До сегодня еще мне снится наше поле луга и лес
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда,—
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.
Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души.
Полюбил я седых журавлей
С их курлыканьем в тощие дали,
Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали.
Только видели березь да цветь,
Да ракитник кривой и безлистый,
Да разбойные слышали свисты,
От которых легко умереть.
Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.
Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года.
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.
Краткое содержание
Поэт признаётся: ему не позабыть низенький домик с голубыми ставнями даже спустя много лет. Он видит во снах луга, поля, северные небеса… Нежность к родному дому навсегда поселилась в его исконно русской душе. Он любит курлыканье журавлей, но птицы не видели хлеба: они видели лишь берёзы да ракиты, внимали разбойничьему свисту. Поэт обожает родную выть (кусок отчей земли). Он давно повзрослел, но всё так же любит свой дом с голубыми ставнями.
История создания
Автор родился и провёл детские годы в селе Константиново. Став взрослым, покинул малую родину, чтобы сделать карьеру. Время, проведённое в стенах родного дома, навечно сохранилось в его памяти. Есенин предаётся воспоминаниям о своём крае с одновременной тоской и радостью: только в Константиново он мог чувствовать себя радостно и беззаботно.
Память о родном селе вдохновила Есенина на написание этого произведения. Оно увидело свет в 1924 г., ровно за год до смерти поэта. Первая публикация была сделана в том же году, в журнале «Русский Современник».
Жанр, направление, размер
Стихотворение представляет собой жанр элегии. В нём нет никакого сюжета, оно посвящено воспоминаниям, чувствам, природным описаниям. Произведение написано анапестом трёхстопным: это размер, когда в каждой строчке использовано ударение на третий слог.
Композиция
Композиция стихотворения разделяется на две части: Первая часть посвящена воспоминанию о доме. Вторая — описанию милых сердцу пейзажей.
Произведение включает в себя семь катренов: каждый новый катрен служит смысловым продолжением предыдущего. В первом и четвёртом четверостишиях мы видим образ низкого домика со ставнями голубого цвета.
Образы и символы
Есенинская поэзия богата образами. Данное стихотворение – не исключение:
- образ родного дома – центральный. Поэт подробно описывает его. Он не может позабыть отчий дом, хотя много лет назад уехал из него. Картинки прошлого наполняют память. Автор понимает, что эти воспоминания, возможно, лучшее, что было в жизни;
- образ природы – природный пейзаж служит подобием проводника для лирических воспоминаний. Природа символизирует покой, любовь и защищённость;
- образ матери/отца – эти образы символизируют возвращение поэта на родную землю, встречу с родиной;
- образ журавля – символизирует тоску поэта по родине.
Темы и настроение
Главная тема – искреннее чувство любви к родной земле, нескончаемая память об отчем доме. Есенин поднимает тему любви к малой родине. Он говорит о том, что память об отчем доме не подвластна течению времени. Стихотворение написано от первого лица: такой подход служит намёком на автобиографическую основу произведения.
Основная идея
Есенин доносит до своих читателей идею о том, что человек – это часть природы: он связан с ней кровными узами. Природа способна чувствовать, как человек, а человек способен ощущать себя природой. Такой принцип называется «олицетворение наоборот». Чем больше времени проходит, тем острее тоскует человек по своей малой родине.
Средства выразительности
Средства выразительности помогают Есенину создать панорамную картину родного края и передать чувства лирического героя:
- метафоры – «отзвучавшие в сумрак года», «навеки имею нежность грустную русской души»;
- эпитеты – «северные, бедные небеса», «тощие дали», «разбойные свисты», «седые журавли».
Ирина Зарицкая | ???? Скачать PDF |
Источник
На сегодняшний день Сергей Есенин самый популярный поэт. По рейтингам социальных сетей он занимает первое место по количеству упоминаний и цитированию. Здесь хочется сказать, что свою неугасающую славу Есенин заслужил. И чтобы эта слава не умолкала долго поэт начал строить о себе легенды ещё при жизни, хотя многие его методы считаются весьма противоречивыми.
О противоречивости поэта и поговорим в этой статье
Очень многие люди, не знакомые с биографией поэта, воспринимают его как наивного лирика или «пастушка» из деревни, пишущего воздушные стихи о любимой девушке, о братьях наших меньших, о природе и родном крае. Здесь нужно сказать, что Сергей Есенин сознательно выбрал линию «светлоголового леля» и вплоть до революции следовал этому образу. Наивным же он никогда не был. Начиная с первой поездки в Петербург Есенин рассчитал всё до мелочей, отправившись в гости к самому Александру Блоку. Тот его и ввёл в литературную среду.
