Генрих сапгир сны как выглядел этот чудак

Генрих сапгир сны как выглядел этот чудак thumbnail

Генрих сапгир сны как выглядел этот чудак

Я выбрал тему “Великая история”.

Моя Родина – великая и могучая страна с богатым историческим прошлым. Сегодня я хочу рассказать об одном удивительном городе – городе-герое Волгограде – Сталинграде – Царицыне и о Сталинградской битве.
Мы с родителями нашли официальный сайт города Волгограда и внимательно изучили его историю.Дата основания города 12 июля 1589 года. До 1925 года город назывался Царицын, потом был переименован и до 1961 года был Сталинградом, получил звание Города-героя за героическую победу в Сталинградской битве.
С 17.07.1942 г. по 2.03.1943 г. здесь была одна из самых важных битв Великой Отечественной войны – Сталинградская битва, которая продолжалась 200 дней. Фашисты не смогли взять город. Сталинград был полностью разрушен. (выставка фотографий военных времён) В этой битве участвовало более миллиона человек, более 7000 солдат и офицеров погибли.
Мамаев Курган со скульптурой “Родина-мать зовёт” – самое знаменитое место в городе и в России.Музей-панорама Великой Отечественной войны нужно посетить каждому жителю и гостю города.Дом Павлова – это отголосок войны, остаток стены разрушенного дома.

Великую историю ковали великие люди. Долг каждого из нас – помнить о них вечно.

Генрих сапгир сны как выглядел этот чудак

Поведение Жилина во время 2-го побега:Жилин смелый, сильный, трудолюбивый. Он пытается сбежать, строит план побега.

Поведение Костылина:Костылин ленивый, слабый, он не думает о своей судьбе, не убегает, а остаётся в плену. Он не слушает своего товарища Жилина, и ему становится от этого всё хуже.

Надеюсь помогла?!

Генрих сапгир сны как выглядел этот чудак

Цветами Красок . Печель – Более Мрачными можно 

Генрих сапгир сны как выглядел этот чудак

Пингвин
Веселый.Резвый
Играет в снежки.Прыгает.Плавает
Морская птица.
Птица.

Генрих сапгир сны как выглядел этот чудак

Ответ:

Земля — наш общий дом. Чловек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Для человека природа является средой жизни и единственным источником существования. Человек – часть природы и как живое существо своей жизнедеятельностью оказывает ощутимое влияние на природную среду.

Преобразующее влияние человека на природу неизбежно. Последствия предпринимаемой человеком деятельности проявляется в истощении природных ресурсов, загрязнения биосферы отходами производства, изменении климата. Это приводит к нарушению практически всех природных биогеохимических циклов.

Развивая цивилизацию, человек уничтожает леса, распахивает степи, осушает болота, переселяет и пересаживает в новые места животных и растения. Такое вмешательство в природу, как правило, нарушает равновесие, а в конечном итоге сокращает биологическое разнообразие.

Одна из форм прямого воздействия на растения и животных — вырубка леса. В связи с этим меняется и животный мир. Люди заглязняют леса и истребляют животных. Трудно даже учесть, сколько видов животных и растений бесследно погибнут, так и не став известными науке.

На численность животных оказывает влияние и хозяйственная деятельность человека, не связанная с промыслом. Резко сократилась численность уссурийского тигра. В Тихом океане ежегодно погибает несколько десятков тысяч дельфинов: в период лова рыбы они попадают в сети и не могут из них выбраться

Хозяйственная деятельность человека может привести к необратимым процессам и поставить вопрос о возможности жизни на планете. Это связано с развитием промышленности, энергетики, транспорта, сельского хозяйства и других видов деятельности человека без учета возможностей биосферы Земли. Уже сейчас перед человечеством встали серьезные экологические проблемы, требующие незамедлительного решения.

Последствия вмешательства человека во все сферы природы игнорировать больше нельзя. Без решительного поворота будущее человечества непредсказуемо.

Источник

Двое, созерцающие луну. Фридрих Каспар

Слова пришли ниоткуда, и я их записал или переписал с незнакомого мне языка, не знаю.

…расскажите мне сказку на ночь,

можно и со смешным началом.

чтоб луна от земного кошмара

этой ночью уже не кричала.

Ван Гог. Звездная ночь

Теперь по делу (ну или почти по делу).

