 век, а 22 век от рождества Христова. На борту «Навуходоносора» расположена табличка. На ней отображено имя корабля («Nebuchadnezzar» — на английском) и дата и место его постройки: США, около 2069 года. Около этой надписи имеется ещё одна: «Mark III № 11». Если обратиться к соответствующему стиху Евангелия от Марка то можно прочесть: “И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий.”
2. Машина, на которой едут Морфеус, Тринити и Мастер Ключей в сцене погони на шоссе имеет номер «DA 203». В Книге пророка Даниила (англ. Daniel, Dan. 2:3), глава 2, стих 3 читаем: «И сказал им царь: сон снился мне, и тревожится дух мой; желаю знать этот сон»
3. После взрыва «Навуходоносора» Морфеус произносит фразу: «И увидел я сон, и этот сон ускользнул от меня…», которая является отсылкой к стиху Книги пророка Даниила: «Во второй год царствования Навуходоносора снились Навуходоносору сны, и возмутился дух его, и сон удалился от него» (Дан. 2:1)
4. Машина, на которой приезжает Агент Смит, имеет подозрительно длинный номер «IS 5416» (у всех остальных машин в картине в номере три цифры, а не четыре) и если опять таки обратится к Библии, Книга пророка Исайи (англ. Isaiah, Is 54:16), глава 54, стих 16 там сказано: «Вот, Я сотворил кузнеца, который раздувает угли в огне и производит орудие для своего дела, — и Я творю губителя для истребления», что указывает на природу Агента Смита. (Кузнец на англ. – Смит)
5. Мастер ключей говорит, что дверь к Источнику будет открыта примерно 314 секунд. Можно припомнить, что приближенное значение числа пи п= 3,141592654…
6. Слово «Тринити» (Троица) имеет отчётливые христианские ассоциации со Святым Духом и триединстве мира. В последней части Тринити умирает, поблагодарив Нео за все моменты, проведенные с ним.
7. Номера комнат в фильме имеют некоторую закономерность. Тринити в начале фильма сидит за ноутбуком в комнате отеля под номером 303. Квартира Нео имеет номер 101. В конце фильма Нео, чтобы выйти из Матрицы, должен прийти в ту же комнату 303 того же отеля. Видимо, это символизирует связь между Нео и Тринити.
8. Реальное имя героя — Томас Андерсон. В начале фильма Томас сомневается относительно реальности происходящего. Если учесть, что Томас — это Фома на английский манер, его недоверие приобретает более глубокий философский смысл (о неверии апостола Фомы упоминается в Евангелии от Иоанна).
Neo означает «новый» (произошло от греческого слова).
Фамилия Андерсон означает «сын человека» («Сын Человеческий» в Евангелии). Таким образом, прозревший Томас становится Нео Андерсоном — «новым сыном человека», или, если угодно, «новым Сыном Человеческим», т.е. новым Спасителем.
9. Имена главных героев созвучны с компьютерными терминами:
Эпок — термин компьютерного мира, обозначающий точку отсчёта от 1 января 1970 года. От этого момента считывается время в секундах в Unix, так называемый формат unixstamp.
Свич — оператор, реализующий в некоторых языках программирования многовариантный выбор; также устройство, позволяющее строить множественно-разветвлённые компьютерные сети.
Маус — компьютерный манипулятор мышь; используется в основном в системах с графическим интерфейсом пользователя.
Капитан Мифуне — созвучно с названием функции «myfun», изредка используемым программистами.
Линк — название компьютерного соединения.
10. Имя Сайфер (Cypher) похоже на слово «Lucifer» (Люцифер), а также на «cipher» (шифр).
Когда Сайфер встречается в ресторане с агентом Смитом, становится известно, что его фамилия — Рейган, что он хочет «всё забыть» и быть «важным человеком, актёром, может быть». Президент США Рональд Рейган в прошлом был актёром, а в последние годы страдал болезнью альцгеймера (то есть «всё забыл»).
11. В начале фильма Нео достаёт компьютерный диск из книжки «Simulacra and Simulation» («Симулякры и симуляция») Жана Бодрийяра — эта книга является популярной критической теорией, пытающейся объяснить, где «реальность», а где «имитация». При этом Нео открывает книгу на главе «On Nihilism» («о нигилизме»). В первом приближении нигилизм — это философская точка зрения, представляющая собой отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни.
12. На фразу Нео «У меня всю жизнь такое ощущение, будто я не знаю: сплю я, или нет», — Джой говорит о мескалине – психоделическом, одним из эффектов которого является ощущение «пробуждения» от сна, которым кажется вся предыдущая жизнь. (Здесь уже о способе раскачки психики)
13. Когда агент Смит допрашивает Нео, листая его дело, можно заметить, что его паспорт действителен до 11 сентября 2001 года (фильм сняли в 1999!!!!)
