Дядюшкин сон спектакль театр вахтангова смотреть онлайн
Инсценировка одноименной повести Ф.М. Достоевского. Премьеру сыграли в театре «Модерн» в конце 2007 года, но к тому моменту у замысла Бориса Щедрина была уже долгая история. Режиссер с ним ходил по разным театрам, и везде обстоятельства не давали спектаклю случиться. Худрук «Модерна» Светлана Врагова гостеприимно приняла проект под крышу своего театра — и это при том, что главные роли в спектакле исполняют не ее актеры. Правда, «чужаки» такие, что им везде будут рады! Старого князя играет Владимир Михайлович Зельдин, патриарх актерского цеха, состоящий на службе в Театре Российской армии. В роли Марьи Александровны Москалевой — Наталья Тенякова (МХТ им. Чехова). Мозглякова сыграл Андрей Барилло, звезда Театра сатиры. Вклад «Модерна» — Мария Орлова в роли Зиночки Москалевой, Елена Стародуб в роли провинциальной «светской» дамы и другие актеры в эпизодических ролях. «Ансамбль вышел — на зависть коммерческим антрепренерам», — справедливо заметил обозреватель «Независимой газеты» Григорий Заславский.
Эта повесть Достоевского давно манит театральных людей. Характеры героев — яркие, дающие простор для «вкусной» актерской игры. «Дядюшкин сон» существует в перекличке с произведениями Гоголя и Островского, в нем также хлестко выписаны нравы, атмосфера провинциальной России. Сюжет изобилует комическими хитросплетениями, но на выходе, как у Гоголя, получается трагикомедия… «Режиссер Борис Щедрин и художница Мария Рыбасова почти начисто отказались от водевильной легкости, доказывая, что Достоевский — писатель мрачный, — пишет критик Ольга Фукс (газета «Культура»). — Душу разбередит, совесть растревожит и без чувства вины не выпустит даже с водевиля».
Итак, красавица Зина отказалась от замужества со своим возлюбленным, бедным провинциальным учителем. Ее мать, местная светская львица Марья Александровна Москалева обладает огромными амбициями и очень скромным даже по провинциальным меркам доходом. Только выгодное замужество дочери способно помочь ей подняться до столичных высот. Вот наметился жених — прыткий Мозгляков. Он звезд с неба не хватает, но сам рвется в Петербург — и тем вселяет безумную надежду в маменьку невесты. Но кандидатура Мозглякова меркнет в момент появления старого, богатого и знатного князя К! Мозглякову он приходится дальним родственником, и потому ушлый молодой человек зовет его дядюшкой. Князь плохо слышит, неважно видит, забывает имена и события собственной жизни, но усиленно молодится. И конечно, он очарован Зиночкой. Мамаша Москалева бросается на нового жениха, как коршун. Она убеждает дочь выйти за князя, стать обладательницей его богатства, а после его скорой смерти воссоединиться хоть с тем же бедным учителем, которому недавно отказали. Мозгляков оскорблен таким коварством Марьи Александровны и в отместку внушает дядюшке, что никакого предложения он на самом деле не делал, что все это был лишь сон.
Критики справедливо отмечают, что роль князя К так «села» на Владимира Зельдина не по причине почтенного возраста актера, а именно потому, что он в любой роли демонстрирует отчетливую иронию по отношению к персонажу. Вот и в этом спектакле он прелестно обыгрывает навязчивый страх князя выдать свою страшную тайну. Не дай бог кто-нибудь узнает, что такой видный кавалер носит паричок…
Источник
Эта повесть Достоевского чрезвычайно востребована театром. Сценические версии «Дядюшкиного сна» в разные годы шли и сейчас идут на разных площадках. Но случай пермского «Дядюшкиного сна» несколько особый. У спектакля коллективный автор: Борис Мильграм, Филипп Григорьян и Эдуард Бояков придумали странный, сюрреалистический мир и воплотили его в своем спектакле-фантазии на сцене «Театра-театра». Оригинальную инсценировку классического текста сделал Бояков, которого мы знаем в основном как театрального продюсера (в недавнем прошлом — руководителя пермского театра-лаборатории «Сцена-Молот»). Молодой режиссер Филипп Григорьян тут выступил как художник, вернее, придумал, как будет выглядеть и по каким внешним законам жить удивительный мирок города Мордасова. А худрук «Театра-театра» Борис Мильграм работал с актерами, переплавлял идеи-эскизы в спектакль.
