И вечный бой покой нам только снится сочинение

И вечный бой покой нам только снится сочинение thumbnail

А. Блок жил на изломе двух веков:

Болезнь пришла и заразила всех.
В последний раз в прерывистом дыхании
Боролись жизнь, любовь и смертный грех.

Древняя восточная мудрость предупреждает нас: “Не дай тебе Бог жить в эпоху перемен”. Но мы, увы, не выбираем себе ни родителей, ни Родину, ни время рождения. Меня завораживают строки, не знающие по своей остроте и злободневности равных:

Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы.
С раскосыми и жадными очами!

Эти строки – вызов, эти строки – крик. Как никогда современен великодушный призыв автора “Скифов”: .

Придите к нам! От ужасов войны .
Придите в мирные объятья!
Пока не поздно – старый меч в ножны.
Товарищи! Мы станем – братья!

Для себя я открыла Блока, прочитав его самую последнюю статью “Без божества, без вдохновенья”, опубликованную уже после смерти поэта. Это своего рода завещание, которое дышит воздухом той непримиримой и страстной борьбы с извечными противниками добра и света; с эстетством, снобизмом, с “русским денди”. Сегодня в каждом интеллигентном человеке вновь просыпается протест против сытых, “новых русских”, которые сделали искусство “предметом какого-то сибаритского наслаждения, игрушкой праздных ленивцев”. Блоковская борьба предполагает воспитание гармонии в человеке. Как будто ко мне лично и к моему поколению обращены слова:

Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало.
И плеск, и трубы лебедей.
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. – Молись!

Часто думаю: скольким людям помогли эти слова не пасть духом:

О, я хочу безумно жить:
Все сущее – увековечить,
Безличное – очеловечить,
Несбывшееся – воплотить!

Какая жажда жизни!

Меня завораживает эта энергия, а ведь жизнь в том далеком четырнадцатом году, когда шла первая мировая война, не располагала к оптимизму. И тем не менее:

Пусть душит жизни сон тяжелый.
Пусть задыхаюсь в этом сне,
Быть может, юноша веселый
В грядущем скажет обо мне:
Простим, угрюмство – разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь – дитя добра и света
Он весь – свободы торжество!

Самая трудная борьба у Блока – это борьба не с кем-то, а с самим собою. М. И. Цветаева пишет мудро и пронзительно:

Не проломанное ребро –
Переломанное крыло.

Не могу удержаться, чтобы не процитировать дальше:

Не расстрельщиками навылет
Грудь простреленная. Не вынуть
Этой пули! Не чинят крыл.
Изуродованный ходил.
Цепок, цепок венец из терний!
Что усопшему трепет черни.
Женской лести лебяжий пух.
Проходил одинок и глух.
Замораживая закаты ;
Пустотою безглазых статуй.
Лишь одно еще в нем жило:

Переломанное крыло. Не могу объяснить, что я чувствую, оставаясь наедине с поэзией Блока. Это и плен, и чары, и желание раствориться в другом мире, и страсть к жизни: “О, я хочу безумно жить…”

Только глухой может не услышать эту интонацию страстной и опасной правды. Без этой жажды жизни и творчества он не был бы поэтом. Мятежная душа Блока, кажется иногда мне, соткана именно из этих пушкинских строк:

Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья
Бессмертия, может быть, залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
И обретать и ведать мог.
Воистину:
Есть упоение в бою
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы…

Можно без преувеличения сказать, что я пыталась завоевать Блока, а Блок завоевал меня. Этот плен мне не в тягость. Говорят, что любовь требовательна. Теперь я знаю. Это не так. Любовь не взрыв, а смирение. Любить – это поступиться своей свободой ради свободы того, кого любишь. Поэт подсказал мне: “Любовь – это не научить, а пойти в ученики. Восхититься и поверить. И воздается тебе”.

