Физиология и гигиена сна детей дошкольного возраста

Елена Чулкова
Сон. Физиологическое значение сна. Фазы детского сна. Требования к организации сна детей

Содержание

Введение…. …3

1. Природа сна…. 4

2. Физиологическое значение сна…. 6

3. Требования к организации сна детей…. 13

3.1. Причины необходимости дневного сна для ребенка….13

3.2. Гигиенические и педагогические условия организации сна детей….14

3.3. Фазы детского сна…16

Заключение….18

Приложение…19

Список использованной литературы…20

Введение

Как много мы спим! Сну мы отдаем треть нашей жизни. Сколько можно было бы успеть за это время, которого всем так не хватает! А что если спать меньше или вообще не спать? Вдруг в сокращении времени сна кроется один из резервов?

Так что же такое сон? Зачем он нужен организму? Что происходит с организмом во время сна? Почему нам снятся сны и что такое сновидения?

Начало научного подхода к изучению сновидений относится к концу 18 века. Одно из первых более или менее серьезных сочинений по этому вопросу – «Опыт построения теории сна» доктора Г. Нудова – появилось в 1791 г.

Однако, по-настоящему профессиональный интерес к сновидениям начался с появлением работы З. Фрейда* «Толкование сновидений» (1900г.).

«Для нас, молодых психиатров, она стала лучом света, для наших пожилых коллег – предметом насмешек» – писал К. Г. Юнг.

1. Природа сна

Сон – это периодическое физиологическое состояние организма человека и высших животных, внешне характеризующееся значительной обездвиженностью от раздражителей внешнего мира. Согласно современным научным данным, сон представляет собой разлитое торможение коры больших полушарий, возникающее по мере расходования нервными клетками своего биоэнергетического потенциала в течение периода бодрствования и снижения их возбудимости. Распространение торможения на более глубокие отделы мозга – средний мозг, подкорковые образования – обусловливает углубление сна. При этом в состоянии торможения, частично функционального покоя нервные клетки не только полностью восстанавливают свой биоэнергетический уровень, но и обмениваются информацией, необходимой для предстоящей деятельности. К моменту пробуждения, если сон был достаточно полноценным, они снова готовы к активной работе.

Сон – жизненно необходимая потребность организма, не менее важная, чем пища. Физиологи экспериментально доказали, что, например, собака может жить без пищи около месяца. Если же лишить ее сна, она погибает через 10-12 дней. Человек, попавший в исключительные условия, может голодать около двух месяцев, а без сна он не проживет больше двух недель.

Еще совсем недавно сон представлялся простым отдыхом мозга после дневного периода напряженной работы, торможением его деятельности. Но положение радикально изменилось, когда в 1953 году были опубликованы первые результаты исследований двух ученых из Чикагского университета – Е. Азеринского и Н. Клейтмана. Проводя непрерывные наблюдения за человеком во время его сна, включающие электроэнцефалографию, запись движения глазных яблок, состояние тонуса мышц и т. д., они обнаружили, что в течение ночи попеременно сменяются две фазы сна, которые они обозначили как медленный и быстрый сон.

2. Физиологическое значение сна

Сон крайне важен для нашего организма. Во время него происходит множество жизненно-важных процессов. Рассмотрим главные функции сна.

Сон играет важную роль в процессах метаболизма. Во время медленного сна высвобождается гормон роста. Во время быстрого сна происходит восстановление пластичности нейронов и обогащение их кислородом.

Антитела, которые борются с инфекцией, вырабатываются во время сна в больших количествах. Когда мы отдыхаем, организм может сосредоточиться на восстановительных процессах, и именно поэтому лучшее предписание во время болезни – это вдоволь выспаться.

Сон помогает восполнить наш уровень энергии, таким образом, увеличивая и поддерживая общий уровень активности и внимательности. Достаточное количество сна также связано с уменьшением риска заболевания хроническими болезнями, включая болезнь сердца и диабет 2-й степени.

Ночью у человека растут волосы и ногти.

Важным также является то, что во время сна в организме вырабатывается такой гормон как мелатонин. Мелатонин синтезируется из серотонина в эпифизе. Секреция мелатонина подчинена суточному ритму. Синтез и секреция мелатонина зависят от освещённости — избыток света тормозит его образование, а снижение освещённости повышает синтез и секрецию гормона. У человека на ночные часы приходится 70 % суточной продукции мелатонина.

