Художник кацусика хокусай гравюра сон жены рыбака
Посмотрите на эту картину внимательно. Помедитируйте на нее. Вы наверняка видели ее мельком множество раз, но не придавали особого значения, посчитав очередной смешной безделицей из интернета. «Японцы опять про тентакли» — что тут еще сказать.
В действительности, это уникальная и прекрасная вещь. Как минимум, потому что ее создал Хокусай — величайший японский мастер ксилографии укиё-э. Едва ли не каждый видел как минимум одну его картину, «Большая волна в Канагаве». Ну, и, разумеется, за сексом с осьминогом кроется интересная история.
Европейцы, впервые увидев произведение, интерпретировали его однозначно: это изнасилование, да еще и омерзительно-противоестественное, хоть и чудно́е. Изначально картина, кстати, безымянная, но за ней закрепилось название «Сон жены рыбака», потому что такое могло случиться только в извращенном кошмаре. Но перед нами не сон, это миф.
Из сопровождающего текста на заднем фоне можно узнать, что все герои картины получают удовольствие — и девушка, и старший осьминог, делающий куннилингус, и его отпрыск, ласкающий сосок. Секс по взаимному согласию, как сказали бы сейчас. Еще мы узнаем, что девушка, судя по всему, ама, то есть ныряльщица за жемчугом. А возбужденный осьминог предлагает ей отправиться в подводный дворец Рюгу-дзё, где живет божество моря, великий дракон Рюдзин. Этих намеков достаточно, чтобы понять, что за сюжет кроется за этой сексуальной сценой.
Очевидно, речь идет о принцессе Таматори, чья история была популярна в эпоху Эдо, примерно как русалочка в наши дни. Таматори была простой ныряльщицей за жемчугом, но ее красота и мастерство привлекли высокородного князя по имени Фудзивара-но Фухито. Он сделал ее женой, однако попросил об одолжении: ама должна была найти утерянную семейную реликвию, жемчужину клана Фудзивара.
В ходе мифического расследования выясняется, что драгоценностью завладел дракон Рюдзин. Таматори ныряет на самое дно моря и находит жемчужину. Зная о ее волшебной силе, она разрезает свою грудь и вставляет туда эту реликвию. Та придает девушке силу, благодаря которой принцесса добирается до берега, убежав от погони самого морского бога и его приспешников. Но на берегу Таматори погибает, выполнив свой долг перед супругом и кланом. Очень красиво, очень по-самурайски.
Где-то во время поисков жемчужины Таматори как раз умудрилась соблазнить премудрого осьминога, а потом еще и повоевать с подводными тварями. Тем самым принцесса напомнила современникам Хокусая о популярном «клевом» архетипе эпохи Эдо: женщина-ниндзя, известная как куноити, которая была мастерицей соблазнения, но умела и сражаться. Разумеется, драматурги этот архетип просто обожали.
А теперь самое время рассказать о том, кто такой Кацусика Хокусай. Он не просто так считался гением и непревзойденным мастером гравюры укиё-э. Для него ремесло было настоящей манией, он даже именовал себя Гакёдзин Хокусай, то есть «Безумный художник Хокусай» или «Помешанный на искусстве Хокусай».
Он воспитывался в семье стекольщика, но уже в шесть лет показал себя как художник-вундеркинд. Покинув отчий дом, Хокусай переходил от мастера к мастеру, учась и формируя свой стиль. Жизнь была сурова к нему: обе его жены умерли вскоре после брака, а нищета, несмотря на невероятную популярность его работ, часто преследовала мастера. Он находил отдохновение в работе: передать экстаз от любования природой — вот его единственная радость. На восторги поклонников и богатство, которое сулило мастерство, ему было наплевать.
Жизнь Хокусая осложняло то, что он был болезненно скромен и не считал свои работы по-настоящему хорошими. Только к 70 годам, выпуская альбом «36 видов Фудзи», он скромно признал во вступлении, что картины вышли довольно неплохими. Однако этот альбом ждал бешеный успех, что, кажется, смутило Хокусая. Он знал, что сделал нечто прекрасное, но не понимал, почему из-за этого столько шума — просто смотрите, глупцы, смотрите и молчите!
