И страшные мне снятся сны цветаева

Марина Цветаева

1/2/3/4/5/6/7/8

* * *

Есть в стане моем — офицерская прямость,

Есть в ребрах моих — офицерская честь.

На всякую муку иду не упрямясь:

Терпенье солдатское есть!

Как будто когда-то прикладом и сталью

Мне выправили этот шаг.

Недаром, недаром черкесская талья

И тесный ремённый кушак.

А зорю заслышу — Отец ты мой родный! —

Хоть райские — штурмом — врата!

Как будто нарочно для сумки походной —

Раскинутых плеч широта.

Всё может — какой инвалид ошалелый

Над люлькой мне песенку спел…

И что-то от этого дня — уцелело:

Я слово беру — на прицел!

И так мое сердце над Рэ-сэ-фэ-сэром

Скрежещет — корми-не корми! —

Как будто сама я была офицером

В Октябрьские смертные дни.

Сентябрь 1920

(NB! Эти стихи в Москве назывались «про красного офицера»,

и я полтора года с неизменным громким успехом

читала их на каждом выступлении

по неизменному вызову курсантов.)

* * *

Об ушедших — отошедших —

В горний лагерь перешедших,

В белый стан тот журавлиный —

Голубиный — лебединый —

О тебе, моя высь,

Говорю, — отзовись!

О младых дубовых рощах,

В небо росших — и не взросших,

Об упавших и не вставших, —

В вечность перекочевавших, —

О тебе, наша Честь,

Воздыхаю — дай весть!

Каждый вечер, каждый вечер

Руки вам тяну навстречу.

Там, в просторах голубиных —

Сколько у меня любимых!

Я на красной Руси

Зажилась — вознеси!

Октябрь 1920

(ВЗЯТИЕ КРЫМА)

И страшные мне снятся сны:

Телега красная,

За ней — согбенные — моей страны

Идут сыны.

Золокудрого воздев

Ребенка — матери

Вопят. На паперти

На стяг

Пурпуровый маша рукой беспалой,

Вопит калека, тряпкой алой

Горит безногого костыль,

И красная — до неба — пыль.

Колеса ржавые скрипят.

Конь пляшет, взбешенный.

Все окна флагами кипят:

Одно — завешено.

Ноябрь 1920

* * *

Буду выспрашивать воды широкого Дона,

Буду выспрашивать волны турецкого моря,

Смуглое солнце, что в каждом бою им светило,

Гулкие выси, где ворон, насытившись, дремлет.

Скажет мне Дон: — Не видал я таких загорелых!

Скажет мне море: — Всех слез моих плакать — не хватит!

Солнце в ладони уйдет, и прокаркает ворон:

Трижды сто лет живу — кости не видел белее!

Я журавлем полечу по казачьим станицам:

Плачут! — дорожную пыль допрошу: провожает!

Машет ковыль-трава вслед, распушила султаны.

Красен, ох, красен кизиль на горбу Перекопа!

Всех допрошу: тех, кто с миром в ту лютую пору

В люльке мотались.

Череп в камнях — и тому не уйти от допросу:

Белый поход, ты нашел своего летописца.

Ноябрь 1920

* * *

Ox, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!

То шатаясь причитает в поле — Русь.

Помогите — на ногах нетверда!

Затуманила меня кровь-руда!

И справа и слева

Кровавые зевы,

И каждая рана:

— Мама!

И только и это

И внятно мне, пьяной,

Из чрева — ив чрево:

— Мама!

Все рядком лежат —

Не развесть межой.

Поглядеть: солдат.

Где свой, где чужой?

Белый был — красным стал:

Кровь обагрила.

Красным был — белый стал:

Смерть побелила.

— Кто ты? — белый? — не пойму! — привстань!

Аль у красных пропадал? — Ря — азань.

И справа и слева

И сзади и прямо

И красный и белый:

— Мама!

Без воли — без гнева —

Протяжно — упрямо —

До самого неба:

— Мама!

Декабрь 1920

ПЛАЧ ЯРОСЛАВНЫ

Вопль стародавний,

Плач Ярославны —

Слышите?

С башенной вышечки

Неперерывный

Вопль — неизбывный:

— Игорь мой! Князь

Игорь мой! Князь

Игорь!

Ворон, не сглазь

Глаз моих — пусть

Плачут!

Солнце, мечи

Стрелы в них — пусть

Слепнут!

Кончена Русь!

Игорь мой! Русь!

Игорь!

———————————

Лжет летописец, что Игорь опять в дом свой

Солнцем взошел — обманул нас Баян льстивый.

Знаешь конец? Там, где Дон и Донец — плещут,

Пал меж знамен Игорь на сон — вечный.

Белое тело его — ворон клевал.

Белое дело его — ветер сказал.

Подымайся, ветер, по оврагам,

Подымайся, ветер, по равнинам,

Торопись, ветрило-вихрь-бродяга,

Над тем Доном, белым Доном лебединым!

Долетай до городской до стенки,

С коей по миру несется плач надгробный.

Не гляди, что подгибаются коленки,

Что тускнеет ее лик солнцеподобный…

— Ветер, ветер!

— Княгиня, весть!

Князь твой мертвый лежит —

За честь!

———————————

Вопль стародавний,

Плач Ярославны —

Слышите?

Вопль ее — ярый,

Плач ее, плач —

Плавный:

— Кто мне заздравную чару

Из рук — выбил?

Старой не быть мне,

Под камешком гнить,

Игорь!

Дёрном-глиной заткните рот

Алый мой — нонче ж.

Кончен Белый поход.

5 января 1921

* * *

С Новым Годом, Лебединый стан!

Славные обломки!

С Новым Годом — по чужим местам

Воины с котомкой!

С пеной у рта пляшет, не догнав,

Красная погоня!

С Новым Годом — битая — в бегах

Родина с ладонью!

Приклонись к земле — и вся земля

Песнею заздравной.

Это, Игорь, — Русь через моря

Плачет Ярославной.

Томным стоном утомляет грусть:

— Брат мой! — Князь мой! — Сын мой!

— С Новым Годом, молодая Русь

За морем за синим!

Москва, 13 января 1921 г.

1/2/3/4/5/6/7/8

Белизна—угроза черноте… (М. Цветаева)

Источник

Портрет М.И.Цветаевой, художник: Виктор Степашкин

Короткие стихи Марины Цветаевой о любви являются прямым отражением её натуры – мятежной, непримиримой с земными условностями, противоречивой и безмерной. Любовные лики поэтессы очень разные, иногда находящиеся на противоположных полюсах: от безграничной привязанности, одержимости до презрения и гнева нередко подать рукой.

Марина Ивановна Цветаева, русская поэтесса, родилась в Москве 26 сентября (8 октября) 1892 года. Ее отец был профессором университета, мать – пианисткой.  Творческая биография Цветаевой пополнилась первыми стихами еще в возрасте шести лет. Первое образование получила в Москве в частной женской гимназии, затем обучалась в пансионах Швейцарии, Германии, Франции. После смерти матери Марина и ее брат и две сестры воспитывались отцом, который старался дать детям хорошее образование. Первый сборник стихотворений Цветаевой был опубликован в 1910 году («Вечерний альбом»). Уже тогда на творчество Цветаевой обратили внимание знаменитые Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин и Николай Гумилёв.

