Художественно речевой материал для гимнастики после сна
Светлана Чекмарева
Гимнастика пробуждения в стихах
ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ В СТИХАХ
«Просыпаемся и улыбаемся»
Глазки открываются, реснички поднимаются.
(Легкий массаж лица.)
Дети просыпаются, друг другу улыбаются.
(Поворачивают голову вправо – влево.)
Дышим ровно, глубоко и свободно, и легко.
(Делают глубокий вдох и выдох, надувая и втягивая живот)
Что за чудная зарядка – как она нам помогает,
Настроенье улучшает и здоровье укрепляет.
(Растирают ладонями грудную клетку и предплечья).
Крепко кулачки сжимаем, руки выше поднимаем.
(Медленно поднимают руки вверх, быстро сжимая и разжимая кулаки).
Сильно – сильно потянись.
Солнцу шире улыбнись!
(Вытянув руки, потягиваются)
Потянулись! Улыбнулись!
Наконец – то мы проснулись!
Добрый день! Пора вставать!
Заправлять свою кровать.
«Поднимайся детвора»
Поднимайся, детвора!
Завершился тихий час, свет дневной встречает нас.
Мы проснулись, потянулись. (Потягивания, повороты).
Приподняли мы головку, кулачки сжимаем ловко.
Ножки начали плясать, не желаем больше спать.
Обопремся мы на ножки, приподнимемся немножко.
Все прогнулись, округлились, мостики получились.
Ну, теперь вставать пора, поднимайся, детвора!
Все по полу босиком, а потом легко бегом.
Сделай вдох и поднимайся, на носочки поднимись.
Опускайся, выдыхай и еще раз повторяй.
Стопу разминай – ходьбу выполняй.
Вот теперь совсем проснулись и к делам своим вернулись.
«Поиграем»
Ребятки, просыпайтесь! Глазки, открывайтесь!
Ножки, потянитесь! Ручки, поднимитесь!
Мы сначала пойдем очень мелким шажком.
А потом пошире шаг, вот так, вот так.
На носочки становись, вверх руками потянись.
Выше ноги поднимай и как цапелька шагай.
Самолетики на аэродроме сидели, а потом они полетели.
Долго-долго по небу летали, затем приземлились – устали.
Мячик прыгал высоко – высоко…
Покатился далеко – далеко…
Он юлою закрутился, вот уже остановился.
Ах, как бабочки летают, и танцуют, и порхают.
Вдруг замрут, не шевелятся,
На цветок они садятся.
Наконец-то мы проснулись и к делам своим вернулись.
«Бодрость»
Эй, ребята, что вы спите? Просыпайтесь, не ленитесь!
Прогоню остатки сна, одеяло в сторону,
Мне гимнастика нужна – помогает здорово.
Смотрим вправо, смотрим влево, наклони головку вниз.
Смотрим вправо, смотрим влево, в потолочек оглянись.
Сядем ровно, ножки вместе,руки вверх и наклонись:
Наклонитесь, подтянитесь, ножки слушайтесь, не гнитесь.
А теперь тихонько сели, друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, оглянулись и на тапочки наткнулись.
Сжали пальчики, раскрыли, много раз так повторили,
Выполняйте поскорее- станут пальчики сильнее.
Руки словно два крыла, шагом марш вокруг стола
Прямо к водным процедурам, а потом и за дела.
«Объявляется подъем!»
Объявляется подъем! Сон закончился – встаем!
Но не сразу. Сначала руки проснулись, потянулись.
Выпрямляются ножки, поплясали немножко.
На живот перевернемся, прогнемся.
А потом на спину снова, вот уж мостики готовы.
Немножко поедем на велосипеде.
Голову приподнимаем, лежать больные не желаем.
Раз, два, три и точно в раз на коврик нужно нам попасть.
Этот коврик необычный, пуговичный, симпатичный.
Этот коврик очень важный. Он лечебный, он массажный.
Потопчитесь, походите и немножко пробегите.
Теперь по полу пойдем на носках, на пятках,
На внешней стороне стопы, а потом вприсядку!
Мы трусцою пробежим, потанцевать чуть-чуть хотим.
После легкого круженья фигуру сделаем на удивленье.
Грудную клетку поднимаем-опускаем,
Вдох и выдох выполняем.
Окончательно просыпаемся за дела принимаемся!
«Улетают сны в окошко”
Улетели сны в окошко, убежали по дорожке,
Ну, а мы с тобой проснулись и, проснувшись улыбнулись.
Открывай один глазок, открывай другой глазок,
Будем мы с тобой сейчас делать «потягушки»,
Лежа на подушке.
Потянули одеяло, прячемся в него сначала,
Отгибаем не спеша, вместе ищем малыша.
Для того чтобы научить детей просыпаться (не все дети это любят и умеют делать спокойно, можно периодически играть с ними в прятки под одеялом. Затем садимся в кроватке и «раздвигаем» руками потолок. Чтобы увидеть солнышко. Поочередно тянемся то правой, то левой рукой вверх,при этом приговариваем: «Потягушечки – просыпушечки».
