И стоит он околдован не мертвец и не живой сном волшебным очарован

И стоит он околдован не мертвец и не живой сном волшебным очарован thumbnail

article407180.jpg

«Чародейкою Зимою…» 

~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он,  околдован,-
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Дата написания: 31 декабря 1852 год

Фёдор Тютчев-Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит - И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован,- Не мертвец и не живой - Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой... Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой - В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.

Анализ стихотворения Тютчева «Чародейкою Зимою…» (1)

Пейзажной лирике в творчестве Федора Тютчева отведено особое место. Являясь одни из основоположников русского романтизма, поэт уделял огромное внимание описаниям природы, не переставая восхищаться ее совершенством. Удивительные по красоте и изяществу пейзажные зарисовки можно встретить в стихах Тютчева различных периодов. И в юности, и в преклонном возрасте поэт отдавал дань величию и изяществу русской природы, справедливо полагая, что именно она является источником его вдохновения.

К наиболее ярким и запоминающимся произведениям пейзажной лирики Федора Тютчева относится стихотворение «Чародейкою Зимою…», написанное в 1854 году. С первых строк автор отождествляет свое любимое время года с очаровательной женщиной, которой под силу до неузнаваемости изменить окружающий мир, придав ему особую роскошь. Объектом поэтических исследований Тютчева в данном случае является зимний лес, который «под снежной бахромою» предстает совсем в ином, непривычном виде и блестит «чудной жизнью».

Поэту при помощи образных и очень точных метафор удалось передать умиротворенное состояние зимней природы, которая погружена в волшебный сон. Лес «околдован, не мертвец и не живой», и в этой фразе слышится неподдельное изумление автора, который не перестает удивляться тому, как обычный снег может изменить окружающий мир, превратив его в сонное царство, где деревья замерли до наступления весны, окованные «легкой цепью пуховой». Подобная метафора очень изысканна, хотя и противоречива. Ведь цепь не может быть соткана из пуха. Однако Федор Тютчев считает такое определение мягкого снежного плена, в котором оказались ели и березы, наиболее уместным. Действительно, благодаря одной этой фразе воображение живо рисует заснеженную рощу, безмолвную и наполненную безмятежным спокойствием. Складывается впечатление, что автор действительно попал в сказочное королевство, где правит чародейка Зима. Здесь жизнь течет по своим законам, которые обычному человеку понять очень сложно. Их можно лишь принять, как неизбежно, как свершившийся факт, и отдать должное великолепному зимнему пейзажу, который порождает в душе радость и ощущение совершенства окружающего мира.

Желая усилить эффект от воссозданной картины, Тютчев отмечает, что нет такой силы, которая смогла бы разрушить очарование зимнего пейзажа. «В нем ничто не затрепещет», — отмечает автор, указывая на то, что лишь во власти самой природы все изменить. Продет время, снег растает, и деревья, освободившись от зимних оков, примерят новую одежду. А пока солнечный луч не в состоянии разбудить безмолвных лесных обитателей. В его силах лишь наполнить пейзаж ослепительным блеском, который превратит каждую снежинку в драгоценный бриллиант. «Он весь вспыхнет и заблещет ослепительной красой», — отмечает поэт, подчеркивая, как удивительно меняется природа. Еще мгновение назад лес казался неживым, замерзшим и неприветливым. Однако благодаря солнцу, скользнувшему как бы ненароком по заснеженным ветвям, он превратился в роскошный дворец, переливающийся всеми цветами радуги. И эта удивительная метаморфоза настолько поразила автора, что он в стихотворении «Чародейкою Зимою…» попытался максимально точно передать свои ощущения и показать, что мир бесконечно прекрасен, и в нем всегда найдется место для чуда. Ведь то, как за считанные минуты природа может преобразить обычную лесную опушку, неподвластно ни одному живому существу. Поэтому Тютчев олицетворяет ее с чем-то божественным и недосягаемым, возвышенным и романтичным.

 Фёдор Тютчев-Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит - И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован,- Не мертвец и не живой - Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой... Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой - В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.

 Анализ стихотворения «Чародейкою зимою» Тютчева (2)

“Чародейкою зимою” – одно из самых ярких произведений в пейзажной лирике Тютчева. 

Краткий анализ

История создания – написано это произведение 31 декабря 1882 года, как раз накануне Нового года. Но опубликовали его только более чем три десятка лет спустя.

Тема стихотворения – зимняя природа, находящаяся в состоянии покоя.

Композиция – одночастная, но при этом каждая строфа разделяется на две части с помощью тире.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – пятистопный хорей.

Эпитеты – “неподвижная, немая снежная бахрома”, “чудная жизнь”, “сон волшебный””, ” легкая пуховая цепь”, “косой луч”, “зимнее солнце”, “ослепительная краса”.

Метафоры – “Чародейка Зима околдовала лес”, “лес окутан пуховой цепью”.

Олицетворения – “лес стоит”, “солнце мещет”.

История создания

Тютчев написал одно из самых прекрасных своих произведений накануне волшебного праздника – Нового года, который в 19 веке в России уже приобрел достаточную популярность, точно неизвестно, запечатлел ли он картину, которую увидел именно 31 декабря или что-то навеяло на него воспоминания о красоте зимнего леса, но поэтические строки появились из-под его пера как раз в последний день 1852 года.

Однако опубликован стих был значительно позже – уже в 1886 году, спустя четырнадцать лет после смерти Федора Ивановича.

Тема

Основная тема произведения – зимняя природа, прекрасная в своем покое. Поэт показывает зиму не просто как время года, а как прекрасную женщину, обладающую волшебной силой. С помощью этой силы она до неузнаваемости меняет окружающий ее пейзаж. Она создает прекрасный мир, где чудесная жизнь идет своим чередом. Посторонние не могут ее увидеть, так как она закрыта от глаз непосвященных с помощью снежной бахромы. Поэту-романтику мир видится бесконечно прекрасным и необыкновенным.

