И в каждый вечер час назначенный иль это только снится мне девичий стан
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бессмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!»* кричат.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
24 апреля 1906
_________________________________
* In vino veritas! — Истина — в вине! (лат.)
Анализ стихотворения «Незнакомка» Александра Блока
Чтобы понять смысл стихотворения «Незнакомка», надо знать историю его создания. Блок написал его в 1906 г. в тяжелый период, когда от него ушла жена. Поэт был просто раздавлен отчаянием и проводил целые дни в беспробудном пьянстве в грязных дешевых заведениях. Жизнь Блока катилась под откос. Он это прекрасно осознавал, но не мог ничего исправить. Измена жены поставила крест на всех надеждах и устремлениях поэта. Он утратил цель и смысл своего существования.
Стихотворение начинается с описания обстановки, в которой сейчас находится лирический герой. Он уже давно привык к мрачной атмосфере грязных ресторанов. Автора окружают постоянно пьяные люди. Вокруг ничего не меняется, сводит с ума своим однообразием и бессмысленностью. Даже источник поэтического вдохновения, луна, — всего лишь «ко всему приученный… диск».
В этой обстановке к лирическому герою приходит надежда на избавление в образе таинственной незнакомки. Из стихотворения непонятно, реальна ли эта женщина, или только плод воображения, искаженного непрерывным употреблением вина. Незнакомка в одно и то же время проходит между пьяными рядами и занимает свое место у окна. Она представляет собой существо из другого, чистого и светлого мира. Глядя на ее величавый облик, ощущая запах духов, автор понимает всю мерзость своего положения. В мечтах он уносится из этого душного зала, начинает совершенно новую жизнь.
Финал стихотворения неоднозначен. Вывод, к которому приходит автор («Истина в вине!»), может трактоваться двояко. С одной стороны, Блок не уподобился окружающим его пьяницам, окончательно утратившим надежду на будущее. Он осознал, что продолжает хранить душевное «сокровище», которым вправе распорядиться. С другой стороны, видение незнакомки и пробуждение веры в лучшее может быть просто пьяным бредом, за которым последует тяжелое похмелье.
Стихотворение написано образным языком. Эпитеты отражают душевную опустошенность автора («тлетворный», «бессмысленно», «сонные»). Мрачность обстановки усилена метафорами («влагой терпкой и таинственной», «с глазами кроликов») и олицетворениями («правит… тлетворный дух»).
Резкий контраст грязному ресторану представляет описание незнакомки. Автор выделяет только отдельные детали, имеющие для него символическое значение («упругие шелка», «узкая рука»). Мимолетность образа подчеркивает нереальность происходящего. В сознании автора стирается грань между мечтой и действительностью.
Стихотворение «Незнакомка» занимает особое место в творчестве Блока. В нем отражены искренние ощущения и размышления автора в период острого душевного и жизненного кризиса. Сделана попытка найти выход из этой губительной ситуации.
- Следующий стих → Гавриил Державин — Памятник
- Предыдущий стих → Александр Блок — Ночь, улица, фонарь, аптека
Читать стих поэта Александр Блок — Незнакомка на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Источник
Александр Блок.
24 апреля – день рождения… стихотворения. Прекрасного стихотворения Александра Блока «Незнакомка».
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздаётся детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины,
И раздаётся женский визг,
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моём стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирён и оглушён.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!» кричат.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Её упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за тёмную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чьё-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склонённые
В моём качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Считается, что Александр Александрович написал его 24 апреля 1906 года. Впрочем, не просто считается. В архиве Блока существует соответствующий автограф с пометкой, где указаны дата и место создания. Правда, в поздних записях Блок убрал число и написал просто «апрель 1906». Но из песни, в данном случае, из автографа слова не выкинешь.
Стихотворение стало своеобразной визитной карточкой Блока. Стоит произнести: «И медленно пройдя меж пьяными…» – сразу понятно, кого и что имеют в виду.
Тем интереснее обстоятельства его создания.
Кто-то считает, что оно появилось благодаря личной драме – разладу поэта с любимой женой Любовью Дмитриевной, которая как раз уходила от него к Андрею Белому.
