Фраза покой нам только снится

Часть 1
Река раскинулась. Течет, грустит лениво
 И моет берега.
 Над скудной глиной желтого обрыва
 В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
 Нам ясен долгий путь!
 Наш путь — стрелой татарской древней воли
 Пронзил нам грудь.
Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной —
 В твоей тоске, о, Русь!
 И даже мглы — ночной и зарубежной —
 Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
 Степную даль.
 В степном дыму блеснет святое знамя
 И ханской сабли сталь…
И вечный бой! Покой нам только снится
 Сквозь кровь и пыль…
 Летит, летит степная кобылица
 И мнет ковыль…
И нет конца! Мелькают версты, кручи…
 Останови!
 Идут, идут испуганные тучи,
 Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
 Плачь, сердце, плачь…
 Покоя нет! Степная кобылица
 Несется вскачь!
Часть 2
Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
 Не вернуться, не взглянуть назад.
 За Непрядвой лебеди кричали,
 И опять, опять они кричат…
На пути — горючий белый камень.
 За рекой — поганая орда.
 Светлый стяг над нашими полками
 Не взыграет больше никогда.
И, к земле склонившись головою,
 Говорит мне друг: «Остри свой меч,
 Чтоб недаром биться с татарвою,
 За святое дело мертвым лечь!»
Я — не первый воин, не последний,
 Долго будет родина больна.
 Помяни ж за раннею обедней
 Мила друга, светлая жена!
Часть 3
В ночь, когда Мамай залег с ордою
 Степи и мосты,
 В темном поле были мы с Тобою, —
 Разве знала Ты?
Перед Доном темным и зловещим,
 Средь ночных полей,
 Слышал я Твой голос сердцем вещим
 В криках лебедей.
С полуно́чи тучей возносилась
 Княжеская рать,
 И вдали, вдали о стремя билась,
 Голосила мать.
И, чертя круги, ночные птицы
 Реяли вдали.
 А над Русью тихие зарницы
 Князя стерегли.
Орлий клёкот над татарским станом
 Угрожал бедой,
 А Непрядва убралась туманом,
 Что княжна фатой.
И с туманом над Непрядвой спящей,
 Прямо на меня
 Ты сошла, в одежде свет струящей,
 Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
 На стальном мече,
 Освежила пыльную кольчугу
 На моем плече.
И когда, наутро, тучей черной
 Двинулась орда,
 Был в щите Твой лик нерукотворный
 Светел навсегда.
Часть 4
Опять с вековою тоскою
 Пригнулись к земле ковыли.
 Опять за туманной рекою
 Ты кличешь меня издали́…
Умчались, пропали без вести
 Степных кобылиц табуны,
 Развязаны дикие страсти
 Под игом ущербной луны.
И я с вековою тоскою,
 Как волк под ущербной луной,
 Не знаю, что делать с собою,
 Куда мне лететь за тобой!
Я слушаю рокоты сечи
 И трубные крики татар,
 Я вижу над Русью далече
 Широкий и тихий пожар.
Объятый тоскою могучей,
 Я рыщу на белом коне…
 Встречаются вольные тучи
 Во мглистой ночной вышине.
Вздымаются светлые мысли
 В растерзанном сердце моем,
 И падают светлые мысли,
 Сожженные темным огнем…
«Явись, мое дивное диво!
 Быть светлым меня научи!»
 Вздымается конская грива…
 За ветром взывают мечи…
Часть 5
Опять над полем Куликовым
 Взошла и расточилась мгла,
 И, словно облаком суровым,
 Грядущий день заволокла.
За тишиною непробудной,
 За разливающейся мглой
 Не слышно грома битвы чудной,
 Не видно молньи боевой.
Но узнаю тебя, начало
 Высоких и мятежных дней!
 Над вражьим станом, как бывало,
 И плеск и трубы лебедей.
Не может сердце жить покоем,
 Недаром тучи собрались.
 Доспех тяжел, как перед боем.
 Теперь твой час настал. — Молись!
1908 г.
Источник
Часть 1
Река раскинулась. Течет, грустит лениво
 И моет берега.
