Достоевский содержание сон смешного человека достоевский

Достоевский содержание сон смешного человека достоевский thumbnail

Герой этого рассказа Достоевского – несчастный человек, которого окружающие не принимали всерьёз, считали смешным. Более всех признавал себя смешным он сам. Проникшись от этого страшной тоской, он стал думать о самоубийстве и купил для этого револьвер.

Однажды в промозглый и грустный осенний вечер смешной человек шёл по улице. Случайно увидев одинокую звёздочку в просвете облаков, он вдруг затосковал так, что окончательно решил убить себя в эту же ночь. Но посреди пустой улицы его вдруг схватила за локоть с отчаянным криком: «Мамочка! Мамочка!» – девочка лет восьми, вся мокрая от дождя, в рваных башмаках. Смешной человек понял, что мать её умирает где-то поблизости. Однако ожидая и собственную смерть «через какие-нибудь два часа», он полагал, что в таком положении его не должны трогать чужие несчастья. «Если и бесчеловечную подлость сделаю, то теперь могу, потому что через два часа все угаснет». Он затопал и закричал на бедного ребёнка. Девочка в страхе метнулась на другую сторону улицу к показавшемуся там прохожему.

Сон смешного человека

Иллюстрация к рассказу Ф. М. Достоевского «Сон смешного человека»

Смешной человек пришёл к себе, в съёмную комнату, на пятый этаж. Он сел у стола, вынул револьвер – и непременно застрелился бы, но снова вспомнил о девочке и поражался, что всё же сильно жалеет её и стыдится за свой поступок. Эта мысль заставила его задуматься. Размышления отдалили выстрел, а потом он незаметно заснул. Так девочка спасла ему жизнь.

Смешному человеку снилось, что он выстрелил себе в грудь из револьвера. Потом он увидел, как его несут в гробу и зарывают в могилу. Однако и там сознание его не угасало. В страхе и возмущении он воззвал к Богу – и вдруг могила разверзлась, и какое-то тёмное неизвестное существо понесло его высоко в небо.

Они неслись среди звёзд, пока вблизи не показалось светило, похожее на наше Солнце. Рядом находилась планета, почти как Земля. Смешной человек оказался один на поверхности планеты и увидел вокруг прекрасную природу, изумрудное море, роскошные растения. Появились и люди этой счастливой земли, необычайно красивые, по-детски радостные. Лучась добротой, они старались поскорее согнать страдание с лица незнакомца. Смешной человек вдруг понял: тут живут люди не согрешившие, в таком же раю, в каком были Адам и Ева до грехопадения.

Сон смешного человека. Мультфильм по рассказу Ф. М. Достоевского

Эти люди не знали наук и не стремились вдумываться ни во что, а лишь любовно смотрели друг на друга, на природу, на растения, на зверей, которые жили с ними мирно, не нападали на них и любили их, побежденные их же любовью. «Они блуждали по своим прекрасным рощам и лесам, они пели свои прекрасные песни, они питались легкою пищею, плодами своих деревьев, медом лесов своих и молоком их любивших животных». Для пищи и для одежды своей они трудились лишь немного и слегка. У них рождались дети, и была любовь, но без порывов буйного сладострастия. Старики их умирали тихо, как бы засыпая, благословляя прощавшихся с ними потомков, и сами напутствуемые их светлыми улыбками. Они глядели на смешного человека милыми, проникнутыми любовью взглядами, и он чувствовал, как от этого и его сердце становилось столь же невинным и правдивым, как у них.