Тянем ручки, тянем ушки,
Ручкой облачка достали и немного выше стали!
Чтоб головку разбудить, надо шейкой покрутить
Делаем различные покачивания, вращения.
Чтобы ручки разбудить. Хлопать будем их учить.
Справа, слева, и вверху, за спиною и внизу.
Хвостик спрячем на подушки. Делать будем мы вертушки.
Дети делают повороты к подушке, лежащей у них за спиной, ищут «хвостик». Для поддержания интереса можно заглядывать то слева, то справа под подушку.
А куда же делись ножки? Как пойдем мы по дорожке?
Одеяло мы подняли. Сразу ножки побежали.
Раз, два. Три! Ну-ка, ножки, догони!
Дети сидя поднимают ноги и делают упражнение «Ножки бегают».
На живот перевернулись, в воду быстренько нырнули.
И поплыли, как могли! Если сможешь – догони!
Лежа на животе и приподняв голову, глядя на воспитателя, дети работают руками и ногами – спина получает прогиб назад. Одновременно напряжены мышцы верхнего и нижнего пояса.
А теперь мы все – собачки.
На коленочки встаем.
Воспитатель показывает детям, как стать на четвереньки (колени-ладони)
И виляем все хвостом.
Можно поворачивать таз вправо-лево, можно поднимать одну ногу вместо хвоста (как более сложный вариант исполнения).
А теперь мы с вами – зайки: из кроватки вылезайте,
Становитесь босиком и попрыгайте легко.
Дыхательное упражнение:
Зайки нюхают цветы,как умеешь нюхать ты:
Носиком вдохнули (делаем носом вдох)
Ротиком подули (3-4 раза).
Солнышко вдыхаем, сон выдыхаем.
Улыбку вдыхаем – «капризки» выдыхаем.
Здоровье вдыхаем – болезнь отпускаем!
“Медвежата”
Проснись дружок, и улыбнись.
С боку на бок повернись и в медвежонка превратись
(поворачиваются направо, затем налево).
Медвежата в чаще жили, головой своей крутили!
Вот так. Вот так головой своей крутили
(повороты головой).
Вот мишутка наш идет, никогда не упадет.
Топ-топ, топ-топ, топ-топ, топ-топ.
(имитация ходьбы).
Мед медведь в лесу нашел – мало меду, много пчел
(махи руками).
Мишка по лесу гулял, музыканта повстречал.
И теперь в лесу густом он поет под кустом.
Дыхательная гимнастика.
Глубокий вдох,на выдох: «М-М-М».
Были медвежатами, станьте же ребятами.
“Я на солнышке лежу”
Солнышко проснулось и нам всем улыбнулось
(дети улыбаются).
Вспомним солнечное лето, вспомним вольную пору.
Вспомним речку голубую и песок на берегу
(Воспитатель говорит: «Повернитесь на живот, пусть ваши спинки погреются на солнышке»).
Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу.
Только я все лежу, и на солнышко гляжу
(лежа на животе, движения ногами).
А теперь поплыли дружно, делать так руками нужно
(движения руками).
Вышли на берег крутой, и отправились домой
(имитация ходьбы).
Дыхательная гимнастика:
«Гребля на лодке» (сидя, ноги врозь)
вдох – живот втянуть (руки вперед,
выдох – живот выпятить (руки в стороны). (5-6 раз).
А теперь гуськом, гуськом к умывальнику бегом.
“Дождь”
Что такое, что мы слышим? Это дождь стучит по крыше.
А теперь пошел сильней, и по крыше бьет быстрей
(ударяют подушечками пальцев одной руки по ладошке другой).
Вверх поднимем наши ручки и дотянемся до тучки
(поднимают руки вверх, потягиваются)
Уходи от нас скорей, не пугай ты нас, детей
(машут руками)
Вот к нам солнышко пришло, стало весело, светло
(поворачивают голову направо, налево).
А теперь на ножки встанем, и большими станем.
(И. п. ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз – медленный выдох с произношением слова Ух-х)
“Тили-тили-тили-дон”
Тили-тили-тили-дон, что за странный перезвон.
То будильник наш звенит, просыпаться нам велит.
Прогоню остатки сна одеяло в сторону.
Нам гимнастика нужна помогает здорово.
Мы проснулись, потянулись.
С боку набок повернулись, и обратно потянулись.
И еще один разок, с боку набок повернулись,
И обратно потянулись.
Ножки мы подняли, на педали встали.
Быстрей педали я кручу, и качу, качу, качу.
Очутились на лугу.
Крылья пестрые порхают, это бабочки летают.
Встанем у кроватки дружно. И посмотрим мы в окно.
Шел петух по двору, крикнул нам «Ку-ка-ре-ку!»
Крыльями похлопал, ножками потопал.
Ну и мы в ответ ему крикнем все «Ку-ка-ре-ку!»
Наши ножки, наши ножки побежали по дорожке.
(Движения выполняются в соответствии со словами).
“Зайчик”
Проснись дружок, и улыбнись.
