Фильм любовное сражение во сне 2000

Кошмар Полифила

Как часто, вероятно, нам доводится слышать комментарий о только что увиденном фильме: «а книга лучше!» – и нередко мы соглашаемся с этим замечанием, особенной если главной причиной просмотра фильма было именно близкое знакомство с текстом. «Любовное сражение во сне» не может вызвать у нас такого возгласа только потому, что не сюжет этого фильма не отсылает к конкретному произведению. Но название – отсылает. И основная идея. Как послушные овцы, мы пойдем по стопам этого названия прямо к первоисточнику: к роману «Гипноэротомахия Полифила» или «Любовное борение во сне Полифила», который расцвел в эпоху Возрождения.

Вдумчивый и искушенный русский читатель, пожелавший ознакомиться с переводом этого текста, будет изрядно разочарован – русского перевода в природе не существует. Есть трудности и с английским переводом: роман написан на причудливой смеси итальянского и латыни с вкраплениями древнегреческого, арабского, иврита, а также древнеегипетских иероглифов, что делает его перевод весьма сложной и кропотливой работой, которую в итоге трудно оценить объективно. Кроме того, текст пестрит специальными терминами, специфическими техническими характеристиками и описаниями – помимо художественной ценности из этого источника были извлечены идеи организации сада, архитектурные композиции и эскизы монументов. Искушенный русский читатель, столкнувшийся с таким заманчивым разнообразием ингредиентов, разумеется, захочет распробовать этот бульон, но перед трапезой он непременно удивленно спросит: кто же сей эрудит, давший свету такое обилие информации? Эрудит не желал оставаться анонимным для потомков, но явно не стремился заявить о себе современникам: его имя можно увидеть в акростихе. Франческо Колонна зашифровал свое имя, справедливо рассудив, что оно станет доступно скорее образованному ученому, а не теологическому ревнителю, который усмотрел бы в тексте ересь. По одной из версий, это тот самый Франческо Колонна, который являлся при этом венецианским доминиканским монахом – и эта версия объясняет его нежелание публиковать книгу открыто от своего лица.

Итак, о чем же речь в этой прекрасной книге? О любви, господа – преимущественно. Отвлекаясь на технические подробности устройства сада, Полифил (главный герой романа) ищет свою Полию в языческих древнегреческих декорациях. Он ищет ее и находит, он обнимает ее в продуманном прекрасном саду – и она исчезает, ибо была лишь сном. Некоторые комментаторы умудрено кивают на имя главной героини, толкуя его как «многие». И действительно, многое любит Полифил (и Франческо Колонна): сады, архитектуру, философию, древнегреческую литературу, а также разные языки.

Но вернемся же к фильму, который, по нашему скромному мнению, действительно изрядно отстает от книги, к которой отсылает. Главный герой фильма тоже привязан красной нитью к своей возлюбленной, которую ищет (сам того не ведая) и которую находит (в этот момент и понимая, что искал). Он ныряет и выныривает из одной истории в другую – и, чистые в самом начале, истории перемешиваются от его неосторожных блужданий. Герои заднего плана начинают хаотично повторяться, эхом повторять уже сказанное, повторять уже сделанное. Но наш главный герой отличается от Полифила: сей славный муж не любит никого в особенности, ни к кому не ведом, он легким перышком носится по историям, внезапно сталкивается с возлюбленной, что-то понимает (а чаще – она: «Почему Вы мне так нравитесь?»), а после снова становится пассивным участником событий. В фильме Полия подкрадывается в кадр незаметно, вонзается в историю коварно и неожиданно, она настигает героя и ставит его перед фактом взаимной любви.

Во все ускоряющемся времени мир, раздробленный на десятки ситуаций, совершенно ускользает от нашего несовершенного восприятия. Насыщенный символикой и интеллектуальными изысканиями сон Полифила превращается в кошмар: символическое венчание героя и героини происходит под звон бутафорских мечей. Во имя чего двое влюбленных скрестили мечи? Но времени нет, мы бежим за главным героем к его судьбе, а скорее нас (вместе с ним) пассивно в нее смывает. В воронке оказываются бок о бок пираты, теологи, врачи (которые ненавидят, когда их подозревают во врачебной деятельности), монахини, зеркало, картина, перстни… Всех нас влечет время, перемалывает нас в скупой, сухой экстракт полупустого сада и мужчины, шествующего по дорожке к возлюбленной.

