Гойя сон разума рождает чудовищ картина
Как-то после экскурсии по выставке “Сальвадор Дали. Магическое искусство” в Манеже ко мне подошла девушка: “Прошу прощения, подскажите, здесь есть картина «Сон разума рождает чудовищ»?” Нет, и быть не может, — потому что это не картина, а офорт, и художник не Сальвадор Дали, а Франсиско Гойя, и век не XX, а XVIII. Но перепутать одного с другим не так глупо, как кому-то может показаться. И вот почему.
Сны Франсиско Гойи (1799) и Сальвадора Дали (1944)
“Сон” — слово, которое часто встречается в названиях картин Сальвадора Дали: как наследник сюрреализма он утверждал, что именно в сновидениях черпает идеи, одним из его любимых образов была Градива с древнеримского барельефа и из повести Вильгельма Йенсена — женщина, шагающая сквозь стены и сны…
Сальвадор Дали, “Сон”, ок. 1937. Частная коллекция
При этом ошибочно думать, что Дали был пленником своих снов и фантазий и свято следовал заветам ортодоксального сюрреализма воплощать образы “вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений” (цитата из первого манифеста сюрреализма 1924 года). Дали разработал параноидально-критический метод и, черпая идеи в глубинах бессознательного, предельно рационально их претворял в жизнь.
Сальвадор Дали, “Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения”, ок. 1944. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид. Фрагмент
Так, картина “Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения”, которую девушка на выставке перепутала с офортом Гойи, — это не просто плод фантазии или случайная грёза Сальвадора Дали, а тщательно выверенная сцена, которая разворачивается перед нами подобно театральному действу, это безупречно сбалансированная композиция и детально проработанное практически гиперреалистичное изображение.
Франсиско Гойя, “Сон разума рождает чудовищ”, 1797. Национальная библиотека Испании, Мадрид. Фрагмент
Как это далеко от заветов основателя сюрреалистического движения Андре Бретона! Он-то ратовал за “чистый психический автоматизм”…
Как это близко к представлениям Франсиско Гойи! Свои офорты “Капричос” (именно в эту серию входит “Сон разума”) он подарил её величеству Марии Луизе Пармской, сопроводив авторскими комментариями. Под “Сном разума” он написал:
“Когда разум спит, фантазия в сонных грёзах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений”.
Гойя был сторонником идей Просвещения в тёмной Испании, он, как и Дали, обращался в своих работах к бессознательному — только не личному, а коллективному — и изображал чертей, ведьм, суккубов, одолевающих испанский народ. Где-то за этими образами кроется политическая сатира, где-то Гойя запечатлевал то, во что искренне верил простой люд.
Франсиско Гойя, “Ведьмы в небе”, 1797-1798. Прадо, Мадрид
Франсиско Гойя, “Ведьмы в небе”, 1797-1798. Прадо, Мадрид
Дали вслед за Гойей — своим соотечественником — предпочёл не отдаваться во власть собственных чудовищ (их в бессознательном Дали хватало), а сочетать фантазию с разумом. Он вообще был намного рациональнее, чем казался и кажется многим. К примеру, он осознанно встраивал своё имя в историю искусства Испании: Веласкес, Гойя, Пикассо, Дали. Он подражал каждому, каждого цитировал и брал у них лучшее, что мог.
Думаю, то, что на выставке в Москве Гойю перепутали с Дали, последнему бы очень понравилось.
Источник
Часто ли вы видите сны? Я в последнее время очень редко их вижу, а были времена, когда сны видела часто, причем порой в них кто-то за мной гнался, или я ехала на машине за рулем и обязательно куда-нибудь врезалась… Просыпалась я обычно после таких снов в холодном поту, с радостью понимая, что это всего лишь сон.
К чему я все это пишу? А к тому, что совсем недавно вспомнила, какой художник нравился мне в юности, когда я училась в Пермском художественно-графическом училище, и кто мне привил любовь к его творчеству.
Одна из самых знаменитых его работ именно так и называется – “Сон разума рождает чудовищ” и входит в серию графических работ “Капричос” (всего в ней 80 офортов).
Кто хотя бы немного изучал историю искусств, конечно же, уже догадался, о каком художнике идет речь, из названия этой статьи.
А для тех, кто не догадался, сообщаю – это знаменитый испанский художник, живописец и график, Франсиско Гойя.
