И снова в бой покой нам только снится стихи
Часть 1
Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной —
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы — ночной и зарубежной —
Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь…
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
И нет конца! Мелькают версты, кручи…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь…
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
Часть 2
Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
Не вернуться, не взглянуть назад.
За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат…
На пути — горючий белый камень.
За рекой — поганая орда.
Светлый стяг над нашими полками
Не взыграет больше никогда.
И, к земле склонившись головою,
Говорит мне друг: «Остри свой меч,
Чтоб недаром биться с татарвою,
За святое дело мертвым лечь!»
Я — не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!
Часть 3
В ночь, когда Мамай залег с ордою
Степи и мосты,
В темном поле были мы с Тобою, —
Разве знала Ты?
Перед Доном темным и зловещим,
Средь ночных полей,
Слышал я Твой голос сердцем вещим
В криках лебедей.
С полуно́чи тучей возносилась
Княжеская рать,
И вдали, вдали о стремя билась,
Голосила мать.
И, чертя круги, ночные птицы
Реяли вдали.
А над Русью тихие зарницы
Князя стерегли.
Орлий клёкот над татарским станом
Угрожал бедой,
А Непрядва убралась туманом,
Что княжна фатой.
И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моем плече.
И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
Часть 4
Опять с вековою тоскою
Пригнулись к земле ковыли.
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали́…
Умчались, пропали без вести
Степных кобылиц табуны,
Развязаны дикие страсти
Под игом ущербной луны.
И я с вековою тоскою,
Как волк под ущербной луной,
Не знаю, что делать с собою,
Куда мне лететь за тобой!
Я слушаю рокоты сечи
И трубные крики татар,
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.
Объятый тоскою могучей,
Я рыщу на белом коне…
Встречаются вольные тучи
Во мглистой ночной вышине.
Вздымаются светлые мысли
В растерзанном сердце моем,
И падают светлые мысли,
Сожженные темным огнем…
«Явись, мое дивное диво!
Быть светлым меня научи!»
Вздымается конская грива…
За ветром взывают мечи…
Часть 5
Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.
За тишиною непробудной,
За разливающейся мглой
Не слышно грома битвы чудной,
Не видно молньи боевой.
Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск и трубы лебедей.
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. — Молись!
1908 г.
Источник
Часть 1
Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной —
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы — ночной и зарубежной —
Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь…
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
И нет конца! Мелькают версты, кручи…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь…
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
Часть 2
Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
Не вернуться, не взглянуть назад.
За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат…
На пути — горючий белый камень.
За рекой — поганая орда.
Светлый стяг над нашими полками
Не взыграет больше никогда.
И, к земле склонившись головою,
Говорит мне друг: «Остри свой меч,
Чтоб недаром биться с татарвою,
За святое дело мертвым лечь!»
Я — не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!
Часть 3
В ночь, когда Мамай залег с ордою
Степи и мосты,
В темном поле были мы с Тобою, —
Разве знала Ты?
Перед Доном темным и зловещим,
Средь ночных полей,
Слышал я Твой голос сердцем вещим
В криках лебедей.
С полуно’чи тучей возносилась
Княжеская рать,
И вдали, вдали о стремя билась,
Голосила мать.
И, чертя круги, ночные птицы
Реяли вдали.
А над Русью тихие зарницы
Князя стерегли.
Орлий клёкот над татарским станом
Угрожал бедой,
А Непрядва убралась туманом,
Что княжна фатой.
И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моем плече.
И когда, наутро, тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
Часть 4
Опять с вековою тоскою
Пригнулись к земле ковыли.
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали’…
Умчались, пропали без вести
Степных кобылиц табуны,
Развязаны дикие страсти
Под игом ущербной луны.
И я с вековою тоскою,
Как волк под ущербной луной,
Не знаю, что делать с собою,
Куда мне лететь за тобой!
Я слушаю рокоты сечи
И трубные крики татар,
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.