 Над скудной глиной желтого обрыва
 В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
 Нам ясен долгий путь!
 Наш путь — стрелой татарской древней воли
 Пронзил нам грудь.
Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной —
 В твоей тоске, о, Русь!
 И даже мглы — ночной и зарубежной —
 Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
 Степную даль.
 В степном дыму блеснет святое знамя
 И ханской сабли сталь…
И вечный бой! Покой нам только снится
 Сквозь кровь и пыль…
 Летит, летит степная кобылица
 И мнет ковыль…
И нет конца! Мелькают версты, кручи…
 Останови!
 Идут, идут испуганные тучи,
 Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
 Плачь, сердце, плачь…
 Покоя нет! Степная кобылица
 Несется вскачь!
Часть 2
Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
 Не вернуться, не взглянуть назад.
 За Непрядвой лебеди кричали,
 И опять, опять они кричат…
На пути — горючий белый камень.
 За рекой — поганая орда.
 Светлый стяг над нашими полками
 Не взыграет больше никогда.
И, к земле склонившись головою,
 Говорит мне друг: «Остри свой меч,
 Чтоб недаром биться с татарвою,
 За святое дело мертвым лечь!»
Я — не первый воин, не последний,
 Долго будет родина больна.
 Помяни ж за раннею обедней
 Мила друга, светлая жена!
Часть 3
В ночь, когда Мамай залег с ордою
 Степи и мосты,
 В темном поле были мы с Тобою, —
 Разве знала Ты?
Перед Доном темным и зловещим,
 Средь ночных полей,
 Слышал я Твой голос сердцем вещим
 В криках лебедей.
С полуно’чи тучей возносилась
 Княжеская рать,
 И вдали, вдали о стремя билась,
 Голосила мать.
И, чертя круги, ночные птицы
 Реяли вдали.
 А над Русью тихие зарницы
 Князя стерегли.
Орлий клёкот над татарским станом
 Угрожал бедой,
 А Непрядва убралась туманом,
 Что княжна фатой.
И с туманом над Непрядвой спящей,
 Прямо на меня
 Ты сошла, в одежде свет струящей,
 Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
 На стальном мече,
 Освежила пыльную кольчугу
 На моем плече.
И когда, наутро, тучей черной
 Двинулась орда,
 Был в щите Твой лик нерукотворный
 Светел навсегда.
Часть 4
Опять с вековою тоскою
 Пригнулись к земле ковыли.
 Опять за туманной рекою
 Ты кличешь меня издали’…
Умчались, пропали без вести
 Степных кобылиц табуны,
 Развязаны дикие страсти
 Под игом ущербной луны.
И я с вековою тоскою,
 Как волк под ущербной луной,
 Не знаю, что делать с собою,
 Куда мне лететь за тобой!
Я слушаю рокоты сечи
 И трубные крики татар,
 Я вижу над Русью далече
 Широкий и тихий пожар.
Объятый тоскою могучей,
 Я рыщу на белом коне…
 Встречаются вольные тучи
 Во мглистой ночной вышине.
Вздымаются светлые мысли
 В растерзанном сердце моем,
 И падают светлые мысли,
 Сожженные темным огнем…
«Явись, мое дивное диво!
 Быть светлым меня научи!»
 Вздымается конская грива…
 За ветром взывают мечи…
Часть 5
Опять над полем Куликовым
 Взошла и расточилась мгла,
 И, словно облаком суровым,
 Грядущий день заволокла.
За тишиною непробудной,
 За разливающейся мглой
 Не слышно грома битвы чудной,
 Не видно молньи боевой.
Но узнаю тебя, начало
 Высоких и мятежных дней!
 Над вражьим станом, как бывало,
 И плеск и трубы лебедей.
Не может сердце жить покоем,
 Недаром тучи собрались.
 Доспех тяжел, как перед боем.
 Теперь твой час настал. — Молись!
