Фильм бессонница 1997 отзывы
Средняя оценка: 1997. Норвегия. 96 минут. Жанр: детектив / нуар / триллер. Режиссер: В главных ролях: Стеллан Скарсгард. Интересные факты о фильме: Это дебютный фильм Эрика Скъюлдбьерга, известного постановкой “Нации прозака” 2001 года. Это также дебютный сценарий известного норвежского писателя Николая Фробениуса, автора знаменитых “Каталога Латура” и “Застенчивого порнографа”. В 2002 году в США вышел римейк этого фильма, снятый Кристофером Ноланом с Алем Пачино, Робином Уильямсом и Хилари Свонк в главных ролях. Оба фильма называются одинаково — Insomnia. Версия для печати Купить лицензионный диск на Ozon.ru. |
Дмитрий Савочкин:
Преступление и наказание по-новонорвежски
Фильм Эрика Скъюлбьерга “Бессонница” — удивительная картина. Не потому, что Скъюлбьергу (вы не обидитесь, если я дальше буду запанибратски называть его “Эрик”? Очень уж трудно набирать его фамилию…) удалось сделать какое-то заоблачное зрелище, или, там, показать невероятные философские глубины, нет. Просто Эрик, будучи, вероятно, последователем Тарковского, умудрился изящно совместить в своей картине несовместимое: он сделал фильм в жанре “бытовушного символизма”.
После бодрого вступления (немного неожиданного и изящного, и сами авторы, понимая, что оно режется с остальной картиной, весь фильм дальше стебутся над этими “вымытыми волосами”) следуют пресные будни скандинавской полиции. Начиная с первого кадра в самолёте мы понимаем, что нас сейчас будут потчевать телевизионной любительщиной. Да и антураж под стать: заброшенный городок на самом севере Норвегии (из тех, где разговаривают на Нюношке), за полярный кругом. Пара каких-то заводов. Рыболовецкие артели (или как они там называются в Норвегии?). Школа. В школе учатся дети — типичные местечковые задроты, они во всех странах одинаковые. И вот одну такую детку кто-то убил. Всё как-то буднично, тускло, очень знакомо почему-то, хотя я в Норвегии никогда не был, и даже не подозревал, насколько провинциальная Норвегия похожа на провинциальную Украину. На фоне этого болота главный герой — мужественный шведский полицейский — очень выделяется. Во-первых, он говорит по-шведски, или, если нужно, то по-букмольски, но уж точно не по-нюношски (поэтому половина персонажей фильма его вообще не понимает). Во-вторых, у него с собой пистолет (тссс, никому не говорите), и вообще он крутой перец с яйцами. Он носится по всему городку, как электровеник, и раздаёт деревенщине бодрые команды, типа — сидеть здесь, смотреть сюда! Естественно, все бабы в городке мгновенно на него западают, и хотят от него детей, ну или хотя бы аборт. И вот нашему бравому пацану улыбается удача: он находит зацепку, которая может помочь наебать преступника, и схватить его с поличным. Они устраивают засаду, и почти ловят его, но из-за этой поганой местной деревенщины преступнику удаётся сбежать. Бросившись за ним в погоню, наш герой попадает в дикий туман, чего-то спотыкается, падает, а потом видит перед собой тень, и стреляет в неё. И оказывается, что он убил своего напарника.
В дикой прострации он возвращается в участок, и говорит: “я увидел тень, и выстрелил”. “Ага”, говорят ему, “вы выстрелили в преступника, а он убил вашего напарника. И что дальше?” И тут у нашего бравого парня появляется надежда. Надежда, что не всё потеряно. Надежда, что он выберется из этого дерьма без потерь, и практически ничего плохого не сделав. Ведь его напарник не вернётся к жизни, если он во всём сознается?