Объятый тоскою могучей,
Я рыщу на белом коне…
Встречаются вольные тучи
Во мглистой ночной вышине.
Вздымаются светлые мысли
В растерзанном сердце моем,
И падают светлые мысли,
Сожженные темным огнем…
«Явись, мое дивное диво!
Быть светлым меня научи!»
Вздымается конская грива…
За ветром взывают мечи…
Часть 5
Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.
За тишиною непробудной,
За разливающейся мглой
Не слышно грома битвы чудной,
Не видно молньи боевой.
Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск и трубы лебедей.
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. — Молись!
Анализ цикла стихотворений «На поле Куликовом» Блока
Поэт-символист А. Блок – ключевая фигура русской поэзии начала XX века. На протяжении всей жизни его взгляды кардинально менялись, что неизменно отражалось в творчестве. Революция 1905 г. оказала большое влияние на мировоззрение Блока. Революционные убеждения поэта были серьезно поколеблены ужасом от кровавых событий. Он переосмысливает свой взгляд на историю и судьбу России. Результатом этого становится патриотический цикл «Родина», который включает в себя стихотворение «На поле Куликовом» (1908 г.).
Центральный образ произведения – Куликовское поле, ставшее символом героической победы объединенного русского войска над ненавистной Золотой Ордой. Эта победа, в конечном счете, привела к окончательному избавлению от татаро-монгольского ига. Также она способствовала объединению Руси и созданию единого Московского государства. В более широком смысле Куликовская битва считается победой добра над злом.
В начале стихотворения Блок дает общую картину героического прошлого своей страны. Русь ассоциируется у поэта с образом «степной кобылицы», которая никогда не прекращает свой стремительный бег. Постоянные набеги кочевников приводят к тому, что русские воины проводят большую часть жизни в седле с оружием в руках. Центральная фраза, отражающая это состояние, стала крылатой – «Покой нам только снится».
Блок не описывает саму битву, для него больше важна подготовка к ней, стремление воинов отдать жизнь за свободу и независимость своей Отчизны. Во второй части Блок вводит пророческое замечание лирического героя – «Долго будет родина больна». Автор расширяет описание исторического события до масштабного анализа всей русской истории. Победа на Куликовском поле и свержение ига не принесут покоя русским людям. Еще неоднократно Россия будет находиться в условиях смертельной опасности, исходящей от внешних и внутренних врагов.
В центральной части цикла появляется символ Богородицы, олицетворяющей собой главную защиту России. Ее незримое присутствие придает воинам силы в решающей битве. Священный свет «лика нерукотворного» побеждает тьму и мрак, наполняет сердца мужеством и отвагой.
В финале Блок описывает современное ему состояние России. Революционные настроения он воспринимает с огромной тревогой, они напоминают ему разгорающийся вдалеке «широкий и тихий пожар». Над Куликовским полем вновь собираются тучи. Вторжение темных сил должно вот-вот состояться. Автор надеется, что священные заветы предков помогут русским людям одержать победу над очередным врагом. Залогом победы он считает обращение к вере и заканчивает произведение призывом: «Молись!»
Источник
Рубрика “Лучшее из лучшего” будет включать в себя самые успешные стихотворения, романы, рассказы, пьесы и другие произведения литературных гениев прошлых веков, прочитав их, вы будете лучше понимать личность автора, и поймете, близки ли вы к его творчеству.
Сегодня я буду писать об Иосифе Бродском (1940-1966) – русский и американский поэт, публицист, переводчик, получивший Нобелевскую премию по литературе (1987). Многие из нас знают этого великого человека, но не очень знакомы с его творчеством, поэтому… Лучшие стихотворения Иосифа Бродского:
Пилигримы
Мимо ристалищ, капищ,
мимо храмов и баров,
мимо шикарных кладбищ,
мимо больших базаров,
мира и горя мимо,
мимо Мекки и Рима,
синим солнцем палимы,
идут по земле пилигримы.
Увечны они, горбаты,
голодны, полуодеты,
глаза их полны заката,
сердца их полны рассвета.
