Что значит вам и не снилось

Что значит вам и не снилось thumbnail

Я уже как-то писала об этом фильме. Но это же не повод больше к нему не возвращаться, правда? Тем более, что порассуждать на эту тему интересно не мне одной.

Вы никогда не задумывались, что было с персонажами дальше? Уверена, что думали и что у вас есть свое видение продолжения историй героев.

Сразу оговорюсь, я беру за основу именно фильм. Не повесть Щербаковой и не продолжения (если таковые имеют место быть).

Кадр из фильма

Фильм заканчивается тем, что Роман и Катя сидят в снегу, Рома только что выпал из окна и явно травмирован. Что потом? Потом травматология, лечение переломов и ушибов внутренних органов. В больницу его ходит навещать Катя. Она бы и жила там, прямо в палате, но – не разрешают.

Мать и бабушка пытаются прорваться – но Рома не желает иметь с ними дел. Как вы думаете, кого они обвинят в падении Ромки из окна? Уж конечно, не себя. Катю. Зачем шла по двору, зачем кричала ему? Так Катя из просто ненавистной девчонки станет чуть ли не потенциальным убийцей их драгоценного Ромочки.

Кадр из фильма

После восстановления – возвращение Ромы в Москву. Дома он жить откажется, мать видеть не пожелает. Наверное, логично будет, если его приютит все та же добрая к своим ученикам Татьяна Николаевна. А вот с мамой спустя время Роман все-таки начнет общаться. Мама – знатная манипуляторша, пара “сердечных приступов” (возможно даже, с госпитализацией) – и Рома прибежит, как миленький. Да, доверия уже не будет, но в семью со временем мать его вернет.

Кадр из фильма

В институт Рома, конечно, поступит. И сразу же, как только им с Катей стукнет по 18 – женится на ней. Обещал же. Человек слова и долга. Даже если к тому времени он потихоньку начнет понимать, что учиться, образовываться дальше Катя не будет.

А зачем ей учиться? Способностей нет, замуж берут и так. А работу, не требующую образования, найти не проблема.

Кадр из фильма

Семейную жизнь их я описывать не буду, просто потому, что возможны сотни вариантов – от идиллии до гражданских войн с участием родителей.

А в 90-е Ромкин НИИ закроется и содержать всю семью будет необразованная Катя. Математикой-то на хлеб не заработаешь.

Теперь Татьяна Николаевна, Танечка. И Михаил. При всей ее хорошести, я не вижу у нее будущего с Мишей. Они изначально разные. В начале фильма, перед 1 сентября, он ей звонит “с соболезнованиями”, отчего она серьезно пугается. О чем это говорит? Михаил – человек циничный, что свойственно многим медикам, и в то же время ироничный.

Кадр из фильма. У Танечки по обыкновению кислое выражение лица. Это ее стиль жизни. Она гасит любые искры, которые пытается высечь Михаил

Он легкий, ему скучно жить без шутки, по расписанию, в жестких рамках. Танечка же – крайне ответственна, слишком правильна и никогда не расслабляется. Она все воспринимает всерьез, она не умеет быть самоироничной. Миша просто пошутил про начало учебного года, а она считает это чуть ли не преступлением.

Если бы они поженились, она бы его загнобила. Не важно, за что – за каждую ерунду. В итоге бы все равно развелись, но перед этим он бы еще и нагулялся налево и направо, раз дома занудно пилят.

Кадр из фильма. Алена

Алена. Та, которая большая и преследовала Рому в школе. Не исключено, что она продолжит это делать и дальше, в ВУЗе. Одержимость так просто не проходит, а у нее именно одержимость Романом, иначе и не скажешь. Если уж ее не смущало наличие Кати и она продолжала сопровождать Рому из школы. И если уж смога убедить родителей перевести ее в математическую школу, вслед за Ромой. А потом, когда он уехал, перевестись обратно.

Кадр из фильма

Родители Романа. Хоть папа там и уронил грозно вазочку с цветами, и прошелся по мокрому полу в приступе гнева, ни во что конкретное это не выльется. Мама как заправляла всеми, так и будет заправлять. Отец права голоса не имеет. Не исключено, что ему преподнесут историю с падением из окна так, то он тоже будет во всем винить Катю.