Марк Твен установил, что “каждый человек, подобно Луне, имеет свою неосвещённую сторону, которую он никому не показывает”. Мудрец Твен в своем духе сравнил человека с Луной. Подумалось: когда сказители пишут о Луне – они персонифицируют нашу единственную спутницу, придают ей черты, свойственные человеку, свои черты, – значит, они пишут о себе, о своем понимании жизни.

Луна рассказывает какие-то тайны поэтам, поэты – нам. Давайте проверим эту гипотезу. И заодно обнаружим свою Луну.. на небе или в душе. Хотя может быть это одно и то же.

1.Жизнь соткана из контрастов…

О, какой у луны странный вид! Можно подумать, будто это рука мертвой женщины, пытающейся закрыть себя саваном. (Оскар Уайльд)

Микалоюс Чюрлёнис, «Ночь»

На небесах печальная луна

Встречается с веселою зарею,

Одна горит, другая холодна.

Заря блестит невестой молодою,

Луна пред ней, как мертвая, бледна. (Александр Пушкин)

2.Грустить вместе с Луной не так одиноко…

Алексей Саврасов. Осенний пейзаж с заболоченной рекой при луне. 

Читайте также:  Во сне плавать в воде чистой

«Отчего луна так светит грустно?» —
У цветов спросил я в тихой чаще,
И цветы сказали: «Ты почувствуй
По печали розы шелестящей».(Сергей Есенин)

3.Луна как напоминание о прошлом…

Лунный свет. Джон Аткинсон Гримшоу

Я вечером с трубкой сидел у окна;
Печально глядела в окошко луна;

Я слышал: потоки шумели вдали;
Я видел: на холмы туманы легли.

В душе замутилось, я дико вздрогнул:
Я прошлое живо душой вспомянул! (Антон Дельвиг)

4.Луна – источник сновидений …

Лунная ночь в лесу. Волков Ефим

По вечерам,

По вечерам

Луна глядится

В стёкла рам.

И спать ложатся

Чудаки,

Надев пенсне

Или очки,

Чтобы яснее

Видеть сны,

Слетающие к ним

С луны. (Генрих Сапгир)

5.Луна несет весть о каждом из нас, о нашем следе на Земле…

Иван Айвазовский. Дарьяльское ущелье в лунную ночь

– Сияй, сияй, Луна, всё выше поднимая
Свой, Солнцем данный лик. Да будет миру весть,
Что День мой догорел, но след мой в мире – есть. (Иван Бунин)

6.Луна может оказаться вестником счастья?

Дарьяльское ущелье. Лунная ночь. Куинджи Архип

Среди безмолвия ночного
Луна так весело глядит,
И луч ее у часового
На ясном кивере горит!
Ах! Погляди ко мне в окошко
И дай мне весть о вышине,
Чтоб я, утешенный немножко,
Увидел счастье хоть во сне.(Павел Катенин)

7.Луна – поверенная во всех наших секретах…

Лоурент Лавандер, «Лунные игры»

Луна доверчиво ко мне
В окошко спальни заглянула,
Дорожкой лунною во мгле
Блеснул халат на спинке стула.
Ты навсегда в моей судьбе,
И вновь, доверчиво и свято,
Я, руки распахнув, к тебе
Иду по лунному канату. (Мила Григ)

8.Луна – властительница нашего неуловимого покоя…

Уильям Тернер, «Рыбаки на море»

Владеет морем полная луна,
На лоно вод набросившая сети.
И сыплет блёстки каждая волна
На длинный берег, спящий в бледном свете.

А кипарисы тёмные стоят
Над морем, не пронизаны лучами, –
Как будто от луны они таят
Неведомую ношу под плащами. (Самуил Маршак)

9.Луна побуждает к душевным порывам

Руфино Тамайо, «Женщины, устремленные к Луне»

Луна богата силою внушенья,
Вокруг нее всегда витает тайна.
Она нам вторит: «Жизнь есть отраженье,
Но этот призрак дышит не случайно».

Своим лучом, лучом бледно-зеленым,
Она ласкает, странно так волнуя,
И душу побуждает к долгим стонам
Влияньем рокового поцелуя. (Константин Бальмонт)

10. Луна – источник тайного сигнала…

Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге. Суриков Василий

Талый снег налетал и слетал,
Разгораясь, румянились щеки.
Я не думал, что месяц так мал
И что тучи так дымно-далеки…

Я уйду, ни о чем не спросив,
Потому что мой вынулся жребий,
Я не думал, что месяц красив,
Так красив и тревожен на небе. (Иннокентий Анненский)

11. Загадки темной стороны Луны

Исаак Левитан. Тишина

Ведь гордо-чистая луна
Средь всех других планет
Одной лишь стороной видна,
Другой как словно нет.

