Фильм полеты во сне и наяву в каком городе снимался фильм

Если копнуть поглубже советский кинематограф, то мы найдём целый пласт удивительного и невероятного по силе драматизма «несоветское» кино. Где герой, широко и уверенно шагая по «стране советов», уступил место «антигерою», человеку, переживающему глубокий психологический кризис. Как манифест неустроенности и неудовлетворённости жизнью и психологических проблем поколения 70-80-х, появились фильмы «Отпуск в сентябре» Мельникова, «Осенний марафон» Данелии, «Солярис» Тарковского и другие.

Вот и картина Романа Балаяна «Полёты во сне и наяву», вышедшая в 1982 году, весьма показательна, поскольку появилась сразу после смерти Брежнева и его страшной эпохи застоя. Со сценаристом Виктором Мережко молодого талантливого режиссёра Романа Балаяна познакомил Никита Михалков. Недавно Мережко только написал сценарий к фильму Михалкова «Родня». И Балаян рассказал драматургу о своих снах: «Мне снится сон, будто я с высокой горы вниз бросаюсь, лечу, как орёл, а потом падаю, разбиваюсь. Просыпаюсь и понимаю: сам я в говне». Так был написан сценарий, который, к удивлению многих, приняли в работу.

Олег Янковский в фильме “Полёты во сне и наяву” (1982)

Сценарий писался с прицелом на Никиту Михалкова, именно он должен был играть главную роль. Но тут Балаян случайно увидел Олега Янковского в фильме «Мы, нижеподписавшиеся». Режиссёр увидел, как актёр режет лимон, просто режет лимон, с каким выражением лица… И понял, именно Янковский и есть его Макаров. Никита Михалков герой, человек цельный, сильный, это видно в каждом слове, в каждом жесте. А здесь нужен был другой герой, вернее, антигерой. Янковский с радостью согласился, прочитав сценарий. И благодарил Балаяна за такую замечательную роль.

Олег Янковский и Никита Михалков в фильме “Полёты во сне и наяву” (1982)

И вот перед нами Сергей Макаров, рядовой чертёжник рядовой канторы под вывеской архитектурного бюро. Ему — 40 лет. Жизнь неустроена. За такой же “вывеской” благополучия советского человека, у которого есть квартира, машина, жена и дочь, любовница и, казалось бы всё, скрывается совсем другой персонаж.

А на самом деле, машина не твоя, квартира, в которой всё ненавистно, есть жена и любовница, которых ты не любишь. И никаких планов на будущее, потому, что невозможно что-то построить на пустоте. Ни одного цельного поступка в его жизни нет, а есть непрекращающаяся ложь всём и вся, клоунская маска «самоиронии», которая всем опостылела и самому её владельцу. Чему можно радоваться, если годами ты не виделся со старенькой мамой, если через три дня у тебя юбилей, а за плечами ничего нет. Остаётся только кукарекать под столом. Герой Олега Янковского даже одет весь фильм в один и тот же растянутый свитер и потёртые джинсы, словно демонстрация внешних жалких попыток сохранения молодости, между тем как жизнь упорно перевалила за половину.

Олег Янковский в фильме “Полёты во сне и наяву” (1982)

И опереться не на кого. Не зря в сцене, когда жена Наташа застукала его с любовницей Алисой, он, усмехаясь, произносит: «Вот сидят две женщины, одинаково для меня близкие, одинаково дорогие, но с одной меня не связывает ничего, кроме долга, с другой все, кроме долга. Вот, спрашивается, что же делать бедному Ерёме? Бабоньки, милые, дорогие, через три дня сорок лет, дурак дураком, к кому из вас прислониться?» Алиса предлагает ему прислониться к телеграфному столбу. Даже молодая женщина понимает, что пустота и разочарование жизнью разъедает его изнутри, словно металл ржавчина.

Олег Янковский и Елена Костина в фильме “Полёты во сне и наяву”

Кульминацией картины «Полёты во сне и наяву» становится праздник дня рождения, который едва не оборачивается днём смерти. Где сходятся все персонажи, где праздник превращается в этакий шутовской маскарад. Последнюю попытку героя зацепиться за что-то невидимое, удержаться над пропастью, крикнуть: «Ещё не всё потеряно, я человек, я — герой!». И зритель сопереживает этому Макарову и понимает, раз у него болит внутри, значит действительно, не всё потеряно.

