И в каждый вечер час назначенный иль это только снится мне девичий стан

И в каждый вечер час назначенный иль это только снится мне девичий стан thumbnail

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бессмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!»* кричат.

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

24 апреля 1906
_________________________________

* In vino veritas! — Истина — в вине! (лат.)

Анализ стихотворения «Незнакомка» Александра Блока

Чтобы понять смысл стихотворения «Незнакомка», надо знать историю его создания. Блок написал его в 1906 г. в тяжелый период, когда от него ушла жена. Поэт был просто раздавлен отчаянием и проводил целые дни в беспробудном пьянстве в грязных дешевых заведениях. Жизнь Блока катилась под откос. Он это прекрасно осознавал, но не мог ничего исправить. Измена жены поставила крест на всех надеждах и устремлениях поэта. Он утратил цель и смысл своего существования.

Стихотворение начинается с описания обстановки, в которой сейчас находится лирический герой. Он уже давно привык к мрачной атмосфере грязных ресторанов. Автора окружают постоянно пьяные люди. Вокруг ничего не меняется, сводит с ума своим однообразием и бессмысленностью. Даже источник поэтического вдохновения, луна, — всего лишь «ко всему приученный… диск».

В этой обстановке к лирическому герою приходит надежда на избавление в образе таинственной незнакомки. Из стихотворения непонятно, реальна ли эта женщина, или только плод воображения, искаженного непрерывным употреблением вина. Незнакомка в одно и то же время проходит между пьяными рядами и занимает свое место у окна. Она представляет собой существо из другого, чистого и светлого мира. Глядя на ее величавый облик, ощущая запах духов, автор понимает всю мерзость своего положения. В мечтах он уносится из этого душного зала, начинает совершенно новую жизнь.

Финал стихотворения неоднозначен. Вывод, к которому приходит автор («Истина в вине!»), может трактоваться двояко. С одной стороны, Блок не уподобился окружающим его пьяницам, окончательно утратившим надежду на будущее. Он осознал, что продолжает хранить душевное «сокровище», которым вправе распорядиться. С другой стороны, видение незнакомки и пробуждение веры в лучшее может быть просто пьяным бредом, за которым последует тяжелое похмелье.

Стихотворение написано образным языком. Эпитеты отражают душевную опустошенность автора («тлетворный», «бессмысленно», «сонные»). Мрачность обстановки усилена метафорами («влагой терпкой и таинственной», «с глазами кроликов») и олицетворениями («правит… тлетворный дух»).

Резкий контраст грязному ресторану представляет описание незнакомки. Автор выделяет только отдельные детали, имеющие для него символическое значение («упругие шелка», «узкая рука»). Мимолетность образа подчеркивает нереальность происходящего. В сознании автора стирается грань между мечтой и действительностью.

Стихотворение «Незнакомка» занимает особое место в творчестве Блока. В нем отражены искренние ощущения и размышления автора в период острого душевного и жизненного кризиса. Сделана попытка найти выход из этой губительной ситуации.

  • Следующий стих → Гавриил Державин — Памятник
  • Предыдущий стих → Александр Блок — Ночь, улица, фонарь, аптека

Читать стих поэта Александр Блок — Незнакомка на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

Александр Блок.

24 апреля – день рождения… стихотворения. Прекрасного стихотворения Александра Блока «Незнакомка».

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

Вдали, над пылью переулочной,

Над скукой загородных дач,

Чуть золотится крендель булочной,

И раздаётся детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,

Заламывая котелки,

Среди канав гуляют с дамами

Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины,

И раздаётся женский визг,

А в небе, ко всему приученный,

Бессмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный

В моём стакане отражен

И влагой терпкой и таинственной,

Как я, смирён и оглушён.

А рядом у соседних столиков

Лакеи сонные торчат,

И пьяницы с глазами кроликов

«In vino veritas!» кричат.

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Её упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,

Смотрю за тёмную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,

Мне чьё-то солнце вручено,

И все души моей излучины

Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склонённые

В моём качаются мозгу,

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

Считается, что Александр Александрович написал его 24 апреля 1906 года. Впрочем, не просто считается. В архиве Блока существует соответствующий автограф с пометкой, где указаны дата и место создания. Правда, в поздних записях Блок убрал число и написал просто «апрель 1906». Но из песни, в данном случае, из автографа слова не выкинешь.

Читайте также:  Почему часто снится кладбище

Стихотворение стало своеобразной визитной карточкой Блока. Стоит произнести: «И медленно пройдя меж пьяными…» – сразу понятно, кого и что имеют в виду.