С боку на бок повернись
И в зайчишку превратись.
(поворачиваются направо, затем налево).
Чтобы прыгнуть дальше всех, зайка лапки поднял вверх.
Потянулся и …. прыжок.
(тянутся, лежа на спине, опускают руки вниз).
На спине лежат зайчишки,все зайчишки шалунишки:
Ножки дружно все сгибают, по коленкам ударяют.
Вот увидел он лисичку, испугался и затих
(прижать руки к груди, затаить дыхание).
Мы лисичку обхитрим, на носочках побежим
(лежа на спине, движение ногами, имитирующие бег).
«Добрый день!»
1. Упражнения в постели
Ручки, ножки, щечки, ушки очень любят потягушки.
Мы погладим их легонько и проснемся потихоньку.
Где же, где же наши глазки?Отвечайте без подсказки.
Мы прикрыли их ладошкой и погладили немножко.
Глазки вверх мы поднимали, и моргали, и моргали.
Глазки, глазки, добрый день!Просыпаться нам не лень!
Ушко правое ладошкой, ушко левое ладошкой
Все погладили, ребятки, и подергали немножко!
Ушки, ушки, добрый день!Просыпаться нам не лень!
Щечку правую ладошкой, щечку левую ладошкой,
Все погладили, ребятки, и похлопали немножко!
Щечки, щечки, добрый день!Просыпаться нам не лень!
С ручкой правой поиграем, с ручкой левой поиграем –
Пальчики соединяем, а потом разъединяем.
Ручки, ручки, добрый день!Бить в ладоши нам не лень!
Ножку правую ладошкой,ножку левую ладошкой
Все погладили, ребятки, и потопали немножко!
Ножки, ножки, добрый день!Дружно топать нам не лень!
Значить будем просыпаться, умываться, одеваться!
2. Ходьба по дорожке со следами
На ноги встанем все – сразу подрастем.
На ноги встанем все и вот так пойдем.
Спинка прямо – взгляд вперед. Не стучи ногами.
Научились так ходить и покажем маме.
3. Упражнение «Зарядка»
А сейчас все по порядку встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны, согнули,
Вверх подняли,
Через правое плечо, через левое еще.
Дружно присели, пяточки задели.
На носочках поднялись, помахали,
Спрятали за спину их,оглянулись:
Через правое плечо, через левое еще.
Дружно присели, пяточки задели,
На носочках поднялись, опустили руки вниз.
(Дети выполняют движения по тексту.)
4. Дыхательное упражнение “Веселый мячик»
И. п.: встать прямо, ноги расставить. Поднять руки с воображаемым мячом к груди, вдохнуть и бросить мяч от груди вперед, при выдохе произнести “у-х-х-х” (5 раз).
5. Водные процедуры – обширное умывание (руки, лицо).
“Кисоньки”
Ну что, кисоньки проснулись?
Сладко-сладко потянулись и на спинку повернулись
А теперь нам интересно смотрим мы по сторонам.
Повернем головку в лево и посмотрим что же там?
А сейчас потянем лапки и покажем коготки.
Посчитаем, сколько пальцев, где же ваши кулачки?
Мы почти уже проснулись, приготовились бежать.
Ну-ка ножки вы готовы?1, 2, 3, 4, 5.
Чтобы не зевать от скуки встали и потерли руки
А потом ладошкой в лоб- хлоп-хлоп-хлоп
Щеки заскучали то же? Мы и их похлопать можем
Ну- ка, дружно не зевать1, 2, 3, 4, 5.
А теперь уже, гляди добрались и до груди
Постучим по ней на славу сверху, снизу, слева, справа.
Чуть нагнулись, ровно дышим. Хлопаем как можем выше.
Молодцы мои котята, а теперь пойдем играть.
Только нужно нам сначала друг за другом строем встать.
Мы шагаем по дорожке, по дорожке не простой.
По неровной, по колючей, по шершавой – вот какой!
Мы шагаем по дорожке поднимаем выше ножки.
Мы летаем, мы летаем ветер теплый догоняем.
1, 2, 3, 4, 5- все умеем мы шагать.
Руки к солнцу поднимать. Приседать сто раз подряд.
Отдыхать умеем то же. Руки за спину положим.
Голову поднимем выше и легко, легко подышим.
«У меня спина прямая»
«У меня спина прямая» И. п. – узкая стойка, руки за спину, сцеплены в замок.
«Я наклонов не боюсь» (наклоны вперед)
«Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь» (действия в соответствии с текстом)
«Раз, два. три, четыре, три, четыре, раз, два!» (повороты туловища-руки на поясе).
«Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу» (ходьба на месте)
«Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два» (повороты туловища)
«Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать» (действия в соответствии с текстом)
«Наклонюсь туда- сюда! Ох, прямешенька спина!» (наклоны туловища, руки скользят по бёдрам).
“Котята”
(Дети ложатся на кровати, «свернувшись клубочком»)
А у нас котята спят. Мур – мур, мур – мур!
Просыпаться не хотят. Мур – мур, мур – мур!
