И снилась ей долина дагестана
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана;
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня — но спал я мертвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир, в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.
Но в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена;
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди дымясь чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.
Анализ стихотворения «Сон» Лермонтова
Стихотворение «Сон» (1841 г.) является одним из последних произведений Лермонтова. Многие считают его удивительным пророчеством о собственной участи. Поэт не скрывал, что сознательно искал смерти. Этим мотивом проникнуто все его позднее творчество. Образ смерти, подобной сну, могут быть навеян Лермонтову одной из песен гребенских казаков, которыми он интересовался на Кавказе.
Автор описывает свою смерть, которая была обычным явлением в условиях непрерывной войны. Очевидцы утверждают, что в военных столкновениях Лермонтов проявлял безрассудную храбрость и буквально сам лез под вражеские пули. Война так и не смогла избавить поэта от мучительного одиночества. Чувство постоянной опасности очень скоро притупилось. Первые впечатления быстро утратили всю свою свежесть и остроту. Лермонтов вновь ощущал неудовлетворение. Оно обострялось размышлениями о смысле войны. Большинство офицеров никогда не задумывались об этом, они стремились лишь к славе и победам. Одинокий романтик с возвышенными идеями и здесь оказался чужаком.
Поэтому автор подчеркивает свою ненужность – «лежал один». Либо он был убит, находясь в одиночестве, что маловероятно на войне, либо его смерть осталась совершенно незамеченной в пылу сражения.
Свою гибель автор сравнивает с мертвым сном. Он уже распрощался с реальным миром, в котором так и не нашел понимания. Но душа поэта волшебным образом смогла вернуться на родину. Лермонтов мечтает, что еще остались люди, которые вспоминают его и ведут о нем «веселый разговор». Но среди всех друзей и близких для поэта важнее узнать о состоянии девушки, в которую он до конца жизни был влюблен. Точно не установлено, кого именно имеет в виду Лермонтов, вероятнее всего, В. Лопухину. Поэт считает, что его смерть естественным образом отзовется в родственной душе. Несмотря на огромное расстояние, любимая почувствует его гибель. В таком же таинственном сне ей представится реальный облик «знакомого трупа».
Лермонтов не указывает конкретно, чья же пуля оборвет ему жизнь. Не описывает он и сражения с врагами. Поэтому стихотворение «Сон» действительно можно расценивать как детальное предсказание собственной смерти. Странное поведение поэта на дуэли, когда он просто поднял пистолет дулом вверх и даже не выстрелил, окутала его гибель романтическим ореолом. Даже глядя смерти в глаза, Лермонтов шел против всех правил и умер в гордом одиночестве.
- Следующий стих → Николай Некрасов — Мороз, красный нос
- Предыдущий стих → Николай Некрасов — Крестьянские дети
Слушать аудио-стихотворение:
Читать стих поэта Михаил Лермонтов — Сон на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Источник
Лермонтов на Кавказе
В оставшиеся ему два года жизни Лермонтова посетила последняя любовь, которая, возможно, могла бы изменить его судьбу, но зловещий рок уже витал над ним, он знал, что долго ему не жить и его часто посещали печаль и тоска. И тогда та женщина, в которую он был влюблён, посоветовала ему: “А Вы молитесь, если будет грустно и одиноко…” И он написал ей стихотворение “Молитва”. Женщину эту звали Мария Алексеевна Щербатова.
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
княгиня Мария Алексеевна Щербатова
Последний раз Лермонтов виделся с княгиней Марией Щербатовой во время последней своей поездки на Кавказ. Между ними произошла романтическая история, читайте об этом в повести Паустовского “Разливы рек”. Нет сомнений, что Лермонтов любил эту украинку, так как только ей он посвятил самые проникновенные свои строки, какие не посвящал другим женщинам. Строки, где нет никаких упрёков, а есть только одно любование и светлая печаль.
На светские цепи,
На блеск утомительный бала
Цветущие степи
Украйны она променяла,
Но юга родного
На ней сохранилась примета
Среди ледяного,
Среди беспощадного света.