И даже рождение внука вряд ли смягчит мамашу. Ведь это будет внук “от той”, Костиной. А значит, не достоин любви.

Спасибо за внимание к каналу, всегда рада видеть ваши комментарии

Читать также:

“Покровские ворота”. Что стало с героями потом

“Экипаж”. А что будет с героями потом

“Служебный роман”. Что будет с героями потом

Источник

Фильм глазами психолога

Есть ли среди нас те, кто не смотрел фильм «Вам и не снилось» (1980) по повести и сценарию Галины Щербаковой? Уж, кажется, более засмотренного фильма сложно себе представить. АХ, сколько в нем романтики и любви, и какие ужасные эти взрослые, которые разлучили Катю и Ромку, – так думала я, посмотрев первые фильм много лет назад.

А недавно, включила ТВ для фона и не смогла оторваться от экрана, где шел этот фильм. Фильм глазами психолога – это совершенно иной взгляд на этот сюжет. Итак,

Двое школьников Ромка и Катя влюбились друг в друга.
Ромка – психологически взрослый, целеустремленный, с уже сформировавшейся жизненной концепцией, для математика нереально чувствительный и эмпатичный. Он – заботиться, защищает, поддерживает, ПОНИМАЕТ Катины страдания и переживания.

Его отец всю жизнь – прекрасно симулирует свой психосоматический радикулит. Спросите, почему психосоматический? Вспомните фразу его жены, в исполнении Лидии Шукшиной: «Как увидел ее, так и побежал! Куда только радикулит его делся!».

И это понятно. Когда неожиданно встречаешь любовь всей своей жизни, очень хочется быть здоровым и счастливым. А вот когда живешь длительное время в состоянии внутреннего конфликта и «потому что надо», – тогда психосоматика расцветает буйным цветом.

Читайте также:  Сонник толкование снов к чему снится картошка

Ромкина мама – истинный продукт доминирующей и истероидно- демонстративной мамаши-бабушки в роскошном исполнении Татьяны Пельцер, с жизненным девизом: «Для достижения моей цели – все средства хороши!».

Как выжить ребенку в таких условиях и сохранить психику, если он не бунтарь? Верно, сформировать двойной стандарт поведения – психотип «два лица – нашим-вашим» – или эпилептоидный тип характера. С мамой оставаться всегда зависимым ребенком, а со своими мужем и сыном, в зависимости от ситуации: занудливым, требующим Родителем или активно манипулирующим Ребенком, если что-то идет не по привычному для нее сценарию.

А когда ребенок, в период взросления не чувствует любви и заботы, он будет требовать этого от своих детей. Поэтому Ромке, ни при каких бы обстоятельствах не удалось бы уговорить маму отпустить его в самостоятельную жизнь, да еще и с маминой «соперницей» в лице Кати.

Девочка Катя – олицетворение жертвенной любви и чудовищной зависимости от партнера. «А я думала, что тебя совсем не интересую», – говорит она красавице маме, которая в период ее взросления активно устраивала свою личную жизнь. «Ты вон, какая красивая, а я…».

И вновь ситуация отсутствия родительской любви и эмоциональной «дыры». А заполнить ее должен партнер, который бы заменил и родителей, и любимого человека.

«В жизни есть только любовь!» – Повторяет Катя постоянно, – и это ли не гимн созависимости. Отсюда и депрессия, и отказ от учебы, от социума, когда они расстались. В ее жизни ничего не осталось, кроме желания раствориться в партнере и привязать его к себе.

Выдержал бы такую двустороннюю (мама-Катя) удушающую любовь Ромка во взрослой жизни? Сомневаюсь. Пожалуй, впервые за столько лет я поняла, почему Галина Щербакова в своей повести выбрала трагический финал. Она заранее спасла своего героя от фрустрирующих проблем в будущем, которые ничем бы хорошим для него не закончились.

И еще одни, прекрасно прописанные детско-родительские и любовные отношения одинокой учительницы Танечки. «Мама, ты приехала без предупреждения?», – Спрашивает она свою красавицу мать, которой даже в голову не пришло, что ее дочь может быть не одна.