Олег Янковский в фильме “Полёты во сне и наяву”

Кстати, в первоначальном сценарии у Виктора Мережко герой Олега Янковского погибает. Роман Балаян отказался от такого финала принципиально. «Помните „Полёты во сне и наяву“ — когда бежит с “факелом” взрослый человек, когда мой герой зарывается в сено и застывает в эмбриональном положении? От безысходности, от пустоты. Это было отражением состояния большого числа интеллигентных людей. Умных, образованных, но неприкаянных, растрачивающих себя попусту. Рефлексия. Есть такое определение: лишний человек», — рассказывает Роман Балаян.

Олег Янковский в фильме “Полёты во сне и наяву”

Ну кто из нас не переживал душевного кризиса, неуверенности в себе, внутреннего разлада с собой, чувства разочарования и утраченных иллюзий. Это свойственно любому человеку, в котором говорит голос совести, способного переоценить свои жизненные и нравственные устои. И в конце концов, после нас остаются наши дела.

Олег Янковский в фильме “Полёты во сне и наяву”

И потому современный «антигерой» Олега Янковского перекликается с чеховскими персонажами. Разве они не мучились осознанием бессмысленности существования? Вспомним Платонова из «Неоконченной пьесы для механического пианино» Никиты Михалкова. Разве не переживал он душевный кризис и в возрасте на пять лет моложе нашего Макарова. «Мне 35 лет! Наполеон был генералом! Лермонтов уже 9 лет, как лежал в могиле! 35 лет! А я ещё ни черта в этой жизни не сделал!..», — кричал он. И даже в неудачной попытке покончить с собой, когда Платонов бросается в реку, видится его отчаянное стремление доказать, прежде всего себе, что он мужественный человек, что он способен на поступок. И вся трагедия заключается в том, что на Поступок ни он , ни другие персонажи Чехова из «Неоконченной пьесы для механического пианино» уже не способны.

Кадр из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977)

Игрой Олега Янковского можно восхищаться. Весь его талант и актёрское обаяние, жесты, мимика и внутренний огонь способны расположить нас к этому погибающему человеку. Как чеховский Платонов, Макаров может ещё совершить Поступок.

Олег Янковский в то же самое время снимался у Микаэляна в фильме «Влюблён по собственному желанию». По мнению актёра обе роли перекликались между собой, создавая новый тип антигероя, «лишнего человека». «Для меня это были две ипостаси одной роли. Про себя я ту свою жизнь называл „Бермудский треугольник“. Я разрывался между городом Владимиром (Балаян). Подмосковьем (Микаэлян) и Москвой (театр). Вечером я за рулём во Владимир, на рассвете в Москву. Я спал по 3—4 часа в сутки. Но был на подъёме, сильнейший импульс давало то, что нравилось работать, роли нравились. Исповедь. Искренность. Доброта», — вспоминает Олег Янковский.

Олег Янковский и Александр Адабашьян в фильме “Полёты во сне и наяву”

Фильм Романа Балаяна «Полёты во сне и наяву» имел огромный зрительский успех. И хотя Балаяну пришлось отстаивать судьбу картины в Госкино СССР, объясняя, что фильм не подрывает основы советской власти, а картина о человеке, который не хочет строить коммунизм, фильм всё-таки нашёл дорогу к зрителю. Да и зрители уже слабо реагировали на коммунистические лозунги. И хотя фильм пытались затушевать на фоне комедийной мелодрамы «Влюблён по собственному желанию» (а два фильма с участием Янковского вышли на экраны практически одновременно), фильм Романа Балаяна «Полёты…» даже обогнала конкурента. Картина получила не только признание зрителей, но и одобрение критиков и прессы.

Роман Балаян с командой на съёмках картины “Полёты во сне и наяву”

В картине есть, конечно, какая-то недосказанность, неопределённость. Даже загадка. Герой Янковского не только балансирует между полётами и явью, правдой и ложью, и даже жизнью и смертью, но постоянно ускользает от нас его тайна, куда же в конечном счёте стремиться Макаров. И почему ему и его окружающим, хорошим вобщем-то людям, так не везёт, и почему им так больно? Об этом стоит задуматься.