Мелатонин способен быстро восстановить жизненные силы. Способствует омоложению, защищает клетки от канцерогенов, радиации, гербицидов и пестицидов, помогает бороться с опухолями, замедляет процессы старения, укрепляет иммунную систему, помогает справиться со стрессом, увеличивает способность переживать радость, удовольствие, уменьшает количество холестерина в крови, снижает кровяное давление, помогает справиться с аритмией сердца, уменьшает риск остеопороза.

Сон – жизненная необходимость. Он обладает волшебным свойством продлевать жизнь, увеличивать работоспособность, лечить от болезней. Экономия времени за счет сна никогда не окупится.

6. Требования к организации сна детей

6.1. Причины необходимости дневного сна для ребенка

Одним из важнейших факторов гармоничного развития ребенка является дневной сон. Результаты исследований показали, что дети в возрасте 3—4 лет, которых не укладывали на дневной отдых, проявляли более высокие уровни гиперактивности, тревожности и депрессии, чем дети, продолжавшие ежедневно спать I— 2 ч в обеденное время. Ученые пришли к выводу, что дневной сон не только отлично замещает возможные недочеты ночного сна, но и важен сам по себе в качестве передышки для организма энергичного ребенка. Дневной сон — чудесная возможность восстановить силы и провести остаток дня в хорошем расположении духа.

Читайте также:  Какой диван для сна лучше купить

Удовлетворение этой естественной потребности способствует хорошему самочувствию и нормальной работоспособности. Для детей раннего и дошкольного возраста физиологически полноценный сон составляет основу крепкого здоровья и правильного развития.

Потребность во сне в значительной мере связана с условиями окружающей среды с функциональным состоянием организма и зависит от множества других факторов.

Выдающийся физиолог И. П. Павлов установит что сон — это тормозное состояние нервных клеток, возникающее вслед за их активной деятельностью (он восстанавливает нормальную деятельность организма функции нервных клеток коры больших полушарии головного мозга). Поэтому так велика роль полноценного сна для ребенка дошкольного возраста организм, которого требует не только восстановления затраченной энергии, но и со здания благоприятной основы для его дальнейшего нормального роста и развития.

Нервная система ребенка еще недостаточно сформирована, она не обладает большой выносливостью и подвержена сравнительно Быстрому истощению. Особенно неблагоприятно отражается на ее состоянии и состоянии организма в целом частое недосыпание, которое определяется не только недостаточной продолжительностью сна, но и плохим качеством сна, когда он неспокоен и часто прерывается.

Исследования показали, что при недостатке сна у дошкольника в пределах 1,5 ч в сутки выносливость нервных клеток коры головного мозга значительно снижается. А это влечет за собой снижение активной деятельности и работоспособности. Часто нарушается поведение. У ребенка могут появиться неправильные неадекватные реакции на те или иные воздействия окружающих его сверстников и взрослых. Он может расплакаться из-за пустяка, делать все наоборот и т. п. Длительное недосыпание нередко бывает причиной невротических состояний, характеризующихся появлением у ребенка раздражительности, плаксивости, ослаблением внимания памяти. В одних случаях дети становятся возбужденными, драчливыми, в других, наоборот, вялыми и безучастными к окружающему. Невротические состояния могут сопровождаться и головными болями, снижением аппетита, сопротивляемости организма к заболеваниям, так как недостаточный сон отрицательно влияет на состояние всех физиологических систем и функций организма, тесно связанных с регулирующей деятельностью нервной системы.

6.2. Гигиенические и педагогические условия организации сна детей

Для формирования полноценного сна у детей важно на всех возрастных этапах создавать необходимые для него гигиенические и педагогические условия, устранять причины, мешающие его наступлению. Мы должны обязательно учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника. Чем моложе ребенок, тем большее количество часов он спит и меньше бодрствует. Дети дошкольного возраста должны спать в сутки не менее 11-12 ч. Дневной сон в зависимости от возраста длится до 2-2,5 ч. Он обязателен, так как нервная система ребенка быстро реагирует на внешние раздражители, относительно легкоранима и менее вынослива по сравнению с нервной системой взрослого. Именно поэтому активное непрерывное бодрствование дошкольников ограничено. Если ребенок в детском саду не спит, то мы должны выяснить причину этого, поговорить с родителями, врачом или медсестрой детского сада.