Анализ цикла стихотворений «На поле Куликовом» Блока
Поэт-символист А. Блок – ключевая фигура русской поэзии начала XX века. На протяжении всей жизни его взгляды кардинально менялись, что неизменно отражалось в творчестве. Революция 1905 г. оказала большое влияние на мировоззрение Блока. Революционные убеждения поэта были серьезно поколеблены ужасом от кровавых событий. Он переосмысливает свой взгляд на историю и судьбу России. Результатом этого становится патриотический цикл «Родина», который включает в себя стихотворение «На поле Куликовом» (1908 г.).
Центральный образ произведения – Куликовское поле, ставшее символом героической победы объединенного русского войска над ненавистной Золотой Ордой. Эта победа, в конечном счете, привела к окончательному избавлению от татаро-монгольского ига. Также она способствовала объединению Руси и созданию единого Московского государства. В более широком смысле Куликовская битва считается победой добра над злом.
В начале стихотворения Блок дает общую картину героического прошлого своей страны. Русь ассоциируется у поэта с образом «степной кобылицы», которая никогда не прекращает свой стремительный бег. Постоянные набеги кочевников приводят к тому, что русские воины проводят большую часть жизни в седле с оружием в руках. Центральная фраза, отражающая это состояние, стала крылатой – «Покой нам только снится».
Блок не описывает саму битву, для него больше важна подготовка к ней, стремление воинов отдать жизнь за свободу и независимость своей Отчизны. Во второй части Блок вводит пророческое замечание лирического героя – «Долго будет родина больна». Автор расширяет описание исторического события до масштабного анализа всей русской истории. Победа на Куликовском поле и свержение ига не принесут покоя русским людям. Еще неоднократно Россия будет находиться в условиях смертельной опасности, исходящей от внешних и внутренних врагов.
В центральной части цикла появляется символ Богородицы, олицетворяющей собой главную защиту России. Ее незримое присутствие придает воинам силы в решающей битве. Священный свет «лика нерукотворного» побеждает тьму и мрак, наполняет сердца мужеством и отвагой.
В финале Блок описывает современное ему состояние России. Революционные настроения он воспринимает с огромной тревогой, они напоминают ему разгорающийся вдалеке «широкий и тихий пожар». Над Куликовским полем вновь собираются тучи. Вторжение темных сил должно вот-вот состояться. Автор надеется, что священные заветы предков помогут русским людям одержать победу над очередным врагом. Залогом победы он считает обращение к вере и заканчивает произведение призывом: «Молись!»
Источник
Eva Foster
28 марта 2016 · 3,5 K
Да, это отсылка к Александру Блоку. 
Реминисценция, неявная цитата, цитирование без кавычек.
Вызывает больше ассоциаций у человека, знакомого с творчеством как Бродского, так и Блока. 
Я люблю такое. Сразу в голове рождается цепочка ассоциаций. И следуешь за ней. Неизвестно, куда приведет – идти интересно. Бродить.
Например, произведение братьев Стругацких “Понедельник начинается в субботу” – все реминисценции, интертекст. 
Есть чем восхититься.
А вообще ещё Осип Мандельштам говорил: 
“Образованность – школа быстрейших ассоциаций”. 
Хорошее определение. 
Приятного чтения Бродского и Блока.
Стихи Бродского не мелодичны. Бродский получил Нобелевку из-за политигрищ. Так ли это?
Вознесенский Андрей просто приходил в экстаз, когда говорил о звучности стихов Эдгара Аллана По. Бродский был осуждён не за тунеядство, а за публикацию на Западе двух сб. стих. Бродский писал хорошо, но это дешёвка, потому что его стиль развязный и пошлый. Я потому и говорю, что он таланливый еврейский поэт, писавший по-русски. Я воспитывался на /Бокалов пенистых шипенье/И пунша пламень голубой/. Ваше право иметь своё мнение, но и у меня есть такое же право.
Прочитать ещё 1 ответ
Какое стихотворение Иосифа Бродского Вы любите?
Вместе они любили
сидеть на склоне холма.
Оттуда видны им были
церковь, сады, тюрьма.
Оттуда они видали
заросший травой водоем.
Сбросив в песок сандалии,
сидели они вдвоем.
Руками обняв колени,
смотрели они в облака.
Внизу у кино калеки
ждали грузовика.
Мерцала на склоне банка
возле кустов кирпича.