И здесь тоже доминирующая мать, с которой у Танечки очень крепкая симбиотическая связь. А психологически не рожденный ребенок не может создать собственную семью. Кроме того, Танечка привыкла быть всегда хорошей девочкой для мамы. Это так ярко проявляется в их диалоге о Коле Рыженьком:

– Ну и выходила бы за него, – небрежно отвечает мама на сожаление дочери об упущенной возможности женского счастья.

– Как? – Громко кричит непонимающая хорошая девочка Танечка. – Но ведь ты же мне сказала: «Что это за фамилия у тебя будет – «Рыженькая»! И я не стала с ним встречаться.

– Зря, – так же спокойно отвечает мать, заботливо протягивая ей бутерброд с икрой.

Поиск похвалы родителей в уже взрослом возрасте ни к чему хорошему не приводит…

Поэтому у Танечки тоже созависимые отношения с роскошным Леонидом Филатовым в роли непостоянного плейбоя с задатками газлайтера. И именно с ним ее отношения будут длиться всегда, потому что только здесь она может быть «плохой девочкой», которая связалась с «хулиганом». Потому что только «плохой парень» может дать «хорошей девочке» дофаминовый цунами, от которого отказаться она уже не сможет никогда. Да и кто же станет отказываться от единственного чувственного удовольствия в жизни?

А к чему столько букв? А к тому, что я очень рекомендую пересмотреть этот фильм уже с позиции взрослых людей, родителей, самих «хороших девочек» или мам «хороших девочек» и тех, кто живет в состоянии зависимости от любви. Уверяю, это будет совершенно иное восприятие великолепного фильма.

Особенно я бы рекомендовала его посмотреть мамам-собственницам. А лучше найти и прочитать книгу Галины Щербаковой. Там финал более реалистичный. Возможно, кого-то он заставит не только посмотреть на своего взрослеющего сына или дочь под другим углом зрения, но и освободит от удушающих пут родительской “любви”.

Психолог Ирина Кураж

Источник

От автора: Стала писать о том, что меня так или иначе затрагивает. Сегодня провела анализ фильма «Вам и не снилось» с точки зрения семейной и трансгенерационной психологии. Делюсь с вами-:)

Вам и не снилось
В ранней юности я любила произведения Галины Щербаковой. Она была одна из немногих авторов, кто писал о переживания моего возраста.

Познакомилась с её творчеством когда посмотрела фильм «Вам и не снилось». 

Книгу с одноименным названием вскоре прочла и больше старалась не соприкасаться с этой темой. Не любила я произведения с плохим концом. «Вам и не снилось» вызывало у меня, как я анализирую сейчас, чувства печали, несправедливости, гнева, безысходности. Те чувства, которые переживать особо не хочется.

С тех пор прошло много лет. Иногда фильм мелькает на экранах, но я не вникаю.

И вот волею судьбы я посмотрела его вновь.

Пока наблюдала за сюжетом, поняла, что начала слегка соприкасаться с обозначенными выше чувствами. 

Фильм закончился, мне стало важно сравнить его финал с повестью. 

На экране главный герой Рома не разбился насмерть. Но я помню, что в книге иначе.

Коротко напомню сюжет.

Что значит вам и не снилось
Семья Кати 16 лет  переезжает в новый дом и переходит в другой класс. Там она встречает Рому, сына мужчины, с которым много лет назад был роман у матери девочки. Семьи как-то столкнулись и все друг друга узнали, в том числе мать мальчика (жена того мужчины).

Волею случая молодые люди  понравились друг другу, у них завязались отношения. 

Но семьи против; они ставят всякие препятствия на пути молодых людей, пытаясь разлучить тех территориально.

Рому отправляют в другой город к бабушке, которая, якобы, заболела. На самом деле, та вполне здорова, но против отношений внука и даже прячет письма от Кати. Однажды он приходит домой и слышит разговор бабушки с матерью из которого понимает, что его обманули и бабушка не больна.