С большим трепетом я иду в ученики к Блоку и избираю молитву любви. Блок был в плену у любви. Это самый прекрасный плен на свете. Ждать стало его многолетней привычкой. Представьте себе, что изо дня в день (с тысяча восемьсот девяносто восьмого года по тысяча девятьсот четвертый) он только был полон ожиданиями, томлениями, предчувствиями, призывами, гаданиями. Этой теме – теме любви – он посвятил шестьсот восемьдесят семь стихотворений. Этого, кажется, не было ни в русской, ни в какой другой литературе. Такая однострунность души!

Скажите, пожалуйста, кто не мечтал о том, чтобы ему посвятили такие строки:

Не призывай. И без призыва ,
Приду во храм.
Склонюсь главою молчаливо
К твоим ногам.
И буду слушать приказанья
И робко ждать.
Ловить мгновенные свиданья.
И вновь желать.

Стихи Блока о любви нужно читать подряд, потому что они переливаются одно в другое, одно как бы вырастает из другого. Нет, в сущности, отдельных стихотворений Блока о любви, а есть одно сплошное, неделимое стихотворение всей его жизни.

Читайте также:  К чему снится что выпали зубы с кровью

Язык Блока был как бы создан для тайн. И “тайной тайн” была для него та “Таинственная”, которой он посвятил первую книгу “Стихи о Прекрасной Даме”. Это Любовь Дмитриевна Менделеева, которую он величал в этой книге Вечной Весной, Вечной Надеждой, Вечной Женой, Непостижимой, Юной, Хранительницей. Мы не знаем, кто она, и от этого только выигрываем. Лишите ее этой таинственности, назовите имя, и это перестанет быть сказкой. Я часто думаю, что если Блоку не было дано говорить непонятно, его тема иссякла бы на первой же странице. Всякое отчетливое слово убило бы его Прекрасную Даму. Все другие звуки казались ему докучливым шумом, мешающим слушать свою Единственную:

Кругом о злате иль о хлебе
Народы шумные кричат.

Что за дело до этого влюбленному?! Но, Боже мой, как же трудно узнать мне утонченную душу Блока, когда:

В тайник души проникла плесень,
Но надо плакать, петь, идти…

Не могу поверить, что эти слова пишет тоже Блок:

Сердце – крашеный мертвец,
И, когда настал конец,
Он нашел весьма банальной
Смерть души своей печальной…

Утрата Прекрасной Дамы, как я понимаю, была для него утратой всего. Но именно из этой утраты возник еще более упоительный для меня образ – образ загадочной Незнакомки. Это такая блоковская святыня, которая создана из бед и погибелей, которая, как это ни парадоксально, тем и свята, что от нее нет никакого покоя, что она вся – боль и тоска. Блок полюбил свою гибель, создал из гибели культ: “И вся неистовая радость грядущей гибели твоей!”

Иногда мне кажется, что он не только жаждал этой гибели, но и гордился ею:

Пускай я умру под забором, как пес,
Пусть жизнь меня в землю втоптала,
Я верю: то Бог меня снегом занес.
То вьюга меня целовала.

Может, кому-то покажется, что Блок изменил себе и молился другому Богу. Вместо Прекрасной Дамы он изображает другое полубожество – Незнакомку – звезду, которая упала на землю и, воплотившись в женщину, не захотела молить, но принимает вино и объятия. Уйдя от своей Лучезарной, он как будто проснулся и впервые узнал, что на свете есть отнюдь не лучезарные женщины. Не думаю, что он сдался без боя. В этом я и вижучудо Блока, что, при всем стремлении загрязниться о житейское, земное, он чист:

…не понял, не измерил.
Кому он песни посвятил.
В какого Бога страстно верил.
Какую девушку любил.

Грязь не прилипла к поэту. Каких бы язвительных и циничных слов не говорил он о своих прежних святынях, в этих словах против его воли были гармония и свет. Лирика Блока стала сильнее его самого. Сколько бы он ни твердил, что женщины, которых мы любим, -картонные, он, вопреки своей воле, дает мне увидеть в них небо и звезды, почувствовать “берег очарованный и очарованную даль”. Незнакомка для меня тоже звезда, упавшая на землю.