Как ночи Украйны,
В мерцании звёзд незакатных,
Исполнены тайны
Слова её уст ароматных…
Последние стихи Лермонтова – самые сильные, и самые философичные одновременно. В них с предельной ясностью поставлены роковые и вечные вопросы бытия: жизнь и смерть, и посмертное существование души. Эти стихи были написаны между маем – началом июля 1841 года, когда поэт находился на Кавказе, может быть уже в Пятигорске, накануне роковой дуэли. Были вписаны они Лермонтовым в записную книжку, подаренную ему Владимиром Одоевским, когда поэт отправлялся из Петербурга в свою последнюю поездку на Кавказ. Поездка эта совершалась Лермонтовым не по своей воле, а по долгу службы. Сам он хлопотал об отставке, но отставку не получил, а был отправлен в Тенгинский пехотный полк под пули горцев. Неудивительно, что в стихотворении звучит мотив поиска свободы – свободы выбора своей судьбы поэт был тогда лишён. Определённая усталость, желание “покоя” тоже явно чувствуется в этих строках. Однако под пером поэта этот “покой” не представляется чем-то обыденным, а вырастает до размеров философской категории, является неким состоянием всемирности, причастности к Божеству Природы к желанию слиться с Мировой Душой – с Богом и не умереть, а лишь уснуть, но уснуть чутким, всевидящим сном. Стихотворение “Выхожу один я на дорогу…” стало одним из лучших примеров русской философской лирики.
Выхожу один я на дорогу.
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха, пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно:
Жду ль чего? жалею ли о чём?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть,
Я ищу свободы и покоя;
Я б хотел забыться и заснуть…
Но не тем холодным сном могилы:
Я б хотел навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша, вздымалась тихо грудь.
Чтоб всю ночь, весь день мой сон лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Тёмный дум склонялся и шумел.
Одним из самых загадочных стихотворений Лермонтова из тех же последних стихов, написанных в мае-июле 1841 года на Кавказе, явилось стихотворение “Сон”. Предполагают, что Лермонтов услышал рассказ своего знакомого генерала Мориса Христиановича Шульца о взятии штурмом дагестанской крепости Ахульго. Представил себя на месте одного из убитых русских офицеров. Но, как часто, тема смерти сочетается у Лермонтова с темой любви, причём, любви неразделённой!.. И снова это странное ощущение смерти, как сна, которым так хочет забыться поэт… В стихотворении происходит, как бы, наплыв двух снов – погибшего офицера и той девушки, к которой устремлён его сон. Оба они видят друг друга во сне, находясь, словно, в параллельном реальности мире. То, что герой не убит, а лишь находится в забытьи, говорит такая интересная подробность: кровь из раны героя продолжает литься, а Лермонтов не мог не знать, что из трупа кровь уже не льётся. Смерть, как сон, любовь, как сон…
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая ещё дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их жёлтые вершины,
И жгло меня – но спал я мёртвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жён, увенчанных цветами,
Шёл разговор весёлый обо мне.
Но в разговор весёлый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа её младая
Бог знает чем, была погружена;
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струёй.
Не знаю, удалось ли мне хоть в малой степени в этих кратких очерках проникнуть в тайные смыслы творчества великого русского поэта, вряд ли это возможно и в большой книге, но остаётся несомненным одно: Лермонтов необычный поэт, его мало назвать поэтом “сверхчеловечества” (Мережковский), или считать его “Героем своего времени” по аналогии с Печориным, делать его русским патриотом, или записным романтиком байронического склада – он и то и это, и от всего этого он отрекался, отклонял от себя эти маски. Вероятнее всего он был в полном смысле Человеком, таким, каким должен быть Человек в полном своём развитии – с беспредельным чувством внутренней свободы, полностью лишённый ханжества, трезво смотрящий на мир и людей, но видящий в этом мире нечто большее, чем наша повседневная обыденность. Лермонтов видел в мире Бога. Видел и Демона. И себя, как Человека, ставил наравне с ними, ничуть не на меньшую ступень. Вот к такому осознанию себя и идёт человечество, но дойдёт ли?..
Примечание: Материалы о Лермонтове ранее публиковались мной в журнале “Камертон”, но в ином формате.
Источник
~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня – но спал я мертвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.
Но в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена;
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди дымясь чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.
1841
Анализ стихотворения «Сон» Лермонтова
Стихотворение “Сон” является одним из тех пророческих произведений, которые приходят ко многим поэтам и связаны с их гибелью. Краткий анализ “Сон” по плану раскрывает перед читателями мир поэтических предвидений и показывает, каким образом этот особый поэтический жанр нашел место в творческом наследии Лермонтова. На уроке литературы в 7 классе его можно использовать для объяснения материала.
История создания
Когда Лермонтов уезжал во вторую кавказскую ссылку, которая и стала для него роковой, его друг Владимир Одоевский вручил ему блокнот и попросил привезти его обратно, наполненным стихами. Михаил Юрьевич много писал, чтобы выполнить наказ друга, искренне желавшего подбодрить его. В результате в этом блокноте оказались практически все стихи, относящиеся к последнему периоду творчества поэта, в том числе и “Сон”, написанный в 1841 году.