Читайте также:  К чему раковина снится

Далее следует безобразная сцена, когда бабушка не выпускает внука из квартиры  с криками, что это порочная семья и порочная девка.

В это время юноша видит в окне свою девушку.

А дальше сюжет разнится. В фильме Рома хочет позвать Катю, открывает окно, становится на подоконник, но поскальзывается и срывается вниз. Высота небольшая, девушка бежит к нему и они обнимаются. 

В книге юноша сначала решает застрелиться (больно бьют слова бабушки о том, что Катя забыла его; а она ведь и правда не пишет) и достаёт пистолет. Но вот он видит откуда ни возьмись взявшуюся девушку, прыгает из окна, ведь всего 3 этаж. Но под снегом металлическая труба. Он падает на неё грудью и получает травму не совместимую с жизнью.

Я начала анализировать произошедшее с точки зрения трансгенерационной и системной семейной психологии. Исходя из представлений этих направлений, такие «случайности» не случайны. 

Семейная система молодого человека в настоящее время дисфункциональна. Этому способствует определённая стадия жизненного цикла семьи. Стадия, на пороге которой стояла семья, носит название «Опустевшее гнездо». Она наступает, когда дети вырастают и им приходит время покинуть родительский дом. Но это непростая история для семьи. Потому что отношения между супругами в этот период давно не те, что раньше (у родителей Ромы, вероятно,исчерпали себя). Данное время  непростое ещё и потому что накладывается кризис среднего возраста, подведение итогов, не всегда радужное. Все это добавляет напряжение в семейной системе.

Не секрет, что дети и их проблемы легко триангулируются (стабилизируют систему) в отношения между мужем и женой. Отношения Кати и Ромы как нельзя лучше «зацепили» взрослых и помогали снимать напряжение между ними.

Итог мог быть разным. Молодой человек мог остаться в системе, принадлежность к роду пересилила бы чувства. Мог отреагировать протестом и уйти из системы (сложнее на мой взгляд). Но произошло другое. И молодой человек хотел покончить с собой из-за непереносимых чувств. В последний момент он сознательно отказывается от этого, но бессознательно делает выбор в пользу смерти.

Для меня это про (вот откуда особая печаль) о том, как система может способствовать суицидам. 

Вводных данных не достаточно для прогнозов, но варианты таковы: Рома мог быть идентифицирован с кем-то в роду, кто погиб при трагических обстоятельствах, возможно он «выполнил» послание: «ты не наш, если».

С уверенностью можно говорить, что 

в системе было грубое пренебрежение (игнорировались чувства и переживания юноши), ложь в системе (все в ней участвовали) и насилие.

Такой комплекс стал взрывоопасной смесью и выстрелил. Выстрелил против жизни.

Законы системы, послания рода, скелеты в шкафу, замалчивание, неотгореванное горе, скрытое насилие или суициды непременно приведут к большим личным сложностям одного человека и целого рода в целом.

Когда груз не переработанных трав станет невыносим произойдёт вымирание рода, либо его окончательная дисфункция. А именно психиатрии, психопатии, зависимости, запуска программы самоуничтожения.

Чаще всего максимально дисфункция проявится в 4 поколении после перечисленного выше. Сейчас много молодых людей, чувствующих помимо сложностей внутри себя, того, что по ощущениям принадлежит им, ещё и груз системы. Здесь как хватит сил. Опустившись на дно ты либо сдаёшься, либо идёшь наперекор системы и начинаешь новый виток истории рода. Например, идёшь на терапию. В том числе терапию системной травмы.

Хотя статья точно не для того, чтобы туда зазывать. Статья-просто размышления и информация. Она про грусть, что так бывает.

Что значит вам и не снилось

Источник

фото с сайта ok.ru

Фильм «Вам и не снилось» повествует о подростковой любви – нежном и искреннем чувстве, которое связывает двух московских школьников Рому и Катю. Кинокартина вышла на экраны в 1981 году. Сюжет фильма поставлен на основе повести Галины Щербаковой «Роман и Юлька».