И если милая для Блока была либо святая, либо падшая, либо судьба, либо смерть, то теперь она одновременно и святая, и падшая, и судьба, и смерть, потому что имя ее Россия. И всю свою нежность и набожность он отдает теперь этой новой жене:

О Русь моя! Жена моя!
До боли
Нам ясен долгий путь!

Удивляюсь, как нужно много в себе сломать нежного и тепличного, какой бой дать себе, чтобы нам, спустя десятилетия, от такой России хотелось плакать, чтобы по-прежнему покой нам только снился.

Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме И ВЕЧНЫЙ БОЙ! ПОКОЙ НАМ ТОЛЬКО СНИТСЯ. Поищите еще с сайта похожие.

Источник



2020年卸売りiphone12/iphone12 pro/iphone11/iphone11 proケースブランドコピーのルイヴィトン、シャネル、グッチ、エルメス、MCMの人気安売り激安新作

iphone11/iphone11 proケースコピーブランド,iphone12/iphone12 proケーススーパーコピー,シャネルiphone11ケースブランド|ヴィトンiphone12ケースブランド|グッチiphone11ケースブランド|シャネルiphone12ケース|ヴィトンiPhoneケース 11|グッチiPhoneケース 11iphone11/iphone11 proケースブランドコピー,iphone12/iphone12 proケーススーパーコピー,シャネルiphone11ケースブランド|ヴィトンiphone12ケースブランド|グッチiphone11ケースブランド|シャネルiphone12ケース|ヴィトンiPhoneケース 11|グッチiPhoneケース 11|iphoneケースブランドスーパーコピー芸能人 スマホケースブランド カバー コピーiphone11/iphone11 pro max/iphone12/iphone12 pro 、iphone(ケータイ)ケース コピー.CHANELシャネルiphone11ケースiphone11ケース ブランド,スーパーコピー激安人気通販.
CHANELシャネル手帳型iphone12s/iphone12s Plusゴールド金具 ケース人気ブランドコピー,最新コピーiphone11ケース apple ケース 携帯ケースシャネル グッチ ルイヴィトンコピー ブランドアップル保護ケース.楽天 手帳型 シャネルアップルiphone11ブランドレプリカケースマルチカラーコピー,手帳型 偽物 アマゾンIphone6ケース人気安売りシャネル海外新作4.7インチカバー,シャネルiphone8ゴールド ケースアウトレットディズニーキャラクターカバー.アイフォン11 防水ケース人気革,シャネル iphone12 pro ケース Amazon iphoneケース,可愛いブランド シャネル iphone12ケース 手帳型 本物コーチiphone12 pro ケース 新作iphone11/iphone11 plus.楽天ブランドiphone11ケース ディズニー アナと雪の女王iphone12ケース 4.7インチ アナとエルサ可愛いスマフォンケース通販.iphone12/iphone12 pro.芸能人愛用 Chanel iphone12ケース ブランド iphone12 proカバー 5.5 チェーン付きiphone12/iphone12 pro.CHANELシャネル.ルイヴィトンコピー.iphone12 ケース.ブランドセール、スーパーコピー,ブランドiphone12シャネル化粧箱風ケース芸能人愛用 ,シャネル香水瓶ブラックダイヤ最新iphone12ケースブランドコピーiphone12楽天スーパーコピーブランドシャネル iphone12カバー香水瓶激安 販売中,韓国シャネルブランド 携帯 ケースiPhone6高級ケースカバー チェーン付き iphone12/iphone12 pro, iphone8カバーケース iphone8 ケース ブランド chanel iphone8ケース 値段 iphone8 カバー レザー iphone8 ケース リボン ブランド アイフォン11 ケース アイフォン11ケース ヴィトン iphone8 ケース 防水 スマホケース 5s 6Plusケース chanel i phone 5s ケース iphone8 Plus カバー 通販 iphone8 ケース ネックストラップ アイフォンケース 6s シャネル gucci 公式 iphone8 ケース 5 ルイヴィトン iphone8 6 iphone8 革カバー iphone8 ケース iphone8 同じ iphone8カバーレザーケース エルメス携帯ケース

