Хорош лес весной когда он начинает пробуждаться после зимнего сна
Контрольный диктант (№8) ( без грамматического задания)
В-1
Скоро весна
В природе чувствуется приближение весны. Уже раньше поднимается солнце. На осине, берёзе и тополе набухают почки.. Звенят весёлые ручейки. Скоро расцветут подснежники, незабудки, ландыши.
Прилетели первые вестники весны. Скворцы расселяются в домиках, которые сделали им заботливые ребята. Вот по пашне ходит белоногий грач, заливается в небе жаворонок.
Радостно встречают весну и воробьи. Они чирикают, купаются в песке, прыгают по дорожке.
Около речки толпятся ребятишки и смотрят на ледоход. Льдины бьются друг о друга и исчезают под водой. От речки веет свежим весенним ветерком. С наслаждением играешь в мяч, собираешь первые весенние цветы.
Хорошо дышится весной! Весна – счастливое время года.
https://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/kontrolnye-diktanty-v-5-klasse
Контрольный диктант (№8) ( без грамматического задания)
по теме: «Повторение пройденного в 5 классе»
В-2
Русский лес
Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.
В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые березки.
Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нем бурная жизнь. Тает снег. Все больше слышатся в лесу голоса птиц. На лесных полянках появляются проталины, ковром разрастаются подснежники. На кочках видишь крепкие листочки брусники.
Многое услышишь в весеннем лесу. На вершине высокой ели распевает дрозд. Тонко пищат рябчики, на болоте возятся журавли. Над желтыми пуховками ивы жужжат пчелы. (101 слово)
https://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/kontrolnye-diktanty-v-5-klasse
У скворцов вылупились птенцы. Птенец скворца есть истинное чудовище. Оно состоит целиком из головы, а точнее из огромного, желтого по краям, необычайно прожорливого рта. Для заботливых родителей наступило самое хлопотливое время. Сколько маленьких ни корми – они всегда голодны. А тут еще постоянная боязнь кошек и галок. Страшно отлучиться далеко от скворечника.
Но скворцы – хорошие товарищи. Как только галки или вороны повадились кружиться около гнезда, сразу назначается сторож. Сидит дежурный скворец на маковке самого высокого дерева и зорко смотрит во все стороны. Чуть показались близко хищники, сторож подает сигнал. Тут же все скворечье племя слетается на защиту молодого поколения.
(По А. Куприну)
(98 слов)
Задания к тексту:
1) Какова роль первых предложений каждого абзаца? Определите тему текста. Озаглавьте текст.
2) Выпишите слова с орфограммой “Буквы после шипящих”. Распределите их по группам: буквы о, е после шипящих; буквы а, и, у после шипящих; мягкий знак после шипящих.
3) Найдите в тексте слова с орфограммами “Буквы и, ы после ц”, “Буквы о, е после ц”. Объясните написание этих слов.
https://www.1variant.ru/2011-10-27-03-01-11/115—5-/1080——-5—–.html
ЗНОЙНЫЙ ПОЛДЕНЬ
Пышет знойный полдень. Совершенная тишина. Не колыхнет зеленый широкий пруд. Он точно спит в своих отлогих берегах. Камыши стоят неподвижно.
Материк и чистые от трав протоки блестят как зеркала. Все остальное пространство воды сквозь проросло разновидными водяными растениями. То яркие, то темные листья стелются по воде. Глубоко ушли их корни в тинистое дно. Белые и желтые водяные лилии, кувшинки и красные цветочки темной травы разнообразят зеленый ковер пруда.
Какая роскошь тепла! Какая нега и льгота телу! Как приятна близость воды и возможность освежить ею лицо и голову!
(По С. Аксакову)
(89 слов)
Задания к тексту:
1) Определите по толковому словарю значение слов нега, льгота (в словосочетаниильгота телу).
2) Выделите безударные окончания глаголов настоящего времени, определите их сопряжение.
3) Выпишите слова с чередованием гласных в корне, выделите корень, подберите однокоренные слова.
4) Какие виды предложений по интонации вы знаете? При ответе используйте примеры предложений из текста.
https://www.1variant.ru/2011-10-27-03-01-11/115—5-/1081——-5—.html
МАЛАЯ РОДИНА
Вот пишут: “Малая родина…”. Но что это такое? Где ее границы? Как исчислить, измерить, обскакать?
По-моему, малая родина – это окоем нашего детства. Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа.