И с этого момента в фильме словно ПРОЯВЛЯЕТСЯ второй пласт, как на фотобумаге, когда кладёшь её в проявитель. Картина вдруг оказывается насыщенной самыми разными символами, и всё, буквально каждый бытовушный элемент, от бродячей собаки до ебущихся школьников, оказывается вдруг аллегорией какой-то части мировоззрения героя. Мы видим пустынную мусорную свалку, и понимаем, что это — внутренний мир персонажа. Мы видим слепых котят — и понимаем, что это забитое и запуганное эго героя. Но главный, доминирующий символ — это луч света, настойчиво пробивающийся к нему. И ты не можешь скрыться от этого света ни днём, ни ночью. Ты не можешь спрятаться от этого света ни за толстыми стенами, ни за шторами, приклеенными к подоконнику скотчем, ни за покрывалом, повешенным на окно. Свет проделает дырку в покрывале. Потому что это — СВЕТ ПРАВДЫ.
А потом вдруг появляется и главный плохой — убийца, и мы понимаем, что окончательно запутались. Потому что оказывается, что это обычный мужик, более того — интеллигент, писатель. И убил он чувиху не специально, и вообще не собирался ничего такого делать. Просто она хотела ебаться, он снял штаны, а у него не встал хуй. Представляете себе такую оказию? А девка взяла, да и заржала в голос. И он её ёбнул. Знаете что? Я бы тоже её ёбнул на его месте. Вот только она взяла и окочурилась. Ну а он уже — не будь дураком — стал заметать следы и мыть ей волосы. (Тут есть ещё один забавный пласт — писатель и убийство, книжное и настоящее, причём судя по тому, как полноценно этот пласт раскрыт в фильме — особенно по сравнению с нолановский римейком — кажется, что Фробениус сначала хотел написать сценарий именно об этом, а потом уже добавил сюда детектива и карающий луч света). То есть, убийца-то на самом деле ничуть не более плохой человек, чем главный герой. Уж всяко не такой озлобленно-помешанный. Но убийца. И что теперь делать?
Норвежцы, по сути дела, изобразили перед нами иллюстрацию к старой сентенции о том, что преступник может иногда избежать наказания, но никогда — страха перед ним. Главный герой может уехать из заполярья, туда, где бывает нормальная, человеческая ночь. Или может заехать в какой-нибудь автомобильный туннель. Но только ведь луч света никуда не денется. Потому что этот свет идёт изнутри его. Он идёт из его глаз.
Источник
недостаточно данных для вывода расширенного рейтинга
Норвежский детективный триллер, действие которого происходит в заполярных краях. Фильм вышел в прокат в 1997 году, и его режиссером стал Эрик Шелдбьерг. Иногда грань между преступником и хранителем порядка может быть стерта, и вот уже детектив становится убийцей, а преступник, некогда им преследуемый, превращается в главного свидетеля убийства.
История разворачивается в маленьком норвежском городе. Йонас Энгстрем и Эрик Вик – детективы, прибывшие из столицы для расследования убийства молодой девушки. Все шло своим чередом, пока в один прекрасный момент не случилось непоправимое. Детективы нашли нить, ведущую к расследованию этого дела, и устроили засаду убийце. Это станет самым кошмарным днем для Йонаса, ведь в непроглядном тумане, окутавшем местность, он не разглядит преступника и выстрелит в своего напарника. Эрик мертв, а Йонас объявляет всем, что это совершил тот самый убийца. Увы, но один свидетель у этого несчастного случая все же был…
Для того чтобы узнать, как дальше будут развиваться события, рекомендуем смотреть онлайн «Бессонница».
Небольшой норвежский городок под названием Тромсе, где на первый взгляд никогда и ничего не происходит, сотрясает чудовищное преступление: юная девушка Таня найдена мертвой. Для расследования дела в поселок приезжают двое детективов: Эрик Вик и Йонас Энгстрем. Согласно проведенной экспертизе оказывается, что причина смерти – кровоизлияние в мозг.