Над розовым шпилем банка
ворона вилась, крича.
Машины ехали в центре
к бане по трем мостам.
Колокол звякал в церкви:
электрик венчался там.
А здесь на холме было тихо,
ветер их освежал.
Кругом ни свистка, ни крика.
Только комар жжужал.
Трава была там примята,
где сидели они всегда.
Повсюду черные пятна —
оставила их еда.
Коровы всегда это место
вытирали своим языком.
Всем это было известно,
но они не знали о том.
Окурки, спичка и вилка
прикрыты были песком.
Чернела вдали бутылка,
отброшенная носком.
Заслышав едва мычанье,
они спускались к кустам
и расходились в молчаньи —
как и сидели там.
Прочитать ещё 1 ответ
За что Иосифа Бродского выслали из СССР, ведь он не писал политических стихов?
Тоталитарное государство очень часто руководствуется высосанными из пальца доносами для вынесения вердикта о том или ином человеке, даже полностью аполитичном. Андрей Вознесенский не сочинял антисоветчину, однако Хрущев орал на него: “Ишь ты какой Пастернак нашелся! Мы предложили Пастернаку, чтобы он уехал. Хотите завтра получить паспорт? Хотите?! И езжайте, езжайте к чертовой бабушке”.
Бродский по всем параметрам был несоветским человеком и в систему встраиваться не хотел. У таких людей было два варианта: Восток (лагерь) или Запад. Бродскому повезло, что за него на Западе вступились, и он отправился в эмиграцию, а не в лагерь.
Прочитать ещё 2 ответа
Можно ли сказать о малом вкладе Иосифа Бродского в развитие литературы по причине отсутствия у него своего стиля, копирования других поэтов (Слуцкой, Цветаева)?
Вполне ординарная личность
Скорее, он формировался как поэт благодаря им, но чтобы копировать – слишком сильно сказано. У Бродского особая манера языка – его метафоры, наверное, сложнейшие в русской поэзии. Для их понимания надо иметь очень широкий кругозор. Ну и, кроме того, его стихи очень приятно читать, в них нет какого-то озорства, что ли, Есенина, нет печали Ахматовой и Цветаевой, нет некой тяжести и давления Маяковского. Именно Бродского, а не каких-то других поэтов, последние годы так часто растаскивают на цитаты и копируют его стиль. Так что, пожалуй, ваше предположение о малом вкладе Бродского в поэзию далеко от истины.
Прочитать ещё 3 ответа
Что имел в виду Набоков, когда писал “Я знаю поклонников Толстого, которые думают, что Анна бросилась под паровоз…”? В чём тут ошибка?
8 · 4 ответа · Русская литература
Если бы в голове у вас могло остаться только одно стихотворение, какое бы вы выбрали?
19 · 25 ответов · Интервью
О чем стихотворение Александра Блока — Ночь, улица, фонарь, аптека?
Из какой песни этот текст: Ты ведь точно зов услышишь мой, стала ветром над землей страданий полная мольба..Ты безмолвный зов услышишь…?
6 · 2 ответа · Найти песню по словам
Почему 16-ти летние люди резко стали почитать творчество Есенина, Маяковского, Бродского? В школе же, как мне кажется, они и близко их читать не хотели. “Хайп”?
1 · 6 ответов · Искусство и культура
Источник
 Äâà ïåòåðáóðæöà
 «È âå÷íûé áîé, ïîêîé íàì òîëüêî ñíèòñÿ
» íåîæèäàííî íàòûêàåøüñÿ ó Áðîäñêîãî íà ÷òî-òî äî áîëè çíàêîìîå èç äåòñòâà. Äà ýòî æå À. Áëîê, íà ïîëå Êóëèêîâîì! Òî÷íî. ×òî ýòî ïëàãèàò èëè, êàê íûí÷å ìîäíî ãîâîðèòü, ðåìèêñ? À âïðî÷åì íå òàê è âàæíî, âåäü ó Áðîäñêîãî ñðàæåíèå âðåìåí Âòîðîé ìèðîâîé âîéíû, à ó Áëîêà íà ïîëå Êóëèêîâîì, îòâåòèò íàõîä÷èâûé ïî÷èòàòåëü Áðîäñêîãî, è äîáàâèò, ÷òî â ñòèëå ïîñòìîäåðíèçìà ïðÿìîå öèòèðîâàíèå –  äîçâîëåíî. Íó è õîðîøî, ôèã ñ ýòèì ïîñòìîäåðíèçìîì. Âèäåëè ìû è óíèòàç(«Ôîíòàí») Äåøàíà è «×åðíûé êâàäðàò» Ìàëåâè÷à, ïîýòîìó íàñ íè÷åì óæå íå óäèâèøü. Òåì áîëåå, êàê ãîâîðÿò, ýòîò ïîñòìîäåðíèçì óæå êàíóë â Ëåòó.