Тихо спят спина к спине и мурлыкают во сне:
Мур – мур, мур – мур! Мур – мур – мур!
(Поворачиваются на спину
и делают вращательные упражнения руками и ногами)
Вот на спинку все легли. Мур – мур, мур – мур!
Расшалились все они. Мур – мур, мур – мур!
Лапки вверх, и все подряд, все мурлыкают, шалят.
Мур – мур, мур – мур! мур – мур – мур!
Массаж спины «Дождик»
Дождик бегает по крыше – Бом-бом, бом-бом!
По весёлой звонкой крыше – Бом-бом, бом-бом!
(встать друг за другом паровозиком и похлопывать друг друга по спине)
Дома, дома посидите – Бом-бом, бом-бом!
Никуда не выходите – Бом-бом, бом-бом!
(постукивание пальчиками)
– Почитайте, поиграйте – Бом-бом, бом-бом!
А уйду, тогда гуляйте. Бом-бом, бом-бом!
(поколачивание кулачками)
“Зайцы- серые клубочки”
Скачут, скачут во лесочке Зайцы- серые клубочки.
(Прыжки на месте на двух ногах, руки слегка согнуты («лапки»).
Прыг-скок, прыг-скок (Прыжки вперед – назад)
Встал зайчонок на пенёк
Всех построил по порядку стал показывать зарядку
(Встать прямо, руки опустить)
Раз, шагают все на месте (Шаг на месте)
«Два!» (Руками перед собой выполняют движение «ножницы»)
. «Три!» Руками машут вместе.
Присели, дружно встали! (Присесть. Встать.)
Все за ушком почесали. (Почесать за ухом)
На четыре потянулись (Выпрямиться).
Пять! Прогнулись и нагнулись (Прогнуться, наклониться вперед)
Шесть! Все встали снова в ряд
Зашагали как отряд (Маршируют по кругу).
“Обручи”
Дети весело идут, они обручи несут.
(идти друг за другом, держа на плече обруч)
Стали обруч поднимать, стали обруч опускать
(поднять обруч вверх и опустить вниз)
Вот в окошко посмотрели, и все дружненько присели
(присесть, вытягивая руки с обручем вперёд)
Дружно сделаем наклон, и все спиночку прогнём
(наклоны вперёд, вытягивая руки с обручем перед собой)
Вправо обруч повернём, влево обруч повернём
(повороты вправо, влево обручем)
Обруч мы не отпускаем, через обруч проползаем
(продеть обруч сверху вниз)
Ручками его возьмём, ножками перешагнём
(держа руки рядом, взять обруч двумя руками и
перешагнуть через него вперёд и назад, высоко поднимая ноги)
Обруч на пол опускаем, и прыжки мы начинаем
(прыжки на двух ногах в обруче и перешагивая через него)
Самомассаж, предотвращающий простуду
Выпал снег, но вот досада –
Не готовы мы к зиме.
Простужаться нам не надо
Сделаем массаж себе!
(Дети делают себе точечный массаж биологически активных зон, предотвращающий простуду):
– Утка крякает, зовёт всех утят с собою,
(Поглаживать шею ладонями сверху вниз)
– А за ними кот идёт, словно к водопою.
(Указательными пальцами растирать крылья носа)
– У кота хитрющий вид, их поймать мечтает!
(Пальцами поглаживает лоб от середины к вискам)
Не смотри ты на утят- не умеешь плавать!
(Раздвинув указательный и средний пальцы, сделать «вилочку» и массировать точки около уха)
Просыпайтесь, потянитесь, на бок повернитесь.
Слегка приподнимитесь, а потом – садитесь.
А теперь вставайте, движенье друг за другом начинайте.
По кругу шагаем и руки поднимаем.
Затем трусцой передвиженье, и дальше – легкое круженье.
Всем подвигаться пора, поднимитесь на носочки детвора!
Куда хотите, туда и шагайте, потом на пятках путь продолжайте.
Теперь остановитесь и вниз наклонитесь.
Выпрямляясь, глубоко вздохните, и еще раз повторите.
Теперь остановитесь и вниз наклонитесь.
Выпрямляясь, глубоко вздохните, и еще раз повторите.
Теперь можно приседать, и кружиться, и скакать.
Затем к танцу приступить и фигурой удивить.
Кто спит в постели сладко?Давно пора вставать.
Спешите на зарядку!Мы вас не будем ждать!
Носом глубоко дышите,спинку ровненько держите!
Солнце глянуло в кроватки, надо делать нам зарядку.
Одеяло мы подняли, сразу ножки побежали.
Раз, два, три! Ну-ка ножки догони!
С кроваток быстро поднимайтесь, на зарядку собирайтесь!
Будем с вами мы играть, бегать, прыгать и скакать!