Создавая условия для хорошего сна ребенка, следует помнить о том, что свежий воздух является лучшим «усыпляющим» и оздоровительным средством. Поэтому перед сном следует проветрить комнату 15-20 минут.

Одежда для сна в помещении должна быть свободной, сшитой из мягких хлопчатобумажных тканей. Наиболее удобными для этой цели будут длинная рубашка или пижама без карманов с небольшим числом пуговиц. В жаркое время года дети могут спать в одних трусах, предназначенных специально для сна. Важно постоянно следить за тем, чтобы во время сна дети не переохлаждались и не перегревались. Поза, в которой спит ребенок, существенно влияет на качество сна. Лучше, если он будет засыпать лежа на правом боку или на спине. При таких положениях тела внутренние органы испытывают наименьшее давление веса тела.

Укладывание наиболее сложный и ответственный момент в организации сна, имеющий большое значение для его нормального протекания; необходимо доброжелательно и в тоже время настойчиво укладывать спать ребенка. Только так можно добиться быстрого засыпания. При организации сна в первую очередь я укладываю ослабленных детей, детей, быстро засыпающих, тех, кто спокойно ведет себя перед сном. Детей возбудимых, беспокойных при засыпании я укладываю в последнюю очередь, с тем, чтобы уделить им больше внимания (посидеть около них, погладить и т. д.).

Спокойная обстановка создаст общий положительный настрой перед сном, а тишина в спальне будет способствовать глубокому сну. В это время недопустимы разговоры, шум. Я дольше бываю около трудно засыпающего ребенка, не позволяя ему разговаривать, вертеться. Все дети в той или иной степени нуждаются при засыпании в определенных педагогических воздействиях. Хорошо, если для ребенка потребуется в среднем от 5 до 20 минут для засыпания. Если же оно затягивается на 30-40 минут, то сон окажется недостаточным по длительности, а, следовательно, не обеспечит восстановление работоспособности, необходимой для продолжения активного бодрствования.

6.3. Фазы детского сна

По данным физиологических исследований, сон на всем своем протяжении проходит разные фазы: после засыпания обычно сразу наступает глубокий сон, затем он сменяется более поверхностным и вновь глубоким. Во время ночного сна такая цикличная смена фаз может происходить до 8—10 раз, если он не прерывается. Общая длительность одного цикла, включающего фазы глубокого и неглубокого сна, равна примерно 1 ч. Днем полноценный сон ребенка обеспечивается 2—3 периодами глубокого сна, т е. в течение 1,5—2 ч периоды глубокого сна повторяются 2 раза; при 2-2,5-часовом сне — 3 раза. У возбудимых детей периоды глубокого сна продолжаются лишь 30—45 мин; неглубокий сон протекает у них, как правило, с большим числом двигательных и эмоциональных реакций. У большинства детей с уравновешенной нервной системой фазы неглубокого сна протекают без каких-либо особенностей и по длительности составляют не более 10—15 мин. Однако в это время дети легче пробуждаются от различных внешних раздражителей, шума, поэтому в период неглубокого сна, наступающего примерно через час после засыпания, важно не допустить пробуждения ребенка. Исследованиями показано, что во время дневного сна у многих детей полное торможение наступает только во второй, а иногда и в третий период глубокого сна, т. е. спустя достаточно длительное время после укладывания. Вот почему так необходимо охранять сон детей на всем его протяжении.

Читайте также:  Здравствуйте соседи как жизнь как сон скачать

Сон детей старшего дошкольного возраста по своему характеру приближается ко сну взрослых, хотя и имеет свои особенности.

Заключение

В результате многочисленных исследований были сделаны окончательные выводы:

• Сон совершенно необходим для здоровья человека. Для нормального функционирования человеку ежедневно нужен продолжительный и качественный сон.

• Недосыпание негативно сказывается как на физическом, так и на психическом состоянии организма.

•Состояние человека при пробуждении зависит от нескольких факторов сна:

1. От продолжительности сна;

2. От качества сна;

3. От того, как согласуется режим сна и бодрствования человека с биоритмами природы.

• Необходимо жить в соответствии с биоритмами природы.