Почти всегда ее поэзия – предельное откровение с читателем и «вскрытие жил неостановимо». Любовь – всепоглощающая страсть, живущая в сердце Марины, может сравниться только со жгучими лучами солнца: и неизвестно, какое из солнц остынет раньше:

Два солнца стынут, — о Господи, пощади! —Одно — на небе, другое — в моей груди.

Как эти солнца, — прощу ли себе сама?-Как эти солнца сводили меня с ума!

И оба стынут — не больно от их лучей!И то остынет первым, что горячей.

Марина Цветаева // Формаслов

Раннее творчество Цветаевой 1914-1916 годов проникнуто темой порочной, запретной любви, связанной с именем близкой подруги Марины Софии Парнок. Они встретились в 1914 году – Цветаевой в то время было 22 года, и у неё были муж и маленькая дочь Ариадна, а София Парнок оказалась на 9 лет старше. И всё же вспыхивает обоюдная страсть, переродившаяся в замечательный цикл стихов:

Есть имена, как душные цветы,И взгляды есть, как пляшущее пламя…Есть темные извилистые ртыС глубокими и влажными углами.Есть женщины. — Их волосы, как шлем,Их веер пахнет гибельно и тонко.Им тридцать лет. — Зачем тебе, зачемМоя душа спартанского ребенка?

Цветаева и Парнок расстались в 1916 году. Отношения с Софией Марина охарактеризовала как «первую катастрофу в своей жизни». В 1921 году поэтесса, подытоживая, напишет: «Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное – какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное – какая скука!»

София Парнок // Формаслов

На известие о смерти подруги Цветаева отреагировала бесстрастно: «Ну и что, что она умерла? Не обязательно умирать, чтобы умереть».

Хочу у зеркала, где мутьИ сон туманящий,Я выпытать — куда Вам путьИ где пристанище.Я вижу: мачта корабля,И Вы — на палубе…Вы — в дыме поезда… ПоляВ вечерней жалобе —Вечерние поля в росе,Над ними — вороны…— Благословляю Вас на всеЧетыре стороны!

Цветаева, как бы ни тяжело ей было расставаться с прежними увлечениями, всегда оставалась поэтом, чья душа распята между любовью земной и небесной, и в то время,  как одни лица сменялись другими в бесконечной череде новых знакомств, неизменной оставалась любовь к поэзии – главному кумиру и божеству Марины:

Читайте также:  К чему снится примерка одежды новой

Лежат они, написанные наспех,Тяжелые от горечи и нег.Между любовью и любовью распятМой миг, мой час, мой день, мой год, мой векИ слышу я, что где-то в мире — грозы,Что амазонок копья блещут вновь.— А я пера не удержу! — Две розыСердечную мне высосали кровь.

Петр Эфрон

Будучи поэтом до мозга костей, Цветаева отдавалась чувству всецело, но была неизменно требовательна к своему новому избраннику.  Был у неё роман с Петром Эфроном – братом мужа, за которым она ухаживала во время его болезни туберкулёзом. Тяжело переживающий это Сергей уезжает на фронт, где воюет за «белых» и в итоге эмигрирует из России. А Цветаева увлекается Парнок, о которой уже шла речь. Однако даже подобное непостоянство в личных привязанностях поэтессы можно объяснить одним удивительным свойством её души: близость тел для неё значила меньше, чем близость душ. Точнее, с близости душ всё начиналось, а иначе и быть не могло:

И взглянул, как в первые разаНе глядят.Черные глаза глотнули взгляд.Вскинула ресницы и стою.— Что, — светла? —Не скажу, что выпита до тла.Всё до капли поглотил зрачок.И стою.И течет твоя душа в мою.

Каждое любовное стихотворение Цветаевой – это её лирический дневник, душевное откровение, вплоть до описания самых личных, интимных переживаний. Например, бессонная страстная ночь, следы которой остаются на теле и в глазах героини. В такие минуты мир кажется совершенно другим – ярким и как будто потусторонним. А может быть всё дело в той блаженной усталости, которая наступает после сильнейшего эмоционального подъёма:

После бессонной ночи слабеет тело,Милым становится и не своим,— ничьим,В медленных жилах еще занывают стрелы,И улыбаешься людям, как серафим.После бессонной ночи слабеют руки,И глубоко равнодушен и враг и друг.Целая радуга в каждом случайном звуке,И на морозе Флоренцией пахнет вдруг.Нежно светлеют губы, и тень золочеВозле запавших глаз. Это ночь зажглаЭтот светлейший лик,— и от темной ночиТолько одно темнеет у нас — глаза.

Никодим Плуцер // Формаслов

Любовь невозможна без ревности, и Цветаеву не миновала эта участь. Самая большая и трудная любовь её жизни – Никодим Акимович Плуцер-Сарна (1883 – 1944), о котором мало что известно кроме того, что он был женат. Черноволосый красавец-аристократ, окончивший лейпцигский университет, защитивший докторскую диссертацию по экономике, изданную в Германии на немецком языке. В 1910 году он приехал в Россию в качестве агента одной берлинской фирмы. С сестрами Цветаевыми его познакомил в 1915 году друг – Маврикий Александрович Минц (1886-1917), ставший вскоре мужем младшей из сестер – Анастасии. Кстати, Маврикию Минцу посвящено знаменитое цветаевское стихотворение «Мне нравится, что Вы больны не мной…».

А вот своей сопернице – супруге Никодима, Цветаева посвятила следующее стихотворение:

Соперница, а я к тебе придуКогда — нибудь, такою ночью лунной,Когда лягушки воют на прудуИ женщины от жалости безумны.И, умиляясь на биенье векИ на ревнивые твои ресницы,Скажу тебе, что я — не человек,А только сон, который только снится.И я скажу: — Утешь меня, утешь,Мне кто-то в сердце забивает гвозди!И я скажу тебе, что ветер — свеж,Что горячи — над головою — звезды…

Анастасия и Марина Цветаевы // Формаслов

Горечь и страсть, верность и ревность уживались не только в душе Цветаевой, но и в её поэтических строках, где она, персонифицируя абстрактные категории чувств, обращается к ним как к своим подругам, союзницам, единомышленницам. Героиня не боится «окончательнее пасть» – напротив, в этом извечном искусе ей видится залог полноты жизни:

Горечь! Горечь! Вечный привкусНа губах твоих, о страсть!Горечь! Горечь! Вечный искус —Окончательнее пасть.Я от горечи — целуюВсех, кто молод и хорош.Ты от горечи — другуюНочью за руку ведешь.С хлебом ем, с водой глотаюГоречь-горе, горечь-грусть.Есть одна трава такаяНа лугах твоих, о Русь.