«Гипноэротомахия Полифила» заканчивается эпитафией Полии – любивший много по пробуждении осознает, что коварный сон водил его по загробному миру, а в мире подлунном Полия мертва и догнать ее невозможно. Тоска Полифила заканчивается на высокой ноте (или длится): воистину он долго поднимался к своей возлюбленной с помощью древнегреческих аллюзий, ренессансного символизма и интеллектуальных усилий. Безымянный же герой «Любовного сражения во сне» бесславно смыт в пустой сад к своей настойчивой даме, жизнь и смерть которой были столь беспорядочно разбросаны по фильму, что зритель не отчетливо понимает ее статус на момент концовки. Первобытный хаос правит временем этой кинокартины, первобытный ил, на котором может расцвести собственная глубокая мысль зрителя – если он, разумеется, достаточно терпелив и умен, ибо терпение его будет испытано, а интеллектуальной пищи фильм дать не в состоянии.

Читайте также:  Во сне маленький ребенок в коляске

Источник

Комментировать

Нравится1Нравится1 человеку

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Тот момент, когда трогать оленя законно

Супер топ

4 778

20.01.2021

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Тонкое искусство Востока

Супер топ

3 788

20.01.2021

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Вот так учатся брейку

Супер топ

3 121

20.01.2021

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

прекрасные ОБЛАКА

Нравится1Нравится1 человеку

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Новые технологии

Супер топ

2 193

20.01.2021

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Феррари в мире тракторов

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Северная милота

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Первый день в спортзале

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Эта счастливая морда

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Новый босс

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Хорошее начало года

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Подкатил

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Отдай картошку

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Нагулял уши

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Решил повторить за женой

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Первый в жизни снег

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Сурки на кёрлинге

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Папа, почему ты такой смешной

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Моё тотемное животное

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Хорошая лошадка

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Маска, которая смеётся вместе с тобой

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Лягушка

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Люблю тебя, мой человек

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Корова на драйве

Нравится1Нравится1 человеку

Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать

Источник

«Завороженный» (1945)

Spellbound

В психиатрическую лечебницу приезжает новый главврач — немыслимый красавец странного поведения. Суховатая курящая докторша в очках влюбляется в него и женским взглядом видит, что его место не среди персонала, а среди больных. Когда он сбегает, упрямая женщина разыскивает любимого и подвергает психоанализу его страшные сны.

Фильм не понравился Франсуа Трюффо, и Хичкок позже признавал его не самой своей удачной работой, но это уже придирки гениев. «Завороженный» не может не нравиться: Сальвадор Дали оформил в нем сцену кошмара, где разрезают глаз, как в «Андалузском псе», из которого вытек весь киносюрреализм XX века. И вообще это настоящий луна-парк, где на каждом шагу поджидает аттракцион.

В первые пять минут появляется то ли нимфоманка, то ли мужененавистница, которая рассказывает, как однажды отгрызла жениху усы. Ингрид Бергман в образе Людмилы Прокофьевны Калугиной сначала исследует психические отклонения на почве любви, а потом снимает очки и переходит к практическим занятиям. Грегори Пек в роли «потому что нельзя быть на свете красивой такой». Диванный психоанализ, разыгранный классическими актерами. И любопытная мысль, что дурдомом может управлять не врач, а любой зашедший с улицы в пальто — все равно там никто разницы не заметит.

«Ночные красавицы» (1952)

Les belles de nuit

Романтичный, как цветок жасмина, музыкант перебивается кое-как, подрабатывая учителем пения в школе. Ученики его не слушают, женщины не замечают, более успешные приятели задирают носы. От неудовлетворенности жизнью его лечат компенсирующие сны, где он — отважный капитан, лихой мушкетер и популярный композитор, а девушки выпрыгивают из корсетов в его объятия.

