Дай мне горькие годы недуга задыханья бессонницу жар

Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар —
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
1915 г.
Анна Ахматова
Анна Ахматова писала о себе, что родилась в один год с Чарли Чаплином, «Крейцеровой сонатой» Толстого и Эйфелевой башней. Она стала свидетелем смены эпох — пережила две мировые войны, революцию и блокаду Ленинграда. Свое первое стихотворение Ахматова написала в 11 лет — с тех пор и до конца жизни она не переставала заниматься поэзией.
Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?
Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
Как предложить событие в «Афишу» портала?
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Если вопросы остались — .
Ошибка на сайте
Пожалуйста подтвердите, что вы не робот
Личный кабинет на портале «КУЛЬТУРА.РФ»
Войти через
или
для сотрудников учреждений культуры
Уточните свое местоположение
Так мы будем полезнее для вас и отобразим в каталогах музеев, театров, библиотек и концертных площадок те учреждения, которые находятся рядом с вами.
Определение местоположения
Отобразим интересные места и события рядом с вами.
У Вас нет входящих уведомлений
Источник
Анна Ахматова по настоящему великая женщина. Ей пришлось пережить ужасы мировой войны, узреть боль и скорбь потери мужа, смерти друга, страха за сына. Но не смотря на все сложности и мучения этой по настоящему героической женщины, она смогла остаться в истории нашей страны как самый известный поэт-женщина,
5. «Песня последней встречи». Написання в ранние годы творчества, уже после женитьбы с Гумилевым. Эти отношения можно назвать достаточно болезненными. Хоть у них и родился сын, а на раннем этапе отношений Гумилев активно помогал ей публиковаться, сама Анна чувствовала некий дискомфорт, выливающийся в стихах.
Поднятая традиционная тема несчастной любви и разрыва отношений, в которой главная героиня мечется и пытается принять сложное решение. Мысли героини путаются, она напряжена.
После страданий и мучений раздумий, она т глядит на желтый, равнодушный свет в окне и принимает единственное решение.
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала — их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!
Я обманут моей унылой
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый —
И я тоже. Умру с тобой!»
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
4. ” Последний тост” Очень важная часть для заходящей лирики Ахматовой. На рубеже своей жизни, перейдя отметку в 45 лет. На этот момент ее творчество стояло в стагнации. Переиздания ее старых работ шли на убыль, да и сама слава и большая часть жизни прошли. В этом стихе Анна Андреевна делает некий анализ и подводит четкую черту к своей жизни, проводя для себя особенные параллели и мотивы.
Я пью за разорённый дом,
За злую жизнь мою,
За одиночество вдвоём,
И за тебя я пью,—
За ложь меня предавших губ,
За мертвый холод глаз,
За то, что мир жесток и груб,
За то, что Бог не спас.
3. “ Победителям”. Стих – благодарность. Стих-молитва, стих – отзыв к мольбе. Посвященный снятию блокады Ленинграда в 27 января 1944 года, выражает все признательность, всю радость, немую грусть ребятам, простым людям, самым обычным Ванькам и Гришкам, которые ценой своего мужества совершили героический подвиг, воспеваемый Анной Ахматовой.
Сзади Нарвские были ворота,
Впереди была только смерть…
Так советская шла пехота
Прямо в желтые жерла «Берт».
Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя»,
Незатейливые парнишки —
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,—
Внуки, братики, сыновья!
2. “В саду”. Классический стих Анны Ахматовой, который очень четко проводит сравнение увядания природы с увяданием человеческой души. Меланхолия и грусть, тяжкие сны, словно укутывающий в спячку зимний снег. Так ли мы отделимы от природы и что же такое человек? Этот стих подводит нас к важной теме, рассуждать о которой Анна Андреевна заставляет нас на протяжении почти всей своей поэзии.
Калитку в милый сад,
Где клен, и дуб, и ясень,
Гуляя наугад,
Уж распахнула осень.
Там шпат прекрасный мой —
Серебряное диво —
И тополь золотой
В наряде горделивом.
Как будто под листвой
Огонь незримый зреет,
Там рыжей чешуей
Шиповник пламенеет.
Но осень так скромна,
И от избытка силы
Под холодом она
Огонь свой затаила.
1. ” Молитва”. Стих, по своей структуре напоминающий молитву. он был написан в 1915 году, в самый разгар первой мировой войны. Ужас и страх тех событий не могли пройти чувственную душу поэта. Показавшая абсолютно новый взгляд на войны, не виданный всеми раннее, так испугал писательницу, что та обращаясь к высшим силам. Молясь и прося остановить этот ужас, Анна всеми силами надеется на мирное будущее и прекращение кровавого ужаса.
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар —
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
Спасибо за прочтение! Подписывайтесь на мой канал, здесь будет еще много интересных статей и топов. Будем читать и познавать вместе!