Читайте также:  К чему снится кабачок

スマホケースコピースマホカバーコピールイヴィトンエルメスシャネルグッチスマホケーススマホカバー
ルイヴィトンエルメスシャネルグッチiphoneケースルイヴィトンエルメスシャネルグッチ携帯ケース手帳型
ルイヴィトンiphoneケースエルメスiphoneケースシャネルiphoneケースグッチiphoneケース手帳型
ブランドiphoneカバー,スマホケースケースコピー通販,スマホカバーコピー通販ブランドスマホケースコピー通販,
iphoneケースコピー激安,携帯ケース 激安ブランド携帯ケースコピー,ブランドiphoneケース格安手帳型ケース
ブランドコピー,ブランドバッグコピー,ブランド財布コピー,,ブランドスーパーコピースーパーコピーブランド財布,
財布iphoneケース激安通販,エルメスコピーブランドスーパーコピーアクセサリー,
iphone11/iphone11 pro/iphoneXケースコピー/iphone12/iphone12 proケースコピー/サムスンS6/s7plusiphoneケース,スマホケース,カバー,
手帳型ケースiphone5ケース/iphone8ケース/iphone8ケーススマホケースコピーiphonePlus
アイフォン11sアイフォン11sプラス 通販手帳型ケースiphone6携帯ケース激安通販iPhoneケースコピー携帯ケースコピー
ルイヴィトンブランドコピールイヴィトン財布ブランドコピールイヴィトンバッグブランドコピールイヴィトンコピー
ブランドコピーブランド時計コピーブランド財布 コピー ブランド服 コピーブランドバッグ コピー ブランド アクセサリー コピー
手帳型ケースiphone6携帯ケース激安通販iPhoneケースコピー携帯ケースコピー
ルイヴィトンiphone携帯ケースエルメスiphone携帯ケースシャネルiphone携帯ケースグッチiphone携帯ケース手帳型
iphone12/iphone12 proケースコピー/サムスンS6/s7plusiphoneケース,スマホケース,カバー,
iPhoneケースコピー携帯ケースコピー
対応機種:iPone8/8 plus,iphoneX,iPone7/7 lus,iphone8/6sPlus, iPhone6/6Plus, iPhone5/5s, iPhone5c, GalaxyS5, Galaxy-note4, Nexus5,
XperiaZ1(so-01f),periaZ1(so-02f), XperiaZ3,XperiaZ4, GalaxyS6, XperiaZ3Compact, GalaxyS6edge

シャネル風コピー iphone6 ケース gucciコピー iphone ケース 衝撃 iphoneケース海外通販コピー 人気のiphoneケース iphone トランクカバー iphone6 ケース おしゃれ 手帳 iphoneケース 売れ筋 ギャラクシーsケース人気 アイフォン11のカバー iphone6 カバー エルメスコピー iphone 5 ケース 手帳 iPhone6カバールイヴィトンコピー iphoneカバー 通販 iphoneカバー 可愛い かわいいiphoneカバー iphone case 6 ピンク 革 芸能人 iphone6 ケース iphone6 GUCCI iphone6 クリアカバー iphone6 ケース 安い キャラクターコピーiphoneカバー iphone ケース ブランド ヴィトン ルイヴぃとんアイフォン11 ケース シャネル iphone case 手帳ケース iphone6 ケース 高級 iphone6plus 手帳型ケース

ルイヴィトンiphone12 proケース/シャネルiphone8ケース/グッチiphone12ブランドコピースマホカバー
ルイヴィトンiphone8ケース,ルイヴィトンiphone12ケース,ルイヴィトンiphone12 proケース
ルイヴィトンアイフォンiphoneケース,ルイヴィトンiphone8ケース,ルイヴィトンiphone8ケース
ルイヴィトンiphone8ケース手帳型激安,ルイヴィトンiphone携帯カバー,シャネルiphoneカバー
シャネルiphone8ケース,シャネルiphone12ケース,シャネルiphone12 proケース,シャネルアイフォンiphoneケース

Источник

Любой человек, подробно изучающий историю своей страны, обязательно восхищается ей. Ведь даже если государство возникло совсем недавно, за короткий срок в нём, скорее всего, произойдут значительные события, подлежащие анализу и тщательному изучению. А как быть писателям, гражданам страны, у которой более чем тысячелетняя история? Какое событие следует взять для аллегории своих мыслей? Александр Блок, к примеру, пишет цикл стихотворений «На поле Куликовом» в 1908 году.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Казалось бы, Блок мог взять любую другую битву или другой процесс, происходивший позднее. Почему автор, пишущий о России, берёт события из прошлого, а именно из четырнадцатого века?