Деятельность французского киноклассика Рене Клера охватывает такое количество культурных вех, будто он жил не линейно, как простые смертные, а путешествовал во времени и везде оставлял след. Он был лично знаком с Марселем Прустом, а свой первый журналистский репортаж написал на смерть Эдмона Ростана. Снимался в немых лентах Якова Протазанова, когда тот работал во Франции, и придумал жанр музыкального фильма. Клер не принял «новую волну», она казалась ему претенциозной заумью, где все ходят с мрачными лицами, потому что разучились по-хорошему валять дурака. Сам он дурачится от души через своего лидирующего актера Жерара Филипа — блистательного Фанфана-тюльпана, источающего обаяние на грани перегруза. Чтобы обрядить такого человека в костюм неудачника, надо обладать своеобразным, даже извращенным чувством юмора, которое зачастую вскрывается в работах Клера под водевильными масками. Если уж Филипу ничего не светит, то что делать остальным? Только сбегать в сны.

Читайте также:  Идти по мосту во сне к чему

«Фантазм» (1979)

Phantasm

Молодой музыкант заботится о брате-подростке после гибели родителей в автокатастрофе. Но их смертью дело не ограничивается, и вскоре юноши хоронят своего знакомого. Перед похоронами старший брат сталкивается с высоченным зловещим могильщиком. Позже темной-темной ночью младший видит, как могильщик выкапывает трупы, чтобы сделать с ними… что-то ужасное! А рядом с высоким мелькает маленькое и коричневое! На низких лапах! А дальше в красной-красной комнате появится…

Отгадайте загадку, что это такое: великаны, карлики, множественные реальности, но не «Твин Пикс»? Задолго до Дэвида Линча эти вещи внедрял в наше подсознание американский постановщик Дон Коскарелли, который всего в 24 года снял фильм ужасов, окупившийся в прокате 40 раз (!) и надолго определивший судьбу подростковых хорроров. Из «Фантазма» вышли почти все известные ужастики: от «Кошмара на улице Вязов» до «Крика». Номинально в фильме нет ничего необычного: белые особняки в темноте, разрытые могилы, голая грудь блондинки с ножом и сюжетные повороты, укладывающиеся в схему «а они как прыгнут!» Но «Фантазм» принадлежит к тем случайным шедеврам, которые рождаются из молодого азарта, не сидящего на цепи у дяди-продюсера и плюющего на все, кроме желания показать карликов, голую блондинку и всех напугать. Кроме того, Коскарелли действительно обладал чутьем на вещество снов и кошмаров: нет сомнений, что без его красной комнаты и седоволосого Верзилы не было бы «Твин Пикс». И прочего — высокого и на низких лапах.

«Бумажный дом» (1988)

Paperhouse

Одиннадцатилетняя Анна, девочка из семьи, где отец постоянно в отъезде и пьет, а мать — милая, но всегда занята, рисует в тетради дом. Не успевает оглянуться, как оказывается на своем рисунке. Чистое поле, ясное небо, кривой домишко. Пока Анна там осматривается, у нее поднимается температура. Врач, пришедшая проверить заболевшую девочку, рассказывает о своем пациенте, который не встает с постели. В следующем сне Анна видит в доме мальчика-инвалида. А там и другие подтягиваются.

Первое появление отца Анны в мире дома заставит вас отпрыгнуть от экрана и, возможно, завопить, сколько бы фильмов ужасов вы ни пересмотрели. Хотя это даже не фильм ужасов, а ладная и взрослая история о сложных взаимоотношениях в семье. Пространство горячечных температурных снов выстроено с безупречным минимализмом, к которому прибегают концептуальные режиссеры — либо когда дают микроскопический бюджет. Но раз в сто лет это делается, потому что так надо и правильно: перед нами действительно оживший детский рисунок, во всей его совершенной простоте, и дистиллированный первозданный ужас, справиться с которым может только предприимчивый ребенок — единственное человеческое существо, которое не убежит, сверкая пятками, услышав в чистом поле вопрос: «Кто, кто в теремочке живет?»

«Сны» (1993)

В 1893 году графине Прозоровой начинают сниться диковинные сны. В них она — лимитчица, которая работает в столовой № 9, отбиваясь от приставаний бухгалтера, а ее муж торгует порно на Арбате. Обеспокоенный граф отправляет супругу к гипнотизеру. Вместе они пытаются разобраться, что за странная действительность снится графине и откуда вместо Российской империи взялось это непонятное образование — СНГ?