Тем интереснее обстоятельства его создания.

Кто-то считает, что оно появилось благодаря личной драме – разладу поэта с любимой женой Любовью Дмитриевной, которая как раз уходила от него к Андрею Белому.

С супругой у Блока действительно были своеобразные отношения. Конечно, со свечой никто не стоял. Но многие, даже современники и друзья, полагают, что они жили в белом браке, то есть, избегая физической близости. Это была полностью инициатива Александра Александровича, видевшего в любимой женщине, прежде всего, музу, символ Вечной Женственности, Жену Облаченную в Солнце. Блок боялся разрушить этот образ. По сему для плотских утех он посещал так называемые дома терпимости. Ну а Любовь Дмитриевна, видимо, иначе себе представлявшая их брак, чрезвычайно обескураженная и обиженная изменами мужа, которые он таковыми не считал, завела роман с его другом и даже едва не ушла от поэта.

Л. Бакст. Иллюстрация к стихотворению

Доводами в поддержку этой теории служат еще и такие факты:

  1. В записных книжках Блока за 1906 год есть перерыв с января по 19 мая – период, когда Александр Александрович, переживая разлад с женой, регулярно ходил по кабакам;
  2. Очень близкие по теме стихотворения как раз написаны в этот период, в частности, из циклов «Город» и «Фаина»;
  3. «Балаганчик» тоже написан примерно в это же время, а там очень близкие образы.

Помните:

Я стоял меж двумя фонарями

И слушал их голоса,

Как шептались, закрывшись плащами,

Целовала их ночь в глаза.

И свила серебристая вьюга

Им венчальный перстень-кольцо.

И я видел сквозь ночь – подруга

Улыбнулась ему в лицо.

Ах, тогда в извозчичьи сани

Он подругу мою усадил!

Я бродил в морозном тумане,

Издали за ними следил.

Ах, сетями ее он опутал

И, смеясь, звенел бубенцом!

Но, когда он ее закутал,-

Ах, подруга свалилась ничком!

Он ее ничем не обидел,

Но подруга упала в снег!

Не могла удержаться, сидя!..

Я не мог сдержать свой смех!..

И, под пляску морозных игл,

Вкруг подруги картонной моей –

Он звенел и высоко прыгал,

Я за ним плясал вкруг саней!

И мы пели на улице сонной:

“Ах, какая стряслась беда!”

А вверху – над подругой картонной –

Высоко зеленела звезда.

И всю ночь по улицам снежным

Мы брели – Арлекин и Пьеро…

Он прижался ко мне так нежно,

Щекотало мне нос перо!

Он шептал мне: “Брат мой, мы вместе,

Неразлучны на много дней…

Погрустим с тобой о невесте,

О картонной невесте твоей!”

К. Сомов. Арлекин и дама

Есть и другая теория, более профессиональная, если так можно выразиться.

Довольно близкий к поэту Вл. Пяст так описывает обстоятельства создания стихотворения:

«С начала Великого поста Блок тщательным образом переключает весь свой обиход на потребный для экзаменационного бдения. <…> он очень регулярно встает в одно и то же время; ест, пьет, ходит гулять (пешком, далеко) в определенные часы; занимается почти ежедневно одно и то же количество часов и ложится в одинаковую пору. <…> поэт не дремлет в его подсознательном <…> во время этой страды назревает в нем “Незнакомка”».

Андрей Белый считает, что «Незнакомка» восходит к женским образам из поэзии Лермонтова.

Некоторые исследователи полагают, что источником образа могли послужить строки из стихотворения В. Брюсова «Прохожей»:

Она прошла и опьянила

Томящим сумраком духов

И быстрым взором оттенила

Возможность невозможных снов.

Е.П. Иванов, ездивший в апреле 1906 с Блоком в Озерки, где и родилось стихотворение, так описывал обстоятельства его создания:

«Заехали в Озерки <…> Пошли на озеро, где “скрипят уключины” и “визг женский”. В Шувалово прошли. <…> Потом Саша с какой-то нежностью ко мне, как Вергилий к Данте, указывал на “позолоченный” “крендель булочной” на вывеске кафе. Все это он показал с большой любовью. Как бы желая ввести меня в тот путь, <…> которым велся он тогда в тот вечер, когда появилась Незнакомка. Наконец, привел на вокзал озерковский <…> Из большого венецианского окна видны “шлагбаумы”, на все это он указывал по стихам. В окне видна железная дорога <…> поезда часто проносятся мимо <…> Зеленеющий в заре кусок неба то закрывается, то открывается. С этими пролетающими машинами и связано появление в окне незнакомки. <…> Я начинаю почти видеть ее. Черное платье, точно она, или вернее весь стан ее прошел в окне, как пиковая дама перед Германом».