Источник
Áëàãîäàòü âûñîêîé ïîýçèè. Àííà Àõìàòîâà
Ëåâ Áîëåñëàâñêèé
Ïðîñòèòå, äîðîãèå äðóçüÿ, ÷òî íà÷èíàþ ñâîè ðàçìûøëåíèÿ îá Àííå Àõìàòîâîé ñ å¸ ïîñëåäíèõ äíåâíèêîâûõ çàïèñåé, áîëüøå òîãî, ñ ñàìîé ïîñëåäíåé, ñäåëàííîé áóêâàëüíî çà äåíü äî êîí÷èíû, 4 ìàðòà 1966 ãîäà â ñàíàòîðèè «Äîìîäåäîâî»:
«Ëåæó äî 8-ãî (âåëåë çäåøíèé âðà÷). Çäåñü ïðîñòî õîðîøî è âîëøåáíî òèõî. ß âñÿ â êóìðàíñêèõ äåëàõ. Ïðî÷ëà â «Àðèýëå» (èçðàèëüñêèé æóðíàë) î ïîñëåäíèõ íàõîäêàõ. Ïîðàæåíà, êàê, âåðîÿòíî, âñå. Âìåñòî 3-ãî âåêà (ñì. Áðîêãàóç Ýôðîí î Íîâîì Çàâåòå), âðåìÿ äî 73 ãîäà íàøåé ýðû (ò.å. äî âîéíû). Íèêàêîé îøèáêè áûòü íå ìîæåò. Òî÷íî îïèñàí Àïîêàëèïñèñ ñ ðåäàêòîðñêèìè çàãëàâèÿìè è ïîâåäåíèå ïåðâûõ ìó÷åíèêîâ
Ïî÷åìó-òî åâðååâ (íå õðèñòèàí) ðèìëÿíå âîâñå íå ìó÷èëè. Îíè (ðèìëÿíå) áûëè ãåíèàëüíûìè êîëîíèçàòîðàìè, à ñàì ïðîêóðàòîð Ïîíòèé Ïèëàò âûõîäèë íà óëèöó, ÷òîáû ðàçãîâàðèâàòü ñ Àííîé è Êèàôîé, ïîòîìó ÷òî, âîéäÿ â åãî äâîðåö, îíè áû îñêâåðíèëèñü è íå ñìåëè âêóøàòü ïàñõó, à ðèìñêèå èìïåðàòîðû, åñëè äåíü (ðàç â ãîäó) ðàçäà÷è ïîäàðêîâ ïðèõîäèëñÿ íà ïÿòíèöó, âåëåëè îñòàâëÿòü ïîäàðêè äëÿ åâðååâ
Îò÷åãî æå ðèìëÿíå òàê ñòðàøíî ìó÷èëè êðîò÷àéøèõ õðèñòèàí, åù¸ äî 73 ãîäà, ò.å. ñðàçó ïîñëå ñìåðòè Õðèñòà (33 ãîä). Ìû òàê ìíîãî è ïîäðîáíî çíàåì î ïîâåäåíèè ïåðâûõ õðèñòèàí».
Íà ýòîì ñëîâå «õðèñòèàí» îáðûâàåòñÿ äíåâíèê âåëèêîé ïîýòåññû, ïîçíàêîìèâøåéñÿ ñ íåäàâíî îòêðûòûìè òåêñòàìè êóìðàíñêèõ ðóêîïèñåé. Âîò ÷òî çàíèìàëî ìûñëè ïîñëåäíèõ äíåé, à ìîæåò áûòü, è ÷àñîâ Àõìàòîâîé, âîò ÷òî âîëíîâàëî å¸
Âïðî÷åì, è âñþ å¸ æèçíü, êîãäà îíà ó÷èëàñü è õðèñòèàíñêîé êðîòîñòè, è òåðïåíèþ, è, ãëàâíîå, ëþáâè. È ïðîøëà ÷åðåç ìó÷åíèÿ, ñîõðàíèâ ñâî¸ ëèöî!
Åù¸ â 1945 ãîäó â ñòèõàõ «Èç ñîææ¸ííîé òåòðàäè» íàïèñàëà è î Õðèñòå, è îá èñòîðèè, è î áëàãîäàòè âûñîêîãî ñëîâà:
Êîãî êîãäà-òî íàçûâàëè ëþäè
Öàð¸ì â íàñìåøêó, Áîãîì â ñàìîì äåëå,
Êòî áûë óáèò è ÷ü¸ îðóäüå ïûòêè
Ñîãðåòî òåïëîòîé ìîåé ãðóäè
Âêóñèëè ñìåðòü ñâèäåòåëè Õðèñòîâû,
È ñïëåòíèöû-ñòàðóõè è ñîëäàòû,
È ïðîêóðàòîð Ðèìà âñå ïðîøëè.
Òàì, ãäå êîãäà-òî âîçâûøàëàñü àðêà.