Как и многих писателей, Лермонтова посещали мистические предчувствия касательно его жизни. Именно им и посвящено произведение. Напечатали его два года спустя после роковой для него дуэли – в 1843 году в журнале “Отечественные записки”.
Тема
Стихотворение посвящено теме смерти, причем автор практически точно описывает собственную гибель. Возможно, он искал ее – всем известно, что, будучи очень несчастным в кавказской ссылке и переживая по поводу перспективы оставить службу, Михаил Юрьевич искал ссоры со многими своими сослуживцами. Но, скорее всего, это стихотворение – проявление лермонтовского фатализма: поэт считал, что гибель его неизбежна и просто предсказал ее в деталях. Это и есть главная мысль “Сна”.
Композиция
Композиционно это пятистрофное произведение делится на две неравные части: в первой две строфы, во второй – три.
Первая часть рисует печальную картину смерти молодого человека, которого убили выстрелом в грудь. Очевидно, что это произошло недавно: вытекающая из раны кровь еще теплая, она не успела ни засохнуть, ни впитаться в землю. Очевидно, что ему и при жизни не нравилось находиться в дагестанских горах, он описывает их как жаркое и неприятное место, так что можно предположить, что оказался он там против своей воли. Также невозможно не отметить мотив одиночества: возле его тела нет даже убийцы. Юноша заснул вечным сном и видит прекрасную картину.
С этой картины и начинается вторая часть композиции. В родной стороне еще не знают о его смерти: там идет пир и юные девушки весело разговаривают о лирическом герое. И только одна не разделяет всеобщего игривого настроения. Она задумалась и как будто погрузилась в сон, но на деле это предчувствие – она видит картину того, что произошло на самом деле. Композиция своеобразно закольцовывается: перед молодой девушкой предстает тело юноши, то есть читатель как бы снова “видит” его, но уже другими глазами. Также такая композиция не позволяет читателю надеяться на то, что все завершится благополучно – автор показывает, что свершилось неизбежное.
Некоторые также называют композицию этого конкретного произведения зеркальной, ведь реальность героя и героини как будто отражают друг друга.
Жанр
Это мистическое стихотворение, которое описывает несуществующую картину, но так, как будто все произошло на самом деле, как будто Лермонтов был свидетелем собственной смерти, которая случится совсем скоро.
При этом сон, о котором говорит поэт, также приобретает совершенно мистическое значение: в первой части это переход лирического героя в другую реальность, во второй – предчувствие, предвидение, то есть своего рода транс.
Михаил Юрьевич написал “Сон” пятистопным ямбом, использовав также перекрестную рифму.
Средства выразительности
Использованные Лермонтовым тропы необходимы для того, чтобы созданная им картина была яркой и выразительной.
Это:
Эпитеты – “”полдневный жар”, “желтые вершины”, “мертвый сон”, “вечерний пир”, “юные жены”, “младая душа”, “знакомый труп””.
Метафоры – “”дымилась рана”, “по капле точилась кровь”, “уступы скал теснилися кругом”, “душа погружена в грустный сон”, “чернеет рана””.
С их помощью создается безрадостная картина гибели молодого человека вдали от родины.
Анализ стихотворения Лермонтова «Сон» (2)
Стихотворение «Сон», написанное в 1841 году, относится к последнему
периоду творчества поэта. Оно было создано во время его второй ссылки на
Кавказ, когда автор уже предчувствовал свою гибель и старался в полной
мере выполнить наказ друга Владимира Одоевского. Все дело в том, что
накануне отъезда поэт подарил Лермонтову изящную записную книжку,
попросив, чтобы он вернул ее после поездки, полностью исписанную
стихами. Этот жест поддержки и участия был рассчитан на то, чтобы
укрепить веру Михаила Лермонтова в свои силы, однако Одоевский даже не
предполагал, что видит своего друга последний раз.
Само стихотворение «Сон» существенно выбивается из ряда произведений, которые были созданы поэтом в этот непростой для него период.