Мне всегда везло с учителями – историю искусств у нас в училище преподавала Любовь Александровна, прекрасный педагог, женщина, беззаветно любящая свой предмет, закончившая искусствоведческий факультет Академии художеств в Санкт-Петербурге и знавшая Питер, как свои пять пальцев.
Это мы поняли, когда на третьем курсе училища поехали на музейную практику в этот замечательный город. Для меня это была первая поездка в Петербург, и именно она запомнилась мне на всю жизнь. Я ходила по улицам этого города, как по музею. А в сопровождении нашего гида-искусствоведа это было истинным удовольствием! Мне казалось, что нет такого здания в центре Питера, про которое Любовь Александровна не может сказать хотя бы пару слов…
И вот именно эта замечательная женщина привила мне любовь к Гойе. У нее дома была обширная библиотека книг про художников, это сейчас биографию любого известного человека можно прочесть в интернете, в те времена интернета еще не было, а художественные книги про художников были на вес золота.
Книга Лиона Фейхтвангера про Франсиско Гойю меня поразила до глубины души, я ее несколько раз перечитывала. Это роман, который до сих пор не имеет себе равных среди произведений, посвященных творчеству знаменитого испанского художника. Он приоткрывает некоторые тайны души творца читателю. Я не Фейхтвангер, поэтому описывать жизнь Гойи я не буду, если хотите подробнее почитать про его жизнь, читайте роман, очень советую.
А мы вернемся к тому, с чего начали.
Вся серия офортов “Капричос” долгое время исследовалась искусствоведами – они все искали в ней намеки на конкретные события и конкретных людей той эпохи, в которую жил Гойя. Да так и их поиски не увенчались успехом, увы…
Центральное место в этой графической серии занимает понятие разума. И обрывается она на тревожной ноте… День уже наступил, но силы тьмы еще не побеждены…
Итак, про сон разума, который рождает чудовищ.
Гойя сопроводил свой самый знаменитый рисунок (офорт) серии “Капричос” таким пояснением – «когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений».
Первоначально и название произведения должно было быть другим – “Всеобщий язык”, но художник счел его слишком дерзким и переименовал в “Сон разума”. Почему именно “Всеобщий язык”? Да все просто – потому, что в ту эпоху живопись считалась языком общения, доступным всем, вот отсюда и название.
А что на самом деле хотел сказать художник своим произведением, как вы думаете?
Мне кажется, что именно то, что когда человек спит, то им могут овладевать темные сущности, которые скрываются под видом тех самых чудовищ. Причем не только человеком, но и обществом тоже. У меня ощущение, что мы все спим сейчас, по крайней мере, многие, и очень хочется скорее проснуться…
Чтобы начать жить по-настоящему. Ну а когда еще, как не сейчас, когда почти все заперты в четрырех стенах? Поневоле приходится просыпаться… А иначе рискуешь всю жизнь протупить, сидя в интернете…
Эта фраза -“сон разума рождает чудовищ” в наше время стала разговорной, и часто обозначает неразумное поведение, могущее привести к пагубным, негативным последствиям.
Поэтому очень хочется скорее проснуться и забыть как дурной сон, все это время самоизоляции и карантина, как будто бы его и не было…
Картинка взята с моей страницы ВКонтакте, а туда была принесена с просторов интернета.
Источник
Франсиско де Гойя. “Автопортрет”. (1795)
Осенью 1792 года в жизни Франсиско де Гойи произошли тревожные перемены. Он тяжело заболел, и болезнь завершилась частичным параличом. Художник боялся потерять зрение, однако в конце концов лишился слуха… Выздоровление, хотя и наступило, далось Гойе очень нелегко.
Почти сразу после того, как ему стало лучше, художник снова принялся за работу. Однако картины его не были теперь веселыми и радостными, из них полностью исчезли яркие и насыщенные цвета… Гойя обратился к офортам.
- Офорт – с французского eau-forte, что буквально означает “крепкая вода”.
- Это металлическая доска, покрытая лаком, по которой художник рисовал специальной иглой.
- Готовую работу пропитывали кислотой, которая разъедала свободный от лака металл и “закрепляла” рисунок.
- На технику оффорта похож более лёгкий граттаж. Отличие заключается в том, что рисунок наносится не на металл, а на залитый тушью картон, предварительно раскрашенный в яркие цвета.