А та, другая, для кого,
Где все темно и строго?
Для неба или для того,
Кто всех дороже. Для него –
Сверхдруга или Бога! (Асадов Эдуард)

12. Знак, посланный судьбой, в тумане виден отчетливее…

Иван Айвазовский. Лунная ночь в Константинополе

Над морем встал ночной туман,

Но сквозь туман еще светлее

Горит луна — большой тюльпан

Заоблачной оранжереи. (Николай Гумилев)

13.Луна посылает знаки недоступной красоты…

Ночной пейзаж. Лагорио Лев

Свет полнолунья лёг
Кошкой у самых ног,
В ночь, превратив вечер.
Из позабытых снов
Я позову любовь,
Кругом зажгу свечи. (Юлия Старостина)

14. Безвозвратно ушедшее прошлое…

Эдвард Мунк, «Лунный свет»

Пусть влюбленными лучами
Месяц тянется к земле
Не бродить уж нам ночами
В серебристой лунной мгле (Джордж Гордон Байрон)

15. Луна – всевидящее око…

Анри Руссо, «Карнавальный вечер»

Света первого сестра,
Образ нежности в печали,
Вкруг тебя туманы встали,
Как фата из серебра.
Поступь легкую твою
Слышит все, что днем таится.
Чуть вспорхнет ночная птица,
Грустный призрак, я встаю.

Мир объемлешь взором ты,
Горней шествуя тропою.
Дай и мне взлететь с тобою
Силой пламенной мечты!
Чтоб, незримый в вышине,
Соглядатай сладострастный,
Тайно мог я ночью ясной
Видеть милую в окне. (Иоганн Вольфганг Гёте)

16. Ожидание неизбежного

Генри Петер. Темза при лунном свете

Ночами такая стоит тишина,
стеклянная, хрупкая, ломкая.
Очерчена радужным кругом луна,
и поле дымится позёмкою. (Вероника Тушнова)

17. Луна – соглядатай таинственности стихий

Иван Айвазовский . Лунная ночь

Читайте также:  К чему во сне целовать покойную бабушку

Кривое белое пятно
Комочком смято-мутным
Висит бесцельно и давно
Над морем неуютным. (Зинаида Гиппиус)

18. Луна как угрызение совести?

Иван Айвазовский . Башня. Кораблекрушение.

Две стороны, как у медали,
У нашей спутницы Луны.
Но лишь недавно увидали
Луну с обратной стороны.
Из века в век на небосклоне
Блестит знакомый лунный лик.
Как плохо, как односторонне
Мы знаем спутников своих! (Валентин Берестов)

P.S. Когда-то, в нач.17 века Галилей изобрел телескоп, и разглядел горы и кратеры на лунной поверхности, но разобраться с тем, какие Луна вызывает чувства телескоп не поможет…

Знала бы Луна сколько о ней сказано слов, как посвящены чувства, причем самые разнящиеся, она бы не выдержала и сорвалась с орбиты…

А может услышала… Тогда я повторю слова Мацуо Басе: “Где ты, луна, теперь? Как затонувший колокол, Скрылась на дне морском”.

Андо Хиросигэ, «Seba»

Подписывайтесь на канал “Напиши шедевр”

Источник

“Предшествие словам” (1989) — цикл

стихотворений-перформансов Генриха

Сапгира. Дыхание — лейтмотив всего цикла, дыхание и есть предшествие словам, каждый отдельный текст является как бы дыхательным (иногда даже и просто мысленным) упражнением, иногда сопровождаемым жестами. Хотя на бумаге, в письменном виде, существует текст, который выглядит стихотворным, исполнение этого текста не является обычным чтением: некоторые фрагменты текста не предназначены для непосредственного озвучивания написанных слов, а являются перформативами — указаниями к действию. Обычно такие перформативы заключены в скобки (и, бывает, кроме них никакого текста и нет).

Вот, например, стихотворение, открывающее цикл:

Море в раковине

(шумный долгий выдох)

(шумный долгий выдох)

(шумный долгий выдох)

(шумный долгий выдох)

(шумный долгий выдох)

(шумный долгий выдох) и т.д.