Но любовь для поэтессы – это не только зона абсолютной вседозволенности, это ещё и тихий приют, где можно укрыться от житейских бурь, людского безумия и разочарования. Как «всеобщее развержение умов» и всеобщее безумие Цветаева восприняла революцию. Поэтому, пугаясь чуждого ей мира, спасаясь от глубокой душевной драмы, поэтесса хочет только одного: как ребёнок, тихо и безмятежно уснуть на груди возлюбленного:

Мировое началось во мгле кочевье:Это бродят по ночной земле — деревья,Это бродят золотым вином — гроздья,Это странствуют из дома в дом — звезды,Это реки начинают путь — вспять!И мне хочется к тебе на грудь — спать.

На долю Цветаевой выпало много жизненных испытаний – от предательства любимых до потери собственной родины. Её голос, порой трагический и безысходный, начинает звучать как сталь, когда  гнев одерживает верх над страстью, а любящая женщина превращается в амазонку, орлеанскую деву:

Любовь! Любовь! Куда ушла ты?– Оставила свой дом богатый,Надела воинские латы.– Я стала Голосом и Гневом,Я стала Орлеанской Девой.

Любовь без взаимности, любовь-лицемерие, когда вынуждена жить с одним, а тоскуешь по другому – по Цветаевой, страшная и непосильная ноша, «каменные горы на груди того, кто должен вниз». Особенно если ты – поэт, чья душа чутко откликается на любую ложь, на малейшую фальшь.  Это горе неизбывно, но и с ним Цветаева, отвергнутая сиюминутными поклонниками и чужими мужьями, была знакома не понаслышке. Здесь высокое чувство становится вселенской  тоской, кликушеским причитанием,  песней чёрного лебедя:

Ночи без любимого — и ночиС нелюбимым, и большие звездыНад горячей головой, и руки,Простирающиеся к Тому —Кто от века не был — и не будет,Кто не может быть — и должен быть.И слеза ребенка по герою,И слеза героя по ребенку,И большие каменные горыНа груди того, кто должен — вниз…Знаю всё, что было, всё, что будет,Знаю всю глухонемую тайну,Что на темном, на косноязычномЯзыке людском зовется — Жизнь.

Любящая и ненавидящая, капризная и покорная, верная и непостоянная, страстная и равнодушная, Цветаева сама была воплощённой любовью – без берегов и границ, без страхов и запретов. Потому что жизнь даётся один раз – и она должна быть яркой и неповторимой, единственной в своём роде:

Шампанское вероломно,             А все ж наливай и пей!               Без розовых без цепей               Наспишься в могиле темной!      

Ты мне не жених, не муж,Твоя голова в тумане…А вечно одну и ту ж —Пусть любит герой в романе.

Цветаева и Эфрон // Формаслов

Можно обвинять Цветаеву в греховности и непостоянстве, можно уличать её в порочности земных увлечений, но перед своим читателем она предстаёт как перед исповедником, ничего не скрывая и не утаивая. Она до предельной душевной наготы откровенна и чиста, а её неизменные адвокаты – её стихи и книги – святые альковы её души.

А напоследок приведем посвящение Цветаевой современного поэта Романа Смирнова:

А стоит ли дальше, а нужно лиискать этой жизни резон?Уходит дорога зауженно,спускается за горизонт.

Эй, ворон, чего начертил ещё?!В ночи не видать ни черта!За мной, мои сёстры, в чистилище, –гордыня, тщета, нищета!

Не первая и не последняя,меняя простор на постой,в закатный придел поселениявхожу прихожанкой простой.

А если в землицу ложиться мне,то так, чтоб «ищи-не ищи».Покроет Россию божницамидуши переломленный щит.

Не выла в бреду и не плакала,бродя меж берёз и осин.Прольются дожди над Елабугой,слезами пойдут по Руси

и вымоют долгими ливнями,и вымолят сотни Марин,пока будут ждать терпеливые,бумажные «церкви» мои.

Елена Севрюгина

Читать в журнале “Формаслов”

Источник

Ïîäðîáíåå è ñ èëëþñòðàöèÿìè çäåñü: https://nmkravchenko.livejournal.com/235238.html

Ìíå ñîí íå ñíèòñÿ, ÿ åãî ñíþ.
Ì. Öâåòàåâà
 
“Ìîé ëþáèìûé âèä îáùåíèÿ – ïîòóñòîðîííèé: ñîí, – ïèñàëà Öâåòàåâà, – ñîí, òîò âîçäóõ, êîòîðûé ìíå íåîáõîäèì, ÷òîáû äûøàòü. Òîëüêî âî ñíå ÿ – ÿ. Îñòàëüíîå – ñëó÷àéíîñòü.”
Ìîæåò áûòü, íå òàê êàòåãîðè÷íî, íî â êàêîé-òî ñòåïåíè ÿ áû ìîãëà ýòî îòíåñòè è ê ñåáå. Ñîí – ýòî âòîðàÿ æèçíü, ãäå äóøà, îòðåø¸ííàÿ îò ñèþìèíóòíîñòè áûòà, îáùàåòñÿ ñ àíãåëàìè. Âî ñíå ñóäüáà ïðèîòêðûâàåò íàì ñâîè ñìóòíûå ñìûñëû, òàì ìû îñîáåííî îñòðî ÷óâñòâóåì, ÷òî ñâåò è ìðàê íàøåé æèçíè çàâèñÿò íå îò ÷üåé-òî ÷åëîâå÷åñêîé, âëàñòíîé è äîâëåþùåé ñèëû, íî åäèíñòâåííî îò Áåçûìÿííîãî.

Читайте также:  К чему снится месячная кровь у себя на прокладке

È ïðîñèÿåò òî, ÷òî ñîííî
 ñåáå ÿ ÷óþ è òàþ.
Çíàê íåñòèðàåìûé, èñêîííûé
Óçîð, ïðèäóìàííûé â ðàþ.
(Â. Íàáîêîâ)

Êàê ÷àñòî â ìîè çàáðåäàþò ðåñíèöû,
Åäâà ëèøü èõ ñîí áëàãîäàòíûé êîñí¸òñÿ,
È ðîáêèå çâåðè, è ìàëûå ïòèöû,
È ãîëûå ëóíû, è àëûå ñîëíöà.
(Â. Áëàæåííûé)

ß íå ëþáëþ âàñ, ëþäè, ëþäè
Èç ñåðîêàìåííûõ äîìîâ!
Âû íå ó÷àñòâóåòå â ÷óäå
Ïðîðî÷åñòâà è âåùèõ ñíîâ.
(Â. Õîäàñåâè÷)

Âî ñíå â ïîëíîé ìåðå ïðîÿâëÿåòñÿ íàøà ñóùíîñòü. Äí¸ì ÷åëîâå÷åñêîå áûòè¸ èñêàæåíî ñëó÷àéíîñòÿìè ðåàëüíîé æèçíè, èñòèííîå ëèöî ñêðûòî çà öèâèëèçîâàííîé ìàñêîé. Ìû äàâíî íå äåòè: íàøè ñëîâà îáäóìàííû, ïîñòóïêè – âçâåøåíû, øàãè – ïðîñ÷èòàíû íàïåð¸ä.