С супругой у Блока действительно были своеобразные отношения. Конечно, со свечой никто не стоял. Но многие, даже современники и друзья, полагают, что они жили в белом браке, то есть, избегая физической близости. Это была полностью инициатива Александра Александровича, видевшего в любимой женщине, прежде всего, музу, символ Вечной Женственности, Жену Облаченную в Солнце. Блок боялся разрушить этот образ. По сему для плотских утех он посещал так называемые дома терпимости. Ну а Любовь Дмитриевна, видимо, иначе себе представлявшая их брак, чрезвычайно обескураженная и обиженная изменами мужа, которые он таковыми не считал, завела роман с его другом и даже едва не ушла от поэта.
Л. Бакст. Иллюстрация к стихотворению
Доводами в поддержку этой теории служат еще и такие факты:
- В записных книжках Блока за 1906 год есть перерыв с января по 19 мая – период, когда Александр Александрович, переживая разлад с женой, регулярно ходил по кабакам;
- Очень близкие по теме стихотворения как раз написаны в этот период, в частности, из циклов «Город» и «Фаина»;
- «Балаганчик» тоже написан примерно в это же время, а там очень близкие образы.
Помните:
Я стоял меж двумя фонарями
И слушал их голоса,
Как шептались, закрывшись плащами,
Целовала их ночь в глаза.
И свила серебристая вьюга
Им венчальный перстень-кольцо.
И я видел сквозь ночь – подруга
Улыбнулась ему в лицо.
Ах, тогда в извозчичьи сани
Он подругу мою усадил!
Я бродил в морозном тумане,
Издали за ними следил.
Ах, сетями ее он опутал
И, смеясь, звенел бубенцом!
Но, когда он ее закутал,-
Ах, подруга свалилась ничком!
Он ее ничем не обидел,
Но подруга упала в снег!
Не могла удержаться, сидя!..
Я не мог сдержать свой смех!..
И, под пляску морозных игл,
Вкруг подруги картонной моей –
Он звенел и высоко прыгал,
Я за ним плясал вкруг саней!
И мы пели на улице сонной:
“Ах, какая стряслась беда!”
А вверху – над подругой картонной –
Высоко зеленела звезда.
И всю ночь по улицам снежным
Мы брели – Арлекин и Пьеро…
Он прижался ко мне так нежно,
Щекотало мне нос перо!
Он шептал мне: “Брат мой, мы вместе,
Неразлучны на много дней…
Погрустим с тобой о невесте,
О картонной невесте твоей!”
К. Сомов. Арлекин и дама
Есть и другая теория, более профессиональная, если так можно выразиться.
Довольно близкий к поэту Вл. Пяст так описывает обстоятельства создания стихотворения:
«С начала Великого поста Блок тщательным образом переключает весь свой обиход на потребный для экзаменационного бдения. <…> он очень регулярно встает в одно и то же время; ест, пьет, ходит гулять (пешком, далеко) в определенные часы; занимается почти ежедневно одно и то же количество часов и ложится в одинаковую пору. <…> поэт не дремлет в его подсознательном <…> во время этой страды назревает в нем “Незнакомка”».
Андрей Белый считает, что «Незнакомка» восходит к женским образам из поэзии Лермонтова.
Некоторые исследователи полагают, что источником образа могли послужить строки из стихотворения В. Брюсова «Прохожей»:
Она прошла и опьянила
Томящим сумраком духов
И быстрым взором оттенила
Возможность невозможных снов.
Е.П. Иванов, ездивший в апреле 1906 с Блоком в Озерки, где и родилось стихотворение, так описывал обстоятельства его создания:
«Заехали в Озерки <…> Пошли на озеро, где “скрипят уключины” и “визг женский”. В Шувалово прошли. <…> Потом Саша с какой-то нежностью ко мне, как Вергилий к Данте, указывал на “позолоченный” “крендель булочной” на вывеске кафе. Все это он показал с большой любовью. Как бы желая ввести меня в тот путь, <…> которым велся он тогда в тот вечер, когда появилась Незнакомка. Наконец, привел на вокзал озерковский <…> Из большого венецианского окна видны “шлагбаумы”, на все это он указывал по стихам. В окне видна железная дорога <…> поезда часто проносятся мимо <…> Зеленеющий в заре кусок неба то закрывается, то открывается. С этими пролетающими машинами и связано появление в окне незнакомки. <…> Я начинаю почти видеть ее. Черное платье, точно она, или вернее весь стан ее прошел в окне, как пиковая дама перед Германом».
Л. Бакст. Ужин.
Стихотворение стало чрезвычайно популярным сразу после обнародования и породило множество откликов от собратьев-литераторов (большинство из которых были еще и профессиональными критиками).