Автор мысленно поставил крест на своей карьере, понимая, что после
второй ссылки на Кавказ вынужден будет уйти в отставку. Вместе с тем,
состоявшись как поэт, Михаил Лермонтов также осознавал, что при нынешнем
царском режиме и обострении взаимоотношений с правительством его
произведения вряд ли будут опубликованы. Поэтому стихи этого периода
отличаются остротой и неприкрытым сарказмом, чего не скажешь о
лирическом и преисполненном трагизма произведении «Сон». В нем автор
отождествляет себя с главным героем, который в долине Дагестана «с
свинцом в груди лежал недвижим». Жизнь вытекала из него по капле и,
постепенно проваливаясь в небытие, герой увидел необычный сон. В нем он
снова был дома, и прекрасные девы, собравшись на «вечерний пир», живо
обсуждали его персону. Лишь одна из девиц, внезапно погрузившись в сон,
увидела его, лежащим в солнечной долине Дагестана, осознав, что герое
девичьих споров и грез убит.
Это стихотворение имеет весьма нестандартную и нетипичную форму для произведений Михаила Лермонтова,
оно окутано неким мистицизмом и фатализмом. Фактически, поэт с
точностью до мельчайших подробностей предсказал собственную смерть, хотя
вторая часть произведения, где героиню стихотворения посещает странный
сон-видение, является лирическим отступлением, желанием выдать вымысел
за действительность. Увы, в «родной стороне» кроме престарелой бабушке,
которая воспитала будущего поэта, и немногочисленных друзей, верящих в
талант Лермонтова, его никто не ждал. Видимо, осознание этого заставило
автора слегка приукрасить свое произведение, которое, тем не менее, по
сей день вызывает споры среди литературоведов.
Многие исследователи творчества Михаила Лермонтова склонны
считать, что поэт обладал не только литературным даром, но и умел видеть
будущее. Ведь «Сон» — далеко не единственное произведение
этого автора, в котором содержатся рифмованные предсказания. Близкие
друзья Лермонтова утверждали, что он действительно мог заглянуть в
потусторонний мир и иногда ронял в присутствии множества свидетелей
странные фразы, которым впоследствии суждено было стать пророческими.
Поэтому никто не удивился, когда в записной книжке, подаренной поэту
Одоевским, уже после гибели Лермонтова на дуэли было обнаружено
стихотворение «Сон», предвосхитившее события, которым суждено было
произойти всего через несколько месяцев после написания этого
произведения.
Более того, очевидцы утверждают, что Михаил Лермонтов не только знал о
своей гибели, но и не пожелал что-либо менять, считая, что такой
поступок недостоин человека, чья участь предрешена. Поэтому во время
дуэли, когда выяснилось, что право первого выстрела принадлежит поэту,
он направил дуло пистолета в небо и, тем самым, показал, что готов
смириться с собственной участью, которую весьма красочно и достоверно
описал в стихотворении «Сон», не указав лишь имени человека, которому
было предначертано свыше выполнить эту тяжелую и печальную миссию.
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Источник
Выстрел был точный. Михаил упал, как подкошенный. В ту же секунду прогремел гром, и горы содрогнулись от удара молнией. Казалось, сама природа оплакивает гибель поэта. Мартынов вдруг застыл, весь гнев превратился в пугающее осознание: «Я убил его…я убил гения». В 1841 году близ горы Машук, на Кавказе, погиб великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов.
Лермонтов на Кавказе
Смертельный “сон”
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня – но спал я мертвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.
Но в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена;
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.
Это стихотворение написал сам Михаил Лермонтов, а записала его Екатерина Сушкова, которая очень боялась за поэта. В ту дуэль с неким де Барантом Лермонтову повезло – они принесли друг другу взаимные извинения и разошлись живыми. Но мысли о скорой кончине, которые терзали неотступно поэта, никуда не ушли. И появился этот реквием, в нем Лермонтов пророчески «предсказал» все, что с ним случится позже.
Друзья-дуэлянты
Кто такой Мартынов?
По странному стечению обстоятельств Николай Мартынов всегда был рядом с поэтом. «Смерть» в лице друга, даже не приятеля, ходила всегда за Лермонтовым по пятам. Кто-то из современников высказывался, что Мартынов и Лермонтов были странной, даже демонической парой, как свет и тьма.
Мартынов был: «очень красивый молодой гвардейский офицер, высокого роста, блондин с выгнутым немного носом. Он был всегда очень любезен, весел, порядочно пел романсы и все мечтал о чинах, орденах и думал не иначе, как дослужиться на Кавказе до генеральского чина», а Лермонтов, напротив, являл его полную противоположность: «В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовывался с выражением почти детскости нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых плечах, возбуждала ощущение неприятное, но присущую мощь тотчас сознавал всякий». Таким его описывал Тургенев.
Познакомились они давно, еще в пансионе, где учился Михаил. Он был дружен с самим Николаем, посещал их дом, а также дружил с его сестрами Натальей и Юлией.