Источник
Картотека гимнастики после сна в стихах
Комплекс №1
1. Гимнастика в постели ( 2-3 мин. )
– Потягивание. И.п.- лёжа на спине. Руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу ( то носком, то пяткой), можно потянуться одновременно руками, ногами, растягивая позвоночник. ( 3-4 раза)
– Игра « Зима и лето» ( напряжение и расслабление мышц). И.п.- лёжа на спине, на сигнал « Зима» дети должны свернуться в клубок, изображая, что им холодно. На сигнал « Лето»! дети раскрываются, расслабляют мышцы тела, показывая, что им тепло . (3-4раз)
– Самомассаж ладоней ( « Зимой очень холодно, поэтому мы добудем огонь, чтобы согреться») И.п.- сидя в постели, ноги скрестно. Быстро растирать свои ладоши до появления тепла, затем тёплыми ладонями « умыть» лицо. ( 3-4раз)
2. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)
– Ходьба босиком по корригирующим дорожкам. Ходьба на носках, пятках, на внешней стороне стопы.
– И.п.- сидя на стульчиках. « Согреем наши ножки». Ноги вытянуть вперёд, сжимать и разжимать пальцы на ногах. (6-8раз)
– И. п. – сидя на стульчиках. Ноги вытянуть вперёд, тянуть ноги то носками, то пятками. (6-8раз)
– И.п. – сидя на стульчиках. Ноги вытянуть вперёд и соединить, рисовать ногами в воздухе различные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). ( 6-8 раз) – И.п.- то же, ноги – ступнями на полу. Поднимать вверх пальцы ног, не отрывая ступни от пола (6-8 раз).
3. Профилактика нарушений осанки ( 2-3 мин.)
«У меня спина прямая» И.п. – узкая стойка, руки за спину, сцеплены в замок.
- «У меня спина прямая, я наклонов не боюсь» ( наклоны вперед)
- « Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь» ( действия в соответствии с текстом)
- « Раз, два. три, четыре, три, четыре, раз, два!» ( повороты туловища-руки на поясе).
- « Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу» (ходьба на месте)
- « Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два» ( повороты туловища)
- « Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать» ( действия в соответствии с текстом)
- « Наклонюсь туда- сюда! Ох, прямешенька спина!»(наклоны туловища, руки скользят по бёдрам).
4. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой)
Комплекс №2
1. Гимнастика в постели ( 2-3- мин.)
– И.п.:-лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1- Прижать подбородок к груди ( не поднимая головы), носки потянуть на себя; 2- и.п. (3-4 раз)
– И.п.- лёжа на животе, руки – вверх, голова опирается лбом, пятки вместе, носки оттянуты. 1- потянуться головой и руками в одну сторону, ногами в противоположную; 2- И.п. ( 3-4 раз)
– Игра «Зима и лето» И.п.: лёжа на спине. На сигнал « Зима»- дети должны свернуться в клубок, изображая, что им холодно. На сигнал « Лето!» – раскрываются, расслабляются.
2. Профилактика плоскостопия (2-3- мин.)
– Ходьба друг за другом ( босиком)
«На огород мы наш пойдём.
Овощей там наберём».
– (Ходьба на носках)
«Дорога коротка, узка.
Идём, ступая мы с носка!
– (Приставной шаг боком с « пружинкой)
«По бордюру мы идём
Приседаем мы на нём»
– (Ходьба с перекатом с пятки на носок, держа туловище прямо и глядя вперед)
«Усталые ножки
Шли по дорожке».
– (Сидя на стуле, поднимать и опускать носки ног, не отрывая пяток от пола. ( 6-8- раз)
«На камушек мы сели,
Сели, посидели».
(Погладить мышцы ног и ступни)
«Ножки отдыхают,
Мышцы расслабляют»
3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)
«Подсолнух» – Посреди двора золотая голова.
И.п. – о.с.1- поднять руки через стороны вверх, встать на носки; 2- вернуться в исходное положение.
«Морковь» – За кудрявую косу
Ее из норки я тащу. И.п.- стоя на коленях. 1- наклон вперёд, руки вперед- вниз; 2- вернуться в и.п.
«Репка» – « Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок».
И.п.- с прямыми ногами, руки впереди, внизу, 1- поднять руки через стороны вверх, 2- вернуться в и.п.
«Картошка» –
И зелён, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко – под кустом картошка.
И.п. – лёжа на спине. I- поднять руки и ноги под углом 45° вверх; 2- вернуться в и.п.
«Капуста» –
Лоскуток на лоскуток- зелёная заплатка,
1- согнуть ноги в коленях вверх, руки перевести на спину; 2- вернуться в и.п.
«Пугало»
«Кто стоит на палке
С бородою из мочалки
Ветер дует- он шумит,
Ногами дёргает, скрипит»
Прыжки на двух ногах, руки- в стороны, вниз, в чередовании с ходьбой.
5. Водные процедуры ( умывание, обливание прохладной водой).
Комплекс №3
1. Гимнастика в постели ( 2-3- мин.)
– (Дети ложатся на кровати, «свернувшись клубочком»)
А у нас котята спят. Мур- мур, мур-мур!
Просыпаться не хотят. Мур- мур, мур-мур!
Тихо спят спина к спине и мурлыкают во сне:
Мур- мур, мур-мур! .мур- мур-мур !