 Çäåñü õîòåëîñü áû îñòàíîâèòüñÿ íà ïñèõîëîãè÷åñêîì ñîñòîÿíèè âîèíîâ â ñòèõîòâîðåíèÿõ. Ó Áðîäñêîãî áîé èäåò îò ëèöà ÷åëîâåêà, èñïîëíÿþùåãî âîèíñêèé äîëã, à ó Áëîêà – çà Ðóñü, çà èñòîðè÷åñêóþ ñóäüáó. 
 Ãîëûé ïñèõîëîãèçì   Áðîäñêîãî,  ëèøåííûé ïîëèòè÷åñêîé èäåîëîãèè, ïðîñòî æåëàíèå æèòü. Áåç âñÿêèõ èäåîëîãèé, ïðîñòî áûòü. ×òî ýòî ëè÷íîñòü ïîýòà èëè ïîýòè÷åñêàÿ èäåÿ? Íàñ÷åò ëè÷íîñòè – ýòî, êîíå÷íî, ïðåóâåëè÷åíèå, ãèïåðáîëà, õîòÿ, ïîëàãàþ, ÷òî Áëîê áû òàê íå íàïèñàë. Áëîê ÷óâñòâîâàë ñåáÿ ÷àñòèöåé îãðîìíîé Ðîññèè, êîòîðîé ïðåäíàçíà÷åíî Áîãîì  áîëüøîå çíà÷åíèå, è Áëîê âîñïðèíèìàë ýòî íà óðîâíå ñâîåãî ïðåäâèäåíèÿ, ìèñòè÷åñêè, îí ñëûøàë ãîëîñ èñòîðèè.
 Ñåé÷àñ, â ýïîõó ãëîáàëèçàöèè, ñîâðåìåííèêàì áëèæå ìèðîîùóùåíèå Áðîäñêîãî, õîòÿ, íàâåðíîå, íå åãî ñòèõè êàê òàêîâûå, êîãäà âûðàæàÿñü ïî Òîëñòîìó, âñå ñìåøàëîñü, èëè ñìåøèâàåòñÿ, íà çåìíîì øàðå è ãîñóäàðñòâà èëè Îòå÷åñòâî óæå è íå Îò÷åñòâî, à  îáùåå ÷åëîâå÷åñòâî, êîòîðîå óíèôèöèðóåòñÿ, è êèòàåö, ôðàíöóç èëè ðóññêèé ñèäÿò çà îäèíàêîâûì êîìïüþòåðîì, ñìîòðÿò îäèí è òîò æå ôèëüì, ÷èòàþò îäíè è òå æå êíèãè, ñëóøàþò îäíó è òóæå ìóçûêó è òàê äàëåå
 Áûòü ìîæåò, êòî  òî ñïðîñèò, à ïðè÷åì çäåñü ïåòåðáóðæöû? Ðàçâå ÷òî â îäíîì ãîðîäå ðîäèëèñü è æèëè, ïðàâäà Áðîäñêèé -òî â Ëåíèíãðàäå, à Áëîê â Ñàíêò-Ïåòåðáóðãå è â ãîñóäàðñòâàõ ðàçíûõ.