Позже, когда Лермонтова отчислили из университета за неуспеваемость, судьба снова свела его с Мартыновым, только теперь в школе прапорщиков.
Мартынов был блестящим офицером и уже в 1841 году выходит в отставку в чине майора, Лермонтов же так и остался прапорщиком, но уже заимел себе имя в поэтическом мире. Почему же состоялась дуэль: это действительно злой рок или же зависть?
Благодарность Богу…
«Сложные» отношения
Дружба Мартынова и Лермонтова была странной и сложной. Михаил держал себя с Мартынов надменно, подтрунивал над ним, называя Мартышкой, и даже писал обидные эпиграммы. Мартынов же вместо того, чтобы прекратить общение «дружил» с этим переменчивым гением. Скорее всего Николай преклонялся перед силой поэтического таланта Лермонтова.
Внезапно, после выхода романа «Герой нашего времени» Мартынов изменился внешне, он всеми силами старался походить на Печорина, прообразом которого считали самого автора.
Не говори: я трус, глупец!..
О! Если так меня терзало
Сей жизни мрачное начало,
Какой же должен быть конец?..
Выйдя в отставку, Мартынов вдруг стал носить черкесский костюм, брал с собой всегда огромный кинжал, а самое главное перекрасился и носил бакенбарды. Характер Николая тоже изменился из повесы и души компании Мартынов превратился в мрачного, сурового и молчаливого воина, совсем как Лермонтов. Казалось, Николай копирует его личность, но зачем?
Знакомые испугались не на шутку, когда увидели его таковым, а Лермонтов, напротив, часто смеялся над своим другом и «фанатом», а Мартынов почему-то все прощал.
Лермонтов ранен…и убит
Перст судьбы
В тот вечер у Верзиловых ничего не предвещало беды. Князь Васильчиков, бывший там, не мог даже понять с какого момента вспыхнула эта злополучная ссора, приведшая Мартынова и Лермонтова к поединку.
Пора уснуть последним сном,
Довольно в мире пожил я;
Обманут жизнью был во всем,
И ненавидя и любя.
Лермонтов М.Ю.
“Лермонтов в присутствии дам отпустил какую-то новую шутку, довольно острую, над Мартыновым. Что он сказал, мы не расслышали; знаю только, что, выходя из дому на улицу, Мартынов подошел к Лермонтову, и сказал ему очень тихим и ровным голосом по-французски: „Вы знаете, Лермонтов, что я очень часто терпел ваши шутки, но не люблю, чтобы их повторяли при дамах“, – на что Лермонтов таким же спокойным тоном отвечал: „А если не любите, то потребуйте у меня удовлетворения“… Больше ничего в тот вечер и в последующие дни, до дуэли, между ними не было, по крайней мере нам, Столыпину, Глебову (другим секундантам) и мне, неизвестно, и мы считали эту ссору столь ничтожною и мелочною, что до последней минуты уверены были, что она кончится примирением”.
Но этого не случилось, и тридцать шагов, отделявших дуэлянтов вечером 15 июля были сделаны. Лермонтов помедлил у барьера, надеясь, вероятно выстрелить в воздух и тем самым дать шанс Мартынову «сохранить лицо» и возможно примириться, но Николай быстро подошел к барьеру, и раздался выстрел. Роковая пуля пробила Лермонтову сердце и легкие, а Мартынов, словно очнувшись, вдруг побежал к Лермонтову и взял его за руку. Было уже поздно – поэт скончался на месте.
Вид на гору Машук
А что стало с Мартыновым?
Его посадили в тюрьму, а потом, отсидев 7 лет, Николай вышел, женился…Но всегда перед его глазами стоял он – гордый «парус, одинокий» в туманном море уже вечной жизни.
Мартынов всю оставшуюся жизнь провел в церквях, пытаясь замолить свой грех, ведь Лермонтов стрелял прекрасно, намного лучше Мартынова, который был отличным фехтовальщиком, ну ,а оружие взял лишь третий раз в жизни. Сам Николай перед смертью оставил своим наследникам и потомкам следующие слова: «Злой рок судил мне быть орудием воли Провидения в смерти Лермонтова, я уже считаю себя не в праве вымолвить хотя бы единое слово в его осуждение, набросить малейшую тень на его память».
Лермонтов М.Ю.
Спустя 83 года могилу убийцы М.Ю.Лермонтова разграбили школьники Алексеевской колонии, утопив останки в пруду. “Демон” Мартынова видно не простил…
Кто яму для других копать трудился,
Тот сам в нее упал – гласит писанье так.
Ты это оправдал, бостонный мой чудак,
Топил людей – и утопился…
Источник