«В этом произведении Достоевского есть два пространства — пространство людей и пространство сновидений. Пространство сновидений — это среда, в которой все происходит, среда, в которой поселены какие-то персонажи и даже сам дядюшка».
Критики единодушны в признании: «Дядюшкин сон» в «Театре-театре» — прежде всего удивительное зрелище. Действие разворачивается в ангаре с бетонными сводами, кругом трубы, какие-то вентили, а пол покрыт песком. Постиндустриальный пейзаж, который трудно связать в сознании с реалиями провинциального городка из русской литературы XIX века…
«Внешний вид персонажей вобрал в себя опыт 150 лет и соединил эпоху Достоевского с современностью. Столь же актуально и слово, сказанное еще в середине XIX века. Чтобы прозаический текст (а «Дядюшкин сон» — это повесть) выгодно прозвучал со сцены, в дело вступает драматург. Инсценировку писали Борис Мильграм и Эдуард Бояков. Классический текст полностью сохранен, но спектакль стал полем для экспериментов» .
Первую даму Мордасова сыграла Анна Сырчикова, а ее дочь — Ирина Максимкина. Здесь каждый из актеров (в Пермском театре интересная, сильная труппа) существует в своем стиле. Отстраненно и холодно чеканит слова Зина (Ирина Максимкина), кривляется и ломается Мерзляков (Михаил Орлов), темпераментно, изобретательно (и с психологическим обоснованием) ведет роль провинциального Наполеона в юбке Анна Сырчикова. А князя играет на пермской сцене Михаил Чуднов — человек отнюдь не пожилой, один из основных актеров театра (Эгль в мюзикле «Алые паруса», Стива Облонский в «Анне Карениной»).
В спектакле Мильграма — Григорьяна — Боякова есть персонаж, которого условно можно считать ведущим, распорядителем: это Мозгляков (Михаил Орлов). Он дает всему действу старт (включает на сцене свет и вешает табличку «Мордасов») и он же его завершает (переворачивает табличку, и мы видим перечеркнутое название города: так по дорожным указателям мы понимаем, что выехали из пункта А). Он же больше других читает в течение спектакля текст от автора. Именно Мозгляков доставил в дом Москалевой богатого дядюшку-князя. Кажется, временами и сон этот тоже не столько дядюшкин, сколько его.
«В этом пустынном, безжизненном, почти безвоздушном пространстве начинается загадочная пантомима: девочка, похожая на советскую школьницу на уроке физкультуры, прыгает по бесконечному кругу, какие-то фантасмагорически одетые дамы бродят на каблуках по скрипучему песку, семенит сгорбленная старушка, замотанная в платок. В конце концов понимаешь, что бессловесное действо изображает предысторию событий: любовь дочери Москалевой Зины и молодого учителя Васи».
Психоделика, к которой прибегают авторы спектакля-сна, не всем покажется уместной формой воплощения повести Достоевского, и отзывы критиков уже обозначили наличие дискуссии по поводу нестандартного спектакля. «Речь не о том, что персонажи разные, это понятно, способы их воплощения — разные, как из разных спектаклей, — размышляет Евгения Тропп. — Неожиданно ближе к финалу режиссер круто меняет жанр, возникает настоящая драма, начинается совсем отдельный спектакль». Еще более категорична в своей оценке пермский журналист Анна Вотинцева: «Полный отказ от писательского замысла в подаче литературного произведения привел к утере авторского взгляда на человека и мир». Кого-то спектакль поразил, кого-то удивил, а кого-то и спровоцировал на спор — не каждая премьера вызывает такую живую и бурную реакцию. «Дядюшкин сон» был поставлен в Перми в 2010 году, когда этот уральский город был охвачен веяниями «культурной революции», и «Театр-театр» стал тогда одной из основных площадок уникального пермского эксперимента. В любом случае стоит оценить безумство храбрых, решившихся поделиться своим радикальным видением хрестоматийного произведения.