Разумеется, исполнитель этого стихотворения должен не читать слова в скобках, а делать то, что они предлагают делать — шумно выдыхать. Более того, это хлебниковское “и т.д.” подразумевает, что исполнение неограниченно во времени, и исполнитель может сам определять его продолжительность, руководствуясь собственными причинами и задачами.

Можно сказать, что в основе стихотворения лежит ономатопея, но как бы на доречевом уровне (в итоге возникает феномен внеречевого называния) — выдох имитирует “шум моря” в раковине.

Исполнение стихов цикла может и вовсе оказаться “немым”, основанным на действиях тела или сознания (хотя везде присутствует дыхание), стихи в этом случае полностью преодолевают свою речевую природу и становятся перформансами.

Рождение птенца

(сложив ладони кругло “яйцом” поднеси ко рту

и легонько согревай их своим теплым дыханием

пока не почуешь: там шевельнулась жизнь)

(раскрыв ладони “крылышками” выпусти ее —

и подуй вслед “счастливого пути”)

Трепещущий круг

исчезая во тьме

брезжит насквозь

(поцелуй свое дыханье)

(поцелуй свою мысль об этом)

(поцелуй свой поцелуй)

Причём, заметно, что эти перформансы что называется “нонспектакулярны” — не предназначены для публики. Они рассчитаны на индивидуальное общение читателя-исполнителя с текстом, на личные телесные и ментальные чувства, переживания. Это тексты, меняющие личный опыт конкретного человека (тебя), не претендующие на массовость. Ведь никто, кроме тебя, не почувствует в ладонях птенца и тем более не увидит, как ты целуешь дыхание. Исполнитель должен это делать лишь для себя, чтобы приобрести некий эстетический (и вообще жизненный) опыт. Но для этого от исполнителя требуется определённое отношение к тексту — доверительное и искреннее. Любое остранение делает диалог с текстом невозможным, нужно быть честным с самим собой, ведь других нет. Несмотря на это, текстам не чужда лёгкая ирония (ясно же, к чему отсылает, скажем, “Трепещущий круг…”), но она поверхностна.

Ряд текстов предлагает возможность приобретения житейского опыта с помощью дыхательных экспериментов. Вот два примера:

Глоток счастья

(вдохнуть как можно больше

и проглотить)

(вдохнуть еще полнее —

и проглотить)

(вдохнуть еще сколько можешь

и еще сверх того —

и проглотить)

(вдохнуть совсем чуть-чуть

и попробовать на язык

разжевать

и проглотить — очень вкусно)

Бездыханная реальность

(глубоко вдохнуть — протянуть руки —

и шагнуть вперед — и вы уже там)

(вы пытаетесь выдохнуть — напрасно

эта реальность выдоха не принимает)

(отступив выдыхаете —

все в порядке)

(вдох — выдох) — как странно здесь

можно дышать свободно! (вдох)

(снова

шагнули в «это»)

(пытаетесь тщетно выдохнуть —

здесь нет ничего что возможно вдохнуть)

(отступаете снова —

облегченно вдыхаете) — хорошо-о-о…

(но вы уже побывали там

где нет дыхания)

Дыхание здесь выступает как метонимия, через различные действия с дыханием постигается мир:

Высоко-высоко

небо!

(затаить дыхание)

там высоко-высоко

(привстав на цыпочки

Читайте также:  Комплекс упражнений после сна для средней группы

вдохнуть вышину)

— п т и ц а!

(легко-легко почти неощутимо —

выдох как парение в небе)

Сон

(вдох через нос)

(выдох) — спокойно

(вдох через нос)

(выдох) — спокойно

(изумленный вдох) — зевуак!

(испуганный выдох) — куваак!

(частое дыхание по-собачьи)

(затаился)

(судорожный вдох) — зевуак!

(выдох в ужасе) — куваак!

(частое дыхание

чаще-чаще)

а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а

Вплоть до таких универсалий, как, например, “жизнь”:

Что это — жизнь?

(глубокий вдох —

выдох мелкими порциями

до «ничего не осталось»)

Кстати, это типичный короткий верлибр с его афористичностью, метонимичностью и остранённой оптикой.

