Храпачев полеты во сне и наяву
Вадим Храпачёв — Электронные композиции для к/ф «Полёты во сне и наяву» 7″ (2016)
#вадим_храпачёв #полёты_во_сне_и_наяву #synthi_100 #soundtrack #disco #ambient #baranrecords #архив
Летом этого года нам удалось убедить заслуженного деятеля искусств Украины, кинокомпозитора Вадима Храпачёва поделиться с миром оригинальными фонограммами для художественного фильма «Полёты во сне и наяву», снятого Романом Балаяном на киностудии имени Aлександра Довженко и вышедшего на экраны в 1983 году. И мы несказанно рады что нам выпала честь представить этот уникальный материал на пластинке.
Поиск в хорошем качестве двух электронных композиций, звучащих в фильме, долго сводил с ума не только серьёзных и опытных меломанов, но и просто любителей потанцевать под ненавязчивое диско. До сих пор никому как следует не удавалось связаться с композитором и уточнить все детали по поводу саундтрека к «Полётам», и постепенно по интернету расползлись слухи о том, что это могли бы быть вовсе и не его работы, а, например, какие-то секретные записи Вангелиса или неизданные опусы Эдуарда Артемьева. Помимо этого, внимательные слушатели предполагали что все партии этих песен прописаны на легендарном аналоговом синтезаторе Synthi 100 производства английской фирмы EMS, единственном экземпляре на весь Союз в то время. И вот настал момент истины.
Первая сторона этой 7″ пластинки, «Танец» — та самая тема, которая звучит фоном на приеме у скульптора, в оригинальной тональности и темпе, в котором её подготовил композитор для картины. Поскольку работа с фильмом, как правило, диктует очень жесткие хронометражные рамки, то плёнку с этой композицией, вероятней всего, немного ускорили для достижения максимальной синхронизации музыки со сценой. Нам ещё предстоит позвонить режиссёру Роману Балаяну и прояснить эту деталь. К сожалению, поиски “ускоренной” версии в приемлемом качестве успехом не увенчались, но, на наш взгляд, оригинальная композиторская работа имеет более органический и естественный грув (впрочем, на любой современной вертушке всегда можно добиться желаемой скорости и высоты тона, если это так небходимо).
Небезынтересна и вторая композиция под названием «Финал», фрагменты которой можно услышать в начале и в конце фильма. В середине этой темы присутствуют несколько повторяющихся струнных аккордов, исполненных государственным симфоническим оркестром УССР под управлением Фёдора Глущенко, давнего друга и коллеги композитора. Изначально они были записаны на пленку в Киеве и позже сведены и зациклены Храпачёвым на многодорожечном магнитофоне в Москве, где композитор завершал работу для картины. И да, информация о том, что при записи использовался легендарный Синти 100 в итоге подтвердилась, и в конце «Финала» как раз можно услышать тот редкий момент когда звучат все 12 генераторов этого культового инструмента, заканчивая песню мощным электрифицированным аккордом.
Обе записи и настройку синтезатора ассистировал штатный звукорежиссер всесоюзной грамфирмы «Мелодия» Юрий Богданов, который приложил руку к большинству издаваемых ею пластинок. Он же играл в «Танце» на гитаре. Сам синтезатор на тот момент располагался в одной из малых студий грамфирмы и числился на балансе «Мелодии». Примечателен и тот факт, что в конце 80-х грамфирмой была собрана 10″ пластинка с избранными работами Храпачёва: в неё, помимо вышеупомянутых электронных тем, должны были входить композиции для фильмов «Два гусара» Вячеслава Криштофовича и «Поцелуй» Романа Балаяна. Материал для пластинки был фактически готов, прошел ОТК, но по какой-то причине не прошел худсовет, а вскоре «Мелодия» и вовсе развалилась. Развал «Мелодии» в начале 90-х — большая утрата, ощутима для всех любителей винила и по нынешний день, так как вместе с некоторыми редкими и неизданными записями в это же время навсегда были утрачены все заводы (а их было немало: в Апрелевке, Москве, Ташкенте, Риге, Ленинграде), а оборудование вывезено в неизвестном направлении.