Но заметив в чужаке нечто незнакомое и странное для себя, они обратили на это внимание. Стараясь сочувственно вникнуть в его душу, они стали невольно перенимать его настроения и страсти – и кончилось тем, что он развратил их всех! Всё начиналось невинно, с шутки, с кокетства, с любовной игры, но атом лжи проник в их сердца и понравился им. Быстро родилось сладострастие, сладострастие породило ревность, ревность – жестокость. Очень скоро брызнула первая кровь. Люди стали разъединяться. Начались укоры, упреки. Они узнали стыд и возвели его в добродетель. Они познали скорбь и полюбили скорбь, они жаждали мучения и говорили, что Истина достигается лишь мучением. Они провозгласили, что страдание есть красота, ибо в страдании лишь мысль. У них явилась наука. «Когда они стали злы, то начали говорить о братстве и гуманности… Когда они стали преступны, то изобрели справедливость и предписали себе целые кодексы, чтоб сохранить ее, а для обеспечения кодексов поставили гильотину». Утратив всякую веру в бывшее счастье, назвав его сказкой, они до того захотели быть невинными и счастливыми вновь, что обоготворили это желание, настроили храмов и стали молиться своей же идее, веруя в то же время в её неосуществимость.

Смешной человек ходил между ними, ломая руки, и плакал над ними. Он в отчаянии обвинял, проклинал и презирал себя. Но они лишь смеялись надо ним и под конец сочли его юродивым. Скорбь стеснила ему сердце. Он думал, что умрёт, но тут… проснулся.

Фёдор Михайлович Достоевский

Ф. М. Достоевский. Портрет работы В. Перова, 1872

Читайте также:  Можно ли пить ромашку перед сном

Он сидел в том же кресле, перед ним лежал тот же револьвер, но он теперь оттолкнул его. Смешной человек поднял руки и заплакал; неизмеримый восторг пронизывал всё его существо. В ту же минуту он решил, что идёт проповедовать истину, ибо видел ее своими глазами, во всей её славе!

И с тех пор он проповедует. С тех пор он любит тех, которые надо ним смеются, больше всех остальных. Потому что он видел истину и теперь не верит, чтобы зло было нормальным состоянием людей. Над верой его смеются. Иногда он сбивается, но живой образ виденного во сне всегда остаётся с ним и всегда его поправляет и направляет. Насмешники считают, что он видел галлюцинацию, однако смешной человек уверен: счастье людей может устроиться в один день, в один час! Главное – надо любить других как себя. Если только все захотят, то сейчас же все устроится.

А ту маленькую девочку он отыскал…

© Автор статьи – Русская историческая библиотека.

Источник

  • Краткие содержания
  • Достоевский
  • Сон смешного человека

Главный герой – молодой человек, который рассказывает о своей жизни. Над ним с самого детства смеялись потому, что считали его странным и не таким, как все.

Через некоторое время смешной юноша отдаляется от мира и людей, и считает все вокруг иллюзией, которая создана для него. Главный герой начинает думать о том, что если перестанет существовать он и его сознание, то и весь окружающий мир исчезнет.

Однажды главный герой встречает девочку, которая хочет попросить его о помощи, но он грубо отталкивает ее от себя. Потом сильно жалеет об этом. Трудное детство ожесточило смешного человека, его душа очерствела.

Постепенно сильный душевный кризис охватывает главного героя, и он решает прервать свою жизнь и застрелиться. Увидев в небе звезду, юноша решает, что это знак к самоубийству. Приготовив револьвер, неожиданно он погружается в сон. Ему снится нереальный мир, похожий на Землю, без зла, ненависти, зависти и насилия. Проснувшись, наш герой понимает, что зло накопилось внутри него. Он не хочет умирать, а решает изменить мир к лучшему, давая людям свое добро и любовь.

В мире существуют вместе добро и зло. Человек сам выбирает, что отдавать людям доброту и любовь или зло и ненависть.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Достоевский. Все произведения

  • Бедные люди
  • Белые ночи
  • Бесы
  • Братья Карамазовы
  • Вечный муж
  • Двойник
  • Дядюшкин сон
  • Ершалаимские главы в романе Мастер и Маргарита
  • Записки из Мёртвого дома
  • Записки из подполья
  • Игрок
  • Идиот
  • Крокодил
  • Кроткая
  • Легенда о Великом Инквизиторе
  • Мальчик у Христа на ёлке
  • Мальчики
  • Неточка Незванова
  • Подросток
  • Преступление и наказание
  • Село Степанчиково и его обитатели
  • Скверный анекдот
  • Сон Раскольникова о лошади
  • Сон смешного человека
  • Униженные и оскорблённые
  • Хозяйка
  • Эпилог романа Преступление и наказание

Сон смешного человека. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Рыбаков Тяжёлый песок

    В небольшой городок Сновск, прямиком из Швейцарии прибыл знаменитый в Базели доктор Леон Ивановский со своим сыном Яковом. Леон вырос в Сновске и желает чтобы его сын увидел место, в котором провел детство его отец.