За ними поют пустыни,
вспыхивают зарницы,
звезды горят над ними,
и хрипло кричат им птицы:
что мир останется прежним,
да, останется прежним,
ослепительно снежным,
и сомнительно нежным,
мир останется лживым,
мир останется вечным,
может быть, постижимым,
но все-таки бесконечным.
И, значит, не будет толка
от веры в себя да в Бога.
…И, значит, остались только
иллюзия и дорога.
И быть над землей закатам,
и быть над землей рассветам.
Удобрить ее солдатам.
Одобрить ее поэтам.
1958
Я вас любил. Любовь еще…
Я вас любил. Любовь еще (возможно,
что просто боль) сверлит мои мозги.
Все разлетелось к черту на куски.
Я застрелиться пробовал, но сложно
с оружием. И далее: виски:
в который вдарить? Портила не дрожь, но
задумчивость. Черт! Все не по-людски!
Я вас любил так сильно, безнадежно,
как дай вам Бог другими — но не даст!
Он, будучи на многое горазд,
не сотворит — по Пармениду — дважды
сей жар в крови, ширококостный хруст,
чтоб пломбы в пасти плавились от жажды
коснуться — «бюст» зачеркиваю — уст!
1974
Одиночество
Когда теряет равновесие
твоё сознание усталое,
когда ступеньки этой лестницы
уходят из под ног,
как палуба,
когда плюёт на человечество
твоё ночное одиночество, —
ты можешь
размышлять о вечности
и сомневаться в непорочности
идей, гипотез, восприятия
произведения искусства,
и — кстати — самого зачатия
Мадонной сына Иисуса.
Но лучше поклоняться данности
с глубокими её могилами,
которые потом,
за давностью,
покажутся такими милыми.
Да.
Лучше поклоняться данности
с короткими её дорогами,
которые потом
до странности
покажутся тебе
широкими,
покажутся большими,
пыльными,
усеянными компромиссами,
покажутся большими крыльями,
покажутся большими птицами.
Да. Лучше поклонятся данности
с убогими её мерилами,
которые потом до крайности,
послужат для тебя перилами
(хотя и не особо чистыми),
удерживающими в равновесии
твои хромающие истины
на этой выщербленной лестнице.
1959
Postscriptum
Как жаль, что тем, чем стало для меня
твоё существование, не стало
моё существование для тебя.
…В который раз на старом пустыре
я запускаю в проволочный космос
свой медный грош, увенчанный гербом,
в отчаянной попытке возвеличить
момент соединения… Увы,
тому, кто не умеет заменить
собой весь мир, обычно остается
крутить щербатый телефонный диск,
как стол на спиритическом сеансе,
покуда призрак не ответит эхом
последним воплям зуммера в ночи.
1967
И вечный бой…
И вечный бой.
Покой нам только снится.
И пусть ничто
не потревожит сны.
Седая ночь,
и дремлющие птицы
качаются от синей тишины.
И вечный бой.
Атаки на рассвете.
И пули,
разучившиеся петь,
кричали нам,
что есть еще Бессмертье…
… А мы хотели просто уцелеть.
Простите нас.
Мы до конца кипели,
и мир воспринимали,
как бруствер.
Сердца рвались,
метались и храпели,
как лошади,
попав под артобстрел.
…Скажите… там…
чтоб больше не будили.
Пускай ничто
не потревожит сны.
…Что из того,
что мы не победили,
что из того,
что не вернулись мы?..
1962
Сонет
Переживи всех.
Переживи вновь,
словно они – снег,
пляшущий снег снов.
Переживи углы.
Переживи углом.
Перевяжи узлы
между добром и злом.
Но переживи миг.
И переживи век.
Переживи крик.
Переживи смех.
Переживи стих.
Переживи всех.