È ëèøü â íî÷íîì áðåäó ñâåðøàåò äóõ íàø âîëüíûé
Ëþáîé æåëàííûé øàã, è äèêèé è êðàìîëüíûé:
È ìû â ñëåçàõ ëåòèì â ñëàä÷àéøèå îáúÿòüÿ,
È ìû êîìó-òî øë¸ì áåçóìíûå ïðîêëÿòüÿ,
È ñ êåì-òî ðâ¸ì íàâåê, êîìó-òî ãëàäèì ðóêó,
È ïîâåðÿåì âñþ òîñêó ñâîþ è ìóêó,
Âîëíóÿñü è ñïåøà. Äî ìèãà ïðîáóæäåíüÿ
Äèêòóþò âîëþ íàì ïîðûâû, ïîáóæäåíüÿ.
(Ë. Ìèëëåð)

Ïîðîé êàêîé-íèáóäü íåâðàçóìèòåëüíûé ñîí áðîñèò òóìàííûé è êîñíîÿçû÷íûé íàì¸ê íà âîçìîæíîñòü èíîáûòèÿ, çàñòàâèò âñåðü¸ç çàäóìàòüñÿ íàä òåì, âî ÷òî òû “â òðåçâîì íåïîäêóïíîì ñâåòå äíÿ”, â çäðàâîì ðàññóäêå è ïàìÿòè íè çà ÷òî íå ïîâåðèøü. À âîò Öâåòàåâà – áîãîõóëüíèöà è ãðåøíèöà – âåðèëà. Íå âåðèëà – “çíàëà èç îïûòà.”  ïèñüìå ê Ïàñòåðíàêó, ðàçäåëÿÿ ìèð íà “òîò ñâåò” è “ýòîò”, îíà ïðèçíàâàëàñü: “Áîðèñ! Áîðèñ! Êàê ÿ çíàþ òîò! Ïî ñíàì, ïî âîçäóõó ñíîâ, ïî ðàçãðîìîæäåííîñòè, ïî íàñóùíîñòè ñíîâ.”
À êàê èçóìèòåëüíî è òî÷íî – åñëè òóò óìåñòíî ýòî ñëîâî – îïðåäåëèëà ñóùíîñòü ñíà Òàòüÿíà Òîëñòàÿ â ðàññêàçå “Ïåòåðñ”: “Ñîí ïðèõîäèë, ïðèãëàøàë â ñâîè ëàçû è êîðèäîðû, íàçíà÷àë âñòðå÷è íà ïîòàéíûõ ëåñòíèöàõ, çàïèðàë äâåðè è ïåðåñòðàèâàë çíàêîìûå äîìà, ïóãàÿ ÷óëàíàìè, áàáàìè, ÷óìíûìè áóáîíàìè, ÷åðíûìè áóáíàìè, áûñòðî â¸ë ïî ò¸ìíûì ïåðåõîäàì è âòàëêèâàë â äóøíóþ êîìíàòó, ãäå çà ñòîëîì, ëîõìàòûé è óñìåõàþùèéñÿ, ñèäåë, êðóòÿ ïàëüöàìè, çíàòîê ìíîãèõ íåõîðîøèõ âåùåé”.
…Îäíàæäû ÿ ïðîñíóëàñü íî÷üþ îò îùóùåíèÿ êàêîãî-òî ñòðàõà. Ìîæåò áûòü, ìíå ÷òî-òî ñíèëîñü, íî ÿ íè÷åãî íå ïîìíèëà, òîëüêî ýòî îùóùåíèå ïåùåðíîãî óæàñà, êîòîðîãî ÿ íèêîãäà íå èñïûòûâàëà â æèçíè. Êàæåòñÿ, ìåíÿ ðàçáóäèë âîé ñîáàêè. Íî â òó ìèíóòó, êîãäà ÿ ïðîñíóëàñü, áûëî òèõî. ß ëåæàëà, ñïåë¸íóòàÿ ïðîñòûíåé; òàê âî ñíå çàìîòàëàñü â íå¸, ÷òî íå ìîãëà ïîøåâåëüíóòñÿ, êàê â êîêîíå, âñÿ â ëèïêîì ïîòó – íå îò æàðû, à îò ñòðàõà. ß íå ïîíèìàëà ïðè÷èíû ýòîãî ñòðàõà, ýòî áûëî ÷òî-òî ãåíåòè÷åñêîå, âåêîâîå, äðåâíåå, äîèñòîðè÷åñêîå, æóòêîå. Îò ïëîòíî çàä¸ðíóòûõ øòîð â êîìíàòå ñòîÿë ìðàê, è òîëüêî íà ñòåíå íàïðîòèâ íà ÷àñàõ ñâåòèëñÿ îòáëåñê ôîíàðÿ, ïîõîæèé íà âîë÷èé ãëàç. Ýòîò çëîâåùèé ãëàç íå ñâîäèë ñ ìåíÿ ñâîåãî ìóòíîãî âçãëÿäà.  ãîëîâå óæå ïðîÿñíèëîñü íàñòîëüêî, ÷òîáû ïîíÿòü, ÷òî âñ¸ ýòî ñîí, áðåä, íî ñòðàõ íå ïðîõîäèë. Íå áûëî ÷óâñòâà îáëåã÷åíèÿ, êàê îáû÷íî – ñëàâà áîãó, ýòî òîëüêî ñîí – áûëî êàêîå-òî äðóãîå, íåïîíÿòíîå ÷óâñòâî – ñòðàõà ïðîáóæäåíèÿ. Ýòî áûëî ïðåä÷óâñòâèåì, ÷òî íàÿâó ìåíÿ æä¸ò ÷òî-òî åù¸ áîëåå ñòðàøíîå, ÷òî áóäåò åù¸ ñòðàøíåå. È íåêóäà ñïðÿòàòüñÿ, íèãäå íåò ñïàñåíüÿ. Êàê ýòî ó Õîäàñåâè÷à?..

Ïðåðâóòñÿ ñíû, ÷òî äóøó äóøàò,
Íà÷í¸òñÿ âñ¸, ÷åãî õî÷ó.
È ñîëíöå àíãåëû ïîòóøàò,
Êàê óòðîì – ëèøíþþ ñâå÷ó.