– (Поворачиваются на спину и делают вращательные упражнения руками и ногами)
Вот на спинку все легли. Мур- мур, мур-мур!
Расшалились все они. Мур- мур, мур-мур!
Лапки вверх, и все подряд, все мурлыкают, шалят.
Мур- мур, мур-мур! .мур- мур-мур !
2. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)
– (Бесшумная ходьба на цыпочках)
«Вам покажем мы немножко,
Как ступает мягко кошка
Еле слышно- топ-топ-топ,
Хвостик снизу: оп-оп-оп»
– (Высокие, легкие прыжки с ноги на ногу по кругу)
«Но, подняв свой хвост пушистый,
Кошка может быть и быстрой»
– (Прыжки на двух ногах на месте, как можно выше).
«Ввысь бросается отважно.
Скок да скок, еще подскок».
– (Громко мяукают и убегают на стульчики)
«А потом мяукает «Мяу»!
Я в свой домик убегаю!»
Самомассаж стоп
И.п.- сидя на стульчиках, положить ногу на ногу. На правой руке сгибают пальцы, делая « щепоточку», и проводят энергично ими по ступне левой ноги; повторяют всё с правой ноги.
3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)
- «Поза сердитой кошки» И.п,- встать на колени, затем руки и бедра поставить перпендикулярно на пол и параллельно друг другу. Голову опустить, а спину плавно выгнуть вверх. Сосредоточивать внимание на позвоночник.( 10-15 секунд)
- «Поза доброй кошки» И.п. – то же. Голову поднять, плавно максимально прогнуться в пояснице ( 10-15 секунд)
- « Хвостик» И.п. – то же. Двигать бёдрами вправо- влево, как « кошечка» вертит своим хвостом», сначала в медленном темпе, потом постепенно ускоряя.
- «Кошка- царапушка». И. п.- стоя, руки вытянуты вперёд. Вдох через нос – кисти к плечам, отводя локти назад и сжимая пальцы в кулачки; лопатки должны сойтись вместе. Резкий выдох через рот (ф-ф-ф-..).- выбросить вперёд руки с широко расставленными пальцами, совершая энергичные движения, как бы царапая пространство перед собой.
- Массаж спины «Дождик»
Дождик бегает по крыше – Бом-бом, бом-бом!
По весёлой звонкой крыше – Бом-бом, бом-бом! ( встать друг за другом паровозиком и похлопывать друг друга по спине)
– Дома, дома посидите – Бом-бом, бом-бом!
Никуда не выходите – Бом-бом, бом-бом!( постукивание пальчиками)
– Почитайте, поиграйте – Бом-бом, бом-бом!
А уйду, тогда гуляйте… Бом-бом, бом-бом!( поколачивание кулачками)
– Повторение 1 куплета ( поглаживание ладошками)
4. Водные процедуры ( умывание, обливание прохладной водой)
Комплекс №4
1. Гимнастика в постели ( 2-3 мин.)
– Потягивание («Снежная королева произнесла волшебные слова, и дети стали расти во сне»)
И.п.- лёжа на спине, руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу ( то носком, то пяткой), можно потянуться одновременно руками, ногами.
– Игра « Зима и лето». (напряжение и расслабление мышц»)
И.п.- лёжа на спине. На сигнал « Зима !» дети должны свернуться в клубок, дрожать всем телом, изображая, что им холодно. На сигнал « Лето!» дети раскрываются, расслабляют мышцы тела, показывая, что им тепло.
2. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)
– Игра на внимание « Тропинка». По команде воспитателя « тропинка», дети становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, опуская голову чуть-чуть вниз. По команде « Кочка», дети направляются к центру круга, подняв соединённые руки вверх. На слово « Кочки», дети приседают, положив руки на голову.
- Поднять ноги, согнутые в коленях, держать их на весу несколько секунд, затем опустить ( 4-5 раз)
- « Весёлые ножки»: выставить одну ногу вперед на пятку, затем на носок и убрать под стул ( 4-5- раз)
3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)
– Прыжки на месте на двух ногах, руки слегка согнуты ( «лапки»). «Скачут, скачут во лесочке Зайцы- серые клубочки». – Прыжки вперед-назад «Прыг-скок, прыг-скок- – Встать прямо, руки опустить. «Встал зайчонок на пенёк Всех построил по порядку Стал показывать зарядку – Шаг на месте «раз, шагают все на месте. – Руками перед собой выполняют движение «ножницы» «Два!» Руками машут вместе. Присесть. Встать. «Три!» Присели, дружно встали ! – Почесать за ухом. «Все за ушком почесали» – Выпрямиться. «На четыре потянулись» – Прогнуться, наклониться вперед «Пять! Прогнулись и нагнулись» «Шесть! Все встали снова в ряд» – Маршируют по кругу. «Зашагали как отряд»
4. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой)
Комплекс №5
1. Гимнастика в постели (2-3- мин.)