История создания фильма

Идею повести подсказал собственный сын писательницы своим невероятным поступком. Юноша забрался на шестой этаж по водосточной трубе, чтобы оставить послание девушке, в которую был влюблен. Спускаясь вниз, молодой человек сорвался и упал, но чудом уцелел и отделался всего лишь небольшими ушибами. Такой же поступок был совершен главным героем произведения.

Закончив работу над произведением, Галина Щербакова отправила ее в редакцию журнала «Юность». Прошло несколько месяцев, но повесть так и не была опубликована, поэтому писательница решила отправить ее кинематографистам киностудии имени Горького. Уже через пару дней Галину пригласили в студию, где предложили экранизировать произведение.

Роль главного героя фильма досталась Никите Михайловскому, на тот момент он еще учился в школе. Несмотря на свой юный возраст, Никита сыграл потрясающе. Он сумел прочувствовать роль, пропустил через себя эмоции своего героя. На съемочной площадке он словно перерождался в Ромку, просто жил в кадре, это доступно далеко не каждому даже очень опытному актеру.

фото с сайта creeker.ru

Призы и награды

В тот же год, когда вышел фильм, он стал призером Всесоюзного кинофестиваля, который проходил в Вильнюсе и завоевал Второй приз за лучший детский фильм. В следующем году Татьяна Аксюта, исполнявшая главную роль в фильме, получила Почетный диплом за лучшую женскую роль на международном кинофестивале, который проходил в Португалии.

Кинокартина пользовалась огромной популярностью. Фильм стал лидером кинопроката и оказался на 12 месте по посещаемости. Кино посмотрело более 26 млн. зрителей.

фото с сайта mega-trek.com

Увлекательные факты о фильме

Кинокартина «Вам и не снилось» завоевала признание и любовь зрителей. С фильмом связано несколько интересных фактов:

· роль главной героини Кати сыграла 23-летняя Татьяна Аксюта, в реальности она была на 7 лет старше Никиты Михайловского, своего партнера по фильму, которому на тот момент было всего 16 лет, однако юноша прекрасно справился со своей ролью;

фото с сайта m.fishki.net

· фильм снял маститый режиссер детских фильмов Илья Фриз, к его работам относятся картины «Это мы не проходили», «Приключения желтого чемоданчика», «Чудак из 5 Б»;

Читайте также:  К чему снится останки человека

· на роль мамы Кати претендовали разные актрисы, но Фриз видел в этой роли только Ирину Мирошниченко, которая на тот период она проходила лечение в больнице после аварии, режиссер терпеливо ждал, когда актриса выздоровеет и приступит к работе;

· картина была показана в США, в прокат она вышла под названием «Loves and Lies»;

· в фильме была использована песня «Последняя поэма», которая была написана на стихи Рабиндраната Тагора и исполнена Ириной Отиевой, первоначально планировалось задействовать ее в фильме «Остров сокровищ», но она прозвучала только через 10 лет после записи в кинокартине «Вам и не снилось»;

кадр из фильма “Вам и не снилось”

· совместный труд Галины Щербаковой и Ильи Фриза не ограничился только съемкой кинокартины «Вам и не снилось», в 1983 году они создали кинокомедию «Карантин»;

· съемка фильма проходила в 2-ух городах – Москве и Санкт-Петербурге, на тот момент это был Ленинград, финал также создавался в этих двух городах, Ромка оказался на подоконнике в Ленинграде, а выпав из окна, он оказывается в московском сугробе;

· музыка к фильму написана Алексеем Рыбниковым.

Фильм покоряет своей искренностью и великолепной игрой актеров.

Источник

26 миллионов зрителей, лучший фильм 1981 года по результатам опроса читателей журнала “Советский экран” — это сухая статистика, а впечатления и эмоции от просмотра (особенно девичьи) выразить словами вряд ли получится. “Вам и не снилось…” — трогательная сказка о первой любви и борьбе за неё.

Вначале была повесть

Вначале была повесть с легкомысленным названием “Роман и Юлька”. Идею для сюжета писательнице Галине Щербаковой невольно подсказал её сын-подросток: пока родители были в отъезде, влюблённый отпрыск полез по водосточной трубе на шестой этаж к любимой девушке, оставил на балконе трогательную записку, начал спускаться — ржавая труба предательски развалилась, парень полетел вниз. Отделался лёгким испугом, но мать была восхищена таким ярким проявлением чувств и написала повесть о первой любви с похожим финалом: влюблённый мальчик падает с высоты.