• Наиболее благоприятен для организма тип активности «голубь».

• Для хорошего самочувствия необходимо соблюдать гигиену сна.

• Для здоровья организма необходим не только здоровый режим сна, но и режим питания, физическая деятельность и т. п.

Приложение

(ВЫПИСКА ИЗ СанПиНов)

2.12. Требования к организации режима дня и учебных занятий

2.12.4. Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 – 12,5 часов, из которых 2,0 – 2,5 отводится дневному сну. Для детей от 1 года до 1,5 лет дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 часов. Оптимальным является организация дневного сна на воздухе (веранды). Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр.

Детей с трудным засыпанием и чутким сном рекомендуется укладывать первыми и поднимать последними. В разновозрастных группах более старших детей после сна поднимают раньше. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.

Список использованной литературы

1. Вейн А. М. «Патология мозга и структура ночного сна», 1971.

2. Дильман В. М. «Большие биологические часы», 1981

3. Дроздова И. В. «Удивительная биология», 2005.

4. Куприянович Л. И. «Биологические ритмы и сон», 1976.

5. Хомутов А. Е. «Анатомия центральной нервной системы», 2005.

6. Хомутов А. Е. «Физиология центральной нервной системы», 2006.

Источник

ГОУ СПО «Соликамский педагогический
колледж имени А.П. Раневского»

Контрольная работа

по анатомии

Тема №2: Физиология и гигиена

сна детей дошкольного возраста

                                                                                      
Выполнила: студентка

                                                                                       
группы В-36

                                                                                       
Мамаева Е.А                                                                                     

                                                                                        Проверила: преподаватель

                                                                                       
анатомии колледжа

                                                                                         Тищук Н.В

2010 год

План:

   Введение                                                                                                      
1стр.               

  1. Понятие нарушения сна и их профилактика                                     
    2стр.
  2. Рекомендации по организации сна детей дошкольного возраста дома и  условиях ДОУ                                                                                       
    5стр.

   Заключение                                                                                                  
10стр.

   Литература                                                                                                   
12стр.

Введение

     Гомер говорил о нем – «брат смерти»,
Аристотель – «слуга жизни», Уильям Шекспир
– «бальзам для души», И.П. Павлов «выручатель»
нервной системы, Зигмунд Фрейд – «царская
дорога в бессознательное». Все эти красивые
метафоры, произнесенные великими людьми,
подразумевают одно и тоже. Это сон.

     Нарушения сна являются 
довольно распространенной проблемой.
Нарушения сна встречаются в любом возрасте и
для каждой возрастной категории характерны
свои виды нарушений. Так ночное недержание
мочи, снохождение и ночные страхи встречаются
в детском возрасте, а патологическая
сонливость или бессонница более характерны
для пожилых людей.

     Нарушения бывают 
первичные – не связанные с 
патологией каких-либо органов 
или вторичные – возникающие 
как следствие других заболеваний.
Расстройство сна может возникнуть 
при различных заболеваниях нервной 
системы или психических нарушениях.

     Нарушения сна – 
это такие состояния при которых 
трудно засыпать, сон короткий 
и прерывистый, а после сна 
отсутствует ощущение отдыха. Оно 
проявляется и поздним засыпанием,
и сокращением длительности сна,
и многократным прерыванием сна в течении ночи. Сон нарушается и качественно
– становится более поверхностным, сокращается
продолжительность глубокого сна, нарушается
соотношение между фазами сна, сопровождающегося
сновидениями и без сновидений. Наступает
дневная сонливость, слабость, ощущение
разбитости, снижение работоспособности.

     Все вышеописанные 
признаки встречаются в самых 
разнообразных нарушениях сна, которых 
существует огромное множество,
и они достаточно распространены.

1

1 вопрос. Название 
нарушения сна и их профилактика(6,7)

     Существует группа расстройств сна под названием
диссомнии. В нее входят инсомния и гиперсомния.
Рассмотрим две эти составные поподробнее.

     Инсомния – бессонница, нарушения процесса засыпания
и сна.

– психосоматическая – связана 
с психологическим состоянием, может быть ситуативная (временная) или
постоянная;

– вызванная приемом алкоголя 
или медикаментозных препаратов;

– вызванная заболеваниями психики;

– вызванная расстройством дыхания 
во время сна;

– вызванная синдромом «беспокойных 
ног» и другими патологическими состояниями.