Например, Иннокентий Анненский в рецензии на сборник Блока, напечатанной во втором номере журнала «Аполлон», написал так:
«Как все это безвкусно – как все нелепо, просто до фантастичности – латинские слова, зачем-то, шлагбаумы и дамы – до дерзости не красиво. А между тем так ведь и нужно, чтобы вы почувствовали приближение божества».
В рецензии на блоковское «Собрание стихотворений», изданное в 1912 году Николай Гумилев, к тому времени возглавлявший поэтический отдел «Аполлона» писал:
«Доверчиво восхищенный миром поэт <…> как-то сразу и странно легко принял и полюбил все <…> и в глубине этого сомнительного царства, как царицу в шелках и перстнях Незнакомки, Истерию с ее слугой, Алкоголем. Незнакомка – лейтмотив всей книги. Это обманное обещание материи – доставить совершенное счастье и невозможность <…>, дразнящая и зовущая, тревожащая как луна. Это – русалка города, требующая, чтобы влюбленные в нее отреклись от своей души»
(Письмо о русской поэзии // Аполлон. 1912. No 8. С. 60-61).
Вообще вряд ли найдется в творчестве Блока стихотворение, породившее только споров. По накалу страстей вокруг его можно сравнить только с поэмой «Двенадцать» и пьесой «Балаганчик» (и то в последнем случае дискутировали больше не о пьесе, а о ее постановке в театре Комиссаржевской, созданной Мейерхольдом в 1907).
Альфонс Муха.
В «Незнакомке» очень много узнаваемых образов. Например, «крендель булочной» – привычная для Петербурга начала ХХ века вывеска.
Строки: «А рядом у соседних столиков // Лакеи сонные торчат..» – явная аллюзия на стихотворение Анненского «Трактир жизни», де есть фраза «Те же грустные лакеи». А строка «Иль это только снится мне?» – почти точная цитата из стихотворения Тютчева «Опять стою я над Невой», где мы читаем: «Во сне ль все это снится мне…». «Очарованная даль» пришла в «Незнакомку» из стихотворения Пушкина «Рифма, звучная подруга».
В бумагах Блока, датируемых 28 сентября 1906 года, есть такие наброски:
Вот встала надо мной – и вижу
Она подходит ближе – ближе.
Как тускло светят фонари –
[Шуршит]
Лицо густой вуалью скрыто
Шуршат медлительно шел ка.
[Перчаткой]
И чуть придерживая платье
Перчаткой [обтянута] стянута рука.
[Под фонарем сгустились тени.]
Видимо, поэт продолжал разрабатывать образный ряд стихотворения. Может, хотел написать продолжение.
Впрочем, в его цикле «Город» очень много близких по теме и образам стихов.
Вот такая занимательная поэтическая история.
Автограф варианта стихотворения
Источник
ÍÅÇÍÀÊÎÌÊÀ
Ïî âå÷åðàì íàä ðåñòîðàíàìè
Ãîðÿ÷èé âîçäóõ äèê è ãëóõ,
È ïðàâèò îêðèêàìè ïüÿíûìè
Âåñåííèé è òëåòâîðíûé äóõ.
Âäàëè, íàä ïûëüþ ïåðåóëî÷íîé,
Íàä ñêóêîé çàãîðîäíûõ äà÷,
×óòü çîëîòèòñÿ êðåíäåëü áóëî÷íîé,
È ðàçäàåòñÿ äåòñêèé ïëà÷.
È êàæäûé âå÷åð, çà øëàãáàóìàìè,
Çàëàìûâàÿ êîòåëêè,
Ñðåäè êàíàâ ãóëÿþò ñ äàìàìè
Èñïûòàííûå îñòðÿêè.
Íàä îçåðîì ñêðèïÿò óêëþ÷èíû
È ðàçäàåòñÿ æåíñêèé âèçã,
À â íåáå, êî âñåìó ïðèó÷åííûé,
Áåññìûñëåííî êðèâèòñÿ äèñê.
È êàæäûé âå÷åð äðóã åäèíñòâåííûé
 ìîåì ñòàêàíå îòðàæåí
È âëàãîé òåðïêîé è òàèíñòâåííîé
Êàê ÿ, ñìèðåí è îãëóøåí.
À ðÿäîì ó ñîñåäíèõ ñòîëèêîâ
Ëàêåè ñîííûå òîð÷àò,
È ïüÿíèöû ñ ãëàçàìè êðîëèêîâ
«In vino veritas!» êðè÷àò.
