Цикл бессонница цветаевой анализ

Цикл бессонница цветаевой анализ thumbnail

Чаще всего лирические произведения посвящены распространенным темам: любви, родины, нравственного выбора. Но бывает так, что одна и та же тема «не отпускает» поэта, заставляет вновь и вновь обращаться к ней. Тогда появляются циклы стихов — несколько произведений, объединенных, как правило, общей темой или лирическим героем. В XIX века известнейшим стал «денисьевский» цикл Ф. И. Тютчева. В ХХ веке Александр Блок написал «Стихи о Прекрасной Даме», Марина Цветаева сочинила «Стихи к Блоку», а Сергей Есенин — «Персидские мотивы».

В 1916 году, когда Россия переживает не лучшие времена, а в судьбе самой Марины сплошные расставания и разочарования, она создает цикл стихотворений «Бессонница». Пожалуй, сон и бессонница — излюбленные мотивы в русской прозе и поэзии. Но у Цветаевой с бессонницей особые отношения. Поэтесса не просто одушевляет ее и наделяет чертами женщины. Бессонница становится подругой и уже в первом стихотворении цикла ведет себя соответственно: она и жалеет, и утешает, и в то же время надевает «теневой венец», как будто связав себя и героиню навеки.

Дальше панорама как бы расширяется: «Двери! — Настежь — в темную ночь!». Героиня, мучаясь бессонницей, чувствует все события, происходящие вокруг нее. В третьем стихотворении «в огромном городе — ночь», а героиня будто меняется с бессонницей местами: «Друзья, поймите, я вам снюсь». Такая двойственность состояния ощущается при чтении всех стихотворений цикла.

Масштаб бессонницы постоянно меняется: то это «ночь в огромном городе», то «бессонница полей». Примечательно, что контраст сна и бессонницы проявляется не только в жизни людей, но и в окружающем мире. Это «сон полей» и «бессонница леса», это корова, которая «тяжко вздохнула в сонном хлеву», и подковы, которые «где-то в ночи взрывали траву», это спящие гуси и гусь-сторож.

При этом героиня все-таки одинока: в шестом стихотворении она ощущает себя «бессонной, бездомной черницей», но зато она обладает ключами «от всех ворот единственной столицы» и чувствует ответственность за всех: и за «круглую воюющую землю» и за тех, «кого жалеют и кого целуют».

В седьмом фрагменте вновь проявляется автобиографичность: Цветаева, очевидно, чувствуя зарождающуюся в себе жизнь (ведь через 8 месяцев, в апреле 1917 года, родится ее вторая дочь Ирина), пишет:

Черноглазого ребенка
Я увидела во сне.

Но предчувствуя грядущие трагические события: и приближающуюся Октябрьскую революцию, и долгую разлуку с мужем, и последующую смерть дочери — Марина Ивановна выражает тревогу с помощью символов. Параллелизм связывает «красную сосенку» с капающей смолой и сердце, по которому в «ночи прекрасной» ходит пила.

Ощущение обреченности усиливается в восьмом фрагменте до такой степени, что героиня, обращаясь к ночи и называя ее «черным солнцем», просит у нее смерти как спасения от людей, потому что «нагляделась в зрачки человека».

В девятом и десятом стихотворениях одиночество сменяется чувством единения с теми, кто тоже не спит. Их оказывается так много (и младенец, и старик, и сторож), что все образы сливаются в обобщающем слове никто: «Кто не спит по ночам? Никто не спит!»

В первом варианте цикла десятое стихотворение было завершающим, поэтому напоминает своеобразную молитву о тех, кто не спит в ночи: «Помолись, дружок, за бессонный дом, за окно с огнем!» Не важно, почему не спят все эти люди, важно, что горящее в ночи окно — некий маяк, «крик разлук и встреч».

Последнее стихотворение цикла было написано спустя пять лет. Пережитые Цветаевой события сделали ее более стойкой и мужественной. Стихотворение звучит как встреча двух старых знакомых, бывших когда-то подругами, — героини и Бессонницы. Да, теперь это друг, имеющий свое имя, поэтому и пишется с заглавной буквы. Этот друг спасает, зовет испить из кубка, после чего они заключают вечный союз. Героиня понимает,что Бессонница помогает творить, хотя и отнимает иногда последние силы.