Композиция

Композиционное строение этого стихотворения очень интересно: с одной стороны, Тютчев использует одночастную композицию, описывая одно и то же природное явление на протяжении трех строф. С другой стороны, невозможно не заметить деление внутри этих строф. Каждая из них делится на две части по простому принципу: открывающие строки – это обобщенное описание природного явления, а строки с третьей по пятую используются для детализации описываемого пейзажа.

Таким образом Тютчев показывает, что существует две жизни природы: внешняя, которую могт видеть все, и внутренняя, которую можно лишь угадать. Такой романтический взгляд на окружающий мир проявляется во многих пейзажных произведениях этого автора.

Читайте также:  Город одиноких улиц и вещих снов

Он также показывает, что изменить что-то в прекрасной картине может только сама природа, более никто на это не способен. Тютчев также доносит до читателя мысль, что место чуду в жизни есть всегда – достаточно только внимательно посмотреть вокруг, чтобы его увидеть.

Жанр

Это пейзажное стихотворение, написанное в характерной для Федора Ивановича манере восхищения и преклонения перед природными чудесами. Такой жанр, как пейзажная лирика, наилучшим образом раскрывал его поэтический талант.

Для создания произведения использован четырехстопным хореем, который делает его мелодичным и легким для чтения.

Средства выразительности

Как и всегда, Тютчев использует множество тропов. Средства выразительности помогают ему создать завораживающий и волшебный образ леса. Поэт выражает свою идею с помощью таких художественных приемов, как:

Эпитеты – “неподвижная, немая снежная бахрома”, “чудная жизнь”, “сон волшебный””, ” легкая пуховая цепь”, “косой луч”, “зимнее солнце”, “ослепительная краса”.

Метафоры – “Чародейка Зима околдовала лес”, “лес окутан пуховой цепью”.

Олицетворения – “лес стоит”, “солнце мещет”.

Благодаря им поэту удается передать философскую идею о том, что природа – такая же живая, как человек, она прекрасна и самостоятельна. Федор Иванович также использует устаревшие слова, которые делают все сказанное им более торжественным.

 Фёдор Тютчев-Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит - И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован,- Не мертвец и не живой - Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой... Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой - В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.

Фёдор Тютчев-Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит - И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован,- Не мертвец и не живой - Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой... Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой - В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.Фёдор Тютчев-Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит - И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован,- Не мертвец и не живой - Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой... Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой - В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник

Фёдор Тютчев, новое:

Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.

Всходили робко облака
На небо зимнее, ночное…

Я знал её ещё тогда,
В те баснословные года,
Как перед утренним лучом
Первоначальных дней звезда
Уж тонет в небе голубом…

И всё ещё была она…

Над виноградными холмами
Плывут златые облака.
Внизу зелёными волнами
Шумит померкшая река.
Взор, постепенно из долины,
Подъемлясь, всходит к…

Как ни бесилося злоречье,
Как ни трудилося над ней,
Но этих глаз чистосердечье —
Оно всех демонов сильней.

Всё в ней так искренно и мило,
Так…

Сияет солнце, воды блещут,
На всём улыбка, жизнь во всём,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,…

Любите поэзию?

Угадайте автора стихотворения

Интересные цитаты

Каждый писатель должен бы писать свою книгу так, будто в тот день, когда он её закончит, ему отрубят голову.

Свои пожелания по работе сайта вы можете оставить в нашей гостевой книге.

Стихотворение входит в подборки:

Фёдор Тютчев, самые читаемые стихотворения:

  1. Не рассуждай, не хлопочи!
    Безумство ищет, глупость судит;
    Дневные раны сном лечи,
    А завтра быть чему, то будет.

    Живя, умей всё пережить:…

  2. Часов однообразный бой,
    Томительная ночи повесть!
    Язык для всех равно чужой
    И внятный каждому, как совесть!

    Кто без тоски внимал из нас,
    Среди…

  3. О, как убийственно мы любим,
    Как в буйной слепости страстей
    Мы то всего вернее губим,
    Что сердцу нашему милей!

    Давно ль, гордясь своей победой…

  4. На небе месяц — и ночная
    Ещё не тронулася тень,
    Царит себе, не сознавая,
    Что вот уж встрепенулся день, —

    Что хоть лениво и несмело
    Луч…

  5. Она сидела на полу
    И груду писем разбирала —
    И, как остывшую золу,
    Брала их в руки и бросала —

    Брала знакомые листы
    И чудно так на них глядела…

  6. В разлуке есть высокое значенье:
    Как ни люби, хоть день один, хоть век,
    Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье,
    И рано ль, поздно ль пробужденье…

  7. Люблю грозу в начале мая,
    Когда весенний, первый гром,
    Как бы резвяся и играя,
    Грохочет в небе голубом.

    Гремят раскаты молодые,
    Вот дождик…

  8. Молчи, скрывайся и таи
    И чувства и мечты свои —
    Пускай в душевной глубине
    Встают и заходят оне
    Безмолвно, как звезды в ночи, —
    Любуйся ими — и…

  9. Лазурь небесная смеётся,
    Ночной омытая грозой,
    И между гор росисто вьётся
    Долина светлой полосой.

    Лишь высших гор до половины
    Туманы покрывают…

  10. Я встретил вас — и всё былое
    В отжившем сердце ожило;
    Я вспомнил время золотое —
    И сердцу стало так тепло…

    Как поздней осени порою
    Бывают…

Лучшая поэзия, читайте на сайте

Что стоит прочитать?