Первая серия офортов, которые со временем станут привычными в творчестве художника, носила название “Капричос” (с исп. Los Caprichos – “Причуды”) и содержала 80 листов. На каждом из них находилось живописное изображение, обличающее тот или иной порок современного художнику общества, и авторское пояснение к нему.
Вот лишь некоторые из листов и немногие из пороков:
Лист 8. “Её похитили!”
“Женщина, которая не умеет себя соблюсти, оказывается во власти первого встречного. А когда уже ничего не поделаешь, удивляется, что её похитили”.
Франсиско де Гойя. “Капричос”. Лист 8. “Её похитили!”
Первые листы “Капричос” Гойя посвятил женскому поведению… Видимо, распущенность нравов в Испании конца XVIII века была такова, что обществу требовалось постоянное напоминание об этом.
Двое неизвестных в плащах с капюшонами утаскивают бедняжку в ночь… Впрочем, кажется, она не особо сопротивляется этому. Кто знает, какие договорённости были заключены днем?
Лист 12. “Охота за зубами”.
“Зубы повешенного – чудодейственное средство для всякого колдовства. Без них ничего толкового не сделаешь. Жаль, простонародье верит этим бессмыслицам”.
Франсиско де Гойя. “Капричос”. Лист 12. “Охота за зубами”
Рациональное, основанное на научных открытиях мышление к моменту написания “Капричос” еще не утвердилось в Испании. Народ жил суевериями, вера в которые порой приобретала устрашающие размеры.
Святая Инквизиция, сохранявшая свои позиции в Испании вплоть до 1834 года, не искореняла, а лишь подогревала народные предрассудки. Показательные процессы над ведьмами и колдунами заставляли верить в них.
На офорте молоденькая ведьма, превозмогая отвращение, крадет у повешенного его зубы. А ну как пригодятся в колдовстве?..
Лист 16. “Да простит её бог, это была её мать”.
“Барышня покинула дом совсем ребёнком. Она училась ремеслу в Кадиксе и приехала в Мадрид, где ей повезло. Она отправляется в Прадо, и там грязная и дряхлая старуха просит у неё милостыню. Она прогоняет её, старуха пристает. Щеголиха оборачивается и видит – подумать только! – что нищенка – её мать”.
Франсиско де Гойя. “Капричос”. Лист 16. “Да простит её бог, это была её мать”.
Нарядная девушка – это, конечно же, маха. Девушка из ремесленного квартала Мадрида, свободная и раскрепощенная… Еще не проститутка, но уже и не благовоспитанная дама.
Вы только посмотрите на эти каблучки, на это платье, на позу, которую приняла красавица!.. Что ей теперь какая-то там простолюдинка, пусть даже это её родная мать?
Остаётся лишь догадываться, какого рода удача посетила девушку.
Лист 18. ” А у него сгорает дом”.
“Пока пожарные насосы не освежат его, ему никак не удается снять штаны и прервать беседу со светильником. Такова сила вина”.
Франсиско де Гойя. “Капричос”. Лист 18. “А у него сгорает дом”
Точно и емко! Лучше ведь и не скажешь о пьяном человеке…
В Испании XVIII-XIX веков пьянство было проблемой, которую Гойя считал себя должным осветить.
Лист 20. “Вот они и ощипаны”
“Раз их уже ощипали, пусть убираются, другие придут на их место”
Франсиско де Гойя. “Капричос”. Лист 20. “Вот они и ощипаны”
Здесь речь идёт, конечно же, о мужчинах, которые оказались столь доверчивы, что отдали себя в руки продажных женщин. Ведь дамам этим только и нужно, что вводить мужчин в траты…
Многочисленная сводня, которая в офортах Гойи всегда находится где-то неподалёку, похоже, имеет долю в общем деле.
Однако не стоит думать, что подобным коварством отличались одни лишь женщины.
Лист 21. “Как её ощипывают!”
“И на цыпочек находятся коршуны, которые обдерут их до перышка. Недаром говорят: как аукнется, так и откликнется”
Франсиско де Гойя. “Капричос”. Лист 21. “Как ее ощипывают!”
О, эта дама будет сполна вознаграждена за все свои дела! Красивые платья, блестящие серьги и кольца – все, решительно все, что она хотела бы оставить неоплаченным, оплатить ей, как видно, все же придётся.
И это ждёт всех женщин, лишенных целомудрия…
Лист 49. “Маленькие домовые”.
“А вот совсем другой народец. Весёлые, резвые и услужливые; немножко лакомки и охотники до шалостей; но всё-таки это славные человечки”.