     Гиперсомния 
– повышенная сонливость.

– психофизиологическая – связанная 
с психологическим состоянием, может 
быть постоянная или временная;

– вызванная приемом алкоголя 
или медикаментозных средств;

– вызванная психическими заболеваниями и т.д..

     Нарушения режима сна и бодрствования

– временные нарушения сна, связанные 
с резким изменением рабочего 
графика или часового пояса;

– постоянные нарушения сна (синдром 
замедленного периода сна; синдром 
преждевременного периода сна; синдром не 24-часового цикла сна и бодрствования).

     Парасомния – нарушения в функционировании органов
и систем, связанные со сном или пробуждением
(снохождение, ночное недержание мочи
(энурез), ночные страхи, ночные эпи – приступы,
бруксизм).

Симптомы (в чем проявляется) нарушения сна

     Симптомы нарушений сна разнообразны
и зависят от вида нарушения. Но

2

каким бы ни было нарушение сна, за короткий
период времени оно может привести к изменению
эмоционального состояния, внимательности
и работоспособности человека. У детей
дошкольного возраста возникают проблемы
с учебой, снижается способность усваивать
новый материал. Бывает, что пациент обращается
к врачу с жалобами на плохое самочувствие,
не подозревая, что оно связано с нарушением
сна.

Читайте также:  Новый год всегда как сладкий сон слушать

     Инсомнию считают ситуативной, если она длится не более
3 недель. Страдающие бессонницей люди
плохо засыпают, часто просыпаются посреди
ночи и не могут заснуть. Характерно раннее
утреннее пробуждение, чувство невыспанности
после сна. В следствие этого возникают
раздражительность, эмоциональная нестабильность,
хроническое переутомление.

     Нарушение сна может 
быть побочным действием препаратов,
возбуждающих нервную систему. Длительный прием снотворных средств
также может привести к бессоннице.

     Бессонница при психических заболеваниях отличается постоянным
чувством сильного беспокойства в ночное
время, очень чутким и поверхностным сном,
частыми пробуждениями, дневной апатией
и усталостью.

     Синдром сонных апноэ 
или апноэ во сне – это 
кратковременное прекращение тока воздуха в верхние дыхательные пути,
происходящее во время сна. Такая пауза
может сопровождаться храпом или двигательным
беспокойством.

     Бессонница при синдроме 
«беспокойных ног» развивается 
из-за возникающего в глубине 
икроножных мышц ощущения, требующего сделать движения ногами. В некоторых
случаях нарушения сна происходят из-за
возникающих во сне непроизвольных однообразных
и повторяющихся сгибательных движений
в ноге, стопе или большом пальце. Обычно
сгибание длится 2 сек. И повторяется через
полминуты.

3

     Синдром замедленного 
периода сна характеризуется 
невозможностью заснуть в определенные 
часы, необходимые для нормального 
режима труда и отдыха (в рабочие 
дни).

     Синдром преждевременного 
периода сна редко служит поводом 
для обращения к врачу. Люди быстро засыпают и крепко спят,
но они слишком быстро пробуждаются и
соответственно вечером рано ложатся
спать. Эти нарушения чаще встречаются
у пожилых людей и не доставляют им особого
дискомфорта.

     Синдром не 24-часового 
цикла сна и бодрствования заключается в невозможности для человека
жить по графику 24- часовых суток. Биологические
сутки таких людей составляют 25-27 часов,
встречается чаще у слепых.

     Снохождение (сомнамбулизм)
– это бессознательное совершение 
сложных автоматических действий во время сна. Люди с таким нарушением
могут ночью вставать с кровати, ходить
и что-то делать. При этом они не просыпаются,
сопротивляются попыткам их разбудить
и могут совершать опасные для их жизни
действия. Как правило, подобное состояние
длится не более 15 минут, после этого человек
возвращается в постель и продолжает спать,
либо просыпается.

     Ночные страхи чаще 
возникают в первые часы сна.
Человек с криком садится в 
постели в состоянии страха 
и паники. Это сопровождается 
тахикардией и учащением дыхания,
потоотделением, расширением зрачков.
Через несколько минут человек засыпает.
Утром он обычно не помнит о ночном кошмаре.