Здесь эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от счастья жить на земле. Здесь впервые огорчилась, обронила первую слезу, разгневалась и пережила первое потрясение…
Конечно, у каждого человека есть своя малая родина.
Но такого окоемного обиталища хватает всем, чтобы за день набегаться до предела сил. И за вечерней кружкой молока начнет безвольно клониться головушка, и мать подхватит чадо и понесет к постели, как с поля боя уносит павшего сестра милосердия.
(По Е. Носову)
(110 слов)
Задания к тексту (на выбор учащихся):
1) Определите тему и основную мысль текста, найдите в нем ключевые слова;
– отметьте слова, лексическое значение которых вам следует уточнить в толковом словаре. Выпишите из словаря толкование значения этих слов;
– выпишите из текста многозначные, устаревшие слова; слова, образованные автором. Какова их роль в тексте?
– найдите слова, употребленные в переносном значении. С какой целью использованы эти слова?
– с помощью подбора однокоренных слов объясните значение слова окоем;
2) Какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?
– выполните разные виды разбора (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический).
https://www.1variant.ru/2011-10-27-03-01-11/115—5-/1082——-5—.html
Девочка спрыгнула с постели. Домик не двигался. Солнце ярко светило в окно. Элли подбежала к двери, распахнула ее и вскрикнула от удивления.
Ураган занес домик в страну необычайной красоты. Вокруг расстилался зеленый лес, по краям росли деревья со спелыми плодами. На полях виднелись клумбы розовых, белых, голубых цветов. В воздухе порхали крошечные птички, разноцветные бабочки.
На ветвях деревьев сидели красногрудые и золотисто-зеленые попугаи и кричали странными голосами. Невдалеке журчал прозрачный поток, в воде резвились серебристые рыбки.
Вдали виднелась целая толпа маленьких мужчин и женщин. Они стояли, перешептывались и переглядывались. Эти робкие люди приветливо улыбнулись девочке.
(По А. Волкову)
(96 слов)
Задания к тексту (на выбор учащихся):
1) Определите тему и основную мысль текста, найдите в нем ключевые слова;
– с помощью каких языковых средств предложения связаны друг с другом?
– с помощью каких языковых средств (лексических, грамматических) предложения соединяются в единое целое – текст?
– какую роль в тексте играют слова с переносным значением? Назовите их.
2) Произведите разные виды разбора (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический);
– составьте схемы сложного предложения и предложения с однородными членами;
– графически объясните орфограммы и пунктограммы.
https://www.1variant.ru/2011-10-27-03-01-11/115—5-/1085——-5—–.html
Грибной поход
В конце лета в окрестных лесах много грибов. И вот мы в лесу. Мы решили собирать только белые грибы, подосиновики и подберёзовики. Мы спустились по отлогому склону холма, и нас обступили берёзы. Среди них попадались осины и одиночные сосны.
Вокруг берёз разрослись целые семьи боровиков, которые здесь располагались плотно друг к другу. На полянках на зелёной травке хорошо выделялись яркие шляпки подосиновиков, жёлтые рыжики.
Грибы мы срезали, тщательно очищали от земли. Скоро мы стали встречать местных грибников с тяжёлыми полными корзинами и вёдрами.
Ветер играл берёзовыми и сосновыми верхушками. Внизу же было тихо. Мы устали, сели под деревьями, выложили нашу добычу, стали перебирать грибы.
Грамматическое задание:
- Выполнить синтаксический разбор предложений: 1 вариант – Грибы мы срезали…
2 вариант – Ветер играл…
- Выписать однокоренные слова. Какой частью речи являются эти слова? Записать формы одного из однокоренных слов.
https://algol.ucoz.ru/index/kontrolnye_diktanty_5_klass/0-30
Летнее утро поднимает с постели. Над рекой ещё расстилается туман. Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черёмухи. Пора отправляться за грибами.
Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берёз. Берёзка дружит с грибами. Под её покровом растёт всем известный подберёзовик.
Подосиновик – гриб яркий, стройный. Он не вылезает вдруг на дороге или тропке. Живёт он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь гриб, а рядом видишь ещё штук пять.
И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой. (97 слов). (По Г.Скребицкому)
Грамматическое задание
1. Выполнить фонетический разбор слов: сизую (1 вариант), яркую (2 вариант).
2. Выполнить разбор слова по составу: расстилается, подберёзовик(1 вариант), вылезает, подосиновик (2 вариант).