Источник
Когда на поклонах режиссер Владимир Иванов сказал, что сегодня «великий вахтанговский артист Владимир Этуш вместе с нами прощается с этой ролью и этим спектаклем», – раздались такие овации, какие бывают в театре только в переломный момент. Многие зрители тут же включили камеры на телефонах – запечатлеть финал.
Владимиру Этушу подали кресло, чтобы он несколько мгновений посидел на авансцене, принимая букеты от зрителей. Только что в финале спектакля звучал его пронзительный монолог – монолог старого обманутого князя. И теперь это уже история.
«Зачем я жил? Ради чего я прожил всю свою жизнь? Почему эта жизнь так коротка? Чтоб не наскучить, конечно. Но кому не скучно, можно прожить и подольше. А? Ведь это же можно сделать. Я только теперь начинаю жить… Господи, зачем ты привел меня сюда! Господи, зачем ты оставил меня здесь! Прости мою грешную душу, Господи».
Достоевский дает адрес дальнейшего путешествия князя, нелепым образом завернувшего в Мордасов, – священная пустынь, святые старцы – подальше от невежества, дешевых интриг и наивной глупости уездного захолустья. Только что он едва не стал жертвой гнуснейшего обмана – Марье Александровне Москалевой (бенефисная роль Марии Ароновой) почти удалось выдать за него свою юную дочь. Выдать, разумеется, не по любви, а с одной-единственной целью – чтобы та поскорее овдовела и сделалась княгиней. В водевильном сюжете у Достоевского, в последние годы так полюбившемся отечественной сцене, центральные персонажи живут мечтой о какой-то другой, «нездешней» жизни. Они хотят вырваться из этого темного круга, приблизив, наконец, свои заветные, но вполне земные мечты об удачном браке и благополучии.
Единственным исключением является князь-маразматик, который давно уже путает сон и реальность, потерял ощущение времени, но, как заведенный, живет воспоминаниями о светских балах и приемах, о дружбе с великими мира сего, с которыми был он «на короткой ноге». Князь попал в Мордасов из совершенно другого великолепного мира, хотя и выглядит как «осколок аристократии», «воспоминание о человеке, которого забыли похоронить».
Восемнадцать лет подряд Владимир Этуш играл эту роль азартно, под стать своему вахтанговскому темпераменту. И на прощальном спектакле каждый его выход на сцену сопровождался аплодисментами. Живая легенда. Последний «Дядюшкин сон»…
В финальной сцене он, всеми брошенный и вдруг на мгновенье прозревший, ищет точку опоры – взывает к Господу, поскольку в человечестве окончательно разуверился. Он смотрит уже немного «оттуда», заметно дистанцировавшись от общества, центром которого являлся еще сегодня с утра. Наверное, через несколько мгновений князь будет с Господом «на короткой ноге» (здесь завершается спектакль), и этой щемящей нотой «Дядюшкин сон» Театра Вахтангова всегда отличался от многих других постановок хрестоматийного произведения, пронизанных исключительно холодной, жесткой сатирой, в которых конкретно-социальное торжествовало над общечеловеческим.
«Дядюшкиному сну», сыгранному 6 февраля, несомненно, сопутствовала особая стилистика. Если персонажи Достоевского смотрели на князя как на «осколок аристократии», то артисту Этушу зал аплодировал как живой легенде. 18 лет аншлагов – цифра скромная на фоне иной, более внушительной статистики. Впервые на эти подмостки Владимир Абрамович вышел в 1940 году, будучи студентом Школы при Театре им. Вахтангова (статус училища она обрела несколько позже). Отсюда он уходил на фронт. Здесь сыграл свои лучшие роли, давно заслужив лавры рекордсмена: принят в труппу в 1944 году, преподает с 1945 года, на протяжении многих лет являлся ректором Щукинского училища (ныне – президент).