1962
————————————————————————————————-
Какие стихотворения Бродского нравятся вам? Пишите в комментариях и подписывайтесь на мой канал! 🙂
Источник
«ÏÎÊÎÉ ÍÀÌ ÒÎËÜÊÎ ÑÍÈÒÑß»
(Ñòèõ 1 èç öèêëà 1-5 «Íà ïîëå Êóëèêîâîì» https://blok.ouc.ru/pust-noch-domchimsya.htm)
Àëåêñàíäð Àëåêñàíäðîâè÷ Áëîê (1880-1921 ã.) https://www.stihi.ru/2013/04/20/34
Ïåðåâîä ñ ðóññêîãî íà óêðàèíñêèé ÿçûê: Íèêîëàé Ñûñîéëîâ
Ïåðåâîä ñ ðóññêîãî ÿçûêà íà áîëãàðñêèé ÿçûê: Êðàñèìèð Ãåîðãèåâ
========================== Àëåêñàíäð Áëîê
========================== ÏÎÊÎÉ ÍÀÌ ÒÎËÜÊÎ ÑÍÈÒÑß
========================== (ñòèõ 1 èç öèêëà 1-5 «Íà ïîëå Êóëèêîâîì»)
========================== Ðåêà ðàñêèíóëàñü. Òå÷åò, ãðóñòèò ëåíèâî
========================== È ìîåò áåðåãà.
========================== Íàä ñêóäíîé ãëèíîé æåëòîãî îáðûâà
========================== Â ñòåïè ãðóñòÿò ñòîãà.
========================== Î, Ðóñü ìîÿ! Æåíà ìîÿ! Äî áîëè
========================== Íàì ÿñåí äîëãèé ïóòü!
========================== Íàø ïóòü ñòðåëîé òàòàðñêîé äðåâíåé âîëè
========================== Ïðîíçèë íàì ãðóäü.
========================== Íàø ïóòü ñòåïíîé, íàø ïóòü â òîñêå áåçáðåæíîé
========================== Â òâîåé òîñêå, î, Ðóñü!
========================== È äàæå ìãëû íî÷íîé è çàðóáåæíîé
========================== ß íå áîþñü.
========================== Ïóñòü íî÷ü. Äîì÷èìñÿ. Îçàðèì êîñòðàìè
========================== Ñòåïíóþ äàëü.
========================== Â ñòåïíîì äûìó áëåñíåò ñâÿòîå çíàìÿ
========================== È õàíñêîé ñàáëè ñòàëü…
========================== È âå÷íûé áîé! Ïîêîé íàì òîëüêî ñíèòñÿ
========================== Ñêâîçü êðîâü è ïûëü…
========================== Ëåòèò, ëåòèò ñòåïíàÿ êîáûëèöà
========================== È ìíåò êîâûëü…
========================== È íåò êîíöà! Ìåëüêàþò âåðñòû, êðó÷è…
========================== Îñòàíîâè!
========================== Èäóò, èäóò èñïóãàííûå òó÷è,
========================== Çàêàò â êðîâè!
========================== Çàêàò â êðîâè! Èç ñåðäöà êðîâü ñòðóèòñÿ!
========================== Ïëà÷ü, ñåðäöå, ïëà÷ü…
========================== Ïîêîÿ íåò! Ñòåïíàÿ êîáûëèöà
========================== Íåñåòñÿ âñêà÷ü!
========================== 7 èþíÿ 1908 ã.
========================== https://blok.ouc.ru/pust-noch-domchimsya.htm
—————————————————
ÍÀÌ ÑÏÎÊ²É Ò²ËÜÊÈ ÑÍÈÒÜÑß
———————————————————
(ïåðåâîä ñ ðóññêîãî ÿçûêà íà óêðàèíñêèé: Íèêîëàé Ñûñîéëîâ)
***
³ðø 1 ³ç öèêëó 1-5 «Íà ïîë³ Êóëèêîâ³ì»
гêà ðîçêèíóëàñü. Òå÷å, á³æèòü ë³íèâî
² ìèº áåðåãè.
Íàä êðàºâèäîì æîâòîãî îáðèâó
Ãîðÿòü ñòîãè.