3. Выполнить морфологический разбор слов: поднимает, (за)грибами(1 вариант), живёт, шляпку (2 вариант).
4. Выполнить синтаксический разбор предложения: Летнее утро … (1 вариант) Живёт он… (2 вариант)
https://algol.ucoz.ru/index/kontrolnye_diktanty_5_klass/0-30
Весной
Хорош лес ранней и поздней весною, когда он начинает пробуждаться после зимнего сна. Жизнь в лесу нарастает с каждым часом. Весенние соки могучим потоком поднимаются по стволам и сучьям, набухают почки, зеленеет травка. Воздух при распускании почек свеж и пахуч. Слышится пение птиц.
Внезапно темнеет от туч небо. В тёплом воздухе воцаряется тишина. Вдруг раздаётся оглушительный гром, сверкает молния, обрушивается ливень, который нужен растениям.
Но небо быстро проясняется, и уже снова сияет солнце, журчит и сверкает под ярким лучом ручей. Дрозды набирают в клюв жидкую глину, сухие травинки. Они строят свой дом.
1.Разберите по членам предложение: Внезапно темнеет от туч небо(1 вар.); В тёплом воздухе воцаряется тишина ( 2 вар.).
2.Разберите по составу слова: нарастает, зимнего, травка ( 1 вар.), травинка, набирают, ранней ( 2 вар.).
3.Укажите падежи существительных в 3-м ( 1 вар.) и предпоследнем (2 вар.) предложениях.
4.Морфологический разбор глаголов: строят ( 1 вар.), слышится ( 2 вар.).
На охоте.
Охотник по узкой тропинке шёл от деревни к роще. Здесь он бродил и раньше. Местность ему знакома. За речкой лежит болото, а дальше лесная глушь.
Над мрачным болотом нависли клочья тумана. Тишина. Свежий ветерок колышет чуткую лесную траву, сушит росу. Сапог старика завяз в тине, и он с большим трудом вытащил ногу. Дальше надо продвигаться осторожно. Охотник шепчет псу: «Джек, иди!»
Собака бросается в заросли тростника и бесшумно прокрадывается по болоту. В кустах слышится шорох, и в небо взлетает утка. Старик поднял ружьё и выстрелил. Птица тяжело метнулась в чахлый березняк. Но от Джека не спрячешься и не спасёшься. Пёс несёт добычу в шалаш.
- Укажите склонение существительных и спряжение глаголов из 1-го предложения.
- Выпишите два словосочетания, соответствующие схемам
прил. + сущ. глагол + сущ.
- Разберите по составу слова лесная, ветерок (1 вар.), охотник, нависли ( 2 вар.).
- Обозначьте цифрами количество звуков и букв в словах местность ( 1 вар.), тростника ( 2 вар.).
Источник
Хорош лес ранней и поздней весною, когда начинает пробуждаться в нем сокрытая от глаз и ушей бурная жизнь. Тает зимний снег. Над головой видны осыпанные надувшимися смолистыми почками тонкие ветки берез. Все больше и больше слышится в лесу птичьих голосов. Начинают петь первые прилетные птицы, токуют в глухих местах тяжелые глухари. Опавшей хвоею осыпан под елями ноздрястый снег. На лесных полянах первые появились проталины. На обнажившихся кочках видны зеленые крепкие листочки брусники. Кое-где на пригреве начинают зацветать, ковром разрастаются подснежники-перелески. Пахнет смолистыми почками, корою деревьев. Поют дрозды. На вершине высокого дерева, весь в лучах восходящего солнца, воркует дикий голубь-витютень.
Придет радостный день – зеленою дымкой покроется опушка березового леса. Кукуют кукушки. По утрам перед рассветом слетаются на ток краснобровые красавцы тетерева-косачи. Вечером над вершинами леса тянут, хоркая и цвиркая, длинноносые вальдшнепы. Крякают над рекой дикие утки. На краю лесного болота высоко в небе токует баранчик-бекас.
Многое можно услышать в пробуждающемся весеннем лесу. Тонко пищат рябчики, гугукают по ночам невидимые совы. На непроходимом болоте водят весенние хороводы прилетевшие журавли. Над желтыми золотистыми пуховками цветущей ивы жужжат пчелы. А в кустах на берегу реки защелкал, звонко запел первый соловей.
Кто из вас не побывал знойным летом в прохладном темном лесу! Примолкли самые голосистые птицы, уже не поют по закрайкам леса звонкоголосые соловьи.