В 1380 году на Куликовом поле сошлись войска русского князя Дмитрия Донского и татарского хана Мамая. Александр Блок в пяти стихотворениях повествует о былых событиях, не упоминая конкретных личностей! Особенность цикла заключается в том, что образцы сильной личности Блок видит в истории России. И история начинает говорить голосом поэзии:

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль…

Летит, летит степная кобылица

И мнёт ковыль…

В первые две строки этой строфы поэт заложил главные мысли первого стихотворения. Вечный бой здесь символизирует не только затяжную Куликовскую битву, но и всю историю отношений Древнерусского государства, Российского государства, Российской империи и так далее. Эти строки актуальны и в наши дни, дни напряжённых отношений со многими странами. Тем не менее, описывая борьбу на Куликовом поле, Блок рассматривает борьбу не только с нашествием, но и с тёмным, рабочим следом в душах, который оно оставило.

Несмотря на то, что конкретных личностей в цикле стихотворений нет, можно увидеть сильную личность, проанализировав весь цикл. Лирический герой наблюдает за пейзажами, но уже не с тем настроением, какое было у лирических героев прошлых стихотворений. Здесь поля, река и ковыли скоро наполнятся кровью войск и криками боли, страданий. Всё, что окружает героя, готовится к жестокой битве. Тем не менее, рассказчик верит в победу русских войск, верит в то, что Россия наконец освободится от оков, удерживающих её крылья. И ведь не зря автор использует в качестве примера Куликовскую битву. Эта битва стала первым ответным ударом на тиранию татар. И это довольно символично — он хочет показать всю значимость грандиозного события: Россия выдержала все битвы и смогла дать ответный удар, значит, сможет и ещё.

Таким образом, Александр Блок в цикле «На поле Куликовом» отражает всю мощь русского народа и государства в целом. Автор верит в светлое будущее России, ведь страна, которая смогла выстоять под натиском всех захватчиков и быть способной расти и процветать, определённо сможет повторить успехи XVIII века и стать самой сильной мировой державой.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id19319

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Источник

 «И вечный бой…» Александр Блок жил и творил на рубеже двух миров: в эпо­ху подготовки и осуществления тяжелейшего в истории Рос­сии социального перелома — Октябрьской революции. Он оказался последним великим поэтом старой, дооктябрьской России, завершившим своим творчеством поэтические иска­ния всего XIX века, и вместе с тем его именем открывается первая, заглавная страница истории русской советской по­эзии.

Читайте также:  К чему снится убить человека

Родился Александр Александрович Блок в 1880 году (16 но­ября по старому стилю), умер в 1921 году (7 августа). Писать стихи он начал в конце девяностых годов и окончательно сло­жился как поэт накануне Первой русской революции 1905 года. Полного расцвета творчество его достигло в период 1907-1916 годов, то есть во время реакции, нового подъема ос­вободительной борьбы и первой мировой войны. И, наконец, последние, всемирно известные произведения Блока, величе­ственно увенчавшие его творчество, — «Двенадцать» и «Ски­фы», — были созданы уже после Октября, в январе 1918 года, в самом начале советской эпохи. За двадцать лет, что отделяют первые серьезные стихи Блока от «Двенадцати» и «Скифов», содержание его поэзии и сама его творческая манера претерпе­ли глубокие изменения. Отрешенный от реальной жизни ли­рик, казалось бы, целиком погруженный в свои душевные переживания, каким Блок начал свой литературный путь, вы­рос в истинно национального поэта, творчество которого овея­но историческими, социальными, житейскими бурями того грозного, переломного, революционного времени.