Обложка книги "Пригорошня праха" Ивлина Во

Чего можно ожидать от английской литературы начала 20-го века? Да и вообще от английской литературы. Чопорности, сдержанности, холодного расчёта,…

Источник

Ïîõîæèå ïîñòû

8 ÿíâàðÿ 1878 ãîäà – Óìåð Íèêîëàé Àëåêñååâè÷ Íåêðàñîâ Íåêðàñîâ, Àóäèîñòèõè, Ñòèõè, Âèäåî, Äëèííîïîñò

8 ÿíâàðÿ 1878 ãîäà (ïî íîâîìó) – Óìåð Íèêîëàé Àëåêñååâè÷ Íåêðàñîâ.

 íà÷àëå 1875 ãîäà Íåêðàñîâ òÿæåëî çàáîëåë è ñêîðî æèçíü åãî ïðåâðàòèëàñü â ìåäëåííóþ àãîíèþ.

 äèàãíîñòè÷åñêîì ïëàíå âíà÷àëå âûñêàçûâàëèñü ðàçíûå ïðåäïîëîæåíèÿ, ëîìàëè ãîëîâó äîâîëüíî äîëãî, íî ñî âðåìåíåì ñòàíîâèëîñü âñå áîëåå î÷åâèäíûì, ÷òî ðå÷ü èäåò î ðàêîâîé îïóõîëè òîëñòîé èëè ïðÿìîé êèøêè.

Ðèñóíîê Èâàíà Êðàìñêîãî

 íà÷àëå äåêàáðÿ 1876 ãîäà áîëüíîãî êîíñóëüòèðîâàë ðàáîòàâøèé òîãäà â Ìåäèêî-õèðóðãè÷åñêîé àêàäåìèè ïðîôåññîð Íèêîëàé Ñêëèôîñîâñêèé, êîòîðûé ïðè ïàëüöåâîì èññëåäîâàíèè ïðÿìîé êèøêè îò÷åòëèâî îïðåäåëèë íîâîîáðàçîâàíèå – “…â îêðóæíîñòè âåðõíåé ÷àñòè ïðÿìîé êèøêè íàõîäèòñÿ îïóõîëü âåëè÷èíîé ñ ÿáëîêî, êîòîðàÿ îêðóæàåò âñþ ïåðèôåðèþ êèøêè è, âåðîÿòíî, ïðè÷èíÿåò åå ïðèðàùåíèå ê êðåñòöîâîé êîñòè, îò÷åãî ýòà ÷àñòü êèøêè íåïîäâèæíà; ñîîòâåòñòâåííî ìåñòó ýòîé îïóõîëè íàõîäèòñÿ âåñüìà çíà÷èòåëüíîå ñóæåíèå êèøêè, ñóæåíèå êèøêè âåñüìà çíà÷èòåëüíî òàê, ÷òî âåðõóøêà ïàëüöà åäâà â íåãî ïðîíèêàåò”

 îáùèõ ÷åðòàõ Íèêîëàé Àëåêñååâè÷ áûë îçíàêîìëåí ñî ñâîåé áîëåçíüþ è ïîíÿë, ÷òî ðå÷ü èäåò î ñåðüåçíîì çàáîëåâàíèè. Íàñòðîåíèå åãî óõóäøèëîñü. Âðà÷è ñòàëè óâåëè÷èâàòü äîçó îïèÿ, íî Í.À.Íåêðàñîâ îòíîñèëñÿ ê ýòîìó î÷åíü íåãàòèâíî, òàê êàê áîÿëñÿ ÷òî ýòî ïîâëèÿåò íà åãî óìñòâåííûå ñïîñîáíîñòè, à îí èñïîëüçîâàë ìàëåéøóþ âîçìîæíîñòü äëÿ ëèòåðàòóðíîé ðàáîòû – ïðîäîëæàë ïèñàòü ñòèõîòâîðåíèÿ.

Ê ýòîìó âðåìåíè îòíîñÿòñÿ òàêèå åãî ñòðîêè:

Î Ìóçà! íàøà ïåñíÿ ñïåòà.

Ïðèäè, çàêðîé ãëàçà ïîýòà

Íà âå÷íûé ñîí íåáûòèÿ,

Ñåñòðà íàðîäà – è ìîÿ!

Ïðèìåíÿâøååñÿ ëå÷åíèå îêàçûâàëîñü âñå ìåíåå è ìåíåå ýôôåêòèâíûì. Áîëüíîé òÿæåëî ñòðàäàë. 18 ÿíâàðÿ 1877 ã. Íåêðàñîâó áûë ïðèãëàøåí õèðóðã ïðîô. Å.È.Áîãäàíîâñêèé. Ê íåìó îáðàòèëñÿ ñàì áîëüíîé ïîýò.

Читайте также:  Сон что я родила девочку что означает

4 àïðåëÿ 1877 ã. õèðóðãè Í.È.Áîãäàíîâñêèé, Ñ.Ï.Áîòêèí è Í.À.Áåëîãîëîâûé ïðåäëîæèëè Í.À.Íåêðàñîâó äåëàòü îïåðàöèþ è íàçíà÷èëè åå íà 6 àïðåëÿ. Îïåðàöèþ áûëî äîâåðåíî ïðîâåñòè Å.È.Áîãäàíîâñêîìó.