Ãäå ìîðå áèëîñü, ãäå ÷åðíåë óò¸ñ,
Èõ âûïèëè â âèíå, âäîõíóëè ñ ïûëüþ æàðêîé
È ñ çàïàõîì áåññìåðòíûõ ðîç.
Ðæàâååò çîëîòî è èñòëåâàåò ñòàëü,
Êðîøèòñÿ ìðàìîð ê ñìåðòè âñ¸ ãîòîâî.
Âñåãî ïðî÷íåå íà çåìëå ïå÷àëü
È äîëãîâå÷íåé öàðñòâåííîå ñëîâî.
Öàðñòâåííîå ñëîâî ïîýçèè Àííû Àõìàòîâîé âîèñòèíó äîëãîâå÷íî, èáî â í¸ì âîïëîòèëîñü íå òîëüêî è íå ïðîñòî ñîâåðøåíñòâî ìàñòåðà, íî è àë÷óùåå äóõà íà÷àëî, ñòðåìëåíèå ÷åðåç äðóæáó çåìíóþ, ÷åðåç ëþáîâü çåìíóþ ê äðóæáå âûñøåé, ê Ëþáîâè âûñøåé êàê ê ÷èñòîé è ñîâåðøåííîé Áîæüåé Ðàäîñòè. Íî íà íàøåé ãðåøíîé Çåìëå ðàäîñòü äà¸òñÿ íåëåãêî, öåíîé èñïûòàíèé è ìó÷åíèé
Èõ íåìàëî âûïàëî íà äîëþ âåëèêîé æåíùèíû è ïîýòà.
 þíîñòè ó íå¸ áûë òóáåðêóë¸ç â òå÷åíèå 15 ëåò. Óæå òîãäà íàïèñàëà: «ß ìåñòî èùó äëÿ ìîãèëû. Íå çíàåøü ëè, ãäå ñâåòëåé?» Áîëåçíü ñêîñèëà òð¸õ å¸ ñåñò¸ð: Èðèíà ïðîæèëà ëèøü 4 ãîäà, Èÿ 28, Èííà 22. Êîãäà Àíå áûëî òîëüêî 10 ëåò, îíà òÿæåëî çàáîëåëà. Íåäåëþ ïðîëåæàëà îíà â áåñïàìÿòñòâå, ðîäíûå è áëèçêèå óæå îò÷àÿëèñü, íå íàäåÿëèñü óâèäåòü å¸ æèâîé. Íî ê Àíå âåðíóëîñü ñîçíàíèå, è òóò æå å¸ ïîðàçèëà ãëóõîòà. Âðà÷è ðàñòåðÿëèñü: âîçìîæíî, áîëüíàÿ åù¸ è îñïó ïåðåíåñëà? Èìåííî òîãäà Àíÿ Ãîðåíêî (ïîèñòèíå ñêîëüêî ãîðÿ âûïàëî åé íà äîëþ
) ñòàëà ïèñàòü ñòèõè, è å¸ íèêîãäà íå îñòàâëÿëî ÷óâñòâî, ÷òî íà÷àëî å¸ ïîýòè÷åñêîãî ïóòè ñâÿçàíî ñ ýòèì òàèíñòâåííûì íåäóãîì. Ãîðàçäî ïîçæå Àííà Ãîðåíêî, óæå èçâåñòíàÿ ïîä ïñåâäîíèìîì Àõìàòîâà íàïèøåò ñòàâøåå çíàìåíèòûì:
Êîãäà á âû çíàëè, èç êàêîãî ñîðà
Ðàñòóò ñòèõè, íå âåäàÿ ñòûäà,
Êàê æ¸ëòûé îäóâàí÷èê ó çàáîðà,
Êàê ëîïóõè è ëåáåäà
Íî, äóìàþ, ñîðà äëÿ ïîýòà íå áûâàåò. «Ïðîçû ïðèñòàëüíîé êðóïèöû», êàê ñêàçàë êîãäà-òî å¸ âåëèêèé ñîâðåìåííèê è äðóã Áîðèñ Ïàñòåðíàê, áóäóò ñâåðêàòü âî âñ¸ì å¸ òâîð÷åñòâå. À òóò, â 10-ëåòíåì âîçðàñòå, ýòà òàèíñòâåííàÿ áîëåçíü, äà åù¸ øèðîêî ðàñêðûòûå íà ìèð äåòñêèå ãëàçà Ïîòîì, ÷åðåç ãîäû, ïîäòâåðäèò:
Íàëåâî áåðó è íàïðàâî,
È äàæå, áåç ÷óâñòâà âèíû,
Íåìíîãî ó æèçíè ëóêàâîé
È âñå ó íî÷íîé òèøèíû.