Что касается Synthi 100, то судьба этого незаурядного инструмента сложилась не так уж и плохо. Изобретённый в Великобритании инженером русского происхождения Питером Зиновьевым, синтезатор попал в СССР в середине 70-х благодаря стараниям Дмитрия Шостаковича. Самой большой волной интереса к инструменту можно обозначить 80-е: в те времена на нем творили как именитые композиторы, так и поп-продюсеры. Перечень музыкантов, соприкасавшихся с синтезатором получается внушительным: помимо Вадима Храпачёва, его использовали композиторы Александр Зацепин, София Губайдулина, Владимир Мартынов, Борис Петров, Алексей Рыбников, Виктор Бабушкин, Александр Журбин; джаз-, рок- и поп-звёзды Александр Градский, Игорь Лень, Игорь Назарук, Павел Овсянников, ну и само собой звукорежиссер и гитарист Юрий Богданов, который, пожалуй, лучше всех разбирался в тонкостях настройки этого аппарата и плотно работал вместе с композиторами на записях, связанных с этим инструментом.
Но самым плодотворным и активным пользователем Синти 100 был, естественно, Эдуард Артемьев. Студия «Мелодии», где находился синтезатор, была по сути его собственной лабораторией по исследованию электронных тембров. Именно в 80-х было выпущено большинство его дисков, которые частично или почти полностью состояли из звуков, смоделированных на Синти 100. Тем не менее, полноформатных релизов, полностью посвященным этому синтезатору было очень мало: помимо пластинок Артемьева можно упомянуть разве что LP «Память», довольно интересную и очень недооцененную работу пианиста и композитора Бориса Петрова.
Под конец 80-х интерес публики к синтезатору постепенно угас, а в начале 90-х состояние инструмента было близким к катастрофе — очевидцы утверждают, что видели его внутренности чуть ли не на мусорке. Тем не менее, основные сохранившиеся блоки синтезатора загадочным образом всплыли в плачевном состоянии под конец двухтысячных в Канаде, где пару лет этот инструмент мучительно восстанавливали. Ныне советский Синти 100 пребывает в канадском Национальном музыкальном центре (www.nmc.ca) в порядке и добром здравии.
Электронные композиции для кинофильма «Полёты во сне и наяву» — единственные работы Вадима Храпачёва, в которых использовался Синти 100. У композитора еще достаточно интересных электронных произведений, но с применением уже более современных аналоговых синтезаторов. За свою продолжительную композиторскую карьеру Вадим Храпачёв написал саундтреки к более чем сотне произведений киноискусства, включая как игровое кино, так и документальные и анимационные фильмы, а также сочинял музыку для театральных постановок. Как профессионал высшего класса он легко мог переключаться между жанрами, сохраняя при этом свой характерный почерк — среди его работ можно встретить и джаз, и классику, и электронную музыку, в общем то, что максимально подходит по настроению к ключевым моментам той или иной кинокартины. Будем надеяться, что большинство работ Храпачёва нам удастся представить в будущем на пластинках. Как выяснилось из нашего недавнего с ним разговора, не все произведения, учитывая тогдашнюю специфику кинопроизводства, удалось сохранить, но это уже другая история.
О самом фильме «Полёты во сне и наяву», равно как и его звёздном составе и поистине культовом статусе (в год его активного показа в 1983 году фильм посмотрело более шести миллионов зрителей), пожалуй, много говорить не будем, приведем всего несколько интересных фактов, парочку из которых нам поведал сам композитор:
– ни для кого не секрет, что по оригинальному сценарию Виктора Мережко герой Янковского в финале картины должен был погибнуть. И режиссёр фильма Роман Балаян вместе со сьемочной группой приняли единственное правильное решение, переделав концовку и сделав её открытой — под композицию «Финал» главный герой как бы погружается в эмбриональное состояние, зарываясь в стог сена.
– помимо электронных композиций, абсолютно весь саундтрек, включая джазовый кавер на Strangers In The Night, был сочинён Вадимом Храпачёвым, исключение составляет лишь «Разноцветные ярмарки» Марыли Родович в исполнении Валерия Леонтьева, которая звучит под конец фильма.
– несмотря на то, что программирование и синтезирование струнных тембров на синтезаторе Синти 100 довольно трудоемкое занятие (как-никак 12 генераторов), обе композиции были записаны довольно быстро — в день рождения Балаяна, 15 апреля, и на следующий день, 16 апреля 1982 года.
– побывав на одном из показов фильма в Киеве в 1983 году, композитор наблюдал как публика, в основном суровые мужики, покидала кинотеатр после окончания сеанса вся в слезах, настолько точно в этой драме Олегом Янковским был передан образ и душевные метания главного героя Сергея Макарова — потерявшегося советского человека, переживающего кризис среднего возраста (Янковский, кстати, получил за эту роль Государственная премию СССР в 1987 году).
– лужайка под Владимиром, где снималась финальная сцена фильма, была лично выкошена композитором вручную.
Оформить заказ пластинки можно на нашем сайте www.baranrecords.com
Источник