14. Жена Меровинга — Персефона, по аналогии с женой Аида (древнегреческого бога подземного мира) из древнегреческой мифологии, также ненавидит его. У Меровинга, как и у Аида, есть перевозчик (у древних греков — Харон – перевозчик через реку мертвых Стикс), перевозящий другие программы, которые должны быть уничтожены. Меровингу служат Близнецы (являющиеся призраками) Каин и Авель. Близнецы носят дредлоки (что позволяет видеть в них особую версию вавилонского растафарианства). Философия Меровинга представляет собой детерминизм, где нет места свободе — только причины и следствия. При появлении Тринити, Морфеуса и Серафима, в клубе «Ад», Меровинг произносит по-французски (относительно Серафима): «Un ange sans ses ailes» («Ангел без крыльев»). Во втором фильме Меровинг заявляет, что он пережил всех предшественников Нео — Избранных. Персефона говорит, что раньше Меровинг был подобен Нео. Образ Меровингена мне не совсем понятен, или он выступает в роли элиты, или это главный “модуль грибницы”, или просто пешка – такой же исполнитель чужой воли, как он сам выразился.
15. Можно предположить прошлое Серафима. Он был защитной программой Системы (возможно, судя по имени, охранял Архитектора). Потом Система назначила его к удалению и за ним стали охотится Агенты. Но его навыки боя были выше. В итоге, как и других изгнанников, его укрыл Меровинген, которого он покинул (предал) и стал охранять Пифию. Судя по всему от Меровингена Серафиму досталась связка ключей, сделанных Ключником, позволяющая ему пользоваться Коридором.
16. В фильме говорится, что единственный уцелевший город Сион (Сион – гора в центре Иерусалима, где проходила тайная вечерия). В то же время говориться, что он находится ближе в ядру, где еще тепло (кроме христианского ада в голову ничего не лезет). Показывают жителей Сиона и “грязные танцы” (напомнило танцы во дворце Калигулы).
Город должен спасти Нео – избранный со сверхспособностями (похож на языческий образ воина), то есть он приравнивается к богу. В начале, когда к нему приходит Джой за дискетой, он говорит: “Ты – мой собственный Иисус Христос”. Если смотреть с точки зрения христианства, то вроде бы фильм антихристианский, направлен на подавления христианства.
17. С другой стороны нам в лоб говорят, что мы – всего лишь батарейки для подпитки “мира машин” (тут ближе к гностицизму; говориться, что мы в плену). Использование людей в качестве источника энергии для других существ описывается в книгах Эрика Френка Рассела «Зловещий барьер» и Кастанеды «Активная сторона бесконечности». Также говорят о том, что братья Вачовски были вдохновлены идеями легендарного Станислава Грофа.
Нео встречает девочек, перемещающих кубики силой мысли и мальчика в рясе буддиста, гнущего ложки , который говорит ему, что все – обман и на самом деле ложки не существует.
18. Нео приходит к Пифии (Пифия – в Древней Греции так назывались оракулы – дельфийские сивиллы (кстати сивиллиные книги тоже относятся к апокрифам), которые надышавшись паров над расселиной (в фильме вместо запаха паров, запах печенья ), пророчествовали; они упоминаются в мифах. Где-то даже читал, что они были политическим инструментом для управления Грецией). Над дверью кухни Пифии написано на латыни “Познай себя”. Такая надпись как раз писалась на фронтоне храма в Древней Греции, но только на древнегреческом. В храме была также надпись «ничего сверх меры», а также загадочное изображение буквы «?». Это и подобные изречения адресуют к “Семи мудрецам” – древнегреческим философам. В данном случае образ Пифии представлен сатирически (готовит печенье, курит сигарету).
19. «Код Матрицы» в фильме изображается бегущими вниз зелёными символами. Эти символы есть не что иное, как совокупность зеркально отображенных букв латиницы, цифр и букв японского алфавита катакана. (Возможно там что-то зашифровано, не проверял).
20. Образы агентов – образы “часовых” или образы “модулей грибницы”, скорее всего. В то же время нам показывают, что тот кто еще не освободился, потенциально – агент, и его нужно уничтожить. Не совсем понятно, что имели ввиду.
21. Идея Матрицы во многом воспроизводит платоновский “миф о пещере”.