Ïîõîðîíû Íåêðàñîâà. Ðèñóíîê À.Áàëüäèíãåðà

Êîãäà òîëüêî âïåðâûå âñòàë âîïðîñ îá îïåðàöèè, ñåñòðà ïîýòà À.À.Áóòêåâè÷ îáðàòèëàñü ÷åðåç çíàêîìîãî â Âåíå ê èçâåñòíîìó õèðóðãó ïðîôåññîðó Òåîäîðó Áèëüðîòó ñ ïðîñüáîé ïðèåõàòü â Ïåòåðáóðã è ñäåëàòü îïåðàöèþ áðàòó. 5 àïðåëÿ ïðèøëî ñîãëàñèå Ò.Áèëüðîòà, çà ïðèåçä è îïåðàöèþ îí çàïðîñèë 15 òûñ. ïðóññêèõ ìàðîê. Ãîòîâÿñü ê âîçìîæíîìó ïðèåçäó âåíñêîãî õèðóðãà, Í.À.Íåêðàñîâ ïèøåò áðàòó Ôåäîðó: “…íåìåäëÿ ïðèøëè äåíüãè, êðîìå 14 òûñ. ïî âåêñåëÿì, çà òîáîé 1 òûñ. ïðîöåíòíàÿ. Âåñü òâîé Íèê. Íåêðàñîâ” (12 ìàðòà 1877 ã.) .

Ëå÷èâøèì áîëüíîãî âðà÷àì, â òîì ÷èñëå è Å.È.Áîãäàíîâñêîìó, ïðèøëîñü ñîãëàñèòüñÿ ñ ïðèíÿòûì ðåøåíèåì è îæèäàòü ïðèåçäà Ò.Áèëüðîòà, õîòÿ îíè îò÷åòëèâî ïîíèìàëè ýêñòðåííóþ íåîáõîäèìîñòü â ðàçãðóçêå êèøå÷íèêà oneðàòèâíûì ïóòåì. Ïðîôåññîð Ò.Áèëüðîò ïðèáûë â Ïåòåðáóðã âå÷åðîì 11 àïðåëÿ 1877 ã. è åãî îçíàêîìèëè ñ èñòîðèåé çàáîëåâàíèÿ. 12 àïðåëÿ îí îñìîòðåë áîëüíîãî è ïåðåãîâîðèë ñ Å.È.Áîãäàíîâñêèì î íåêîòîðûõ ïðèãîòîâëåíèÿõ ê îïåðàöèè è î âðåìåíè âìåøàòåëüñòâà, êîòîðîå îíè ñîãëàñîâàííî íàçíà÷èëè íà 13 ÷.

Íàïðàñíî áûë âûïèñàí èç Âåíû Áèëüðîò; ìó÷èòåëüíàÿ îïåðàöèÿ íè ê ÷åìó íå ïðèâåëà.

Âåñòè î ñìåðòåëüíîé áîëåçíè ïîýòà äîâåëè ïîïóëÿðíîñòü åãî äî âûñøåãî íàïðÿæåíèÿ. Ñî âñåõ êîíöîâ Ðîññèè ïîñûïàëèñü ïèñüìà, òåëåãðàììû, ïðèâåòñòâèÿ, àäðåñû. Îíè äîñòàâëÿëè âûñîêóþ îòðàäó áîëüíîìó â åãî ñòðàøíûõ ìó÷åíèÿõ. Íàïèñàííûå çà ýòî âðåìÿ “Ïîñëåäíèå ïåñíè” ïî èñêðåííîñòè ÷óâñòâà, ñîñðåäîòî÷èâøåãîñÿ ïî÷òè èñêëþ÷èòåëüíî íà âîñïîìèíàíèÿõ î äåòñòâå, î ìàòåðè è î ñîâåðøåííûõ îøèáêàõ, ïðèíàäëåæàò ê ëó÷øèì ñîçäàíèÿì åãî ìóçû.

 äåêàáðå ñîñòîÿíèå áîëüíîãî äîâîëüíî áûñòðî ñòàëî óõóäøàòüñÿ, õîòÿ êîëîñòîìà ôóíêöèîíèðîâàëà áåç êàêèõ-ëèáî îñëîæíåíèé, ëèøü èíîãäà íàáëþäàëîñü íåáîëüøîå âûïàäåíèå ñëèçèñòîé îáîëî÷êè. Âìåñòå ñ òåì, íàðÿäó ñ óñèëåíèåì îáùåé ñëàáîñòè è èñõóäàíèåì, ïîÿâèëèñü ïîñòîÿííûå è íàðàñòàþùèå áîëè â ÿãîäè÷íîé îáëàñòè ñëåâà, ïðèïóõëîñòü è êðåïèòàöèÿ íà çàäíåé ïîâåðõíîñòè áåäðà äî êîëåííîé îáëàñòè, îòåêè íà íîãàõ. Ïåðèîäè÷åñêè âîçíèêàë îçíîá. Èç ïðÿìîé êèøêè ñòàë âûäåëÿòüñÿ çëîâîííûé ãíîé.

14 äåêàáðÿ íàáëþäàâøèé áîëüíîãî Í.À.Áåëîãîëîâûé îïðåäåëèë, êàê îí çàïèñàë, “ïîëíûé ïàðàëè÷ ïðàâîé ïîëîâèíû òåëà”. Áîëüíîé áûë îñìîòðåí Ñ.Ï.Áîòêèíûì. Ñîçíàíèå è ðå÷ü áûëè åùå ñîõðàíåíû. Ñ êàæäûì äíåì ñîñòîÿíèå ïðîãðåññèâíî óõóäøàëîñü, ïîÿâèëèñü ñèìïòîìû ïðèáëèæàþùåéñÿ ñìåðòè. Áîëüíîé î÷åíü ñòðàäàë.

26 äåêàáðÿ Íèêîëàé Àëåêñååâè÷ ïîî÷åðåäíî ïîäîçâàë ê ñåáå æåíó, ñåñòðó è ñèäåëêó. Êàæäîé èç íèõ îí ñêàçàë åäâà ðàçëè÷èìîå “ïðîùàéòå”. Âñêîðå ñîçíàíèå ïîêèíóëî åãî, è ÷åðåç ñóòêè, âå÷åðîì 27 äåêàáðÿ (8 ÿíâàðÿ 1878 ã. ïî íîâîìó ñòèëþ) Íåêðàñîâ ñêîí÷àëñÿ.