È êàæäûé âå÷åð, â ÷àñ íàçíà÷åííûé
(Èëü ýòî òîëüêî ñíèòñÿ ìíå?),
Äåâè÷èé ñòàí, øåëêàìè ñõâà÷åííûé,
 òóìàííîì äâèæåòñÿ îêíå.
È ìåäëåííî, ïðîéäÿ ìåæ ïüÿíûìè,
Âñåãäà áåç ñïóòíèêîâ, îäíà,
Äûøà äóõàìè è òóìàíàìè,
Îíà ñàäèòñÿ ó îêíà.
È âåþò äðåâíèìè ïîâåðüÿìè
Åå óïðóãèå øåëêà,
È øëÿïà ñ òðàóðíûìè ïåðüÿìè,
È â êîëüöàõ óçêàÿ ðóêà.
È ñòðàííîé áëèçîñòüþ çàêîâàííûé,
Ñìîòðþ çà òåìíóþ âóàëü,
È âèæó áåðåã î÷àðîâàííûé
È î÷àðîâàííóþ äàëü.
Ãëóõèå òàéíû ìíå ïîðó÷åíû,
Ìíå ÷üå-òî ñîëíöå âðó÷åíî,
È âñå äóøè ìîåé èçëó÷èíû
Ïðîíçèëî òåðïêîå âèíî.
È ïåðüÿ ñòðàóñà ñêëîíåííûå
 ìîåì êà÷àþòñÿ ìîçãó,
È î÷è ñèíèå áåçäîííûå
Öâåòóò íà äàëüíåì áåðåãó.
 ìîåé äóøå ëåæèò ñîêðîâèùå,
È êëþ÷ ïîðó÷åí òîëüêî ìíå!
Òû ïðàâî, ïüÿíîå ÷óäîâèùå!
ß çíàþ: èñòèíà â âèíå.
24 àïðåëÿ 1906, Îçåðêè
Ðàñïå÷àòûâàÿ äëÿ ÷òåíèÿ íà îäíîì èç ïîýòè÷åñêèõ âå÷åðîâ çíàìåíèòîå ñòèõîòâîðåíèå Áëîêà «Íåçíàêîìêà», ÿ îáðàòèë âíèìàíèå íà îäíó èíòåðåñíóþ äåòàëü, ïðåæäå ìíîþ íå çàìå÷åííóþ: â ñòèõîòâîðåíèè åñòü «ñêðûòûé» ïåðèîä, àíàôîðà. «È êàæäûé âå÷åð
». ×åñòíî ãîâîðÿ, ÿ âñåãäà äóìàë, ÷òî ðàññêàçûâàÿ íàì î âèäåíèè ÷óäà, ïîýò ãîâîðèò î í¸ì êàê î åäèíè÷íîì ÿâëåíèè. Ïîñêîëüêó ÷óäåñíîå íå ìîæåò ïîâòîðÿòüñÿ! Èíà÷å îíî ðèñêóåò ëèøèòüñÿ ñâîåãî îðåîëà! Ó ìåíÿ åñòü âñå îñíîâàíèÿ ïðåäïîëàãàòü, ÷òî «Íåçíàêîìêà» Áëîêà ïðî÷èòàíà íåâåðíî. ×òî òîëüêî íè ïèñàëè èññëåäîâàòåëè îá ýòîì ñòèõîòâîðåíèè!
«Íåçíàêîìêà» èìåëà íåáûâàëûé óñïåõ. Ëþäÿì êàçàëîñü, ÷òî ïîýò ðàññêàçûâàåò î ñâîåì çàçåðêàëüå, î òîì, ÷òî íå ïîäâëàñòíî âîîáðàæåíèþ îáû÷íîãî ÷åëîâåêà, äàæå â ñîñòîÿíèè àëêîãîëüíîãî îïüÿíåíèÿ. Íî ñàì Áëîê ïîçæå îáúÿñíÿë ñâîé øåäåâð èíà÷å.  ñòàòüå «Î ñîâðåìåííîì ñîñòîÿíèè ðóññêîãî ñèìâîëèçìà» îí ïèøåò: «Íåçíàêîìêà. Ýòî íå ïðîñòî äàìà â ÷åðíîì ïëàòüå ñî ñòðàóñîâûìè ïåðüÿìè íà øëÿïå. Ýòî äüÿâîëüñêèé ñïëàâ èç ìíîãèõ ìèðîâ, ïðåèìóùåñòâåííî ñèíåãî è ëèëîâîãî
Åñëè áû ÿ ïèñàë êàðòèíó, ÿ áû èçîáðàçèë ïåðåæèâàíèÿ ýòîãî ìîìåíòà òàê: â ëèëîâîì ñóìðàêå íåîáúÿòíîãî ìèðà êà÷àåòñÿ îãðîìíûé áåëûé êàòàôàëê, à íà í¸ì ëåæèò ì¸ðòâàÿ êóêëà ñ ëèöîì, ñìóòíî íàïîìèíàþùèì òî, êîòîðîå ñêâîçèëî ñðåäè íåáåñíûõ ðîç». Òàêîå âîò àâòîðñêîå ðàçâåí÷àíèå ÷åðíîé ìàãèè ðîìàíòèçìà.