Он всегда репетировал сложно, будучи уверенный, что актер к своей роли может найти один-единственный ключ. И этот поиск порой продолжался мучительно, сохраняясь уже и после выхода спектакля. Так было и с «Дядюшкиным сном», в адрес которого тогдашний руководитель театра Михаил Ульянов сделал целый ряд замечаний. Но все же… ткань театральных произведений не поддается рациональному анализу. Здесь многое зависит и от случая, и от времени, и от таланта и, конечно, от личности самого актера. Сохранилась запись 2001 года, благодаря которой отчетливо видно, как изменился спектакль за это время – как стали объемнее роли, как поменялись интонации и общий стиль. После премьеры критики писали, что это спектакль, где ректор играет в окружении своих учеников. Прошло 18 лет, и расстановка сил переменилась: свою сценическую жизнь «Дядюшкин сон» завершил как спектакль, где ныне ведущие артисты Театра Вахтангова на равных играют с 95-летней легендой – не взирая на разницу в титулах и званиях.
На поклонах Мария Аронова, незаметно смахнув слезу, сказала Владимиру Абрамовичу:
– Весь коллектив спектакля поддержит меня. Это была огромная честь работать вместе с вами. Спасибо вам большое!
От первого лица
Владимир Иванов: «Этот день, к сожалению, настал»
В день последнего спектакля «Театрал» задал несколько вопросов режиссеру.
– Владимир Владимирович, тяжело расставаться с собственным детищем?
– Конечно. Это ведь моя первая самостоятельная постановка в Вахтанговском театре, и как-то сразу она обрела успех, став бенефисной не только для Владимира Абрамовича, но и для Маши Ароновой. Они получили за этот спектакль государственные премии.
18 лет для «Дядюшкиного сна» срок достаточно неординарный. Я не раз рассказывал в своих то интервью, как выпускался спектакль, как сложно это было. Много мы ездили с ним на гастроли и по сей день на сайт театра приходят восторженные оценки.
Что сказать? Конечно, расставаться очень-очень грустно, с одной стороны. А с другой, все в этой жизни когда-то начинается и заканчивается. Маша Аронова не раз говорила, что это ее любимейшая роль и что не представляет она себе жизни без «Дядюшкиного сна». Но этот день, к сожалению, настал. Сейчас в репертуаре Театра Вахтангова у нее остается единственная мадемуазель Нитуш. Но мы продолжаем поиски и, думаю, скоро найдем произведение, которое будет адекватно ее таланту и в то же время будет соответствовать художественной программе театра.
– Сегодня для вас обычный рабочий день?
– Тем не менее, да. К чести исполнителей вся четверка – Владимир Абрамович, Маша Аронова, Олег Макаров (Мозгляков) и Аня Дубровская (дочь Зина) – играли на протяжении всех 18-ти лет, не пропустив ни одного спектакля. Все 264 раза, начиная с премьеры и до сегодняшнего дня.
– А как Владимир Абрамович принял новость о прощании со спектаклем?
– Это не новость, это его решение. Но у него в репертуаре остаются «Пристань», «Бенефис» и «Окаемовы дни», а также антрепризный спектакль «Потерпевший Гольдинер». Так что, зрители еще не раз встретятся с любимым артистом.
Многое, конечно, связано с «Дядюшкин сном». Он всегда шел как праздничная история. И даже признаюсь вам, что в последнее время я его не трогал, не переделывал на репетициях какие-то фрагменты, хотя руки чесались. Но было решено, что поскольку он держится на игре таких прекрасных артистов, то нужно дать им возможность самим ориентироваться по ходу действия.
Несколько лет назад у нас с Машей были разговоры о том, чтобы обновить спектакль, ввести, возможно, новый состав на центральные роли, но потом от этой идеи мы отказались. Ну, согласитесь: кто заменит Владимира Этуша?