Л. Бакст. Ужин.

Стихотворение стало чрезвычайно популярным сразу после обнародования и породило множество откликов от собратьев-литераторов (большинство из которых были еще и профессиональными критиками).

Например, Иннокентий Анненский в рецензии на сборник Блока, напечатанной во втором номере журнала «Аполлон», написал так:

«Как все это безвкусно – как все нелепо, просто до фантастичности – латинские слова, зачем-то, шлагбаумы и дамы – до дерзости не красиво. А между тем так ведь и нужно, чтобы вы почувствовали приближение божества».

В рецензии на блоковское «Собрание стихотворений», изданное в 1912 году Николай Гумилев, к тому времени возглавлявший поэтический отдел «Аполлона» писал:

«Довер­чиво восхищенный миром поэт <…> как-то сразу и странно легко принял и полюбил все <…> и в глубине этого сомнительного царства, как царицу в шелках и перстнях Незнакомки, Истерию с ее слугой, Алкоголем. Незнакомка – лейтмотив всей книги. Это обманное обещание материи – доставить совершенное счастье и невозможность <…>, дразнящая и зовущая, тревожащая как луна. Это – русалка города, требующая, чтобы влюбленные в нее отреклись от своей души»

(Письмо о русской поэзии // Аполлон. 1912. No 8. С. 60-61).

Читайте также:  Снился мне сад в этом саду мы гуляли с тобой слушать

Вообще вряд ли найдется в творчестве Блока стихотворение, породившее только споров. По накалу страстей вокруг его можно сравнить только с поэмой «Двенадцать» и пьесой «Балаганчик» (и то в последнем случае дискутировали больше не о пьесе, а о ее постановке в театре Комиссаржевской, созданной Мейерхольдом в 1907).

Альфонс Муха.

В «Незнакомке» очень много узнаваемых образов. Например, «крендель булочной» – привычная для Петербурга начала ХХ века вывеска.

Строки: «А рядом у соседних столиков // Лакеи сонные торчат..» – явная аллюзия на стихотворение Анненского «Трактир жизни», де есть фраза «Те же грустные лакеи». А строка «Иль это только снится мне?» – почти точная цитата из стихотворения Тютчева «Опять стою я над Невой», где мы читаем: «Во сне ль все это снится мне…». «Очарованная даль» пришла в «Незнакомку» из стихотворения Пушкина «Рифма, звучная подруга».

В бумагах Блока, датируемых 28 сентября 1906 года, есть такие наброски:

Вот встала надо мной – и вижу

Она подходит ближе – ближе.

Как тускло светят фонари –

[Шуршит]

Лицо густой вуалью скрыто

Шуршат медлительно шел ка.

[Перчаткой]

И чуть придерживая платье

Перчаткой [обтянута] стянута рука.

[Под фонарем сгустились тени.]

Видимо, поэт продолжал разрабатывать образный ряд стихотворения. Может, хотел написать продолжение.

Впрочем, в его цикле «Город» очень много близких по теме и образам стихов.

Вот такая занимательная поэтическая история.

Автограф варианта стихотворения

Источник

ÍÅÇÍÀÊÎÌÊÀ

 Ïî âå÷åðàì íàä ðåñòîðàíàìè
 Ãîðÿ÷èé âîçäóõ äèê è ãëóõ,
 È ïðàâèò îêðèêàìè ïüÿíûìè
 Âåñåííèé è òëåòâîðíûé äóõ.

 Âäàëè, íàä ïûëüþ ïåðåóëî÷íîé,
 Íàä ñêóêîé çàãîðîäíûõ äà÷,
 ×óòü çîëîòèòñÿ êðåíäåëü áóëî÷íîé,
 È ðàçäàåòñÿ äåòñêèé ïëà÷.

 È êàæäûé âå÷åð, çà øëàãáàóìàìè,
 Çàëàìûâàÿ êîòåëêè,
 Ñðåäè êàíàâ ãóëÿþò ñ äàìàìè
 Èñïûòàííûå îñòðÿêè.

 Íàä îçåðîì ñêðèïÿò óêëþ÷èíû
 È ðàçäàåòñÿ æåíñêèé âèçã,
 À â íåáå, êî âñåìó ïðèó÷åííûé,
 Áåññìûñëåííî êðèâèòñÿ äèñê.