  • «Мне нравится, что Вы больны не мной…», анализ стихотворения Марины Цветаевой

  • «Бабушке», анализ стихотворения Цветаевой

  • Краткая биография Марины Ивановны Цветаевой

  • «Молодость», анализ стихотворения Марины Цветаевой

  • «Красной кистью рябина зажглась», анализ стихотворения Цветаевой

  • «Встреча», анализ стихотворения Цветаевой

  • «Ошибка», анализ стихотворения Цветаевой

  • «Любовь! Любовь!», анализ стихотворения Цветаевой

  • «Рас-стояние: вёрсты, мили», анализ стихотворения Цветаевой

  • «В Париже», анализ стихотворения Цветаевой

  • «Глаза», анализ стихотворения Цветаевой

  • «Дикая воля», анализ стихотворения Цветаевой

  • «Кошки», анализ стихотворения Цветаевой

  • «Имя твое – птица в руке…», анализ стихотворения Цветаевой

  • «Моим стихам, написанным так рано…», анализ стихотворения Цветаевой

По писателю: Цветаева Марина Ивановна

Источник

Цикл

1

Обвела мне глаза кольцом
Теневым – бессонница.
Оплела мне глаза бессонница
Теневым венцом.

То-то же! По ночам
Не молись – идолам!
Я твою тайну выдала,
Идолопоклонница.

Мало – тебе – дня,
Солнечного огня!

Пару моих колец
Носи, бледноликая!
Кликала – и накликала
Теневой венец.

Мало – меня – звала?
Мало – со мной – спала?

Ляжешь, легка лицом.
Люди поклонятся.
Буду тебе чтецом
Я, бессонница:

– Спи, успокоена,
Спи, удостоена,
Спи, увенчана,
Женщина.

Чтобы – спалось – легче,
Буду – тебе – певчим:

– Спи, подруженька
Неугомонная!

Спи, жемчужинка,
Спи, бессонная.

И кому ни писали писем,
И кому с тобой ни клялись мы…
Спи себе.

Вот и разлучены
Неразлучные.
Вот и выпущены из рук
Твои рученьки.
Вот ты и отмучилась,
Милая мученица.

Сон – свят,
Все – спят.
Венец – снят.

8 апреля 1916 г.

2

Руки люблю
Целовать, и люблю
Имена раздавать,
И еще – раскрывать
Двери!
– Настежь – в темную ночь!

Голову сжав,
Слушать, как тяжкий шаг
Где-то легчает,
Как ветер качает
Сонный, бессонный
Лес.

Ах, ночь!
Где-то бегут ключи,
Ко сну – клонит.
Сплю почти.
Где-то в ночи
Человек тонет.

27 мая 1916 г.

3

В огромном городе моем – ночь.
Из дома сонного иду – прочь.
И люди думают: жена, дочь, –
А я запомнила одно: ночь.

Июльский ветер мне метет – путь,
И где-то музыка в окне – чуть.
Ах, нынче ветру до зари – дуть
Сквозь стенки тонкие груди – в грудь.

Есть черный тополь, и в окне – свет,
И звон на башне, и в руке – цвет,
И шаг вот этот – никому – вслед,
И тень вот эта, а меня – нет.

Огни – как нити золотых бус,
Ночного листика во рту – вкус.
Освободите от дневных уз,
Друзья, поймите, что я вам – снюсь.

17 июля 1916 г., Москва.

4

После бессонной ночи слабеет тело,
Милым становится и не своим, – ничьим.
В медленных жилах еще занывают стрелы –
И улыбаешься людям, как серафим.

После бессонной ночи слабеют руки
И глубоко равнодушен и враг и друг.
Целая радуга – в каждом случайном звуке,
И на морозе Флоренцией пахнет вдруг.

Нежно светлеют губы, и тень золоче
Возле запавших глаз. Это ночь зажгла
Этот светлейший лик, – и от темной ночи
Только одно темнеет у нас – глаза.

19 июля 1916 г.