Идешь по лесу, хорошенько приглядываясь, – нужно уметь находить грибные места, знать, где какой растет гриб. Вот под деревьями смешанного леса краснеет шляпка подосиновика. Нагнешься, срежешь ножом толстый корешок гриба, аккуратно положишь находку в корзинку. Кое-где попадаются крепкие боровики, приятно взять в руки холодноватый гриб. Вот широким хороводом рассеялись на поляне красивые красные мухоморы. В сосновом бору попадаются рыжики. В молодом березовом лесу густо сидят грибы подберезовики.
На лесных открытых полянах зреет душистая вкусная земляника. В середине лета поспевает лесная малина. А по закрайкам болот созревает черника, краснеют на зеленых ветках ягоды брусники.
Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных кленов, осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берез пожелтевшие легкие листья. От дерева к дереву протянуты тонкие серебристые нити липкой паутины. Тихо в осеннем лесу. Шелестит под ногами опавшая сухая листва. Кое-где краснеет шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, про кличут высоко в небе пролетающие косяком журавли.
Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу. Бабьим летом называли на деревне это осеннее краткое время. Прозрачен осенью и чист воздух, прозрачна вода в лесных ручьях. Каждый виден на дне камешек. Еще цветут поздние осенние цветы. Готовятся к отлету певчие птицы. Нет-нет затрещит в лесу дрозд, застучит на сухом дереве труженик-дятел. Еще зеленый, роняя спелые желуди, стоит на краю леса старый развесистый дуб. Но уже оголились вершины берез. На темном фоне сплошного елового леса отчетливо видны яркие краски кленов и осин. Уже облетели, плавают на воде легкие пожелтевшие листья ив. Хорошо в осеннем цветистом лесу, долго не хочется уходить из него, прощаться с золотыми осенними днями.
Дуб
В русских наших лесах, пожалуй, нет дерева мощнее и красивее зеленого дуба. В народных русских сказках и былинах недаром поминался дуб-богатырь. Крепок ствол старого дуба, его развесистые ветви.
Когда-то, еще в давние времена, дубов росло много в наших лесах. Такие леса назывались дубравами. Чистых дубрав осталось теперь очень мало. С давних пор крепкая древесина дуба шла на различные нужды. Из дубовых лесов строили некогда корабли. Готовясь к Азовскому походу, царь Петр под Воронежем, где было много дубрав, основал корабельные верфи.
Теперь дубы встречаются редко. В старинных парках, кое-где в лесу и в чистом поле можно увидеть старый развесистый дуб. В сплошных лесах дуб высоко возносит зеленую свою крону. А вырастая на свободе, обычно широко раскидывает густые крепкие ветви, покрытые зеленой жесткой листвою.
Кто из вас не любовался старыми дубами! В вершинах развесистых дубов вьют гнезда птицы. При сильных ветрах грозно шумит зеленая вершина. Весною позже других деревьев распускаются на дубах почки. Люди давно приметили, что в это время обычно дует холодный северный ветер.
Еще в раннем детстве моем я любил ходить на знакомый Ровок, где росли развесистые дубы, под которыми летом цвели ландыши, созревала душистая земляника. Осенью я собирал под дубами красивые крепкие желуди. Зеленая листва дубов крепка и упруга. Пожелтевшие мертвые листья висят иногда на дубах всю долгую зиму. Едешь, бывало, в санях по зимней снежной дороге в холодную ветреную ночь, услышишь шелест мертвой дубовой листвы.
Когда-то зеленые дубравы росли по всей России, обычно по берегам малых и больших наших рек. Подмытые вешними водами стволы старых дубов падали в воду, лежали на дне реки, которая заносила их песком и илом. В отличие от других деревьев, дуб не гниет в воде. Пролежав десятки и сотни лет на дне реки, древесина дуба становится черной. Из такого мореного дуба делали дорогую прочную мебель. Стол, на котором я пишу, сделан из мореного дуба. Некогда этот стол стоял в комнате моего дядюшки, и ребенком я ходил под него пешком. Я очень люблю письменный стол, сделанный руками дядюшки, и не расстаюсь с ним со времени счастливого детства.
Дуб – теплолюбивое и светолюбивое дерево. В лесах далекого Севера дубов не увидишь. На высоких горах Кавказа я видел много зеленых развесистых дубов. Много старых дубов видел и в Беловежской Пуще. Стволы старых дубов, покрытые жесткой потрескавшейся корою, возносились высоко в небо. Дикие свиньи – кабаны собирали под ними желуди.