– Потягивание. И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать правую, левую руку вверх, тянуться, отпустить. ( тоже самое поочередно левой рукой, правой и левой ногой)
– «Отдыхаем» И.п. – лёжа на животе с опорой на локти, ладошками аккуратно поддерживаем подбородок. Поочерёдно сгибать и разгибать ноги в коленях.
2. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)
Упражнение с обручами.
Дети встают в круг. Каждый держится за свой обруч и за обруч другого ребёнка. Получается замкнутый круг – « карусель». На слова « Еле-еле
еле-еле завертелись карусели» – все начинают двигаться приставным шагом. Затем на слова « А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом!- все бегут, на слова « Тише!, тише, не спешите, карусель остановите!»- дети переходят на ходьбу. Педагог предлагает разобрать карусель, а с обручем выполнить упражнения.
3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)
– дети весело идут, они обручи несут.
(идти друг за другом, держа на плече обруч)
– Стали обруч поднимать, стали обруч опускать ( поднять обруч вверх и опустить вниз)
– Вот в окошко посмотрели ,
И все дружненько присели (присесть, вытягивая руки с обручем вперёд)
– Дружно сделаем наклон,
И все спиночку прогнём (наклоны вперёд, вытягивая руки с обручем перед собой)
– Вправо обруч повернём, влево обруч повернём ( повороты вправо, влево обручем)
– Обруч мы не отпускаем, через обруч проползаем ( продеть обруч сверху вниз)
– Ручками его возьмём, ножками перешагнём (держа руки рядом, взять обруч двумя руками и перешагнуть через него вперёд и назад, высоко поднимая ноги)
– Обруч на пол опускаем, и прыжки мы начинаем ( прыжки на двух ногах в обруче и перешагивая через него)
4. Массаж спины
Дождик бегает по крыше- Встать друг за другом « паровозиком»,
Бом! Бом! Бом! и похлопывать друг друга по спине весёлой звонкой крыше
Бом! Бом! Бром!
Дома , дома, посидите- Постукивание пальчиками
Бом! Бом! Бом! Никуда не выходите- Бом! Бом! Бом!
Почитайте , поиграйте- Поколачивание кулачками
Бом! Бом! Бом! А уйду – тогда гуляйте- Бом! Бом! Бом!
Дождик бегает по крыше- Поглаживание ладошками Бом! Бом! Бом! По весёлой звонкой крыше Бом! Бом! Бом!
5. Водные процедуры (умывание , обливание рук прохладной водой)
Комплекс №6
1. Гимнастика в постели.
И.п.- ребенок лежит на спине, руки вдоль туловища: прижать подбородок к груди ( не поднимая голову), носки потянуть на себя; потянуться, стремясь макушкой в одну сторону, пятками в противоположную сторону, вернуться в исходное положение.
– И.п.- лёжа на животе, руки вверх, голова опирается лбом, пятки вместе, носки оттянуты: потянуться головой и руками в одну сторону, ногами в противоположную, расслабиться.
2. Самомассаж, предотвращающий простуду (2-3 мин.)
Воспитатель: Выпал снег, но вот досада- Не готовы мы к зиме Простужаться нам не надо Сделаем массаж себе!
(Дети делают себе точечный массаж биологически активных зон, предотвращающий простуду):
– Утка крякает, зовёт всех утят с собою,
(Поглаживать шею ладонями сверху вниз)
– А за ними кот идёт, словно к водопою.
(Указательными пальцами растирать крылья носа)
– У кота хитрющий вид, их поймать мечтает!
(Пальцами поглаживает лоб от середины к вискам)
– Не смотри ты на утят-
Не умеешь плавать!
(Раздвинув указательный и средний пальцы, сделать «вилочку» и массировать точки около уха)
3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)
- «Лыжник»: имитация ходьбы на лыжах в течении 1,5 минут
- «Дерево»: ноги и туловище стоят неподвижно, а руки и пальцы имитируют колебание ветвей на ветру. Стоят деревья в инее-
То белые, то синие.
- « Птица»: рука выводится вперед на 45 от туловища, большим пальцем вниз. Затем отводится вверх и в сторону.
На деревья посмотри-
Прилетели снегири.
- « Будут на зиму дрова»: встать в пары, взявшись за правые руки, левую руку спрятать за спину и имитировать движения пальчиков.
Приговаривая:
Мы сейчас бревно распилим, Пилим- пилим, пилим-пилим
Раз-два, Раз-два!
Будут на зиму дрова’
4. Пальчиковая игра «Снеговик»
– Давай дружок, смелей дружок,
– Кати по снегу свой снежок
(Показать, как летят снежки)
– Он превратится в толстый ком.
(Показать руками перед собой большой ком)
– И станет ком Снеговиком.
(Поставить руки на пояс, покачать головой и улыбнуться)
– Его улыбка так светла (улыбаться)
– Два глаза., шляпа., нос… метла…
(Руками показать на глаза, голову, нос, поднять одну руку вверх, раздвинув пальцы ( « метла»)
– Но солнце припечёт слегка-
Увы, и нет Снеговика.