 È êàæäûé âå÷åð äðóã åäèíñòâåííûé
 Â ìîåì ñòàêàíå îòðàæåí
 È âëàãîé òåðïêîé è òàèíñòâåííîé
 Êàê ÿ, ñìèðåí è îãëóøåí.

 À ðÿäîì ó ñîñåäíèõ ñòîëèêîâ
 Ëàêåè ñîííûå òîð÷àò,
 È ïüÿíèöû ñ ãëàçàìè êðîëèêîâ
 «In vino veritas!» êðè÷àò.

 È êàæäûé âå÷åð, â ÷àñ íàçíà÷åííûé
 (Èëü ýòî òîëüêî ñíèòñÿ ìíå?),
 Äåâè÷èé ñòàí, øåëêàìè ñõâà÷åííûé,
 Â òóìàííîì äâèæåòñÿ îêíå.

 È ìåäëåííî, ïðîéäÿ ìåæ ïüÿíûìè,
 Âñåãäà áåç ñïóòíèêîâ, îäíà,
 Äûøà äóõàìè è òóìàíàìè,
 Îíà ñàäèòñÿ ó îêíà.

 È âåþò äðåâíèìè ïîâåðüÿìè
 Åå óïðóãèå øåëêà,
 È øëÿïà ñ òðàóðíûìè ïåðüÿìè,
 È â êîëüöàõ óçêàÿ ðóêà.

 È ñòðàííîé áëèçîñòüþ çàêîâàííûé,
 Ñìîòðþ çà òåìíóþ âóàëü,
 È âèæó áåðåã î÷àðîâàííûé
 È î÷àðîâàííóþ äàëü.

 Ãëóõèå òàéíû ìíå ïîðó÷åíû,
 Ìíå ÷üå-òî ñîëíöå âðó÷åíî,
 È âñå äóøè ìîåé èçëó÷èíû
 Ïðîíçèëî òåðïêîå âèíî.

 È ïåðüÿ ñòðàóñà ñêëîíåííûå
 Â ìîåì êà÷àþòñÿ ìîçãó,
 È î÷è ñèíèå áåçäîííûå
 Öâåòóò íà äàëüíåì áåðåãó.

 Â ìîåé äóøå ëåæèò ñîêðîâèùå,
 È êëþ÷ ïîðó÷åí òîëüêî ìíå!
 Òû ïðàâî, ïüÿíîå ÷óäîâèùå!
 ß çíàþ: èñòèíà â âèíå.

 24 àïðåëÿ 1906, Îçåðêè

 Ðàñïå÷àòûâàÿ äëÿ ÷òåíèÿ íà îäíîì èç ïîýòè÷åñêèõ âå÷åðîâ çíàìåíèòîå ñòèõîòâîðåíèå Áëîêà «Íåçíàêîìêà», ÿ îáðàòèë âíèìàíèå íà îäíó èíòåðåñíóþ äåòàëü, ïðåæäå ìíîþ íå çàìå÷åííóþ: â ñòèõîòâîðåíèè åñòü «ñêðûòûé» ïåðèîä, àíàôîðà. «È êàæäûé âå÷åð…». ×åñòíî ãîâîðÿ, ÿ âñåãäà äóìàë, ÷òî ðàññêàçûâàÿ íàì î âèäåíèè ÷óäà, ïîýò ãîâîðèò î í¸ì êàê î åäèíè÷íîì ÿâëåíèè. Ïîñêîëüêó ÷óäåñíîå íå ìîæåò ïîâòîðÿòüñÿ! Èíà÷å îíî ðèñêóåò ëèøèòüñÿ ñâîåãî îðåîëà! Ó ìåíÿ åñòü âñå îñíîâàíèÿ ïðåäïîëàãàòü, ÷òî «Íåçíàêîìêà» Áëîêà ïðî÷èòàíà íåâåðíî. ×òî òîëüêî íè ïèñàëè èññëåäîâàòåëè îá ýòîì ñòèõîòâîðåíèè!
    