Франсиско де Гойя. “Капричос”. Лист 49. “Маленькие домовые”.
Перед нами – испанские домовые, дуэнде. Невежественные крестьяне верили, что достаточно оставить на крыльце кринку молока, чтобы вся их работа была переделана этими крошками…
С домовыми старались не ссориться, их всячески ублажали. Даже не верится, что в XIX веке люди были по-прежнему подвержены столь глупым суевериям…
Однако вполне справедливо и другое. Все чудовища Гойи имеют прямой аналог в мире людей. Их плодят духовная низость, коварство и злоба, а потому неудивительно, что крошечный домовой имеют руку, размером далеко превосходящую его собственную.
Вполне возможно, что перед нами – прекрасный образчик человека, высмеянного художником за его ленность и нежелание трудиться.
Лист 62. ” Невероятно!”
“Две ведьмы крепко поспорили, которая из них сильнее в бесовском деле. Трудно поверить, что Косматая и Кудлатая способны на такую потасовку. Дружба – дочь добродетели: злодеи могут быть сообщниками, но не друзьями”
Франсиско де Гойя. “Капричос”. Лист 62. “Невероятно!”
И здесь мы сталкиваемся с тем, как мастерски Гойя переносит свои наблюдения за человеком на тварей, порождённых его воображением… Ведьмы ссорятся, и мы видим, как по небу, словно духи тьмы, летают их верные помощники, предоставленные на время самим себе…
Так же и в человеческом, вполне реальном мире. Злобу, однажды разгоревшуюся в сердцах, не так-то легко потушить; она будет летать по миру и находить все новых и новых жертв.
Лист 68. “Вот так наставница”
“Для ведьмы метла – одно из важнейших орудий: помимо того, что что ведьмы – славные метельщицы, они, как известно, иногда превращают метлу в верхового мула, и тогда сам чёрт их не догонит”.
Франсиско де Гойя. “Капричос”. Лист 68. ” Вот так наставница”.
В этом офорте соединились и суеверное представление о ведьмах, и чисто человеческая неприязнь к женской хитрости.
Чтобы взлететь повыше, некоторые дамы ничем не гнушаются. Да ещё и невинных девушек тому же учат.
Позади старой ведьмы мы видим на метле ведьму молодую и даже красивую. Чему может научить её такая старая сводня?..
Лист 43. “Сон разума рождает чудовищ”.
“Воображение, покинутое разумом, порождает немыслимых чудовищ; но в союзе с разумом оно – мать искусств и источник творимых ими чудес”.
Франсиско де Гойя. “Капричос”. Лист 43. “Сон разума рождает чудовищ”.
Данный офорт должен был стать вступительным, однако по неизвестной причине автор перенес его в середину серии.
Он объясняет нам, что происходит с человеческим воображением, не прислушивающимся к голосу разума.
Перед нами человек, уставший от каждодневной борьбы с порождением своих собственных мыслей. Страхи атакуют его в образе крылатых бестий: сов и летучих мышей.
Впрочем, вполне вероятно, что человек, бессильно уронивший голову на руки, и есть наш спящий Разум…
Офорты Франсиско де Гойи должны были помочь его соотечественникам, благочестивым испанцам, воспрянуть духом и с честью пережить суровые времена. Художник верил, что ситуация в стране изменится, и тогда отпадет потребность людей в пьянстве и проституции, в обмане и порождённой им слепой злобе…
В 1799 году Гойя напечатал триста комплектов серии. Из них было продано лишь двадцать семь…
Общество пока не было готово понять и принять обличительную речь художника.
Однако скоро, очень скоро этот миг все же наступит.
Поставьте ????, если статья показалась Вам интересной.
Если же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)
Читайте также:
Франсиско де Гойя. Душа ребенка
Франсиско де Гойя. Одетая маха
Источник
В разное время сумасшествие считалось божественным даром, искушением дьявола или курьезным недоразумением нашего сознания. Для художников оно всегда была тайной, которую они хотели постичь. Насколько им это удалось? Взгляните наш топ-7 и решите сами!
7. Витторе Карпаччо – Исцеление одержимого на мосту Риальто (ок. 1496)
Эта картина рассказывает о том, как понимались душевные болезни в средневековой Венеции 15-го века. В те времена они «исцелялись» служителями церкви, изгоняющими темные силы из их душ. Сами страдания человека – это не медицинский, а религиозный опыт борьбы света и тьмы.