В фильмографии Карена Шахназарова «Сны» идут следующими по счету после «Цареубийцы». В картине 1991 года современный психиатр все сильнее сливался с царем Николаем II, а старожил из психбольницы переживал жизнь Якова Юровского, руководившего расстрелом царской семьи. Два года спустя, в разгар нищеты 90-х, румяный образ России, которую мы потеряли, показался Шахназарову еще привлекательнее. Режиссер принялся за расследование: как страна дошла от хруста французской булки до «конкурса грудастых и сиськастых», американских проповедников на ТВ и колбасы, которую делают из чего угодно, кроме колбасы. В «Снах» вновь появляется Николай II, которого граф Прозоров (гоголевская говорящая фамилия) предупреждает, чем все кончится, если не принять меры. Это не самая сильная работа Шахназарова, а спасительное прошлое — тот еще оазис благоденствия, Николаю II сразу после коронации пророчили: «Кто начал царствовать Ходынкой, тот кончит, встав на эшафот». Но все-таки столовая № 9 — до сих пор лучшая адаптация к XX веку палаты № 6.

«Открой глаза» (1997)

Abre los ojos

Сесар просыпается в девять утра под настойчивый призыв женского голоса: «Открой глаза». Собравшись, выезжает в город и понимает, что оказался в нем один. Растерянный и испуганный, он бежит по пустой дороге и… Просыпается в девять утра. Дальнейший рассказ о событиях нельзя считать надежным: встретил девушку, поссорился с другом, разбился в аварии, стал уродливым, кого-то убил… Сесар сам не знает, когда его глаза открыты, ощущает только, что все ненастоящее.

Алехандро Аменабар — режиссер, который завоевал Голливуд, насколько это доступно европейцу. То есть из его фильма сделали ремейк с Томом Крузом. Пенелопа Крус продублировала в «Ванильном небе» свою роль из оригинала и начала карьеру в Америке. Испанская версия фильма меньше про сбои в реальности и больше — про экзистенциальный кризис. При этом фантастический эффект сильнее, поскольку для него на самом деле не нужны спецэффекты и Тильда Суинтон, а нужно поставить знак равенства между бытом и бредом. Американцы стыдливо убрали упоминания Бога, который не совсем вычтен из уравнения у Аменабара, тем самым потеряв мотив судьбы. В конечном итоге испанская конструкция сложнее, да и что там говорить — играют лучше. Особенно касается Пенелопы Крус, которая, как стала американской звездой, из всего актерского арсенала оставила один национальный колорит.

Читайте также:  Кормить во сне змею к чему

«Сон в летнюю ночь» (1999)

A Midsummer Night’s Dream

Деревня в Италии конца XIX века. Воротники глухие, отцы суровые, браки по любви не заключают. Но юбки становятся все легче, велосипеды уже изобрели, а волшебство из местного леса позволит влюбленным заключить брачные союзы по сердцу, невзирая на тиранов-родителей.

Из всех осовремененных версий шекспировской комедии итало-английский фильм претендует на самое меньшее — поставить Шекспира, катаясь на велике, — но достигает едва ли не большего. Высоколобые режиссеры расписывают задники свастикой (в одной из последних постановок «Сна» местный герцог — фашистский диктатор) и напряженно решают расовые вопросы, а здесь люди в белом пьют вино под солнцем Тосканы. В лесу пируют нимфы и фавны, скачет козлом рогатый Пак (Стэнли Туччи с комедийными ужимками и драматическими глазами). Появляется Титания — Мишель Пфайффер в ореоле кинематографического волшебства, настоящая царица фей, — и ее Оберон — Руперт Эверетт в блестках на голое тело. И здесь самый смешной Основа, сыгранный Кевином Клайном. У него есть в финале безмолвный, почти трагический момент, заставляющий безо всяких свастик переосмыслить пьесу. Поутру они проснулись, богатые, красивые и молодые стали еще счастливее, а остальным надо сказать спасибо, что побывали в гостях у сказки и вышли оттуда без ослиной морды.