Несмотря на свою силу, дуб – дерево нежное, боится крепких морозов. В суровую морозную зиму 1939 года, когда в России погибло много фруктовых садов, умирали, замерзали и дубы, стоявшие одиноко. Дуб растет очень медленно. Ученые-лесоводы утверждают, что некоторые дубы живут до тысячи лет. Тот, кто захочет вырастить дуб, должен запастись терпением на долгое время. Выросшие из желудей маленькие дубки медленно поднимаются над землею. Нужна не одна человеческая жизнь, чтобы вырос настоящий дуб-богатырь.
Береза
Из всех деревьев русского леса милее всех мне наша береза. Хороши и чисты березовые светлые рощи. Белы стволы берез, покрытые тонкой берестою. Особенно хорош березовый лес весной. Как только сойдет в лесу снег, набухают на березах смолистые душистые почки. Из каждой случайно надломленной ветки березы каплет живительный сладкий сок. Множество пролетных певчих птиц собирается в березовых рощах. Поют голосистые дрозды, кукуют кукушки, с дерева на дерево перелетают шустрые синички. Ковром расстилаются, цветут внизу под березами голубые и белые подснежники-перелески.
Есть в русской природе особенный день, когда на березах начинает распускаться молодая листва. Выйдешь на волю и радостно ахнешь: зеленой нежной дымкой покрылись лесные опушки. Клейкой нежной листвою пахнет в березовой роще. Как хороши молодые березовые листочки! Войдя в лес, человек чувствует свежее дыхание пробудившейся земли. Пройдет день-другой – и все березы покроются молодой густой свежей листвою.
Источник
Тема «Весна» чаще всего используется учителями, когда они подбирают итоговые диктанты для 5 класса, как и для любого другого.
В этой подборке — 14 самых популярных диктантов. Они взяты из открытых источников. Мы их использовали для контроля знаний по русскому языку в этом, пятом, классе. Писали их через неделю. Проблем не возникало.
Ко всем диктантам я подобрала грамматическое здание, потому как: что же за диктант без него?
Диктант № 1: «Весна» (91 слово)
Небо над головой весеннее. В полях бегут шумные и говорливые ручейки.
Над влажной землёй взлетают высоко в небо жаворонки. Красиво журчат весёлые ручейки. Тонкие веточки кустов у берега низко наклоняются к реке.
Идёт весна по полям, гонит тучи с весеннего неба, тёплым ветром дышит на реку, солнечными лучами согревает землю. Тихий шорох и легкий шум проносится над рекой. Это ломается лёд. Солнце забирается в трещины, в них вспыхивают голубые, зелёные, жёлтые огоньки. И вот уже нет на реке прочного панциря изо льда. Льдины плывут, расходятся, сближаются и со звоном разбиваются.
Грамматическое задание:
1. Выполните фонетический разбор слов: кружатся, согревает.
2. Выполните морфемный разбор слов: забирается, прочного, огоньки, расходятся, весеннее, ветром.
3. Сделайте полный синтаксический разбор пятого предложения.
Диктант № 2: «Весенний снегопад» (100 слов)
Весна пришла с мартовскими грозами. Но вдруг на четвёртой неделе марта начался могучий снегопад. Всё в природе изменилось. Снег глухим одеялом закрыл землю и пищу. Птицам стало голодно. Уже давно не прилетали птицы на зимнюю кормушку, и горсть разбухших от сырости семечек не привлекла даже воробьёв. Но в этот день вспомнили пернатые о зимней столовой. Даже скворцы присели на край и осторожно склевали старые крошки. Другие птицы ищут спасения в паническом бегстве. Полетели на юг зяблики, певчие дрозды, жаворонки. Обгоняют их, легко преодолевают встречный ветер над Доном бесчисленные чибисы. Даже в полдень, когда стало пригревать солнце, поток пернатых не прекратился.
Грамматическое задание:
1. Выполните фонетический разбор слов: изменилось, полдень.
2. Выполните морфемный разбор слов: начался, привлекла, обгоняют, голодно.
3. Сделайте полный синтаксический разбор четвёртого предложения.