Но долго Есенин «прилизанным» не ходил…
После революции 1917 года у поэта прорывается свой голос. Есенин чувствует свободу и дух эпохи. Его уже не устраивает образ деревенского “паренька с дудочкой”, который выдумал для него старший наставник Николай Клюев дабы развлекать публику в салонах.
Есенин и Николай Клюев. Примерно 1915-16 год
С этого момента начинает формироваться образ скандалиста и хулигана, который Есенин тоже выбрал сознательно и умело его эксплуатировал. Но об этом не будем.
Всё чаще в его стихах слышится грусть и печаль. В произведениях 1917-22-х годов Есенин всё больше погружается в философию жизни и смерти, но не забывает упомянуть про свой шальной образ жизни.
«Коль гореть, так уж гореть сгорая…»
Есенин понял, что именно скандальная слава выведет его на новый уровень популярности и заставит его звезду гореть ярче.
Гори, звезда моя, не падай.
Роняй холодные лучи.
Ведь за кладбищенской оградой
Живое сердце не стучит.
Многие знакомые поэта вспоминали позже, что ради славы он был готов пойти на всё. Стоит отметить, что он был хулиган, но уж точно не подхалим или головорез идущий по головам товарищей.
Есенин и поэт Анатолий Мариенгоф в 1922 году
Здесь ещё нужно сказать о невероятной способности поэта заводить нужные знакомства и покровителей, которые постоянно вытаскивали его после очередного пьяного скандала или выходки.
В свои 25 лет Есенин уже дважды женат и у него двое детей. С женами жил довольно мало (он успел жениться официально 3 раза). Поэт долго не сидит на одном месте и постоянно «продвигает себя». В 1921 году Есенин начинает «крутить» роман с американской танцовщицей Айседорой Дункан, которая старше его на 18 лет. Вскоре женится на ней. Многие окрестили этот брак «очередной выходкой» и желанием прославиться. И нужно сказать, что здесь Есенин рассчитал всё верно – он уезжает в мировое турне за новой славой. За границей поэта восприняли весьма прохладно и больше считали за молодого мужа известной танцовщицы, чем за русского поэта.
Есенин и Дункан в заграничном турне
В том же 1921 году, ему всего 26 лет, поэт пишет своё самое известное стихотворение, которое в последствии будет положено на музыку огромное количество раз. В этом стихотворении молодой поэт как-бы подводит итоги своей бурной молодости и даже жизни. В стихах Есенина довольно часто звучат нотки раннего ухода и даже самоубийства. Например:
«Я пришёл на эту землю, чтоб скорей её покинуть»
Попытки уйти из жизни самостоятельно у него действительно будут, правда всегда показательные в присутствии людей. В Америке он пытался скинуться с высотки, в Баку прыгает в резервуар с нефтью, где его едва вылавливают и отмывают. В общем его всегда кто-то спасал, и подобных выходок судя по воспоминаниям современников было не мало.
Странных и противоречивых поступков у Есенина много, но ему можно простить всё за его стихи!
Есенин и группа новокрестьянских поэтов. 1925 год. Баку
И вот почти век прошёл, а люди всё гадают что-же случилось в ночь на 28 декабря 1925 года в гостинице Англетер, где утром обнаружили тело 30 летнего поэта повешенного на трубе парового отопления. Кто-то говорит, что эта была его очередная, но неудавшиеся выходка (он рассчитывал, что его опять успеют снять, но никто не пришёл на помощь), кто-то говорит, что его убили (следы драки в номере действительно присутствуют), но следуя стратегии жизни поэта можно смело сказать, что умирать он точно не хотел (вот-вот должно было выйти полное собрание сочинений).
То самое полное собрание сочинений 1926 года, которое поэт так и не увидел.
Говорят, что в 2025 году (будет 100 лет с гибели поэта) наконец-то рассекретят какие-то «тайные» документы и мы уже точно узнаем, что там случилось. Есенин умел создавать легенды о себе, а простой бытовой уход великих людей никогда не устраивает поклонников, которые только подпитывают общество якобы новыми обстоятельствами гибели.
В любом случае у нас есть прекрасное стихотворение (и ещё много других), в котором Есенин рассказал о себе буквально всё.
Не жалею, не зову, не плачу
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Как вы относитесь к творчеству поэта?
Лайк и подписка – лучшая награда для канала.