«Любовное сражение во сне» (2000)

Combat d’amour en songe

Молодой богослов изучает Декарта, разговаривает с зеркалами, исповедует монахиню, повествующую о своих греховных снах, и встречает в призрачном саду куртизанку, которая может трижды обвести пальцем вокруг пупка, по направлению вращения Солнца вокруг Земли, и человек испытает оргазм. Но это — не сюжет фильма. Чилийский маэстро фантасмагорий Рауль Руис не верил в сюжеты.

Название фильма отсылает к одной из самых загадочных книг в истории. Ее сокращенное название «Гипнэротомахия Полифила». Полное название еще лучше: «Любовное борение во сне Полифила, в котором показывается, что все дела человеческие есть не что иное как сон, а также упоминаются многие другие, весьма достойные знания предметы». Книга относится к редчайшему жанру герметической прозы. Ее первым образцом стала «Изумрудная скрижаль» Гермеса Трисмегиста, все книги, что были после, пытались лишь воссоздать легенду. Но не «Гипнэротомахия» — это нечто совершенно иное и отличное от всего, что существует в мистике и искусстве. Авторство романа приписывалось разным гениям эпохи Возрождения, но сошлись на том, что автор — один венецианский монах. Книга написана сразу на трех древних языках, переполнена аллегориями, иероглифами и чертежами моделей рая. Сюжет развивается в нескольких измерениях. Этот ребус для ума даже перевести затруднительно. Руис перевел на язык кинопоэзии. Причастившихся ожидает мощный сомнамбулический опыт.

«Пробуждение жизни» (2001)

Waking Life

Безымянный студент встречается с разными людьми, рассуждающими о разных вещах: творчестве и науке, эволюции и социуме, реинкарнации и философии. Один красный мужик в клетке рассуждает о том, как отрежет кому-то веки, но это так, интермедия. Безымянный парень все это время осознает, что существует во сне, не понимая, как из него выбраться, чтобы полететь, как было в детстве.

Анимационный фильм Ричарда Линклейтера — культурологическая лекция из разряда «понемногу обо всем». Одновременно это попытка перенести на экран осознанное сновидение, воссоздав то измененное состояние сознания, при котором можно управлять течением сна. Изменение сознания, в общем, удалось: сюжет основан на рассказах людей, употреблявших ЛСД, а визуальный ряд демонстрируется с частотой в два раза меньше обычного. Картинка расплывается, растекается, дублируется, предоставляя все шансы отправиться в настоящий трип. Беспрерывные монологи усиливают эффект погружения: творчество рождается из несовершенства, экзистенциализм — философия действия, плохо, что продаешь наяву свою жизнь так дешево, но сны-то приходят бесплатно, а вот еще Кьеркегор говорил, парень входит в бар и видит карлика. Название фильма взято из стихотворения По, но, когда происходит финальный отрыв от земли, на ум приходит Гете:

«Мир духов рядом, дверь не на запоре,

Но сам ты слеп, и все в тебе мертво.

Умойся в утренней заре, как в море,

Очнись, вот этот мир, войди в него».

«Ба-бах!» (2010)

Kaboom

Восемнадцатилетний Смит необременительно учится на киноведа (и смотрит «Андалузского пса»), дружит с невозмутимой лесбиянкой Стеллой и вожделеет своего соседа по общаге Тора, тупого блондина с мускулами и серферской доской. Съев на вечеринке галлюциногенного печенья, Смит спит с девушкой по имени Лондон. Стелла тем временем заводит роман с неземной красавицей Лорелеей, обладающей способностью дарить паранормальные оргазмы. На протяжении этих волнующих событий Смиту снится повторяющийся сон о конце света.

Когда в 90-х Грегг Араки выпустил адово мрачную подростковую «апокалиптическую» трилогию, казалось, что на этом он закончил с угрюмыми пророчествами для мира и переключился на личные истории тинейджеров. Но спустя годы режиссер все-таки устроил планете большой «ба-бах!». И как весело у него это получилось! Опустошенная потерянная молодежь с выпендрежными именами вдруг стала радоваться жизни: бисексуальность, необязательная учеба, море и пляжи, огромные пластиковые серьги. Разумеется, Большой Брат из правительства и СМИ держит руку на Большой Красной Кнопке (она показана в фильме буквально), но Избранный еще может это остановить. Ну, а если не остановит — отлично оттянулись, и сны у нас были интересные.

Источник