Дядюшкин сон спектакль смотреть онлайн в хорошем качестве
Инсценировка одноименной повести Ф.М. Достоевского. Премьеру сыграли в театре «Модерн» в конце 2007 года, но к тому моменту у замысла Бориса Щедрина была уже долгая история. Режиссер с ним ходил по разным театрам, и везде обстоятельства не давали спектаклю случиться. Худрук «Модерна» Светлана Врагова гостеприимно приняла проект под крышу своего театра — и это при том, что главные роли в спектакле исполняют не ее актеры. Правда, «чужаки» такие, что им везде будут рады! Старого князя играет Владимир Михайлович Зельдин, патриарх актерского цеха, состоящий на службе в Театре Российской армии. В роли Марьи Александровны Москалевой — Наталья Тенякова (МХТ им. Чехова). Мозглякова сыграл Андрей Барилло, звезда Театра сатиры. Вклад «Модерна» — Мария Орлова в роли Зиночки Москалевой, Елена Стародуб в роли провинциальной «светской» дамы и другие актеры в эпизодических ролях. «Ансамбль вышел — на зависть коммерческим антрепренерам», — справедливо заметил обозреватель «Независимой газеты» Григорий Заславский.
Эта повесть Достоевского давно манит театральных людей. Характеры героев — яркие, дающие простор для «вкусной» актерской игры. «Дядюшкин сон» существует в перекличке с произведениями Гоголя и Островского, в нем также хлестко выписаны нравы, атмосфера провинциальной России. Сюжет изобилует комическими хитросплетениями, но на выходе, как у Гоголя, получается трагикомедия… «Режиссер Борис Щедрин и художница Мария Рыбасова почти начисто отказались от водевильной легкости, доказывая, что Достоевский — писатель мрачный, — пишет критик Ольга Фукс (газета «Культура»). — Душу разбередит, совесть растревожит и без чувства вины не выпустит даже с водевиля».
Итак, красавица Зина отказалась от замужества со своим возлюбленным, бедным провинциальным учителем. Ее мать, местная светская львица Марья Александровна Москалева обладает огромными амбициями и очень скромным даже по провинциальным меркам доходом. Только выгодное замужество дочери способно помочь ей подняться до столичных высот. Вот наметился жених — прыткий Мозгляков. Он звезд с неба не хватает, но сам рвется в Петербург — и тем вселяет безумную надежду в маменьку невесты. Но кандидатура Мозглякова меркнет в момент появления старого, богатого и знатного князя К! Мозглякову он приходится дальним родственником, и потому ушлый молодой человек зовет его дядюшкой. Князь плохо слышит, неважно видит, забывает имена и события собственной жизни, но усиленно молодится. И конечно, он очарован Зиночкой. Мамаша Москалева бросается на нового жениха, как коршун. Она убеждает дочь выйти за князя, стать обладательницей его богатства, а после его скорой смерти воссоединиться хоть с тем же бедным учителем, которому недавно отказали. Мозгляков оскорблен таким коварством Марьи Александровны и в отместку внушает дядюшке, что никакого предложения он на самом деле не делал, что все это был лишь сон.
Критики справедливо отмечают, что роль князя К так «села» на Владимира Зельдина не по причине почтенного возраста актера, а именно потому, что он в любой роли демонстрирует отчетливую иронию по отношению к персонажу. Вот и в этом спектакле он прелестно обыгрывает навязчивый страх князя выдать свою страшную тайну. Не дай бог кто-нибудь узнает, что такой видный кавалер носит паричок…
Источник
Эта повесть Достоевского чрезвычайно востребована театром. Сценические версии «Дядюшкиного сна» в разные годы шли и сейчас идут на разных площадках. Но случай пермского «Дядюшкиного сна» несколько особый. У спектакля коллективный автор: Борис Мильграм, Филипп Григорьян и Эдуард Бояков придумали странный, сюрреалистический мир и воплотили его в своем спектакле-фантазии на сцене «Театра-театра». Оригинальную инсценировку классического текста сделал Бояков, которого мы знаем в основном как театрального продюсера (в недавнем прошлом — руководителя пермского театра-лаборатории «Сцена-Молот»). Молодой режиссер Филипп Григорьян тут выступил как художник, вернее, придумал, как будет выглядеть и по каким внешним законам жить удивительный мирок города Мордасова. А худрук «Театра-театра» Борис Мильграм работал с актерами, переплавлял идеи-эскизы в спектакль.