Итак, более-менее образованный японец XIX века видел на картине не странный секс-фетиш, а вызывающую массу ассоциаций мифологическую картину: сюжет о бедной девушке, которая завоевала сердце князя, но пожертвовала жизнью и вызвала на себя гнев богов. По-самурайски, ради чести клана. И все это приправлено романтическими архетипами девушки-ныряльщицы и даже девушки-ниндзя. Да еще и от великого грустного гения Хокусая. Чертовски мило, японцы с синдромом Стендаля, взирающие на эту картину, наверняка роняли слезу.
Все это не так уж дико, если вспомнить, что в европейской культуре было нечто подобное: в греческой мифологии есть сюжет, в котором Зевс превращается в лебедя и в этом виде совокупляется с дочерью этолийского царя Фестия по имени Леда. Мастера Ренессанса любили этот сюжет, в подробностях рисуя момент эротических ласк девушки и птицы. Такие поэты, как Овидий, Йейтс и даже Пушкин посвящали этому сюжету стихи. Мыслители спорили, как Зевс входил в лоно Леды: своими птичьими гениталиями, или клювом.
А ведь если задуматься, образ тут схожий, разве что у Хокусая изображен не бог, а, судя по всему, а его посланец в виде осьминога. Да и история Таматори в целом выглядит романтичнее.
Источник
Художник страны восходящего солнца Кацусика Хокусай вошел в историю мирового искусства как философ мироздания, познающий суть вещей через детализацию. Любой объект его рисунка – символ божественного замысла. Вечный странник, сменивший множество имен, техник и жанров, выработал свой собственный стиль – суриномо. Его гравюры пользовались колоссальным успехом, и оказалось много желающих быть похожим на Хокусая. «Сон жены рыбака» – одна из немногих картин «безумного живописью» художника, которая породила множество как смысловых интерпретаций, так и стилизаций. Расшифровку эротического видения читайте далее.
Кацусика Хокусай (1760–1849) знаменит пейзажной, портретной живописью. Ему одинаково хорошо удавалось изображать предметы, цветы, животных. Он владел особой виртуозностью рисунка, где каждый штрих афористичен. Сам художник писал: «Искусство лежит на грани сходства и несходства. Полное сходство вульгарно. Несходство – обман». Искусство смыслов – вот как можно назвать его творчество.
«Сон жены рыбака» (другие переводы «Ныряльщица и осьминог», «Ныряльщица и два осьминога», «Ныряльщица за жемчугом и два осьминога») – ксилогравюра в стиле укиё-э, написанная в 1814 году. Внимание художника сосредоточено на чувственном и физическом удовольствии. На переднем плане гравюры изображена обнаженная женщина, которую ласкают два осьминога. Спрут побольше с огромными глазами навыкате жадно присосался к ее лону, обвив своими мощными щупальцами ее бедра. Осьминожка поменьше «орудует» в верхней части тела, припав к ее устам и лаская сосок. Выражение лица женщины, запрокинутая голова, прикрытые глаза и расслабленная фигура свидетельствуют о том, что она на пике блаженства. Надписи на заднем фоне гравюры сообщают зрителю, что все трое получают взаимное удовольствие.
Самое странное, что эта гравюра является иллюстрацией к сказке Рико Эдо. По легенде, Дочь Фудзивара но Каматари была выдана за китайского императора династии Тан, и тот после смерти ее отца послал ее брату Фудзивара но Фухито три прекрасных подарка. Один из них – волшебный жемчуг – был украден во время шторма на пути из Китая в Японию морским драконом. Фудзивара но Фухито отправился на поиски жемчужины, познакомился и женился на красивой девушке, ныряльщице за жемчугом по имени Ама, которая родила ему сына. Эту девушку в легендах называют также принцесса Таматори. Она поклялась вернуть украденную драгоценность. Ама неоднократно пыталась проникнуть во владения дракона, однако все было безуспешно. Но однажды повелитель морских пучин со своими стражниками-осьминогами, убаюканные музыкой, уснули, женщине удалось вернуть жемчужину. За ней погнались морские чудовища… Далее эта сцена имеет множество версий. Вот некоторые – сладкая месть за кражу, сексуальное насилие, интимная связь с животными.