ß ïî÷åìó-òî âíóòðåííå óáåæä¸í, ÷òî ëèðèêà Áëîêà ìèìèêðèðîâàëà â òîò ñàìûé ìîìåíò, êîãäà ïîýò óçíàë, ÷òî åãî Ïðåêðàñíàÿ Äàìà èçìåíÿåò åìó ñ äðóãèì ìóæ÷èíîé. Åñòü âñå îñíîâàíèÿ ïðåäïîëàãàòü, ÷òî Ïðåêðàñíàÿ Äàìà è Ñìåðòü â òâîð÷åñòâå Áëîêà îäíî è òî æå ëèöî. Ñàì Áëîê, êîãäà íà÷èíàë ïèñàòü ñâîé öèêë î ïðåêðàñíîé äàìå, âîçìîæíî, åù¸ ýòîãî íå çíàë. Ñòèõè Áëîêà óäèâèòåëüíû òåì, ÷òî åãî ìèñòè÷åñêèå îáðàçû èìåþò ãëóáîêî ðåàëèñòè÷åñêèé ïîäòåêñò. Õîòÿ îí è ïèñàë ïîçæå î òîì, ÷òî «èçæèë» ñèìâîëèçì è ñâÿçàííîå ñ íèì äåêàäåíòñòâî, îí âûäàâàë æåëàåìîå çà äåéñòâèòåëüíîå. À, ìîæåò áûòü, ïðîñòî îòïî÷êîâûâàëñÿ îò ñâîèõ áûâøèõ äðóçåé, ñîðàòíèêîâ è ïðåäøåñòâåííèêîâ ïî ýòîìó ëèòåðàòóðíîìó òå÷åíèþ.  äåéñòâèòåëüíîñòè, äàæå ïîçäíèå «Äâåíàäöàòü», íà ìîé âçãëÿä, ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé ãëóáîêî ñèìâîëèñòè÷åñêîå ïðîèçâåäåíèå. Ïðîñòî, êàê ãîâîðÿò â Îäåññå, åñòü ñèìâîëèçì è ñèìâîëèçì. Îò îäíîãî îí îòïî÷êîâàëñÿ, äðóãîìó îñòàâàëñÿ âåðåí äî êîíöà ñâîèõ äíåé.
Ìèñòèêà, íà ìîé âçãëÿä, çàêëþ÷åíà â ñàìîé ñóäüáå ïîýòà: êðàñèâûé ìóæ÷èíà, Áëîê, òåì íå ìåíåå, áûë íå î÷åíü ñ÷àñòëèâ â ëþáâè. Íî èìåííî òàêàÿ æåíà, êàê Ëþáà, âêóïå ñ æåðòâåííûì ñòîèöèçìîì è ôàòàëèçìîì Áëîêà, è ñìîãëà ñäåëàòü åãî âåëèêèì ðóññêèì ïîýòîì. Ïî ýòîìó ïîâîäó âñïîìèíàåòñÿ èñòîðèÿ ñ Êñàíòèïïîé è Ñîêðàòîì. Áóäü Ñîêðàò ñ÷àñòëèâ ñ Êñàíòèïïîé, îí íå ñòàë áû âåëè÷àéøèì ôèëîñîôîì. Õîòÿ è ñàì Áëîê, ïîæàëóé, áûë â ýòîì ñìûñëå íåáåçãðåøåí. Íå êàæäàÿ äàìà âûíåñåò òî, ÷òî â íåé ëþáÿò íå å¸ ñàìó, à å¸ ýìàíàöèþ, íåêèé íàâåÿííûé åþ îòâëå÷åííûé îáðàç èäåàëüíîé æåíùèíû! Îäíàêî ÷òî-òî ìíå ïîäñêàçûâàåò, ÷òî äåëî áûëî íå â Ëþáå è âîîáùå íå â æåíùèíàõ. Ïîýò, èùóùèé â æèçíè ñòðàäàíèÿ, âñåãäà èõ íàéä¸ò. Ïîòîìó êàê æèçíü èñïåùðåíà è íàïè÷êàíà ýòèìè ñàìûìè ñòðàäàíèÿìè. Áëîê íàõîäèë â ñòðàäàíèÿõ êâèíòýññåíöèþ æèçíè è ïî÷òè áåññîçíàòåëüíî ê íèì ñòðåìèëñÿ, ñ ñàìîãî ðàííåãî âîçðàñòà.