30 äåêàáðÿ íåñìîòðÿ íà ñèëüíûé ìîðîç, ìíîãîòûñÿ÷íàÿ òîëïà ïðîâîæàëà òåëî ïîýòà îò äîìà íà Ëèòåéíîì ïðîñïåêòå äî ìåñòà âå÷íîãî åãî óñïîêîåíèÿ íà êëàäáèùå Íîâîäåâè÷üåãî ìîíàñòûðÿ.

Ïîõîðîíû Íåêðàñîâà, ñàìè ñîáîé óñòðîèâøèåñÿ áåç âñÿêîé îðãàíèçàöèè, áûëè ïåðâûì ñëó÷àåì âñåíàðîäíîé îòäà÷è ïîñëåäíèõ ïî÷åñòåé ïèñàòåëþ.

Óæå íà ñàìûõ ïîõîðîíàõ Íåêðàñîâà çàâÿçàëñÿ èëè, âåðíåå, ïðîäîëæàëñÿ áåñïëîäíûé ñïîð î ñîîòíîøåíèè ìåæäó íèì è äâóìÿ âåëè÷àéøèìè ïðåäñòàâèòåëÿìè ðóññêîé ïîýçèè – Ïóøêèíûì è Ëåðìîíòîâûì. Ô.Ì. Äîñòîåâñêèé, ñêàçàâøèé íåñêîëüêî ñëîâ ó îòêðûòîé ìîãèëû Íåêðàñîâà, ïîñòàâèë (ñ èçâåñòíûìè îãîâîðêàìè) ýòè èìåíà ðÿäîì, íî íåñêîëüêî ìîëîäûõ ãîëîñîâ ïðåðâàëè åãî êðèêàìè: “Íåêðàñîâ âûøå Ïóøêèíà è Ëåðìîíòîâà”…

Íåêîòîðûå ïðîèçâåäåíèÿ íà êàíàëå:

Ïîêàçàòü ïîëíîñòüþ

4

30 äåêàáðÿ ðîäèëñÿ Ðåäüÿðä Êèïëèíã Ñòèõè, Ïîýò, Àóäèîñòèõè, Äåíü ðîæäåíèÿ, Âèäåî, Äëèííîïîñò, Ðåäüÿðä Êèïëèíã

Äåòñòâî è þíîñòü

Ðåäüÿðä Êèïëèíã ðîäèëñÿ 30 äåêàáðÿ 1865 ã., â Áîìáåå. Êîãäà áóäóùåìó ïèñàòåëþ èñïîëíèëîñü ïÿòü ëåò, ðîäèòåëè ïðèíÿëè ðåøåíèå îòïðàâèòü åãî â àíãëèéñêèé ïàíñèîí.

Ñïóñòÿ 7 ëåò åãî îòïðàâèëè íà ó÷åáó â Äåâîíñêîå ó÷èëèùå. Èìåííî òàì þíûé Êèïëèíã íà÷àë ïèñàòü íåáîëüøèå ðàññêàçû.

Îòåö, âïå÷àòëåííûé òàëàíòîì ñûíà, îïðåäåëèë åãî â êà÷åñòâå æóðíàëèñòà â ðåäàêöèþ “Ãðàæäàíñêîé è âîåííîé ãàçåòû”.

Åãî ïðîèçâåäåíèÿ íà÷àëè èçäàâàòüñÿ è ïðîäàâàòüñÿ â 1883 ã.

Íà÷àëî òâîð÷åñêîãî ïóòè

Âî âòîðîé ïîëîâèíå 80-õ ìîëîäîé ïèñàòåëü ïðåäïðèíÿë ïîåçäêó ïî Ñîåäèíåííûì Øòàòàì è àçèàòñêèì ñòðàíàì â êà÷åñòâå ðåïîðòåðà. Åãî ïóòåâûå î÷åðêè ïðèîáðåëè íåìàëóþ ïîïóëÿðíîñòü.  1888-1889 ãã. áûëî èçäàíî øåñòü êíèã ñ ðàññêàçàìè Êèïëèíãà.

 1889 ã. Êèïëèíã îáîñíîâûâàåòñÿ â Àíãëèè. Ïîñëå âûõîäà åãî ïåðâîãî ðîìàíà “Ñâåò ïîãàñ” íà÷èíàþùåãî ïèñàòåëÿ ñòàëè íàçûâàòü “âòîðûì Äèêêåíñîì”.

Ðàñöâåò òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè

 Ëîíäîíå ñîñòîÿëîñü çíàêîìñòâî Êèïëèíãà ñ àìåðèêàíñêèì ðåäàêòîðîì Ó. Áåéëñòèðîì. Ïðèìåðíî â ýòî æå âðåìÿ ïèñàòåëü ñîçäàåò òàêèå çàìå÷àòåëüíûå ïðîèçâåäåíèÿ äëÿ äåòåé, êàê “Êíèãà äæóíãëåé” è “Âòîðàÿ êíèãà äæóíãëåé”.

 1897 ã. ñâåò óâèäåëà ïîâåñòü Êèïëèíãà “Îòâàæíûå ìîðåïëàâàòåëè”.  1899 ã., íàõîäÿñü â Þæíîé Àôðèêå, Êèïëèíã ïîçíàêîìèëñÿ ñ ñèìâîëîì àíãëèéñêîãî èìïåðèàëèçìà, Ñ. Ðîäñîì, è íàïèñàë îäèí èç ñèëüíåéøèõ ñâîèõ ðîìàíîâ, “Êèì”. Ïðèìåðíî â ýòî æå âðåìÿ áûëà íàïèñàíà åùå îäíà çàìå÷àòåëüíàÿ äåòñêàÿ êíèãà, “Ñêàçêè Ñòàðîé Àíãëèè”.