«Íåçíàêîìêà» èìåëà íåáûâàëûé óñïåõ. Ëþäÿì êàçàëîñü, ÷òî ïîýò ðàññêàçûâàåò î ñâîåì çàçåðêàëüå, î òîì, ÷òî íå ïîäâëàñòíî âîîáðàæåíèþ îáû÷íîãî ÷åëîâåêà, äàæå â ñîñòîÿíèè àëêîãîëüíîãî îïüÿíåíèÿ. Íî ñàì Áëîê ïîçæå îáúÿñíÿë ñâîé øåäåâð èíà÷å.  ñòàòüå «Î ñîâðåìåííîì ñîñòîÿíèè ðóññêîãî ñèìâîëèçìà» îí ïèøåò: «Íåçíàêîìêà. Ýòî íå ïðîñòî äàìà â ÷åðíîì ïëàòüå ñî ñòðàóñîâûìè ïåðüÿìè íà øëÿïå. Ýòî – äüÿâîëüñêèé ñïëàâ èç ìíîãèõ ìèðîâ, ïðåèìóùåñòâåííî ñèíåãî è ëèëîâîãî… Åñëè áû ÿ ïèñàë êàðòèíó, ÿ áû èçîáðàçèë ïåðåæèâàíèÿ ýòîãî ìîìåíòà òàê: â ëèëîâîì ñóìðàêå íåîáúÿòíîãî ìèðà êà÷àåòñÿ îãðîìíûé áåëûé êàòàôàëê, à íà í¸ì ëåæèò ì¸ðòâàÿ êóêëà ñ ëèöîì, ñìóòíî íàïîìèíàþùèì òî, êîòîðîå ñêâîçèëî ñðåäè íåáåñíûõ ðîç». Òàêîå âîò àâòîðñêîå ðàçâåí÷àíèå ÷åðíîé ìàãèè ðîìàíòèçìà.

ß ïî÷åìó-òî âíóòðåííå óáåæä¸í, ÷òî ëèðèêà Áëîêà ìèìèêðèðîâàëà â òîò ñàìûé ìîìåíò, êîãäà ïîýò óçíàë, ÷òî åãî Ïðåêðàñíàÿ Äàìà èçìåíÿåò åìó ñ äðóãèì ìóæ÷èíîé. Åñòü âñå îñíîâàíèÿ ïðåäïîëàãàòü, ÷òî Ïðåêðàñíàÿ Äàìà è Ñìåðòü â òâîð÷åñòâå Áëîêà — îäíî è òî æå ëèöî. Ñàì Áëîê, êîãäà íà÷èíàë ïèñàòü ñâîé öèêë î ïðåêðàñíîé äàìå, âîçìîæíî, åù¸ ýòîãî íå çíàë. Ñòèõè Áëîêà óäèâèòåëüíû òåì, ÷òî åãî ìèñòè÷åñêèå îáðàçû èìåþò ãëóáîêî ðåàëèñòè÷åñêèé ïîäòåêñò. Õîòÿ îí è ïèñàë ïîçæå î òîì, ÷òî «èçæèë» ñèìâîëèçì è ñâÿçàííîå ñ íèì äåêàäåíòñòâî, îí âûäàâàë æåëàåìîå çà äåéñòâèòåëüíîå. À, ìîæåò áûòü, ïðîñòî îòïî÷êîâûâàëñÿ îò ñâîèõ áûâøèõ äðóçåé, ñîðàòíèêîâ è ïðåäøåñòâåííèêîâ ïî ýòîìó ëèòåðàòóðíîìó òå÷åíèþ.  äåéñòâèòåëüíîñòè, äàæå ïîçäíèå «Äâåíàäöàòü», íà ìîé âçãëÿä, ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé ãëóáîêî ñèìâîëèñòè÷åñêîå ïðîèçâåäåíèå. Ïðîñòî, êàê ãîâîðÿò â Îäåññå, åñòü ñèìâîëèçì è ñèìâîëèçì. Îò îäíîãî îí îòïî÷êîâàëñÿ, äðóãîìó îñòàâàëñÿ âåðåí äî êîíöà ñâîèõ äíåé.
    
Ìèñòèêà, íà ìîé âçãëÿä, çàêëþ÷åíà â ñàìîé ñóäüáå ïîýòà: êðàñèâûé ìóæ÷èíà, Áëîê, òåì íå ìåíåå, áûë íå î÷åíü ñ÷àñòëèâ â ëþáâè. Íî èìåííî òàêàÿ æåíà, êàê Ëþáà, âêóïå ñ æåðòâåííûì ñòîèöèçìîì è ôàòàëèçìîì Áëîêà, è ñìîãëà ñäåëàòü åãî âåëèêèì ðóññêèì ïîýòîì. Ïî ýòîìó ïîâîäó âñïîìèíàåòñÿ èñòîðèÿ ñ Êñàíòèïïîé è Ñîêðàòîì. Áóäü Ñîêðàò ñ÷àñòëèâ ñ Êñàíòèïïîé, îí íå ñòàë áû âåëè÷àéøèì ôèëîñîôîì. Õîòÿ è ñàì Áëîê, ïîæàëóé, áûë â ýòîì ñìûñëå íåáåçãðåøåí. Íå êàæäàÿ äàìà âûíåñåò òî, ÷òî â íåé ëþáÿò íå å¸ ñàìó, à å¸ ýìàíàöèþ, íåêèé íàâåÿííûé åþ îòâëå÷åííûé îáðàç èäåàëüíîé æåíùèíû! Îäíàêî ÷òî-òî ìíå ïîäñêàçûâàåò, ÷òî äåëî áûëî íå â Ëþáå è âîîáùå íå â æåíùèíàõ. Ïîýò, èùóùèé â æèçíè ñòðàäàíèÿ, âñåãäà èõ íàéä¸ò. Ïîòîìó êàê æèçíü èñïåùðåíà è íàïè÷êàíà ýòèìè ñàìûìè ñòðàäàíèÿìè. Áëîê íàõîäèë â ñòðàäàíèÿõ êâèíòýññåíöèþ æèçíè è ïî÷òè áåññîçíàòåëüíî ê íèì ñòðåìèëñÿ, ñ ñàìîãî ðàííåãî âîçðàñòà.
    