ß íå ñðàçó äîãàäàëñÿ, ïî÷åìó ðåôðåí «
è êàæäûé âå÷åð
» òàê ìåíÿ îçàäà÷èë. Êîãäà «êàæäûé âå÷åð», íå ìîæåò áûòü «íåçíàêîìêà». Çà ìíîãî âå÷åðîâ ìîæíî æåíùèíó ðàçãëÿäåòü, è, åñëè íå ïîçíàêîìèòüñÿ, òî õîòÿ áû íàðå÷ü å¸ êàêèì-íèáóäü èìåíåì, ÷òîáû íå ãîâîðèòü «íåçíàêîìêà». Òî åñòü íà âòîðîé âå÷åð ýòî óæå ñîâñåì íå «íåçíàêîìêà», à «òà ñàìàÿ æåíùèíà, ÷òî ïðèõîäèëà â÷åðà». Òåì áîëåå ÷òî ãåðîþ äàæå óäàëîñü çàãëÿíóòü åé çà âóàëü è ÷òî-òî òàì óâèäåòü
Íî ïðîáëåìà â òîì, ÷òî áëîêîâñêàÿ Íåçíàêîìêà íå ñîâñåì æåíùèíà, èëè, ÿ áû äàæå óòî÷íèë, ñîâñåì íå æåíùèíà. Êàê ïèñàë âïîñëåäñòâèè ñàì ïîýò, «ýòî äüÿâîëüñêèé ñïëàâ èç ìíîãèõ ìèðîâ, ïðåèìóùåñòâåííî ñèíåãî è ëèëîâîãî». Áëîê áûë èñòèííûì ñèìâîëèñòîì. Îí ñîçäàë «ìåðöàþùèé» ñèìâîë ìåæäó æèçíüþ è ñìåðòüþ, è íå ñîâñåì ïîíÿòíî, ãäå êîí÷àåòñÿ îäíî è íà÷èíàåòñÿ äðóãîå. «Â ëèëîâîì ñóìðàêå íåîáúÿòíîãî ìèðà êà÷àåòñÿ îãðîìíûé áåëûé êàòàôàëê, à íà íåì ëåæèò ìåðòâàÿ êóêëà ñ ëèöîì, ñìóòíî íàïîìèíàþùèì òî, êîòîðîå ñêâîçèëî ñðåäè íåáåñíûõ ðîç», ïèñàë ñàì ïîýò. «Ïàïà, à ñìåðòü îíà æèâàÿ èëè ì¸ðòâàÿ?» êàê-òî ñïðîñèëà ó ìåíÿ ìàëåíüêàÿ äî÷ü Ïîëèíà. Ãîâîðÿò, ÷òî óìèðàíèå ÷åëîâåêà, â ìåòàôîðè÷åñêîì ñìûñëå, íà÷èíàåòñÿ ïðÿìî ñ åãî ðîæäåíèÿ. ß íå çíàþ, ÷òî òàêîå ïðîèçîøëî ñ Àëåêñàíäðîì Áëîêîì, íî ïî åãî ñòèõàì ó ìåíÿ ñêëàäûâàåòñÿ îùóùåíèå, ÷òî óìèðàòü îí íà÷àë ñ 2025 ëåò. Ýòî êàêîé-òî óòîí÷¸ííûé ñàäîìàçîõèçì, ìåäëåííîå, ïî êàïåëüêå, ñàìîóáèéñòâî.