Интернет-галерея Artua, картины и другие предметы искусства по доступным ценам.
6. Матиас Грюневальд – Искушение Святого Антония (ок. 1512 – 16)
Во время позднего средневековья сцена искушения Святого Антония Великого дьяволом была очень популярна у художников. Для Грюневальда сцена становится по-настоящему личной, он изображает человека, здравомыслие которого терзают мысли-демоны ужасной формы.
Это часть алтаря Изенхайма. Госпиталя, спасающего людей от разных болезней, в том числе и душевных. Рой демонов – это угроза психическому и физическому здоровью человека. Работа Грюневальда имела серьезное влияние на немецкий экспрессионизм и по сей день является примером изображения угрозы и страха.
5. Альбрехт Дюрер – Меланхолия (1514)
В средние века меланхолия рассматривалась как тьма сознания, вызванная дисбалансом юмора. Это тьма видна на задумчивом лице человека. Уныние не позволяет ему продолжать свои великие дела и открытие.
В будущем уныние станет бичом начала 21-го века – депрессией. Дюрер изображает обратную сторону гениальности – меланхолию и душевные страдания творчества и вдохновения.
4. Уильям Хогарт – Мот в бедламе (1733)
Пресловутый «Бедлам» был основан в средние века и, среди прочего, специализировался на психических заболеваниях. Хогарт изобразил Мота, молодого человека, чья любовь к азартным играм привела его к помешательству. Это было место, куда лондонцы могли прийти и посмотреть на сумасшедших, королей, адмиралов и маркизов. Сумасшествие перестало окутывать таинственность, оно окончательно стало только болезнью и курьезом для наблюдающих. Хогарт показывает двух «здравомыслящих» женщин, наслаждающихся зрелищем безумия «королей» и «епископов». Он показывает, что граница между здравомыслием и безумием вовсе не так очевидна, так как женщины буквально окружены больными и, возможно, они вскоре могут стать придворными дамами голого короля.
3. Франсиско Гойя и Люсьентес – Сон разума рождает чудовищ (ок. 1799)
Гойя изображает спящего художника, которого атакуют ночные монстры, образы помешательства и сумасшествия, созданные в конце эпохи Просвещения. Гойя говорит нам, что разум контролирует только часть нас, другая же находится во власти первобытности и тьмы безумия. Нам приходиться сосуществовать с тьмой внутри нас, иногда выпуская ее по своей воли или против нее.
2. Теодор Жерико – Портреты Безумных (1822)
В эпоху романтизма экстремальные состояния сознания, внутренние страдания и душевные недуги стали предметом интереса для художников, так как были той крайностью, за которой, возможно, лежала истина. Так, Теодор Жерико написал десять работ (до нашего времени дошло пять), изображающие пациентов его друга, доктора Этьена-Жана Жорже. Картины выражают глубокое уважение и человеческое сочувствие к людям, чьи болезни в основном проявляется как глубокое несчастье. Спасаясь от стереотипов и предрассудков, Жерико изображает психическое заболевание как часть человеческого состояния, которое достойно сострадания.
Первое место разделили две работы
1. Тест Сонди (1947)
Это не картина и не предмет искусства в его классическом понимании. Это тест Сонди, он великолепно демонстрирует, как тесно переплетается изобразительное искусство и наше сознание. Леопольд Сонди создал этот тест в 1947 г. Он выявил закономерность: душевнобольные пациенты часто общались с людьми с похожими психическими отклонениями. Их бессознательно влекло друг к другу. Это связано с их генетической предиспозицией. На этом и основывается теория и тест Сонди. Вам даются изображения людей, среди которых вы должны выбрать тех, кто вам нравится и не нравится. Но суть в том, что почти все изображенные имели серьезные психологические расстройства. Выбирая одно из изображений, вы выбираете ближайшего вам по характеру душевнобольного.
Эдвард Мунк – Крик (1893)
Крик универсален. Как говорил сам Мунк, крик – это ответ обычного человека окружающей его хрупкой реальности его сознания, которое постепенно подтачивается. Желание кричать от боли и одиночества под шатким небом не патология и не болезнь – это здравый ответ безумному миру. Мунк доводит художественную переоценку душевных недугов к их логическому завершению: наш мир – Бедлам и до конца не ясно, кто те короли и папы, а кто наблюдатели.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, у нас вы найдете еще много интересного!
Источник