Î, Ðóñü ìîÿ! Ëþáîâ ìîÿ! Äî áîëþ
Çíàéîìèé ëèê ñóäüáè!
Íàì øëÿõ íåìîâ òàòàðñüêîþ ñòð³ëîþ
Ñåðöÿ’ ïðîáèâ.
Íàø øëÿõ ñòåïè’, äå ÷àñ çæèðຠáóäí³
Âîãíåì òâî¿ì, î Ðóñü!
Äå íàâ³òü ìëè ³ ìàðåíü áåçïðîáóäíèõ
ß íå áîþñü.
Õàé í³÷. Äîì÷èìñÿ. Çö³ëèìî â áàãàòò³
Êîâèëüíó äàëü.
Áëèñíå â äèìó øòàíäàðò ñâÿòî¿ ðàò³
² õàíñüêà ñòàëü.
² â³÷íèé á³é! Íàì ñïîê³é ò³ëüêè ñíèòüñÿ
Êð³çü êðîâ ³ ïèë
Ëåòèòü, ëåòèòü âîãíå’ííà êîáèëèöÿ,
Ãîðèòü êîâèë
Íåìà ê³íöÿ! Ìåëüêàþòü âåðñòè, êðó÷³
Êð³çü ÷àñó õ³ä!
²äóòü, ³äóòü, âîãíþ çëÿêàâøèñü, òó÷³,
Ó êðî’â³ ñõ³ä!
Ó êðîâ³ ñòåï! ²ç ñåðöÿ êðîâ ñòðó¿òüñÿ!
Ïëà÷, ñåðöå, ïëà÷
Ó êðîâ³ ÷àñ! Âîãíå’ííà êîáèëèöÿ
Íåñåòüñÿ âñêà÷!
***
Íèêîëàé Ñûñîéëîâ,
12.09.16
Êîëëàæ ìîé íà îñíîâå ôîòî èç èíòåðíåòà
===============
Ñ óäàðåíèÿìè
—————————————————
ÍÀÌ ÑÏÎÊ²É Ò²ËÜÊÈ ÑÍÈÒÜÑß
———————————————————
(ïåðåâîä ñ ðóññêîãî ÿçûêà íà óêðàèíñêèé: Íèêîëàé Ñûñîéëîâ)
***
³ðø 1 ³ç öèêëó 1-5 «Íà ïîë³ Êóëèêîâ³ì»
гêà’ ðîçêè’íóëàñü. Òå÷å’, á³æè’òü ë³íè’âî
² ìè’º áåðåãè’.
Íàä êðàºâè’äîì æî’âòîãî îáðè’âó
Ãîðÿ’òü ñòîãè’.
Î, Ðóñü ìîÿ’! Ëþáî’â ìîÿ’! Äî áî’ëþ
Çíàéî’ìèé ëèê ñóäüáè’!
Íàì øëÿõ íåìî’â òàòà’ðñüêîþ ñòð³ëî’þ
Ñåðöÿ’ ïðîáè’â.
Íàø øëÿõ ñòåïè’, äå ÷àñ çæèðà’º áó’äí³
Âîãíå’ì òâî¿’ì, î Ðóñü!
Äå íà’â³òü ìëè ³ ìà’ðåíü áåçïðîáó’äíèõ
ß íå áîþ’ñü.
Õàé í³÷. Äîì÷è’ìñÿ. Çö³’ëèìî â áàãà’òò³
Êîâè’ëüíó äàëü.
Áëèñíå’ â äèìó’ øòàíäà’ðò ñâÿòî’¿ ðà’ò³
² õà’íñüêà ñòàëü.
² â³’÷íèé á³é! Íàì ñïî’ê³é ò³’ëüêè ñíè’òüñÿ
Êð³çü êðîâ ³ ïèë
Ëåòè’òü, ëåòè’òü âîãíå’ííà êîáèëè’öÿ,
Ãîðè’òü êîâè’ë
Íåìà’ ê³íöÿ’! Ìåëüêà’þòü âå’ðñòè, êðó’÷³
Êð³çü ÷à’ñó õ³ä!