ß íå ñðàçó äîãàäàëñÿ, ïî÷åìó ðåôðåí «…è êàæäûé âå÷åð…» òàê ìåíÿ îçàäà÷èë. Êîãäà «êàæäûé âå÷åð», íå ìîæåò áûòü «íåçíàêîìêà». Çà ìíîãî âå÷åðîâ ìîæíî æåíùèíó ðàçãëÿäåòü, è, åñëè íå ïîçíàêîìèòüñÿ, òî õîòÿ áû íàðå÷ü å¸ êàêèì-íèáóäü èìåíåì, ÷òîáû íå ãîâîðèòü «íåçíàêîìêà». Òî åñòü íà âòîðîé âå÷åð ýòî óæå ñîâñåì íå «íåçíàêîìêà», à «òà ñàìàÿ æåíùèíà, ÷òî ïðèõîäèëà â÷åðà». Òåì áîëåå ÷òî ãåðîþ äàæå óäàëîñü çàãëÿíóòü åé çà âóàëü è ÷òî-òî òàì óâèäåòü… Íî ïðîáëåìà â òîì, ÷òî áëîêîâñêàÿ Íåçíàêîìêà – íå ñîâñåì æåíùèíà, èëè, ÿ áû äàæå óòî÷íèë, ñîâñåì íå æåíùèíà. Êàê ïèñàë âïîñëåäñòâèè ñàì ïîýò, «ýòî – äüÿâîëüñêèé ñïëàâ èç ìíîãèõ ìèðîâ, ïðåèìóùåñòâåííî ñèíåãî è ëèëîâîãî». Áëîê áûë èñòèííûì ñèìâîëèñòîì. Îí ñîçäàë «ìåðöàþùèé» ñèìâîë ìåæäó æèçíüþ è ñìåðòüþ, è íå ñîâñåì ïîíÿòíî, ãäå êîí÷àåòñÿ îäíî è íà÷èíàåòñÿ äðóãîå. «Â ëèëîâîì ñóìðàêå íåîáúÿòíîãî ìèðà êà÷àåòñÿ îãðîìíûé áåëûé êàòàôàëê, à íà íåì ëåæèò ìåðòâàÿ êóêëà ñ ëèöîì, ñìóòíî íàïîìèíàþùèì òî, êîòîðîå ñêâîçèëî ñðåäè íåáåñíûõ ðîç», ïèñàë ñàì ïîýò. «Ïàïà, à ñìåðòü – îíà æèâàÿ èëè ì¸ðòâàÿ?» — êàê-òî ñïðîñèëà ó ìåíÿ ìàëåíüêàÿ äî÷ü Ïîëèíà. Ãîâîðÿò, ÷òî óìèðàíèå ÷åëîâåêà, â ìåòàôîðè÷åñêîì ñìûñëå, íà÷èíàåòñÿ ïðÿìî ñ åãî ðîæäåíèÿ. ß íå çíàþ, ÷òî òàêîå ïðîèçîøëî ñ Àëåêñàíäðîì Áëîêîì, íî ïî åãî ñòèõàì ó ìåíÿ ñêëàäûâàåòñÿ îùóùåíèå, ÷òî óìèðàòü îí íà÷àë ñ 20–25 ëåò. Ýòî êàêîé-òî óòîí÷¸ííûé ñàäîìàçîõèçì, ìåäëåííîå, ïî êàïåëüêå, ñàìîóáèéñòâî.
    