 äåòñòâå è þíîñòè ìíîãî, êîíå÷íî, âçÿëà ó ìàòåðè Èííû Ýðàçìîâíû Ñòîãîâîé, æåíùèíû ãëóáîêî ðåëèãèîçíîé. Áûñòðî èä¸ò ïðîöåññ ïðåâðàùåíèÿ ÿçû÷åñêîé äåâî÷êè èç ïîýìû «Ó ñàìîãî ìîðÿ», íàïèñàííîé â 1913 ãîäó, â õðèñòèàíêó, êîòîðàÿ âñ¸ ÷àùå îáðàùàåòñÿ ê Áîãó ñ ìîëèòâîé. Îñîáåííî ïîðàæàåò å¸ ìîëèòâà, â êîòîðîé âûðàæåíà ãîòîâíîñòü ïîñòðàäàòü ðàäè òîãî, ÷òîáû áûëà ñïàñåíà ðîäèíà. Âñïîìíèì, ÷òî ýòî âðåìÿ Ïåðâîé ìèðîâîé âîéíû. Ìîëèòâà Àõìàòîâîé íàïîëíåíà ÷óâñòâîì æåðòâåííîñòè.
Äàé ìíå ãîðüêèå ãîäû íåäóãà,
Çàäûõàíüå, áåññîííèöó, æàð,
Îòûìè è ðåá¸íêà, è äðóãà,
È òàèíñòâåííûé ïåñåííûé äàð
Òàê ìîëþñü çà Òâîåé ëèòóðãèåé
Ïîñëå ñòîëüêèõ òîìèòåëüíûõ äíåé,
×òîáû òó÷à íàä ò¸ìíîé Ðîññèåé
Ñòàëà îáëàêîì â ñëàâå ëó÷åé.
Ýòî ñòèõè 1915 ãîäà. Ìîëèòâà, îáðàùåíèå ê Ãîñïîäó, ðàçãîâîð ñ Íèì, òî÷íî Îí ðÿäîì, êàê îòåö, íå ïðåðûâàåòñÿ.  ýòèõ ñòèõàõ è æàëîáû, è ïðîñüáû, è æåëàíèå ïîíÿòü Áîæèé ïðîìûñåë.
 ýòîé æèçíè ÿ íåìíîãî âèäåëà,
Òîëüêî ïåëà è æäàëà.
Çíàþ: áðàòà ÿ íå íåíàâèäåëà
È ñåñòðû íå ïðåäàëà.
Îò÷åãî æå Áîã ìåíÿ íàêàçûâàë
Êàæäûé äåíü è êàæäûé ÷àñ?
Èëè ýòî àíãåë ìíå óêàçûâàë
Ñâåò, íåâèäèìûé äëÿ íàñ?
Ïîèñê èñòèííîãî äðóãà, èñòèííîé ëþáâè, âåðíîñòè, ÷èñòîòû íåðåäêî â þíîñòè ïðèâîäèò ê ðàçî÷àðîâàíèÿì. Íî íàäåæäà íå óòèõàåò. «Ìîæåò áûòü, Ãîñïîäü, Îòåö Íåáåñíûé ïîìîæåò?» ÷àñòî íàèâíî è íåâèííî ñïðàøèâàåò þíàÿ ïîýòåññà. Èíîãäà åé êàæåòñÿ, ÷òî óæå è íå âñòðåòèò Âîò ñòèõîòâîðåíèå 1914 ãîäà:
ß ëþáèìîãî íèãäå íå âñòðåòèëà,
Ñòîëüêî ñòðàí ïðîøëà íàïðàñíî.
È âåðíóâøèñü, ÿ Îòöó îòâåòèëà:
«Äà, Îòåö, Òâîÿ çåìëÿ ïðåêðàñíà.
Íåæèëî ìíå òåëî ìîðå ñèíåå,
Çâîíêî, çâîíêî ïåëè ïòèöû òîìíûå,
À â ðîäíîé ñòðàíå îò ëàñêè èíåÿ
Ïîñåäåëè ñðàçó êîñû ò¸ìíûå.
Òàì â ãëóõèõ ñêèòàõ ìîíàõè ìîëÿòñÿ
Äëèííûìè ìîëèòâàìè, èñêóñíûìè
Çíàþ ÿ: êîãäà çåìëÿ ðàñêîëåòñÿ,
Ïîãëÿäèøü Òû âíèç î÷àìè ãðóñòíûìè.
ß Çàâåò Òâîé, Ãîñïîäè, èñïîëíèëà
È íà çîâ Òâîé ðàäîñòíî îòâåòèëà,
Íà Òâîåé çåìëå ÿ âñ¸ çàïîìíèëà
È ëþáèìîãî íèãäå íå âñòðåòèëà».