Вообще, можно сказать, что это, мол, и не поэзия вовсе, а рекомендации к перформансам. И, с одной стороны, так и есть. Но эти рекомендации всё же остаются поэзией на уровне письменного текста (который, кстати, вполне возможно исполнять как собственно текст, как короткие верлибры, такая возможность не исключается, хотя и видится плоской), и это подтверждается способом их записи: не “в строку”, не “прозаически”, а с применением версификации. Версификация, как водится, обозначает ритм исполнения. Просто в данном случае (при “перформативном” исполнении) это не ритм звучащего текста, а ритм дыхания и действия. Обычный перенос строки знаменует короткую паузу между действиями, а двойной — длинную. Но кроме этого, графика текста, его расположение на странице может играть свою роль.

Лестница наверх

(читать снизу вверх — прижав стетоскоп

к левой стороне груди)

(вываливаясь в окно) — а-а-а-а-а-а-а

8-й этаж: (в полуобмороке) — сейчас сейчас

(выдох) — да! да! да!

(вдох) — в пластике нечем дышать

(выдох) — весь выжат как лимон

(вдох) — хватаю воздух как рыба

(выдох) — скоро конец этой нелепой истории

(вдох) — потерпи потерпи

7-й этаж: (тяжкие вдох и выдох) — как молот в висках

(выдох) — пощади меня Время пощади

(вдох) — задыхаюсь! мое сердце сердце

(выдох) — как верблюд

(вдох) — как насос

(выдох) — весь взмок

(вдох) — зачем это мне?

6-й этаж: (часто-часто) — в ушах стучит

(выдох) — кто меня гонит?

(вдох) — еще держусь

(выдох) — зачем я сюда полез

(вдох) — ну еще немного

(выдох) — вперед к далекой вершине

(вдох) — возьмем высоту

В этом стихотворении важно расположение текста по вертикали страницы, потому что во время исполнения нужно его читать снизу вверх — это и имитирует подъём (пусть только глазами, в основе вновь лежит метонимия, и глаз отсылает к телу), и заставляет делать дополнительные усилия при чтении, потому что такой способ чтения непривычен (во всяком случае в гуттенберговой вселенной, веб-читатель наверняка имеет опыт такого чтения), как и при подъёме по лестнице (в идеале исполнитель должен услышать, как учащается его сердцебиение).

А вот другой пример, где важна уже вся плоскость страницы:

Лабиринт

     вход — выход

     (вдох — выдох)

     (вдох)

   (выдох)

     (вдох)

        (выдох)

          (вдох)

             (выдох)

(затаился)

      чук-чук (постукивание)

(вдох)

  (выдох)

    (вдох)

       (выдох)

    (вдох)

  (выдох)

(затаился)

                        (вдох)

                  (выдох)

              (вдох)

        (выдох)

    (вдох)

          (затаился)

        шлеп-шлеп

(пошлепывание как бы ощупывает стену)

(вдох — выдох)

(вдох — выдох)

(вдох — выдох)

(вдох — выдох)

                    (выдох)

                                (выдох)

                          (выдох)

                 (выдох)

                        (выдох-выдох)

      (выдох-выдох)

                        (выдох-выдох)

            (затаился) тук-тук

            тук-тук

(легкое испуганное дыхание):

            вдох выдох вдох выдох вдох выдох

      (затаился)

                         выдох-выдох-выдох

                   выдох-выдох-выдох

            выдох-выдох-выдох

      выдох-выдох-выдох

выдох-выдох-выдох

(затаился: дышит почти неслышно)

(все читать в обратном направлении — снизу вверх)

То есть, письменная природа текста заявляет о себе, игнорировать её не получится. Графика позволяет расценивать текст именно как стихотворный, только в исполнении речевая просодия уступает место перформативному ритму, хотя во многих текстах и не исчезает вовсе. Более того, цикл содержит и “обычные” стихи, связанные с темой дыхания

Чу!

воздух дышит

за стеной дышат

голуби дышат на крыше

крыши дышат на солнце

листья на солнце дышат

дышат мысли

а это дышу я

а это не дышит покойник

ветер эфирный дышит

Цикл “Предшествие словам” нащупывает и преодолевает границы поэзии как речевой практики, не только письменной, но и устной, связывает поэзию с перформансом, не теряя однако связи с принятыми способами её записи, как классической версификацией, так и авангардной визуальностью; придаёт ей телесное измерение. Взяв за основу дыхание как метонимию жизни и мира, Сапгир, во-первых, материализует её с помощью тела непосредственного исполнителя текста, во-вторых, связывает ей различные поэтические стратегии (конвенциональный стих, конкретизм, минимализм, визуальная поэзия и др.), тем самым пересматривая их границы и привычные модусы бытования (исполнения).

Источник