Диктант № 3 «Черёмуха» (110 слов)
Черёмуха зацветает раньше других деревьев. На фоне еще темного леса особенно нарядны пышные белые кисти ее цветов. Под чёрной корой у черёмухи красно-коричневая древесина, как у самых ценных тропических деревьев. На Дальнем Востоке растёт черёмуха, у которой листья разной формы. Снизу округлые, выше овальные, на самом верху остроконечные. И цветом своим листья этой черемухи удивляют. Весной бронзовые, летом зеленые, а осенью фиолетовые. Плоды дальневосточной черёмухи крупные, сочные, но не съедобные. Только для медведей лакомство. Медведь залезает на дерево, усаживается поудобнее и объедает ветку за веткой. Съест ягоды, сломает ветку и засунет ее под себя. Таких веток набирается много. Дерево приобретает странный вид. Кажется, будто на нем свила гнездо диковинная птица.
Грамматическое задание:
1. Выполните фонетический разбор слов: листья, съест.
2. Выполните морфемный разбор слов: зацветают, удивляет.
3. Сделайте полный синтаксический разбор первого предложения.
Диктант № 4: «Половодье» (137 слов)
Наступила весна. Речка избавилась от ледяных оков и разлилась. Вода затопила долину и лес.
Лесное половодье гонит зверей. Все стремятся найти возвышенное место. Серые мыши залезли на старую корягу и испуганно наблюдают за разливом воды. Самая смелая мышка от испуга забралась в птичье гнездо.
Лисицы тоже забираются на деревья и сидят на ветках в ожидании спада воды. Трусливые зайцы спасаются бегством. Они тесной кучкой жмутся на бугорках, которые ещё не успела затопить речка. Тут они будут пережидать половодье. Среди ушастых нередко можно увидеть и лису, и барсука. Беда всех примирила.
Для спасения животных лесники организуют экспедицию. Люди на лодках плывут по воде и ищут животных, которым нужна помощь. Вот на кочке притаились три зайца. Они испуганно наблюдают за лодкой. Но вода подбирается все ближе. Осмелев, зайцы запрыгнули в лодку. Теперь лесник отвезет серых ушастиков на безопасное место.
Грамматическое задание:
1. Выпишите из текста глаголы совершенного вида.
2. Найдите предложения с однородными членами. Подчеркните однородные члены предложения, укажите их часть речи.
3. Разберите слово по составу: примирила.
Диктант № 5: «Весна в лесу» (124 слова)
Наступила самая шумная и радостная пора. Весна – это время пробуждения природы от долгой зимней спячки. Теплые лучи солнца съедают последние россыпи снега. Под деревьями и в поле зазвенели веселые ручейки. Набухшие почки наполняют воздух упоительным ароматом. С раннего утра лес наполняет щебет птиц. Птицы вернулись из теплых стран и спешат обустроиться на новом месте.
Жучки, букашки и паучки вылезли из своих норок. Всю зиму они прятались под корой деревьев, в ворохе опавших листьев. А теперь насекомые рады первым лучам весеннего солнца.
Выбрался из своей норки ежик. Всю зиму колючий еж спал. Но тонкий ручеек забрался в его мягкую постель и разбудил. Еж осматривает окрестности. Вот мелькнула быстрая серая тень. Это полевая мышь отправилась на поле. Скоро побегут по кочкам деловитые муравьи.
Все рады весне!
Грамматическое задание:
1. Подчеркните главные члены в первом и последнем предложениях.
2. Укажите падеж имен существительных в предложении: Птицы вернулись из теплых стран и спешат обустроиться на новом месте.
Диктант № 6: «Весна в тайге» (104 слова)
Хорошо в тайге ранней весной!
Рядом с узкой извилистой тропинкой весело журчит ручеек. Сквозь густые кроны деревьев пробиваются лучи теплого весеннего солнца. Ласковый ветерок треплет ивовые сережки. На дальнем озере началось таяние льда.
В синем бездонном небе зазвенела радостная песня кулика. Его звонкий щебет слышен повсюду. Кулик поет приветственную песню. Он рад наступлению весны.
На высокой ели примостился деловитый дятел. Его красная шапочка ярким пятном выделятся на фоне молодой листвы. Дятел сосредоточенно долбит кору деревьев. Где-то там притаились вкусные букашки.
На поляну вышел важный грач. Он внимательно осмотрелся по сторонам и захлопал крыльями.
Слышишь звуки удивительной красоты? Это над тайгой льется чарующая песня пеночки.
Грамматическое задание:
1. Укажите число и падеж имен существительных во втором предложении.
2. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.
3. Выделите окончания имен прилагательных в третьем предложении.
Диктант № 7: «Весенняя гроза» (147 слов)
В этот день ничто не предвещало грозы. Яркие лучи солнца пригревали землю. Птицы, ошалевшие от тепла и солнца, таскали веточки. Муравьи деловито сновали по кочкам. Бабочки порхали с цветка на цветок, собирали нектар и лакомились пыльцой.
Вдруг подул свежий ветер. На краю неба появилась грозная туча. Она быстро плыла по небосводу, разрастаясь прямо на глазах. Стало быстро темнеть. Вот туча подкралась к солнцу и в мгновение ока проглотила его, будто огромный, прожорливый зверь.
Звенящая тишина сменилась отдаленным раскатом грома. Сверкнула яркая молния, и первые капли дождя упали на землю. Спустя мгновения дождь захлестал с необыкновенной силой. Потоки воды лились на землю. Ветер крепчал с каждой минутой. Под его яростными порывами сгибались деревья.
Через несколько минут гроза бушевала во всю силу. Раскаты грома сопровождались яркими всполохами. Ливень смывал все на своем пути.
Но весенняя гроза не длится долго. Туча, выплеснув порцию дождя, унеслась прочь. В воздухе запахло свежестью.
Грамматическое задание:
1. Разберите по членам третье предложение.
2. Разберите по составу слова: небосводу, подкралась.
3. Укажите падежи существительных в первом предложении.
4. Морфологический разбор глаголов: разрастаясь, сверкнула.
Диктант № 8 «Звуки весны» (101 слово)
Пролетели январские морозы, февральские метели, наступила ранняя весна. Для чуткого городского жителя звуки весеннего леса необычны и разнообразны. Вот с изящной ветки берёзы упала прозрачная капля. Послышался хрустальный звон. Под напором жизненных соков шевельнулся листок. Вот дятел пустил барабанную дробь. От пенька к пеньку пробежала хлопотливая мышь. Прогудел, стукнулся о берёзу и грузно упал неповоротливый жук. Под глянцевой коркой льда журчит радостный ручей. Слышен комариный писк. Только в глухую полночь всё примолкает. Чист и свеж воздух в весеннем лесу! В предутренний час начинается прекрасная музыка. С появлением пунцовой зари звуки лесной музыки нарастают. «Здравствуй, солнце!» — трубят в серебряные трубы журавли.
Грамматическое задание:
1. Разберите по членам первое предложение.
2. Разберите по составу слова: глянцевой, начинается.
3. Укажите падежи существительных в третьем предложении.
4. Морфологический разбор глаголов: примолкает, неповоротливый.
Диктант № 9: «Скоро весна» (99 слов)
В природе чувствуется приближение весны. Уже раньше поднимается солнце. На осине, берёзе и тополе набухают почки. Звенят весёлые ручейки. Скоро расцветут подснежники, незабудки, ландыши.
Прилетели первые вестники весны. Скворцы расселяются в домиках, которые сделали им заботливые ребята. Вот по пашне ходит белоногий грач, заливается в небе жаворонок.
Радостно встречают весну и воробьи. Они чирикают, купаются в песке, прыгают по дорожке.
Около речки толпятся ребятишки и смотрят на ледоход. Льдины бьются друг о друга и исчезают под водой. От речки веет свежим весенним ветерком. С наслаждением играешь в мяч, собираешь первые весенние цветы.
Хорошо дышится весной! Весна – счастливое время года.
Грамматическое задание:
1. Разберите по членам первое предложение.
2. Разберите по составу слова: поднимается, белоногий.
3. Укажите падежи существительных в седьмом предложении.
Диктант № 10: «Скворцы» (100 слов)
У скворцов вылупились птенцы. Птенец скворца есть истинное чудовище. Оно состоит целиком из головы, а точнее из огромного, желтого по краям, необычайно прожорливого рта. Для заботливых родителей наступило самое хлопотливое время. Сколько маленьких ни корми – они всегда голодны. А тут еще постоянная боязнь кошек и галок. Страшно отлучиться далеко от скворечника.
Но скворцы – хорошие товарищи. Как только галки или вороны повадились кружиться около гнезда, сразу назначается сторож. Сидит дежурный скворец на маковке самого высокого дерева и зорко смотрит во все стороны. Чуть показались близко хищники, сторож подает сигнал. Тут же все скворечье племя слетается на защиту молодого поколения.