…Åù¸ îäèí ñîí – î÷åíü ñòðàííûé. Áóäòî ÿ çíàþ, ÷òî ìåíÿ ñåé÷àñ äîëæíû óáèòü. Íî âñå äåëàþò âèä, ÷òî ýòî èãðà, ïîíàðîøêó, øóòêà, ÿêîáû íå çíàþò, ÷òî ýòî áóäåò íà ñàìîì äåëå. Íî âòàéíå çíàþò. È óêðàäêîé óòèðàþò ñëåçû, îòâîäÿò ãëàçà. Êàê áû íå ìîãóò ýòîãî ïðåäîòâðàòèòü: òî ëè áîÿòñÿ, òî ëè áåññèëüíû. Êòî-òî çàïëåòàåò ìíå êîñè÷êó (ÿ âðîäå êàê ïîäðîñòîê, ìíå î÷åíü ÷àñòî âî ñíå 13-15 ëåò). Èãðàþò ñî ìíîé, øóòÿò. À ÿ òîæå âðîäå íå çíàþ, ÷òî ìåíÿ æä¸ò. Ïîääåðæèâàþ ýòó èãðó. À ñàìà âòàéíå îò âñåõ çíàþ. Êòî óáü¸ò, êàê – ìíå ýòî ñëîâíî è íåèíòåðåñíî. Çíàþ, ÷òî ÿ îáðå÷åíà, ÷òî óæå ñêîðî. È âîò ÷òî ïîðàçèòåëüíî – ìíå ýòî íè÷óòü íå ñòðàøíî è äàæå âåñåëî. Çàáàâëÿåò, ÷òî îíè íå çíàþò, ÷òî ÿ âñ¸ çíàþ.
Òàêîãî åù¸ ó ìåíÿ âî ñíå íèêîãäà íå áûëî. Îáû÷íî îïàñíîñòü, áëèçîñòü ñìåðòè ïóãàëà, ïðîñûïàëàñü â õîëîäíîì ïîòó. À òóò – òîæå ïðîñíóëàñü, è ñ îùóùåíèåì ñåðäöà. Íå òî, ÷òîáû áîëåëî, íî ÿ åãî î÷åíü ÷óâñòâîâàëà. Íî ìíå áûëî âñ¸ ðàâíî, ÷òî ÿ óìðó. Äàæå âåñåëî. ×òî ýòî çíà÷èò? ß íå áîþñü ñìåðòè?
…Ïîä óòðî ïðèñíèëîñü: áóäòî ÿ óæå íå ñïëþ è ñëûøó, êàê â ñîñåäíåé êîìíàòå êòî-òî øàðêàåò íîãàìè. Áóäòî áû áàáóøêà. Ñ óæàñîì âñïîìèíàþ, ÷òî áàáóøêè äàâíî íåò. Çíà÷èò, ïðèñíèëîñü, ñ îáëåã÷åíèåì äóìàþ ÿ. È ðàññêàçûâàþ (âî ñíå) îá ýòîì Äàâèäó. À îí ãîâîðèò : “Íåò, íå ïðèñíèëîñü, ÿ òîæå ñëûøó øàãè”. ß íàïðÿãàþ ñëóõ: øàãè âñ¸ ãðîì÷å, îò÷¸òëèâåé, âñ¸ íåñîìíåííåé. Íî âåäü õîäèòü íåêîìó?!.. Ìèíóòà äèêîãî óæàñà. ß âñÿ îëåäåíåëà, çàñòûëà â êîìîê îò ñòðàõà. Ïîñëåäíÿÿ ñïàñèòåëüíàÿ ìûñëü: ìîæåò áûòü… Ëèíäà? Ïîòîì âäðóã â ñïàëüíå ïîÿâëÿåòñÿ Ëèíäà, âñÿ ìîêðàÿ. Çà íåé – ãðóïïà êàêèõ-òî ëþäåé. ×òî-òî, çíà÷èò, ïðîèçîøëî èç ðÿäà âîí, – ñîîáðàæàþ ÿ. Õâàòàþ å¸ íà ðóêè, ïðèæèìàþ, ïûòàþñü ñîãðåòü, îñóøèòü. È òóò ïðîñûïàþñü. Èäó â êóõíþ. Äàâèä óæå òàì, áðååòñÿ. Âðåìÿ – äåñÿòü ÷àñîâ. Òàê ïîçäíî ÿ åù¸ íå âñòàâàëà. Ñ óïð¸êîì åìó ïåíÿþ: “Òû ÷òî ìåíÿ áðîñèë íà ïðîèçâîë ñíà!” Ðàññêàçûâàþ. Äàâèä ãîâîðèò: “Ñîí â ðóêó. Ëèíäà íàïèñèëà.”  êóõíå äåéñòâèòåëüíî ëóæà. Ëèíäà, âìåñòî òîãî, ÷òîáû âèíîâàòî ñâåðíóòüñÿ â êëóáîê, íàãëî ðàñòÿíóëàñü âî âñþ øèðü è áü¸ò õâîñòîì ïî ïîëó, êàê ìîëîòèëêà. Äåìîíñòðèðóåò õîðîøåå íàñòðîåíèå.
…Äàâèäó ïðèñíèëñÿ ñîí, ÷òî îí ñ êåì-òî äåð¸òñÿ. ×óâñòâóþ – êòî-òî ìåíÿ íîãîé â áîê ïèíàåò. Ðàñòîëêàëà, – òû ÷åãî?! – Îé, èçâèíÿþñü, – ñìóòèëñÿ îí ñïðîñîíüÿ. – À ìíå ñíèòñÿ: êàê óäà÷íî ÿ åãî íîãîé ïîäöåïèë. Òîëüêî ñîáèðàëñÿ äàòü â ìîðäó…
– Âîò åù¸ íå õâàòàëî! Ñ òîáîé îïàñíî ñïàòü. Âîâðåìÿ ðàçáóäèëà.
“Êàê ñòðàííî ÿâü ãîñïîäñòâóåò íàä ñíàìè…” Çàìåòèëà: Äàâèäó ðåäêî ÷òî ñíèòñÿ, íî åñëè ñíèòñÿ, òî âñåãäà ÷òî-òî êîíêðåòíîå, ÷òî-òî íåïðèÿòíîå, íåðâíîå. Åñëè ðóãàåòñÿ âî ñíå – òî âñëóõ, åñëè äåð¸òñÿ – òî òîæå ïî÷òè íà ñàìîì äåëå. Ãäå-òî â ìîçãó íàðóøåíà ãðàíèöà ìåæäó ñíîì è ðåàëüíîñòüþ.

Íèêîãäà íè÷òî åìó íå ñíèòñÿ:
Íà ãëàçà âñ¸ òîò æå ëåçåò ìèð,
Íåñòåðïèìî ñêó÷íûé, êàê áîëüíèöà,
Êàê ïèäæàê, çàíîøåííûé äî äûð.
(Â. Õîäàñåâè÷)

…Íî÷üþ âî ñíå ñî÷èíèëñÿ ñòèõ:
 
Ìåíÿ áðîñàåò â æàð è â õîëîä,
×èòàòåëü æä¸ò óæ ðèôìû: ìîëîä.
Íî íå ïîëó÷èò îí å¸.
Îãíÿìè âûñâå÷åííûé ãîðîä
 íî÷íîå âïàë íåáûòè¸.
(Òî ëè “â íî÷íîå êàíóë çàáûòü¸”).
 