5

Нынче я гость небесный
В стране твоей.
Я видела бессонницу леса
И сон полей.

Где-то в ночи подковы
Взрывали траву.
Тяжко вздохнула корова
В сонном хлеву.

Расскажу тебе с грустью,
С нежностью всей,
Про сторожа-гуся
И спящих гусей.

Руки тонули в песьей шерсти,
Пес был – сед.
Потом, к шести,
Начался рассвет.

20 июля 1916 г.

6

Сегодня ночью я одна в ночи –
Бессонная, бездомная черница! –
Сегодня ночью у меня ключи
От всех ворот единственной столицы!

Бессонница меня толкнула в путь.
– О, как же ты прекрасен, тусклый Кремль мой! –
Сегодня ночью я целую в грудь
Всю круглую воюющую землю!

Вздымаются не волосы – а мех,
И душный ветер прямо в душу дует.
Сегодня ночью я жалею всех, –
Кого жалеют и кого целуют.

1 августа 1916 г.

7

Нежно-нежно, тонко-тонко
Что-то свистнуло в сосне.
Черноглазого ребенка
Я увидела во сне.

Так у сосенки у красной
Каплет жаркая смола.
Так в ночи? моей прекрасной
Ходит пo сердцу пила.

8 августа 1916 г.

8

Черная, как зрачок, как зрачок, сосущая
Свет – люблю тебя, зоркая ночь.

Голосу дай мне воспеть тебя, о праматерь
Песен, в чьей длани узда четырех ветров.

Клича тебя, славословя тебя, я только
Раковина, где еще не умолк океан.

Ночь! Я уже нагляделась в зрачки человека!
Испепели меня, черное солнце – ночь!

9 августа 1916 г.

9

Кто спит по ночам? Никто не спит!
Ребенок в люльке своей кричит,
Старик над смертью своей сидит,
Кто молод – с милою говорит,
Ей в губы дышит, в глаза глядит.

Заснешь – проснешься ли здесь опять?
Успеем, успеем, успеем спать!

А зоркий сторож из дома в дом
Проходит с розовым фонарем,
И дробным рокотом над подушкой
Рокочет ярая колотушка:

Не спи! крепись! говорю добром!
А то – вечный сон! а то – вечный дом!

12 декабря 1916 г.

10

Вот опять окно,
Где опять не спят.
Может – пьют вино,
Может – так сидят.
Или просто – рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое.

Крик разлук и встреч –
Ты, окно в ночи!
Может – сотни свеч,
Может – три свечи…
Нет и нет уму
Моему – покоя.
И в моем дому
Завелось такое.

Помолись, дружок, за бессонный дом,
За окно с огнем!

23 декабря 1916 г.

11

Бессонница! Друг мой!
Опять твою руку
С протянутым кубком
Встречаю в беззвучно –
Звенящей ночи.

– Прельстись!
Пригубь!
Не в высь,
А в глубь –
Веду…
Губами приголубь!
Голубка! Друг!
Пригубь!
Прельстись!
Испей!
От всех страстей –
Устой,
От всех вестей –
Покой.
– Подруга! –
Удостой.
Раздвинь уста!
Всей негой уст
Резного кубка край
Возьми –
Втяни,
Глотни:
– Не будь! –
О друг! Не обессудь!
Прельстись!
Испей!
Из всех страстей –
Страстнейшая, из всех смертей –
Нежнейшая… Из двух горстей
Моих – прельстись! – испей!

Мир бeз вести пропал. В нигде –
Затопленные берега…
– Пей, ласточка моя! На дне
Растопленные жемчуга…

Ты море пьешь,
Ты зори пьешь.
С каким любовником кутеж
С моим
– Дитя –
Сравним?

А если спросят (научу!),
Что, дескать, щечки не свежи, –
С Бессонницей кучу, скажи,
С Бессонницей кучу…

Май 1921 г.