Грамматическое задание:
Выпишите слова с орфограммой «Буквы после шипящих». Распределите их по группам:
• буквы о, е после шипящих;
• буквы а, и, у после шипящих;
• мягкий знак после шипящих.
Диктант № 11: «Весной» (92 слова)
Хорош лес ранней и поздней весною, когда он начинает пробуждаться после зимнего сна. Жизнь в лесу нарастает с каждым часом. Весенние соки могучим потоком поднимаются по стволам и сучьям, набухают почки, зеленеет травка. Воздух при распускании почек свеж и пахуч. Слышится пение птиц.
Внезапно темнеет от туч небо. В тёплом воздухе воцаряется тишина. Вдруг раздаётся оглушительный гром, сверкает молния, обрушивается ливень, который нужен растениям.
Но небо быстро проясняется, и уже снова сияет солнце, журчит и сверкает под ярким лучом ручей. Дрозды набирают в клюв жидкую глину, сухие травинки. Они строят свой дом.
Грамматическое задание:
1. Разберите по членам третье предложение.
2. Разберите по составу слова: нарастает, зимнего, травка, травинка, набирают, ранней.
3. Укажите падежи существительных в третьем и предпоследнем предложениях.
Диктант № 12: «Приближение весны» (99 слов)
Все еще из распахнутой сини неба улыбалось солнце. Природа пробуждалась от зимнего сна. Снег в лесу присел и почернел. Сначала на снегу выступила облетевшая коричневая хвоя. Потом появилось много сухих сучьев, и зажелтели прошлогодние палые листья, проступили проталины.
Грачи давно расхаживали по двору и начали вить гнезда в роще. Скворцы и жаворонки тоже располагались на новых квартирах. Отец с восхищением рассказывал, что видел прилетающих лебедей. Прекрасные белые птицы летели высоко, и отец едва мог рассмотреть их ранний прилет.
Река разлилась, а вода еще прибывала. Над озером беспрестанно проносились большие стаи перелетной птицы. Они тоже возвратились из мест зимнего пребывания.
Грамматическое задание:
1. Морфемный разбор слов: почернел, коричневая, расхаживали, прекрасные.
2. Фонетический разбор слов: хвоя, ранний.
3. Синтаксический разбор пятого предложения:
Диктант № 13: «Весна» (114 слов)
Была середина марта. Весна в этом году выдалась ровная, дружная. Изредка выпадали обильные, но короткие дожди. Уже ездили на колесах по дорогам, покрытым густой грязью. Снег еще лежал сугробами в глубоких лесах и тенистых оврагах, где большими плешинами показалась черная земля. Березовые почки набухли. Барашки на вербах из белых стали желтыми, пушистыми и огромными. Зацвела ива.
Пчелы вылетели из ульев за первым взятком. На лесных полянах робко показались первые подснежники.
Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад опять прилетят старые знакомые-скворцы, эти милые, веселые, общительные птицы, первые перелетные гости, радостные вестники весны. Много сотен верст нужно им лететь со своих зимних становищ с юга Европы, из Малой Азии, из северных областей Африки.
Грамматическое задание:
1. Синтаксический разбор второго предложения второго абзаца.
2. Фонетический разбор слова: грязью.
3. Над всеми словами первого предложения укажите части речи.
4. Найдите в первом абзаце прилагательные, подчеркните их как члены предложения.
Диктант № 14: «Ольха» (99 слов)
Первой из деревьев зацветает ольха. Длинные сережки ее покачиваются от ветра, над ними поднимаются облачка желтой пыльцы. Пыльца очень легкая, долго держится в воздухе и переносится на большие расстояния.
Ольху можно встретить во влажных местах, по берегам рек и озер, в лесах. Семена ольхи любят чечетки и чижи. Они стайками посещают ольховые заросли и кормятся семенами.
Ольху считают сорной породой, в парках ее вырубают, выжигают.
Однако опавшие листья ольхи быстро разлагаются и дают хороший перегной, который требуется садам и огородам. В народе говорят: «Где ольха, там и трава».
Шишки, кору и листья ольхи с успехом применяют от многих болезней.
Грамматическое задание:
1. Разберите по составу слова: переносится, длинные.
2. Морфологический разбор слова; «(в) парках».
3. Синтаксический разбор четвёртого предложения.
Тэги: 5 класс, диктанты, русский язык
Источник