«В этом произведении Достоевского есть два пространства — пространство людей и пространство сновидений. Пространство сновидений — это среда, в которой все происходит, среда, в которой поселены какие-то персонажи и даже сам дядюшка».
Критики единодушны в признании: «Дядюшкин сон» в «Театре-театре» — прежде всего удивительное зрелище. Действие разворачивается в ангаре с бетонными сводами, кругом трубы, какие-то вентили, а пол покрыт песком. Постиндустриальный пейзаж, который трудно связать в сознании с реалиями провинциального городка из русской литературы XIX века…
«Внешний вид персонажей вобрал в себя опыт 150 лет и соединил эпоху Достоевского с современностью. Столь же актуально и слово, сказанное еще в середине XIX века. Чтобы прозаический текст (а «Дядюшкин сон» — это повесть) выгодно прозвучал со сцены, в дело вступает драматург. Инсценировку писали Борис Мильграм и Эдуард Бояков. Классический текст полностью сохранен, но спектакль стал полем для экспериментов» .
Первую даму Мордасова сыграла Анна Сырчикова, а ее дочь — Ирина Максимкина. Здесь каждый из актеров (в Пермском театре интересная, сильная труппа) существует в своем стиле. Отстраненно и холодно чеканит слова Зина (Ирина Максимкина), кривляется и ломается Мерзляков (Михаил Орлов), темпераментно, изобретательно (и с психологическим обоснованием) ведет роль провинциального Наполеона в юбке Анна Сырчикова. А князя играет на пермской сцене Михаил Чуднов — человек отнюдь не пожилой, один из основных актеров театра (Эгль в мюзикле «Алые паруса», Стива Облонский в «Анне Карениной»).
В спектакле Мильграма — Григорьяна — Боякова есть персонаж, которого условно можно считать ведущим, распорядителем: это Мозгляков (Михаил Орлов). Он дает всему действу старт (включает на сцене свет и вешает табличку «Мордасов») и он же его завершает (переворачивает табличку, и мы видим перечеркнутое название города: так по дорожным указателям мы понимаем, что выехали из пункта А). Он же больше других читает в течение спектакля текст от автора. Именно Мозгляков доставил в дом Москалевой богатого дядюшку-князя. Кажется, временами и сон этот тоже не столько дядюшкин, сколько его.
«В этом пустынном, безжизненном, почти безвоздушном пространстве начинается загадочная пантомима: девочка, похожая на советскую школьницу на уроке физкультуры, прыгает по бесконечному кругу, какие-то фантасмагорически одетые дамы бродят на каблуках по скрипучему песку, семенит сгорбленная старушка, замотанная в платок. В конце концов понимаешь, что бессловесное действо изображает предысторию событий: любовь дочери Москалевой Зины и молодого учителя Васи».
Психоделика, к которой прибегают авторы спектакля-сна, не всем покажется уместной формой воплощения повести Достоевского, и отзывы критиков уже обозначили наличие дискуссии по поводу нестандартного спектакля. «Речь не о том, что персонажи разные, это понятно, способы их воплощения — разные, как из разных спектаклей, — размышляет Евгения Тропп. — Неожиданно ближе к финалу режиссер круто меняет жанр, возникает настоящая драма, начинается совсем отдельный спектакль». Еще более категорична в своей оценке пермский журналист Анна Вотинцева: «Полный отказ от писательского замысла в подаче литературного произведения привел к утере авторского взгляда на человека и мир». Кого-то спектакль поразил, кого-то удивил, а кого-то и спровоцировал на спор — не каждая премьера вызывает такую живую и бурную реакцию. «Дядюшкин сон» был поставлен в Перми в 2010 году, когда этот уральский город был охвачен веяниями «культурной революции», и «Театр-театр» стал тогда одной из основных площадок уникального пермского эксперимента. В любом случае стоит оценить безумство храбрых, решившихся поделиться своим радикальным видением хрестоматийного произведения.
Источник