Äëÿ ïîíèìàíèÿ ïîäëèííîãî îáëèêà Áëîêà âàæíî ïîíèìàòü, ÷òî îí íå ðàçâèâàëñÿ, ïîäîáíî íåêîòîðûì åãî ìëàäøèì ñîâðåìåííèêàì, «îò ñëîæíîãî ê ïðîñòîìó» èëè, íàîáîðîò, «îò ïðîñòîãî ê ñëîæíîìó». Ïîýò ÿâèëñÿ â ýòîò ìèð ñ óæå ãîòîâûì îïûòîì è äàæå óñòàâøèì îò æèçíè. Âîò ÷òî ïèøåò äåâÿòíàäöàòèëåòíèé Áëîê:
DOLOR ANTE LUCEM*
Êàæäûé âå÷åð, ëèøü òîëüêî ïîãàñíåò çàðÿ,
ß ïðîùàþñü, æåëàíèåì ñìåðòè ãîðÿ,
È îïÿòü, íà ðàññâåòå õîëîäíîãî äíÿ,
Æèçíü îõâàòèò ìåíÿ è èçìó÷èò ìåíÿ!
3 äåêàáðÿ 1899
*Dolor ante lucem Ïðåäðàññâåòíàÿ òîñêà (ëàò.)
Æèçíü, ïî áîëüøåé ÷àñòè, íå ðàäóåò, à ìó÷àåò ïîýòà, è ýòà ìûñëü ïðîõîäèò êðàñíîé íèòüþ ñêâîçü ìíîãèå ñòèõîòâîðåíèÿ. Âûÿñíèòü èñòèííûå ïðè÷èíû ýòîãî äóøåâíîãî ñîñòîÿíèÿ âåëèêîãî ïîýòà ìíå, áóäó÷è ÷åëîâåêîì ñîâåðøåííî èíîãî ñêëàäà óìà, äîñòàòî÷íî ñëîæíî. Âîçìîæíî, ïîýò ñëèøêîì ñáëèçèëñÿ ñ òàê íàçûâàåìûì «òîíêèì» ìèðîì. Âîçìîæíî, Áëîê ïðîñòî æèë ïî ïðèíöèïó «÷åì õóæå, òåì ëó÷øå». Âåäü ýòî îí îäíàæäû âîñêëèêíóë óñòàìè ñâîåãî ãåðîÿ: «ðàäîñòü ñòðàäàíüå îäíî!» Î æèçíè Áëîêà íàïèñàíî ìíîãî ïñåâäîêðèòèêè.  ñîâåòñêîå âðåìÿ Áëîêà-ìèñòèêà êàê-òî íàäî áûëî âûñòàâèòü ðåàëèñòîì. Íî è â íîâåéøåå âðåìÿ èññëåäîâàòåëè òâîð÷åñòâà Áëîêà ïîðîé ãîâîðÿò ñòðàííûå âåùè! Êîãäà ãåðîé «Íåçíàêîìêè» ïî äîðîãå â ðåñòîðàí âñòðå÷àåò êàòàþùèõñÿ íà ëîäêàõ ëþäåé è áðåçãëèâî îò íèõ îòâîðà÷èâàåòñÿ, êðèòèêè ïèøóò, ÷òî òàêèì îáðàçîì ïîýò-ðîìàíòèê ïðîòåñòóåò ïðîòèâ ìåùàíñêîãî áûòà(!). Íó êàêîå æå ýòî ìåùàíñòâî? Ëþáàÿ äåâóøêà ðîìàíòè÷íî ìå÷òàåò î äíå, êîãäà âîçëþáëåííûé ïîêàòàåò å¸ íà ëîäêå! Íåëüçÿ çàáûâàòü, ÷òî Ñàíêò-Ïåòåðáóðã îäèí èç êðàñèâåéøèõ ãîðîäîâ ìèðà. È íàäî î÷åíü ïîñòàðàòüñÿ, ÷òîáû ïèòåðñêèå êàíàëû, íàïîìèíàþùèå Âåíåöèþ, îáîçâàòü «êàíàâàìè». Íî âñ¸ ëåãêî îáúÿñíÿåòñÿ ýôôåêòîì «äåæà âþ», êàæäûé äåíü ïðåñëåäîâàâøèì ïîýòà.
Íî÷ü, óëèöà, ôîíàðü, àïòåêà,
Áåññìûñëåííûé è òóñêëûé ñâåò.
Æèâè åùå õîòü ÷åòâåðòü âåêà
Âñå áóäåò òàê. Èñõîäà íåò.