Детективы разрабатывают план, чтобы заманить убийцу Тани в ловушку, однако округу неожиданно затягивает предрассветным, густым, словно молоко, туманом. Погнавшись за ускользающим в белой мгле преступником, Йонас случайно убивает собственного напарника, но не находит в себе сил признаться в содеянном. Он представляет все так, будто человек, расправившийся с девушкой, выстрелил в Вика, а сам продолжает вести расследование. Это и приводит его к писателю Джону Холту, с которым тайно встречалась Таня.
Мучимый совестью и бессонницей, неожиданно он получает странный звонок – человек говорит, будто знает все. Чтобы скрыть свою вину, Энгстрем решает помочь преступнику. Оказывается, это тот же литератор, но он уверяет, что все получилось случайно. Полицейский решает все же сдать настоящего убийцу, о чем и сообщает Холту. Завязывается драка, в которой Джон погибает и скрывать все, кроме смерти Вика, больше не имеет смысла. Однако эксперт местной полиции находит гильзу из пистолета Йонаса, но не выдает его, и тот отправляется восвояси.
Источник
all
Хороший фильм, интересно закрученный сюжет.Есть интрига, хорошо играют актёры, не плохая психологическая игра.Хотя и не лучшая роль Аль Пачино но тем не менее, всё равно сыграл он не плохо.
Так же стоит отметить то , что даже под конец фильма не совсем понятно что в итоге произошло.Это так же добавляет фильму +.
Алексей Петров
Завернутая в оболочку криминального триллера, “Бессонница” – на самом деле серьезнейшая психологическая драма о преступлении и наказании. И фильм нужно воспринимать именно с такой позиции. После выхода картины было немало отзывов, что фильм нудный и скучный, так сказать – “лучшее лекарство от этой самой бессонницы!” Конечно, если относится к ленте Кристофера Нолана, как к среднестатистической голливудской продукции, то естественно возникнет недоумение. А почему так тяжело смотрится? А где же трюки и спецэффекты, ураганная пальба и позитивный победоносный настрой? Увы, друзья мои, “Бессонница” – картина совсем из другой обоймы.
Одна из проблем современного американского кинематографа – кризис идей. Можно бесконечно снимать суперзрелещные боевики с постоянно совершенствующимися спецэффектами, но даже всеядному штатовскому зрителю они надоедают, поэтому картины проваливаются в прокате, что естественно плохо для шоу-бизнеса. Необходимы новые идеи и новые люди со свежим взглядом на то, как надо снимать кино. Именно тогда в Голливуде появляются европейские и азиатские режиссеры или же местные небесталанные постановщики снимают ремейки удачных неамериканских картин.
“Бессонница” – ремейк норвежского фильма 1997 года и именно этим объясняется непростой сценарий и тяжелая гнетущая атмосфера. Удачно выбранный на роль постановщика, Кристофер Нолан не стал по-голливудски упрощать картину, а снял ленту, близкую к оригиналу. Поэтому фильм производит впечатления европейского продукта, он многогранен, с глубоко и четко проработанными психологическими нюансами и снят скорее в арт-хаусном, нежели в мейнстримном стиле. После авторского “Помни”, Нолан на примере “Бессонницы” доказал свой талант творца, а не ремесленника, а впоследствии окончательно укрепил, продемонстрировав нестандартный подход к истории о Бэтмэне.
Все, что мы наблюдаем в фильме – это продуманный и блестяще реализованный авторский стиль, точно соответствующий содержанию ленты. На протяжении всей картины мы с головой погружаемся в балансирующий на грани безумия внутренний мир полицейского Уилла Дормера. Сильные душевные терзания наряду с отбирающей последние силы хронической бессонницей, сыграны Аль Пачино поистине гениально. Если бы даже фильм снимал не Нолан, а менее талантливый режиссер, один Пачино все равно бы вытянул картину, возведя ее на ступень выше стандартного психотриллера. А так мощная режиссура вместе с потрясающей актерской игрой производят очень сильное впечатление.
Да, фильм непростой по своей сути и тяжелый для просмотра, но ведь тем и отличается серьезное кино от развлекательного. Эта картина, которую не стоит смотреть для отдыха, потому что тогда она совсем не понравится и, возможно, вы не досмотрите ее до конца.