  • Краткое содержание Голсуорси Сага о Форсайтах

    Цикл «Сага о Форсайтах», написанный Джоном Голсуорси, повествует о жизни одного английского семейства в конце девятнадцатого века.

  • Краткое содержание Булычёв Заповедник сказок

    Алиса Селезнёва, дочь профессора, учила дома по видеофону язык жителей Марса. В это время её отцу, работавшему в кабинете, позвонил маленький козлик. Профессор подумал, что это шутка.

  • Краткое содержание Маленький водяной Пройслера

    В старом пруду, у мельницы жила семья водяных. Жили они так же, как и люди, вот только кругом была вода, их жилище находилось на самом дне водоема. Однажды, жена сообщила своему супругу

  • Краткое содержание Тынянов Кюхля

    В книге рассказывается про мальчика по имени Вильгельм Кюхелбекер. Он закончил обучение в пансионе и поступил в Царскосельский лицей. Открытие лицея намечалось на 19 октября 1811 года.

Источник

Достоевский страдал частыми эпилептическими припадками. Что давало силы этому человеку — страдающему от страхов и печали бытия? Для того чтобы узнать это, лучше всего обратиться к рассказу «Сон смешного человека». Его герой, от имени которого ведется повествование, страдает от осознания того, что он с самого детства — человек «другой», не похожий на других, он уверен, что только его считают «смешным».

Горькое осознание того, что ты отличаешься от других, осознание своей отверженности, прочно внедрилось в сознание героя повествования. Это самомучительное сознание подобно тому, как герой «Записок от подполья» осознавал то, что он живет в те минуты, когда он мучился от зубной боли. В то же самое время герой рассказа испытывает новые ощущения — в конце концов ему становится безразлично: похож он на других людей или нет, ему все равно, что они о нем думают.

Читайте также:  К чему ругаться во сне с папой

Внезапное исчезновение связей с миром, утеря интереса к действительности часто связаны с приступами вдруг нахлынувшей пустоты. Человек часто впадает в такое безразличие после внезапного несчастья и сопутствующих ему страданий, но персонажи Достоевского способны к этому и без внешних потрясений. В крайних случаях человек теряет саму потребность жить, он погружается в странное безразличие ко всему, ему становится все равно — жить или умереть.

Раскольникова («Преступление и наказание»), когда он стоит на мосту, вдруг настигает необъяснимый холод — да такой, что он ощущает, что между ним и всем остальным не существует ничего общего — это такой приступ пустоты и отчужденности, что заставляет его думать о самоубийстве. Самоубийца Кириллов («Бесы») также страдает от страшной опустошенности. Он теряет интерес и к окружающим его людям, и даже к еде. Все, что ему остается, — остро чувствовать: его жизнь — пустота.

Герой «Сна смешного человека» во многих отношениях напоминает Кириллова: чувство пустоты, бессонница, решение покончить жизнь выстрелом из пистолета. Если бы Кириллов остался жив, он мог бы написать «Сон смешного человека»…

«Сон смешного человека»: краткое содержание рассказа

Терзаемый чувством пустоты герой рассказа два месяца назад принял решение покончить с жизнью, теперь он ожидает подходящего случая. Третьего ноября, дождливым вечером, он стоит на темной петербургской улице и смотрит на небо, тут его снова одолевает острый приступ полного безразличия, и он решает, что день смерти настал. Обдумывая детали, он направляется домой. По дороге он видит промокшую под дождем восьмилетнюю девочку, с которой случилось что-то ужасное. «Она была отчего-то в ужасе и кричала отчаянно: “Маточка! Маточка!”… Она бежала и дергала меня… Я не пошел за ней, и напротив, у меня явилась мысль прогнать ее».