Ïîëèòè÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü

Âñÿ áèîãðàôèÿ Êèïëèíãà ñâèäåòåëüñòâóåò î íåì, êàê î ñèëüíîé, íî áåñïîêîéíîé íàòóðå. Ïèñàòåëü àêòèâíî èíòåðåñîâàëñÿ ïîëèòèêîé. Áëåñòÿùèé àíàëèòè÷åñêèé óì ïîçâîëèë åìó “ïðåäñêàçàòü” ãðÿäóùóþ âîéíó ñ Ãåðìàíèåé. ßâëÿÿñü ñòîðîííèêîì êîíñåðâàòèâíûõ âçãëÿäîâ, îí íå ðàç âûñêàçûâàëñÿ ïðîòèâ íàáèðàþùåãî ñèëó ôåìèíèçìà.

Ïî îêîí÷àíèè âîéíû Êèïëèíã ñòàë ÷ëåíîì êîìèññèè ïî âîåííûì çàõîðîíåíèÿì.  1922 ã. îí ïîçíàêîìèëñÿ ñ êîðîëåì Ãåîðãîì V. Ìîíàðõà è ïèñàòåëÿ äîëãèå ãîäû ñâÿçûâàëè òåïëûå èñêðåííèå îòíîøåíèÿ.

Áîëåçíü è ñìåðòü

Êèïëèíã ïðîäîëæàë ïèñàòü äî ïåðâîé ïîëîâèíû 30-õ ãã. XX âåêà. Ê ñîæàëåíèþ, åãî íîâûå ïðîèçâåäåíèÿ ïîëüçîâàëèñü äàëåêî íå òàêîé ïîïóëÿðíîñòüþ, êàê ðàííèå êíèãè, ñîçäàííûå èì íà çàðå òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè.

 1915 ã. ó ïèñàòåëÿ îøèáî÷íî äèàãíîñòèðîâàëè ãàñòðèò. Ìó÷àÿñü îò ïîñòîÿííûõ æåëóäî÷íûõ áîëåé â òå÷åíèå ìíîãèõ ëåò, Êèïëèíã âñêîðå óçíàë, ÷òî íà ñàìîì äåëå ó íåãî ïðîãðåññèðóåò ÿçâà.

Ðåäüÿðä Êèïëèíã óøåë èç æèçíè 18 ÿíâàðÿ 1936 ã., â Ëîíäîíå. Îí áûë ïîõîðîíåí â Âåñòìèíñòåðñêîì àááàòñòâå. Ïî ìíåíèþ êðèòèêîâ, ïèñàòåëü âíåñ îãðîìíåéøèé âêëàä â ñîêðîâèùíèöó áðèòàíñêîé êóëüòóðû.

Ëè÷íàÿ æèçíü

 1892 ã. Êèïëèíã æåíèëñÿ íà ñåñòðå Ó. Áåéëñòèðà, Êàðîëèíå. Ó íèõ áûëî äâîå äåòåé. Êðàòêàÿ áèîãðàôèÿ Ðåäüÿðäà Êèïëèíãà âêëþ÷àåò â ñåáÿ íåìàëî òðàãè÷åñêèõ ìîìåíòîâ. Åãî äî÷ü ñêîí÷àëàñü îò âîñïàëåíèÿ ëåãêèõ â 1899 ã. Âî âðåìÿ Ïåðâîé ìèðîâîé âîéíû ïîãèá åãî ñûí Äæîí.

Читайте также:  Перед сном ребенок часто ходит в туалет

Äðóãèå âàðèàíòû áèîãðàôèè

Âàðèàíò 2 áîëåå ñæàòàÿ äëÿ äîêëàäà èëè ñîîáùåíèÿ â êëàññå

Èíòåðåñíûå ôàêòû

Êèïëèíã áûë ñàìûì ìîëîäûì ëàóðåàòîì Íîáåëÿ ïî ëèòåðàòóðå. Â ìîìåíò íàãðàæäåíèÿ åìó áûëî âñåãî 42 ãîäà. Ýòîò ðåêîðä íå ïîáèò äî ñèõ ïîð.

Ðàáîòàë Êèïëèíã òîëüêî ÷åðíûìè ÷åðíèëàìè. Ïî ìíåíèþ êðèòèêîâ, ïðè÷èíîé òàêîãî “÷óäà÷åñòâà” áûëî ñëàáîå çðåíèå ïèñàòåëÿ.

 1885 ã. Êèïëèíã ñòàë ÷ëåíîì ìàñîíñêîé ëîæè. Åìó íðàâèëñÿ ýòîò îïûò, è îí ïîñâÿòèë ñâîåé äåÿòåëüíîñòè â ëîæå íåñêîëüêî ñòèõîòâîðåíèé.

Ïèñàòåëü äî êîíöà æèçíè ñòðàäàë îò áåññîííèöû. Îíà ðàçâèëàñü íà ôîíå äóðíîãî îáðàùåíèÿ ñ íèì â ÷àñòíîì ïàíñèîíå, â êîòîðîì îí æèë â äåòñòâå, íà ïðîòÿæåíèè øåñòè ëåò.

Ïîêàçàòü ïîëíîñòüþ

2

Âåòåð íà òåððàñêå,

Õîëîäíî â êîëÿñêå!

Íà Àíäðåéêå – òåëîãðåéêè,

Êîôòû, ðóêàâèöû,

Ïîëîñàòûé øàðô Àíäðåéêå

Ïðèíåñëè ñåñòðèöû.

Îí ñèäèò, åäâà äûøà,

 òåëîãðåéêå ï¸ñòðîé.

Êàê íà ïîëþñ, ìàëûøà

Ñíàðÿäèëè ñåñòðû.