 Îòâå÷ó, ÷òî ëþäè æèâøèå èëè æèâóùèå â êàêîì – òî  ìåñòå  ñîñòàâëÿþò íåêîòîðûé äóõ, ìåíòàëüíîñòü, ýòîãî ìåñòà, êîòîðûé íèêóäà íå óõîäèò, à æèâåò â ýòîì ãîðîäå. È åñëè ïðèñëóøàòüñÿ, òî ìîæíî óñëûøàòü, êàê Àëåêñàíäð Áëîê, øàãè èñòîðèè, øàãè äâóõ ïåòåðáóðæöåâ.
 Àëåêñàíäð Áëîê
 Íà ïîëå Êóëèêîâîì
 Ðåêà ðàñêèíóëàñü. Òå÷åò, ãðóñòèò ëåíèâî
      È ìîåò áåðåãà.
 Íàä ñêóäíîé ãëèíîé æåëòîãî îáðûâà
      Â ñòåïè ãðóñòÿò ñòîãà.
 Î, Ðóñü ìîÿ! Æåíà ìîÿ! Äî áîëè
      Íàì ÿñåí äîëãèé ïóòü!
 Íàø ïóòü – ñòðåëîé òàòàðñêîé äðåâíåé âîëè
      Ïðîíçèë íàì ãðóäü.
 Íàø ïóòü – ñòåïíîé, íàø ïóòü – â òîñêå áåçáðåæíîé –
      Â òâîåé òîñêå, î, Ðóñü!
 È äàæå ìãëû – íî÷íîé è çàðóáåæíîé –
      ß íå áîþñü.
 Ïóñòü íî÷ü. Äîì÷èìñÿ. Îçàðèì êîñòðàìè
      Ñòåïíóþ äàëü.
 Â ñòåïíîì äûìó áëåñíåò ñâÿòîå çíàìÿ
      È õàíñêîé ñàáëè ñòàëü…
 È âå÷íûé áîé! Ïîêîé íàì òîëüêî ñíèòñÿ
      Ñêâîçü êðîâü è ïûëü…
 Ëåòèò, ëåòèò ñòåïíàÿ êîáûëèöà
      È ìíåò êîâûëü…
 È íåò êîíöà! Ìåëüêàþò âåðñòû, êðó÷è…
      Îñòàíîâè!
 Èäóò, èäóò èñïóãàííûå òó÷è,
      Çàêàò â êðîâè!
 Çàêàò â êðîâè! Èç ñåðäöà êðîâü ñòðóèòñÿ!
      Ïëà÷ü, ñåðäöå, ïëà÷ü…
 Ïîêîÿ íåò! Ñòåïíàÿ êîáûëèöà
      Íåñåòñÿ âñêà÷ü!
 7 èþíÿ 1908
 Èîñèô Áðîäñêèé
 È âå÷íûé áîé.
 Ïîêîé íàì òîëüêî ñíèòñÿ.
 È ïóñòü íè÷òî
 íå ïîòðåâîæèò ñíû.
 Ñåäàÿ íî÷ü,
 è äðåìëþùèå ïòèöû
 êà÷àþòñÿ îò ñèíåé òèøèíû.
 È âå÷íûé áîé.
 Àòàêè íà ðàññâåòå.
 È ïóëè,
 ðàçó÷èâøèåñÿ ïåòü,
 êðè÷àëè íàì,
 ÷òî åñòü åùå Áåññìåðòüå…
 … À ìû õîòåëè ïðîñòî óöåëåòü.
 Ïðîñòèòå íàñ.
 Ìû äî êîíöà êèïåëè,
 è ìèð âîñïðèíèìàëè,
 êàê áðóñòâåð.
 Ñåðäöà ðâàëèñü,
 ìåòàëèñü è õðàïåëè,
 êàê ëîøàäè,
 ïîïàâ ïîä àðòîáñòðåë.
 …Ñêàæèòå… òàì…
 ÷òîá áîëüøå íå áóäèëè.
 Ïóñêàé íè÷òî
 íå ïîòðåâîæèò ñíû.
 …×òî èç òîãî,
 ÷òî ìû íå ïîáåäèëè,
 ÷òî èç òîãî,
 ÷òî íå âåðíóëèñü ìû?..