“Бессонница” – фильм для внимательного и вдумчивого зрителя, который воспринимает кино, как искусство, а не аттракцион.
Тимур
Отличный триллер. Очень жаль что не дотянул до шедевра. Все шансы на это были. Пачино бесподобен, как всегда. К такому Уилльямсу нужно привыкнуть, но у настоящих ценителей это не займет более десяти минут. Всем рекомендую посмотреть данную ленту, а также фильм ” Помни”, который также снял К. Нолан.
Натали
Мне фильм понравился. Хороший актёрский состав, интересный сюжет, хорошо снят. Я бы посмотрела ещё.
Боб
Ну,наконец-то американцы сняли по-настоящему добротный,захватывающий триллер, где нет гниющих трупов,вылезающих из могил и затем с криком Кийя-я-я-я лихо выкидывающих ударом пятки в окно перенакаченного супергероя. Нет,”Бессонница” – не из той категории, это даже не триллеро, а, скорее драма, драма человека,измученного жизненными обстоятельствами, мучимого совестью, свухнувшимся убийцей-шантажистом, сходящей с ума поклонницей,тяжелыми мыслями,жуткой аляскинской природой и бесконечной бессонницей. Это прекрасный фильм и хоть сумасшедшего драйва в ней нет, фильм держит все время просмотра в напряжении, так что отключиться от него очень сложно.Но кто меня особо порадовал, так это РОбин Уильямс. Мне вообще очень нравится этот актер, я видел огромное количество его комедий – и вдруг – смена амплуа, радикальная!! Совершенно непохожая на все его предыдущие работы, эта роль несомненно стоит особняком и заставляет задуматься о многоликости таланта замечательного комика. ПО-настоящему качественнгое кино, за которое не стыдно создателям и в котором не стыдно за больших актеров. Никакого хэппиэнда (большой +!) – оба главных героя погибают, но так и должно быть, слишком сильно и тот и другой запутались в себе, слишком много проблем омрачало их жизнь…обоим пора было освободиться… “Я так хочу спать” – были последние слова умирающего Дромера…
Владимир
Натянутый и несколько нудноватый фильм. Посмотрел без особого удовольствия. Не спасает даже супер-звездный состав. По пятибальной шкале – слабая 3.
Прима
Великолепно,потрясающе,но очень бы хотелось сравнить с огригиналом(норвежский Фильм).Но факт остается фактом-Нолан,Пачино и Уиллиамс достойны ОСКАРа.Аль как всегда на экране выглядит как агрессивно,так и довольно мило.Режессерские находки Нолана,такие,как камера на дворнике машины,резкие вспышки галлов итд позволяют прочувствовать БЕССОНИЦУ внутри Аляски.Рекомендую.Смотрите.
Сергей Федько
Именно после этого фильма я окончательно убедился, что хорошие артисты могут вытащить несуперский сценарий. Для ночного просмотра в домашнем кинотеатре с хорошим звком – самое то.
Dexter
Блестящий фильм, не нудный, держит в напряжении, а игра Аль Пачино это просто улет. 5 баллов по 5-бальной шкале.Всем советую!!!
Миха
Фильм, конечно не шедевр, но сделан вполне добротно, и Аль Пачино, и Робин Уильямс мне понравились, сценарий тоже. Только не надо ожидать, что это какой-то фильм ужасов или крутой боевик – прежде всего это психологический фильм со всеми вытекающими последствиями. Но сказать, что он нудный – никак не могу!
Бэрримор
Господи, скучища-то какая! Лично я бы назвал этот фильм Снотворное. Вообще-то видно, что все старались, но до финиша так и не дошли. Очень удивился, увидев Мору Тирни в роли официантки или кого там. Думал, что она только в Скорой помощи снимается.
Alenka
В принципе фильм можно вполне посмотреть в кинотеатре или по ЦТ. Но я совершила жуткую ошибку, купив его на DVD. Чесно говоря, просто не знаю, что мне теперь с этим делать!!Второй раз его можно посмотреть только на спор.