– Ïðèâûêàé è ê õîëîäàì! –

Îáúÿñíÿåò Ñâåòà. –

È çèìà ïðèõîäèò ê íàì,

À íå òîëüêî ëåòî.

Îäíàæäû, â ñòóäåíóþ çèìíþþ ïîðó,

ß èç ëåñó âûøåë; áûë ñèëüíûé ìîðîç.

Ãëÿæó, ïîäíèìàåòñÿ ìåäëåííî â ãîðó

Ëîøàäêà, âåçóùàÿ õâîðîñòó âîç.

È, øåñòâóÿ âàæíî, â ñïîêîéñòâèè ÷èííîì,

Ëîøàäêó âåäåò ïîä óçäöû ìóæè÷îê

 áîëüøèõ ñàïîãàõ, â ïîëóøóáêå îâ÷èííîì,

 áîëüøèõ ðóêàâèöàõ… à ñàì ñ íîãîòîê!

— Çäîðîâî, ïàðíèùå!— «Ñòóïàé ñåáå ìèìî!»

— Óæ áîëüíî òû ãðîçåí, êàê ÿ ïîãëÿæó!

Îòêóäà äðîâèøêè?— «Èç ëåñó, âåñòèìî;

Îòåö, ñëûøèøü, ðóáèò, à ÿ îòâîæó».

(Â ëåñó ðàçäàâàëñÿ òîïîð äðîâîñåêà.)

— À ÷òî, ó îòöà-òî áîëüøàÿ ñåìüÿ?

«Ñåìüÿ-òî áîëüøàÿ, äà äâà ÷åëîâåêà

Âñåãî ìóæèêîâ-òî: îòåö ìîé äà ÿ…»

— Òàê âîí îíî ÷òî! À êàê çâàòü òåáÿ?— «Âëàñîì».

— À êîé òåáå ãîäèê?— «Øåñòîé ìèíîâàë…

Íó, ìåðòâàÿ!» — êðèêíóë ìàëþòî÷êà áàñîì,

Ðâàíóë ïîä óçäöû è áûñòðåé çàøàãàë.

Íà ýòó êàðòèíó òàê ñîëíöå ñâåòèëî,

Ðåáåíîê áûë òàê óìîðèòåëüíî ìàë,

Êàê áóäòî âñå ýòî êàðòîííîå áûëî,

Êàê áóäòî áû â äåòñêèé òåàòð ÿ ïîïàë!

Íî ìàëü÷èê áûë ìàëü÷èê æèâîé, íàñòîÿùèé,

È äðîâíè, è õâîðîñò, è ïåãîíüêèé êîíü,

È ñíåã, äî îêîøåê äåðåâíè ëåæàùèé,

È çèìíåãî ñîëíöà õîëîäíûé îãîíü —

Âñå, âñå íàñòîÿùåå ðóññêîå áûëî,

Ñ êëåéìîì íåëþäèìîé, ìåðòâÿùåé çèìû,

×òî ðóññêîé äóøå òàê ìó÷èòåëüíî ìèëî,

×òî ðóññêèå ìûñëè âñåëÿåò â óìû,

Òå ÷åñòíûå ìûñëè, êîòîðûì íåò âîëè,

Êîòîðûì íåò ñìåðòè — äàâè íå äàâè,

 êîòîðûõ òàê ìíîãî è çëîáû è áîëè,

 êîòîðûõ òàê ìíîãî ëþáâè!

Èãðàéòå æå, äåòè! Ðàñòèòå íà âîëå!

Íà òî âàì è êðàñíîå äåòñòâî äàíî,

×òîá âå÷íî ëþáèòü ýòî ñêóäíîå ïîëå,

×òîá âå÷íî âàì ìèëûì êàçàëîñü îíî.

Õðàíèòå ñâîå âåêîâîå íàñëåäñòâî,

Ëþáèòå ñâîé õëåá òðóäîâîé —

È ïóñòü îáàÿíüå ïîýçèè äåòñòâà

Ïðîâîäèò âàñ â íåäðà çåìëèöû ðîäíîé!..

Ïîêàçàòü ïîëíîñòüþ

Âëàäåé ñîáîé ñðåäè òîëïû ñìÿòåííîé,

Òåáÿ êëÿíóùåé çà ñìÿòåíüå âñåõ,

Âåðü ñàì â ñåáÿ íàïåðåêîð âñåëåííîé,

È ìàëîâåðíûì îòïóñòè èõ ãðåõ;

Ïóñòü ÷àñ íå ïðîáèë, æäè, íå óñòàâàÿ,

Ïóñòü ëãóò ëæåöû, íå ñíèñõîäè äî íèõ;

Óìåé ïðîùàòü è íå êàæèñü, ïðîùàÿ,

Âåëèêîäóøíåé è ìóäðåé äðóãèõ.

Óìåé ìå÷òàòü, íå ñòàâ ðàáîì ìå÷òàíüÿ,

È ìûñëèòü, ìûñëè íå îáîæåñòâèâ;

Ðàâíî âñòðå÷àé óñïåõ è ïîðóãàíüå,

He çàáûâàÿ, ÷òî èõ ãîëîñ ëæèâ;

Îñòàíüñÿ òèõ, êîãäà òâî¸ æå ñëîâî

Êàëå÷èò ïëóò, ÷òîá óëîâëÿòü ãëóïöîâ,

Êîãäà âñÿ æèçíü ðàçðóøåíà è ñíîâà

Òû äîëæåí âñ¸ âîññîçäàâàòü c îñíîâ.