Óìðåøü íà÷íåøü îïÿòü ñíà÷àëà
È ïîâòîðèòñÿ âñå, êàê âñòàðü:
Íî÷ü, ëåäÿíàÿ ðÿáü êàíàëà,
Àïòåêà, óëèöà, ôîíàðü.
10 îêòÿáðÿ 1912
Ýòè ñòðîêè îí íàïèøåò ñïóñòÿ øåñòü ëåò. Íî ôàêòè÷åñêè îíè ïðèñóòñòâóþò óæå â «Íåçíàêîìêå»:
È êàæäûé âå÷åð, çà øëàãáàóìàìè,
Çàëàìûâàÿ êîòåëêè,
Ñðåäè êàíàâ ãóëÿþò ñ äàìàìè
Èñïûòàííûå îñòðÿêè.
È êàæäûé âå÷åð äðóã åäèíñòâåííûé
 ìî¸ì ñòàêàíå îòðàæåí
È âëàãîé òåðïêîé è òàèíñòâåííîé
Êàê ÿ, ñìèð¸í è îãëóø¸í.
È êàæäûé âå÷åð, â ÷àñ íàçíà÷åííûé
(Èëü ýòî òîëüêî ñíèòñÿ ìíå?),
Äåâè÷èé ñòàí, øåëêàìè ñõâà÷åííûé,
 òóìàííîì äâèæåòñÿ îêíå.
Âíå âñÿêîãî ñîìíåíèÿ, ïîýòà ðàçäðàæàåò èìåííî ïîâòîðÿåìîñòü ìèðà. Ìîæåò áûòü, ïîýòîìó îí è ïðèíÿë Îêòÿáðüñêóþ ðåâîëþöèþ, è âîñïåë å¸: îíà áûëà ïåðåìåíîé è óõîäîì îò «äåæà âþ». Îí è ñìåðòü, íàâåðíîå, êëèêàë êàê íîâîå, åù¸ íå èçâåäàííîå ïóòåøåñòâèå!
Òî, ÷òî ïðåêðàñíàÿ äàìà Áëîêà, íåçíàêîìêà è ñìåðòü ðîäíûå ñ¸ñòðû, ïîíèìàëè åùå íàèáîëåå ïðîíèöàòåëüíûå èç ñîâðåìåííèêîâ ïîýòà. Òàê, íàïðèìåð, «êîðîëü» ðóññêèõ ïîýòîâ Èãîðü Ñåâåðÿíèí â ñâîåé ýïèãðàììå íà Áëîêà íàïèñàë: «Êîãäà æå ñìåðòü ÿâèëà ñâîé îñêàë, îí ñðàçó ïîíÿë Íåçíàêîìêà». Íå ñêðûâàë ýòîãî è ñàì ïîýò, íåñêîëüêî ðàç íåäâóñìûñëåííî îòîçâàâøèñü î ñâîåì òâîðåíèè.
Ïèñàòü î Áëîêå ñëîæíî åù¸ è ïîòîìó, ÷òî â í¸ì ïîìåùàëèñü è ìèñòèê, è ðåàëèñò, è ñèìâîëèñò, ïðè÷¸ì âñ¸ ýòî ó íåãî òåñíî ïåðåïëåòåíî â îäíî öåëîå, â ìîíîëèòíóþ, íåðàñùåïëÿåìóþ ãëûáó. «Ìèñòè÷åñêèé ðåàëèñò» òàê ìîæíî ñêàçàòü îá Àëåêñàíäðå Áëîêå.
«Ñèìâîëèñò óæå èçíà÷àëà òåóðã, ò. å. îáëàäàòåëü òàéíîãî çíàíèÿ, çà êîòîðûì ñòîèò òàéíîå äåéñòâèå; íî íà ýòó òàéíó, êîòîðàÿ ëèøü âïîñëåäñòâèè îêàçûâàåòñÿ âñåìèðíîé, îí ñìîòðèò êàê íà ñâîþ».
«
îêåàí ìî¸ ñåðäöå, âñ¸ â í¸ì ðàâíî âîëøåáíî: ÿ íå ðàçëè÷àþ æèçíè, ñíà è ñìåðòè, ýòîãî ìèðà è èíûõ ìèðîâ (ìãíîâåíüå, îñòàíîâèñü!). Èíà÷å ãîâîðÿ, ÿ óæå ñäåëàë ñîáñòâåííóþ æèçíü èñêóññòâîì». Àëåêñàíäð Áëîê.
Источник