22. В конце 3 фильма Нео ложится на “распятие”, тут уже христианский мотив; яркий ореол от тела – это уже буддийский мотив – “просветление” – “буддхи”. Когда Нео ослеп, он стал видеть повсюду свет, как будто все состоит из света. Тут тоже интересный момент. Когда “верховная” машина поднимается вверх, она представлена в виде яркого шара с лучами, аналогия с солнцем (языческий мотив). В то же время в какой – то книге читал, что у многих людей перед смертью бывает видение “светоносного существа” – яркого шара, вся жизнь мелькает перед глазами и шар показывает те моменты, где человек себя вел эгоистично, плохо и тд. Ванга, например, когда ее спросили – видела ли она Иисуса Христа, она ответила, что видела и сказала, что Христос – это “огненный шар”.
23. В “Революции” Архитектор встречается с Оракулом и говорит ей, что её игра с системой была опасной. Она отвечает ему, что сделала это ради изменений, и спрашивает Архитектора, что будет с людьми, подключёнными к Матрице. Он отвечает, что любой, кто захочет выйти из Матрицы, получит такую возможность.
Некоторые замечания.
Не стоит забывать, что фильм изначально создавался как культовый и его показали в 80 странах мира, а это говорит о том, что с помощью него у обывателей хотели сформировали какую – то идею, стереотип; главный постулат тут, наверно, что наш мир – иллюзия. Возможно, это как раз шаг для формирования роя, все-таки большинство фильм просто посмотрели, а расшифровывать его истинный смысл будут единицы. Это, как в жреческом письме, обыватели его из века в век читают, и оно считается обычным преданием или мифом, а жрецы – каста повыше, обладает ключами для расшифровки его истинного смысла и глубины.
В фильме и добро и зло смешались вместе. Я так и не понял кто все-таки “спаситель” – Сайфер (Люцифер), который хочет оставить все, как есть, и жить в мире снов, так как Сион – довольно сомнительное место, или все-таки Нео, который нас “освободит”. Роль архитектора тоже не совсем ясна. Казалось бы, создатель системы, следовательно “бог”, но в тоже время в фильме он – пешка, и не обладает как таковой властью, а просто “решает” уравнения, чтобы в системе не было “багов”
В общем, фильм сам по себе не однозначен. Понимать, можно по-разному. Тут тебе христианство + буддизм + язычество + гностицизм + древние греческие мифы + древнегреческая философия (Платонический идеализм) + детерминизм + нигилизм + растафарианство + история древнего Вавилона + какая-то политическая идея и цель + компьютерная система, и вся эта каша приправлена спецэффектами и драками на секирах.
И последнее. Во время съемок фильма произошли немного странные вещи. Актриса, которая первоначально должна была играть командира корабля, умерла. Жена и ребенок Киану Ривза (Нео) тоже умерли. Затем произошел теракт 11 сентября, съемки временно приостановили. После съемок умерла актриса, сыгравшая Пифию. В общем, что-то здесь нечисто….
Автор: Stranger
Источник
Давным-давно, примерно в 603 году до нашей эры, царю великой Вавилонской Империи Навуходоносору приснился странный сон. Он так встревожил правителя, что тот напрочь забыл его содержание. А вот тревога на сердце осталась…
В то время (впрочем, наверное, как и сейчас) могущественные правители мира сего окружали себя разного рода мудрецами, тайноведцами, экстрасенсами и колдунами. Среди таковых обязательно были и те, которые отвечали за расшифровку сновидений. Но проблема Навуходоносора заключалась в том, что он совершенно не помнил свой сон. А имеющиеся на службе тайноведцы не обладали достаточной силой, чтобы проникнуть в глубины царского подсознания….
Давайте прочитаем отрывок из этой истории в книге пророка Даниила:
“Во второй год царствования Навуходоносора снились Навуходоносору сны, и возмутился дух его, и сон удалился от него.
И велел царь созвать тайноведцев, и гадателей, и чародеев, и Халдеев, чтобы они рассказали царю сновидения его. Они пришли, и стали перед царем.
И сказал им царь: сон снился мне, и тревожится дух мой; желаю знать этот сон.
И сказали Халдеи царю по-арамейски: царь! вовеки живи! скажи сон рабам твоим, и мы объясним значение его.
Отвечал царь и сказал Халдеям: слово отступило от меня; если вы не скажете мне сновидения и значения его, то в куски будете изрублены, и домы ваши обратятся в развалины”.(Дан.2:1-5)
Ни заманчивые награды, ни ужасные угрозы, не могли заставить чародеев выполнить то, что они выполнить были не в состоянии. И их ответ царю был таков:
“Дело, которого царь требует, так трудно, что никто другой не может открыть его царю, кроме богов, которых обитание не с плотью”.
(Дан.2:11)
“Кроме богов, которых обитание не с плотью”… Выходит, древние экстрасенсы пользовались услугами неких богов, которые обитали с плотью. Кем были эти боги – нам, думаю, хорошо известно. Это те же самые духи, к которым обращаются экстрасенсы современности. И их возможности, как мы можем убедится, сильно ограничены.