Ïðî÷èòàëà åãî ñêâîçü ñîí Äàâèäó. Îí òîæå ñêâîçü ñîí ïîñîâåòîâàë: ïóñòü ýòîò ñòèõ òîæå òóäà êàíåò.  çàáûòü¸. Ïîíà÷àëó ìíå ïîíðàâèëàñü òóò ñòðî÷êà “íî íå ïîëó÷èò îí å¸.” Íî ïîòîì ïîäóìàëà, ÷òî ñî âðåì¸í Ïóøêèíà ìíîãîå èçìåíèëîñü, è íûíåøíèé ÷èòàòåëü óæå äàâíî íè÷åãî íå æä¸ò.
Êñòàòè, Çàáîëîöêèé íåêîòîðûå ñâîè ñòðîêè ñî÷èíÿë âî ñíå. Áûâàëè ñëó÷àè, êîãäà îí, ïðîñíóâøèñü ñðåäè íî÷è, çàïèñûâàë ñòðîêó ñòèõîòâîðåíèÿ è ñíîâà çàñûïàë. Òàê áûëè íàïèñàíû “Ôèãóðû ñíà”, “Áåãñòâî â Åãèïåò”, “Ìîææåâåëîâûé êóñò”, “Ñîí”, ãäå îí îïèñûâàåò ïîòóñòîðîííåå ñóùåñòâîâàíèå ÷åëîâåêà. Çàáîëîöêèé ãîâîðèë: “Âî ñíå óäèâèòåëüíàÿ ÷èñòîòà è ñâåæåñòü ÷óâñòâ. Ñàìàÿ îñòðàÿ ãðóñòü è ñàìàÿ ñèëüíàÿ âëþáë¸ííîñòü ïåðåæèâàþòñÿ âî ñíå.”

ß ñîí ïîòåðÿë, à æèâó, êàê âî ñíå,
Âñ¸ ìóçûêà äàëüíÿÿ ñëûøèòñÿ ìíå…
(Â. Õîäàñåâè÷)

…Åù¸ îäèí ñîí, ïðèñíèâøèéñÿ ìíå ïîä Íîâûé ãîä. Ó ìåíÿ â ðóêàõ – ïðîäóêòîâûé ïà¸ê, îí æå – ìåøîê ïîäàðêîâ îò äåäà Ìîðîçà. Ðàçâîðà÷èâàþ, à òàì: îðåõè, ñåìå÷êè êðóïíûå, åù¸ ÷òî-òî âêóñíîå. È âäðóã ðÿäîì – îòåö, è ÿ ñ òàêîé ðàäîñòüþ åãî âñåì ýòèì óãîùàþ. È îí íå ðàñòâîðÿåòñÿ, íå èñ÷åçàåò êóäà-òî, êàê âñåãäà â ïîäîáíûõ ñíàõ, à ñ óäîâîëüñòâèåì áåð¸ò. È òàêàÿ ðàäîñòü. À ðÿäîì – ÷óòü â òåíè – áðàò. (Íàïîëîâèíó – Äàâèä. Íî âñ¸-òàêè áîëüøå –áðàò.) Íî îí åù¸ êàê-òî â ñòîðîíå, íåìíîãî ñêîâàí. Íî ÷óâñòâóåòñÿ, ÷òî âñ¸ áóäåò ó íàñ õîðîøî. Òàêîé õîðîøèé, ò¸ïëûé ñîí, òàê ðåäêî òàêèå áûâàþò. Îáû÷íî ìó÷èòåëüíûå, òåðçàþùèå ïî ïðîáóæäåíèè.

Читайте также:  К чему снится красный закат солнца

Âñ¸ äàëüøå, ñëàáåå èõ îòçâóê è ñâåò, –
Ðîäíûå, ëþáèìûå, äàâíèå ëèöà.
À ñíû âñ¸ íå çíàþò, ÷òî èõ óæå íåò,
Ëèøü ñíû íå õîòÿò è íå ìîãóò ñìèðèòüñÿ.
È òàì, ïðîäèðàÿñü ñêâîçü òîëùó è òüìó,
Ëåëåþ òîò ìèã îêîí÷àíèÿ áåãñòâà,
Êîãäà äîãîíþ, ïðèïàäó, îáíèìó,
“Íó âîò , íàêîíåö-òî, – ñêàæó, – íàêîíåö-òî!”

…Äàâíî óæå âèäåëà ñîí, êîòîðûé âñ¸ íå ìîãó çàáûòü. Îòåö. ß òàê ðàäà, ÷òî âèæó åãî, òàê öåíþ êàæäûé ìèã ñ íèì, ïðèæèìàþñü, çàãëÿäûâàþ â ãëàçà, ÷åãî â æèçíè íèêîãäà íå áûëî. Îí ìîë÷èò è âäðóã ñïðàøèâàåò, âñ¸ ïîíèìàÿ, ÷òî ñî ìíîé: “×òî, òÿæåëî?” – êàê áû äàæå ñ ñî÷óâñòâèåì, íî ñ ïîíèìàíèåì íåïðåëîæíîñòè è êàê áû çàñëóæåííîñòè ýòîé òÿæåñòè. ß ìîë÷à êèâàþ. Ñïðàøèâàþ: “Òû òàì ÷òî-íèáóäü ÷óâñòâóåøü?” Îí ïîæèìàåò ïëå÷àìè: “Íåò…” À ïîòîì êàêàÿ-òî êîìíàòà, è âðîäå ìû âñå âìåñòå òàì: ÿ, îí, Ñòàñèê, – èõ íåò, íî ÿ ÷óâñòâóþ, ÷òî îíè çäåñü ãäå-òî, ðÿäîì. È – çàíàâåñêè íàêðàõìàëåííûå, êîòîðûå ðàçäóâàåò âåòåð. È òàêîé ïîêîé, òàêàÿ òèõàÿ ðàäîñòü âîêðóã.
 
Ãîñïîäè, âîò îí, ïîêîé, –
Ìûñëè ãóñòûå, êèñåëüíûå…
Âîò îí, âûõîäèò, êàêîé
Äîì, çàíàâåñêè êèñåéíûå.
(È. Êàáûø)

Ýòî áûëè ìãíîâåíèÿ æèçíè, ñëîâíî ïîêàçàííûå ìíå Áîãîì: âîò ÷åãî òû ñàìà ñåáÿ ëèøèëà, ÷òî ìîãëî áû áûòü ó òåáÿ: îòåö, áðàò, ðàäîñòü è çàùèù¸ííîñòü ðîäñòâà…
Âñïîìíèëàñü öâåòàåâñêàÿ ïîýìà “Ïîïûòêà êîìíàòû.” Îíà âîçíèêëà ó íå¸ â îòâåò íà âîïðîñ Ðèëüêå: êàêîé áóäåò êîìíàòà, ãäå îíè âñòðåòÿòñÿ? Ýòî áûëà ïîïûòêà îïèñàòü ìåñòî âñòðå÷è ïîýòî⠖ êîìíàòû, êîòîðàÿ ìîæåò ñóùåñòâîâàòü ëèøü â âîîáðàæåíèè ïîýòà êàê èäåÿ (ïîïûòêà). Ïûòàÿñü ïðåäñòàâèòü ìåñòî ñâèäàíèÿ, î êîòîðîì ìå÷òàëà, Öâåòàåâà íåîæèäàííî äëÿ ñàìîé ñåáÿ îáíàðóæèâàåò â ïîýìå, ÷òî îíî íå ñîñòîèòñÿ, ÷òî åìó íåò ìåñòà â ðåàëüíîñòè.
 
Âñ¸ âûðàñòåò, íå ëàäü, íå ñòðîé,
Ïîä âûâåñêîé – ñêàçàòü, êàêîé? –
Âçàèìíîñòè. Ëåñíàÿ ãëóøü.
Ãîñòèíèöà Ñâèäàíüå Äóø.