Анализ стихотворения Цветаевой «Бессонница»

Такие стихотворения Марины Цветаевой из сборника «Вёрсты», как «Нынче я гость небесный», «Вот опять окно…», «Бессонница! Друг мой!» и ряд других, сильно отличаются друг от друга по настроению, композиции и сюжету. Они были написаны в разное время (весна, лето и зима 1916 года, май 1921 года), по разному поводу, в них говорится о разных людях. Однако все они посвящены одной теме – бессоннице, а потому логично, что эти произведения были выделены в единый цикл. Рассмотрим, каким это состояние было для поэтессы.

Первое стихотворение – «Обвела мне глаза кольцом…». В нём нет единого размера. В отдельных фрагментах встречаются парные, кольцевые и перекрёстные рифмы. Оно построено в виде диалога между лирической героиней-автором и бессонницей. Здесь болезнь (в медицине расстройство сна или инсомния считается заболеванием) предстаёт в виде мистической богини. Автор олицетворяет бессонницу, вкладывая в её уста едкие риторические вопросы, обращения, восклицания. Чтобы показать, как сильно влияние этого существа на героиню, поэтесса добавляет в текст анафоры («Спи, жемчужинка, Спи, бессонная»), эпифоры-созвучия (свят-спят-снят), аллитерации и ассонансы (разлучены-рученьки-мученица). Метафорические образы (круги под глазами – теневой венец, т. е. корона бессонницы) подчёркивают связь между персонажами.

В других стихотворениях цикла («Руки люблю…», «Сегодня ночью я одна в ночи…», «После бессонной ночи слабеет тело…») мы видим ту самую магию, которая творится между лирической героиней и инсомнией. Следим, как колдунья-бессонница толкает героиню на странные поступки, заставляет бродить по опустевшему городу, заглядывать в окна и искать везде признаки своего состояния – таких же неспящих людей.

Интерес вызывает произведение «В огромном городе моём – ночь…». Оно построено на парной рифме – все строки четверостишия рифмуются одинаково, так что весь стих можно описать схемой aaaa bbbb и т. д. Здесь мы видим, как постепенно героиня сама становится магическим существом.

Это превращение закрепляется в следующем стихотворении, где мы замечаем изменения даже в её облике. С помощью выразительных эпитетов («светлейший лик», «тень золоче») и сравнений («как серафим») поэтесса показывает, как героиня перевоплощается в ангела ночи. В этом плавном стихотворении, состоящем из сочетаний ямбов, хореев и амфибрахиев, больше не слышен мотив муки, страдания от бессонной ночи. «Нынче я гость небесный…», – почти радостно подтверждает эту догадку поэтесса следующим произведением.

Но к концу цикла мелодия боли зазвучит с новой силой. В «Нежно-нежно, тонко-тонко…» и последующих стихотворениях мы увидим тоску по беззаботной невинности, чистой любви, покою и пониманию. В последнем произведении, посвящённом вдове композитора Скрябина, чью кончину ускорила бессонница, мы снова услышим осанну богине-инсомнии, схожей теперь со смертью. Думается, этот образ был привлекателен для поэтессы потому, что бессонница способна забрать тяжёлые сны, напоминающие о недостижимом или потерянном счастье, и подарить пусть опасное, но такое желанное душевное равновесие.

Источник

Чаще всего лирические произведения посвящены распространенным темам: любви, родины, нравственного выбора. Но бывает так, что одна и та же тема “не отпускает” поэта, заставляет вновь и вновь обращаться к ней. Тогда появляются циклы стихов – несколько произведений, объединенных, как правило, общей темой или лирическим героем.

В XIX века известнейшим стал “денисьевский” цикл Ф. И. Тютчева. В ХХ веке Александр Блок написал “Стихи о Прекрасной Даме”, Марина Цветаева сочинила “Стихи к Блоку”, а Сергей Есенин – “Персидские

мотивы”.

В 1916 году, когда Россия переживает не лучшие времена, а в судьбе самой Марины сплошные расставания и разочарования, она создает цикл стихотворений “Бессонница”. Пожалуй, сон и бессонница – излюбленные мотивы в русской прозе и поэзии. Но у Цветаевой с бессонницей особые отношения. Поэтесса не просто одушевляет ее и наделяет чертами женщины.

Бессонница становится подругой и уже в первом стихотворении цикла ведет себя соответственно: она и жалеет, и утешает, и в то же время надевает “теневой венец”, как будто связав себя и героиню навеки.