Íà å¸ äîëãîì ïóòè âñòðåòèëñÿ íå îäèí ÷åëîâåê, ê êîòîðîìó ïîòÿíåòñÿ èñêðåííå å¸ äóøà. È áóäåò æäàòü ðàâíîäóøåâíîãî è ðàâíîäóõîâíîãî îòâåòà. Èçáðàííèêè áóäóò çíà÷èòåëüíûìè ëè÷íîñòÿìè: ïîýò Íèêîëàé Ãóìèë¸â, ó÷¸íûé Âëàäèìèð Øèëåéêî, èñêóññòâîâåä Íèêîëàé Ïóíèí Ìå÷òàëà î ëþáâè, êàê î Ïåñíè Ïåñíåé. Íå ñëó÷àéíî åù¸ â 1915 ãîäó íàïèñàëà:
Ïîä êðûøåé ïðîì¸ðçëîé ïóñòîãî æèëüÿ
ß ìåðòâåííûõ äíåé íå ñ÷èòàþ,
×èòàþ Ïîñëàíüå àïîñòîëîâ ÿ,
Ñëîâà ïñàëìîïåâöà ÷èòàþ.
Íî çâ¸çäû ñèíåþò, íî èíåé ïóøèñò,
È êàæäàÿ âñòðå÷à ÷óäåñíåé,
À â Áèáëèè êðàñíûé êëåíîâûé ëèñò
Çàëîæåí íà Ïåñíè Ïåñíåé.
Ó÷åáà â Öàðñêîñåëüñêîé Ìàðèèíñêîé æåíñêîé ãèìíàçèè, çàòåì â Êèåâñêîé Ôóíäóêëååâñêîé ãèìíàçèè, êîòîðóþ îêîí÷èëà â 1907 ãîäó, âñëåä çà ýòèì þðèäè÷åñêèé ôàêóëüòåò Âûñøèõ æåíñêèõ êóðñîâ â Êèåâå, ãäå ïðèõîäèëîñü èçó÷àòü èñòîðèþ ïðàâà è îñîáåííî ëàòûíü, ðàçëè÷íûå þðèäè÷åñêèå äèñöèïëèíû. Ïåðååõàâ â Ïåòåðáóðã, ó÷èëàñü íà Âûñøèõ èñòîðè÷åñêî-ëèòåðàòóðíûõ êóðñàõ Ðàåâà. Íî ãëàâíîé øêîëîé, áåçóñëîâíî, áûëà ñàìà æèçíü, êàê ýòî íè áàíàëüíî çâó÷èò, ýòî áûëè âñòðå÷è èëè, êàê îíà ñàìà ñêàçàëà, «íåâñòðå÷è».
Âëþáë¸ííàÿ, ïèøåò: «Áëàãîñëîâè æå íåáåñà, Òû ïåðâûé ðàç îäíà ñ ëþáèìûì». È ñíîâà ïðåä÷óâñòâèå áîëè, ðàçî÷àðîâàíèÿ
È ñíîâà íàäåæäû íà Áîãà:
Ìíîãî íàñ òàêèõ áåçäîìíûõ,
Ñèëà íàøà â òîì,
×òî äëÿ íàñ, ñëåïûõ è ò¸ìíûõ,
Ñâåòåë Áîæèé äîì.
È äëÿ íàñ, ñêëîí¸ííûõ äîëó,
Àëòàðè ãîðÿò,
Íàøè ê Áîæüåìó ïðåñòîëó
Ãîëîñà ëåòÿò.
Èíîãäà ñìåðòü ïðåäñòàâëÿåòñÿ Àõìàòîâîé âûõîäîì èç íåâûíîñèìîé ñèòóàöèè: «Òû çíàåøü, ÿ òîìëþñü â íåâîëå, î ñìåðòè Ãîñïîäà ìîëÿ». Íî ñìåðòü íå ñòðàøíà, êîãäà ê íåé ïðèõîäèò âîçëþáëåííûé!
Ïîýòè÷åñêîå âäîõíîâåíèå äëÿ Àõìàòîâîé ñòàëî íåêèì äàðîì. Çäåñü âäîõíîâåíèå äàðóåòñÿ áîæåñòâåííûì ïðèêîñíîâåíèåì, êîòîðîå ïðèáëèæàåò ê Áîãó ñìåðòíîãî ÷åëîâåêà, íåñïîñîáíîãî ñàìîñòîÿòåëüíî âîçíåñòèñü ê Åãî ïðåñòîëó.
Òàê ÿ, Ãîñïîäü, ïðîñò¸ðòà íèö:
Êîñí¸òñÿ ëè îãîíü íåáåñíûé
Ìîèõ ñîìêíóâøèõñÿ ðåñíèö
È íåìîòû ìîåé ÷óäåñíîé?
Àõìàòîâà íàçûâàåò ñâîþ íåìîòó ÷óäåñíîé, ïðèçíàâàÿ òåì ñàìûì, ÷òî ãëàãîë ïðèíàäëåæèò íå åìó, à Áîãó, è ïîòîìó ïðèíèìàåò å¸, ñëåïî ïîëàãàÿñü íà âåðó. Àõìàòîâà çíàåò, ÷òî ïðèêîñíîâåíèå Ãîñïîäà ïðèáëèçèò å¸ ê Íåìó. Òàê îíà ñáëèæàåò ïîýçèþ ñ ìîëèòâîé.