Источник
Однажды Федор Михайлович Достоевский « написал вещичку голубиного незлобия и замечательной невинности»
Это он про «Дядюшкин сон», трагичный водевиль свой сказал. От некоторых постановок сна этого я рыдала в школьном детстве, так жалко было дедушку …
30 Декабря 2018
Однажды Федор Михайлович Достоевский « написал вещичку голубиного незлобия и замечательной невинности»
Это он про «Дядюшкин сон», трагичный водевиль свой сказал. От некоторых постановок сна этого я рыдала в школьном детстве, так жалко было дедушку князя, обижаемого жестоко.
А вот теперь совсем иное. Не плачу, а смеюсь. Ведь есть над чем, наконец-то!
Как только ворвались в пространство сцены старый князь и Павел Мозгляков, так сразу стало весело, легко и не страшно.
Князь (Вадим Борисов) так элегантен, и усы завиты, и улыбка, и трость при нем.
Главное теперь для него, чтоб тайфун не снес. В роли тайфуна, бури и начальника любых безумных проектов выступила Татьяна Филатова. Ее красота, энергия, воля – вот то, что понадобилось бы князю несомненно, в жизни, и подошло бы. Но, увы, в те времена считалось, что она стара, да и старички современные поймут увлеченный лепет как бы маразматического князя про формы 14-летних девочек. А вообще актриса эта очень хороша, ей к лицу платье цвета сицилийского апельсина, черные кружева и непристойные планы (А также ханжество, чай в пять часов и лето в Ницце) и не к лицу проигрывать. Короче, Марья Александровна Москалева – яркий и удачный образ. Не соскучишься ни секунды.
Ну а что же князь? Когда он начал про знакомство с Байроном, стало понятно, что Федор Михайлович прильнул к источнику Николая Васильевича Гоголя, забрал оттуда кое-что, для юмора. Краковяк лорда Байрона в Вене. Ай-яй-яй. Поглумился над хромым поэтом? Жди того же.
Дама Москалева всего лишь планирует всучить князю дочь в качестве жены, и путешествовать с ними потом. А что вы бы сделали за поездку в Швейцарию, Италию и пр.? Не сдали б чадо в дорогой прокат? Когда из собственного капитала – старинный и красивый дом (декорации!), муж милый, но без самолюбия, и дочь 23 лет, влюбленная в чахоточного (и наверняка, превредного) уездного учителя. Помрет, и что дальше? Дальше – Мозгляков, который не нравится Зинаиде. А зря.
Загляденье этот Мозгляков (Павел Степанов), красавчик молодой, говорун, влюбленный не на шутку, модный и способный на плохой поступок ради чувств. Единственно, что ниже ростом предмета любви своей, и мельче корпусом, совсем не дылда.
Зинаиду Афанасьевну играет Екатерина Давыдова-Тонгур. Хорошо. Достоинство, серьезность, искренность, порядочность – все так отчетливо в ней. Вот с красотой – сложнее.
Как увидела ее – подумала – ох, цыганка, Стеша же это, например, не барышня деревенская, еще и поет исключительно. Не пищит как провинциальная девушка, а напротив – имеет низкий голос, красивый тембр, глубокую интонацию. Коса Зинаиды – о скромности нам говорит, светлые платья, что пока девица. А вот глаза – темно-зеленые, брови черные, осанка степенная – о всякой чертовщине.
На любителя такая красота. Все рядом с ней – мелкие.
Добавлю, что именно мелкие, зато развеселые.
Совершенно шедевральная полковница (Людмила Корюшкина), просто вихрь, блеск и варьете.
Бедная родственница Москалевой (Аврамкина Мария), интриганка, конечно, и вся эта вынужденная скромность не дает развернуться в ней барыне-государыне. Однако виден потенциал, актриса как-то умеет показать скрытый резерв своей героини.
И остальные грации – не хуже будут.
Финала пьесы, который Федор Михайлович стянул из Евгения Онегина, не будет.
И хорошо. Так лучше. Когда князь просто убегает в дверь.
Финита ля комедия.
Источник