²äó’òü, ³äó’òü, âîãíþ’ çëÿêà’âøèñü, òó’÷³,
Ó êðî’â³ ñõ³ä!
Ó êðî’â³ ñòåï! ²ç ñå’ðöÿ êðîâ ñòðó¿’òüñÿ!
Ïëà÷, ñå’ðöå, ïëà÷
Ó êðî’â³ ÷àñ! Âîãíå’ííà êîáèëè’öÿ
Íåñå’òüñÿ âñêà÷!
***
Íèêîëàé Ñûñîéëîâ,
12.09.16
Êîëëàæ ìîé íà îñíîâå ôîòî èç èíòåðíåòà
===============
ÍÀ ÊÓËÈÊÎÂÑÊÎÒÎ ÏÎËÅ (ÎÒÊÚÑ)
(Ïåðåâîä ñ ðóññêîãî íà áîëãàðñêèé ÿçûê: Êðàñèìèð Ãåîðãèåâ)
Òúæè ðåêà. Òå÷å ëåíèâî, íî ñå âòóðâà
è ìèå áðåãîâå.
Íàä ãëèíåñòèÿ ïðàã íà æúëòà óðâà
ñåíîòî äúæä çîâå.
Î, ìîÿ Ðóñ! Æåíà! Ëþáîâ! Äî áîëêà
ïîçíàò ïðåäúëúã ïúò!
Íàø ïúò ñòðåëà íà äðåâíà ÷óæäà âîëÿ
ïðîíèçâà ãðúä.
Íàø ïúò â ñòåïòà, íàø ïúò â êîïíåæ áåçêðàåí
î, Ðóñ, êîïíåæ èçáðàõ
è îò ìúãëèòå íîùíè è ïîòàéíè
íå ìå å ñòðàõ.
È íîù äà å. Ëåòèì. Îãíüîâå ìÿòàò
ïðîñâÿòúê áÿë.
Ñðåä ñòåïåí äèì ùå áëÿñíàò çíàìå ñâÿòî
è õàíñêèÿò êèíäæàë…
È âå÷åí áîé! Ïîêîé ñúíÿ íè ìú÷è
ïðåç êðúâ è ïðàõ…
Ëåòè, ëåòè, êîáèëà ñòåïíà òúï÷å
òðåâè è ñòðàõ…
È íÿìà êðàé! Ïðîáëÿñâàò âåðñòè, õàëè…
Âåäíàãà ñïðè!
Âúðâÿò â óïëàõà îáëàöèòå, çàëåç
ñðåä êðúâ èñêðè!
Òîç êúðâàâ çàëåç! Êðúâ ñúðöà îáëèâà!
Ñúðöå, ïëà÷è…
Ïîêîé íå èäâà! Ñòåïíàòà êîáèëà
â ãàëîï òúð÷è!
Êðàñèìèð Ãåîðãèåâ https://www.stihi.ru/2013/04/20/34
==============
Êîëëàæ ìîé íà îñíîâå ôîòî èç èíòåðíåòà
Источник
Äâà ïåòåðáóðæöà
«È âå÷íûé áîé, ïîêîé íàì òîëüêî ñíèòñÿ
» íåîæèäàííî íàòûêàåøüñÿ ó Áðîäñêîãî íà ÷òî-òî äî áîëè çíàêîìîå èç äåòñòâà. Äà ýòî æå À. Áëîê, íà ïîëå Êóëèêîâîì! Òî÷íî. ×òî ýòî ïëàãèàò èëè, êàê íûí÷å ìîäíî ãîâîðèòü, ðåìèêñ? À âïðî÷åì íå òàê è âàæíî, âåäü ó Áðîäñêîãî ñðàæåíèå âðåìåí Âòîðîé ìèðîâîé âîéíû, à ó Áëîêà íà ïîëå Êóëèêîâîì, îòâåòèò íàõîä÷èâûé ïî÷èòàòåëü Áðîäñêîãî, è äîáàâèò, ÷òî â ñòèëå ïîñòìîäåðíèçìà ïðÿìîå öèòèðîâàíèå – äîçâîëåíî. Íó è õîðîøî, ôèã ñ ýòèì ïîñòìîäåðíèçìîì. Âèäåëè ìû è óíèòàç(«Ôîíòàí») Äåøàíà è «×åðíûé êâàäðàò» Ìàëåâè÷à, ïîýòîìó íàñ íè÷åì óæå íå óäèâèøü. Òåì áîëåå, êàê ãîâîðÿò, ýòîò ïîñòìîäåðíèçì óæå êàíóë â Ëåòó.