Ê ýòîìó ïðèñîåäèíÿåòñÿ è íàäåæäà íà èçáàâëåíèå îò ëþáîâíûõ ìó÷åíèé, åñëè ïîñâÿòèòü ñåáÿ ïîýçèè. Íàñòðîåíèå å¸ ñáîðíèêà «×åòêè» ñòðàäàíèå æåíùèíû, óíèæåííîé è îñòàâëåííîé, íî èùóùåé è íàõîäÿùåé ñâîé ñîáñòâåííûé èñòî÷íèê ñèëû: ïîýçèþ ìîëèòâó. Íî íîâûå ìîëèòâû ïðèõîäÿò ñ íîâûìè èñïûòàíèÿìè, ñ äðàìîé æèçíè, èñòîðèè, ñòðàíû. Àðåñòîâàí åäèíñòâåííûé ñûí Ëåâ Ãóìèë¸â.
È óïàëî êàìåííîå ñëîâî
Íà ìîþ åù¸ æèâóþ ãðóäü.
Íè÷åãî, âåäü ÿ áûëà ãîòîâà,
Ñïðàâëþñü ñ ýòèì êàê-íèáóäü.
Ñóðîâîñòü ñòèõà «íè÷åãî, âåäü ÿ áûëà ãîòîâà» ñâèäåòåëüñòâóåò î òîì, ÷òî Àõìàòîâà èçó÷èëà íàóêó âûæèâàíèÿ, íàóêó îäèíî÷åñòâà. Íî ñèëàìè, íóæíûìè äëÿ òîãî, ÷òîáû âûæèòü â ýòîé æèçíè, â ñòðàíå ñ áåçáîæíûì ñòàëèíñêèì òîòàëèòàðíûì ðåæèìîì, óáèâàþùèì ëó÷øèõ, ïîýòà ïèòàåò íîâûé èñòî÷íèê ñîçíàíèå òîãî, ÷òî ñáûëîñü âñ¸ ïðåäñêàçàííîå åé. È, áåçóñëîâíî, âåðà. Ïëåí¸ííûé Õðèñòîñ ãîâîðèë: «Èëè äóìàåøü, ÷òî ß íå ìîãó òåïåðü óìîëèòü Îòöà Ìîåãî, è Îí íå ïðåäñòàâèò Ìíå áîëåå, íåæåëè äâàäöàòü ëåãèîíîâ Àíãåëîâ? Êàê æå ñáóäóòñÿ Ïèñàíèÿ, ÷òî òàê äîëæíî áûòü?» (Ìòô. 26:53-54). Íî êàê è Èèñóñó, ïîíèìàþùåìó, ÷òî äîëæíî ñáûòüñÿ ðå÷¸ííîå â Ïèñàíèè, íå óéòè îò îùóùåíèÿ Ñâîåé ïîêèíóòîñòè Áîãîì-Îòöîì, òàê è êðåñòíûé ïóòü Ìàòåðè íå ñòàíîâèòñÿ ëåã÷å îò òîãî, ÷òî êîãäà-òî ìíîãî ëåò íàçàä îíà åãî ïðåäâèäåëà. Àõìàòîâà êàê áû ïðîâîäèò ïàðàëëåëü ìàòåðèíñêóþ ìåæäó ñîáîé è Ìàðèåé.
 «Ðàñïÿòèè», äåñÿòîì ñòèõîòâîðåíèè öèêëà «Ðåêâèåì», ñðåäè ñòîÿùèõ ó êðåñòà ìû âèäèì íå òîëüêî Ìàòü, íî åù¸ è Èîàííà è Ìàðèþ Ìàãäàëèíó. Äâà ÷åòâåðîñòèøèÿ ñòîÿò ðÿäîì:
Õîð àíãåëîâ âåëèêèé ÷àñ âîññëàâèë,
È íåáåñà ðàñïëàâèëèñü â îãíå.
Îòöó ñêàçàë: «Ïî÷òî Ìåíÿ îñòàâèë!»
À Ìàòåðè: «Î, íå ðûäàé Ìåíå
»
Ìàãäàëèíà áèëàñü è ðûäàëà,
Ó÷åíèê ëþáèìûé êàìåíåë.
À òóäà, ãäå ìîë÷à Ìàòü ñòîÿëà,
Òàê íèêòî âçãëÿíóòü è íå ïîñìåë.
 ñòèõàõ çàâåðøàþùåãî «Ðåêâèåì» ýïèëîãà Àõìàòîâà îò îáðàçà îäèíîêîé â ñâî¸ì ãîðå æåíùèíû, êîòîðàÿ â ñëèÿíèè ñ Ìàðèåé, Ìàòåðüþ Õðèñòà, ïðèîáðåòàåò âñå÷åëîâå÷åñêîå çâó÷àíèå, âíîâü ïåðåõîäèò ê îïèñàíèþ òåõ ìíîãèõ Ìàðèé, êîòîðûì îíà ïîñâÿòèëà ýòè ñòèõè.