Не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить самое интересное. Комментарии и мнения приветствуются! Друзья, написать статью – большой труд, поставить лайк – мгновение!

Источник

Суздаль по праву называют кинематографической столицей 33-го региона. В этом древнем городе снято около 80 художественных фильмов. Но местному Голливуду в спину дышит и областная столица. Иногда можно встретить мнение, что дебют Владимира в кино состоялся в 1965 году, когда в город приехала съемочная группа фильма «Андрей Рублёв». Но за год до этого в прокат вышла кинолента «Женитьба Бальзаминова». Ее сцены снимали на наших улицах.

Кадр из фильма «Женитьба Бальзаминова», реж. Константин Воинов, 1964 г.

Для этого была выбрана улица Георгиевская, которая, кстати, в то время носила имя Красного Профинтерна. На заднем плане видны старинное здание аптеки, а также Георгиевский храм.

Кадры из фильма «Женитьба Бальзаминова», реж. Константин Воинов, 1964 г.

Хотя за несколько лет до этого поблизости от Владимира расположилась съемочная группа фильма «Баллада о солдате». Сюжет знаменитой истории пути солдата Красной Армии с фронта до дома снимали в 1959 году. Рядом с дорогой на Суздаль режиссер киноленты Григорий Чухрай запечатлел форсирование советскими войсками реки, а в селе Спасское прошли съемки сцены встречи матери с героем фильма.

Кадры из фильма «Баллада о солдате», реж. Григорий Чухрай, 1959 г.

А вот съемки другого советского фильма, «Полеты во сне и наяву», проходили именно во Владимире. История о человеке, который переживает кризис среднего возраста, началась в сентябре 1981 года. Главного героя сыграл знаменитый Олег Янковский. Именно на Георгиевскую улицу его герой приезжает на автомашине в ожидании любовницы.

Кадр из фильма «Полеты во сне и наяву», реж. Роман Балаян, 1982 г.

Через 9 лет, в августе 1990 года, Янковский вновь приедет во Владимир. На этот раз для съемок фильма «Цареубийца». Олег Иванович играл в нем, в том числе, и императора Николая II.

Кадр из фильма «Цареубийца», реж. Карен Шахназаров, 1991 г.

У нас в городе проходили съемки расстрела царской семьи. Как известно, это случилось июльской ночью 1918 года в Екатеринбурге. Следует заметить, что дом, где была убита царская семья, снесли в 1970-х годах. Похожее здание во Владимире, на которое пал выбор режиссера Карена Шахназарова, находится по адресу улица Летнеперевозинская, 5.

Владимир. Ул. Летнеперевозинская, 5.

При этом Шахназаров очень внимательно отнесся к воссозданию исторической действительности. Николай II в апреле 1918 года в своем дневнике так описал дом, в котором его семья провела последние месяцы жизни: «Вокруг построен очень высокий досчатый забор в двух саженях от окон; там стояла цепь часовых, в садике тоже».

Дом Ипатьева в Екатеринбурге. 1918 год.

А теперь посмотрите на то, как дом во Владимире предстал в фильме «Цареубийца».

Кадр из фильма «Цареубийца», реж. Карен Шахназаров, 1991 г.

Но вот бывшему руководителю Владимиро-Суздальского музея-заповедника в свое время было не до шуток. Дело в том, что в 1960-х годах в областной центр приехала съемочная группа фильма «Андрей Рублёв». Режиссера картины, Андрея Тарковского, позже обвинили в жестоком обращении с животными. Алиса Аксёнова, например, вспоминала, как во время съемок была убита лошадь. Также режиссера обвинили в сожжении коровы и поджоге Успенского собора.

Кадры из фильма «Андрей Рублёв», реж. Андрей Тарковский, 1966 г.

Кстати, в фильме фигурирует и «обнаженка». По традиции в ночь на Ивана Купалу раньше можно было увидеть раздетых девушек, которые плескались в реке. Съемки этой сцены проходили в пойме Клязьмы. Но прелестниц, которые согласились бы раздеться в кадре, во Владимире найти так и не удалось, поэтому для съемок этого откровенного эпизода пришлось даже привезти массовку из Москвы.