Дальше панорама как бы расширяется:

“Двери! – Настежь – в темную ночь!”. Героиня, мучаясь бессонницей, чувствует все события, происходящие вокруг нее. В третьем стихотворении “в огромном городе – ночь”, а героиня будто меняется с бессонницей местами: “Друзья, поймите, я вам снюсь”.

Такая двойственность состояния ощущается при чтении всех стихотворений цикла.

Масштаб бессонницы постоянно меняется: то это “ночь в огромном городе”, то “бессонница полей”. Примечательно, что контраст сна и бессонницы проявляется не только в жизни людей, но и в окружающем мире. Это “сон полей” и “бессонница леса”, это корова, которая “тяжко вздохнула в сонном хлеву”, и подковы, которые “где-то в ночи взрывали траву”, это спящие гуси и гусь-сторож.

При этом героиня все-таки одинока: в шестом стихотворении она ощущает себя “бессонной, бездомной черницей”, но зато она обладает ключами “от всех ворот единственной столицы” и чувствует ответственность за всех: и за “круглую воюющую землю” и за тех, “кого жалеют и кого целуют”.

В седьмом фрагменте вновь проявляется автобиографичность: Цветаева, очевидно, чувствуя зарождающуюся в себе жизнь (ведь через 8 месяцев, в апреле 1917 года, родится ее вторая дочь Ирина), пишет:

Черноглазого ребенка Я увидела во сне.

Но предчувствуя грядущие трагические события: и приближающуюся Октябрьскую революцию, и долгую разлуку с мужем, и последующую смерть дочери – Марина Ивановна выражает тревогу с помощью символов. Параллелизм связывает “красную сосенку” с капающей смолой и сердце, по которому в “ночи прекрасной” ходит пила.

Ощущение обреченности усиливается в восьмом фрагменте до такой степени, что героиня, обращаясь к ночи и называя ее “черным солнцем”, просит у нее смерти как спасения от людей, потому что “нагляделась в зрачки человека”.

В девятом и десятом стихотворениях одиночество сменяется чувством единения с теми, кто тоже не спит. Их оказывается так много (и младенец, и старик, и сторож), что все образы сливаются в обобщающем слове никто: “Кто не спит по ночам? Никто не спит!”

В первом варианте цикла десятое стихотворение было завершающим, поэтому напоминает своеобразную молитву о тех, кто не спит в ночи: “Помолись, дружок, за бессонный дом, за окно с огнем!” Не важно, почему не спят все эти люди, важно, что горящее в ночи окно – некий маяк, “крик разлук и встреч”.

Последнее стихотворение цикла было написано спустя пять лет. Пережитые Цветаевой события сделали ее более стойкой и мужественной. Стихотворение звучит как встреча двух старых знакомых, бывших когда-то подругами, – героини и Бессонницы.

Да, теперь это друг, имеющий свое имя, поэтому и пишется с заглавной буквы. Этот друг спасает, зовет испить из кубка, после чего они заключают вечный союз. Героиня понимает, что Бессонница помогает творить, хотя и отнимает иногда последние силы.

Loading…

Источник

Отдел образования администрации Центрального района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

Секция Литературоведение

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

по теме

Мир «бессонницы» в цикле «Бессонница» М.И. Цветаевой

Воронкиной Ирины Юрьевны

учащейся 11 класса МОУ СОШ № 4

Центрального района.

Контактный телефон: 221-22-96

Руководитель:

Платонова Юлия Владимировна

Аспирант кафедры русской литературы НГПУ

Работа выполнена в МОУ СОШ № 4

Новосибирск 2007

Введение

Серебряный век является значимой эпохой в истории мировой культуры и литературы. Первые два десятилетия XX века это период расцвета русской литературы, прежде всего поэзии, когда на литературной арене одни за другими сменялись символисты, акмеисты, футуристы. В это время творили: Александр Блок, Анна Ахматова, Владимир Маяковский, Марина Цветаева и многие другие.