Если сравнить юношескую лирику Блока с его зрелыми сти­хами, на первый взгляд может показаться даже, что перед нами два разных поэта. Вот, к примеру, характерные для юно­го Блока стихи, говорящие об интимных переживаниях уеди­ненной души и похожие на торжественные молитвы с затемненным смыслом:

Я их хранил в приделе Иоанна,

Недвижный страж — хранил огонь лампад.

И вот — Она, и к Ней — моя Осанна —

Венец трудов — превыше всех наград…

А вот как глубоко и отчетливо писал он тринадцать лет спус­тя, размышляя о судьбах матери Родины:

Идут века, шумит война,

Встает мятеж, горят деревни,

А ты все та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней —

Доколе матери тужить?

Доколе коршуну кружить?

Разительные перемены, происшедшие в творчестве Блока, были продиктованы самой жизнью, самим ходом историче­ской действительности, определившей направление жизнен­ного и литературного пути поэта. Путь этот был сложным и трудным, исполненным многих и резких противоречий, но в конечном счете — прямым и неуклонным. Сам Блок очень вер­но и точно сказал, что это был «путь среди революции». Лично далекий от жизни и борьбы рабочего класса, Александр Блок, подобно особо чувствительному сейсмографу, чутко улавли­вал приближение «невиданных мятежей» и «неслыханных перемен». На богатом и гибком, музыкальном и многосмыс- ленном языке своей поэзии он гениально передал неотступно владевшее им чувство душевной тревоги. В этом чувстве во­едино слились и острое ощущение непрочности и обреченно­сти старого мира, и трепетное ожидание какого-то всеобщего и окончательного всемирно-исторического переворота — «ми­рового пожара», в огне которого должна родиться совершенно новая справедливая и свободная — жизнь.

Непроглядный мрак и могильный холод «страшного мира», как называется один из основных и важнейших разделов ли­рики Блока, и «огненные дали» будущего, горькое отчаяние и светлая надежда, смертная тоска и бурные страсти, грубая действительность и крылатая мечта, душевные страдания из­мученного человека и ослепительное счастье, которое обретает он в «вихре музыки и света»; трагедия России, закабаленной и униженной царями, барами и чиновниками, и неизбывная жизнетворческая сила народа — таковы резкие контрасты и противоречия, запечатленные в поэзии Блока.

Достигнув творческой зрелости, полностью овладев своим тончайшим мастерством, поэт видел истинную ценность ис­кусства в его жизненной достоверности и правдивости, в от­зывчивости его на все действительно важное и решающее, что происходит в жизни в данное время. Век, говорил Блок, может простить художнику «все грехи», кроме единственного, — «измены духу времени». Стараться постичь дух времени, быть безотказно верным ему — в этом видел Блок силу художника, поэта. Больше того, он был убежден, что у настоящего поэта даже его любая «личная страсть» всегда непременно «насыще­на духом эпохи», и потому «в эпохи бурь и тревог нежнейшие и интимнейшие стремления души поэта также преисполняют­ся бурей и тревогой». Это замечательные, глубоко верные сло­ва, раскрывающие природу настоящего, большого искусства, и лучшим подтверждением их служит зрелое творчество само­го Блока. Все его стихи, даже самые «интимные», говорящие, казалось бы, только о личном, овеяны духом времени, освеще­ны молниями русской революции. «Неситесь! Буря и тревога вам дали легкие крыла…» — сказал Блок о своих стихах. Буря века — и пробужденная ею душевная тревога поэта. «Не мо­жет сердце жить покоем, недаром тучи собрались…», «Покоя — нет…», «И вечный бой! Покой нам только снится…» — вот самая постоянная и самая громкая нота, которая звучит в сти­хах Блока. Такие тревожные стихи и могли родиться лишь в эпоху крушения одного миропорядка и в предчувствии друго­го, нового. С необыкновенной поэтической силой и остротой ощущал Блок историческую бездну, разверзшуюся перед об­реченным старым миром;

Он занесен — сей жезл железный —

Над нашей головой.

И мы Летим, летим над грозной бездной

Среди сгущающейся тьмы…

Источник