Художник снабдил свою гравюру поясняющим текстом большого осьминога о том, что он собирается отвести девушку в подводный дворец Рюгу-дзё. Этот факт позволил исследователям Эдмону де Гонкура и Джеку Хилье считать, что Кацусика Хокусай изобразил сцену изнасилования. Однако другой искусствовед Даниэль Талерико опроверг эту точку зрения. Изучив внимательно японский эпос, он наткнулся на тему недвусмысленных отношений между девушками и осьминогами. Талерико поддержали исследователи Крис Уленбек и Маргарита Винкель: …эта гравюра является свидетельством того, как наше восприятие изображения может быть искажено в отсутствие контекста и понимания слов».
Картины, сюжетно схожие со «Сном…», есть у таких известных художников, как Фелисьен Ропс, Огюст Роден, Фернан Кнопф и Пабло Пикассо.
В 2002 году опубликован хентай «Королевская кровь», компилирующий сюжет «Сна жены рыбака».
В 2003 году свою версию «Сна…» представил австралийский художник Дэвид Лэйти. Его картина вызвала вспышку протестов и жалоб, художника обвиняли в порнографии и грозились взорвать галерею. Полиция провела расследование и признала, что данная картина не нарушает никаких законов, а всего лишь современная стилизация японской живописи.
В 2008 году фирма Red Monkey Company выпустила партию джинсов с изображением «Сна жены рыбака».
Современные художники Лайза Райрдон и Джейсон Коутни тоже не обходят стороной эту тему.
Автор: Н. Хованская
Источник
Посмотрите на эту картину внимательно. Помедитируйте на нее. Вы наверняка видели ее мельком множество раз, но не придавали особого значения, посчитав очередной смешной безделицей из интернета. «Японцы опять про тентакли» — что тут еще сказать.
В действительности, это уникальная и прекрасная вещь. Как минимум, потому что ее создал Хокусай — величайший японский мастер ксилографии укиё-э. Едва ли не каждый видел как минимум одну его картину, «Большая волна в Канагаве». Ну, и, разумеется, за сексом с осьминогом кроется интересная история.
«Сон жены рыбака». Хокусай. 1814 год..
Европейцы, впервые увидев произведение, интерпретировали его однозначно: это изнасилование, да еще и омерзительно-противоестественное, хоть и чудно́е. Изначально картина, кстати, безымянная, но за ней закрепилось название «Сон жены рыбака», потому что такое могло случиться только в извращенном кошмаре. Но перед нами не сон, это миф.
Из сопровождающего текста на заднем фоне можно узнать, что все герои картины получают удовольствие — и девушка, и старший осьминог, делающий куннилингус, и его отпрыск, ласкающий сосок. Секс по взаимному согласию, как сказали бы сейчас. Еще мы узнаем, что девушка, судя по всему, ама, то есть ныряльщица за жемчугом.
А возбужденный осьминог предлагает ей отправиться в подводный дворец Рюгу-дзё, где живет божество моря, великий дракон Рюдзин. Этих намеков достаточно, чтобы понять, что за сюжет кроется за этой сексуальной сценой.
«Большая волна в Канагаве». 1823—1831.
Очевидно, речь идет о принцессе Таматори, чья история была популярна в эпоху Эдо, примерно как русалочка в наши дни. Таматори была простой ныряльщицей за жемчугом, но ее красота и мастерство привлекли высокородного князя по имени Фудзивара-но Фухито. Он сделал ее женой, однако попросил об одолжении: ама должна была найти утерянную семейную реликвию, жемчужину клана Фудзивара.
В ходе мифического расследования выясняется, что драгоценностью завладел дракон Рюдзин. Таматори ныряет на самое дно моря и находит жемчужину. Зная о ее волшебной силе, она разрезает свою грудь и вставляет туда эту реликвию. Та придает девушке силу, благодаря которой принцесса добирается до берега, убежав от погони самого морского бога и его приспешников. Но на берегу Таматори погибает, выполнив свой долг перед супругом и кланом. Очень красиво, очень по-самурайски.
Принцесса Таматори спасается от дракона Рюдзина.