Возвратившись домой, он достает из стола ранее купленный револьвер и кладет его перед собой. Он думает, что час смерти настал. В эту минуту, однако, он вспоминает нечаянно встреченную на улице девочку, и ему становится жаль ее. И если раньше ему казалось, что ничто не удерживает его в этом мире, то теперь он ощущает, что остался какой-то нерешенный вопрос, который не позволяет герою выстрелить в себя. Он начинает размышлять и не может остановиться, мысли путаются и, незаметно для самого себя, он, оставаясь сидеть на стуле, засыпает, так и не притронувшись к револьверу.

Заснувший герой «Сна смешного человека» видит странный сон, которого не видел Свидригайлов. Он признается, что этот сон возвестил ему об истине, а девочка спасла его от смерти.

Что же это был за сон?

В этом сне он стреляет себе в сердце. Кругом — тьма, он ничего не видит и не может пошевелиться. Он понимает, что находится в гробу, в котором его хоронят. Гроб закапывают, страшно холодно. Он не знает, сколько прошло времени. Тут он почувствовал, что на его левый закрытый глаз упала холодная капля, потом другая. Вода сочится сквозь крышку гроба.

Герой рассказа не может пошевелиться, но мысль продолжает жить в нем. Он мертв и недвижим, но какое-то негодование овладевает им. Немыслимость и абсурдность ситуации усугубляет присутствие «некто», о котором размышляет герой. Этот «некто» обладает немыслимой силой, которая управляет бытием.

В «Сне смешного человека» действие развивается следующим образом. После пребывания в течение какого-то времени в ужасном состоянии мертвеца могила разверзается, невидимый «некто» извлекает героя из могилы, и вот он уже совершает полет в космосе. Его невидимый спутник — существо иное, чем непознанный «некто». Эго уже какое-то другое, «несмертельное» состояние. Продолжая полет, герой понимает, что «есть и за гробом жизнь!» Он видит «другое солнце» и приближается к нему. Тут грудь его пронзает сладкая и прекрасная радость, он ощущает жизнь. Он думает: сколь ни греховна покинутая им старая земля, сколь ни ужасна и несчастлива тамошняя жизнь, но эта земля мила и дорога ему. Герой осознает горести этой земли, а потому ему становятся близки и все существа, обитающие на ней.

Герой приземляется на «другой» земле. Тут он замечает, что рядом с ним уже нет его невидимого спутника, который занес его сюда. Эта «другая» земля — райское место, купающееся в лучах яркого света. На прежней земле это был бы «один из тех островов, которые составляют на нашей земле Греческий архипелаг». Да, это действительно рай, где чистое море, белый песок, свежая и сочная зелень, где поют бесчисленные птички и цветут благоухающие цветы. Не ведающие ни малейшего зла тамошние люди, эти дети солнца, окружают героя и целуют его.

«Дети солнца» не знают науки, но они знают, как счастливо жить, между ними нет зависти и злобы, они окружают друг друга любовью, они образуют одну большую дружную семью, они владеют искусством общения с покойниками. Герой поражается наполненности их бытия. Однако пребывание на этой райской земле «современного русского прогрессиста и гнусного петербуржца» не проходит бесследно, и рай перестает быть таковым. Из-за общения с пришельцем со «старой земли» среди «детей солнца», словно зараза, распространяется ложь, зависть и жестокость. Они начинают вести ученые споры. И теперь, как и обитатели «старой земли», они узнают страдания и мучения. У героя сжимается сердце, ибо именно он оказался виновником этого падения нравов.

Читайте также:  Много крови во сне к чему это

Тут «смешной человек» пробуждается от сна. «Было около шестого часу». На столе — заряженный револьвер. Герой инстинктивно отталкивает его от себя. «О, теперь жизни и жизни! Я поднял руки и воззвал к вечной истине; не воззвал, а заплакал; восторг, неизмеримый восторг поднимал все существо мое».