Источник
Меню статьи:
- Текст стихотворения
- История написания поэзии
- Сюжет стиха
- Тема и идея стихотворения
- Композиционные детали произведения
- Жанровая специфика текста
- Художественные особенности стиха
- Есенинские рифмы
- Тропы и средства выразительности
- Образы стиха
- Село VS город
Текст стихотворения
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда,—
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.
Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души.
Полюбил я седых журавлей
С их курлыканьем в тощие дали,
Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали.
Только видели березь да цветь,
Да ракитник кривой и безлистый,
Да разбойные слышали свисты,
От которых легко умереть.
Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.
Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года.
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.
История написания поэзии
Мировая литература поместила имя Сергея Александровича Есенина в ряд неподражаемых классиков. Каждый образованный человек знает есенинские стихи. «Низкий дом с голубыми ставнями» – поэзия, которая изучается со школьных лав. Читатели погружаются в чувственные и немного тревожные образы. Автор сосредотачивается на прошлом – источнике жизненных сил, мыслей, вдохновения. Ниже мы обратим внимание на историю создания произведения и его художественные особенности.
Как это часто бывает, первая строчка произведения дала название всему тексту. Писатель работал над этим стихом в 1924-м году. Через год мир потрясет страшная новость о внезапной кончине поэта. Этот факт объясняет повышенное внимание к анализируемой поэзии. В «Низком доме с голубыми ставнями» отсутствуют признаки имажинизма. Напомним, что в начале 1920-х годов Есенин увлекался литературными экспериментами. Теперь поэт снова возвращается к традиционным образам крестьянской лирики.
Произведение посвящается родной деревне писателя – Константиново. Есенин вспоминает о детских годах. Смысл поэзии – ностальгический, жанр – лирический. Автор описывает деревенскую природу, крестьянский быт, обращается к своим самым сокровенным чувствам. Эта тема актуальна для многих есенинских текстов. Но именно анализируемое произведение переполнено светлой печалью и нежностью, которую поэт чувствовал к деревне. На всю жизнь Есенин сохранил теплоту к воспоминаниям юношества. Трогательное произведение опубликовали на страницах «Русского современника» за 1924-й год.
Сюжет стиха
Малая родина возвышается поэтом с самого начала произведения. Есенин грустит, подчеркивая, что безмятежность, легкость осталась далеко. Прошлое, однако, навсегда поселилось в сердце писателя. Одна из особенностей анализируемого стиха – полное слияние героя и автора. Впрочем, этой чертой характеризуется не только есенинское творчество, но и, например, произведения Пушкина. Автора и героя объединяют протагонистские отношения. Связанность писателя с героем добавляет трагичности и безысходности в грустные сны Есенина. Поэт спит и видит места, в которых больше не суждено побывать.
Тема и идея стихотворения
В центре есенинского повествования – любовь к родному краю. Патриотическая линия в целом характерна для произведений Сергея Александровича. Но в данном случае речь идет не о России или Российской империи, а о родной деревушке поэта. С болью, теплом и горечью поэт вспоминает малую родину.
Писатель продвигает идею о памяти, о ценности воспоминаний. Время разрушает государства, вещи, людей, но не образы, которые хранит человеческая память. Это вечная ценность, способная помочь людям в трудную минуту. Рассказ ведется о первого лица. Это значит, что произведение – это автобиография.
Есенин пишет о личном опыте. Воспоминания о прошлом, о детстве помогли поэту удержаться на плаву в сложный период.
Композиционные детали произведения
Третья строфа раскрывает душевное состояние автора. Кроме того, эта же строфа задает тон всему остальному тексту. Поэт мучается от естественного страха: Есенина боится заблудиться в чаще и не найти выхода. Настроение автора отличается скованностью чувств, особой – грустной – нежностью к деревенской природе. Сергей Александрович – выразитель специфической русской души, которая откликается на зов родной земли.
Кульминация произведения – это описания пейзажей, которые трогают сердце читателей. Есенин – мастер животрепещущих картин, образов: это небеса, журавли, пролетающие над полем, леса… Финал поэзии – ироничное сокрушение писателя, который не может перестать любить родную землю. Герой держится стойко, стремится выглядеть мужественно, смело, дерзко. Но это лишь маска, за которой автор прячет настоящие эмоции. Любовь к родине, воспоминания о прошлом наполняют зрелость писателя ощущением теплоты и уюта.