Где-то во время поисков жемчужины Таматори как раз умудрилась соблазнить премудрого осьминога, а потом еще и повоевать с подводными тварями. Тем самым принцесса напомнила современникам Хокусая о популярном «клевом» архетипе эпохи Эдо: женщина-ниндзя, известная как куноити, которая была мастерицей соблазнения, но умела и сражаться. Разумеется, драматурги этот архетип просто обожали.
А теперь самое время рассказать о том, кто такой Кацусика Хокусай. Он не просто так считался гением и непревзойденным мастером гравюры укиё-э. Для него ремесло было настоящей манией, он даже именовал себя Гакёдзин Хокусай, то есть «Безумный художник Хокусай» или «Помешанный на искусстве Хокусай».
«Висячий мост между Хидой и Этчу».
Он воспитывался в семье стекольщика, но уже в шесть лет показал себя как художник-вундеркинд. Покинув отчий дом, Хокусай переходил от мастера к мастеру, учась и формируя свой стиль. Жизнь была сурова к нему: обе его жены умерли вскоре после брака, а нищета, несмотря на невероятную популярность его работ, часто преследовала мастера. Он находил отдохновение в работе: передать экстаз от любования природой — вот его единственная радость. На восторги поклонников и богатство, которое сулило мастерство, ему было наплевать.
Жизнь Хокусая осложняло то, что он был болезненно скромен и не считал свои работы по-настоящему хорошими. Только к 70 годам, выпуская альбом «36 видов Фудзи», он скромно признал во вступлении, что картины вышли довольно неплохими. Однако этот альбом ждал бешеный успех, что, кажется, смутило Хокусая. Он знал, что сделал нечто прекрасное, но не понимал, почему из-за этого столько шума — просто смотрите, глупцы, смотрите и молчите!
«Вид на Фудзи из Каная, на дороге Токайдо».
Демоны — еще одно увлечение Хокусая.
Итак, более-менее образованный японец XIX века видел на картине не странный секс-фетиш, а вызывающую массу ассоциаций мифологическую картину: сюжет о бедной девушке, которая завоевала сердце князя, но пожертвовала жизнью и вызвала на себя гнев богов. По-самурайски, ради чести клана. И все это приправлено романтическими архетипами девушки-ныряльщицы и даже девушки-ниндзя. Да еще и от великого грустного гения Хокусая. Чертовски мило, японцы с синдромом Стендаля, взирающие на эту картину, наверняка роняли слезу.
Все это не так уж дико, если вспомнить, что в европейской культуре было нечто подобное: в греческой мифологии есть сюжет, в котором Зевс превращается в лебедя и в этом виде совокупляется с дочерью этолийского царя Фестия по имени Леда. Мастера Ренессанса любили этот сюжет, в подробностях рисуя момент эротических ласк девушки и птицы. Такие поэты, как Овидий, Йейтс и даже Пушкин посвящали этому сюжету стихи. Мыслители спорили, как Зевс входил в лоно Леды: своими птичьими гениталиями, или клювом.
«Леда и Лебедь». Питер Пауль Рубенс
А ведь если задуматься, образ тут схожий, разве что у Хокусая изображен не бог, а, судя по всему, а его посланец в виде осьминога. Да и история Таматори в целом выглядит романтичнее.
Источник
Кацусико Хокусай (1769-1849) известен своими гравюрами, картинами созданными в период Эдо в Японии. Его произведения оказали влияние на художников всего мира. За свою жизнь он создал множество работ: от натюрмортов и пейзажей до сцен из повседневной жизни и эротических изображений. Его творчество широко известно благодаря популярности японских гравюр среди импрессионистов в конце 19 века. Мы рассмотрим 10 знаковых произведений.
1. Большая волна в Канагаве
Большая волна в Канагаве – это самая известная работа Хокусая, она была создана в рамках серии “Тридцать шесть видов Фудзи”. Гигантская волна нависает над двумя судами, а через брызги морской пены видно Фудзи. Гравюра была прекрасно известна в Западной Европе, где работы Хокусая оказали влияние на таких импрессионистов, как Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар и Эдгар Дега.