Çäåñü õîòåëîñü áû îñòàíîâèòüñÿ íà ïñèõîëîãè÷åñêîì ñîñòîÿíèè âîèíîâ â ñòèõîòâîðåíèÿõ. Ó Áðîäñêîãî áîé èäåò îò ëèöà ÷åëîâåêà, èñïîëíÿþùåãî âîèíñêèé äîëã, à ó Áëîêà – çà Ðóñü, çà èñòîðè÷åñêóþ ñóäüáó.
Ãîëûé ïñèõîëîãèçì Áðîäñêîãî, ëèøåííûé ïîëèòè÷åñêîé èäåîëîãèè, ïðîñòî æåëàíèå æèòü. Áåç âñÿêèõ èäåîëîãèé, ïðîñòî áûòü. ×òî ýòî ëè÷íîñòü ïîýòà èëè ïîýòè÷åñêàÿ èäåÿ? Íàñ÷åò ëè÷íîñòè – ýòî, êîíå÷íî, ïðåóâåëè÷åíèå, ãèïåðáîëà, õîòÿ, ïîëàãàþ, ÷òî Áëîê áû òàê íå íàïèñàë. Áëîê ÷óâñòâîâàë ñåáÿ ÷àñòèöåé îãðîìíîé Ðîññèè, êîòîðîé ïðåäíàçíà÷åíî Áîãîì áîëüøîå çíà÷åíèå, è Áëîê âîñïðèíèìàë ýòî íà óðîâíå ñâîåãî ïðåäâèäåíèÿ, ìèñòè÷åñêè, îí ñëûøàë ãîëîñ èñòîðèè.
Ñåé÷àñ, â ýïîõó ãëîáàëèçàöèè, ñîâðåìåííèêàì áëèæå ìèðîîùóùåíèå Áðîäñêîãî, õîòÿ, íàâåðíîå, íå åãî ñòèõè êàê òàêîâûå, êîãäà âûðàæàÿñü ïî Òîëñòîìó, âñå ñìåøàëîñü, èëè ñìåøèâàåòñÿ, íà çåìíîì øàðå è ãîñóäàðñòâà èëè Îòå÷åñòâî óæå è íå Îò÷åñòâî, à îáùåå ÷åëîâå÷åñòâî, êîòîðîå óíèôèöèðóåòñÿ, è êèòàåö, ôðàíöóç èëè ðóññêèé ñèäÿò çà îäèíàêîâûì êîìïüþòåðîì, ñìîòðÿò îäèí è òîò æå ôèëüì, ÷èòàþò îäíè è òå æå êíèãè, ñëóøàþò îäíó è òóæå ìóçûêó è òàê äàëåå
Áûòü ìîæåò, êòî òî ñïðîñèò, à ïðè÷åì çäåñü ïåòåðáóðæöû? Ðàçâå ÷òî â îäíîì ãîðîäå ðîäèëèñü è æèëè, ïðàâäà Áðîäñêèé -òî â Ëåíèíãðàäå, à Áëîê â Ñàíêò-Ïåòåðáóðãå è â ãîñóäàðñòâàõ ðàçíûõ.