(Развести руки в стороны)
5. Водные процедуры. (умывание, обливание рук прохладной водой)
Комплекс №7
1. Гимнастика в постели ( 2-Змин. )
– И. п. – лёжа на спине, голова , туловище, ноги- на одной прямой линии, руки вдоль туловища, прижать подбородок к груди. Носки на себя; потянуться сначала одной пяткой, затем другой; макушка стремиться в противоположную сторону; вернуться в исходное положение.
– И.п.- лёжа на животе, руки вверх. Голова опирается лбом: потянуться, макушкой стремясь в одну сторону, а руками давить таз, оттягивая его в противоположную, вернуться в и.п.
2. Коррекционная физминутка. « Прогулка в зимнем лесу» для улучшения зрения (2-3 мин.)
– Мы пришли в зимний лес. (Ходьба по кругу)
– Сколько здесь вокруг чудес! (Развести руки в стороны)
– Справа берёзка в шубке стоит (Руки отвести вправо и посмотреть на неё). – Слева ёлка на нас глядит (Отвести руку влево и проследить за ней взглядом) – Снежинки в небе кружатся, (Дважды « фонарики» и посмотреть вверх) – На землю красиво ложатся.( Кружась, присесть). – Вот и зайка поскакал, от лисы он убежал (Прыжки на 2-х ногах на месте). -Это серый волк рыщет, он себе добычу ищет!( Руки на поясе, наклоны в стороны) – Все мы спрячемся сейчас, не найдёт тогда он нас!(Медленно присесть, прячась) – Лишь медведь в берлоге спит, так всю зиму он проспит (Имитировать сон) – Прилетают снегири, ух, красивые, они!( Имитировать полёт птиц) – В лесу красота и покой (Развести руки в стороны) – Вот только холодно зимой (Обхватить руками плечи)
3. Оздоровительный массаж всего тела ( 2-3 мин.) (делать быстрые, частые хлопки на соответствующие слова): – Чтобы не зевать от скуки,
Встали и потёрли руки,
А потом ладошкой в лоб-
Хлоп-хлоп-хлоп.
-Щёки заскучали тоже?
Мы и их похлопать можем.
Ну-ка дружно, не зевать:
Раз- два- три-четыре-пять.
– Вот и шея. Ну-ка, живо
Переходим на загривок.
– А теперь уже, гляди,
Добрались и до груди.
Постучим по ней на славу:
Сверху, снизу, слева, справа.
– Постучим и тут и там,
И немного по бокам.
Не скучать и не лениться !
Перешли на поясницу.
Чуть нагнулись, ровно дышим.
Хлопаем, как можно выше.
4. Профилактика плоскостопия ( 2-3 мин.)
- Выполнять круговые движения в одну и другую сторону большими пальцами ног.
- Дети должны взять платочек от воспитателя пальцами ног и удержать на весу.
- Дети расстилают платочек на полу и пальцами сначала правой ноги собирают его и поднимают, удерживая пальцами ноги; затем, то же самое делают пальцами левой ноги.
5. Водные процедуры ( умывание, обливание рук прохладной водой)
Комплекс №8
1. Гимнастика в постели (2-3 мин.)
– Потягивание.- И.п.- лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать правую ( левую) руку вверх, тянуться, отпустить, ( то же самое поочередно левой рукой, правой и левой ногой).
– Отдыхаем! – И.п. – лежа на животе с опорой на локти, ладонями аккуратно поддерживать подбородок. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях.
Детям загадывается загадка: Он пасётся на лугу,
Ест зелёную траву.
Только скажешь ему: «Но!»
Понесётся он легко. (Конь)
2.Физминутка « Цок-цок-цок» (2-3мин)
Громко цокают копытца (Ходьба на месте)
По мосту лошадка мчится (Прямой галоп)
Цок –цок-цок! За ней вприпрыжку
Жеребёнок и мальчишка (Поскоки друг за другом )
Цок – копытца жеребёнка (Топнуть правой ногой) Цок – каблук о доски звонко (Топнуть левой ногой) Понеслись, лишь пол клубится («Моталочка» руками) Всем пришлось посторониться (Попятиться на пятках назад)
3. Профилактика нарушений осанки (2-3 мин.)
- «Почки-листочки» И.п.- поднять руки вперёд. Пальцы сжать в кулак – « почки» разжать кулаками – « распустились листочки».Поднять руки вверх и повторить то же самое;
- Наклоны в стороны;
- «Кустик дерево» И.п. – стоя, руки в стороны; на 1- присесть, руки вперед; 2- вернуться в и.п.; 3- встать на носки, руки вверх; 4- вернуться в и. п;
- « Где берёзка, где рябина?» И.п. – ноги расставлены на ширине плеч, руки внизу повороты в стороны, руки отвести в ту же сторону;
- «Достань веточку»: высокие прыжки с хлопками над головой, чередуя с ходьбой.
4. Профилактика плоскостопия (2-3 мин.)
- Ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку.
- Ходьба с разными положениями стоп – на внешней стороне стопы, со сведёнными носками ног, пятки раздвинуты, с сильно раздвинутыми носками ног.
- Ходьба боком по толстом?