Большая волна в Канагаве, 1823-1831
2. Победный ветер. Ясный день
Описывая гору Фудзи в одном из “Тридцати шести видов Фудзи”, “Победный ветер. Ясное утро” художник написал вулкан в глубоких красных тонах. Маленькие деревья усеивают склон горы, словно указывая зрителю на масштаб горы, в то время как облака с плоским дном проплывают мимо ее снежного пика. Гравюра написана Хокусаем в разгар его карьеры.
Победный ветер. Ясный день (Красная Фудзи). 1823—1831
3. Журавли
Легкость жестов и простота “Журавлей” не похожи на более ранние работы Хокусая. Краткие зарисовки журавлей, являющиеся частью серии «Быстрые уроки упрощенного рисования», отражают их элегантные движения и позы. Легкое и воздушное изображение, возможно, показывают легкость, с которой Хокусай изображал птиц, и демонстрирует его умение исследовать связь между жестом и формой.
Журавли, 1823
4. Водопад в Оно на дороге Кисокай
Являющийся частью серии о водопадах, “Водопад в Оно на дороге Кисокай” показывает ландшафт, высокий водопад и наблюдателей на мосту. Эта гравюра ясно демонстрирует, чем японские гравюры, так очаровали западную аудиторию в 19 веке. Узорчатые брызги и полосы падающей воды, а также деревья и здания, выступающие с обеих сторон изображения, служат примером японского стиля, который так любили импрессионисты.
Водопад в Оно на дороге Кисокай, экскурсия по водопадам провинции, 1832
5. Охота на Гото
Гравюра на дереве, иллюстрирующая китобойный промысел относится к серии «Океаны мудрости». На ней изображен большой кит, окруженный китобойными лодками, как было бы видно с высокой точки на побережье. Подобно изображению на фотографии, рамка гравюры обрезает изображение. Серия “Океаны мудрости” содержит самые редкие гравюры Хокусая, а некоторые рисунки для этой серии никогда не переносились на дерево.
Охота на Гото,1832-1834
6. Манга
Хокусай начал выпускать книги своих эскизов в 1811 году. Художник зарисовывал все, что видел, таким образом Мангу Хокусая можно считать его дневником без слов. Всего у Хокусая вышло 12 томов эскизов, которые включали карикатуры и сцены из повседневной жизни. Эти зарисовки, которые часто называют “энциклопедией японской жизни” повлияли на развитие современных японских мультфильмов, или манги.
Манга, 1811
7. Призрак Оивы
“Призрак Оивы”, написанный Хокусаем в 1831 году, изображает необычайно страшную японскую историю о призраке убитой женщины, которая жаждет мести для своего убийцы. На гравюре Хокусая изображены характерные опущенные глаза Ойвы и редкие волосы – черты, которые часто включаются в представление ее образа в театральных постановках.
Призрак Оивы, 1832
8. Сон жены рыбака
Кроме прочего, Хокусай прославился своими эротическими образами, которые на японском языке называются сюнга. Возможно, его самая известная гравюра такого рода, «Сон жены рыбака»; подобные картины были популярны и среди мужчин и среди женщин в то время. Здесь мы видим гравюру основанную на легенде о принцессе Таматори, ныряльщице за жемчугом, которая, украла жемчужину у морского дракона и, преследуемая морскими чудищами, разрезала грудь, чтобы спрятать жемчужину.
Сон жены рыбака, 1814
9. Феникс
Детализация и яркие цвета на темном фоне выделяют “Феникса” среди других работ Хокусая. В последние годы жизни Хокусай получил заказ на роспись нескольких интерьеров храма Гансё-ин в городе Обусэ (префектура Нагано), один из которых изображает “Феникса”, который можно увидеть и сегодня. Другой похожий подробный “Феникс” Кацусики Хокусая находится в Музее изящных искусств в Бостоне.
Феникс, 1848
10. Мост Тенма в провинции Сецу
Еще одна серия гравюр Хокусая «Редкие виды японских мостов», изображает сцены повседневной жизни на мостах в Японии и вокруг них. На изогнутом мосту Тенма в провинции Сецу люди толпятся, наблюдая, как под ним проходит флотилия судов. Серия написана примерно в 1831 году, во время пика долгой карьеры художника и сразу после “Тридцати шести Видов горы Фудзи”.
Мост Тенма в провинции Сецу, 1831
Источник