13.02.13
Источник
Река раскинулась. Течет, грустит лениво
 И моет берега.
 Над скудной глиной желтого обрыва
 В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
 Нам ясен долгий путь!
 Наш путь – стрелой татарской древней воли
 Пронзил нам грудь.
Наш путь – степной, наш путь – в тоске безбрежной –
 В твоей тоске, о, Русь!
 И даже мглы – ночной и зарубежной –
 Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
 Степную даль.
 В степном дыму блеснет святое знамя
 И ханской сабли сталь…
И вечный бой! Покой нам только снится
 Сквозь кровь и пыль…
 Летит, летит степная кобылица
 И мнет ковыль…
И нет конца! Мелькают версты, кручи…
 Останови!
 Идут, идут испуганные тучи,
 Закат в крови!
 Закат в крови! Из сердца кровь струится!
 Плачь, сердце, плачь…
 Покоя нет! Степная кобылица
 Несется вскачь!
2
Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
 Не вернуться, не взглянуть назад.
 За Непрядвой лебеди кричали,
 И опять, опять они кричат…
На пути – горючий белый камень.
 За рекой – поганая орда.
 Светлый стяг над нашими полками
 Не взыграет больше никогда.
И, к земле склонившись головою,
 Говорит мне друг: “Остри свой меч,
 Чтоб недаром биться с татарвою,
 За святое дело мертвым лечь!”
Я – не первый воин, не последний,
 Долго будет родина больна.
 Помяни ж за раннею обедней
 Мила друга, светлая жена!
3
В ночь, когда Мамай залег с ордою
 Степи и мосты,
 В темном поле были мы с Тобою,-
 Разве знала Ты?
Перед Доном темным и зловещим,
 Средь ночных полей,
 Слышал я Твой голос сердцем вещим
 В криках лебедей.
С полуночи тучей возносилась
 Княжеская рать,
 И вдали, вдали о стремя билась,
 Голосила мать.
И, чертя круги, ночные птицы
 Реяли вдали.
 А над Русью тихие зарницы
 Князя стерегли.
Орлий клёкот над татарским станом
 Угрожал бедой,
 А Непрядва убралась туманом,
 Что княжна фатой.
И с туманом над Непрядвой спящей,
 Прямо на меня
 Ты сошла, в одежде свет струящей,
 Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
 На стальном мече,
 Освежила пыльную кольчугу
 На моем плече.
И когда, наутро, тучей черной
 Двинулась орда,
 Был в щите Твой лик нерукотворный
 Светел навсегда.
4
Опять с вековою тоскою
 Пригнулись к земле ковыли.
 Опять за туманной рекою
 Ты кличешь меня издали…
Умчались, пропали без вести
 Степных кобылиц табуны,
 Развязаны дикие страсти
 Под игом ущербной луны.
И я с вековою тоскою,
 Как волк под ущербной луной,
 Не знаю, что делать с собою,
 Куда мне лететь за тобой!
Я слушаю рокоты сечи
 И трубные крики татар,
 Я вижу над Русью далече
 Широкий и тихий пожар.
Объятый тоскою могучей,
 Я рыщу на белом коне…
 Встречаются вольные тучи
 Во мглистой ночной вышине.
Вздымаются светлые мысли
 В растерзанном сердце моем,
 И падают светлые мысли,
 Сожженные темным огнем…
“Явись, мое дивное диво!
 Быть светлым меня научи!”
 Вздымается конская грива…
 За ветром взывают мечи…
5
 И мглою бед неотразимых
 Грядущий день заволокло.
 Вл. Соловьев
Опять над полем Куликовым
 Взошла и расточилась мгла,
 И, словно облаком суровым,
 Грядущий день заволокла.
За тишиною непробудной,
 За разливающейся мглой
 Не слышно грома битвы чудной,
 Не видно молньи боевой.
Но узнаю тебя, начало
 Высоких и мятежных дней!
 Над вражьим станом, как бывало,
 И плеск и трубы лебедей.
Не может сердце жить покоем,
 Недаром тучи собрались.
 Доспех тяжел, как перед боем.
 Теперь твой час настал.- Молись!
Источник