Гениальность Марины Цветаевой неоспорима, её стихи читались, читаются, и будут читаться людьми разных возрастов, национальностей и вероисповеданий. Её уникальность как поэта и в том, что она не относилась ни к одному из течений в поэзии Серебряного века. У неё было свое собственное, не похожее ни на кого и в то же время близкое многим понимание действительности, жизни, любви. Цветаева всегда оставалась самой собой. Её судьба это непростой путь русской женщины, человека, преданного искусству.

Марина Цветаева начала писать в юном возрасте. Её первый сборник «Вечерний альбом» был издан, когда ей исполнилось 18 лет. В следующем году она встречает Сергея Эфрона, своего будущего мужа. Многие стихи того времени посвящены именно ему. На протяжении своей жизни Цветаева столкнулась со многими испытаниями: это и события в истории России: Первая Мировая война, две революции, Гражданская война; и личные драмы поэтессы: смерть дочери, долгая разлука с мужем, эмиграция. Но, несмотря ни на что, Марина Цветаева продолжала писать. Л. Поликовская в статье о Цветаевой пишет: «…она не могла жить без сонмов, снов… не могла перестать быть Поэтом»1. Именно эти строки отражают сущность и жизненную позицию Цветаевой она была поэтом с большой буквы и считала это своим призванием.

Одним из центральных мотивов в творчестве поэтессы является мотив бессонницы. Один из циклов, написанных ею, назван «Бессонница». Значимость мира, пограничного между сном и явью, изучалась такими известными исследователями, как Анна Саакянц, Елена Айзенштейн и многими другими. Но, по нашему мнению, до сих пор остаются нераскрытыми некоторые вопросы. Основная часть научных работ, посвященных бессоннице, была направлена на сопоставление бессонницы и сна. Актуальность проблемы заключается в том, что отдельно образ «бессонницы» практически не рассматривался, и в современной литературе нет чёткого толкования данного образа в творчестве Цветаевой. Какими смыслами наполняется бессонница в лирике Марины Цветаевой, и какую роль она играла для лирической героини её стихотворений до сих пор остаётся тайной. Цель нашей работы доказать, что бессонница была целым миром для поэтессы и исследовать, каким представлялся этот мир в её стихотворениях.

1. «Бессонница» и «сон» в творчестве Марины Цветаевой

Образ бессонницы в русской литературе имеет свою историю. Многие поэты и Золотого, и Серебряного веков, и нашего времени писали о бессоннице. В творчестве каждого её образ создается по-разному, и в то же время у них можно найти что-то общее. Марина Цветаева занимает исключительное место среди этих поэтов, так как мотив «бессонницы» является сквозным в её творчестве, она посвятила не одно стихотворение бессоннице, а целый цикл и множество отдельных стихотворений, в которых присутствует этот образ.

Большое влияние на творчество Марины Цветаевой оказал А.С. Пушкин. Первым поэтом, с творчеством которого она познакомилась, был именно он. «Мой Пушкин» вскоре напишет она, и будет боготворить его до конца своих дней. Марина Цветаева считала Пушкина поэтом с большой буквы, великим творцом. Многие образы её стихотворений похожи на образы из стихов Пушкина. Одним из них является образ «бессонницы», традицию описания которого продолжила Цветаева.

В стихотворении А.С. Пушкина «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» лирическому герою противостоит бессонница, не отпускает его. Он же старается разгадать её сущность. Выразительные, образные метафоры помогают Пушкину создать картину происходящего вокруг, а точнее невидимого, но ощущаемого («Спящей ночи трепетанье,//Жизни мышья беготня…»). И Цветаева, и Пушкин чувствовали, что время неумолимо бежит вперёд, даже во сне. Лирические герои их стихотворений пытаются найти ответы на свои вопросы, ведут диалог с бессонницей.

Мы можем предположить, что в образе «бессонницы» Цветаевой есть что-то «тютчевское», ведь в его лирике тоже присутствует мотив бессонницы, как значимый компонент творчества. Его стихотворение «Бессонница» мы выбрали для сравнительного анализа, потому что представление автора о бессоннице схоже с представлением Цветаевой.