Äëÿ ïîíèìàíèÿ ïîäëèííîãî îáëèêà Áëîêà âàæíî ïîíèìàòü, ÷òî îí íå ðàçâèâàëñÿ, ïîäîáíî íåêîòîðûì åãî ìëàäøèì ñîâðåìåííèêàì, «îò ñëîæíîãî – ê ïðîñòîìó» èëè, íàîáîðîò, «îò ïðîñòîãî – ê ñëîæíîìó». Ïîýò ÿâèëñÿ â ýòîò ìèð ñ óæå ãîòîâûì îïûòîì è äàæå óñòàâøèì îò æèçíè. Âîò ÷òî ïèøåò äåâÿòíàäöàòèëåòíèé Áëîê:

Читайте также:  Змея питон к чему снится

DOLOR ANTE LUCEM*
 
Êàæäûé âå÷åð, ëèøü òîëüêî ïîãàñíåò çàðÿ,
ß ïðîùàþñü, æåëàíèåì ñìåðòè ãîðÿ,
È îïÿòü, íà ðàññâåòå õîëîäíîãî äíÿ,
Æèçíü îõâàòèò ìåíÿ è èçìó÷èò ìåíÿ!
 
3 äåêàáðÿ 1899
 
*Dolor ante lucem – Ïðåäðàññâåòíàÿ òîñêà (ëàò.)
 
    Æèçíü, ïî áîëüøåé ÷àñòè, íå ðàäóåò, à ìó÷àåò ïîýòà, è ýòà ìûñëü ïðîõîäèò êðàñíîé íèòüþ ñêâîçü ìíîãèå ñòèõîòâîðåíèÿ. Âûÿñíèòü èñòèííûå ïðè÷èíû ýòîãî äóøåâíîãî ñîñòîÿíèÿ âåëèêîãî ïîýòà ìíå, áóäó÷è ÷åëîâåêîì ñîâåðøåííî èíîãî ñêëàäà óìà, äîñòàòî÷íî ñëîæíî. Âîçìîæíî, ïîýò ñëèøêîì ñáëèçèëñÿ ñ òàê íàçûâàåìûì «òîíêèì» ìèðîì. Âîçìîæíî, Áëîê ïðîñòî æèë ïî ïðèíöèïó «÷åì õóæå, òåì ëó÷øå». Âåäü ýòî îí îäíàæäû âîñêëèêíóë óñòàìè ñâîåãî ãåðîÿ: «ðàäîñòü – ñòðàäàíüå îäíî!» Î æèçíè Áëîêà íàïèñàíî ìíîãî ïñåâäîêðèòèêè.  ñîâåòñêîå âðåìÿ Áëîêà-ìèñòèêà êàê-òî íàäî áûëî âûñòàâèòü ðåàëèñòîì. Íî è â íîâåéøåå âðåìÿ èññëåäîâàòåëè òâîð÷åñòâà Áëîêà ïîðîé ãîâîðÿò ñòðàííûå âåùè! Êîãäà ãåðîé «Íåçíàêîìêè» ïî äîðîãå â ðåñòîðàí âñòðå÷àåò êàòàþùèõñÿ íà ëîäêàõ ëþäåé è áðåçãëèâî îò íèõ îòâîðà÷èâàåòñÿ, êðèòèêè ïèøóò, ÷òî òàêèì îáðàçîì ïîýò-ðîìàíòèê ïðîòåñòóåò ïðîòèâ ìåùàíñêîãî áûòà(!). Íó êàêîå æå ýòî ìåùàíñòâî? Ëþáàÿ äåâóøêà ðîìàíòè÷íî ìå÷òàåò î äíå, êîãäà âîçëþáëåííûé ïîêàòàåò å¸ íà ëîäêå! Íåëüçÿ çàáûâàòü, ÷òî Ñàíêò-Ïåòåðáóð㠖 îäèí èç êðàñèâåéøèõ ãîðîäîâ ìèðà. È íàäî î÷åíü ïîñòàðàòüñÿ, ÷òîáû ïèòåðñêèå êàíàëû, íàïîìèíàþùèå Âåíåöèþ, îáîçâàòü «êàíàâàìè». Íî âñ¸ ëåãêî îáúÿñíÿåòñÿ ýôôåêòîì «äåæà âþ», êàæäûé äåíü ïðåñëåäîâàâøèì ïîýòà.
 
     Íî÷ü, óëèöà, ôîíàðü, àïòåêà,
     Áåññìûñëåííûé è òóñêëûé ñâåò.
     Æèâè åùå õîòü ÷åòâåðòü âåêà –
     Âñå áóäåò òàê. Èñõîäà íåò.