Êðîìå ýòîé ïîýìû Àííà Àõìàòîâà ñîçäàëà ñòîëü æå ñèëüíûå òðàãè÷åñêèå ñòèõè î âðåìåíè íàñèëèÿ è ïðîèçâîëà, î âðåìåíè, íå çíàâøåì Áîãà.
Âñå óøëè, è íèêòî íå âåðíóëñÿ,
Òîëüêî âåðíûé îáåòó ëþáâè,
Ìîé ïîñëåäíèé, ëèøü òû îãëÿíóëñÿ,
×òîá óâèäåòü âñ¸ íåáî â êðîâè.
Äîì áûë ïðîêëÿò, è ïðîêëÿòî äåëî,
Òùåòíî ïåñíÿ çâåíåëà íåæíåé,
È ãëàçà ÿ ïîäíÿòü íå ïîñìåëà
Ïåðåä ñòðàøíîé ñóäüáîþ ñâîåé.
Îñêâåðíèëè ïðå÷èñòîå ñëîâî,
Ðàñòîïòàëè ñâÿùåííûé ãëàãîë,
×òîá ñ ñèäåëêàìè 37-ãî
Ìûëà ÿ îêðîâàâëåííûé ïîë.
Ðàçëó÷èëè ñ åäèíñòâåííûì ñûíîì,
 êàçåìàòàõ ïûòàëè äðóçåé.
Îêðóæèëè íåâèäèìûì òûíîì
Êðåïêî ñëàæåííîé ñëåæêè ñâîåé.
Íàãðàäèëè ìåíÿ íåìîòîþ,
Íà âåñü ìèð îêàÿííî êëÿíÿ.
Îáêîðìèëè ìåíÿ êëåâåòîþ,
Îïîèëè îòðàâîé ìåíÿ.
È äî ñàìîãî êðàÿ äîâåäøè,
Ïî÷åìó-òî îñòàâèëè òàì.
Ëþáî ìíå, ãîðîäñêîé ñóìàñøåäøåé,
Ïî ïðåäñìåðòíûì áðîäèòü ïëîùàäÿì.
Ïîýò ïîêàçûâàåò, ÷òî ïðîèñõîäèò ñî ñòðàíîé, ãäå âëàñòü îòâåðãëà Áîãà, ãäå ëþäüìè ïðàâèë ñàòàíà â ÷åëîâå÷üåì îáëè÷üå.
Ïîðîé Àõìàòîâà îùóùàëà ñåáÿ ïî÷òè ì¸ðòâîé. Ñâîåìó äðóãó Ìèõàèëó Ëîçèíñêîìó, ïîýòó è ïåðåâîä÷èêó «Áîæåñòâåííîé êîìåäèè» Äàíòå, îíà ïîäàðèëà êíèãó, ñäåëàâ íà íåé òàêóþ íàäïèñü: «Ïî÷òè îò çàëåòåéñêîé òåíè â òîò ÷àñ, êàê ðóøàòñÿ ìèðû
»
Âñå äóøè ìèëûõ íà âûñîêèõ çâ¸çäàõ,
Êàê õîðîøî, ÷òî íåêîãî òåðÿòü
È ìîæíî ïëàêàòü. Öàðñêîñåëüñêèé âîçäóõ
Áûë ñîçäàí, ÷òîáû ïåñíè ïîâòîðÿòü.
Óæå íå ïðîòèâÿñü, êàê Ìàãäàëèíà, ñòðàäàíèÿì, ñîñòàâëÿâøèì å¸ ñóäüáó, îíà îãëÿíóëàñü íàçàä è â õàîñå óâèäåëà íåêèé ñìûñë. È îò îáîáùàþùåãî îáðàçà Ìàðèè ó Êðåñòà Àõìàòîâà ïåðåõîäèò ê êîíêðåòíûì ïîäðîáíîñòÿì ñâîåé ñîáñòâåííîé ñóäüáû, ÷òîáû ïîíÿòü, ïðèíÿòü è âûñòîÿòü.
À ýòà êîíêðåòíîñòü íå çàñòàâèëà ñåáÿ æäàòü. ß èìåþ â âèäó òðàâëþ âåëèêîé ïîýòåññû è èçâåñòíîå Ïîñòàíîâëåíèå ÖÊ ÂÊÏ(á) îò 14 àâãóñòà 1946 ãîäà î æóðíàëàõ «Çâåçäà» è «Ëåíèíãðàä», äîêëàä Æäàíîâà, óíèçèâøåãî è îñêîðáèâøåãî ïîýòà è æåíùèíó. À äî ýòîãî åù¸ â ãîäû âîéíû çàìàë÷èâàíèå Àõìàòîâîé, å¸ ïðåáûâàíèå â Òàøêåíòå, òÿæ¸ëàÿ áîëåçíü òèô, íóæäà. Íî Àííà Àíäðååâíà, èñïîëíåííàÿ äîñòîèíñòâà, ãîâîðèëà: «Ïîýòó íè÷åãî íåëüçÿ äàòü, è ó ïîýòà íè÷åãî íåëüçÿ îòíÿòü. Óæ ó ìåíÿ òàê îòíèìàëè! Âñåì ãîñóäàðñòâîì. È íè÷åãî íå îòíÿëè». Ñâîèì ïàëà÷àì è íåäîáðîæåëàòåëÿì îòâå÷àëà ñòðîêàìè:
Çà ìåíÿ íå áóäåòå â îòâåòå.