Во-первых, в стихотворении нет конкретного лирического героя, а присутствует только безличное, собирательное «мы». Как у Тютчева, так и у Цветаевой бессонница это момент столкновения жизни и смерти, но, в отличие от поэтессы, Тютчев ведёт разговор со смертью не один на один, а с позиции всего человечества. Марина Цветаева во время бессонницы просит смерть забрать её, Тютчев же утверждает: бессонница есть порог смерти, к которому каждый из нас рано или поздно подойдёт, а так как происходит постоянная смена времён и поколений, забвение неизбежно. Отсутствие лирического «я» и конец жизни в стихотворении Тютчева объясняется тем, что, согласно его концепции мира и человека, жизнь это всего лишь миг, «одно мгновение».

Стихотворения Пушкина и Тютчева отличаются друг от друга. У Тютчева восклицания у Пушкина вопросы, у Тютчева готовое знание у Пушкина взыскание истины, у Тютчева безнадежность у Пушкина противостояние путем познания. Марина Цветаева желала продолжить начатое Пушкиным великое дело нести истину и свет людям, её мироощущение совпадало с идеями поэта, поэтому её стихотворения немного ближе по духу стихам Пушкина.

Прежде чем перейти непосредственно к миру «бессонницы» в стихотворениях Марины Цветаевой, необходимо понять, что значил для поэтессы ещё один образ, близкий бессоннице, образ «сна».

Между этими понятиями в изображении Цветаевой много общего. «Сон для Цветаевой «один из способов ухода от действительности», из «навязанного ей от рождения мира необходимостей, туда, где начинается подлинная жизнь»1. Бессонница тоже выступает в роли иного мира, который не всегда похож на реальный. Е. Айзенштейн пишет: «Сон называла Цветаева любимым видом общения, своим часом суток и временем года, своей широтой и долготой. Это сфера, через которую она говорила о высших переживаниях души»1. Бессонница, как и сон, помогает увидеть истинного себя. Ночь приоткрывает душу, помогает лучше понять себя и окружающих. Сон общение с людьми в другом мире, а бессонница граница двух миров. С другой стороны, бессонница это ещё один мир. Для поэтессы существовало три мира: реальный, мир «сна» и мир «бессонницы». Все три мира отличались друг от друга, в каждом из них Цветаева чувствовала себя по-разному, каждый имел свои положительные и отрицательные стороны.

В статье «Мотивы и образы «сна» в жизни и творчестве М.И. Цветаевой» раскрывается значение сна: «Одно из первых значений, в каком она (Марина Цветаева) употребила слово «сон» – это знак душевного безразличия, души омертвелой. В стихотворении «Месяц высокий над городом лег…» героиня отказывается на слова ушедшего героя «хочется спать» монологом, в котором отчётливо противопоставляет сон и его синонимы «уютная дремота», «покой» – иному мироощущению, отстаивающему движение, «муку пути», борение»2. Эти строки имеют огромное значение, так как они помогают нам понять, что бессонница «иное мироощущение», была отлична от сна, и, если сон означал в некоторых стихотворениях смерть, то бессонница жизнь, борьбу со смертью. Для Цветаевой сон был миром, состоянием, и она наделяла его человеческими качествами. В мире «бессонницы» можно выделить два основных образа: состояние, в котором Цветаева могла видеть и чувствовать всё, что происходит в мире, и человек, который помогал ей всё это делать и мог быть как другом, так и врагом.

В стихотворениях Марины Цветаевой бессонница могла быть в любом контексте и в самых разных связях с описываемым образом. Так, в стихотворении «У меня в Москве купола горят!» читаем:

Всей бессонницей я тебя люблю,

Всей бессонницей я тебе внемлю…

Бессонница здесь выступает как своеобразная «мера любви». Она является и душой поэтессы, и её состоянием. «Любить бессонницей» у Цветаевой значит любить всем сердцем. Героиня живёт в мире бессонницы, сквозь призму этого состояния она выражает свои чувства. Именно в бессонные ночи она острее всего чувствовала своё влечение к любимому. Это подтверждается и ещё одной строкой из стихов поэтессы: «Коли суженого жду где бессонница?». Это состояние было неразрывно связано с ожиданием, предвкушением чего-то, чащ

Источник