     Ночное недержание 
мочи наблюдается в первую 
треть ночного сна. Оно может 
быть физиологическим у маленьких 
детей и патологическим – у детей,
которые уже научились самостоятельно
ходить в туалет.

     Бруксизм характеризуется 
тонической и ритмической деятельностью

4

жевательных мышц, сопровождаемой громким
звуком типа скрежетания или пощелкивания.
Частое осложнение – это преждевременный износ зубов, также встречаются
случаи о прикусывании языка.

Профилактика нарушений сна

     Соблюдение режима 
сна и бодрствования, нормальная 
физическая и психическая нагрузка,
правильное использование препаратов,
влияющих на ЦНС – все это 
служит профилактикой нарушений сна.

     Профилактика гиперсомнии
(повышенной сонливости) состоит 
в предупреждении черепно – 
мозговых травм и нейроинфекции,
которые могут привести к избыточной
сонливости.

     Прежде, чем прибегать 
к медикаментозному лечению, нужно
проследить за соблюдением общих правил
здорового сна: не ложиться спать в возбужденном
или рассерженном состоянии, не есть перед
сном, не пить на ночь спиртного, кофе или
крепкий чай, не спать в дневное время,
регулярно заниматься спортом, но не делать
физических упражнений на ночь, соблюдать
чистоту в спальне. Человеку с нарушением
сна полезно ложиться спать и просыпаться
каждый день в одно и тоже время. Если заснуть
не удается в течении 30-40 минут, нужно встать
и заняться делами, пока не возникнет желания
поспать. Можно вести ежевечерние успокаивающие
процедуры: прогулку или теплую ванну.
Справиться с нарушением сна зачастую
помогает психотерапия, различные релаксирующие
методики.

     Профилактикой расстройства
сна следует заниматься уже в раннем детском
возрасте. Очень важно выработать у детей
привычку ложиться спать в одно и тоже
время.

     2 вопрос. Рекомендации 
по организации сна детей дошкольного 
возраста дома и условиях ДОУ.(1,2,3,4,5)

     Для нормальной жизнедеятельности,
для восстановления сил необходим 
регулярный полноценный отдых. Такой 
отдых обеспечивает сон,

5

являющийся физиологической потребностью
организма. Чередование сна и бодрствования
является обязательным для жизни человека. Если человека лишить сна, то у него
обостряется чувствительность, появляется
мышечная слабость и даже психические
расстройства. Нередко человек нуждается
в дополнительном дневном сне.

     Во время сна ребенок 
утрачивает связь с внешней 
средой, сознание выключается. Органы чувств не воспринимают
обычные внешние раздражения. Полностью
тормозится условно – рефлекторная деятельность,
уменьшается тонус мышц, снижается давление
крови, температура тела, дыхание становится
более редким.

     Бодрствование – 
это деятельное состояние коры полушарий
головного мозга, находящейся в активном
взаимодействии с подкорковыми отделами
головного мозга. Бодрое состояние коры
поддерживается, по определению И.П. Павлова,
теми раздражителями, которые падают на
большие полушария главным образом из
внешнего мира.

     Сон также активный 
процесс, так как многие нервные 
клетки во время сна находятся в состоянии активности,
но деятельность анализаторов заторможена.
Сон – жизненная потребность человека,
а ребенка особенно, возникает в результате
естественной усталости после достаточного
по длительности активного бодрствования.
Чередование бодрствования и сна является
необходимым условием нормальной психической
деятельности ребенка.

     Составление возрастных 
режимов для детей раннего и дошкольного
возраста осуществляется медицинским
персоналом ДОУ совместно с педагогами
и основывается на следующих основных
принципах:

  1. Установление на каждом возрастном этапе
    длительности бодрствования, соответственно
    пределу работоспособности нервной системы.
  2. Установление необходимого суточного
    количества часов сна и

6

     правильное распределение отрезков сна
в течении суток, чтобы               
обеспечить своевременный и полноценный
отдых центральной нервной системы.

  1. Установление правильной последовательности кормления, сна и бодрствования.
  2. Установление правильного ритма кормления.
  3. Обеспечение правильной смены разных
    видов деятельности, учитывая выносливость
    нервной системы, не допуская переутомления
    от однообразных, длительных, одних и тех
    же действий.

Источник