Кадр из фильма «Андрей Рублёв», реж. Андрей Тарковский, 1966 г.

Вот так местные женщины оказались очень избирательны. А одна из жительниц Владимира сыграла небольшую роль переводчицы в фильме «Про бизнесмена Фому». Эта кинолента вышла на экраны в 1993 году. В ней рассказывается о сельском механизаторе Фоме (Михаил Евдокимов), который увидел в городе платный туалет. После этого герой загорелся идеей разбогатеть в своей деревне на таком же бизнесе. Съемки фильма проходили, как вы поняли, и во Владимире.

Кадры из фильма «Про бизнесмена Фому», реж. Валерий Чиков, 1993 г.

Дела у героя картины пошли столь хорошо, что даже представитель одной из японских электронных компаний предложил сельскому предпринимателю сотрудничать. При этом роль переводчицы досталась тогда еще экскурсоводу Владимиро-Суздальского музея-заповедника, а ныне его руководителю — Светлане Мельниковой.

Кадр из фильма «Про бизнесмена Фому», реж. Валерий Чиков, 1993 г.

Кстати, эту самую переводчицу мог озвучить и кто-нибудь другой… Дело в том, что незадолго до записи звука Светлана Евгеньевна заболела гриппом, но, несмотря на плохое самочувствие, она все же поехала в Москву на озвучку роли своего персонажа.

Кадр из фильма «Про бизнесмена Фому», реж. Валерий Чиков, 1993 г.

У нас снимался и фильм «Прошу слова». Владимир в нем выступил в роли выдуманного города Златограда. Исполнительница главной роли, Инна Чурикова, перевоплотилась в председателя горисполкома. Ее персонаж, целеустремленная женщина, становится мэром с желанием улучшить жизнь местных жителей.

Кадры из фильма «Прошу слова», реж. Глеб Панфилов, 1975 г.

Вот что писала местная пресса о киноленте: «Для съемок нужен был город среднего размера. И обязательное условие – река, так как главная героиня Елизавета Уварова, «мэр» Златограда, мечтает построить мост через нее и новый жилой микрорайон».

Но Владимир, как выясняется, был привлекателен не только для создателей художественных фильмов. В областной столице снималось и много сериалов.

Помните таксиста, которого подрезал Олег Янковский? Так вот он принял участие в сериале «Эксперты», который вышел на экраны страны в 2007 году. Правда, роль Евгению Самсонову досталась отрицательная. Горожанин сыграл в картине брутального байкера.

Евгений Самсонов в сериале «Эксперты», реж. Андрей Селиванов, 2007 г.

Кстати, этот сериал создан по сюжетам из книг владимирского судмедэксперта и писателя, заслуженного врача России Марка Фурмана.

Наш город оказался и в центре внимания создателей нашумевшего сериала «Школа”. Съемки проходили в феврале 2010 года.

Кадр из телесериала «Школа», реж. Валерия Гай Германика, 2010 г.

Ну а не так давно Владимир попал в поле зрения создателей сериала «Господа-товарищи», а также фильма «Фея» с Константином Хабенским в главной роли. Съемки сцен последнего проходили в октябре 2017-го. Киношники работали в Успенском соборе. Выход киноленты ожидается уже в этом году.

Съемки фильма «Фея» во Владимире, 2017 г.

Конечно, обо всех фильмах и сериалах, в которых был запечатлен областной центр, рассказать в одной статье очень сложно, но это в нашу задачу и не входило. Надеемся, что для себя вы все же открыли некоторые интересные моменты из истории съемок во Владимире.