«Сон смешного человека»: анализ рассказа

В описании чувств, которые испытывает пробудившийся в гробу герой, видимо, сказалось влияние Эдгара По («Преждевременное погребение», «Месмерическое откровение»). Так как на полях рукописи рассказа встречается имя этого писателя, его «присутствие» в «Сне смешного человека» не вызывает сомнений. Эпизод, когда невидимый некто влечет за собой героя в космос, восходит, вероятно, к Тургеневу («Призраки»). Возможно, повлияло на Достоевского и описание Данте пути на небеса («Божественная комедия»).

Все это так, но Достоевский все-таки написал рассказ, далекий от подражательности. Главная тема «Сна смешного человека», которая больше всего волновала Достоевского (и к которой он постоянно обращался) — это личный опыт переживания драмы жизни и смерти.

Молодому Достоевскому было свойственно впадать во «летаргический сон». Во время эпилептических припадков он терял сознание, его тело становилось холодным, как у мертвеца, и только через какое-то время к нему постепенно возвращалось сознание и жизненная теплота. В своей жизни Достоевский не раз подвергался этому жестокому испытанию — умирать и возвращаться к жизни. Он боялся, что не сумеет очнуться после этого «летаргического сна». Он боялся быть погребенным заживо, как герой рассказа Эдгара По.

Припадок переносил писателя в «другие годы», о чем прямо свидетельствовал Достоевский в своих записях. «Смешной человек» с чьей-то помощью переносится со «старой» земли на другую землю — туда, где существует рай «примитивного» человека, который не осквернен ни цивилизацией, ни наукой. Его психологические ощущения имеют, вероятно, отношение к личному опыту самого писателя.

В «Сне смешного человека» Достоевский показывает, как возрождаются в человеке желания. В результате увиденного сна происходит переход от восприятия жизни как тяжкой и ненавистной к ощущению жизни радостной и желанной. В результате сердце героя смягчается, и он, который совсем недавно ненавидел жизнь и хотел убить себя, теперь молит о жизни, обретает способность желать и радоваться.

Когда Аркадий («Подросток») смотрит на красное закатное солнце, его душа преображается от отвращения к жизни к ее радостному восприятию, от недовольства и ненависти — к мягкости и доброте… Это преображение имеет ту же природу, что и в случае «смешного человека»: преодоление неприкаянности и непричастности. Познание истины героем и его психологическое преображение достигается через сон. Для Достоевского не было ничего странного в том, что откровение истины является через сон. Явленная во сне любовь служила наилучшим доказательством истинности. Познанная во сне истина имела для Достоевского не меньшую убедительность, чем истина, добытая с помощью научных методов.

Есть еще одно немаловажное обстоятельство, которое нельзя игнорировать, когда мы говорим о том, как «смешной человек» дошел до этой истины. Когда «дети солнца» теряют свой рай и деградируют, «смешной человек» не предается негодованию, его не постигает разочарование. Не возникает у него и желания отправиться на поиски «новой земли». Ему становится грустно, но и только. И эта грусть вызывает в нем любовь и к потерянному раю, и сочувствие к его обитателям. Так думал и чувствовал Достоевский: через печаль и страдание человек обретает способность любить.

В последней главе «Преступления и наказания» Раскольников, как и «смешной человек», видит сон: достойные люди во всем мире поражаются какой-то чумой и деградируют, они верят во всесилие науки, каждый настаивает на своей правоте, люди движутся к своей погибели. И этот непонятный сон вызывает в памяти героя очень печальный и тяжелый отзвук. Эта печаль и жалость по поводу грядущей гибели хороших людей дает ему возможность плакать и смеяться вместе с другими людьми — способность, которой этой «мертворожденный» человек был ранее лишен. Так происходит «воскрешение» Раскольникова.

Избавление «смешного человека» от пут пустоты происходит похожим образом. Достоевский полагал, что возрождение от жизни «мертвой» к жизни «живой», то есть обретение истинной радости, непременно требует печали и отчаянного ощущения потери, вызванных лицезрением разрушения и упадка.

Согласно Достоевскому, «истина» — это видение наполненного радостью рая. Это тот «золотой век», относительно которого Версилов («Подросток») говорит, что человек не сможет выжить без мечтаний.

Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. – СПб.: Гиперион, 2011

Источник