Óìåé ïîñòàâèòü â ðàäîñòíîé íàäåæäå,

Ha êàðòó âñ¸, ÷òî íàêîïèë c òðóäîì,

Bc¸ ïðîèãðàòü è íèùèì ñòàòü êàê ïðåæäå

È íèêîãäà íå ïîæàëåòü o òîì,

Óìåé ïðèíóäèòü ñåðäöå, íåðâû, òåëî

Òåáå ñëóæèòü, êîãäà â òâîåé ãðóäè

Óæå äàâíî âñ¸ ïóñòî, âñ¸ ñãîðåëî

È òîëüêî Âîëÿ ãîâîðèò: «Èäè!»

Îñòàíüñÿ ïðîñò, áåñåäóÿ c öàðÿìè,

Áóäü ÷åñòåí, ãîâîðÿ c òîëïîé;

Áóäü ïðÿì è òâ¸ðä c âðàãàìè è äðóçüÿìè,

Ïóñòü âñå â ñâîé ÷àñ ñ÷èòàþòñÿ c òîáîé;

Íàïîëíè ñìûñëîì êàæäîå ìãíîâåíüå

×àñîâ è äíåé íåóëîâèìûé áåã, —

Òîãäà âåñü ìèð òû ïðèìåøü êàê âëàäåíüå

Òîãäà, ìîé ñûí, òû áóäåøü ×åëîâåê!

Ïîêàçàòü ïîëíîñòüþ

Ñåðûå ãëàçà — ðàññâåò,

Ïàðîõîäíàÿ ñèðåíà,

Äîæäü, ðàçëóêà, ñåðûé ñëåä

Çà âèíòîì áåãóùåé ïåíû.

׸ðíûå ãëàçà — æàðà,

 ìîðå ñîííûõ çâ¸çä ñêîëüæåíüå,

È ó áîðòà äî óòðà

Ïîöåëóåâ îòðàæåíüå.

Ñèíèå ãëàçà — ëóíà,

Âàëüñà áåëîå ìîë÷àíüå,

Åæåäíåâíàÿ ñòåíà

Íåèçáåæíîãî ïðîùàíüÿ.

Êàðèå ãëàçà — ïåñîê,

Îñåíü, âîë÷üÿ ñòåïü, îõîòà,

Ñêà÷êà, âñÿ íà âîëîñîê

Îò ïàäåíüÿ è ïîë¸òà.

Íåò, ÿ íå ñóäüÿ äëÿ íèõ,

Ïðîñòî áåç ñóæäåíèé âçäîðíûõ

ß ÷åòûðåæäû äîëæíèê

Ñèíèõ, ñåðûõ, êàðèõ, ÷¸ðíûõ.

Êàê ÷åòûðå ñòîðîíû

Îäíîãî òîãî æå ñâåòà,

ß ëþáëþ — â òîì íåò âèíû —

Âñå ÷åòûðå ýòèõ öâåòà.

Ïåðåâîä Ê.Ñèìîíîâà

×èòàåò Ñòèõ Ìàêñèì Êàëóæñêèõ

Ïîêàçàòü ïîëíîñòüþ

È ÷óâñòâà íåò â òâîèõ î÷àõ... Ñòèõè, Ïîýò, Òþò÷åâ

Ïîëíûé òåêñò ýòîãî ñòèõîòâîðåíèÿ âûãëÿäèò òàê:

È ÷óâñòâà íåò â òâîèõ î÷àõ,

È ïðàâäû íåò â òâîèõ ðå÷àõ,

È íåò äóøè â òåáå —

Ìóæàéñÿ, ñåðäöå, äî êîíöà —

È íåò â òâîðåíèè Òâîðöà!

È ñìûñëà íåò â ìîëüáå!

Ýòî ñòèõîòâîðåíèå áûëî íàïèñàíî ïîýòîì ïðèáëèçèòåëüíî â êîíöå 1830-õ ãîäîâ, êîãäà îí ïåðåæèâàë ãëóáîêóþ ëè÷íîñòíóþ äðàìó.  òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ëåò ïðè æèâîé æåíå, Ýëåîíîðå, ïðîäîëæàëàñü ñâÿçü Òþò÷åâà ñ áàðîíåññîé Ýðíåñòèíîé ĸðíáåðã. Ýëåîíîðà äàæå ïûòàëàñü ïîêîí÷èòü ñ ñîáîé â 1836 ãîäó. Òîãäà ìóæ îáåùàë åé ïîðâàòü ñ ĸðíáåðã, íî, ïî âñåé âèäèìîñòè, íå íàøåë â ñåáå ñèëû âûïîëíèòü îáåùàíèå. Âñêîðå è áåç òîãî õðóïêîå çäîðîâüå Ýëåîíîðû îêàçàëîñü îêîí÷àòåëüíî ïîäîðâàíî íåðâíûìè ïîòðÿñåíèÿìè, ïåðåóòîìëåíèåì è ïðîñòóäîé, è 27 àâãóñòà 1838 ãîäà îíà óìåðëà. Ïî âîñïîìèíàíèÿì ñîâðåìåííèêîâ, Òþò÷åâ ïîñåäåë çà íî÷ü, ïðîâåäåííóþ âîçëå åå ãðîáà. ×òî íå ïîìåøàëî åìó, îäíàêî, íà ñëåäóþùèé ãîä ñî÷åòàòüñÿ áðàêîì ñ ëþáîé Ýðíåñòèíîé.

 ñòèõîòâîðåíèè “È ÷óâñòâà íåò â òâîèõ î÷àõ…”, êàê ñ÷èòàþò èññëåäîâàòåëè, Ôåäîð Òþò÷åâ îáðàùàåòñÿ ê ñåáå ñàìîìó.

Ïîêàçàòü ïîëíîñòüþ

Ïîõîæèå ïîñòû çàêîí÷èëèñü. Âîçìîæíî, âàñ çàèíòåðåñóþò äðóãèå ïîñòû ïî òåãàì:

Источник