Повесть была отправлена в соответствующий аудитории журнал “Юность”. Прошло несколько месяцев, но Щербаковой даже не ответили. Тогда автор послала текст руководителю Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им. Горького Сергею Герасимову. Тут ей повезло — через несколько дней позвонила супруга Герасимова Тамара Макарова и заявила, что повесть ей очень понравилась и она во что бы то ни стало добьётся, чтобы фильм по ней был снят.

Воодушевлённая Щербакова всё-таки связалась с редактором “Юности” Борисом Полевым и спросила, чем же его не устроила повесть. Тот честно сказал, что ему не нравится мрачный финал: Ромка прыгает из окна и умирает. Узнав об этом, Галина тут же, не выходя из редакции, переписала трагическую концовку, предоставив читателям возможность самим решить, умер Ромка или всё-таки выжил. Уже во время подготовки к съёмкам фильма повесть была напечатана в журнале под новым названием — “Вам и не снилось…”.

Редакцию “Юности” после публикации завалили письмами. В них восхищались душевностью истории, но намекали, что неопределённость Ромкиной судьбы огорчает и неплохо бы оставить его в живых — ведь такая красивая пара! Режиссёр фильма Илья Фрэз с таким мнением был согласен, сценарий подкорректировали — получился “хеппи-энд”.

“Подкорректировать” пришлось и имя героини. В именах Ромки и Юльки был зашифрован намёк на другую, более известную любовную трагедию — “Ромео и Джульетта”. Это было забавно и романтично, но чиновников из Госкино подобная аллюзия почему-то возмутила. Некая дама из начальников снисходительно заявила Щербаковой:

“Вы что, думаете, что вы Шекспир?”

Пришлось Юльку заменить на Катю. Но смысл остался.

Разница в семь лет

Поиск актёров стал для режиссёра Фрэза истинным творческим мучением. Если кандидаты на “взрослые” роли определились достаточно быстро, то с главными героями пришлось нелегко. Пробовали, пробовали — всё не то. Катей стала выпускница ГИТИСа Татьяна Аксюта. Ей было 23, более того — она уже была замужем, но восхитила режиссёра трогательной юной внешностью. Никто из зрителей не заподозрил, что актриса на самом деле старше своей героини на семь лет. Старшеклассники, после выхода фильма забросавшие Татьяну письмами с признаниями в вечной любви, были шокированы этим беспощадным фактом.

На роль Ромки устроили масштабный всесоюзный “кастинг”, отсмотрели несколько сотен парней, но никто из них не гармонировал в паре с Аксютой. Кто-то посоветовал режиссёру присмотреться к 16-летнему актёру из Ленинграда Никите Михайловскому. На его счету уже было несколько фильмов, в том числе главная роль. На пробах он всех потряс — без преувеличения: не играл, а действительно был Ромкой, всё пропускал через себя.

В роли Катиной мамы режиссёр видел только Ирину Мирошниченко, хотя она от съёмок отказывалась — незадолго до этого попала в серьёзную аварию, лечилась в больнице. Её буквально выкрали оттуда, когда затягивать со съёмкой сцен с её участием стало больше нельзя.

Последняя поэма

Песню “Последняя поэма” знают и любят даже те, кто ни разу не видел фильм, — она давно уже живёт своей жизнью, и кто только её ни исполнял. Но кажется, что без этих слов про “смерть побеждающий вечный закон” и фильма-то никакого не было бы.

Мелодию композитор Алексей Рыбников написал за десять лет до всей этой истории для совсем другого кинофильма, но она не пригодилась. Совершенно случайно, взяв с полки томик Рабиндраната Тагора, он увидел эти стихи в переводе Аделины Адалис. И удивился, как легко эти слова ложатся на давно написанную мелодию.

***

Если вам интересны мои публикации о советском кино, обязательно подпишитесь на канал— тогда они будут чаще появляться в вашей ленте новостей. Спасибо за внимание!

Источник