Жанровая специфика текста
Есенинский шедевр условно состоит из двух фрагментов: первая часть посвящается воспоминаниям о родном доме, а вторая – описанию местной природы. Структура стиха – семь четверостиший. Каждая часть продолжает мысль, затронутую предыдущей строфой. Первый и последний катрен содержит образ того самого дома – низкого, с выкрашенными в голубой цвет ставнями. Такой прием-обрамление играет роль утверждения: автор навечно сохранит в своей душе память о милом крае. Есенин подчеркивает, что разлюбить родную землю невозможно.
В есенинском произведении под названием «Русь советская» отражается грусть о прошлых временах – до революции. Предлагаем читателям подробнее узнать об этом стихотворении, ознакомившись с его описанием.
Критики единогласно утверждают, что жанр есенинской поэзии – это элегия. От элегии произведение сохранило ключевые черты: отсутствие сюжетной основы, множество пейзажных зарисовок, детальное описание чувств автора-героя.
Художественные особенности стиха
Для реализации поставленных целей Есенин выбрал трехстопный анапест. Ритмический узор поэзии достигается с помощью пиррихиев (имеются в виду безударные слоги и их сочетания). В каждой стопе ударение падает на третий по счету слог.
Сергей Есенин отличался любовью к животным. Поэтому отображал свое нежное отношение к животному миру в простых и понятных текстах. Один из них «Песнь о собаке». Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого стихотворения.
Также в стихе задействована перекрестная рифмовка. Единственный момент, когда поэт не использует такую рифмовку, – это кульминация. Таким образом, в пятой и шестой строфах присутствует опоясывающая рифмовка.
Есенинские рифмы
Присутствие разных типов рифм – отличительная характеристика есенинского творчества. Завязка отличается наличием дактилических и мужских рифм. В основной части поэзии дактилическая рифма сменяется женской. Яркий рефрен связал концовку произведения с началом. Чтобы подчеркнуть кульминационную часть текста, писатель – в финале стиха – вновь возвращается к дактилической рифме.
Тропы и средства выразительности
Сергей Александрович сосредотачивается на ностальгических чувствах и переживаниях. Для этого автор создает образы сельских пейзажей. Описательная часть произведения предполагает метафоричность и наличие большого количества разнообразных тропов. Есенинские образы – яркие, выразительные и хорошо запоминающиеся.
- Есенин не брезгует эпитетами. Образы, которые создает русский гений, отличаются надрывистым, печальным характером. Писатель выбирает приглушенные цветовые гаммы, неказистые описания ландшафтов. В этих образах ключевую роль играют именно эпитеты: «серенький ситец», «бедные небеса», «седые журавли», «тощие дали», «кривой ракитник», «дешевенький ситец».
- Стих очень метафорический. Наличие метафор увеличивает изящество, живописность картин деревенской жизни: «ситец небес», «отзвучавшие в сумрак года».
- Автор вводит в лирическое повествование олицетворения. Этот прием оживляет сельские пейзажи, делает образы человечнее. Есенин описывает луга и лесные чащи, которые накрываются туманом – как ситцем, журавлей, способных воспринимать события, происходящие вокруг.
Образы стиха
Как мы упоминали ранее, Есенин уделяет львиную долю внимания природе и деревенским картинам. Но центральная фигура произведения – это все же дореволюционное село. Жизнь обитателей деревни отличается спокойствием и размеренностью. Так было в период детства писателя. Сейчас жизнь изменилась: Есенин со скорбью замечает, что былой покой и уют куда-то исчез. И, видимо, больше не вернется. Для поэта высшее вдохновение кроется в детских впечатлениях, восхищении миром, природой села.
Родной край в есенинском творчестве предстает красочным и живым, описанным во всех деталях. Природа любого поэта (и Есенин – не исключение) – трогательная и хрупкая. Поэтому нежность природы кажется писателю родной, близкой. Мир вокруг отражает собственные эмоции, чувства и переживания автора.
Село VS город
Важное место в есенинском произведении занимает латентное противопоставление деревни и города. Посещение Константиново после революции открыло Сергею Александровичу глаза. Писатель получил возможность сравнить не только прошлое и настоящее, идею и ее воплощение, но также жизнь в селе и городе. Настоящая жизнь полностью лишилась былой безмятежности. Писатель очень тревожится этим фактом.
Крестьяне, вопреки ожиданиям и надеждам Есенина, не получили лучшей участи. Городские жители все так же отличались большими привилегиями. С годами ситуация для деревенских обитателей не улучшилась.
Наоборот: дела стали хуже, чем раньше. Ностальгия по былой реальности заполонила душу русского гения. Сергей Александрович так тяжело переносит новые реалии, что был бы рад больше не любить родной край. Но это невозможно.
Источник