     Óìðåøü – íà÷íåøü îïÿòü ñíà÷àëà
     È ïîâòîðèòñÿ âñå, êàê âñòàðü:
     Íî÷ü, ëåäÿíàÿ ðÿáü êàíàëà,
     Àïòåêà, óëèöà, ôîíàðü.
 
10 îêòÿáðÿ 1912
 
Ýòè ñòðîêè îí íàïèøåò ñïóñòÿ øåñòü ëåò. Íî ôàêòè÷åñêè îíè ïðèñóòñòâóþò óæå â «Íåçíàêîìêå»:
 
     È êàæäûé âå÷åð, çà øëàãáàóìàìè,
     Çàëàìûâàÿ êîòåëêè,
     Ñðåäè êàíàâ ãóëÿþò ñ äàìàìè
     Èñïûòàííûå îñòðÿêè.
     …È êàæäûé âå÷åð äðóã åäèíñòâåííûé
      ìî¸ì ñòàêàíå îòðàæåí
     È âëàãîé òåðïêîé è òàèíñòâåííîé
     Êàê ÿ, ñìèð¸í è îãëóø¸í.
     …È êàæäûé âå÷åð, â ÷àñ íàçíà÷åííûé
     (Èëü ýòî òîëüêî ñíèòñÿ ìíå?),
     Äåâè÷èé ñòàí, øåëêàìè ñõâà÷åííûé,
     Â òóìàííîì äâèæåòñÿ îêíå.
 
     Âíå âñÿêîãî ñîìíåíèÿ, ïîýòà ðàçäðàæàåò èìåííî ïîâòîðÿåìîñòü ìèðà. Ìîæåò áûòü, ïîýòîìó îí è ïðèíÿë Îêòÿáðüñêóþ ðåâîëþöèþ, è âîñïåë å¸: îíà áûëà ïåðåìåíîé è óõîäîì îò «äåæà âþ». Îí è ñìåðòü, íàâåðíîå, êëèêàë êàê íîâîå, åù¸ íå èçâåäàííîå ïóòåøåñòâèå!
   
Òî, ÷òî ïðåêðàñíàÿ äàìà Áëîêà, íåçíàêîìêà è ñìåðòü – ðîäíûå ñ¸ñòðû, ïîíèìàëè åùå íàèáîëåå ïðîíèöàòåëüíûå èç ñîâðåìåííèêîâ ïîýòà. Òàê, íàïðèìåð, «êîðîëü» ðóññêèõ ïîýòîâ Èãîðü Ñåâåðÿíèí â ñâîåé ýïèãðàììå íà Áëîêà íàïèñàë: «Êîãäà æå ñìåðòü ÿâèëà ñâîé îñêàë, îí ñðàçó ïîíÿë – Íåçíàêîìêà». Íå ñêðûâàë ýòîãî è ñàì ïîýò, íåñêîëüêî ðàç íåäâóñìûñëåííî îòîçâàâøèñü î ñâîåì òâîðåíèè.
    
Ïèñàòü î Áëîêå ñëîæíî åù¸ è ïîòîìó, ÷òî â í¸ì ïîìåùàëèñü è ìèñòèê, è ðåàëèñò, è ñèìâîëèñò, ïðè÷¸ì âñ¸ ýòî ó íåãî òåñíî ïåðåïëåòåíî â îäíî öåëîå, â ìîíîëèòíóþ, íåðàñùåïëÿåìóþ ãëûáó. «Ìèñòè÷åñêèé ðåàëèñò» – òàê ìîæíî ñêàçàòü îá Àëåêñàíäðå Áëîêå.
     «Ñèìâîëèñò óæå èçíà÷àëà òåóðã, ò. å. îáëàäàòåëü òàéíîãî çíàíèÿ, çà êîòîðûì ñòîèò òàéíîå äåéñòâèå; íî íà ýòó òàéíó, êîòîðàÿ ëèøü âïîñëåäñòâèè îêàçûâàåòñÿ âñåìèðíîé, îí ñìîòðèò êàê íà ñâîþ».
     «…îêåàí – ìî¸ ñåðäöå, âñ¸ â í¸ì ðàâíî âîëøåáíî: ÿ íå ðàçëè÷àþ æèçíè, ñíà è ñìåðòè, ýòîãî ìèðà è èíûõ ìèðîâ (ìãíîâåíüå, îñòàíîâèñü!). Èíà÷å ãîâîðÿ, ÿ óæå ñäåëàë ñîáñòâåííóþ æèçíü èñêóññòâîì». Àëåêñàíäð Áëîê.
 

Источник