Но среди царских мудрецов был ещё один человек, который обращался не к демонам и бесам, но знал Творца неба и земли. Это был Даниил, потомок знатного еврейского рода, который подростком, вместе с некоторыми своими друзьями, попал в вавилонский плен после завоевания Навуходоносором Иерусалима. Обладая особой мудростью и образованием, Даниил и его друзья снискали расположение царя и были оставлены при дворе. И в нужный момент пригодились…
“Рассвирепел царь и сильно разгневался на это, и приказал истребить всех мудрецов Вавилонских.
Когда вышло это повеление, чтобы убивать мудрецов, искали Даниила и товарищей его, чтобы умертвить их.
Тогда Даниил обратился с советом и мудростью к Ариоху, начальнику царских телохранителей, который вышел убивать мудрецов Вавилонских;
и спросил Ариоха, сильного при царе: “почему такое грозное повеление от царя?” Тогда Ариох рассказал все дело Даниилу.
И Даниил вошел, и упросил царя дать ему время, и он представит царю толкование сна”.
(Дан.2:12-16)
В итоге, Даниил не только объяснил Навуходоносору значение сна, но и напомнил ему его содержание. Всё это он смог сделать не своими силами, но силой Божьей:
“Даниил отвечал царю и сказал: тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели.
Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни. Сон твой и видения главы твоей на ложе твоем были такие:
ты, царь, на ложе твоем думал о том, что будет после сего? и Открывающий тайны показал тебе то, что будет.
А мне тайна сия открыта не потому, чтобы я был мудрее всех живущих, но для того, чтобы открыто было царю разумение и чтобы ты узнал помышления сердца твоего”.
(Дан.2:27-30)
Так что же снилось царю?
Навуходоносору приснилась огромная статуя. В Вавилонском царстве статуи не были чем-то необычным. Их создавали в том числе и в качестве идолов, для поклонения. Но статуя во сне царя была необычна тем, что состояла из разных материалов. Голова статуи была из чистого золота. Грудь и руки были выполнены из серебра. Живот и бёдра из меди. Голени были железными. А нижняя часть ног и ступни состояли из железа и глины. Сон заканчивался тем, что огромный камень, оторвавшийся с горы, полностью разрушал изваяние.
Значение этого сна касалось не только царя Навуходоносора, но затрагивало историю мира до самых последних дней. Давайте разберём по порядку:
“Вот сон! Скажем пред царем и значение его.
Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу,
и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных Он отдал в твои руки и поставил тебя владыкою над всеми ими. Ты – это золотая голова!”
(Дан.2:36-38)
Итак, золотая голова истукана означала Вавилонское Царство. Это была богатая империя, просуществовавшая с 605 г. по 539 г. до н.э.
“После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею”.
(Дан.2:39)
Серебряная грудь и плечи истукана, означали Мидо-Персию. Эта империя владычествовала над древним миром после Вавилонской Империи, с 539 г. по 331 г. до н.э.
Медные бёдра – Греция, с 331 г. по 168 г. до н.э.
“А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать”.
(Дан.2:40)
Железная часть ног. Здесь сразу узнаётся Римская Империя, которая и по своей силе и духу действительно была железной. Римляне сместили греков в 168 году, после чего их государство из республики стремительно выросло в могущественную империю. Которая в 4-5 веках, уже нашей эры, постепенно утратила свою силу от постоянных набегов “варваров” и разделилась на несколько государств. Эти государства сейчас мы называем Европой.
“А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет царство разделенное, и в нем останется несколько крепости железа, так как ты видел железо, смешанное с горшечною глиною.
И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое.
А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною”.
(Дан.2:41-43)
Что ж, Европейские государства, даже после объединения в Европейский Союз, обладают лишь частью былого могущества Рима. Как и гласит пророческий сон царя – часть государств Европы довольно сильны и могущественны, а часть из них – заметно слабее и беднее.
В пророчестве так же сказано, что эти государства никогда не станут по-настоящему едины, как железо не смешивается с глиной. И действительно, не смотря на значительные усилия по объединению Европы, до сих пор сложно назвать эти страны по-настоящему едиными.
Но что же дальше? А дальше самое интересное. То, что может случится на наших с вами глазах.
“И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно,
так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!”
(Дан.2:44,45)
В заключительной части пророческого сна мы, безусловно, видим конец человеческой цивилизации. В том виде, в каком она сейчас существует. Камень, который разрушил всё, упал с огромной скалы. Это говорит о неземном происхождении будущего Царства. Которое будет воздвигнуто не человеческими силами, но силой Божией. Конечно же, здесь угадывается второе пришествие Христа, пришедшего судить мир.
Готовы ли мы к этому событию?
Автор: Дмитрий В.
Источник