Ñâèäàíüå äóø âîçìîæíî ëèøü â “Ïñèõåèíîì Äâîðöå”, â ïîòóñòîðîííåì ìèðå, “íà òåì ñâåòó”…

Äðóã, ãëÿäè! Êàê â ïèñüìå, êàê â ñíå òîì –
Ýòî ÿ íà òåáÿ – ïðîñâåòîì!
 ïåðâîì ñíå, êîãäà âåêè ñïóñòèøü –
Ýòî ÿ íà òåáÿ ïðåä÷óâñòâüåì
Ñâåòà.  êðàéíþþ òî÷êó ñðîêà –
Ýòî ÿ – ñâåòîâîå îêî.

Äåéñòâèå ïðîèñõîäèò âî ñíå, âîçìîæíî, â êîøìàðå; ýòî ñòðàííàÿ ïîýìà, ïðîíèçàííàÿ òðåâîãîé è ñòðàõîì. Ãåðîèíÿ êîãî-òî æä¸ò – ñíà÷àëà ýòî äîëæåí áûë áûòü Ïàñòåðíàê, ïîòîì îíà èçìåíèëà àäðåñàòà, èì ñòàë Ðèëüêå.

Âñåìè – òåìè, êîìó è êîë
Íå ïðåïÿòñòâèå íî÷üþ ìàéñêîé!
Òðè ñòåíû, ïîòîëîê è ïîë.
Âñ¸, êàê áóäòî? Òåïåðü – ÿâëÿéñÿ!
Îïîâåñòèò ëè ñòàâíåþ?
Êîìíàòà íàñïåõ ñîñòàâëåíà.
Áåëåñîâàòûì ïî ñåðó –
 ÷åðíîâèêå íàáðîñàíà.
Íå øòóêàòóð, íå êðîâåëüùèê –
Ñîí. Íà ïóòÿõ áåñïðîâîëî÷íûõ—
Ñòðàæ.  ïðîïàñòÿõ ïîä âåêàìè –
Íåêèé, íàøåäøèé íåêóþ.
 
Ñòåíû, ïîë, ìåáåëü, ñàì äîì ïðåâðàùàþòñÿ â íå÷òî íåîñÿçàåìîå. Ïîòîëîê – ñâåòîâîå îêî íåáà, ïîë – çåë¸íàÿ áðåøü çåìëè. Ìåæäó íèìè – ïóñòîòà. È â ýòîé ïóñòîòå ãåðîè ñòàíîâÿòñÿ áåñïëîòíûìè. Âñòðå÷à, êîòîðàÿ ïðîèñõîäèò âî ñíå, êîòîðàÿ íà çåìëå íåâîçìîæíà.
Ó Èðèíû Ñíåãîâîé åñòü òàêèå ñòðîêè:

Ïðèñíèëñÿ áû! Õîòü ìåëüêîì! Â êîé-òî ðàç!
Êàê ñòðàííî ÿâü ãîñïîäñòâóåò íàä ñíàìè,
×òî ñíÿòñÿ íàì îáèäåâøèå íàñ,
È íèêîãäà – îáèæåííûå íàìè.

Ó ìåíÿ – âñ¸ íàîáîðîò. Òàì, âî ñíå, ÿ ãîâîðþ èì âñ¸ òî, ÷òî òåïåðü, íàÿâó, ãîâîðèòü óæå íåêîìó è ïîçäíî. Íî÷üþ ñåðäöå ñëîâíî ìñòèò çà òî, ÷òî çàêîâûâàåøü åãî â òèñêè äí¸ì, ñíû ìñòÿò çà âñÿ÷åñêóþ äíåâíóþ ðàñòðàòó. Ðàñïðàâà çà ðàñòðàòó. Ðàñòðàâà.

Èäóò ãîäà, áåãóò íåäåëè,
Íî òû òåïåðü, êàê íè çîâè –
Ïîòóñòîðîíåí, çàïðåäåëåí,
Íåäîñÿãàåì äëÿ ëþáâè.
È ëèøü âî ñíå âñ¸ êàê ïî ïðàâäå,
Ëèøü òàì íåëüçÿ òåáÿ óáèòü.
Òàì ìîæíî âñ¸ åù¸ ïîïðàâèòü,
È äîñêàçàòü, è äîëþáèòü.
Òàì ñâåòîì ðàäóãè èãðàåò
Òî, ÷òî óæå ïîêðûòî ìãëîé,
Ãîðèò è âå÷íî íå ñãîðàåò –
×òî ñòàëî ïåïëîì è çîëîé.

…Ñíîâà ïðèñíèëñÿ îòåö. Ñìóòíî ïîìíþ êîãî-òî åù¸ ðÿäîì – Òàìàðà, Äàâèä… Ïîòîì îíè êóäà-òî îòîäâèíóëèñü, è – åãî ôèãóðà. Òàêàÿ óçíàâàåìàÿ, ðîäíàÿ. Åãî ïëå÷î è ðóêà. Ðóêàâ ïèäæàêà, ÷óòü áëåñòÿùåãî îò ïîäïàëèí óòþãà è îò âðåìåíè, â êîòîðûé ÿ óòêíóëàñü. Óìîì ÿ ïîíèìàëà, ÷òî åãî íåò, ÷òî îí óìåð. È ÷óâñòâîâàëà ëåäÿíîé õîëîä åãî ðóêè ñêâîçü ïèäæàê. Ïîäóìàëîñü ïî÷òè ñïîêîéíî: íó äà… Êîíå÷íî… Îí æå ì¸ðòâûé. Íî ýòî íå ïóãàëî. È êàê-òî íå ìåøàëî îùóùàòü åãî æèâûì. Ïóñòü ì¸ðòâûé, íî ãëàâíîå, ÿ ÷óâñòâîâàëà, ÷òî îí ñëûøèò, âèäèò, ïîíèìàåò ìåíÿ. Ïóñòü ýòî íà êàêîé-òî ìèã, ñåé÷àñ îí óéä¸ò, ðàñòâîðèòñÿ, íî âîò ýòà ìèíóòà – îíà áûëà ìîÿ… Íàøà. ß ïðèæàëàñü ãóáàìè ê ðóêàâó è ïîâòîðÿëà êàê çàâåä¸ííàÿ, ñëîâíî â áðåäó, ÷òî-òî âî ìíå ïîâòîðÿëî: “Çíàë áû òû, êàê ÿ òåáÿ ëþáëþ… Çíàë áû òû, êàê ÿ òåáÿ ëþáëþ…” Êàê çàêëèíàíèå, êàê ìîëèòâó. È âäðóã åãî ðóêà ñëîâíî â îòâåò ÷óòü-÷óòü äðîãíóëà, ñëåãêà ñîãíóëàñü. ß ìãíîâåííî ïî÷óâñòâîâàëà, âî ìíå ñðàçó îòîçâàëîñü: ýòî îòâåò, ýòî çíàê, ÷òî îí ñëûøèò ìåíÿ. Ýòî áûëî êàê ñëàáîå ïðîùåíèå. È ýòî áûëî – ñ÷àñòüå.
ß ïðîñíóëàñü îò ø¸ïîòà ñâîèõ ãóá: “Çíàë áû òû, êàê ÿ òåáÿ ëþáëþ…” ß ýòî ïðîèçíîñèëà âñëóõ. Äàâèä ñïàë, íå ñëûøàë. ß çàæìóðèëà ãëàçà, ñèëÿñü âåðíóòü ñîí, çíàÿ óæå, ÷òî íå âåðíó. Íî òàê õîòåëîñü ñîõðàíèòü, ñáåðå÷ü òó ìèíóòó.
Àíòðîïîñîôèÿ óòâåðæäàëà, ÷òî âî âðåìÿ ñíà ìû âñòðå÷àåì äðóã äðóãà “ïî-íàñòîÿùåìó”, â òî âðåìÿ êàê äí¸ì ìîæåì åù¸ çàìûêàòüñÿ, óòàèâàòü íàøè ìîòèâû, ÷òî-òî ñèìóëèðîâàòü â ÷óâñòâàõ. Íî íî÷üþ ìû – îòêðûòàÿ êíèãà. “Ñîí – ýòî æèçíü, êîòîðóþ ÿâü íå ñòðåíîæèò”, – êàê ïèøåò Ï. Øàðîâ.
Ó Öâåòàåâîé åñòü ïîòðÿñàþùåå ñòèõîòâîðåíèå “Ñîí”, êîòîðîå ÿ õî÷ó ïðèâåñòè ïîëíîñòüþ:

Âðûëàñü, çàáûëàñü – è âîò êàê ñ òûñÿ÷å-
Ôóòîâîé ëåñòíèöû áåç ïåðèë,
Ñ õèùíîñòüþ ñëåäîâàòåëÿ è ñûùèêà
Âñå ìîè òàéíû – ñîí ïåðåðûë.

Ñîïêè – êàçàëîñü áû, ïðî÷íî çàìåðëè –
Íå äîâåðÿéòå ñìåðòÿì ñòðàñòåé!
Çîðêî – êàê ñëåäîâàòåëü ïî êàìåðå
Ñåðäöà – ðàñõàæèâàåò Ìîðôåé.

Âû! Ñîáèðàòåëüíîå óáîæåñòâî,
Íå îáðûâàþùååñÿ ñ êðûø!
Çíàëè áû, êàê, íà ïåðèíàõ ë¸æà÷è,
Ïðåîáðàæàåøüñÿ è ïàðèøü!

Ðóõàåøü! Êàê ñêîðëóïîþ òðåñíóâøåé –
Æèçíü ñ å¸ ãðóçîì ìóæåé è æ¸í.
Çîðêî – êàê ë¸ò÷èê íàä âðàæüåé ìåñòíîñòüþ
Ñïÿùåþ – íàä äóøîþ ñîí.

Òåëî, ÷òî âñå ñâîè äâåðè çàïåðëî –
Òùåòíî! – óæ ÿäðà ïîþò âäîëü æèë,
Ñ òî÷íîñòüþ ñáèððà è îïåðàòîðà
Âñå ìîè ðàíû – ñîí ïåðåðûë!

Âñêðûòà! Íè ù¸ëêè â ðàéêå, ïîä êóïîëîì,
Ãäå áû óêðûòüñÿ îò âåùèõ ãëàç
Ñîáñòâåííûõ. Äóõîâíèêîì ïîäêóïëåííûì
Âñå ìîè òàéíû – ñîí ïåðåòðÿñ!

Ñîí êàê ñîçåðöàíèå ñ âûñîòû äóõîâíîé äåéñòâèòåëüíîñòè, ðåøåíèå çàãàäîê æèçíè, ïåðåòðÿñåíèå âñåõ òàéí ÷åëîâåêà – òàê åãî âèäåëà Öâåòàåâà. …
Òî, ÷òî ÿ ñåé÷àñ ïèøó – íå ðàññêàç. Ýòî ïîñëàíèå. ß ïèøó ýòî òåáå, îòåö. Íåâåäîìî êàê, íî ìíå âåðèòñÿ, çíàåòñÿ, ÷òî òû ïðî÷ò¸øü. ß ïèøó åãî â îòâåò. Ïîìíèøü? Ýòî áûëî ÷åðåç äâà ãîäà ïîñëå òâîåé ñìåðòè, 1 ìàÿ. ß âûøëà íà áàëêîí íî÷üþ, ñëîâíî êòî-òî ïîçâàë ìåíÿ òóäà. Ýòà çâåçäà âûäåëÿëàñü èç âñåõ. Îíà ìèãàëà, ïóëüñèðîâàëà. ß ñðàçó ïîíÿëà, ÷òî ýòî òû.
– Çàâòðà òâîé äåíü ðîæäåíèÿ. ß çíàþ, ïîìíþ, ïðèäó, – ãîâîðèëà ÿ òåáå ìûñëåííî. ß áûëà óâåðåíà, ÷òî òû ñëûøèøü.
 ýòó íî÷ü ÿ óâèäàëà òåáÿ âî ñíå. È òàêàÿ íåæíîñòü áûëà, ñëîâíî çà âñþ æèçíü, çà âñå äíè, ÷òî ÿ å¸ â ñåáå íå çàìå÷àëà, íå ïóñêàëà â ñåáÿ. Ïðîñíóëàñü – íè÷åãî íå ïîìíþ, òîëüêî íåæíîñòü. Òÿæåñòü è íåæíîñòü, êàê ó Ìàíäåëüøòàìà. Íå õîòåëîñü ïðîñûïàòüñÿ. Áîëü ïîòåðè – âñ¸ ýòî áóäåò ïîòîì. À òîãäà, â ïîëóñíå – òÿæ¸ëàÿ íåæíîñòü. ß âèäåëà âñþ òâîþ æèçíü. Êàêèì òû áûë ìàëåíüêèì ìàëü÷èêîì. Âñå òâîè îáèäû, ïîáåäû, ïîðàæåíèÿ, íàäåæäû. Âñ¸, ÷åãî íå çíàëà, ÷åãî òû íèêîãäà íå ðàññêàçûâàë, ÿ âèäåëà âíóòðåííèì çðåíèåì. È ëþáèëà òàê íåæíî, ïðîíçèòåëüíî. Ñêîëüêî óïóùåíî äíåé! Òåïåðü ÿ çíàëà, êàê áóäó òåáÿ ëþáèòü, êàê áóäó çàáîòèòüñÿ, äîñòàâëÿòü ðàäîñòü. Êàêîå ýòî áûëî áû ñ÷àñòüå.

Íà íåáå ïîëíî÷íîì ãîðÿò ïèñüìåíà.
ß â ñìóòíîé òðåâîãå ãëÿæó èç îêíà.
Ïûòàþñü ïðî÷åñòü ýòî, êàê â ïîëóñíå…
ß çíàþ, ÷òî ýòî íàïèñàíî ìíå.

Ïóëüñèðóåò íåáî ìíå çâ¸çäíîé ñòðîêîé.
 îòâåò – íåóâåðåííûé âçìàõ ìîé ðóêîé.
È ñëåçû ãëàçà çàñòèëàþò, ñëåïÿ:
ß çíàþ, ÿ ïîìíþ, ÿ âèæó òåáÿ!

Источник