Îòâå÷ó, ÷òî ëþäè æèâøèå èëè æèâóùèå â êàêîì – òî ìåñòå ñîñòàâëÿþò íåêîòîðûé äóõ, ìåíòàëüíîñòü, ýòîãî ìåñòà, êîòîðûé íèêóäà íå óõîäèò, à æèâåò â ýòîì ãîðîäå. È åñëè ïðèñëóøàòüñÿ, òî ìîæíî óñëûøàòü, êàê Àëåêñàíäð Áëîê, øàãè èñòîðèè, øàãè äâóõ ïåòåðáóðæöåâ.
Àëåêñàíäð Áëîê
Íà ïîëå Êóëèêîâîì
Ðåêà ðàñêèíóëàñü. Òå÷åò, ãðóñòèò ëåíèâî
È ìîåò áåðåãà.
Íàä ñêóäíîé ãëèíîé æåëòîãî îáðûâà
 ñòåïè ãðóñòÿò ñòîãà.
Î, Ðóñü ìîÿ! Æåíà ìîÿ! Äî áîëè
Íàì ÿñåí äîëãèé ïóòü!
Íàø ïóòü – ñòðåëîé òàòàðñêîé äðåâíåé âîëè
Ïðîíçèë íàì ãðóäü.
Íàø ïóòü – ñòåïíîé, íàø ïóòü – â òîñêå áåçáðåæíîé –
 òâîåé òîñêå, î, Ðóñü!
È äàæå ìãëû – íî÷íîé è çàðóáåæíîé –
ß íå áîþñü.
Ïóñòü íî÷ü. Äîì÷èìñÿ. Îçàðèì êîñòðàìè
Ñòåïíóþ äàëü.
 ñòåïíîì äûìó áëåñíåò ñâÿòîå çíàìÿ
È õàíñêîé ñàáëè ñòàëü…
È âå÷íûé áîé! Ïîêîé íàì òîëüêî ñíèòñÿ
Ñêâîçü êðîâü è ïûëü…
Ëåòèò, ëåòèò ñòåïíàÿ êîáûëèöà
È ìíåò êîâûëü…
È íåò êîíöà! Ìåëüêàþò âåðñòû, êðó÷è…
Îñòàíîâè!
Èäóò, èäóò èñïóãàííûå òó÷è,
Çàêàò â êðîâè!
Çàêàò â êðîâè! Èç ñåðäöà êðîâü ñòðóèòñÿ!
Ïëà÷ü, ñåðäöå, ïëà÷ü…
Ïîêîÿ íåò! Ñòåïíàÿ êîáûëèöà
Íåñåòñÿ âñêà÷ü!
7 èþíÿ 1908
Èîñèô Áðîäñêèé
È âå÷íûé áîé.
Ïîêîé íàì òîëüêî ñíèòñÿ.
È ïóñòü íè÷òî
íå ïîòðåâîæèò ñíû.
Ñåäàÿ íî÷ü,
è äðåìëþùèå ïòèöû
êà÷àþòñÿ îò ñèíåé òèøèíû.
È âå÷íûé áîé.
Àòàêè íà ðàññâåòå.
È ïóëè,
ðàçó÷èâøèåñÿ ïåòü,
êðè÷àëè íàì,
÷òî åñòü åùå Áåññìåðòüå…
… À ìû õîòåëè ïðîñòî óöåëåòü.
Ïðîñòèòå íàñ.
Ìû äî êîíöà êèïåëè,
è ìèð âîñïðèíèìàëè,
êàê áðóñòâåð.
Ñåðäöà ðâàëèñü,
ìåòàëèñü è õðàïåëè,
êàê ëîøàäè,
ïîïàâ ïîä àðòîáñòðåë.
…Ñêàæèòå… òàì…
÷òîá áîëüøå íå áóäèëè.
Ïóñêàé íè÷òî
íå ïîòðåâîæèò ñíû.
…×òî èç òîãî,
÷òî ìû íå ïîáåäèëè,
÷òî èç òîãî,
÷òî íå âåðíóëèñü ìû?..
13.02.13
Источник