Источник

Идея снять фильм о человеке, который на пороге сорокалетия решил оглянуться на прожитую жизнь, пришла к Роману Балаяну, когда он переживал не лучший период в жизни. Режиссёру был 41 год, поэтому переживания героя ему были понятны, кроме этого после удачной экранизации рассказов Ивана Тургенева «Бирюк» перед ним как будто закрылись двери в кино. Пять лет он не мог пробить ни один сценарий. Ему предлагали снимать фильмы про рабочих, а он хотел снимать совсем другое кино про других людей…

«Полёты во сне и наяву», к/с им. Довженко, 1983, реж. Р. Балаян

Своими идеями и переживаниями Балаян поделился со своим другом и коллегой Никитой Михалковым, и тот посоветовал обратиться к сценаристу Виктору Мережко. Тот сначала отказался, говорил, что не знает о чём писать. «Напиши про меня. Все время мне снится, как будто я стою на горе высокой и потом лечу вниз. Просыпаюсь, я опять на земле: один со всеми проблемами, жена ругается, что денег нет, дети орут — кушать хотят…» — сказал Балаян, и Мережко сразу придумал название «Полёты во сне и наяву». Потом вспомнил историю брата, который в сорок лет не мог найти себя, и сел за сценарий.

В главной роли сценарист видел Никиту Михалкова и писал героя «под него». Но Балаян посмотрел фильм «Мы, нижеподписавшиеся» с Олегом Янковским и попросил Мережко познакомить его с актёром. Никита Михалков потом обижался на сценариста — он знал, что роль пишется для него, а друг пошёл на поводу у режиссёра… В фильме Михалков все-таки появился — специально для него был придуман эпизод со съёмками, в котором он сыграл режиссёра. Для главной роли режиссёр посчитал его слишком оптимистичным и жизнерадостным.

«Полёты во сне и наяву», к/с им. Довженко, 1983, реж. Р. Балаян

В эпизоде со съёмками фильма герой Олега Янковского обращается к одному из актёров: «Кузнечик, да?». Это на самом деле был Кузнечик — актёр Сергей Иванов, который играл лейтенанта с таким прозвищем в фильме «В бой идут одни старики».

«Полёты во сне и наяву», к/с им. Довженко, 1983, реж. Р. Балаян

Самому Янковскому пришлось разрываться между Владимиром, где снимались «Полёты…», Подмосковьем, где шли съёмки комедии «Влюблён по собственному желанию», и Москвой — спектакли в Ленкоме никто не отменял. Актёр спал по 3−4 часа, а большую часть свободного времени проводил за рулем по пути от сцены до какой-нибудь из съёмочных площадок. Этот период он называл «Бермудский треугольник», а к своим героям — Сергею Макарову и Игорю Брагину — относился как одному человеку в разных проявлениях.

«Полёты во сне и наяву», к/с им. Довженко, 1983, реж. Р. Балаян

По сценарию Сергей Макаров в финале фильма должен был погибнуть — на пикнике он падал с дерева и разбивался. Но такой финал не нравился ни режиссёру, ни исполнителю главной роли… Новый финал придумал сам Роман Балаян — по дороге на съёмочную площадку он увидел стога сена в тумане и катающихся между ними мальчишек на велосипедах. Картина показалась ему очень атмосферной и в конце фильма Макаров бежит за мальчиками, а потом падает в стог сена.

«Полёты во сне и наяву», к/с им. Довженко, 1983, реж. Р. Балаян

Многие актёры в фильме появились по воле случая. Жену главного героя сыграла супруга Олега Янковского — актриса Людмила Зорина, она пришла на съёмочную площадку вместе с мужем. Олег Меньшиков появился уже по ходу съёмок — режиссёр решил, что главному герою надо противопоставить кого-то помоложе и пободрее. На стадии озвучания к творческой группе присоединился актёр Юрий Богатырёв — он говорил за уехавшего в командировку Александра Адабашьяна.

Олег Янковский за роль Сергея Макарова получил Государственную премию, а вот фильму была присвоена только вторая прокатная категория — его показывали на окраинах крупных городов. Но именно этот факт заинтересовал зарубежных прокатчиков, они решили, что это запрещённый в СССР фильм и поэтому охотно его покупали. Сценаристы предложили режиссёру снять продолжение и даже написали черновой сценарий под названием «Каждый третий, или Дальше будут драконы», но Балаян отказался со словами, что это будет самоцитирование и самоистязание. Однако режиссёр настолько сработался с Олегом Янковским, что снял его ещё в пяти фильмах.

«Полёты во сне и наяву», к/с им. Довженко, 1983, реж. Р. Балаян

Источник