Тесса
Мама мия! Такого скучного фильма я давненько не видела… Конечно, Аль Пачино очень крут, но фильм кажется ооочень ооочень длинннным. Если бы не друг, сидящий со мной в кинозале, и постоянно прикалывающийся над событиями развивающимися на экране, я бы просто умерла со скуки. Как ни парадоксально, фильм Бессонница – лучшее средство от бессонницы! Верное средство!!!
Stalk
Пачино достоин ещё одного Оскара!!! Уильямс тоже, хотя бы за то, что он не только впервые сыграл такого злого дядьку, а за то, что сыграл ДОСТОЙНО. Что касается бессонницы, то глядя на мучения Пачино, сам настолько остро чувствуешь его страдания, что запросто можешь вой
Chandler
Фильм просто супер,все лихо закручивается,все изящно раскрывается.Аль Пачино и Робин Уилльямс играют супер.Слава Богу что Харрисон Форд отказался сниматься в этом фильме,последнее время он сильно сдал.А этот фильм достоин лучших актеров и не портит игру грандов Хилари Суонк-дополняя картину.Фильм на 9 из 10.
Homark
Очень атмосферный фильм. Сюжет конечно, в чем-то банален, есть несколько откровенно слабых мест в сценарии. Одна концовка чего-стоит… Но в любом случае, смотрится фильм очень напряженно, все напряги и трудности Аль Пачино чувствуешь буквально на собственной шкуре. Что тут скажешь, Звезда с большой буквы, он и постарев остается лучшим! Уильямс в роли злодея, мне показался слишком натянутым. С другой стороны это по моему его первая отрицательная роль, так что можно простить. Все остальное вторично. Еще раз повторюсь, главное в этом фильме атомсфера, то гнетущее состояние главного героя, которое благодаря Аль Пачино едва не вгоняет вас в депрессию! Классно…
ОМ
Фильм прежде всего психологический с неплохим сюжетом тем более. Великолепная работа Кристофера Нолана, который похоже действительно становится новой режиссерской звездой голливуда. Классная игра всех трех ведущих актеров. Для тех,кто любит ХОРОШЕЕ кино ,фильм не скучный. Очень советую посмотреть.
Andre
Скукотища жуткая.Не спасает даже Аль Пачино. Выкинутые деньги
Андрей
Хороший детектив, займёт достойное место среди себе подобных. Кинушка конечно выигрывает из-за актёрского состава, по моей пятибальной системе -4 с плюсом
JayQ
Фильм – сильнонатянутая, непрочная струна. И когда от сюжета ожидаешь крутого ухода в болтологию, получаешь закрученным в спираль ломом по спине. Психологическое напряжение выдержено на ура!
Елена
Трудно рассуждать об этом фильме в категориях плохой-хороший, и срочно его смотреть я бы не стала советовать. Фильм нудный и чем-то раздражающий, но в то же время затягивающий. Пожалуй, весьма похоже на бессонницу. Не ждите от фильма action – не дождетесь. Даже если по экрану кто-то бегает, размахивая пистолетом, то это еще ничего не значит. Персонажи из местных абсолютно отмороженные : Тьму-Тараканск (The halibut capital of the world), Аляска; Аль- Пачино хорош – измучен и красив, основное действие разворачивается на его лице. Фильм своеобразный, неоднократно слышала мнение, что не совсем то, что ожидали. Да, без голливудской нравственно-поучительной истории все же не обошлось, а жаль.
ФЁДОР
я недавно приехал из лос анжелеса! И посмотрел фильм с ал пачино и робином уильямсом! Всем советую это наверное первый в этом году фильм который должен быть номинирован на оскар! а КРИСТОФЕР НОЛАН ВООБЩЕ ХОРОШО НАЧАЛ СВОЮ КАРЬЕРУ С помни Бессонница подтверждает его гениальность! Предполагаю что он соберёт около 100-110 миллионов
ОТПРАВИТЬ РЕЦЕНЗИЮ
Источник