Ìîæåòå, äðóçüÿ, ñïîêîéíî ñïàòü.
Ñèëà ïðàâî, òîëüêî âàøè äåòè
Çà ìåíÿ âàñ áóäóò ïðîêëèíàòü.
 Êîìàðîâî, íåäàëåêî îò äîìèêà-«áóäêè» Àííû Àíäðååâíû ñòîÿëà ðîñêîøíàÿ äà÷à ëèòåðàòóðíîãî êðèòèêà, êîòîðûé â êîíöå 40-õ ãîäîâ ñäåëàë êàðüåðó íà òðàâëå Àõìàòîâîé. Îíà ãîâîðèëà: «Íà ìîèõ êîñòÿõ ïîñòðîåííàÿ». È âñ¸ æå óêðåïëÿëà â ñåáå äóõ õðèñòèàíñêîãî ïðîùåíèÿ è ëþáâè.
ß âñåì ïðîùåíèå äàðóþ
È â Âîñêðåñåíèå Õðèñòà
Ìåíÿ ïðåäàâøèõ â ëîá öåëóþ,
À íå ïðåäàâøåãî â óñòà.
Âîò äâà ìîìåíòà, äâå öèòàòû, ñòîëü õàðàêòåðíûå äëÿ âûÿâëåíèÿ îáëèêà Àõìàòîâîé. Áîðèñ Àíðåï, ìîçàè÷íèê, âñïîìèíàë: «ß ãîâîðèë åé î ñâî¸ì íåâåðèè è òùåòå ðåëèãèîçíîñòè. Àõìàòîâà ìåíÿ ñòðîãî îò÷èòàëà, óêàçûâàÿ íà ïóòü âåðû êàê íà çàëîã ñ÷àñòüÿ: «Áåç âåðû íåëüçÿ». È åù¸: èç çàìåòîê Àõìàòîâîé î Íèêîëàå Ãóìèë¸âå: «Îí ñêàçàë: «
òû íàó÷èëà ìåíÿ âåðèòü â Áîãà è ëþáèòü Ðîññèþ».
Ëþáîâü è âåðà äåðæàëè ýòó âåëèêóþ Æåíùèíó â æèçíè. «Deus conservat omnia» «Áîã ñîõðàíÿåò âñ¸» ýòîò äåâèç ãðàôà Øåðåìåòüåâà ñîïðîâîæäàë å¸ ïîâñþäó: è êîãäà æèëà â Ôîíòàííîì äîìå â Ëåíèíãðàäå, è êîãäà ëåæàëà â áîëüíèöå Áîòêèíà â Ìîñêâå, è â ñàíàòîðèè «Äîìîäåäîâî», âåäü âñå ýòè çäàíèÿ íåêîãäà ïðèíàäëåæàëè Øåðåìåòüåâó, è âåçäå ìîæíî áûëî ïðî÷èòàòü ýòîò äåâèç. È â çäàíèè Ëåíèíãðàäñêîãî Ñîþçà ïèñàòåëåé, ãäå áûë óñòàíîâëåí äëÿ ïðîùàíèÿ ãðîá ñ òåëîì ïîýòà. Áîã ñîõðàíÿåò âñ¸. È âåëèêóþ ïîýçèþ íåïîâòîðèìûå ñëîâà Àííû Àíäðååâíû Àõìàòîâîé.
Î, åñòü íåïîâòîðèìûå ñëîâà,
Êòî èõ ñêàçàë èñòðàòèë ñëèøêîì ìíîãî.
Íåèñòîùèìà òîëüêî ñèíåâà
Íåáåñíàÿ è ìèëîñåðäüå Áîãà.
Äðóãèå ñòàòüè â ëèòåðàòóðíîì äíåâíèêå:
- 22.02.2020. Äóõîâíîé æàæäîþ òîìèì Ëåâ Áîëåñëàâñêèé
- 21.02.2020. Àííà Àõìàòîâà Ëåâ Áîëåñëàâñêèé
- 20.02.2020. Áîðèñ Ïàñòåðíàê Ëåâ Áîëåñëàâñê
- 19.02.2020. Ïóòü Íèêîëàÿ Ãóìèë¸âà Ëåâ Áîëåñëàâñêèé
- 16.02.2020. Èðèíà Êíîððèíã. Çàáûòûå èìåíà
- 13.02.2020. Ëåâ Áîëåñëàâñêèé
Источник